Использование игровых образовательных ситуаций для воспитания основ нравственного поведения у детей 4–5 лет
Выпуск:
ART 86544
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тартачная
А.
В.,
Коломийченко
Л.
В. Использование игровых образовательных ситуаций для воспитания основ нравственного поведения у детей 4–5 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
2566–2570. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86544.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного воспитания детей 4–5 лет посредством игровых образовательных ситуаций. В статье представлены данные и проведена интерпретация результатов начальной и итоговой диагностики уровней нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста, дано описание основных направлений формирующего эксперимента.
Ключевые слова:
нравственное воспитание, нравственное поведение, средний дошкольный возраст, игровая образовательная ситуация
Текст статьи
Коломийченко Людмила Владимировна,Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь(342) 2101028kolomiychenko@pspu.ru
Тартачная Алина Васильевна,Магистрант 1гогода обучения, направления «Инновации в дошкольном образовании»кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь89523164284alina.tarta4naya@yandex.ru
Использование игровых образовательных ситуаций
длявоспитания основ нравственного поведения у детей 45 лет
Аннотация.Статья посвящена проблеменравственного воспитания детей 45 летпосредством игровых образовательных ситуаций. В статьепредставлены данныеи проведена интерпретация результатов начальной и итоговой диагностики уровней нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста, дано описание основных направлений формирующего эксперимента.Ключевые слова:нравственное воспитание, нравственное поведение, средний дошкольный возраст,игровая образовательная ситуация.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возрастав настоящее времяактуализируется в связи с ситуацией, сложившейся в духовнонравственной сфере современного общества. Ценностный вакуум, бездуховность,которая обусловленаотчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, ставят общество перед опасностью моральной деградации. Помочь ребенку научиться вести себя в обществе окружающих людей с учетом множества условий одна из задач воспитания и самовоспитания личности, которая прописана в концепции духовнонравственного развития[1].Анализ различных подходов к определениюсущности нравственного поведенияпозволяетопределить данный феноменкак совокупность творческих и произвольных действий человека, основанных на сознательном и осмысленном следовании нравственногуманистическим ценностями этическим нормам, используемымв отношении окружающих людей с учетом их интересов и потребностей, а также условий объективной социальной ситуации.Опыт эффективного решения социальнонравственных задач человек приобретает с раннего детства, когда закладываются основы нравственного мировоззрения, формируется эмоциональномотивационная сфера личности, постепенно накапливается и обогащается социальнонравственный опыт. В связи с этим Т. А.Маркова, В. Г.Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон и др. исследователи отмечают, что задача целенаправленного формирования нравственного поведения в дошкольном возрасте имеет особое значение.ФГОС ДО акцентирует внимание воспитывающих взрослых на создании таких условий вобразовательном процессе, при которых социальнокоммуникативное развитие ребенка осуществляется последовательно, сообразноегоактуальным и потенциальным возможностям. В документе отмечается, что к концу дошкольного возраста ребенок с помощью и под руководством взрослого достигает определенного уровнянравственного развития, характеризующегосянетолько знанием набора этических норм, но и трансформацией их в нравственные ценности, позволяющие осуществлять нравственную саморегуляцию поведения. Отдельные аспекты проблемы воспитания нравственногоповедения детей дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной,В.Г.Нечаевой, Е.В. Субботского,С.А Улитко, С.Г. Якобсон и др. Имиопределены особенности становления и проявления нравственного поведения у ребенка на этапе дошкольного детства, описаны некоторые механизмы его регуляции, раскрыты психологические и педагогические условия его формирования.Основные концептуальные положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста, являющиеся ориентирами построения теоретических конструктов нашего исследования, представлены в программе социальнокоммуникативнорго развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко [3].Одним из условий,предопределяющих эффективность нравственноговоспитания,являетсяцелесообразность содержательных и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми.Современные исследователи,изучающие вопросы модернизации известных и разработки новых средств воспитания личности,отмечают необходимость их соответствияпринципам активности, субъектности, практикоориентированности с учетомвозрастных возможностейдетей. Анализ результатов научного поиска по данной проблематике показал, что существуетобъективная необходимость примененияв воспитательном процессе таких педагогическихсредств, которые соответствовалибыс одной стороны природе ребенка, с другой
инициировали активность, побуждали к самостоятельномунравственномувыбору, осмыслению и осознанию нравственнокультурного опыта. Одним из эффективных средств, соответствующих вышеобозначенным требованиям, исследователи отмечают образовательные ситуации разных видов. В рамках проводимого исследованиямы изучиливоспитательный потенциалтаких ситуаций в решении задач формированияэмоциональномотивационного, практического, оценочнокоррекционного компонентов нравственногоповедения у детей пятого года жизни. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательныхучрежденийг. Перми(МБДОУ «Детский сад № 317», корпус 2, ЧДОУ «Родничок» №79 корпус 2, МАДОУ «Детский сад № 39», Детский сад № 256 «Дом радости», Детский сад №284, МАДОУ «Детский сад № 319», МАДОУ «Детский сад № 176»). В нём приняло участие 120 детей 5гогода жизни(из них 60воспитанников вошлив контрольные группы и столько же
