Опытно-поисковая деятельность студентов аграрного вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кадина И. В., Любимова Г. А., Нестеренко Д. И. Опытно-поисковая деятельность студентов аграрного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2181–2185. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86465.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена опытно-поисковая деятельность студентов аграрного вуза, обеспечивающая эффективное включение студентов в современные модернизационные процессы. Основная цель опытно-поисковой деятельности студентов аграрного вуза состоит в практическом закреплении теоретических знаний, приобретении навыков, оптимальном сочетании творческой, научной и практической подготовки, в работе студентов в научных лабораториях и научных студенческих кружках, созданных на кафедрах, участие в студенческих научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах дипломных и курсовых работ, публикации и т. д.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЛюбимоваГалина Афанасьевна,к.п.н., доцент,ВолГАУ,г. Волгоградgalinalru@mail.ru

Нестеренко Дина Ивановна,к.п.н., доцент, ВолГАУ, г. Волгоградdina.nesterencko@yandex.ru

Кадина Ирина Викторовна,к.п.н., доцент, ВолГАУ, г. Волгоградkadina.irina.78@mail.ru

Опытнопоисковая деятельность студентоваграрного вуза

Аннотация. В статье рассмотрена опытнопоисковая деятельность студентов аграрного вуза обеспечивающая эффективное включение студентовв современные модернизационные процессы. Основная цель опытнопоисковой деятельности студентов аграрного вуза состоит в практическом закреплении теоретических знаний, приобретении навыков,оптимальномсочетаниитворческой, научной и практической подготовки,в работестудентов в научных лабораториях и научных студенческих кружках, созданных на кафедрах, участие в студенческих научнопрактических конференциях, смотрахконкурсах дипломных и курсовых работ, публикации и т.д.Ключевые слова: опытнопоисковая деятельность,научноисследовательская работа, творчество, познавательный интерес.

Начальныйэтап обучения в высшем учебном заведении связан порой с коренной ломкой сложившихсяпредставлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать своё поведение и деятельность. Поступив в высшее учебное заведение, молодые люди сталкиваются с проблемой адаптации к новым условиям жизни, к условиям вузовского обучения которое является частью процесса социальной адаптации, но имеет и характерные черты. Требования учебного процесса, изменение сферы общения, новые социальные роли требуют умения быстро ориентироваться, осваивать новые виды деятельности, проявлять гибкость по отношениюк иным ценностям, нормам и правилам поведения. Главной целью студента первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие социального статуса студента. Вхождение в новую среду жизнедеятельности, предъявление ею требований к студентампровоцирует кризисы адаптации.Обучениедолжно проводиться таким образом, чтобы у студентов пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе, чтобы в процессе обучения студенты не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы,постоянно совершенствовали методы самостоятельной работы [1].Научноисследовательская деятельность студентов –профессионально направлена. Основная цель научноисследовательской работы является формирование профессиональной самостоятельности студентов, способности к творческому решению практических задач в будущей профессиональной деятельности. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности после окончания вуза.В воспроизводящей и опытнопоисковой, познавательной, творческой деятельности студентов следует различать объективную и субъективную стороны. Студенты в процессе обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности могут не вносить: они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования. В этом смысле они лишь воспроизводят некоторую сумму имеющихся в науке и практике знаний. Субъективно же в процессе обучения они приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели [1].Важнейшими особенностями научной деятельности студентов являются: вопервых, подчиненность ее целей учебным; вовторых, основными мотивами являются познавательные мотивы; втретьих, она осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников вуза; вчетвертых, в процессе научной работы у студентов формируется способность к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности.Научная деятельность студентов обычно начинается с репродуктивной деятельности и проходит ряд стадий. Высший уровень творческой активности студентов проявляется там, где они самостоятельн6о ставят проблему, находят пути ее решения, выбирают из них оптимальный вариант. Важно подчеркнуть, что выполнение научной работы должно начинаться и завершаться с обоснования проблемы, еетеоретического и практического значения, определения конкретных задач исследования, описания методики и конкретного материала, его анализа, выводов и предложений. Такой ©классический алгоритмª научноисследовательских действий студента формирует теоретическое мышление, навыки и умения исследователя, без которых современный специалист не выполнит своей роли творца нового и передового.Этапы активизации учебного процесса:первый этап работы

