Толерантность современной молодежи: этнический и социальный аспекты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козыра Д. Н., Садовникова Н. О. Толерантность современной молодежи: этнический и социальный аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1951–1955. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86417.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования отношения современной молодежи к представителям различных этнических, религиозных и расовых общностей, а также к иным социальным группам. Приводится теоретический анализ понятия толерантности. Рассматриваются психологические особенности толерантности современной молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козыра Дарья Николаевна,Студентка 3 курса, Российский государственный профессиональнопедагогический университет, г. Екатеринбургdarya.kozyra@yandex.ru

Садовникова Надежда Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и физиологии, Российский государственный профессиональнопедагогическийуниверситет, г. Екатеринбургnosadovnikova@gmail.com

Толерантность современной молодежи:

этнический и социальный аспекты

Аннотация.Встатье рассматриваются результаты исследования отношения современной молодежи кпредставителям различных этнических, религиозных и расовых общностей, а также к иным социальным группам. Приводится теоретический анализ понятия толерантности. Рассматриваются психологические особенности толерантности современной молодежи.Ключевые слова:этническая толерантность, социальная толерантность, интолерантность, установки, убеждения, взаимодействие.

Проблема толерантного отношения во все времена являлась актуальной. К сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де СентЭкзюпери, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский и др. Понятие толерантности дополнялось длительное время. С позиции философии толерантность определяется как отказот использованиясилы для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей[1]. Социологическое пониманиеопределяет толерантность как культурную норму и политическую необходимость[2]. С психологической точки зрения толерантность определяется как устойчивость: приобретеннаяи этническая. Устойчивостьк неопределенности, стрессу,

конфликту, поведенческим отклонениям» [3].Многие европейские мыслители (Ф. Аквинский, Вольтер, Т. Гоббс, Д. Дидро, Н. Казанский, Д. Локк, Т. Ньюком, Э. Роттердамский, А. Смит) внесли значительный вклад в исследованиеэтнорелигиозных и социокультурныхаспектов толерантности.Среди современных российских исследователей стоит назватьР. Абдулатипова, Ю. Гаврилова, А. Галкина, В. Лекторского, А. Логинова, М. Мчедлова, и др.Среди исследователей этнической толерантности в России ведущим ученым является Н. М. Лебедева. На основании ряда исследований она сформулировалапонятие этнической толерантности, заключающееся в явлении социальной перцепции. Социальная перцепция характеризуетсяотсутствием негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее –наличием позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной культуры.Из этого следует, что этническая толерантность является фактороммежэтнической интеграции, характеризующаяся «принятием» или положительномотношениемк другим этническим культурным группам.В психологии выделяют основные виды толерантности:1.Естественная толерантность определяется как позиция доброжелательного и доверчивого отношения ко всем людям, способствующая подавлению собственного «Я» личности.При таком виде толерантности человек не способен к отделению личного и социального опыта. Чаще всего естественная толерантность отмечается у маленьких детей. С одной стороны такая толерантность позволяет создавать психологическую защищенность, с другой –неизбежно невротизирует формирующуюся личность.2.Моральная толерантность –процесс подавления собственных эмоций при помощи механизма психологических защит.При данной модели толерантности человек старается не проявлять возникающую нетерпимость, объясняя это общими сложившимися обстоятельствами.3.Нравственная толерантностьхарактеризуется полным принятием себя как личности, своего внутреннего мира, ценностей и желаний. Человек не только принимает все аспекты собственного «Я», но и уважает ценности другого.Нравственная толерантность позволяет человеку проявлять стойкость в отношении напряженных и конфликтных ситуаций.Также следуетотметить, чтоА. Г. Асмолов в аспекте толерантности выделяет 3 основные связи:1)Связь с устойчивостью и выносливостью;2)Связь с терпимостью;3)Связь с допуском, допустимым отношением [3].В XXIвеке актуальность проблемы возрастает: по причине глобализации, расслоения, снижения материального уровня отдельных социальных групп, увеличения миграции возникают трудности вхождения человека в другую социальную культура. Особое значение развитие толерантности имеет в контексте формирования личности молодого человека. Этническая и социальная толерантность выступают важным фактором на пути формирования продуктивного межличностного взаимодействия.Исходя из вышесказанного, было проведеноисследование. Цель исследования –выявление психологических особенностей толерантности современной молодежи.В исследовании приняли участие 64 человека–студенты высших учебных заведений и колледжей Екатеринбурга (32 студента высшего учебного заведения и 32 студента колледжа). Средний возраст испытуемых –18 лет. Для диагностики толерантности современной молодежи в исследовании был использован экспрессопросник «Индекс толерантности»(авторы Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова).Респондентам предлагалось оценить 22 утверждения по степени согласия или несогласия с ними.Утверждения отражали общее отношение человека к окружающему миру и другим людям, социальным установкамв различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.Анализ результатовисследования показал, что у большинства (92%) респондентов наблюдается средний уровень толерантности (рис. 1),что свидетельствует о том, что для данных испытуемых характерно сочетание толерантных и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они могут демонстрировать двойственное отношение:принимать культурноемногообразие,признательно относиться и уважать иные культурные группы, но при этом разделятьнекоторые предрассудки, категорично относитьсякпредставителямтех или иных этнических и социальных групп.Респондентыиспытывают трудность в понимании проявленийкультурной дискриминации в повседневной жизни.

