Формирование индивидуального имиджа студента как фактор становления профессионализма будущего специалиста
Выпуск:
ART 86413
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Валеева
О.
Н.,
Пак
Л.
Г. Формирование индивидуального имиджа студента как фактор становления профессионализма будущего специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
1931–1935. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86413.htm.
Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические положения формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста; описана программа формирования индивидуального имиджа студента, а также технологическое обеспечение деятельности по реализации программных направлений формирования индивидуального имиджа обучающегося. Предложено авторское определение категории «индивидуальный имидж студента».
Похожие статьи
Текст статьи
Валеева Ольга Николаевна,аспирант кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургvaleevaonw@gmail.com
Пак Любовь Геннадьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургlyubovpak@mail.ru
Формирование индивидуального имиджа студента как фактор становления профессионализма будущего специалиста
Аннотация.В статье представлены теоретикометодологические положения формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста; описана программа формирования индивидуального имиджа студента, а также технологическое обеспечение деятельности по реализации программных направлений формирования индивидуального имиджаобучающегося.Предложено авторское определение категории «индивидуальный имидж студента». Ключевыеслова:индивидуальный имидж, студент, личность, саморазвитие, самореализация, деятельность.
Глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, определили направленность модернизации и реформирования системы высшего профессионального образования, признающей в качестве приоритета необходимость овладения выпускником вузане только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обязательное развитие таких личностных качеств студента, как открытость для постоянного развития, готовность к пересмотру своих взглядов и знаний, способность к позитивному восприятию и творческому осмыслению собственного индивидуального имиджа как значимого фактора успешности осваиваемой специальности. Сегодня индивидуальный имидж выпускника вуза как принципиально значимая, новая стержневая характеристика личности, призвана обеспечить не только презентацию и утверждение уникальности выпускника современного вуза, но предопределить успешность в трудоустройстве и профессиональной деятельности, продвижение к вершинам профессионализма. Изучение авторомисследуемой проблематики(в ходе теоретического анализа и практического опыта работы) показало, что, сам студент не достаточноосознаетроль и значение индивидуального имиджакак фактора становления его профессионализма, что подтверждается в ходе социологического опроса, проведенного автором (опрошено 87 респондентов факультета социальной педагогики):у 46% обучающихсявыявленыразрозненные представленияоб индивидуальном имидже, его составляющих, способах и методах оптимизации выявлено; 56% опрошенных демонстрируют фрагментарное осмыслениесебя как члена профессионального сообщества, носителя профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих выбранной профессии; 62% респондентовпродемонстрировали недостаточное владениеспособами презентации стиля социально и профессионально одобряемого поведения и его регулирования с целью произвести желаемое впечатление; 47% опрошенных
неумениераскрыть наиболее привлекательные индивидуальные, личностные качества, достоинствав образовательной и квазипрофессиональной деятельности. Несформированный индивидуальныйимидж студента вуза проявляется:в «контекстных» личностных и профессиональных затруднениях уровня самоактуализации (неудовлетворенность статусом, ощущение нехватки внутренних ресурсов личности) и использовании неконструктивных способов и стратегий их преодоления; нежелании и неготовности самосовершенствоваться, стремиться к высоким достижениям в профессиональной деятельности, саморазвиваться; не достаточной способностик рефлексииобразовательной и будущей профессиональной деятельности; неуменияосознавать свои слабостии недостатки, соотноситьсвои объективные характеристики с эталоннымобразом индивида, личности, профессионала, видеть себя «со стороны». Это обусловлено, тем, что в системе высшего профессионального образования студент стихийно и самостоятельноприобретает теоретические и практические знания о создании, поддержании, оптимизации индивидуального имиджа. Зачастую он остается один на один с проблемой формирования представления о себе, и решается эта проблема прохождением длительного эмпирического пути, методом проб и ошибок. Целенаправленно ни один из общественных институтов (семья, школа, вуз, профессиональное сообщество и т.п.) не занимается этой проблемой. Студент почти всегда самостоятельно создает средства получения такого рода знаний, которые позволяют выстраивать свой индивидуальный имидж (не всегда позитивный) в личностной, социальной и профессиональных сферах.
