Роль педагога в применении приемов и средств с целью развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шмакова О. Э., Машковцева Л. М. Роль педагога в применении приемов и средств с целью развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2766–2770. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86584.htm.
Аннотация. Игра применяется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, которое позволяет дать детям определенные знания и умения, воспитать внимание, сосредоточенность, память, способность к волевым усилиям; во-вторых, как форма организации деятельности и жизни дошкольников; как средство решения широких воспитательных задач, развития их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шмакова Оксана Эдуардовна,студент института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировoksashn@mail.ru

Машковцева Лариса Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировLariskin1@yandex.ru

Роль педагога в применении приемов и средств

с целью развития самостоятельной сюжетноролевой игры дошкольников

Аннотация.Игра применяетсяв педагогическом процессе детского сада, вопервых, как средство воспитательнообразовательной работы,которое позволяетдать детям определенные знания и умения, воспитать внимание, сосредоточенность, память, способность к волевым усилиям; вовторых, как форма организации деятельностии жизнидошкольников; как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.Ключевые слова:дошкольники, сюжетноролевая игра, педагог, самостоятельная деятельность

Сюжетная свободная игра является самой привлекательнойдеятельностьюдля дошкольников. Ребенок в игре ощущает душевную свободу, ему подвластны вещи, действия, отношения –все то, что в реальном миредается ему с трудом. В настоящей жизни ребенок не всегда может совершитьсамостоятельно простые действия, если ему не помогут взрослые. От игры же не требуется каких либо умений, так как онане зависит от полученияопределенного результатана практике.Поэтому ребенок в игре может и быть водителем, иработать учителем, инянчить детей, ипродавать продукты, то есть игра, во

первых, дает возможностьребенку действовать свободно, и во вторых, оказывает помощь в приобщении кжизни взрослых. И в этомзначениииграпомогает расширитьвсе стороны жизни детей и лучше уяснить и освоить смысл отношений людей. Также игра оказывает помощь вактивномвоспроизведении окружающего.При всем этомвозникаетвопрос: полностьюли самостоятелен и свободенмалышв игре? Абсолютно, нет. Многие педагоги и психологи доказали,чтоу ребенкаполноценная игра формируетсяв медленном темпе, в случае, если он быстро перенимает и нащупываетспособы поведения в игре.Игра развиваетсябыстрее, если педагогнамереннои сознательно формирует ее. Каким же способом может воспитательруководить игрой, на какие именно средства опираться?Под средствами воспитания имеются в видусобственныйпример педагога, примерыповедения, которые демонстрируют окружающие люди, поступки, которые описываютсякак правилов художественной, педагогическойипублицистическойлитературе. По характеру влиянияна человекавсе средства воспитанияможно поделитьна косвенные и прямые. Прямые методы содержат в себеличностное влияниеодного человека на другого,котороеосуществляетсяв открытомобщениилюдей. Косвенные методызаключаются в воздействии, которые реализуются споддержкойкакихнибудьсредств, без какихлибоконтактов педагога и ребенка друг с другом[1].Не все в жизни, что хочет сказать педагог, можно выразить в словах.Именно поэтому прямое влияниепомогает расширитьвозможности педагога.Это средство является самым эффективным, так как в младшем дошкольном возрасте ребенок не понимает речь, с которой к нему обращается воспитатель. В педагогике это средство носит название воспитаниена собственномпримере.Единственный недостаток этого средства воспитания