в экспериментальные).Целью нашего исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальномизучении воспитательногопотенциалаигровых образовательных ситуаций как средства целенаправленного формирования основ нравственного поведения.На основе теоретических положенийнастоящего исследования,выявленных противоречий,мы сделали предположение о том, что игровые образовательные ситуации могут выполнять функции педагогического средства формирования основ нравственного поведения у детей 5гогода жизни, если их проектирование и организация будетосуществлятьсяв соответствии соследующими условиями:•задачи и содержание ситуаций будут связаны с актуальными для данного возрастного этапа потребностями детей;•они
будут специально конструироваться педагогом с учетом содержаниясоциальной культуры, доступного восприятию детей данного возрастного периода;•их содержание позволит решать задачи, связанные с формированием каждого из обозначенных компонентов поведения;•структура и методика проведения таких ситуаций с детьми будут включать элементы проблемности, актуализации ранее приобретенного социальнонравственного опыта, поисковой деятельности;•данныеситуации будут включаться в разные режимные моменты, свободное общение и разные виды самостоятельной деятельности воспитанниковв определенной логике;•алгоритм применения игровых образовательных ситуаций будет обеспечивать поступательное и своевременное формирование компонентов нравственного поведения на уровне, необходимом для самостоятельного и творческого решения детьми социальнонравственных задач в условиях общения и взаимодействия со сверстниками;•их использование будет соответствовать принципу комплексного включенияв образовательный процесс ДОО. В контексте выполняемого исследования в понимании сущностных характеристик игровых образовательных ситуаций мы ориентируемся на исследования Н.А.Зориной и рассматриваем ихкак специально сконструированные обстоятельства и условия, в которых происходит столкновение процессуальноигрового отношения ребенка к реальности (опробования себя в ней) с нравственными культурными практиками, требующимиспецифических средствспособови в постепенном направлении инициативы ребенка на сферу нравственных отношений.Игровые образовательные ситуации обеспечивают детям возможность не только активного применения освоенных знаний и способов деятельности, но и самостоятельного, осуществляемого по собственной инициативе конструирования различных вариантов поведения в соответствии с условиями и требованиями окружающей обстановки, апробации разнообразных моделей поведения в среде сверстников без негативных последствий для себя самого и окружающих[2].Для изученияисходногосостояния объекта исследования нами была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. В ходе разработки диагностического инструментария были определены уровни сформированности нравственного поведения детей 5го года жизни (Таблица № 1).Таблица 1Содержательная характеристика уровней сформированности нравственного поведения детей 45 лет
УровеньКомпонентыОписание содержания уровнейОптимальныйКогнитивный компонентПравильно дифференцирует нравственные и безнравственные поступки;Аргументирует свою позицию;Осознает значимость правил поведения для преодоления неблагополучия другого человека;
Имеет представления о способах поведения, самостоятельно соотносит их с известными нормами и правилами;Предлагает несколько вариантов развития ситуаций и соответствующих им тактик поведения; Ориентируется в способах реализации вариантов поведения в ситуациях практического и коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
ЭмоциональномотивационныйПроявляет интерес к социальнонравственному содержанию ситуаций взаимодействия со сверстником;Эмоциональные реакции ориентированы на сверстника;Проявляет эмоциональную отзывчивость на благополучиенеблагополучие других;Выражает готовность к оказанию содействия в виде помощи, сорадования, сострадания.
Практический
Самостоятельно и по собственной инициативе проявляет все виды оказания содействия другому в ситуации неблагополучия; Проявляет умение осуществлять моделирование нескольких вариантов поведения в заданной ситуации при незначительной помощи взрослого;Изменяет тактику поведения в зависимости от ситуации взаимодействия.
ОценочнокоррекционныйОценка сверстника адекватна правилу и требованиям гуманности как в вербальных, так и реальных ситуациях;Дает адекватную самооценку своим поступкам, действиям;При оценке старается учесть и содержание ситуации, и причины ее возникновения и причины состояния и проявлений сверстника и требования правил;Оценивает свое поведение в контексте ситуациипри обнаружении ошибок в поведении или неэффективности действий пытается их скорректировать.Допустимый
КогнитивныйАдекватные, но ограниченные по объему представления о нормах и правилах поведения;Испытывает трудности в соотнесении социального и предметного содержания отдельных ситуаций; Затрудняется в установлении причинноследственных связей между проявлениями эмоционального неблагополучия участников ситуации и их эмоциональными состояниями.
ЭмоциональномотивационныйСитуативный характер к обсуждению ситуаций социальнонравственного взаимодействия;Адекватный эмоциональный отклик преимущественно на неблагополучное состояние героев ситуации.