Полученные выводы актуализируют необходимость переосмысления икорректирования концептуальных положенийисследуемой проблемы в контексте значимости цели и функционала индивидуального имиджа студента в целях становления профессионализма будущего специалиста. Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного исследования формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста. К исследованию явлений имиджа в российской научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких разработок как изучение образа (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, и др.), исследование общения (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.В. Петровский и др.). Необходимо отметить целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В. Яндарова), а также изучение структуры, особенностей восприятия и технологии формирования имиджа педагога (Н.М. Шкурко). Среди зарубежных авторов, занимающихсяисследованием имиджа личности, заметную роль сыграли такие ученые, как К. Болдинг, П. Берд, Ф. Баури, ЖП. Бодуин, Д. Бурстин, П. Вейл, Т. Д. Сван, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. К исследованию явлений имиджа в российской научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких разработок как изучение образа (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, и др.), исследование общения (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.В. Петровский и др.). Необходимо отметить целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В. Яндарова), а также изучение структуры, особенностей восприятия и технологии формирования имиджа педагога (Н.М. Шкурко). В своем исследовании мы опирались на труды отечественных авторов П.С. Гуревича, В.М. Шепеля, Г.М. Андреевой, А.П. Жмырикова, П. Власовой, Е.Б. Перелыгиной. Особо необходимо отметить разработки зарубежных исследователей М. Айзенка, Дж. Келли (проблема образа); А. Адлера, К. Роджерса (концепции, раскрываюшие природу и поведение человека в обществе); М. Люшера, А. Штангля, (познание людей в профессиональной и обыденной жизни в контексте невербальных сигналов личности); К. Ховланда, Ф. Фридмана (осмысление поведения людей и их межличностного общения) и т.д. В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления: Е.Б. Перелыгина обосновывает социальнопсихологическую и акмеологическую концепцию имиджа как феномена интерсубъективного взаимодействия (персональный имидж); В.В. Волкова, Н.А. Кадочников, А.В. Скрипкина разрабатывают стратегии и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы (корпоративный имидж). Г.А. Бусыгина исследует индивидуальный имидж как социальноперцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза (индивидуальный имидж); Л.Ю. Донская выявляет психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (профессиональный имидж) и т.д. Проблематика вышеперечисленных работ охватывает достаточно широкий перечень явлений–имидж организации, имидж преподавателя высшей школы, имидж политического лидера, имидж науки, сосредоточенных на выявлении и описании содержательных характеристик имиджа, их механизмов, закономерностей функционирования, возможностейоптимизации и управления данным феноменом. В то же время, в педагогической науке пока не достаточно рассматривается феномен индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста. Поэтому назрела острая необходимостьв разработке авторских концептуальных положений исследуемой проблематикии прикладных аспектов их использования для образовательной практики высших учебных заведений.Актуальность поднятой проблемы лежит в аспекте социологических, психологических, философских, педагогических наук. Каждая из них по своему подходит к рассмотрению процессов возникновения, развития и функционирования имиджа. Научные поиски этих наук сосредоточены вокруг процессов возникновения, развития и функционирования имиджа. Существенныйвклад в развитие психологии имиджа и имиджелогии внесли такие ученые как З. Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, М.Вебер и др. Сегодня можно наблюдать особое состояние психологии, основанное на почти физическом ощущении необходимости разработки проблемы личности в соответствии с обретаемым, игнорируемым или трудно выстраиваемым ее имиджем[6]. Современные исследования в области имиджелогиинастойчиво убеждают нас в том, что мы живем в пространстве множественно оформляющейся личности, для которой внешний имидж и внутреннее его содержание являются определенными координатами развития[6]. Имидж является механизмом самореализации на рынке труда и одним из эффективных способов воздействия на окружающих, в особенности на массы и всякого рода объединения: большие и малые, структурированные и спонтанные.
Многочисленные исследования показали, несмотря на представленность термина «имидж» в современной научной литературе исследование индивидуального имиджа современного студента вуза является недостаточно разработанным. Мы считаем, что характеризуя студента как представителя какойлибо профессии, нельзя отделять профессиональный и личностный имиджи. Поэтому нами вводится понятие индивидуального имиджа студента как интегральной характеристики, включающей совокупность внешних и внутренних индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации и самоутверждения себя в профессии, личной и социальной жизни. При этом акцентируется внимание на проективной взаимосвязи (личностных и профессиональных аспектов), так как наличие тех или иных качеств и свойств личности определяет успешность будущей профессиональной деятельности; а определенный уровень теоретической подготовки и профессиональные навыки, полученные в вузе обуславливают раскрытие потенциальных возможностей и совершенствование индивидуальных качеств обучающегося. Авторская позиция заключается в том, что индивидуальный имиджа студента мы рассматриваем в синтезе личностного и профессионального, усиливая и синтезируя те методологические характеристики, которые в интеграционном единстве создают цельный образ специалиста нового времени. При этом интеграция личностного и профессионального в индивидуальном имидже определяет собирательный образ студента, обусловленный его внутренними качествами, особыми индивидуальными свойствами, и детерминированный профессиональными характеристиками, соответствующими ожиданиям профессионалов и выступает условием личностнопрофессиональной самореализации, достижения акме личностнопрофессиональных вершин[13]. Для содержательного уточнения сущности ведущих идей формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста чрезвычайно важен вопрос о том, является ли имидж только формируемым, целенаправленно заданным образом или он может быть как «искусственным», так и «естественным», стихийно образованным. Мнения исследователей по данному вопросу разделяются. Экспертный опрос, проведенный О.