диагностирование и целеполагание в педагогической деятельности; второй этап

преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебнопознавательной деятельности студентов; третий этап

создание условий для самостоятельной познавательности студентов и для индивидуальнотворческой деятельности с учетом сформированного интереса.На первом этапе студенты первого и второго курсов получают навыки научноисследовательской работы. Они учатся искать, отбирать, критически анализировать, обобщать литературу по теме работы, обрабатывать и обсуждать полученные результаты, делать выводы. И лишь к третьему курсу первые исследовательские попытки перерастают в самостоятельную научноисследовательскую деятельность при написании курсовых, а позже и дипломных проектов. Поэтому студенты младших курсов еще не ставят самостоятельную прикладную проблему и не пытаются найти оптимальные пути ее решения, не проявляют творческой активности. И, естественно, не связывают напрямую научноисследовательскую работу с будущей профессиональной деятельностью. Необходимо разъяснять студентам первых и вторых курсов значение научноисследовательской деятельности в формировании профессиональной самостоятельности, научного мышления, способности творчески решать практические ситуации и проблемные задачи, с которыми они могут столкнуться в будущей профессиональной деятельности [2].В наших исследованиях согласно анализу полученных данных, большинство опрошенных студентов предпочитали письменные работы устным и редко выступали перед аудиторией, объясняя это тем, что они не владеют ораторским мастерствоми испытывают страх перед аудиторией. Научноисследовательская деятельность развивает потребность и активность в нахождении оригинальных способов выполнения работы, навыки и умения разбираться в потоках информации и отбирать нужную; способствует расширению сведений для успешного разрешения студентами профессиональных, организационных и других проблемных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в будущем.Мотивы участия в научной работе у студентов зарождаются на первом курсе обучения (в некоторых случаяхистоки этих мотивов восходят к средней школе). Одним из важнейших факторов возбуждения мотивов научного творчества является воздействие на студентов первого курса преподавателейлекторов, ученых вуза, студентовстаршекурсников. Именно это воздействие на первом курсе может породить духовную потребность в интеллектуальном поиске новой информации.Научная деятельность студента –это известное самовыражение его личности, стремление к жизненному самоутверждению. В научноисследовательской работе непосредственноудовлетворяются познавательные потребности студентов, которые являются основой формирования творческой мотивации, выступая ведущей в ее структуре (творческая мотивация представляет собой направленность на самостоятельное получение новых знаний и преобразование собственной деятельности). Опосредованно в научной деятельности удовлетворяются многие другие потребности студентов, например, потребность в самоутверждении и самовыражении (стремление к наиболее полному проявлению своей индивидуальности); потребность в успешном выполнении работы и достижении высоких результатов в деятельности, проявляющаяся в высоком мотиве достижения успеха; потребность в общественном признании и уважении со стороны окружающих, проявляющаяся в развитом мотиве социального успеха; потребность в саморазвитии и самосовершенствовании [2].Самостоятельная опытнопоисковая деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных установок –стиль непрерывного самообразования.Хотелось бы акцентировать внимание на следующих положениях:1.Опытнопоисковая работа студента –это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: уяснение цели к поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование самостоятельной работы;поиск необходимой учебной и научной информации;освоение собственной информации,ее логическая переработка;использование методов научноисследовательской работы для решения поставленных задач;выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;представление, обоснование и защита полученного решения;проведение самоанализа и самоконтроля.2.Студент –первокурсник должен понимать, что учебнопознавательная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее результат –решение проблемных ситуаций.3.Позиция обучающегося в учебнопознавательной деятельности –субъективносубъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому при оптимальном варианте учебнопознавательная деятельность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит избирательный характер [1].В Волгоградском ГАУ на кафедре ©Ремонт машин и технологии конструкционных материаловª успешно применяются такие формы организации внеаудиторной учебнопознавательной деятельности студентов, как олимпиада и участие в студенческих научных и научнопрактических конференциях. Они представляет собой организованный, многоступенчатый студенческий конкурс, в основе которого лежит решение заданий повышенной трудности, связанных с профессиональными аспектами развития. Олимпиада и участие в студенческих научных и научнопрактических конференциях–командное соревнование, хотя при их проведении одновременно можно организовать и индивидуальный зачет.Олимпиада и участие в студенческих научных и научнопрактических конференциях выступают как занимательные формы самостоятельной работы студентов. На заседании кафедры утверждаются план и сроки проведения олимпиады, студенческих научных и научнопрактических конференций, их условия. О начале и ходе олимпиады и студенческих научных и научнопрактических конференциях студенты информируются преподавателями кафедры и деканатом. Коллектив кафедры считает, что благодаря олимпиаде и студенческих научных и научнопрактических конференций у студентов поддерживается и развивается стремление изучать теорию, формируются навыки и вкус к самостоятельной творческой работе. Состязания активизируют работу студентов. Повышается активность и творческая отдача преподавателей, усиливается поиск новых, нетрадиционных форм и методов работы. Кафедра имеет возможность изучать практику и уровень преподавания на различных предметах, анализировать опыт работы преподавателей. В ходе олимпиады и студенческих научных и научнопрактических конференций развивается познавательная деятельность студентов.Успешное проведение олимпийского состязания–одно из средств, помогающих искоренению формализма в обучении и воспитании студентов, а также более тесной связи науки и практики. Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Этопервый этап работы. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о созданииположительноэмоционального отношения у студентак предмету,к себе и своей деятельности.Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебнопознавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки студентов в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности студентов и для индивидуальнотворческой деятельности с учетом сформированного интереса. При этом преподаватель проводит индивидуальнодифференцированную работу со студентами с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации. Учебнопознавательная деятельность—многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна, может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент—студент, преподаватель