этовременноеограничениеего применения. Также педагогчастоне всегда находится в личном контакте с малышом.Косвенное воспитательное влияние, которое осуществляетсячерез игрушки ичерездругие пути передачи информации от одного человека к другому, являетсямногосторонними может быть оченьпродолжительным. Этовоспитание,как правило,не несет в себеэмоциональной жизненной силы, которая есть у каждого человека. Это средство воздействия можно применять только к детям, которые уже владеют речью и понимают смысл сказанного.В литературе, которая относитсяв педагогическому воспитанию, отводится важное значение педагогическим условиям, которые способствуют правильному руководству играм сюжетно –ролевого характера. При помощи этих игр проводится нравственное воспитание дошкольников.В педагогических исследования, основанные на рассмотрении опыта работы педагогов, показаны пути взаимоотношений в игровойдеятельности детей и воспитателей. Большое внимание обращается на введение правил, которые регулируют совместную деятельность дошкольников,В.П.Залогина предложилаправила совместного пользования игровым материалом. Большое значение для формирования положительных взаимоотношений в коллективе, по мнению автора, имеет соблюдение правил товарищеского поведения в игре, которые устанавливаются воспитателем. Она обращает внимание на то, что даже приоченьсильном увлечении игрой, малышне теряетнастоящихсвязей с окружающимего мироми потомунеобходимо познакомить ребенкас правилами поведения в игреи обращать внимание на их выполнение[2].Даннаяустановкане отвергаетпедагогического руководства игрой. А.П.Усовауказывает, что ребенка не нужноучить правильным взаимоотношениям, нужноуправлять развитиемданныхотношений, организовываяжизнь детей с учетом их интересов и возможностей, и при этом направлятьсамостоятельность деятельностидетейв нужноерусло. Воспитательявляется не только обучающимся, но и организатором. При направлении игры, воспитатель обращает внимание детейна простые нравственныенормы, которыепри усвоении регулируют коллективные взаимоотношения и оказывают помощьв справедливомрешении возникающих споров [3].Нужночтобы эти нормы реализовывалисьне только под воздействием авторитетного взрослого и применялиськаквнешний аргумент во время разрешенияконфликтов и ссор, но и стали быморальными и внутренниминормами поведения, для этого нужно, чтобы была почвадля их усвоения. Эта психологическая почва формируетсяс помощьюсоответствующей организации практического взаимоотношения детей во время игры и в любых других видах деятельности.Дети в дошкольном возрасте имеютуже сравнительно большое общественное начало, которое можно заметить во время общения детей друг с другом, во время совершения каких –либо поступков. Во время игры мы находимся в обществе детей и сталкиваемся с их воспитанием.Когда ребенок приходит в детский сад, то в первую очередь он сталкивается с другими детьми. Ипоэтому нужно обращать внимание на место, на которое он претендует в коллективе.Педагогобязанучестьвсефакторы, развивающие малыша его личные качества, интересы, навыки социальногоповедения и т.д. Нужно начинать все с простых вещей –не мешать другим малышам и чтобы другие не мешали ему. Для этоготребуется взаимопонимание, которое вырабатываетсяне воздействием слова, а практикойво времяигры. Взаимопонимание и взаимопомощь нужно ввести в привычку, для того чтобы поднять общественную жизнь детей поднять на уровень играющего коллектива. Именно в это время у детей развивается привязанность и дружба.Составление планапедагогических мероприятий, которые направленына развитиепостепенноменяющейсясамостоятельнойи независимойигры малышей, представляетсяважным условием полногообъединенияпроцессав педагогике.Для того, чтобы дети творчески воспроизводили игру, им нужен комплексный подход к ее развитию. В данноевремя в практической работедетского садаблагополучноиспользуется методика единогоруководстваигрой. Эта методикабыларазработанаЕ.В.Зворыгиной, которая создаласпецифику применениясюжетно