А. Малакановой, показал, что 64% специалистов в области массовой коммуникации выражают мнение, что имидж существует всегда, независимо от того, занимаются им или нет, и лишь 23% экспертов считают, что имидж целенаправленно формируется[7]. Мы разделяем позицию Е.Б. Перелыгиной, Е.Н. Богданова, В.Г.Зазыкина указывающим на то что, что имидж есть сконструированный психический образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы, создаваемый со вполне определенными целями (Е.А. Щербакова). Исследуя индивидуальный имидж, как личностный и профессиональный феномен, предполагаем, что процесс его формирования, это целенаправленное, социальнообусловленное ипедагогически сопровождаемое приобретение студентом совокупности внешних (освоение социальной роли «профессионал», внешняя культура действия, общения, познания) и внутренних индивидуальных качеств (общительность, ответственность, активная жизненная позиция, оптимизм, эмпатия и т.д.), определяющих эффективность его существования в личностной, профессиональной и социальной сферах. Рассматривая исследуемую проблему мы акцентируем внимание на то, что студент, характеризующийся высоким уровнем сформированностииндивидуального имиджа студента –это не просто носитель совокупности внешних и внутренних индивидуальных качеств, он также является и субъектом собственного развития и профессиональной деятельности, способным к их преобразованию, перспективному прогнозированию и самосовершенствованию[8]. С позиции новых приоритетов вуза (диалога, субъектности и саморазвития) индивидуальный имидж студента определяется нами как проектирование себя в качестве постоянно совершенствующейся личности профессионала, знающего свое дело, способного самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.В свете вышеизложенного, автором были выдвинуты следующие ведущие идеи, которыебудут проверяться в ходе реализации исследовательского проекта:1. Индивидуальный имидж студента вуза это интегральная характеристика личности, которая включает совокупность внутренних индивидуальных качеств (общительность, ответственность, активная жизненная позиция, преобладающее позитивное восприятие, самостоятельность, адекватная гибкость, самокритичность и т.д.), и внешних проявлений (освоение социальной роли «студент», «профессионал», норм общения, профессиональных знаний, умений, культуры профессиональной деятельности, самоимиджирование) и определяющих эффективность его существования в личностной, профессиональной и социальной сферах. Индивидуальный имидж выпускника вуза в целом ассоциируется с развивающейся, целеустремленной, активной личностью. 2. Процесс оптимизации индивидуального имиджа студента рассматривается как устойчивая последовательность педагогически целесообразных действий субъектов образования (преподавателя и студента), выполнение которых гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа выпускника вуза и образа будущего профессионала, обладающего заданными характеристиками (профессиональная компетентность, социальная и профессиональная активность, субъектность, адекватная самооценка, уровень притязаний, способность к самоанализу, положительная Яконцепция, культура действия, общения и познания). 3. Основными факторами оптимизации индивидуального имиджа студента вуза являются особенности условий и содержания обучения, а также такие личностные особенности, как потребность в самопознании и формировании позитивного имиджа. Комплексно оптимизация индивидуального имиджа студента осуществляется под влиянием факторов: объективных (профессиональная общественность, семья; национальный фактор; традиции, обычаи, нравы вуза, пересечение «коллективного» и «индивидуального»; фактор социальных ожиданий и оценок); субъективных (профессиональная востребованность, моральный фактор, компетентность)[9]. Объективные факторы связаны с реальной системой жизнедеятельности студента в образовательном процессе вуза и последовательностью действий, направленных на достижение акме выпускника в саморазвитии и самоосуществлении (психологическая готовность субъекта к выполнению профессиональной роли профессионала, успешная перестройка деятельности с одного вида на другой, активное самообразование, потребность в самооизменениях). Субъективные факторы определяют развитие индивидуальных качеств студента с точки зрения социальной и профессиональной идентичности, носителя профессиональных и социальных норм, моральных и иных ценностей и отношений, определенной картины мира, самоотношения и мировоззренческой позиции.4. В целом, работу по оптимизации индивидуального имиджа студента вуза можно представить в виде следующей последовательности педагогически целесообразных действий, отражающих разнообразные требования к ряду необходимых операций: осознание студентом необходимости формирования позитивного индивидуального имиджа; формирование мотивации студента на избранную профессию; проявление собственной активности студента при работе над своим имиджем; обеспечение самодиагностики личностных качеств и поведения каждым студентом или группой в целом;коррекция поведения, самооценки, статуса по отношению к другим в образовательной и квазипрофессиональной деятельности; развитие рефлексии, интереса к себе и к миру; обучения приемам оптимального общения профессионального, делового, межличностного и т.д.; развитие социальной восприимчивости и психической саморегуляции; знание требований работодателей к выпускнику вуза; соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по оптимизации и коррекции индивидуального имиджа студента; овладение студентом приемами самопознания, а также навыками самоимиджирования.