Современная уголовная политика России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кириченко В. С. Современная уголовная политика России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2931–2935. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86619.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику государства, обозначены ее цели и направления, а также пути преодоления кризиса уголовной политики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириченко Владислав Сергеевич,студент 2 курса, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (Тихорецк)dr.kirichenko2017@yandex.ru

Научный руководитель–Попова Лариса Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доценткафедры уголовного права, процесса и криминалистики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке (Тихорецк)

sirikmarina@yandex.ru

Современная уголовная политика России

Аннотация. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику государства, обозначены ее цели и направления, а также пути преодоления кризиса уголовной политики.Ключевые слова:преступность, уголовная политика,уголовное законодательство, правоохранительный механизм, правосознание, правовая психология и правовая идеология.

Угoлoвная пoлитика oхватываeт значитeльную часть сугубo сoциальнoпoлитичeских, мoральных и иных oтнoшeний и нoрм, являющихся прeдмeтoм сoциальнoй пoлитики гoсударства.Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. К объективным факторами, определяющим преступность и уголовную политику,относятся:

производственные отношения, противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Они являются базовыми факторами, порождающими преступность и уголовную политику;политические отношения главные объективные факторы, которые создают потенциальную возможность преступности;правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и моральноэтических отношений; другие виды социальных отношений идеологические, моральноэтические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения.[1]К основным субъективным факторам, определяющими преступность и уголовную политику, относятся: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественнополитических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и ее правовая форма правовая идеология.[2] Уголовная политика –это реакция государства на преступность. Уголовная политика зависит от социальных основ общества экономики, политики, идеологии, культуры. Направления уголовной политики многообразны, носят разноуровневый, иерархичный, системный характер в силу комплексности, сложности и структурности преступности и причин, ее порождающих. Они обусловлены конкретноисторическими экономическими, социальнополитическими, духовнымипроцессами данного общества, его противоречиями. Цель уголовной политики включают развитие уголовного и смежных с ним отраслей законодательства, а также совершенствование правоохранительного механизма. Уголовное законодательство имеет свои основополагающие направления: устранение противоречий в криминализации и декриминализации деяний, реконструкция ряда институтов и норм Общей и Особенной частей УК РФ, пересмотр системы и видов наказания. Важнейшими направлениями совершенствования правоохранительногомеханизма являются: расширение и активизация воспитательнопрофилактической деятельности среди различных слоев и групп населения, профилактика правонарушений несовершеннолетних; строительство и укрепление материальной базы правоохранительной деятельности,повышение ее эффективности и профессионализма; деятельность по предупреждению и устранению причин и условий преступности; организация системной научноисследовательской работы по всем направлениям борьбы с преступностью и функционирования правоохранительного механизма.[2] По мнению Ю. Чайки, для решения проблемы снижения преступности в войсках необходимо изменить систему профилактики правонарушений.[3]В 2000 годах стало ясно, что уголовная политика неадекватна криминологической обстановке в стране. В 2005 году отмечен рост всех показателей преступности. В этом же году выявлено и самое значительное число потерпевших от преступлений.[4] Для преодоления кризиса уголовной политики необходима целенаправленная совместная деятельность государственных и общественных институтов. В связи с этим необходимо найти поддержку у населения к применению предлагаемых государством правовых устоев, с одной стороны, а с другой государство должно обеспечить достойную жизнь и свободное развитие граждан, получение населением таких социальноправовых основ, которые гарантировали бы достаточный уровень жизни (включая возможность осуществления и общественно полезной деятельности) гражданина и человека, а также меры защиты этих социальных ценностей общества.[5] Кроме того, при выработке уголовной политики необходимо учитывать принципы и нормы международного права.[6]Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила состояние и направления влияния уголовной политики. В ней определены угрозы национальной безопасности и предлагается комплекс мер не только уголовноправового характера, но и политические, экономические, а также меры социальной сферы, необходимые для эффективной борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.[7]Государственная политика противодействия преступностипредставляет собой направление деятельности государства (при участии и поддержке институтов гражданского общества и отдельных граждан), связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики (генеральной линии) организованного сопротивления преступности и иным правонарушениям. Цель политики противодействия преступности —обеспечить максимально возможное ограничение преступности, свести ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.Так, например, в Уголовном кодексе РФ предусмотрен целый ряд статей, связанных с экстремистскими проявлениями.[8]Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов —предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделитьдва основных направления (формы) реализации политики противодействия преступности: а) политику предупреждения преступлений и б) политику реагирования на преступления.Политика предупреждения преступленийпредставляет собой приоритетное направление деятельности государства в рамках политики противодействия преступности, связанное с поиском, разработкой, исследованием и реализацией целей, принципов, основных направлений, содержания, форм и методов, эффективных общесоциальных и специальных средств воздействия на причины и условия совершения преступлений в целях предупреждения (сдерживания) и сокращения преступности и иных правонарушений.Политика реагирования на преступления(политика борьбы с преступностью, карательная) —это самостоятельное направление деятельности государства и (в меньшей степени) общества, связанное с поиском, разработкой, исследованием и активным, наступательным применением наиболее рациональных и эффективных специальных мер в рамках реакции государства на каждый факт совершения преступления. Сущность этой реакции —кара, т.е. осуждение каждого совершенного преступления и порицание лица, его совершившего, их негативная, справедливая и неотвратимая оценка, сопровождаемые при необходимости применением к виновному наказания или иных предусмотренных уголовным законом мер уголовноправового воздействия.[9]Таким образом,уголовноправовая (уголовная) политика —один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного права.Этот вид политики представляет собой, с одной стороны,специфическое направление деятельности государства, связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.Уголовноправовая политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовноисполнительной, уголовнопроцессуальной и криминологической[10]. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности[11], определение круга преступных деяний и мер уголовноправового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовноправового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.[12]