ролевойигры детей. Старшие дошкольники стремятся узнать более полно об игре, в которую они играют. Но это осуществляется, только при правильном руководстве над игрой. Весьма принципиальнообращать внимание на возникшие у детей вопросы, так как малыши не всегда обращаются к взрослым. Когда педагог наблюдает заигровой деятельностью малышей,он должен отметить интересующую их темуи может обсудитьее с детьми.Наиболее любимыми и предпочитаемыми сюжетами для сюжетно ролевых игр дошкольниками являются:«Детский сад», «Моя семья», «Школа», «Летчики», «Поликлиника»,«Строители»,«Парикмахерская», «Почта», «Зоопарк», «Магазин», «Салон красоты», «Армия России».К сожалению, малышам часто приходитсясталкиватьсяс плохими людьми, сподлыми и низкимипоступками, и часто фильмы, телевидение,оказывают отрицательноевоздействиена развитиеи воспитание ребенка. Иногдадети придумываютигры, в которых онивыступают в роли ссорящихся родителей или оказываются на войне. Этого допускать нельзя. Нужноотвлечь малышей от таких игр, привлечь детей к другой тематике, и самое главное, возбудитьнегативноеотношение к дурному.Для того, чтобы удачноуправлять и руководитьигрой, педагогобязанорганизоватьдоброжелательную атмосферу среди детей. Для этого в процессе игры педагогу не нужно быть строгим наставником, так как ситуация непринужденности и раскрепощенности может бытьвернымзалогом в продуктивном мышлении.Чтобы это осуществить воспитателю нужно стать более свободным и раскованным. В группе нужно создать благоприятную обстановку для игровой деятельности, контролировать шум, ограничить ненужные и отвлекающие факторы, а материалы, которые сопровождают игру должны быть в доступном месте и не мешали детям, которые играют.Важное значение имеет уверенный и спокойный воспитатель, который контролирует все происходящие в группе ситуации. Если педагог уверен в своих силах, то у него не возникнет проблем в наблюдении за игровой деятельностью и в показе своего личного творческого примера в ходе игры.Таким образом, во время организации сюжетных игрсреди детей, воспитатель имеет право воздействоватьна реальные отношенияв группе детей через их взаимоотношенияв игре, при помощивзвешенного и обдуманноговлияния на разделениямежду малышамиигровых ролей.Характернаячертав сюжетноролевой игре–это присутствиевзаимоотношениядетей со сверстниками и взрослыми. В совместных играх требуютсяумения приниматьвсе игровые задачи, которые поставили товарищи по игре, достигать договоренностидруг с другом о том, как решать игровыезадачи и понятно излагать свои мысли. Особое место у старших дошкольников отводится согласованию замыслов, помогающих выстраиванию общих сюжетныхлинийв совместныхиграх.Именно этоимеет связьс образным мышлением, в это время дети учатся фантаризировать.Во времяразвертывания сюжета детиусваиваютразнообразные взаимоотношенияи другиеформы поведения. Дети усваивают нормы и правила поведения спомощью игровой роли.Часто малышу становитсядовольно сложно самостоятельно выделятьморальнуюи нравственную сутьдеятельность человека. Именно тогда взрослый обязан оказывать помощь дошкольнику. Каждый ребенок наделен разным уровнем воспитания, жизненным и игровым опытом и все это иногда затрудняет выбортемы для игры. Из –за этого возникают конфликты при сговоре наигруили вовремявоплощения в жизньее сюжета.Эти реальные и негативные взаимоотношения должен снять педагог в процессе формирования правильной внравственном иморальном плане жизни детей.Во время самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста роль педагога весьма специфична. Он чуткои внимательно ведет наблюдениеза играющимидетьми,осторожно

и бережно относится к замыслам малышей. Также онстарается аккуратно направитьдействия и замыселдетей, используядля руководствакосвенные приемы (вопрос, совет, подсказкаи др.) Во время создания проблемных ситуаций, педагогоказывает влияние на замысел способов отображения действительности.При этомон имеет права включиться в игру с цельювзаимосвязи некоторыхигровых моментов, или может преподноситьсо стороны реплики