Особо значимым при формированиииндивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста является разработка авторской программыисследуемой проблематики, ее содержательных направлений, котораяспособствует развитию индивидуального стиля профессиональной деятельности выпускника,создает целостный образ специалиста, и, в итоге, обеспечивает качество его профессиональной подготовки. При реализации программы проявляется диалектика индивидуального имиджа студента вуза: с одной стороны, индивидуальный имидж тесно связан с обособлением обучающегося, с проявлением и развитием его способностей и творческих возможностей, с другой, создается в процессе взаимодействия с другими людьми. В основе авторской программы формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста, лежит идея поэтапного развития созидания, целостности выпускника (первоначальная стадия саморефлексиякак восприятие и осознание самого себя с точки зрения социального окружения различного уровня; следующая стадия проектирование и конструирование желаемого имиджа с точки зрения развития профессионализма деятельности и личности студента; завершающая стадия коррекция имиджа в результате практического самосовершенствования и саморазвития субъекта образования на основе специально разработанных имеджеологических программ и технологий), позволяющая выстроить стратегию продвижения субъекта к вершинам индивидуального, личностного и профессионального акме. Авторская программа формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста, интегрирует теоретический блок (анализ проблемы индивидуального имиджа как отражения эффективности профессиональной деятельности, компетенций личности профессионала, психологии совместной деятельности с различными субъектами образовательного процесса и т.д.); методический блок (описание совокупности современных методов и средств формирования позитивного индивидуального имиджа студента вуза с учетом характеристик профессиональной деятельности и личности); психодиагностический блок (диагностика уровня профессиональной, организационной, психологической, образовательной компетентности, лидерского потенциала, психологических качеств студента); прикладной блок (развивающие тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии и т.д.),Технологическое обеспечение программных направлений деятельности по формированию индивидуального имиджа студента включает инновационные технологии: тренинговые, антропные и практикоориентированные и предусматривает комплекс методов обучения. В зависимости от места обучения применяются: лекционные (лекциябеседа, лекцияпрессконференция), семинарские занятия (миниконференция), изучение практических ситуаций (кейсов), тренинги, игры и т.д. и за пределами вуза: самостоятельное обучение, Школастудия имиджа, производственные практики, экскурсии, «круглые столы», видеоконференции и т.д. Эффективное осуществление программы предполагает использование, сконструированных педагогом мер в рамках организации групповой работы студентов в образовательном процессе вуза (дискуссионные группы, круговые презентации, работа в «пирамидах», работа в «синдикатах»), техник релаксации и визуализации.Практическая реализация идей формирования индивидуального имиджа студента предполагает внедрение в учебный процесс цикла занятий, направленных на определение актуального уровня сформированности собственного индивидуального имиджа (имиджмониторинг). Имиджмониторинг включает в себя две составные части: внешний мониторинг (оценка лиц, с которыми студент взаимодействует) и внутренний (самомониторинг). Цель имиджмониторинга –определение эффективности результатов формирования индивидуального имиджа, определение исходного состояния индивидуального имиджа. Таким образом, студент овладевает социальнопсихологической компетентностью –знания и умения в области восприятия, понимания поведения людей, мотивами их деятельности, высокий уровень эмпатичности и коммуникативной культуры. Необходимо констатировать, что только при широком разнообразном спектре социальных и профессиональных связей, многофункциональной степени включения студента (посредством последовательности педагогически целесообразных действий субъектов образования) в разнообразные виды деятельности в вузе выпускник коллективно обособляется, познает свое коллективноиндивидуальное «Я», получает разнообразный социальный опыт, становится активным субъектом образовательной и квазипрофессиональной деятельности.Таким образом, индивидуальный имиджа студента педагогического университета мы рассматриваем в синтезе личностного и профессионального, усиливая и синтезируя те методологические характеристики, которые в интеграционном единстве создают цельный образ специалиста нового времени, умеющего креативно мыслить, активно действовать в соответствии в вызовами постиндустриального социума, компетентно применять профессиональные знания и умения в разных областях социальной практики и прогнозировать траектории собственного самосовершенствования, саморазвития и самореализации. Обоснованныетеоретикометодологические положения формирования индивидуального имиджа студентаопределяют получение новыхсведенийо характере формирования индивидуального имиджа студента в проективной взаимосвязи личностных и профессиональных аспектов с учетом их многофакторности, целостности, неоднородности, динамичности;позволяютдостигнуть качественного результата успешности становления профессионализма будущего специалистапосредством поэтапного формирования индивидуального имиджа студентав контексте реализациистратегиипродвижения субъекта к вершинам индивидуального, личностного и профессионального акме.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утв. распоряжениемПравительства РФ от 15 мая 2013г. N792р) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634/#block_21, свободный. (Дата обращения: 28.08.2015 г.) 2.Жеребненко О.А. Социальнопсихологические особенности развития имиджа студента вуза: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2008. С. 68.3.Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005. 144 с.4.Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учеб. Пособие / Е.Б. Перелыгина. М.: АспектПресс, 2002. –223 с. 5.Спичева, Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д.И. Спичева // ConnectУниверсум 2009. URL: http://pr.tsu.ru/articles/139. 6.Плеханова, Наталья Павловна. Психологические условия формирования индивидуального имиджа: дис. … канд. псих. наук. Москва, 2007. С.4.7.МалакановаО.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Самара, 1999. С. 35. 8.Семенова Л.М. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью, Челябинск, 2006. С. 68. 9.
Аминтаева, С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования: автореф. дис. … канд.пед.наук / С.А. Аминтаева. –Махачкала, 2003. –25 с. 10.
Насыбуллин, А.Р. Социальнопсихологические особенности имиджа будущего бакалавра: автореф. дис. … канд.пед.наук / А.Р. Насыбуллин. Казань, 2015. –27 с. 11.Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст]: учебн. пособие / Б.С. Волков. –М.: Академический проект; Трикста, 2006. –256 с. 12.Дагаева Е.А. Методология изучения имиджа как социальнопсихологического феномена [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39946.shtml (дата обращения: 09.12.2015).13.Пак Л.Г. Социальноориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург: Издво ПринтСервис, 2013. —312 с.
