Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ходыкин А. В. Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2251–2255. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86479.htm.
Аннотация. В статье проводится анализ связи проблем профориентации с проблемами российского рынка труда, без решения которых невозможно создание эффективной системы профориентации. Предложена авторская классификация источников проблем профориентации, согласно которой их можно разделить на проблемы клиента, влияющие на профориентацию, проблемы проведения профориентации и проблемы окружающей клиента среды (в данном случае они выражены в проблемах рынка труда); проблемы клиента делятся на жизненные и личностные, которые, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Предложены пути решения представленных в классификации проблем. Предложен вариант системы профориентации, включающей три уровня профориентации учащихся: 1) школьники до 8-го класса, 2) ученики предвыпускных и выпускных классов, 3) старшекурсникивузов и ссузов; и два уровня профориентации безработных: 4) молодого и среднего возраста и 5) предпенсионного и пенсионного возраста. Выявлены следующие главные проблемы рынка труда, деструктивно влияющие на профессиональное самоопределение клиентов и их профориентацию: социальная несправедливость, вызванная несправедливым распределением экономических благ (оплата труда, не соответствующая его сложности и важности результатов); непривлекательность важных и нужных профессий из-за неудовлетворительности условий, содержания и оплаты труда; отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения; высокий уровень скрытой безработицы и теневой занятости. Предложены варианты решения перечисленных проблем рынка труда.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ходыкин Александр Владимирович,студент ФГБОУ ВПО «СамарскийГосударственный Университет», г. Самараavhod@yandex.ru

Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения

Аннотация.В статье проводится анализ связи проблем профориентации с проблемами российского рынка труда, без решения которых невозможно создание эффективной системы профориентации. Предложена авторская классификация источников проблем профориентации, согласно которой их можно разделить на проблемы клиента, влияющие на профориентацию, проблемы проведения профориентации и проблемы окружающей клиента среды (в данном случае они выражены в проблемах рынка труда); проблемы клиента делятся на жизненные и личностные, которые, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Предложены пути решения представленных в классификации проблем. Предложен вариант системы профориентации, включающей три уровня профориентации учащихся: 1) школьники до 8 класса, 2) ученики предвыпускных и выпускных классов, 3) старшекурсники ВУЗов и ССУЗов; и два уровня профориентации безработных: 4) молодого и среднего возраста и 5) предпенсионного и пенсионного возраста. Выявлены следующие главные проблемы рынка труда, деструктивно влияющие на профессиональное самоопределение клиентов и их профориентацию: социальная несправедливость, вызванная несправедливым распределением экономических благ (оплата труда, не соответствующая его сложности и важности результатов); непривлекательность важных и нужных профессий изза неудовлетворительности условий,содержания и оплаты труда; отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения; высокий уровень скрытой безработицы и теневой занятости. Предложены варианты решения перечисленных проблем рынка труда. Ключевые слова:профориентация, проблемы, система, рынок труда, классификация.

Одним из важнейших и труднейших выборов, совершаемых человеком в жизни, можно считать выбор профессии. Это тот выбор, который определяет направление будущей деятельности человекаиво многом определяет его судьбу. Но при всей важностипрофессионального самоопределения большинство людей сталкивается с различного рода затруднениями при выборе профессии. Для помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения проводится профориентация. В научных трудах часто используется следующее определение профориентации: профориентация –это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда[1,с.5].Мы дадим более краткое определение профориентации:профориентация –это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства.К сожалению, в современном российском обществе проводимая государством профориентация далека от совершенства,что приводит к высокой распространённостиошибок в выборе профессии. Это подтверждается словами из исследования Н.А. Крымовой: «На сегодняшний день государство располагает всеми возможностями обеспечения народного хозяйства устойчивыми, интеллектуально развитыми, способными успешно конкурировать на мировом рынке труда кадрами, однако распространённость ошибок в выборе профессии нейтрализует значительную часть этих возможностей, порождает множество проблем, как для самого работника, так и для общества и государства»[2].Это положение подтверждаетсяданными Росстата, согласно которым 55% опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73%. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67% россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой.[3]Причин несовершенства проводимой государством профориентации множество: отсутствие общегосударственной системы профориентации, разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий, недостаточность теоретической разработанности некоторых аспектов профориентации, нехватка возможностей и ресурсов для практического применения теоретических разработок в области профориентациии т.д.