рекомендациипо содержанию игры, если он выступает как равноправный партнер.Большую трудностьво время проведениясюжетноролевойигрывызывают два момента: планирование, подготовка игры, а также развитие и усложнение сюжета. К старшей группеу детей уже развитыролевые и условнопредметныевариантыпостроения сюжетной игры. В сюжетной игре не обязательно следовать плану. Именно вэтом обнаруживаютсяее характерныечерты –свобода действия и необязательность [4].Когда дети начинают играть, то они устанавливаютее тему в общем виде, а в дальнейшем всесобытия увеличиваютсякак «снежный ком». Дети предлагаюти осуществляютсюжет уже в процессе игры.Непосильной задачей является согласовать все замыслы в компании, где присутствуют более четырех–пятичеловек. Но часто бывает так, что в маленькой группе игра распадаетсяиз –за того, что дети не прислушиваются друг к другу и не могут соотнестисвои замыслы.К сожалению, и в небольшой группе игры часто обрываются, так и не начавшись, таккак дети не могут сложить воедино все предложения участников, либо они переходят к более простому сюжету. Чтобы этого не происходило нужно научить детей сюжетосложению, и именно тогда они смогут воплотить в жизнь свои творческие замыслы.Оно содержитв себеумение малышасоздавать новые последовательные событияи при этом обращать вниманиена партнеров сверстниковпо игре: пояснятьдля нихчто бы он хотел предложить в игре в следующий момент; ориентироваться на мнениесверстников.Общуюигру нужноначинать с частичного изменения уже знакомых для детейсюжетов, для этогоболее успешнымисчитаютсясюжеты волшебных сказок. Н.Михайленко и Н.Короткова выделяют общую схему волшебных сказок:1. Появляется большоежелание иметь какойто объект (или егопропажа), вследствие чего героясказки посылают за ним.2. Герой встречается с обладателем волшебного средства и для получения проходит испытаниянасмекалку, добротуи т.д.З. Герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект.4. Герой находиттого, в руках которого находится искомый объект и проходит основные испытания.5. Герой одерживает победу над противникоми получает искомый объект.6. Герой возвращается домойи получает заслуженную награду[5].Во времяпреобразованиясказки следуетприменятьизвестных детям персонажей из сказки, кинофильмов, реалистических историй и т.д. Конечно же схемадля преобразования сказки, которая приведена выше нужна воспитателю, а не детям.Нельзя намереннорассказыватьдетям схему сюжета и заставлять их придумывать только по ней.Опыт, который дети получают в придумывании со взрослым многотемных сюжетов и событий, оказывает помощь в развертывании самостоятельных совместных игр. Со временем педагог проводит с дошкольниками совместную игрупридумывание, в которых фигурируют настоящие истории, а не сказки.При выборе историй воспитатель ориентируется на детские интересы. Дети с педагогом придумывают сюжеты в группах, которые состоят из пяти –шести человек.При организациисюжетной игры детей, нужно напомнить, что в каждом возрасте педагогический процесс состоит из двух частей:1. Развитиеигровых умений, где взрослый является «играющим партнером»в совместной игре взрослого с детьми.2. Самостоятельная детская игра, в которую взрослый прямоне включается, а лишь организуетдля ее условия.Таким образом,при ситуациицеленаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетноролевой игрой она заслуживаетстатусглавнойведущей деятельности в детстве. Игра возникает и функционирует в «детском обществе», который являетсясильным фактором, определяющий формирование доброжелательных и общественныхкачеств личности, и фактор, помогающийдетям с социализацией в дошкольном возрасте.Именно игровые формы воспитания и обучения практическим и социальным навыкам возбуждают у дошкольников желание играть ради самого процесса и наслаждаться им.Игра создана на восприятии правил, ориентирующая ребенка на следовании установленных правил жизни взрослых. Игра помогает развивать творческие способности ребенка без принуждения.

Если создать благоприятныеи подходящиеусловия для игры, то у детей могут развиваться способности уточнять и разрабатывать свои замыслы. Дети научатся воплощать свои замыслы в жизнь.Игра являетсяоригинальнымспособом размышления малышао реальности. В ней он экспериментируетв строительстве новогообраза мира. В игрепроявляется индивидуальностьдошкольника, его собственныеотношения, интересы, вкусы.Для развития инициативы и творчества особое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются воспитателемилидетьми, которыехорошо играют. При их использованииможно помочь детям чередовать роли, подсказывать особые ходы в сюжете, поддерживать интересные инициативы. Воспитатель должен уметь создавать предметноразвивающую среду, которая побуждаетдетей к все более игровому отражению действительности в игре.А также педагогу нужно самому иметь желание участвовать в играх, направлять их игру, ставя при этом новые игровые задачи, предлагая те или иные повороты событий.

Ссылки на источники1. БондаренкоА.К., МатусикА.И. Воспитание детей в игре. –М. Просвещение, 1983.2. ЗворыгинаЕ. КомароваН. Педагогические условия формирования сюжетноролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.

№5. С.39.3. УсоваА.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.4. БариленкоН.В.Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности. // Вопросы психологии. июльавгуст 1996. №4. –с.2432.5. МихайленкоН.Я., КоротковаН.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.