Пак Любовь Геннадьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбургlyubovpak@mail.ru
Формирование индивидуального имиджа студента как фактор становления профессионализма будущего специалиста
Аннотация.В статье представлены теоретикометодологические положения формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста; описана программа формирования индивидуального имиджа студента, а также технологическое обеспечение деятельности по реализации программных направлений формирования индивидуального имиджаобучающегося.Предложено авторское определение категории «индивидуальный имидж студента». Ключевыеслова:индивидуальный имидж, студент, личность, саморазвитие, самореализация, деятельность.
Глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, определили направленность модернизации и реформирования системы высшего профессионального образования, признающей в качестве приоритета необходимость овладения выпускником вузане только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обязательное развитие таких личностных качеств студента, как открытость для постоянного развития, готовность к пересмотру своих взглядов и знаний, способность к позитивному восприятию и творческому осмыслению собственного индивидуального имиджа как значимого фактора успешности осваиваемой специальности. Сегодня индивидуальный имидж выпускника вуза как принципиально значимая, новая стержневая характеристика личности, призвана обеспечить не только презентацию и утверждение уникальности выпускника современного вуза, но предопределить успешность в трудоустройстве и профессиональной деятельности, продвижение к вершинам профессионализма. Изучение авторомисследуемой проблематики(в ходе теоретического анализа и практического опыта работы) показало, что, сам студент не достаточноосознаетроль и значение индивидуального имиджакак фактора становления его профессионализма, что подтверждается в ходе социологического опроса, проведенного автором (опрошено 87 респондентов факультета социальной педагогики):у 46% обучающихсявыявленыразрозненные представленияоб индивидуальном имидже, его составляющих, способах и методах оптимизации выявлено; 56% опрошенных демонстрируют фрагментарное осмыслениесебя как члена профессионального сообщества, носителя профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих выбранной профессии; 62% респондентовпродемонстрировали недостаточное владениеспособами презентации стиля социально и профессионально одобряемого поведения и его регулирования с целью произвести желаемое впечатление; 47% опрошенных
неумениераскрыть наиболее привлекательные индивидуальные, личностные качества, достоинствав образовательной и квазипрофессиональной деятельности. Несформированный индивидуальныйимидж студента вуза проявляется:в «контекстных» личностных и профессиональных затруднениях уровня самоактуализации (неудовлетворенность статусом, ощущение нехватки внутренних ресурсов личности) и использовании неконструктивных способов и стратегий их преодоления; нежелании и неготовности самосовершенствоваться, стремиться к высоким достижениям в профессиональной деятельности, саморазвиваться; не достаточной способностик рефлексииобразовательной и будущей профессиональной деятельности; неуменияосознавать свои слабостии недостатки, соотноситьсвои объективные характеристики с эталоннымобразом индивида, личности, профессионала, видеть себя «со стороны». Это обусловлено, тем, что в системе высшего профессионального образования студент стихийно и самостоятельноприобретает теоретические и практические знания о создании, поддержании, оптимизации индивидуального имиджа. Зачастую он остается один на один с проблемой формирования представления о себе, и решается эта проблема прохождением длительного эмпирического пути, методом проб и ошибок. Целенаправленно ни один из общественных институтов (семья, школа, вуз, профессиональное сообщество и т.п.) не занимается этой проблемой. Студент почти всегда самостоятельно создает средства получения такого рода знаний, которые позволяют выстраивать свой индивидуальный имидж (не всегда позитивный) в личностной, социальной и профессиональных сферах.
Полученные выводы актуализируют необходимость переосмысления икорректирования концептуальных положенийисследуемой проблемы в контексте значимости цели и функционала индивидуального имиджа студента в целях становления профессионализма будущего специалиста. Исследование заявленной проблематики показывает, что в целом науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для плодотворного исследования формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста. К исследованию явлений имиджа в российской научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких разработок как изучение образа (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, и др.), исследование общения (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.В. Петровский и др.). Необходимо отметить целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В. Яндарова), а также изучение структуры, особенностей восприятия и технологии формирования имиджа педагога (Н.М. Шкурко). Среди зарубежных авторов, занимающихсяисследованием имиджа личности, заметную роль сыграли такие ученые, как К. Болдинг, П. Берд, Ф. Баури, ЖП. Бодуин, Д. Бурстин, П. Вейл, Т. Д. Сван, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. К исследованию явлений имиджа в российской научной практике имеют непосредственное отношение результаты таких разработок как изучение образа (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, и др.), исследование общения (Г.М.Андреева, А.А. Бодалев, Л.В. Петровский и др.). Необходимо отметить целый цикл работ, раскрывающих содержание, функции и мотивацию построения имиджа личности (С.В. Яндарова), а также изучение структуры, особенностей восприятия и технологии формирования имиджа педагога (Н.М. Шкурко). В своем исследовании мы опирались на труды отечественных авторов П.С. Гуревича, В.М. Шепеля, Г.М. Андреевой, А.П. Жмырикова, П. Власовой, Е.