Темапрофориентации довольно широко разработана в научной литературе: Н.С. Пряжников[4]изучал методологию проведения, проблемы и технологии профориентации;Е.А. Климов[5]разрабатывал методические материалы, тесты, необходимые для проведения профориентации;технологии профессиональной диагностики и консультации рассмотреныв работах И.Л. Соломина[6];А.Д. Сазонов[7]изучал профориентацию клиентов разных возрастов;проблемы рынка труда разрабатывались в работах Ю.М. Наумовой[8], Т.В. БлиноваиВ.А. Русановского[9], и многих других авторов. Однакопридостаточном количестве научных трудов в них недостаточно внимания уделяется классификации источников проблем профориентации и анализу связи проблем профориентации с проблемами рынка труда. Поэтому мы проанализируем связь проблем профориентации с проблемами современного российского рынка труда, а также предложим следующую классификацию, содержащую 3 типа источников проблем профориентации: проблемы клиента,влияющие на профориентацию,проблемы проведения профориентациии проблемы окружающей клиента среды(Рисунок 1).







Рисунок 1.Классификация источников проблем профориентации

Проблемы клиента можно разделить на жизненные проблемы и проблемы личности. Жизненные проблемы —это трудные жизненные ситуации клиента, затрудняющие профориентацию (финансовые трудности, наличие иждивенцев, состояние здоровья и т. д.). В данном случае должна проводиться диагностика проблем клиента, а профориентация должна сопровождаться помощью в решении выявленныхжизненных проблем. Проблемы личности делятся на объективные, такиекак отсутствие жизненного и профессионального опыта, психологические затруднения при столь важном жизненном выборе и боязнь совершить ошибку, несоответствие желаний и возможностей клиента, несоответствие профессиональных предпочтений клиента и потребностей рынка труда;и субъективные проблемы, такие как сформировавшиеся у многих клиентов искажённые представления о труде, утрата ценности профессионализма и деструктивное влияние стереотипов и мнений со стороны на результат профориентации, отсутствие трудовых и учебных предпочтений, неспособность выпускников образовательных учреждений получить желаемые профессии изза низкой успеваемости. К проблемам проведения профориентации относятся: отсутствие общегосударственной системы профориентации; разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий; низкое качество профориентационных услуг; нехватка ресурсов у служб занятости: например, недостаточный штат специалистов по профориентации и, как следствие, неадекватно высокая нагрузка на них; недостаточное нормативноправовое регулирование профориентации: несовершенство нормативноправовых актов (В Положении 1996 года[10]список профориентационных услуг значительно заужен, и они, за исключением профессиональной информации, доступны лишь отдельным категориям граждан. По этому же положению органы государственной властисубъектов РФ могут предоставлять дополнительный перечень профориентационных услуг, но делать это они не обязаны) и их неисполнение или формальное исполнение (часто исполнить требования законодательства невозможно изза нехватки ресурсов у службы занятости); развитие платных профориентационных услуг на фоне низкого качества бесплатных и т.д. Для решения проблем личности и проблем проведения профориентации необходимо решение проблем образования и воспитания, пропаганда ценности созидательного труда и создание всеобщей государственной системы профориентации. Представим вариант такой системы, включающей три уровняпрофориентации учащихся: это школьники, старшеклассники и старшекурсники ВУЗов и ССУЗов, и два уровняпрофориентации безработных: молодого и среднего возраста и предпенсионного и пенсионного возраста.