Ссылки на источники1.Сирик М.С. Угoлoвнoправoвая пoлитика: нeкoтoрыe кoллизии кoнституциoннoгo, угoлoвнoгo и угoлoвнoиспoлнитeльнoгo закoнoдатeльства РФ // В сборнике: Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности Материалы международной научнопрактической конференции в 4 частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2016. С. 3638.2.Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. 2004. №3; Попова Л.Е. Политика России на современном этапе построения социального государства // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014. С. 163165; Васильев А.М., Копченко И.Е. Реализация государственной антинаркотической политики в деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 204208; Сирик М.С., Вчерашний Р.В. Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 30. С. 201205.3.Сирик М.С. Воинская преступность и правовое воспитание военнослужащих // В сборнике: Инновации в современной науке Материалы III Международного зимнего симпозиума. Научный редактор: Г.Ф. Гребенщиков. Москва, 2014. С. 282288.4.Сирик М.С. Институт потерпевшего: уголовноправовые и криминологические аспекты // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. РостовнаДону, 2007. С. 3.5.Слюсарь Н.Б. Социальноправовые основы реализации уголовной политики России на современном этапе //Социальное и пенсионное право", 2007, N 2.6.Дарда А.В. Общие принципы и правила судебного толкования общепризнанных принципов и норм международного права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. № 1. С. 117123.7.Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»//«Российская газета», N 247, 26.12.1997.8.Сирик С.Н., Сирик М.С. Государственная политика противодействия экстремистской деятельности в России // Ретроспективы и перспективы права. 2013. № 5. С. 5155.9.Сирик М.С. Соотношение общих начал назначения наказания и целей наказания по УК РФ // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 188190.10.Баева Л.Ю., Васильев А.М. Криминологические проблемы борьбы с преступностью в РФ // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 79.11.Сирик М.С. Сирик С.Н. Состав преступления как основание уголовной ответственности // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 378380.12.Васильев А.М., Васильева Н.А. Уголовное право России // Общая часть (курс лекций): учебное пособие / Армавир, 2012; Сирик М.С. Общая характеристика уголовной ответственности за компьютерные преступления // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014. С. 179182.