3% респондентов проявляют высокий уровень толерантности по отношению к другим этнокультурным общностям. Полученный результат позволяет сделать вывод о том, что среди молодежи крайне мало людей, признающих иныекультуры, права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Данная группа испытуемых положительно относится к культурным отличиям, проявляет повышеннуювосприимчивость к различнымпроявлениям культурной дискриминации, способнанаходить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя. Также важно учитывать, что данная группа респондентов может демонстрировать высокую степень социальной желательности.

У 5% испытуемых отмечается низкий уровень толерантности. Данный показатель свидетельствует о наличии у группы респондентов выраженных интолерантных установок по отношению к представителям иных этнических и социальных групп, а также их взглядам, традициям и символам.

В блок субшкалы «Этническая толерантность» были включены наиболее острые для современного общества этнические предубеждения, связанные с представителями о людях по расовому и религиозному принципу. Как видно на рисунке 2большинство (86%) респондентов проявляют средний уровень этнической толерантности. При этом стоит отметить, что с утверждением «Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности» 78% (50 человек) респондентов частично или полностью не согласились.При этом стоит отметить, что низкий уровень толерантности преобладает над высоким. Исходя из вышеуказанных данных можно сделать вывод о том, что большинство современной молодежи положительно относится к представителям других рас и национальностей, готова признавать и принимать их культуру, но не допускает их присутствие в своем близком окружении.

Рис. 1. Общий уровень толерантности

Вопросы из блока субшкалы «Социальная толерантность» позволили нам выяснить отношение молодежи к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больных людей). Результаты по данной субшкале представлены на рисунке3. Высокий уровень социальной толерантности отсутствует. Также стоит обратить внимание, что у 39% (25 человек) отмечается низкий уровень социальной толерантности. Рис. 2. Субшкала «Этническая толерантность»

Это свидетельствует о том, что социальную ситуацию в городе молодежь воспринимает острее, чем этническую.

Практически 100% респондентов согласились с утверждением: «С неопрятными людьми неприятно общаться». 61% респондентов испытывают средний уровень социальной толерантности.Данная группа испытуемых признает за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам, вести нетрадиционный образ жизни. Стоит обратить внимание на отсутствие респондентов с высоким показателем уровнясоциальной толерантности. Такие данные позволяют сделать вывод о том, что не всемолодые люди готовы к позитивному восприятию и взаимодействию с различными формами проявления социальной нетривиальности. Рис. 3. Субшкала «Социальная толерантность»

Для создания более полного описания особенностей проявления толерантности современной молодежи мы сравнили группы испытуемых между собой.

Результаты студентов высшего учебного заведения: у 90% респондентов отмечается средний уровень этнической толерантности, у 10% низкий уровень этнической толерантности. Высокие показатели уровня этнической толерантности у данной группы обследуемых студентов отсутствуют.Также стоить отметить, что у 63% испытуемых отмечается средний уровень социальной толерантности и низкий уровень социальной толерантности у 37% студентов.

