Научно-методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении
Выпуск:
ART 86434
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слободянникова
И.
В. Научно-методическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2031–2035. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86434.htm.
Аннотация. Образовательные учреждения среднего профессионального образования традиционно осуществляли методическую работу, формы и методы которой изучены и всесторонне описаны в специальной литературе. Однако в современных исследованиях методическая работа дополняется научно-методической работой: в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической работы и её перевод на качественно новый уровень – научно-методический – с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновлением решаемых ею задач, изменением соответствующих требований к её организации и осуществлению научно-исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова:
методическая работа, научно-методическая работа, цель научно-методической работы, содержание научно-методической работы, субъекты научно-методической работы
Текст статьи
Слободянникова Инна Владимировна,СевероКавказский федеральный университет, магистр кафедры педагогики и психологии профессионального образования, г. Ставропольinnasl80@mail.ru
Научнометодическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении
Аннотация.Образовательные учреждения среднего профессионального образования традиционно осуществляли методическую работу, формы и методы которой изучены и всесторонне описаны в специальной литературе. Однако в современных исследованиях методическая работа расширяется научно –методической работой: «в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической и работы и перевод её на качественно новый уровень –научно –методический –с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновления решаемых её задач, изменения соответствующих требований к её организации и осуществлению научно –исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения. Ключевые слова:методическая работа, научно –методическая работа, цель научно –методической работы, содержание научно –методической работы, субъекты научно –методической работы.
Развитие профессионального образования невозможно без новыхидей, подходов, моделей, педагогических технологий. Но каждая инновация требует апробации, проверки временем, целенаправленной научно –исследовательской и опытно –экспериментальной деятельности, т. е. научного анализа существующей теории и практики подготовки специалистов и создания условий для эффективной реализации социально –педагогических инициатив с целью реформирования и развития образовательного учреждения.Средние профессиональные образовательные учреждения России имеют значительный опыт организации научно –методической работы. В начале 90х годов в связи с развитием инновационной деятельности, созданием образовательных учреждений нового типа –колледжей –стала вводится должность заместителя директора по научно –методической работе. Сегодня убеждать педагогические коллективы в том, что надо заниматься наукой, не приходится. Колледжи, техникумы, институты «открылись» педагогическим новациям и, несмотря на «подводные камни», наука и практика находятся в поиске оптимальных форм сотрудничества, совмещения целей, определения моделей и механизмов функционирования.Научно –методическая работа –не просто дань моде, а насущная потребность, показатель и средство достижения более высокого уровня развития среднего профессионального образования.Образовательные учреждения среднего профессионального образования традиционно осуществляли методическую работу, формы и методы которой изучены и всесторонне описаны в специальной литературе. Однако в современных исследованиях методическая работа расширяется научно –методической работой: «в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической и работы и перевод её на качественно новый уровень –научно –методический –с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновления решаемых её задач, изменения соответствующих требованийк её организации и осуществлению научно –исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения. [3]В связи с этим возникает закономерный вопрос: « Существуют ли отличия научно –методической работы от методической?» Основные различия методической и научно –методической работы в среднем профессиональном образовательном учреждении для простоты восприятия представим в виде таблицы.Сравнительносопоставительная характеристика научнометодической и методической работы