Практичесикй
Стремится оказать содействие сверстнику в ситуации неблагополучия;Самостоятельно инициируемые и реализуемые действия носят преимущественно стереотипный характер; Эпизодическое несоответствие вербального и реального поведения.
ОценочнокоррекционныйОценивает поведение сверстника в соответствии либо только с моральными требованиями, либо только с гуманистическими правилами;Дает чаще завышенную самооценку;При оценке учитывает только требования правил и ответные реакции партнера;Оценивает саму ситуацию и проявления ее участников;в отдельных ситуациях корректирует свои ошибки самостоятельно или при напоминании взрослого.КритическийКогнитивныйОриентируется в отдельных нормах и правилах поведения;Не может соотнести требования норм и правил поведения, с действиями участников типичных ситуаций; Проявляет сосредоточенность на предметном содержании ситуации; Не связывает положение героя ситуации с её с содержанием;Эмоциональные проявления преимущественно связаны с ответными побуждающими и оценочными реакциями экспериментатора.
ЭмоциональномотивационныйЭмоциональные реакции выражены слабо и инициируются преимущественно экспериментатором;Эмоциональные реакции связаны с предметным содержанием ситуации;Эмоциональный отклик на ситуации благополучия неблагополучие другого носит ситуативный характер;Проявления инициативы в оказании содействия другому носят эпизодический характер.
Практический
В поведении преобладают предметноориентированныепознавательные и пассивноэспрессивные действия.Замечает несоответствие реализуемых способов поведения требованиям ситуации и потребностям, состоянию сверстника только с помощью взрослого. Реализуемые в поведении способы стереотипны. Настойчивость в достижении результата носит ситуативный характер.
ОценочнокоррекционныйОценка собственного поступка всегда завышена, старается найти оправдание своим неправильным поступкам;При оценке ориентируется на правило;Оценивает только ситуацию;Ошибки обнаруживает и исправляет только с помощью взрослого;Не способен самостоятельно обнаружить ошибки и скорректировать свои действия в ситуации.
Количественный, качественный статистическийанализ результатов диагностики позволилвыявить соотношение уровней сформированности компонентов нравственного поведения, их связи и особенности проявления отдельных показателей. Результаты начальной диагностики свидетельствуют о том, что на 5мгоду жизни у детей в разной степени сформированыкомпоненты нравственногоповедения. Восновном,дети демонстрируют критический и допустимый уровень. Втоже время
незначительная часть испытуемых отнесенанами к оптимальномууровнюпо таким компонентам,какэмоциональномотивационный и когнитивный. Этосвидетельствует о том, что на 5мгоду жизни у детей сформированы предпосылки к овладению нравственным поведением в эмоциональной сфере, а педагогами ведется целенаправленная работа по формированию у детей нравственных представлений. Качественный анализ результатов начальной диагностики позволил установить, что такие показатели как осознанность поведения, его самостоятельность, вариативность и гибкость проявляются крайне редко и ситуативно.Нами также установлено, что в различных ситуациях взаимодействия со сверстникамиповеденческие проявления и уровни их сформированности различны. Так, в ситуациях игрового типа и впроблемных ситуациях дети часто обнаруживали попытки варьировать поведенческие тактики, конструировать их на основе комбинирования, в большейстепени проявляли самостоятельность и осознанность. Выводы по констатирующемуэксперименту стали основой для разработки программы формирующего эксперимента.Наданном этапе исследования нами решались задачи, связанные с разработкой и апробациейкомплексаигровых образовательных ситуаций, направленных на формирование разных компонентов нравственного поведения.Разработка комплекса игровых образовательных ситуаций осуществлялась поэтапно. На первом этапе было отобрано содержание воспитательной работы с детьми. Для определения и уточнения состава задач и содержания работы по воспитанию основ нравственного поведения детей 45 лет,мы обратились к анализу программных документов, который был направлен на выделение в образовательных программах элементов, связанных с формированием у детей следующих компонентов нравственного поведения: когнитивного, эмоциональномотивационного, практического и оценочно–коррекционного. В целях решенияпоставленных задачдля детей экспериментальной группы был разработанкомплекс игровых образовательных ситуаций(45 ситуаций), реализация которых была запланированана полугодовой период. Игровые образовательные ситуации первой группы направленына формирование и обогащение практики социальноперцептивных действий детей (выделение социального содержания ситуации взаимодействия со сверстником, восприятие его эмоциональных состояний, настроений). Включение игровых персонажей (героев известных детямсказок с разными типами поведения и отношения), игровых действий соревновательного и имитационного характера, игровыхправил и сюжетов («Угадайка», «Волшебники», «Зеркало», «Найди друга», «Поможем героям сказки»)включалось для инициирования активностидетей по использованию личного опыта нравственных представлений, обеспечения заинтересованности и сосредоточенностивнимания детей на решении проблемной задачи. Содержание игровых образовательных ситуаций второй группы ориентированона совершенствование иобогащение аналитических и прогностических действий (анализ ситуации, определение причин ее вызвавших, анализ и сравнение действий и личностных проявлений участников ситуации, предвосхищение развития ситуации и ее возможных результатов). В процессе использования ситуаций данной группы мы направляли воспитанников на установление разнообразных связей между предметным и социальным содержанием ситуаций, между эмоциональными, вербальными и практическими проявлениями и действиями их участников, на придумывание иозвучивание различных вариантов развития ситуаций, их изменение посредством включения новых элементов («Подарки для друга», «Играем вместе и врозь», «Сочиняем сказку»).