Использование игровых образовательных ситуаций для воспитания основ нравственного поведения у детей 4–5 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тартачная А. В., Коломийченко Л. В. Использование игровых образовательных ситуаций для воспитания основ нравственного поведения у детей 4–5 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2566–2570. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86544.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного воспитания детей 4–5 лет посредством игровых образовательных ситуаций. В статье представлены данные и проведена интерпретация результатов начальной и итоговой диагностики уровней нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста, дано описание основных направлений формирующего эксперимента.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коломийченко Людмила Владимировна,Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь(342) 2101028kolomiychenko@pspu.ru

Тартачная Алина Васильевна,Магистрант 1гогода обучения, направления «Инновации в дошкольном образовании»кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь89523164284alina.tarta4naya@yandex.ru

Использование игровых образовательных ситуаций

длявоспитания основ нравственного поведения у детей 45 лет

Аннотация.Статья посвящена проблеменравственного воспитания детей 45 летпосредством игровых образовательных ситуаций. В статьепредставлены данныеи проведена интерпретация результатов начальной и итоговой диагностики уровней нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста, дано описание основных направлений формирующего эксперимента.Ключевые слова:нравственное воспитание, нравственное поведение, средний дошкольный возраст,игровая образовательная ситуация.

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возрастав настоящее времяактуализируется в связи с ситуацией, сложившейся в духовнонравственной сфере современного общества. Ценностный вакуум, бездуховность,которая обусловленаотчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, ставят общество перед опасностью моральной деградации. Помочь ребенку научиться вести себя в обществе окружающих людей с учетом множества условий одна из задач воспитания и самовоспитания личности, которая прописана в концепции духовнонравственного развития[1].Анализ различных подходов к определениюсущности нравственного поведенияпозволяетопределить данный феноменкак совокупность творческих и произвольных действий человека, основанных на сознательном и осмысленном следовании нравственногуманистическим ценностями этическим нормам, используемымв отношении окружающих людей с учетом их интересов и потребностей, а также условий объективной социальной ситуации.Опыт эффективного решения социальнонравственных задач человек приобретает с раннего детства, когда закладываются основы нравственного мировоззрения, формируется эмоциональномотивационная сфера личности, постепенно накапливается и обогащается социальнонравственный опыт. В связи с этим Т. А.Маркова, В. Г.Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон и др. исследователи отмечают, что задача целенаправленного формирования нравственного поведения в дошкольном возрасте имеет особое значение.ФГОС ДО акцентирует внимание воспитывающих взрослых на создании таких условий вобразовательном процессе, при которых социальнокоммуникативное развитие ребенка осуществляется последовательно, сообразноегоактуальным и потенциальным возможностям. В документе отмечается, что к концу дошкольного возраста ребенок с помощью и под руководством взрослого достигает определенного уровнянравственного развития, характеризующегосянетолько знанием набора этических норм, но и трансформацией их в нравственные ценности, позволяющие осуществлять нравственную саморегуляцию поведения. Отдельные аспекты проблемы воспитания нравственногоповедения детей дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной,В.Г.Нечаевой, Е.В. Субботского,С.А Улитко, С.Г. Якобсон и др. Имиопределены особенности становления и проявления нравственного поведения у ребенка на этапе дошкольного детства, описаны некоторые механизмы его регуляции, раскрыты психологические и педагогические условия его формирования.Основные концептуальные положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста, являющиеся ориентирами построения теоретических конструктов нашего исследования, представлены в программе социальнокоммуникативнорго развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко [3].Одним из условий,предопределяющих эффективность нравственноговоспитания,являетсяцелесообразность содержательных и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми.Современные исследователи,изучающие вопросы модернизации известных и разработки новых средств воспитания личности,отмечают необходимость их соответствияпринципам активности, субъектности, практикоориентированности с учетомвозрастных возможностейдетей. Анализ результатов научного поиска по данной проблематике показал, что существуетобъективная необходимость примененияв воспитательном процессе таких педагогическихсредств, которые соответствовалибыс одной стороны природе ребенка, с другой