1) Школьники до 8 класса. Профориентация школьников проводится учителями и школьными психологами и представляет собой комплекс педагогических мероприятий, направленных на социализацию личности школьника, выявление его индивидуальных особенностей и интересов. Для профилактики проблем профориентации и социализации в целом необходимо следующее:1.Повышение успеваемости учеников для сохранения у них возможности широкого выбора специальностей и учебных заведений.2.Развитиеу детей интересак обучению и труду путём вовлечения в различные виды деятельности, формируя у них тем самым мотивацию к труду и активную жизненную и трудовую позицию. Примеров такой деятельности может быть множество: предметные олимпиады, викторины, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы, выставки, научнотворческие конференции и т.д. Также школьникам должны быть доступны различные виды внеклассной деятельности.3.Воспитание уважения к труду и людям труда. Для этого нужно рассказывать детям о важности созидательной деятельности, о примерах героического труда, верности трудовому долгу, о выдающихся людях дела. Кроме того, школьников необходимо привлекать к общественно полезному труду на благо школы и общества. Это могут быть разные виды деятельности, начиная от посадки деревьев в школьном палисаднике до участия в волонтёрских проектах.4.Борьба с предвзятым отношением к некоторым профессиям и их представителям.5.Повышение уровня знаний опрофессиях.6.Стимулирование социальной активности.7.Мотивирование развития личностных качеств, необходимых для самореализации в будущей трудовой деятельности. На первом этапе профориентации у школьника складываются собственные интересы и предпочтения к той или иной деятельности, которая в будущем может стать основой выбора профессии.2) Ученики предвыпускных и выпускных классов школы. На данном этапе профориентация проводится школьными психологами, учителями, представителями службы занятости и учебных заведений профессионального образования и представляет собой комплекс обучающих и консультационных мероприятий, направленных на помощь выпускнику в выборе специальности на основании его интересов, потребностей и возможностей. Основными технологиями профориентации являются индивидуальные беседы, беседы с группой (классом), профориентационное тестирование, профессиональное обучение и информирование, экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, элективные курсы, деловые игры и профессиональные пробы с использованием компьютерных технологий, форсайт сессии и casestudy[11].Профориентационное тестирование направлено на выявление склонностей, интересов и предпочтений школьника. Индивидуальные и групповые беседы по форме являютсяпрофессиональной консультацией и профессиональной информацией. Групповые беседы являются одной из форм информирования школьников. Деловые игры и форсайт сессии позволяют в игровой форме смоделировать будущее профессиональное развитие оптанта. Профессиональные пробы с использованием компьютерных технологийявляютсятехнологией профессионального обучения, направленной на определение того, насколько та или иная профессия подходит оптанту. Важным результатом применения casestudy является приобретение школьником личностных компетенций, которые помогут ему в любом виде будущей профессиональной деятельности[12]. Метод casestudy решает широкий спектр задач и сочетает в себе другие методы,каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе[13].Индивидуальные беседы проводятся с целью помощи выпускнику в выборе профессии на основании его интересов, возможностей и желаний, черт характера, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и многих других факторов, влияющих на его будущую профессиональную деятельность. В ходе них школьнику оказывается помощь в определении видов деятельности, которые ему наиболее подходят по совокупности вышеперечисленных факторов. Перечисленные профориентационные мероприятияпомогают школьнику выбрать хотя быпримерное направление будущей деятельности. После этого беседы от консультации переходят к информированию, в ходе которого ученика необходимо информировать о востребованности выбранного им рода деятельности; о специальностях в рамках выбранного направления; о том, где этим специальностям учат и на какой основе; о наличии в учебных заведениях бюджетных мест и о проходных баллах на эти места; о предметах, по которым необходимо сдать ЕГЭ или другие экзамены для поступления на ту или иную специальность; о положении на рынке труда, его проблемах и особенностях. Профессиональное обучение и информирование представляет собой ознакомление учеников с тонкостями профессий, которые им понравились. В ходе него ученикам рассказывается о местах работы, уровне зарплаты, особенностях труда, о сложных и интересных аспектах понравившейся школьнику специальности. Также со школами должны сотрудничать представители высших и средних специальных учебных заведений, которые приходят в школу и рассказывают ученикам о своём учебном заведении, специальностях, которым в нём учат, условиях приёма, необходимых экзаменах и других особенностях своего учебного заведения.В ходе проведения всех перечисленных выше профориентационных мероприятий ученик выбирает предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ или ГИА.