Игровые образовательные ситуации третьей группы способствовалиформированию действий предварительного планирования (прогнозирование, моделирование нравственного поступка в типичных и нестандартных ситуациях взаимодействия).Такие ситуации использовались для решения задач обогащения практики планирования поведения: «Что сначала, что потом?»,«Я начну –ты продолжай, свою сказку сочиняй», «Поможем художнику закончить картину», «Игра на новый лад». В рамках опытнопоисковой работы использовалисьне только специально организованные, но и стихийно складывающиесяв процессе жизнедеятельности и общения детей ситуаций социальнонравственного характера (ситуации, возникающие в различные режимные моменты, в ходе непосредственного свободного общения и игрового взаимодействия детей, в ходе событий, значимых для воспитанников, и т.д.). Педагог включался в такие ситуации и с помощью косвенных методов побуждал детей к осознанию социального значения и смысла ситуаций, их анализу, определению вероятных способов поведения, прогнозированию развертывания событий.Проведенное на завершающем этапе опытнопоисковойработы сравнение достижений детей экспериментальной и контрольной группы свидетельствует о том, что в условиях применения игровых образовательных ситуаций (вместо традиционных обучающих занятий) динамика уровня сформированности ориентировочных действий имеет выраженный позитивный характер, в частности, по критериям осознанности, самостоятельности, вариативности применения. Произошли изменения уровней сформированностивсех компонентов нравственного поведения, в большей степени это касается когнитивного, эмоциональномоционного, практического.Существенные изменения произошли по показателям когнитивного компонента нравственного поведения детей экспериментальных групп(высокий уровень по результатам контрольного эксперимента обнаружен у75,5%). В контрольных группах также произошли позитивные изменения, но не столь выраженные: лишь 25% детей достигливысокого уровня. С критического уровня на допустимый перешло 8,4% детей, тогда как в контрольной это обнаружено только у 0,7 %детей.
В результате анализа полученных экспериментальных данных были выявлено соотношение уровней сформированности когнитивного компонента нравственного поведения детей 5 лет в экспериментальной и контрольной группах (Таблица № 2).
Таблица 2Уровни сформированности когнитивного компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа 1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный8.3%84%5%30%Допустимый68.3%37%66.7%43%Критический23.4%15%28.3%27%
Позитивная динамика эмоциональномотивационном компонента нравственного поведения детей экспериментальных группколичествоопределена в соотношенииот0% до 38 %. С критического уровня нравственного поведения по данному компоненту на допустимый уровень перешло 25% детей. В контрольных группахне выявленони одного ребенка, находящегосяна оптимальном уровненравственного поведения. Переход с критического уровня на допустимый обнаружен только у 11,3% детей. Динамика эмоциональномотивационного компонента представлена в таблице №3.Таблица № 3Уровни сформированности эмоциональномотивационного компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный
38%
Допустимый70%57%66.7%78%Критический30%5%33.3%22%
По результатам контрольного эксперимента обнаружены так же очевидные изменения показателей поведенческого компонента: число детей, обнаруживающих оптимальный уровень его сформированности,составил 24% в экспериментальных группах;количество детей с критическим уровнем снизилось на 5,3 %. В контрольных группахтакже прослеживается позитивная динамикапо данному компоненту нравственного поведения, но она незначительна (к оптимальному уровнюне отнесен ни один ребенок).Динамика уровней практического компонента поведения представлена в таблице № 4.Таблица № 4Уровни сформированности практического компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный
24%
Допустимый86.7%68%83.3%87%Критический13.3%8%16.7%13%
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о целесообразности использования игровых образовательных ситуаций в процессе формирования основнравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.Перспективы дальнейшейработы состоятв выявлении потенциала других педагогических средств в формированииразныхкомпонентов нравственного поведения у детей дошкольного возраста, связанны с изучениемвозможностей дифференцированной работы с детьми по воспитанию основ нравственного поведения, с разработкойна основе результатовнастоящего исследования технологии образовательной игровой ситуации как средства формирования нравственного поведения у детей 35 лет.