Б. Перелыгиной. Особо необходимо отметить разработки зарубежных исследователей М. Айзенка, Дж. Келли (проблема образа); А. Адлера, К. Роджерса (концепции, раскрываюшие природу и поведение человека в обществе); М. Люшера, А. Штангля, (познание людей в профессиональной и обыденной жизни в контексте невербальных сигналов личности); К. Ховланда, Ф. Фридмана (осмысление поведения людей и их межличностного общения) и т.д. В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления: Е.Б. Перелыгина обосновывает социальнопсихологическую и акмеологическую концепцию имиджа как феномена интерсубъективного взаимодействия (персональный имидж); В.В. Волкова, Н.А. Кадочников, А.В. Скрипкина разрабатывают стратегии и механизмы формирования имиджа вузов социокультурной сферы (корпоративный имидж). Г.А. Бусыгина исследует индивидуальный имидж как социальноперцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза (индивидуальный имидж); Л.Ю. Донская выявляет психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы (профессиональный имидж) и т.д. Проблематика вышеперечисленных работ охватывает достаточно широкий перечень явлений–имидж организации, имидж преподавателя высшей школы, имидж политического лидера, имидж науки, сосредоточенных на выявлении и описании содержательных характеристик имиджа, их механизмов, закономерностей функционирования, возможностейоптимизации и управления данным феноменом. В то же время, в педагогической науке пока не достаточно рассматривается феномен индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста. Поэтому назрела острая необходимостьв разработке авторских концептуальных положений исследуемой проблематикии прикладных аспектов их использования для образовательной практики высших учебных заведений.Актуальность поднятой проблемы лежит в аспекте социологических, психологических, философских, педагогических наук. Каждая из них по своему подходит к рассмотрению процессов возникновения, развития и функционирования имиджа. Научные поиски этих наук сосредоточены вокруг процессов возникновения, развития и функционирования имиджа. Существенныйвклад в развитие психологии имиджа и имиджелогии внесли такие ученые как З. Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, М.Вебер и др. Сегодня можно наблюдать особое состояние психологии, основанное на почти физическом ощущении необходимости разработки проблемы личности в соответствии с обретаемым, игнорируемым или трудно выстраиваемым ее имиджем[6]. Современные исследования в области имиджелогиинастойчиво убеждают нас в том, что мы живем в пространстве множественно оформляющейся личности, для которой внешний имидж и внутреннее его содержание являются определенными координатами развития[6]. Имидж является механизмом самореализации на рынке труда и одним из эффективных способов воздействия на окружающих, в особенности на массы и всякого рода объединения: большие и малые, структурированные и спонтанные.
Многочисленные исследования показали, несмотря на представленность термина «имидж» в современной научной литературе исследование индивидуального имиджа современного студента вуза является недостаточно разработанным. Мы считаем, что характеризуя студента как представителя какойлибо профессии, нельзя отделять профессиональный и личностный имиджи. Поэтому нами вводится понятие индивидуального имиджа студента как интегральной характеристики, включающей совокупность внешних и внутренних индивидуальных качеств, необходимых для эффективной самореализации и самоутверждения себя в профессии, личной и социальной жизни. При этом акцентируется внимание на проективной взаимосвязи (личностных и профессиональных аспектов), так как наличие тех или иных качеств и свойств личности определяет успешность будущей профессиональной деятельности; а определенный уровень теоретической подготовки и профессиональные навыки, полученные в вузе обуславливают раскрытие потенциальных возможностей и совершенствование индивидуальных качеств обучающегося. Авторская позиция заключается в том, что индивидуальный имиджа студента мы рассматриваем в синтезе личностного и профессионального, усиливая и синтезируя те методологические характеристики, которые в интеграционном единстве создают цельный образ специалиста нового времени. При этом интеграция личностного и профессионального в индивидуальном имидже определяет собирательный образ студента, обусловленный его внутренними качествами, особыми индивидуальными свойствами, и детерминированный профессиональными характеристиками, соответствующими ожиданиям профессионалов и выступает условием личностнопрофессиональной самореализации, достижения акме личностнопрофессиональных вершин[13]. Для содержательного уточнения сущности ведущих идей формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста чрезвычайно важен вопрос о том, является ли имидж только формируемым, целенаправленно заданным образом или он может быть как «искусственным», так и «естественным», стихийно образованным. Мнения исследователей по данному вопросу разделяются. Экспертный опрос, проведенный О.А. Малакановой, показал, что 64% специалистов в области массовой коммуникации выражают мнение, что имидж существует всегда, независимо от того, занимаются им или нет, и лишь 23% экспертов считают, что имидж целенаправленно формируется[7]. Мы разделяем позицию Е.Б. Перелыгиной, Е.Н. Богданова, В.Г.Зазыкина указывающим на то что, что имидж есть сконструированный психический образ, т.е. образ, возникающий в результате определенной деятельности, работы, создаваемый со вполне определенными целями (Е.А. Щербакова). Исследуя индивидуальный имидж, как личностный и профессиональный феномен, предполагаем, что процесс его формирования, это целенаправленное, социальнообусловленное ипедагогически сопровождаемое приобретение студентом совокупности внешних (освоение социальной роли «профессионал», внешняя культура действия, общения, познания) и внутренних индивидуальных качеств (общительность, ответственность, активная жизненная позиция, оптимизм, эмпатия и т.