3) Старшекурсники высших и средних специальных учебных заведений. Профориентация направлена на содействие студенту в выборе конкретного направления в рамках его будущей профессии. Она проводится учебным заведением. Технологии профориентации: беседа с преподавателями и анализ результатов практики. Совет преподавателя поможет студенту адекватно оценить свои знания по различным профессиональным предметам, узнать особенности того или иного направления и свои возможности в нём, конкретизировать свои ожидания и, в конечном счёте, выбрать направление деятельности. Результаты практики имеют определяющее значение в выборе направления деятельности. Попробовав себя на практике, студент в соответствии с результатами может оценить свои возможности, решить, что ему нравится, а что нет и, таким образом, выбрать конкретное направление своей будущей профессии. Также важными субъектами профориентации являются центры содействия трудоустройству и развития карьеры. Для успешной профориентации необходимо внимательное отношение к студентам со стороны преподавателей, достаточное количество практики, возможность студентов пробовать себя в разных направлениях своей профессии, сотрудничество учебных заведений с предприятиями, на которых студенты могут трудоустроиться по окончании учёбы.

4) Безработные гражданемолодого и среднего возраста, нуждающиеся в профориентации. Профориентация проводится службами занятости с людьми, с которыми предыдущие этапы профориентации либо не проводились, либо не имели успеха, в результате чего они не смогли сделать правильный выбор профессии, или выбранная профессия по разным причинам оказалась неподходящей для них. Здесь профориентация проводится с различными группами безработных, которые можно разделить на 2 основные категории: люди, не имеющие специальности и имеющие специальность, но не имеющие возможности или желания по ней работать. Технологии профориентации граждан, не имеющих специальности, во многом схожи с технологиями профориентации учеников выпускных классов школы, но мероприятия проводятся ускоренно с учётом возраста. К технологиям относятся: диагностика знаний, умений и навыков человека, определение его желаний, ожиданий, увлечений, личностных особенностей, семейного положения и состояния здоровья, информирование о положении на рынке труда. На основании указанной выше диагностики человеку предлагаются варианты видов деятельности, из которых он с помощью специалиста выбирает наиболее подходящий для себя вариант. После этого безработному предлагаются варианты учебных заведений, в которых он может пройти обучение, рассказывается об их особенностях, необходимых экзаменах, условиях приёма и многих других важных аспектах его будущей учёбы и профессии. После этого служба занятости даёт направление в то или иное учебное заведение, которое может или самостоятельно провести необходимые экзамены или направить человека на сдачу ЕГЭ по необходимым предметам. Технологии профориентации граждан, не имеющих желания или возможности работать по имеющейся у них специальности, определяются причинами невозможности работы. Технологии профориентации клиентов, не желающих работать по специальности, сходны с технологиями профориентации не имеющих специальности, но здесь проводится дополнительный анализ причин этого нежелания. Технологии профориентации клиентов, не имеющих возможности работать по специальности, определяются причинами этой невозможности. Общей мерой профориентации в данном случае является переподготовка по максимально близкой специальности, по которой гражданин сможет работать. Профориентация безработных граждан имеет больше всего проблем, так как мы имеем дело уже не с профилактикой проблемы, а с борьбой с её последствиями. 5) Безработные предпенсионного и пенсионного возраста. Специфика профориентации данной категории граждан обусловливается особенностями ихвозраста и состояния здоровья, что часто не позволяет продолжать трудовую деятельность по их специальности. В таком случае человека ориентируют на получение адекватной возрасту и состоянию здоровья специальности с учётом его пожеланий. Многие люди при выходе на пенсию вспоминают свои давние увлечения и стремятся заняться пусть менее доходным, но любимым делом. Профориентация, в данном случае, предлагает пенсионеру варианты, как можно с помощью любимого дела получить доход. Далее перейдём к анализу связи проблем профориентации с проблемами окружающей клиента среды, выраженными в проблемах рынка труда. Первая и самая главная проблема –это несправедливое распределение экономических благ, приводящее к социальной несправедливости, катастрофическому расслоению общества (только по данным Росстата индекс децильности в России около 15 [14], а по некоторым данным он в разы выше[15]), и, как следствие, дисбалансу