инициировали активность, побуждали к самостоятельномунравственномувыбору, осмыслению и осознанию нравственнокультурного опыта. Одним из эффективных средств, соответствующих вышеобозначенным требованиям, исследователи отмечают образовательные ситуации разных видов. В рамках проводимого исследованиямы изучиливоспитательный потенциалтаких ситуаций в решении задач формированияэмоциональномотивационного, практического, оценочнокоррекционного компонентов нравственногоповедения у детей пятого года жизни. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательныхучрежденийг. Перми(МБДОУ «Детский сад № 317», корпус 2, ЧДОУ «Родничок» №79 корпус 2, МАДОУ «Детский сад № 39», Детский сад № 256 «Дом радости», Детский сад №284, МАДОУ «Детский сад № 319», МАДОУ «Детский сад № 176»). В нём приняло участие 120 детей 5гогода жизни(из них 60воспитанников вошлив контрольные группы и столько же

в экспериментальные).Целью нашего исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальномизучении воспитательногопотенциалаигровых образовательных ситуаций как средства целенаправленного формирования основ нравственного поведения.На основе теоретических положенийнастоящего исследования,выявленных противоречий,мы сделали предположение о том, что игровые образовательные ситуации могут выполнять функции педагогического средства формирования основ нравственного поведения у детей 5гогода жизни, если их проектирование и организация будетосуществлятьсяв соответствии соследующими условиями:•задачи и содержание ситуаций будут связаны с актуальными для данного возрастного этапа потребностями детей;•они

будут специально конструироваться педагогом с учетом содержаниясоциальной культуры, доступного восприятию детей данного возрастного периода;•их содержание позволит решать задачи, связанные с формированием каждого из обозначенных компонентов поведения;•структура и методика проведения таких ситуаций с детьми будут включать элементы проблемности, актуализации ранее приобретенного социальнонравственного опыта, поисковой деятельности;•данныеситуации будут включаться в разные режимные моменты, свободное общение и разные виды самостоятельной деятельности воспитанниковв определенной логике;•алгоритм применения игровых образовательных ситуаций будет обеспечивать поступательное и своевременное формирование компонентов нравственного поведения на уровне, необходимом для самостоятельного и творческого решения детьми социальнонравственных задач в условиях общения и взаимодействия со сверстниками;•их использование будет соответствовать принципу комплексного включенияв образовательный процесс ДОО. В контексте выполняемого исследования в понимании сущностных характеристик игровых образовательных ситуаций мы ориентируемся на исследования Н.А.Зориной и рассматриваем ихкак специально сконструированные обстоятельства и условия, в которых происходит столкновение процессуальноигрового отношения ребенка к реальности (опробования себя в ней) с нравственными культурными практиками, требующимиспецифических средствспособови в постепенном направлении инициативы ребенка на сферу нравственных отношений.Игровые образовательные ситуации обеспечивают детям возможность не только активного применения освоенных знаний и способов деятельности, но и самостоятельного, осуществляемого по собственной инициативе конструирования различных вариантов поведения в соответствии с условиями и требованиями окружающей обстановки, апробации разнообразных моделей поведения в среде сверстников без негативных последствий для себя самого и окружающих[2].Для изученияисходногосостояния объекта исследования нами была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. В ходе разработки диагностического инструментария были определены уровни сформированности нравственного поведения детей 5го года жизни (Таблица № 1).Таблица 1Содержательная характеристика уровней сформированности нравственного поведения детей 45 лет

УровеньКомпонентыОписание содержания уровнейОптимальныйКогнитивный компонентПравильно дифференцирует нравственные и безнравственные поступки;Аргументирует свою позицию;Осознает значимость правил поведения для преодоления неблагополучия другого человека;

Имеет представления о способах поведения, самостоятельно соотносит их с известными нормами и правилами;Предлагает несколько вариантов развития ситуаций и соответствующих им тактик поведения; Ориентируется в способах реализации вариантов поведения в ситуациях практического и коммуникативного взаимодействия со сверстниками.