Результаты студентов колледжа: средний уровень этнической толерантности отмечается у 81% студентов, высокий уровень –у 13% студентов, низкий уровень –у 6% студентов. По результатам исследования социальной толерантности у 59% респондентов отмечается средний уровень толерантности и у 41% респондентов отмечается низкий уровень толерантности. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что студенты колледжа в большей степени проявляют толерантность в отношении к представителям других народов, рас и этнических групп. Об этом свидетельствует наличие показателя высокого уровня толерантности и наименьший показатель низкого уровня толерантности при сравнении с показателем студентов высшего учебного заведения.Однако, в социальном аспекте толерантности у данной группы испытуемых не отмечается высоких результатов. Результаты студентов колледжа по субшкале «Социальная толерантность» разделились практически пополам(59% и 41%) на средний и низкий уровень. Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о том, что большинство студентов колледжей терпимо относятся к иным этническим группам, в то время как немного меньше половины из них категоричноотносятся к социальным проблемам общества.Устудентов высшего учебного заведения по двум шкалам не отмечается высоких показателей. В общем виде у данной группы респондентов наблюдается средний уровень этнической и социальной толерантности.

Итак, в результате исследования были сформулированы следующие выводы:1.Современные молодые люди и девушки в одних ситуациях положительно относятся к представителям разнообразных этнических и социальных групп, в других ситуациях могут разделять некоторые предрассудки, использовать стереотипы.

2.В отношении этнического аспекта толерантности более половины современной молодежи положительно относится к представителям других рас, национальностей и этнических групп. Однако стоит отметить, что современные студенты не допускают присутствия иных национальностей и рас в своем близком окружении. 3.В социальном аспекте студенты в меньшей степени толерантны. Они считают недопустимым общение с неряшливыми и психически больными людьми. Полученные результаты позволяют обосновать необходимость разработки системымероприятий, направленных на формирование толерантности среди молодежи. Реализация данных мероприятий должна осуществляться во внеурочные дни. Основными направлениями воспитательной работы могут быть:1.Формирование системы знаний и представлений о различных этнических и религиозных общностях. Данное направление заключается в ознакомлении молодого поколения с основными ценностями, традициями, культурой, языковой принадлежностью и географическимположением различных этнических, религиозных и расовыхгрупп.Формы работы: лекции, круглые столы, кинолектории. 2.Формирование системытерпимого отношения современной молодежи к иным социальным группам. Работа в данном направлении осуществляется путемпрактического ознакомления молодых людейс представителями таких социальных общностей, как инвалиды, пенсионеры, люди без определенного места жительства, психически больные люди, дети из неблагополучных семей. Формы работы: круглые столы, семинары, личные встречи с целью оказания социальной помощи.Реализация системы мероприятий обеспечит продуктивное межкультурное и межличностное взаимодействие в условиях поликультурного общества.Стоит отметить, что воспитательные мероприятия, направленные на формирование толерантности молодежи, должны поддерживаться государством.В настоящее время в РГППУ реализуется проект «России сможем послужить». Цель данного проекта –создание единого пространства дискуссии по проблемам становления России на современном этапе развития цивилизации и определение роли молодежи в этом процессе.Работа дискуссионной площадки предполагает решение следующих задач:1.Обоснование патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.2.Разработка инновационных подходов к организации воспитательной работы смолодежью в образовательных организациях всех уровней, направленных на формирование патриотизма.3.Формирование у молодежи установок на потребность в ценностях патриотизма, духовных и моральнонравственных ориентиров поведения и деятельности4.Формирование у молодежи толерантного поведения, гражданской идентичности, способности и готовности противостоять насаждаемому экстремистскому мировоззрению и ксенофобии. 5.Мониторинг уровня патриотизма в молодежной среде, уровня гражданской идентичности и духовности.Реализация проекта «Росси сможем послужить» позволяет создавать необходимые условия для продуктивного взаимодействия с различными этническими и религиозными группами, а также способствует формированию терпимого отношения к представителям других народов и этносов.

Ссылки на источники1.Кемеров В. Е. Современный философский словарь /В. Е. Кемеров—М.: Акад. проект, 2004. —861 с.2.Иванов В. Н. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественнонаучный фонд / Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; Главный редактор В. Н. Иванов.—М.: Мысль, 2003.—863 с.3.Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научнопублицистический вестник.–

М.: МГУ, 2001. С. 818.