на рынке труда. В итоге зарплата сотрудника не отражает его трудовых затрат и важности результатов труда: в некоторых отраслях и на некоторых должностях она неадекватно завышена, а в некоторых занижена. В результате отрасли и специальности с завышенной зарплатой становятся сверхпопулярными и закрытыми для новых людей, что благоприятствует развитию в них коррупции и недобросовестной конкуренции, а специальности с заниженной зарплатой становятся крайне непопулярными и непрестижными. Это деструктивно влияет на все субъекты рынка труда: люди выбирают денежные профессии в ущерб своим склонностям, способностям и интересам; происходит дисбаланс на рынке труда и, как следствие, безработица; несправедливо заниженные зарплаты вызывают среди работников бедность (16 % россиян имеют доход ниже прожиточного минимума по данным Росстата)[16], чувство несправедливости и социальную напряжённость. Ориентировать клиентов на низкооплачиваемую работу становится очень трудно и, к тому же, социальная несправедливость пагубно влияет на умы молодых людей с несформировавшейся системой нравственных ценностей, что приводит к формированию у трудового потенциала страны искажённых представлений о труде и неэффективности профориентационных мероприятий. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда и уровня зарплат, оплата труда пропорционально его сложности и важности результатов, борьба с расслоением общества и социальной несправедливостью на государственном уровне, создание для этого нормативноправовой базы. Следующая проблема, являющаяся следствием первой, –это непривлекательность важных и нужных профессий вследствие низкихзарплат, недостаточных финансовых вложений и нарушений прав трудящихся со стороны работодателя (например, нарушения СанПиНов и правил безопасности, использование устаревшего оборудования и т.д.). Труд представителей таких профессий может быть вредным, опасным[17], физически тяжёлым, непрестижным, низкооплачиваемым, неинтересным, не дающим возможностей для самореализации, саморазвития и совершенствования профессиональных навыков работника. Это подтверждается данными Росстата, показывающими неудовлетворительный уровень многих показателей, рекомендованных МОТ в качестве индикаторов достойного труда.[18] Кроме того, по данным опроса, проводимого Росстатом в 2012 году, половина работников постоянно или иногда испытывают воздействие вредных производственных факторов или другие неудобства (холод, сырость и т.п.). Четверть опрошенных сообщили статистикам, что постоянно находятся в состоянии стресса, и еще почти половина работников —время от времени. Итого —75%. Лишь 25% опрошенных удовлетворены зарплатой.[3] В результате ориентировать клиентов на получение непопулярных инепрестижных профессий очень трудно, на них идут чаще всего от невозможности найти лучшую работу. В результате уровень специалистов и качество труда со временем прогрессивно снижается, относительноработников в обществе складываются отрицательные стереотипы, что ещё больше снижает престижность профессии, которая стремительно деградирует. Большую часть таких специальностей составляют рабочие профессии, условия и содержание труда в которых являются неудовлетворительными, технологии и оборудование –устаревшими, а зарплата низкой, особенно по сравнению с зарплатами руководства предприятий. В качестве отдельной группы профессий, испытывающих проблемы изза низкого уровня зарплат и высокого уровня бюрократизации, можно выделить учителей, медиков, работников социальной сферы и культуры. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо государственное регулирование уровня зарплат; повышение зарплат на рабочих специальностях; поставить зарплаты топменеджеров в зависимость от зарплат рабочих; повышение зарплат на специальностях, чей труд особо важен для общества, а его оплата занижена (учителя, медики, работники социальной сферы и т.д.); борьба с бюрократией, мешающей выполнять профессиональные обязанности; контроль соблюдения законодательства относительно условий труда; разработка и внедрение новых технологий в процесс производства; сокращение рабочих мест, требующих использования тяжёлого физического, вредного и опасного труда; реструктуризация экономики; повышение качества образования. Следующая проблема –отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения. Основные причины, ограничивающие выбор профессии: отсутствиеу клиента финансового капитала, отсутствиебюджетных мест в учебных заведениях, географические причины(наличие моногородов, сельская местность и т.д.). Для решения проблемы необходимо: повышение качества образования и уровня жизни населения, особенно в сельской местности, борьба с сокращением количества бюджетных мест в учебных заведениях, постепенное сокращение количества моногородов.