ЭмоциональномотивационныйПроявляет интерес к социальнонравственному содержанию ситуаций взаимодействия со сверстником;Эмоциональные реакции ориентированы на сверстника;Проявляет эмоциональную отзывчивость на благополучиенеблагополучие других;Выражает готовность к оказанию содействия в виде помощи, сорадования, сострадания.

Практический

Самостоятельно и по собственной инициативе проявляет все виды оказания содействия другому в ситуации неблагополучия; Проявляет умение осуществлять моделирование нескольких вариантов поведения в заданной ситуации при незначительной помощи взрослого;Изменяет тактику поведения в зависимости от ситуации взаимодействия.

ОценочнокоррекционныйОценка сверстника адекватна правилу и требованиям гуманности как в вербальных, так и реальных ситуациях;Дает адекватную самооценку своим поступкам, действиям;При оценке старается учесть и содержание ситуации, и причины ее возникновения и причины состояния и проявлений сверстника и требования правил;Оценивает свое поведение в контексте ситуациипри обнаружении ошибок в поведении или неэффективности действий пытается их скорректировать.Допустимый

КогнитивныйАдекватные, но ограниченные по объему представления о нормах и правилах поведения;Испытывает трудности в соотнесении социального и предметного содержания отдельных ситуаций; Затрудняется в установлении причинноследственных связей между проявлениями эмоционального неблагополучия участников ситуации и их эмоциональными состояниями.

ЭмоциональномотивационныйСитуативный характер к обсуждению ситуаций социальнонравственного взаимодействия;Адекватный эмоциональный отклик преимущественно на неблагополучное состояние героев ситуации.

Практичесикй

Стремится оказать содействие сверстнику в ситуации неблагополучия;Самостоятельно инициируемые и реализуемые действия носят преимущественно стереотипный характер; Эпизодическое несоответствие вербального и реального поведения.

ОценочнокоррекционныйОценивает поведение сверстника в соответствии либо только с моральными требованиями, либо только с гуманистическими правилами;Дает чаще завышенную самооценку;При оценке учитывает только требования правил и ответные реакции партнера;Оценивает саму ситуацию и проявления ее участников;в отдельных ситуациях корректирует свои ошибки самостоятельно или при напоминании взрослого.КритическийКогнитивныйОриентируется в отдельных нормах и правилах поведения;Не может соотнести требования норм и правил поведения, с действиями участников типичных ситуаций; Проявляет сосредоточенность на предметном содержании ситуации; Не связывает положение героя ситуации с её с содержанием;Эмоциональные проявления преимущественно связаны с ответными побуждающими и оценочными реакциями экспериментатора.

ЭмоциональномотивационныйЭмоциональные реакции выражены слабо и инициируются преимущественно экспериментатором;Эмоциональные реакции связаны с предметным содержанием ситуации;Эмоциональный отклик на ситуации благополучия неблагополучие другого носит ситуативный характер;Проявления инициативы в оказании содействия другому носят эпизодический характер.

Практический

В поведении преобладают предметноориентированныепознавательные и пассивноэспрессивные действия.Замечает несоответствие реализуемых способов поведения требованиям ситуации и потребностям, состоянию сверстника только с помощью взрослого. Реализуемые в поведении способы стереотипны. Настойчивость в достижении результата носит ситуативный характер.

ОценочнокоррекционныйОценка собственного поступка всегда завышена, старается найти оправдание своим неправильным поступкам;При оценке ориентируется на правило;Оценивает только ситуацию;Ошибки обнаруживает и исправляет только с помощью взрослого;Не способен самостоятельно обнаружить ошибки и скорректировать свои действия в ситуации.