ПараметрыМетодическая работаНаучно –методическая работаОпределениеМР –это целостная, основанная на достижениях науки, на конкретном анализе учебно –воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, конечном счёте, на достижениеоптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных школьников[6]НМР –это новая практика образования, создающая единую систему взаимодействия педагогической науки и практики; позволяющая выявлять и создавать новое содержание и высокоэффективные технологии образовательного процесса, переносимые в опыт других образовательных учреждений, формирующая методологическую культуру учителя и способствующая обогащению интеллектуального фонда жизнедеятельности коллектива педагогов и школьников. НМР –это синтез двух процессов: научно –исследовательского и методического, направленного на развитие учебно –воспитательной деятельности образовательного учреждения[2]СодержаниеОсвоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно –воспитательной работы, изучение, обобщение опыта, повышение квалификации преподавателейОпределение философии образовательного учреждения, разработка духовных оснований жизнедеятельности коллектива. Поиск, реализация инновационных идей, организация исследований, опытно –экспериментальной работы. Разработка новых элементов педагогических технологий, методов, приёмов, средств обучения и воспитания. Развитие профессионально –личностных качеств педагогов, повышение их научно –теоретического уровня, стимулирования к саморазвитиюФормыРабота в рамках методических объединений, предметных комиссийСоздание кафедр, лабораторий, центров, временных научно –исследовательских и творческих коллективов, в рамках которых проводится опытно –экспериментальная работа как отдельных преподавателей, так и всего коллективаРезультат
Достижение и поддержание высокого качества учебно –воспитательного процесса в образовательном учреждении. Обобщение педагогического опыта в виде методических рекомендаций.Совокупность новых теоретических и практических положений, выводов, полученных в результате опытно –экспериментальной работы и научно –исследовательской работы и их применение в научной и практической педагогической деятельности на различных уровнях системы образования. Рост научных кадров. Подготовка научных статей, учебно –методических пособий, монографий, кандидатских и докторских диссертаций.ПродуктОбобщённое описание деятельности в виде рекомендаций, предписаний, методикНаучно –теоретическое обоснование и обеспечение педагогической деятельности
Как видим, существенных отличий достаточно. Главным из них является то, что основой современных подходов (Н.И. Калинченко, И.М. Курдюмова, Т.В. Орлова и др.) к проектированию и организации научно –методической работыявляется осознание ее цели как развития личности преподавателя во всей полноте и целостности личностных и профессиональных качеств. Чтобы обрести себя, педагогу нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения научных, профессиональных и личных проблем. По мнению Л.Н. Куликовой, на первый план сегодня выходит необходимость личностного духовнонравственного самоукрепления педагога, его саморазвития как условия и средства постоянного наращивания своих потенциалов. Причем личностнопрофессиональное саморазвитие должно идти с опережением социального «вызова», только тогда оно выступает энергетическим источником обновления образования. В связи с этим возникает необходимость построения такой системы научнометодической работы среднего профессиональногоучебного заведения, которая бы максимально способствовала личностному развитию и соразвитию субъектов педагогического процесса, а повышенное внимание в ней отводилось внутренним средствам саморегуляции, самомобилизации и самоактуализации личности.Руководствуясь этими положениями, научно –методическую работув среднем профессиональном образовательномучреждении можно определить как комплекс избирательно вовлеченных мобильных компонентов, обеспечивающий самосовершенствование деятельности каждого педагога и педагогического коллектива в целом на основе гармонического сочетания социального заказа в подготовке современного специалиста и личностнопрофессиональных запросов педагога в интересах его саморазвития. В качестве приоритета в ее организации в этом случае выступает ориентация на: а) развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей; б) самоопределение каждого педагога в выборе форм, методов, средств саморазвития и развития будущего специалиста; в) дифференцированный подход к педагогу с учетом возраста, опыта, педагогической компетентности; г) включение педагогов в опытно
эксперементальную и научноисследовательскую деятельность.[4]Учитывая выше сказанное, общие примерные цели, объекты и содержание научнометодической работы будут следующими.