Ссылки на источники1.Данилюк А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.2.Зорина, Н.А. Педагогические условия воспитания нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста / Н.А. Зорина // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч. практ. конф. –Одесса, 2010. –Т. 24. –С. 7278.3.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. М., ТЦ СФЕРА, 2015. 160 с.4.Улитко, С.А. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / С.А. Улитко // Дружные ребята: Воспитаниегуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Р.С. Буре, М.В. Воробева и др. –М., 2004
Тартачная Алина Васильевна,Магистрант 1гогода обучения, направления «Инновации в дошкольном образовании»кафедрыдошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь89523164284alina.tarta4naya@yandex.ru
Использование игровых образовательных ситуаций
длявоспитания основ нравственного поведения у детей 45 лет
Аннотация.Статья посвящена проблеменравственного воспитания детей 45 летпосредством игровых образовательных ситуаций. В статьепредставлены данныеи проведена интерпретация результатов начальной и итоговой диагностики уровней нравственного поведения детей среднего дошкольного возраста, дано описание основных направлений формирующего эксперимента.Ключевые слова:нравственное воспитание, нравственное поведение, средний дошкольный возраст,игровая образовательная ситуация.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возрастав настоящее времяактуализируется в связи с ситуацией, сложившейся в духовнонравственной сфере современного общества. Ценностный вакуум, бездуховность,которая обусловленаотчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, ставят общество перед опасностью моральной деградации. Помочь ребенку научиться вести себя в обществе окружающих людей с учетом множества условий одна из задач воспитания и самовоспитания личности, которая прописана в концепции духовнонравственного развития[1].Анализ различных подходов к определениюсущности нравственного поведенияпозволяетопределить данный феноменкак совокупность творческих и произвольных действий человека, основанных на сознательном и осмысленном следовании нравственногуманистическим ценностями этическим нормам, используемымв отношении окружающих людей с учетом их интересов и потребностей, а также условий объективной социальной ситуации.Опыт эффективного решения социальнонравственных задач человек приобретает с раннего детства, когда закладываются основы нравственного мировоззрения, формируется эмоциональномотивационная сфера личности, постепенно накапливается и обогащается социальнонравственный опыт. В связи с этим Т. А.Маркова, В. Г.Нечаева, С.В. Петерина, С.Г. Якобсон и др. исследователи отмечают, что задача целенаправленного формирования нравственного поведения в дошкольном возрасте имеет особое значение.ФГОС ДО акцентирует внимание воспитывающих взрослых на создании таких условий вобразовательном процессе, при которых социальнокоммуникативное развитие ребенка осуществляется последовательно, сообразноегоактуальным и потенциальным возможностям. В документе отмечается, что к концу дошкольного возраста ребенок с помощью и под руководством взрослого достигает определенного уровнянравственного развития, характеризующегосянетолько знанием набора этических норм, но и трансформацией их в нравственные ценности, позволяющие осуществлять нравственную саморегуляцию поведения. Отдельные аспекты проблемы воспитания нравственногоповедения детей дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, М.И. Воловиковой, Л.В. Коломийченко, Н.А. Зориной,В.Г.Нечаевой, Е.В. Субботского,С.А Улитко, С.Г. Якобсон и др. Имиопределены особенности становления и проявления нравственного поведения у ребенка на этапе дошкольного детства, описаны некоторые механизмы его регуляции, раскрыты психологические и педагогические условия его формирования.Основные концептуальные положения нравственного воспитания детей дошкольного возраста, являющиеся ориентирами построения теоретических конструктов нашего исследования, представлены в программе социальнокоммуникативнорго развития и социального воспитания дошкольников Л.В. Коломийченко [3].Одним из условий,предопределяющих эффективность нравственноговоспитания,являетсяцелесообразность содержательных и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми.Современные исследователи,изучающие вопросы модернизации известных и разработки новых средств воспитания личности,отмечают необходимость их соответствияпринципам активности, субъектности, практикоориентированности с учетомвозрастных возможностейдетей. Анализ результатов научного поиска по данной проблематике показал, что существуетобъективная необходимость примененияв воспитательном процессе таких педагогическихсредств, которые соответствовалибыс одной стороны природе ребенка, с другой
инициировали активность, побуждали к самостоятельномунравственномувыбору, осмыслению и осознанию нравственнокультурного опыта. Одним из эффективных средств, соответствующих вышеобозначенным требованиям, исследователи отмечают образовательные ситуации разных видов. В рамках проводимого исследованиямы изучиливоспитательный потенциалтаких ситуаций в решении задач формированияэмоциональномотивационного, практического, оценочнокоррекционного компонентов нравственногоповедения у детей пятого года жизни. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательныхучрежденийг. Перми(МБДОУ «Детский сад № 317», корпус 2, ЧДОУ «Родничок» №79 корпус 2, МАДОУ «Детский сад № 39», Детский сад № 256 «Дом радости», Детский сад №284, МАДОУ «Детский сад № 319», МАДОУ «Детский сад № 176»). В нём приняло участие 120 детей 5гогода жизни(из них 60воспитанников вошлив контрольные группы и столько же