Количественный, качественный статистическийанализ результатов диагностики позволилвыявить соотношение уровней сформированности компонентов нравственного поведения, их связи и особенности проявления отдельных показателей. Результаты начальной диагностики свидетельствуют о том, что на 5мгоду жизни у детей в разной степени сформированыкомпоненты нравственногоповедения. Восновном,дети демонстрируют критический и допустимый уровень. Втоже время

незначительная часть испытуемых отнесенанами к оптимальномууровнюпо таким компонентам,какэмоциональномотивационный и когнитивный. Этосвидетельствует о том, что на 5мгоду жизни у детей сформированы предпосылки к овладению нравственным поведением в эмоциональной сфере, а педагогами ведется целенаправленная работа по формированию у детей нравственных представлений. Качественный анализ результатов начальной диагностики позволил установить, что такие показатели как осознанность поведения, его самостоятельность, вариативность и гибкость проявляются крайне редко и ситуативно.Нами также установлено, что в различных ситуациях взаимодействия со сверстникамиповеденческие проявления и уровни их сформированности различны. Так, в ситуациях игрового типа и впроблемных ситуациях дети часто обнаруживали попытки варьировать поведенческие тактики, конструировать их на основе комбинирования, в большейстепени проявляли самостоятельность и осознанность. Выводы по констатирующемуэксперименту стали основой для разработки программы формирующего эксперимента.Наданном этапе исследования нами решались задачи, связанные с разработкой и апробациейкомплексаигровых образовательных ситуаций, направленных на формирование разных компонентов нравственного поведения.Разработка комплекса игровых образовательных ситуаций осуществлялась поэтапно. На первом этапе было отобрано содержание воспитательной работы с детьми. Для определения и уточнения состава задач и содержания работы по воспитанию основ нравственного поведения детей 45 лет,мы обратились к анализу программных документов, который был направлен на выделение в образовательных программах элементов, связанных с формированием у детей следующих компонентов нравственного поведения: когнитивного, эмоциональномотивационного, практического и оценочно–коррекционного. В целях решенияпоставленных задачдля детей экспериментальной группы был разработанкомплекс игровых образовательных ситуаций(45 ситуаций), реализация которых была запланированана полугодовой период. Игровые образовательные ситуации первой группы направленына формирование и обогащение практики социальноперцептивных действий детей (выделение социального содержания ситуации взаимодействия со сверстником, восприятие его эмоциональных состояний, настроений). Включение игровых персонажей (героев известных детямсказок с разными типами поведения и отношения), игровых действий соревновательного и имитационного характера, игровыхправил и сюжетов («Угадайка», «Волшебники», «Зеркало», «Найди друга», «Поможем героям сказки»)включалось для инициирования активностидетей по использованию личного опыта нравственных представлений, обеспечения заинтересованности и сосредоточенностивнимания детей на решении проблемной задачи. Содержание игровых образовательных ситуаций второй группы ориентированона совершенствование иобогащение аналитических и прогностических действий (анализ ситуации, определение причин ее вызвавших, анализ и сравнение действий и личностных проявлений участников ситуации, предвосхищение развития ситуации и ее возможных результатов). В процессе использования ситуаций данной группы мы направляли воспитанников на установление разнообразных связей между предметным и социальным содержанием ситуаций, между эмоциональными, вербальными и практическими проявлениями и действиями их участников, на придумывание иозвучивание различных вариантов развития ситуаций, их изменение посредством включения новых элементов («Подарки для друга», «Играем вместе и врозь», «Сочиняем сказку»).Игровые образовательные ситуации третьей группы способствовалиформированию действий предварительного планирования (прогнозирование, моделирование нравственного поступка в типичных и нестандартных ситуациях взаимодействия).Такие ситуации использовались для решения задач обогащения практики планирования поведения: «Что сначала, что потом?»,«Я начну –ты продолжай, свою сказку сочиняй», «Поможем художнику закончить картину», «Игра на новый лад». В рамках опытнопоисковой работы использовалисьне только специально организованные, но и стихийно складывающиесяв процессе жизнедеятельности и общения детей ситуаций социальнонравственного характера (ситуации, возникающие в различные режимные моменты, в ходе непосредственного свободного общения и игрового взаимодействия детей, в ходе событий, значимых для воспитанников, и т.д.). Педагог включался в такие ситуации и с помощью косвенных методов побуждал детей к осознанию социального значения и смысла ситуаций, их анализу, определению вероятных способов поведения, прогнозированию развертывания событий.Проведенное на завершающем этапе опытнопоисковойработы сравнение достижений детей экспериментальной и контрольной группы свидетельствует о том, что в условиях применения игровых образовательных ситуаций (вместо традиционных обучающих занятий) динамика уровня сформированности ориентировочных действий имеет выраженный позитивный характер, в частности, по критериям осознанности, самостоятельности, вариативности применения. Произошли изменения уровней сформированностивсех компонентов нравственного поведения, в большей степени это касается когнитивного, эмоциональномоционного, практического.Существенные изменения произошли по показателям когнитивного компонента нравственного поведения детей экспериментальных групп(высокий уровень по результатам контрольного эксперимента обнаружен у75,5%). В контрольных группах также произошли позитивные изменения, но не столь выраженные: лишь 25% детей достигливысокого уровня. С критического уровня на допустимый перешло 8,4% детей, тогда как в контрольной это обнаружено только у 0,7 %детей.