Цели и содержание научнометодической работы
п/пЦельОбъект НМРСодержание НМРСубъекты НМР11Обеспечение эффективности инновационного развития образовательного учреждения, модернизации образовательного процессаЭффективность и качество образовательного процессаразработка стратегического и тактического планирования, научнометодическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения;мониторинг качества образовательного процесса, целесообразности и эффективности инноваций;разработка регионального компонента образования;развитие внешних связей учебного заведения с вузами, научноисследовательскими учреждениями, школами и т.д.Научнометодический совет
Аналитическая группа
Экспериментальная площадка (лаборатория)
Информационный центр22Обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями Качество профессиональной подготовки, воспитанности развития студентов
разработка критериев и показателей качества подготовки специалистов;диагностика и мониторинг качества обучения, развития и воспитания студентов; организация целенаправленной адекватной психолого–педагогической помощи студентам и преподавателямГруппа качества
Психологическая служба33Повышение уровня профессионализма педагогической и инновационной деятельности руководящих и педагогических работниковЭффективность профессиональнопедагогической, методической и инновационной деятельности преподавателей и руководителей подразделенийобеспечение непрерывности профессионально
педагогического образования членов педагогического коллектива и администрации;
построение индивидуальной программы развития педагогов на основе диагностики и анализа результатов профессиональнопедагогической деятельности;
развитие мотивов творческой, инновационной, научноисследовательской деятельности
Школа педагогического мастерства
Проблемы группы педагогов
Методические объединения Предметные (цикловые) комиссии44Комплексное научное и учебнометодическое обеспечение структуры и содержания образованияКачество и эффективность научного и учебно
методического обеспечениямоделирование структуры и комплексного научного и учебнометодического обеспечения;
модернизация структуры, создание и апробация нового предметного содержания к учебным дисциплинам, разработка авторских программ, элективных курсов, факультативов и т.п.;
поиск, адаптация, моделирование, проектирование и трансляция новых образцов педагогической деятельности, дидактических материалов, технологий обученияНаучнометодический советВременные научноисследовательские коллективы
Индивидуальная поисковая и экспериментальная работа преподавателейТаким образом, успех научно –методической работы предопределяется наличием двух основных условий.Вопервых, учебному заведению необходимо иметь соответствующую нормативно –организационную базу (положения о научно –исследовательской, опытно –экспериментальной работе, научно –методическом совете, экспертной комиссии, модель данной деятельности, договоры о сотрудничестве с вузами, образовательными и научно –методическими центрами и т. д.).Вовторых, целесообразно создать оптимальную организационно –функциональную структуру научно –методической работы, координирующуюдеятельность соответствующих органов (научно –методический совет, экспертная комиссия, совет студенческого научного общества, кафедры, лаборатории и т. д.). Следует четко определить полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры.
Ссылки на источники1. Амренова М. М. Обновление деятельности методической службы в условиях развития образовательного учреждения// СПО. –2006. № 4.2. Антошкина С. Д. Освоение современных образовательных технологий –основное направление методической работы// СПО. Спецвыпуск. –2008. № 23. Аргунова Т. Г. Планирование и организация методической работы в учебных заведениях среднего профессионального образования. –М., 20134 Деев Е. Е. Содержание, структура и организация методической работы в колледже. М., 20145. Денисова Л. Н., Медведев В. П. Методическая служба колледжа : цели, задачи, формы работы.// СПО. –Приложение. –2004. № 36. Поташник М. М. Инновационные школы: становление и работа–М., 2001
Научнометодическая работа в среднем профессиональном образовательном учреждении
Аннотация.Образовательные учреждения среднего профессионального образования традиционно осуществляли методическую работу, формы и методы которой изучены и всесторонне описаны в специальной литературе. Однако в современных исследованиях методическая работа расширяется научно –методической работой: «в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической и работы и перевод её на качественно новый уровень –научно –методический –с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновления решаемых её задач, изменения соответствующих требований к её организации и осуществлению научно –исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения. Ключевые слова:методическая работа, научно –методическая работа, цель научно –методической работы, содержание научно –методической работы, субъекты научно –методической работы.