д.), определяющих эффективность его существования в личностной, профессиональной и социальной сферах. Рассматривая исследуемую проблему мы акцентируем внимание на то, что студент, характеризующийся высоким уровнем сформированностииндивидуального имиджа студента –это не просто носитель совокупности внешних и внутренних индивидуальных качеств, он также является и субъектом собственного развития и профессиональной деятельности, способным к их преобразованию, перспективному прогнозированию и самосовершенствованию[8]. С позиции новых приоритетов вуза (диалога, субъектности и саморазвития) индивидуальный имидж студента определяется нами как проектирование себя в качестве постоянно совершенствующейся личности профессионала, знающего свое дело, способного самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.В свете вышеизложенного, автором были выдвинуты следующие ведущие идеи, которыебудут проверяться в ходе реализации исследовательского проекта:1. Индивидуальный имидж студента вуза это интегральная характеристика личности, которая включает совокупность внутренних индивидуальных качеств (общительность, ответственность, активная жизненная позиция, преобладающее позитивное восприятие, самостоятельность, адекватная гибкость, самокритичность и т.д.), и внешних проявлений (освоение социальной роли «студент», «профессионал», норм общения, профессиональных знаний, умений, культуры профессиональной деятельности, самоимиджирование) и определяющих эффективность его существования в личностной, профессиональной и социальной сферах. Индивидуальный имидж выпускника вуза в целом ассоциируется с развивающейся, целеустремленной, активной личностью. 2. Процесс оптимизации индивидуального имиджа студента рассматривается как устойчивая последовательность педагогически целесообразных действий субъектов образования (преподавателя и студента), выполнение которых гарантирует получение запланированного заранее желаемого результата в виде позитивного образа выпускника вуза и образа будущего профессионала, обладающего заданными характеристиками (профессиональная компетентность, социальная и профессиональная активность, субъектность, адекватная самооценка, уровень притязаний, способность к самоанализу, положительная Яконцепция, культура действия, общения и познания). 3. Основными факторами оптимизации индивидуального имиджа студента вуза являются особенности условий и содержания обучения, а также такие личностные особенности, как потребность в самопознании и формировании позитивного имиджа. Комплексно оптимизация индивидуального имиджа студента осуществляется под влиянием факторов: объективных (профессиональная общественность, семья; национальный фактор; традиции, обычаи, нравы вуза, пересечение «коллективного» и «индивидуального»; фактор социальных ожиданий и оценок); субъективных (профессиональная востребованность, моральный фактор, компетентность)[9]. Объективные факторы связаны с реальной системой жизнедеятельности студента в образовательном процессе вуза и последовательностью действий, направленных на достижение акме выпускника в саморазвитии и самоосуществлении (психологическая готовность субъекта к выполнению профессиональной роли профессионала, успешная перестройка деятельности с одного вида на другой, активное самообразование, потребность в самооизменениях). Субъективные факторы определяют развитие индивидуальных качеств студента с точки зрения социальной и профессиональной идентичности, носителя профессиональных и социальных норм, моральных и иных ценностей и отношений, определенной картины мира, самоотношения и мировоззренческой позиции.4. В целом, работу по оптимизации индивидуального имиджа студента вуза можно представить в виде следующей последовательности педагогически целесообразных действий, отражающих разнообразные требования к ряду необходимых операций: осознание студентом необходимости формирования позитивного индивидуального имиджа; формирование мотивации студента на избранную профессию; проявление собственной активности студента при работе над своим имиджем; обеспечение самодиагностики личностных качеств и поведения каждым студентом или группой в целом;коррекция поведения, самооценки, статуса по отношению к другим в образовательной и квазипрофессиональной деятельности; развитие рефлексии, интереса к себе и к миру; обучения приемам оптимального общения профессионального, делового, межличностного и т.д.; развитие социальной восприимчивости и психической саморегуляции; знание требований работодателей к выпускнику вуза; соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по оптимизации и коррекции индивидуального имиджа студента; овладение студентом приемами самопознания, а также навыками самоимиджирования.Особо значимым при формированиииндивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста является разработка авторской программыисследуемой проблематики, ее содержательных направлений, котораяспособствует развитию индивидуального стиля профессиональной деятельности выпускника,создает целостный образ специалиста, и, в итоге, обеспечивает качество его профессиональной подготовки. При реализации программы проявляется диалектика индивидуального имиджа студента вуза: с одной стороны, индивидуальный имидж тесно связан с обособлением обучающегося, с проявлением и развитием его способностей и творческих возможностей, с другой, создается в процессе взаимодействия с другими людьми. В основе авторской программы формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста, лежит идея поэтапного развития созидания, целостности выпускника (первоначальная стадия саморефлексиякак восприятие и осознание самого себя с точки зрения социального окружения различного уровня; следующая стадия проектирование и конструирование желаемого имиджа с точки зрения развития профессионализма деятельности и личности студента; завершающая стадия коррекция имиджа в результате практического самосовершенствования и саморазвития субъекта образования на основе специально разработанных имеджеологических программ и технологий), позволяющая выстроить стратегию продвижения субъекта к вершинам индивидуального, личностного и профессионального акме. Авторская программа формирования индивидуального имиджа студента как фактора становления профессионализма будущего специалиста, интегрирует теоретический блок (анализ проблемы индивидуального имиджа как отражения эффективности профессиональной деятельности, компетенций личности профессионала, психологии совместной деятельности с различными субъектами образовательного процесса и т.