преподаватель). Наиболее удачным средством развития познавательного интереса, по нашему мнению является опытнопоисковая деятельность. Под этим понятием подразумеваетсятакая деятельность, которая позволяет отразить свои творческие возможности в действенной форме, понять и доказать практические связи и зависимости предметов и явлений, и видеть возможный результат своих предположений [4].Многие студенты считают, что заниматься научноисследовательской работой интересно и планируют связать свою дальнейшую жизнь с наукой. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что участие студентов аграрного вуза в опытнопоисковой деятельности, научноисследовательской работе повышает интеллектуальную активность студентов, являетсяпрофессионально направленнойдеятельностью, помогает творчески осваивать учебный материал, развивать научное мышление, формировать профессионально важные личностные качества, развивать творческие способности, необходимые для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности.Опытнопоисковаядеятельностьявляется следствием и одновременно условием включения студентов в процесс непрерывного образования. С этой точки зрения непрерывное образование является одним из важнейших факторов развития личности студента.

Ссылки на источники1.Любимова, Г.А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытнопоисковой деятельности. Дисс. … канд. пед. наук. М., 2005. –174 с.2.Любимова, Г.А. Активизация научноисследовательской деятельности студентов как фактор развитияличности в условиях непрерывного образования /Г.А.Любимова, Л.Н.Бесхлебнова, О.А.Денисова //Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной молодежной политики: материалы международной научнопрактической конференции,посвященной 65летию образования ВГСХА. Том 2. –Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА ©Ниваª, 2009. С.302307.3.Нестеренко, Д. И. Роль математического образования в формировании профессионализма будущих специалистов инженерного профиля /Д.И. Нестеренко, Г.А. Любимова //Психологопедагогические аспекты воспитательного процесса в системе высшего образования. Материалы Международной научнопрактической конференции, Волгоград, 25 марта 2011 г. Том 1. –ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА, 2011 –С. 391395.4.Любимова, Г. А. Монография.Развитие познавательного интереса студентов аграрного вуза в условиях опытнопоисковой деятельности / Г. А. Любимова, Д.И. Нестеренко –Волгоградский государственный аграрный университет. –Волгоград, 2014. –96 с.