Развитие профессионального образования невозможно без новыхидей, подходов, моделей, педагогических технологий. Но каждая инновация требует апробации, проверки временем, целенаправленной научно –исследовательской и опытно –экспериментальной деятельности, т. е. научного анализа существующей теории и практики подготовки специалистов и создания условий для эффективной реализации социально –педагогических инициатив с целью реформирования и развития образовательного учреждения.Средние профессиональные образовательные учреждения России имеют значительный опыт организации научно –методической работы. В начале 90х годов в связи с развитием инновационной деятельности, созданием образовательных учреждений нового типа –колледжей –стала вводится должность заместителя директора по научно –методической работе. Сегодня убеждать педагогические коллективы в том, что надо заниматься наукой, не приходится. Колледжи, техникумы, институты «открылись» педагогическим новациям и, несмотря на «подводные камни», наука и практика находятся в поиске оптимальных форм сотрудничества, совмещения целей, определения моделей и механизмов функционирования.Научно –методическая работа –не просто дань моде, а насущная потребность, показатель и средство достижения более высокого уровня развития среднего профессионального образования.Образовательные учреждения среднего профессионального образования традиционно осуществляли методическую работу, формы и методы которой изучены и всесторонне описаны в специальной литературе. Однако в современных исследованиях методическая работа расширяется научно –методической работой: «в настоящее время в условиях модернизации образования происходит пересмотр концепций совершенствования методической и работы и перевод её на качественно новый уровень –научно –методический –с изменением понимания её сущности, основного назначения, обновления решаемых её задач, изменения соответствующих требованийк её организации и осуществлению научно –исследовательской деятельности в условиях образовательного учреждения. [3]В связи с этим возникает закономерный вопрос: « Существуют ли отличия научно –методической работы от методической?» Основные различия методической и научно –методической работы в среднем профессиональном образовательном учреждении для простоты восприятия представим в виде таблицы.Сравнительносопоставительная характеристика научнометодической и методической работы
ПараметрыМетодическая работаНаучно –методическая работаОпределениеМР –это целостная, основанная на достижениях науки, на конкретном анализе учебно –воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и, конечном счёте, на достижениеоптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных школьников[6]НМР –это новая практика образования, создающая единую систему взаимодействия педагогической науки и практики; позволяющая выявлять и создавать новое содержание и высокоэффективные технологии образовательного процесса, переносимые в опыт других образовательных учреждений, формирующая методологическую культуру учителя и способствующая обогащению интеллектуального фонда жизнедеятельности коллектива педагогов и школьников. НМР –это синтез двух процессов: научно –исследовательского и методического, направленного на развитие учебно –воспитательной деятельности образовательного учреждения[2]СодержаниеОсвоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно –воспитательной работы, изучение, обобщение опыта, повышение квалификации преподавателейОпределение философии образовательного учреждения, разработка духовных оснований жизнедеятельности коллектива. Поиск, реализация инновационных идей, организация исследований, опытно –экспериментальной работы. Разработка новых элементов педагогических технологий, методов, приёмов, средств обучения и воспитания. Развитие профессионально –личностных качеств педагогов, повышение их научно –теоретического уровня, стимулирования к саморазвитиюФормыРабота в рамках методических объединений, предметных комиссийСоздание кафедр, лабораторий, центров, временных научно –исследовательских и творческих коллективов, в рамках которых проводится опытно –экспериментальная работа как отдельных преподавателей, так и всего коллективаРезультат
Достижение и поддержание высокого качества учебно –воспитательного процесса в образовательном учреждении. Обобщение педагогического опыта в виде методических рекомендаций.Совокупность новых теоретических и практических положений, выводов, полученных в результате опытно –экспериментальной работы и научно –исследовательской работы и их применение в научной и практической педагогической деятельности на различных уровнях системы образования. Рост научных кадров. Подготовка научных статей, учебно –методических пособий, монографий, кандидатских и докторских диссертаций.ПродуктОбобщённое описание деятельности в виде рекомендаций, предписаний, методикНаучно –теоретическое обоснование и обеспечение педагогической деятельности
Как видим, существенных отличий достаточно. Главным из них является то, что основой современных подходов (Н.И. Калинченко, И.М. Курдюмова, Т.В. Орлова и др.) к проектированию и организации научно –методической работыявляется осознание ее цели как развития личности преподавателя во всей полноте и целостности личностных и профессиональных качеств. Чтобы обрести себя, педагогу нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, овладеть творческими способами решения научных, профессиональных и личных проблем. По мнению Л.Н. Куликовой, на первый план сегодня выходит необходимость личностного духовнонравственного самоукрепления педагога, его саморазвития как условия и средства постоянного наращивания своих потенциалов. Причем личностнопрофессиональное саморазвитие должно идти с опережением социального «вызова», только тогда оно выступает энергетическим источником обновления образования. В связи с этим возникает необходимость построения такой системы научнометодической работы среднего профессиональногоучебного заведения, которая бы максимально способствовала личностному развитию и соразвитию субъектов педагогического процесса, а повышенное внимание в ней отводилось внутренним средствам саморегуляции, самомобилизации и самоактуализации личности.Руководствуясь этими положениями, научно –методическую работув среднем профессиональном образовательномучреждении можно определить как комплекс избирательно вовлеченных мобильных компонентов, обеспечивающий самосовершенствование деятельности каждого педагога и педагогического коллектива в целом на основе гармонического сочетания социального заказа в подготовке современного специалиста и личностнопрофессиональных запросов педагога в интересах его саморазвития. В качестве приоритета в ее организации в этом случае выступает ориентация на: а) развитие индивидуального стиля деятельности преподавателей; б) самоопределение каждого педагога в выборе форм, методов, средств саморазвития и развития будущего специалиста; в) дифференцированный подход к педагогу с учетом возраста, опыта, педагогической компетентности; г) включение педагогов в опытно
эксперементальную и научноисследовательскую деятельность.[4]Учитывая выше сказанное, общие примерные цели, объекты и содержание научнометодической работы будут следующими.