В результате анализа полученных экспериментальных данных были выявлено соотношение уровней сформированности когнитивного компонента нравственного поведения детей 5 лет в экспериментальной и контрольной группах (Таблица № 2).

Таблица 2Уровни сформированности когнитивного компонентанравственного поведения детей 45 лет

УровниЭкспериментальная группа 1,2Контрольная группа3,4

ДоПослеДоПослеОптимальный8.3%84%5%30%Допустимый68.3%37%66.7%43%Критический23.4%15%28.3%27%

Позитивная динамика эмоциональномотивационном компонента нравственного поведения детей экспериментальных группколичествоопределена в соотношенииот0% до 38 %. С критического уровня нравственного поведения по данному компоненту на допустимый уровень перешло 25% детей. В контрольных группахне выявленони одного ребенка, находящегосяна оптимальном уровненравственного поведения. Переход с критического уровня на допустимый обнаружен только у 11,3% детей. Динамика эмоциональномотивационного компонента представлена в таблице №3.Таблица № 3Уровни сформированности эмоциональномотивационного компонентанравственного поведения детей 45 лет

УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4

ДоПослеДоПослеОптимальный

38%

Допустимый70%57%66.7%78%Критический30%5%33.3%22%

По результатам контрольного эксперимента обнаружены так же очевидные изменения показателей поведенческого компонента: число детей, обнаруживающих оптимальный уровень его сформированности,составил 24% в экспериментальных группах;количество детей с критическим уровнем снизилось на 5,3 %. В контрольных группахтакже прослеживается позитивная динамикапо данному компоненту нравственного поведения, но она незначительна (к оптимальному уровнюне отнесен ни один ребенок).Динамика уровней практического компонента поведения представлена в таблице № 4.Таблица № 4Уровни сформированности практического компонентанравственного поведения детей 45 лет

УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4

ДоПослеДоПослеОптимальный

24%

Допустимый86.7%68%83.3%87%Критический13.3%8%16.7%13%

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о целесообразности использования игровых образовательных ситуаций в процессе формирования основнравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.Перспективы дальнейшейработы состоятв выявлении потенциала других педагогических средств в формированииразныхкомпонентов нравственного поведения у детей дошкольного возраста, связанны с изучениемвозможностей дифференцированной работы с детьми по воспитанию основ нравственного поведения, с разработкойна основе результатовнастоящего исследования технологии образовательной игровой ситуации как средства формирования нравственного поведения у детей 35 лет.

Ссылки на источники1.Данилюк А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.2.Зорина, Н.А. Педагогические условия воспитания нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста / Н.А. Зорина // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч. практ. конф. –Одесса, 2010. –Т. 24. –С. 7278.3.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. М., ТЦ СФЕРА, 2015. 160 с.4.Улитко, С.А. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / С.А. Улитко // Дружные ребята: Воспитаниегуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Р.С. Буре, М.В. Воробева и др. –М., 2004