в экспериментальные).Целью нашего исследования состояла в теоретическом обосновании и экспериментальномизучении воспитательногопотенциалаигровых образовательных ситуаций как средства целенаправленного формирования основ нравственного поведения.На основе теоретических положенийнастоящего исследования,выявленных противоречий,мы сделали предположение о том, что игровые образовательные ситуации могут выполнять функции педагогического средства формирования основ нравственного поведения у детей 5гогода жизни, если их проектирование и организация будетосуществлятьсяв соответствии соследующими условиями:•задачи и содержание ситуаций будут связаны с актуальными для данного возрастного этапа потребностями детей;•они
будут специально конструироваться педагогом с учетом содержаниясоциальной культуры, доступного восприятию детей данного возрастного периода;•их содержание позволит решать задачи, связанные с формированием каждого из обозначенных компонентов поведения;•структура и методика проведения таких ситуаций с детьми будут включать элементы проблемности, актуализации ранее приобретенного социальнонравственного опыта, поисковой деятельности;•данныеситуации будут включаться в разные режимные моменты, свободное общение и разные виды самостоятельной деятельности воспитанниковв определенной логике;•алгоритм применения игровых образовательных ситуаций будет обеспечивать поступательное и своевременное формирование компонентов нравственного поведения на уровне, необходимом для самостоятельного и творческого решения детьми социальнонравственных задач в условиях общения и взаимодействия со сверстниками;•их использование будет соответствовать принципу комплексного включенияв образовательный процесс ДОО. В контексте выполняемого исследования в понимании сущностных характеристик игровых образовательных ситуаций мы ориентируемся на исследования Н.А.Зориной и рассматриваем ихкак специально сконструированные обстоятельства и условия, в которых происходит столкновение процессуальноигрового отношения ребенка к реальности (опробования себя в ней) с нравственными культурными практиками, требующимиспецифических средствспособови в постепенном направлении инициативы ребенка на сферу нравственных отношений.Игровые образовательные ситуации обеспечивают детям возможность не только активного применения освоенных знаний и способов деятельности, но и самостоятельного, осуществляемого по собственной инициативе конструирования различных вариантов поведения в соответствии с условиями и требованиями окружающей обстановки, апробации разнообразных моделей поведения в среде сверстников без негативных последствий для себя самого и окружающих[2].Для изученияисходногосостояния объекта исследования нами была разработана и реализована программа констатирующего эксперимента. В ходе разработки диагностического инструментария были определены уровни сформированности нравственного поведения детей 5го года жизни (Таблица № 1).Таблица 1Содержательная характеристика уровней сформированности нравственного поведения детей 45 лет
УровеньКомпонентыОписание содержания уровнейОптимальныйКогнитивный компонентПравильно дифференцирует нравственные и безнравственные поступки;Аргументирует свою позицию;Осознает значимость правил поведения для преодоления неблагополучия другого человека;
Имеет представления о способах поведения, самостоятельно соотносит их с известными нормами и правилами;Предлагает несколько вариантов развития ситуаций и соответствующих им тактик поведения; Ориентируется в способах реализации вариантов поведения в ситуациях практического и коммуникативного взаимодействия со сверстниками.
ЭмоциональномотивационныйПроявляет интерес к социальнонравственному содержанию ситуаций взаимодействия со сверстником;Эмоциональные реакции ориентированы на сверстника;Проявляет эмоциональную отзывчивость на благополучиенеблагополучие других;Выражает готовность к оказанию содействия в виде помощи, сорадования, сострадания.
Практический
Самостоятельно и по собственной инициативе проявляет все виды оказания содействия другому в ситуации неблагополучия; Проявляет умение осуществлять моделирование нескольких вариантов поведения в заданной ситуации при незначительной помощи взрослого;Изменяет тактику поведения в зависимости от ситуации взаимодействия.
ОценочнокоррекционныйОценка сверстника адекватна правилу и требованиям гуманности как в вербальных, так и реальных ситуациях;Дает адекватную самооценку своим поступкам, действиям;При оценке старается учесть и содержание ситуации, и причины ее возникновения и причины состояния и проявлений сверстника и требования правил;Оценивает свое поведение в контексте ситуациипри обнаружении ошибок в поведении или неэффективности действий пытается их скорректировать.Допустимый
КогнитивныйАдекватные, но ограниченные по объему представления о нормах и правилах поведения;Испытывает трудности в соотнесении социального и предметного содержания отдельных ситуаций; Затрудняется в установлении причинноследственных связей между проявлениями эмоционального неблагополучия участников ситуации и их эмоциональными состояниями.
ЭмоциональномотивационныйСитуативный характер к обсуждению ситуаций социальнонравственного взаимодействия;Адекватный эмоциональный отклик преимущественно на неблагополучное состояние героев ситуации.
Практичесикй
Стремится оказать содействие сверстнику в ситуации неблагополучия;Самостоятельно инициируемые и реализуемые действия носят преимущественно стереотипный характер; Эпизодическое несоответствие вербального и реального поведения.