Цели и содержание научнометодической работы
п/пЦельОбъект НМРСодержание НМРСубъекты НМР11Обеспечение эффективности инновационного развития образовательного учреждения, модернизации образовательного процессаЭффективность и качество образовательного процессаразработка стратегического и тактического планирования, научнометодическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения;мониторинг качества образовательного процесса, целесообразности и эффективности инноваций;разработка регионального компонента образования;развитие внешних связей учебного заведения с вузами, научноисследовательскими учреждениями, школами и т.д.Научнометодический совет
Аналитическая группа
Экспериментальная площадка (лаборатория)
Информационный центр22Обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями Качество профессиональной подготовки, воспитанности развития студентов
разработка критериев и показателей качества подготовки специалистов;диагностика и мониторинг качества обучения, развития и воспитания студентов; организация целенаправленной адекватной психолого–педагогической помощи студентам и преподавателямГруппа качества
Психологическая служба33Повышение уровня профессионализма педагогической и инновационной деятельности руководящих и педагогических работниковЭффективность профессиональнопедагогической, методической и инновационной деятельности преподавателей и руководителей подразделенийобеспечение непрерывности профессионально
педагогического образования членов педагогического коллектива и администрации;
построение индивидуальной программы развития педагогов на основе диагностики и анализа результатов профессиональнопедагогической деятельности;
развитие мотивов творческой, инновационной, научноисследовательской деятельности
Школа педагогического мастерства
Проблемы группы педагогов
Методические объединения Предметные (цикловые) комиссии44Комплексное научное и учебнометодическое обеспечение структуры и содержания образованияКачество и эффективность научного и учебно
методического обеспечениямоделирование структуры и комплексного научного и учебнометодического обеспечения;
модернизация структуры, создание и апробация нового предметного содержания к учебным дисциплинам, разработка авторских программ, элективных курсов, факультативов и т.п.;
поиск, адаптация, моделирование, проектирование и трансляция новых образцов педагогической деятельности, дидактических материалов, технологий обученияНаучнометодический советВременные научноисследовательские коллективы
Индивидуальная поисковая и экспериментальная работа преподавателейТаким образом, успех научно –методической работы предопределяется наличием двух основных условий.Вопервых, учебному заведению необходимо иметь соответствующую нормативно –организационную базу (положения о научно –исследовательской, опытно –экспериментальной работе, научно –методическом совете, экспертной комиссии, модель данной деятельности, договоры о сотрудничестве с вузами, образовательными и научно –методическими центрами и т. д.).Вовторых, целесообразно создать оптимальную организационно –функциональную структуру научно –методической работы, координирующуюдеятельность соответствующих органов (научно –методический совет, экспертная комиссия, совет студенческого научного общества, кафедры, лаборатории и т. д.). Следует четко определить полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры.
Ссылки на источники1. Амренова М. М. Обновление деятельности методической службы в условиях развития образовательного учреждения// СПО. –2006. № 4.2. Антошкина С. Д. Освоение современных образовательных технологий –основное направление методической работы// СПО. Спецвыпуск. –2008. № 23. Аргунова Т. Г. Планирование и организация методической работы в учебных заведениях среднего профессионального образования. –М., 20134 Деев Е. Е. Содержание, структура и организация методической работы в колледже. М., 20145. Денисова Л. Н., Медведев В. П. Методическая служба колледжа : цели, задачи, формы работы.// СПО. –Приложение. –2004. № 36. Поташник М. М. Инновационные школы: становление и работа–М., 2001