д.); методический блок (описание совокупности современных методов и средств формирования позитивного индивидуального имиджа студента вуза с учетом характеристик профессиональной деятельности и личности); психодиагностический блок (диагностика уровня профессиональной, организационной, психологической, образовательной компетентности, лидерского потенциала, психологических качеств студента); прикладной блок (развивающие тренинги, деловые и ролевые игры, дискуссии и т.д.),Технологическое обеспечение программных направлений деятельности по формированию индивидуального имиджа студента включает инновационные технологии: тренинговые, антропные и практикоориентированные и предусматривает комплекс методов обучения. В зависимости от места обучения применяются: лекционные (лекциябеседа, лекцияпрессконференция), семинарские занятия (миниконференция), изучение практических ситуаций (кейсов), тренинги, игры и т.д. и за пределами вуза: самостоятельное обучение, Школастудия имиджа, производственные практики, экскурсии, «круглые столы», видеоконференции и т.д. Эффективное осуществление программы предполагает использование, сконструированных педагогом мер в рамках организации групповой работы студентов в образовательном процессе вуза (дискуссионные группы, круговые презентации, работа в «пирамидах», работа в «синдикатах»), техник релаксации и визуализации.Практическая реализация идей формирования индивидуального имиджа студента предполагает внедрение в учебный процесс цикла занятий, направленных на определение актуального уровня сформированности собственного индивидуального имиджа (имиджмониторинг). Имиджмониторинг включает в себя две составные части: внешний мониторинг (оценка лиц, с которыми студент взаимодействует) и внутренний (самомониторинг). Цель имиджмониторинга –определение эффективности результатов формирования индивидуального имиджа, определение исходного состояния индивидуального имиджа. Таким образом, студент овладевает социальнопсихологической компетентностью –знания и умения в области восприятия, понимания поведения людей, мотивами их деятельности, высокий уровень эмпатичности и коммуникативной культуры. Необходимо констатировать, что только при широком разнообразном спектре социальных и профессиональных связей, многофункциональной степени включения студента (посредством последовательности педагогически целесообразных действий субъектов образования) в разнообразные виды деятельности в вузе выпускник коллективно обособляется, познает свое коллективноиндивидуальное «Я», получает разнообразный социальный опыт, становится активным субъектом образовательной и квазипрофессиональной деятельности.Таким образом, индивидуальный имиджа студента педагогического университета мы рассматриваем в синтезе личностного и профессионального, усиливая и синтезируя те методологические характеристики, которые в интеграционном единстве создают цельный образ специалиста нового времени, умеющего креативно мыслить, активно действовать в соответствии в вызовами постиндустриального социума, компетентно применять профессиональные знания и умения в разных областях социальной практики и прогнозировать траектории собственного самосовершенствования, саморазвития и самореализации. Обоснованныетеоретикометодологические положения формирования индивидуального имиджа студентаопределяют получение новыхсведенийо характере формирования индивидуального имиджа студента в проективной взаимосвязи личностных и профессиональных аспектов с учетом их многофакторности, целостности, неоднородности, динамичности;позволяютдостигнуть качественного результата успешности становления профессионализма будущего специалистапосредством поэтапного формирования индивидуального имиджа студентав контексте реализациистратегиипродвижения субъекта к вершинам индивидуального, личностного и профессионального акме.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (утв. распоряжениемПравительства РФ от 15 мая 2013г. N792р) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://base.garant.ru/70379634/#block_21, свободный. (Дата обращения: 28.08.2015 г.) 2.Жеребненко О.А. Социальнопсихологические особенности развития имиджа студента вуза: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2008. С. 68.3.Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005. 144 с.4.Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа [Текст]: учеб. Пособие / Е.Б. Перелыгина. М.: АспектПресс, 2002. –223 с. 5.Спичева, Д.И. Феномен имиджа в современных научных исследованиях / Д.И. Спичева // ConnectУниверсум 2009. URL: http://pr.tsu.ru/articles/139. 6.Плеханова, Наталья Павловна. Психологические условия формирования индивидуального имиджа: дис. … канд. псих. наук. Москва, 2007. С.4.7.МалакановаО.А. Имидж политического института как предмет социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. Самара, 1999. С. 35. 8.Семенова Л.М. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью, Челябинск, 2006. С. 68. 9.
Аминтаева, С.А. Формирование у студентов имиджа современного руководителя образования: автореф. дис. … канд.пед.наук / С.А. Аминтаева. –Махачкала, 2003. –25 с. 10.
Насыбуллин, А.Р. Социальнопсихологические особенности имиджа будущего бакалавра: автореф. дис. … канд.пед.наук / А.Р. Насыбуллин. Казань, 2015. –27 с. 11.Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст]: учебн. пособие / Б.С. Волков. –М.: Академический проект; Трикста, 2006. –256 с. 12.Дагаева Е.А. Методология изучения имиджа как социальнопсихологического феномена [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39946.shtml (дата обращения: 09.12.2015).13.Пак Л.Г. Социальноориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. Оренбург: Издво ПринтСервис, 2013. —312 с.