ОценочнокоррекционныйОценивает поведение сверстника в соответствии либо только с моральными требованиями, либо только с гуманистическими правилами;Дает чаще завышенную самооценку;При оценке учитывает только требования правил и ответные реакции партнера;Оценивает саму ситуацию и проявления ее участников;в отдельных ситуациях корректирует свои ошибки самостоятельно или при напоминании взрослого.КритическийКогнитивныйОриентируется в отдельных нормах и правилах поведения;Не может соотнести требования норм и правил поведения, с действиями участников типичных ситуаций; Проявляет сосредоточенность на предметном содержании ситуации; Не связывает положение героя ситуации с её с содержанием;Эмоциональные проявления преимущественно связаны с ответными побуждающими и оценочными реакциями экспериментатора.
ЭмоциональномотивационныйЭмоциональные реакции выражены слабо и инициируются преимущественно экспериментатором;Эмоциональные реакции связаны с предметным содержанием ситуации;Эмоциональный отклик на ситуации благополучия неблагополучие другого носит ситуативный характер;Проявления инициативы в оказании содействия другому носят эпизодический характер.
Практический
В поведении преобладают предметноориентированныепознавательные и пассивноэспрессивные действия.Замечает несоответствие реализуемых способов поведения требованиям ситуации и потребностям, состоянию сверстника только с помощью взрослого. Реализуемые в поведении способы стереотипны. Настойчивость в достижении результата носит ситуативный характер.
ОценочнокоррекционныйОценка собственного поступка всегда завышена, старается найти оправдание своим неправильным поступкам;При оценке ориентируется на правило;Оценивает только ситуацию;Ошибки обнаруживает и исправляет только с помощью взрослого;Не способен самостоятельно обнаружить ошибки и скорректировать свои действия в ситуации.
Количественный, качественный статистическийанализ результатов диагностики позволилвыявить соотношение уровней сформированности компонентов нравственного поведения, их связи и особенности проявления отдельных показателей. Результаты начальной диагностики свидетельствуют о том, что на 5мгоду жизни у детей в разной степени сформированыкомпоненты нравственногоповедения. Восновном,дети демонстрируют критический и допустимый уровень. Втоже время
незначительная часть испытуемых отнесенанами к оптимальномууровнюпо таким компонентам,какэмоциональномотивационный и когнитивный. Этосвидетельствует о том, что на 5мгоду жизни у детей сформированы предпосылки к овладению нравственным поведением в эмоциональной сфере, а педагогами ведется целенаправленная работа по формированию у детей нравственных представлений. Качественный анализ результатов начальной диагностики позволил установить, что такие показатели как осознанность поведения, его самостоятельность, вариативность и гибкость проявляются крайне редко и ситуативно.Нами также установлено, что в различных ситуациях взаимодействия со сверстникамиповеденческие проявления и уровни их сформированности различны. Так, в ситуациях игрового типа и впроблемных ситуациях дети часто обнаруживали попытки варьировать поведенческие тактики, конструировать их на основе комбинирования, в большейстепени проявляли самостоятельность и осознанность. Выводы по констатирующемуэксперименту стали основой для разработки программы формирующего эксперимента.Наданном этапе исследования нами решались задачи, связанные с разработкой и апробациейкомплексаигровых образовательных ситуаций, направленных на формирование разных компонентов нравственного поведения.Разработка комплекса игровых образовательных ситуаций осуществлялась поэтапно. На первом этапе было отобрано содержание воспитательной работы с детьми. Для определения и уточнения состава задач и содержания работы по воспитанию основ нравственного поведения детей 45 лет,мы обратились к анализу программных документов, который был направлен на выделение в образовательных программах элементов, связанных с формированием у детей следующих компонентов нравственного поведения: когнитивного, эмоциональномотивационного, практического и оценочно–коррекционного. В целях решенияпоставленных задачдля детей экспериментальной группы был разработанкомплекс игровых образовательных ситуаций(45 ситуаций), реализация которых была запланированана полугодовой период. Игровые образовательные ситуации первой группы направленына формирование и обогащение практики социальноперцептивных действий детей (выделение социального содержания ситуации взаимодействия со сверстником, восприятие его эмоциональных состояний, настроений). Включение игровых персонажей (героев известных детямсказок с разными типами поведения и отношения), игровых действий соревновательного и имитационного характера, игровыхправил и сюжетов («Угадайка», «Волшебники», «Зеркало», «Найди друга», «Поможем героям сказки»)включалось для инициирования активностидетей по использованию личного опыта нравственных представлений, обеспечения заинтересованности и сосредоточенностивнимания детей на решении проблемной задачи. Содержание игровых образовательных ситуаций второй группы ориентированона совершенствование иобогащение аналитических и прогностических действий (анализ ситуации, определение причин ее вызвавших, анализ и сравнение действий и личностных проявлений участников ситуации, предвосхищение развития ситуации и ее возможных результатов). В процессе использования ситуаций данной группы мы направляли воспитанников на установление разнообразных связей между предметным и социальным содержанием ситуаций, между эмоциональными, вербальными и практическими проявлениями и действиями их участников, на придумывание иозвучивание различных вариантов развития ситуаций, их изменение посредством включения новых элементов («Подарки для друга», «Играем вместе и врозь», «Сочиняем сказку»).