И последняя рассматриваемая в работе проблема –это скрытая безработица, вызываемая, главным образом, вынужденной неполной занятостью и нежеланием безработных идти на биржу труда изза низкого пособия по безработице. Сюда же можно отнести и теневую занятость, вызванную несовершенством системы налогообложения. В итоге государство и общество не получает достоверной информации о реальном уровне безработицы и положении на рынке труда. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на профориентацию, так как становится невозможно провести достоверное информирование о ситуации на рынке труда и дать качественные рекомендации. Поэтому необходимо повышение пособий по безработице, реформирование системы налогообложения, жёсткий контроль соблюдения трудового законодательства.В завершении данной работы необходимо отметить, что эффективное решение проблем профориентации возможно только в совокупности с эффективным решением проблем рынка труда, так как эти понятия взаимосвязаны: профориентация содействует человеку в выборе профессии, формируя тем самым кадровую обеспеченность рынка труда, а ситуация на рынке труда влияет на выбор человеком профессии,а значит, и на профориентацию.

Ссылки на источники1.Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса// СОЦИС.–2003. –№2. 2.Крымова Н.А. Управление профориентацией клиентов службы занятости в регионе: автореф. дис.…канд.экон.наук: 08.00.01.Воронеж, 2010. –208с.3.Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html. –[Дата обращения 04.02.2016]. 4.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издво: Институт практической психологии. –Воронеж:Изд.НПО "МОДЭК", 1996. 246 с. 5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.—М.:Академия, 2012. —304 с.6.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики и профессионального консультирования. –СПб.: Речь, 2006. –280 с.7.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. —М.: Просвещение, 3 изд., 2010. —223 с.8.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном российском провинциальном городе: на примере г. Пенза: автореф.дис. … канд.соц.наук:22.00.04. Пенза,2007.—150 с.9.Блинова Т.В., Русановский В.А. Диверсификация структуры занятости и формирование модели посткризисного развития экономики // Экономика и управление. СПб., 2009. № 3 (43).10.Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1"Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населенияв Российской Федерации". –URL:http://ivo.garant.ru/#/document/136694/paragraph/144:1. –[Дата обращения 04.02.2016]. 11.Хасанова И.И., Котова С.С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодёжи // European journal of education and applied psychology // № 3, 2015.12.Долгоруков А.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения / А.М. Долгоруков, 2012. –URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html [Дата обращения 04.08.2015].13.Мирза М.В., Умпирович М.И. Кейсметод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // European science review// №34, 2014.14.Исследование распределения доходов жителей России по 10процентным группам, проводимое Росстатомв 2015 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#. –[Дата обращения 04.02.2016]. 15.Зелетдинова Э.А. Социальноэкономические факторы оппозиционности в России // Вестник АГТУ 2013, №2 (56), с.101.16.Результаты исследования уровня доходов россиян, проводимого Росстатом в 2015 году.–URL: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/11/1407826.html.–[Дата обращения 04.02.2016]. 17.Здравоохранение в России, 2015 год / Условия труда, производственный травматизм // Статистический сборник Росстата. –URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm. –[Дата обращения 04.02.2016]. 18.Исследование условий труда на российских предприятиях по индикаторам достойного труда МОТ,проводимое Росстатом в 2014 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. –[Дата обращения 04.02.2016].