Игровые образовательные ситуации третьей группы способствовалиформированию действий предварительного планирования (прогнозирование, моделирование нравственного поступка в типичных и нестандартных ситуациях взаимодействия).Такие ситуации использовались для решения задач обогащения практики планирования поведения: «Что сначала, что потом?»,«Я начну –ты продолжай, свою сказку сочиняй», «Поможем художнику закончить картину», «Игра на новый лад». В рамках опытнопоисковой работы использовалисьне только специально организованные, но и стихийно складывающиесяв процессе жизнедеятельности и общения детей ситуаций социальнонравственного характера (ситуации, возникающие в различные режимные моменты, в ходе непосредственного свободного общения и игрового взаимодействия детей, в ходе событий, значимых для воспитанников, и т.д.). Педагог включался в такие ситуации и с помощью косвенных методов побуждал детей к осознанию социального значения и смысла ситуаций, их анализу, определению вероятных способов поведения, прогнозированию развертывания событий.Проведенное на завершающем этапе опытнопоисковойработы сравнение достижений детей экспериментальной и контрольной группы свидетельствует о том, что в условиях применения игровых образовательных ситуаций (вместо традиционных обучающих занятий) динамика уровня сформированности ориентировочных действий имеет выраженный позитивный характер, в частности, по критериям осознанности, самостоятельности, вариативности применения. Произошли изменения уровней сформированностивсех компонентов нравственного поведения, в большей степени это касается когнитивного, эмоциональномоционного, практического.Существенные изменения произошли по показателям когнитивного компонента нравственного поведения детей экспериментальных групп(высокий уровень по результатам контрольного эксперимента обнаружен у75,5%). В контрольных группах также произошли позитивные изменения, но не столь выраженные: лишь 25% детей достигливысокого уровня. С критического уровня на допустимый перешло 8,4% детей, тогда как в контрольной это обнаружено только у 0,7 %детей.
В результате анализа полученных экспериментальных данных были выявлено соотношение уровней сформированности когнитивного компонента нравственного поведения детей 5 лет в экспериментальной и контрольной группах (Таблица № 2).
Таблица 2Уровни сформированности когнитивного компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа 1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный8.3%84%5%30%Допустимый68.3%37%66.7%43%Критический23.4%15%28.3%27%
Позитивная динамика эмоциональномотивационном компонента нравственного поведения детей экспериментальных группколичествоопределена в соотношенииот0% до 38 %. С критического уровня нравственного поведения по данному компоненту на допустимый уровень перешло 25% детей. В контрольных группахне выявленони одного ребенка, находящегосяна оптимальном уровненравственного поведения. Переход с критического уровня на допустимый обнаружен только у 11,3% детей. Динамика эмоциональномотивационного компонента представлена в таблице №3.Таблица № 3Уровни сформированности эмоциональномотивационного компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный
38%
Допустимый70%57%66.7%78%Критический30%5%33.3%22%
По результатам контрольного эксперимента обнаружены так же очевидные изменения показателей поведенческого компонента: число детей, обнаруживающих оптимальный уровень его сформированности,составил 24% в экспериментальных группах;количество детей с критическим уровнем снизилось на 5,3 %. В контрольных группахтакже прослеживается позитивная динамикапо данному компоненту нравственного поведения, но она незначительна (к оптимальному уровнюне отнесен ни один ребенок).Динамика уровней практического компонента поведения представлена в таблице № 4.Таблица № 4Уровни сформированности практического компонентанравственного поведения детей 45 лет
УровниЭкспериментальная группа1,2Контрольная группа3,4
ДоПослеДоПослеОптимальный
24%
Допустимый86.7%68%83.3%87%Критический13.3%8%16.7%13%
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о целесообразности использования игровых образовательных ситуаций в процессе формирования основнравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста.Перспективы дальнейшейработы состоятв выявлении потенциала других педагогических средств в формированииразныхкомпонентов нравственного поведения у детей дошкольного возраста, связанны с изучениемвозможностей дифференцированной работы с детьми по воспитанию основ нравственного поведения, с разработкойна основе результатовнастоящего исследования технологии образовательной игровой ситуации как средства формирования нравственного поведения у детей 35 лет.
Ссылки на источники1.Данилюк А. Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.2.Зорина, Н.А. Педагогические условия воспитания нравственного поведения у детей среднего дошкольного возраста / Н.А. Зорина // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: сб. науч. тр. по матер. междунар. науч. практ. конф. –Одесса, 2010. –Т. 24. –С. 7278.3.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социальнокоммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. М., ТЦ СФЕРА, 2015. 160 с.4.Улитко, С.А. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / С.А. Улитко // Дружные ребята: Воспитаниегуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Р.С. Буре, М.В. Воробева и др. –М., 2004