Экология Брянской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полякова Н. П., Гурова К. С. Экология Брянской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3041–3045. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86643.htm.
Аннотация. Экологической безопасности страны принадлежит важная роль в решении вопросов уравновешивания интересов экономики и экологии, в этом состоит ее общественно-этическая роль. Учет экологических факторов является безальтернативным обстоятельством полноценного вовлечения РФ в мировые хозяйственные связи, обеспечения конкурентоспособности государства в текущих условиях. В статье рассматривается экологическая отчетность, учет и контроль Брянской области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полякова Наталья Павловна,Студент Брянский Государственный Технический Университет, город Брянскpolyakovanatalya972406@mail.ru

Гурова Ксения Сергеевна,Студент Брянский Государственный Технический Университет, город Брянскgurovak@mail.ru

Экология Брянской области

Аннотация.Экологическойбезопасности страны принадлежитважная роль в решении вопросовуравновешивания интересов экономики и экологии, в этом состоитее общественноэтическая роль. Учет экологических факторов является безальтернативным обстоятельствомполноценного вовлечения РФ в мировые хозяйственныйсвязи, обеспеченья конкурентоспособности государствав текущихусловиях. В статье рассматривается экологическая отчетность,учет и контрольБрянской области.Ключевые слова:экология, Брянск, Брянская область, экологический учет и отчетность.ВведениеВ настоящее времяобширные масштабы экологических нарушенийи необходимость возмещенияущербаот серьезныхаварий истихийных бедствий представляютсущественнуюугрозу переключениявысвобождаемых финансовых и материальных благс решения стратегических задач становления и управленияновой системыэкономики на сохранениеее действующихвозможностей. По некоторым данным, дополнительные затраты бюджета страны,которыесвязаныс загрязнением атмосферыи истощениемвозобновляемых природных ресурсов, в Российской Федерации составляют сотни миллиардов рублей в год.

Разработкаэкологической документации включает в себя подготовку следующих документов:технический отчет о неизменности производственного процесса;2ТП отходы, 2ТП воздух, 2 ТП водхоз и 4ОС;расчет оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.Актуальность данной темы заключается в том, что тяжелые повреждения природных ресурсов нашей планеты влияют не только на способность общества осуществлять устойчивое развитие, но и создает многочисленные угрозы негативных последствий для здоровья населения.Цель исследования состоит в разработке целостной системы экологического контроля в Российской Федерации, а в частности Брянской области.Для достижения поставленной цели в рамках исследования необходимо решить следующие логически взаимосвязанные задачи:выявить преимущества и недостатки веденияэкологического контроля страны;уточнить способы отражения бухгалтерской экологической отчетности;отразить все существующие на данный момент органы контролирующие экологию страны.Предмет исследования –исследование экологических угроз современности.Объект –экология РФ.Основная частьОдной из трудностейэкологической экономики в свете концепции стабильного формирования отчетностиявляется формированиеи изменение направлений экологического учета и регулирования,которые включают в себя финансовый и управленческийучет, а так же экологический аудит.Выделяются следующие четыре основных теченияэкологизации экономического развития:1. Направление, связанное с экологизацией производства, предусматривает пошаговоеуменьшениеуровней влияния на окружающую среду всех антропогенных факторов. Главнымиэлементами этого направления должны стать новая система нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, формированиеразвитой индустрии по утилизации отходов, а так жерасширение использования альтернативных возобновляемых источников энергии, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов. Будут активно поддерживатьсяпроцессы развитияпроизводства, направленные на понижение энергоемкости и материалоемкости. К 2020 г. основнымориентиром является снижение уровнявоздействия на окружающую среду в 4 8раз в зависимости от отрасли;2. "Экология человека" предоставление экологически безопасной и комфортной средыпроживания населения, мест работы и отдыха, иной общественной деятельности;3. "Экологический бизнес" –формирование продуктивногоэкологического сегментаэкономики. Этот сектор может включать в себя конкурентоспособный бизнес в сфереобщего и специализированного машиностроения, бизнесдевелопмента, экологического консалтинга и развитиерынка квот на выбросы;4. Сохранение и защита природной среды. Основой действий этого направлениябудут являтьсясовременныеметоды территориального планирования, землепользования и строительства, учитывающие экологические нормы[4].Таким образом, напряженная экономикоэкологическая ситуацияна нынешнемэтапе требует модернизацииподходов к экологизации производствас целью оптимизации параметров и издержек охраны окружающей природной среды как одной из главных направленийсоциальной экономики и социальной политики России.К органам, отвечающимза экологическую безопасность России,относятся:Министерство природных ресурсов и экологии РФ.Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.Она основана в 2004 г. Ее основными обязанностями являютсялицензирование, технологическое наблюдениев обширном контексте, транспортировка, а также захоронение атомных элементов.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования –Росприроднадзор.Данная служба имеет широкий спектр своих обязанностей. Ее главной функцией является наблюдениеи регулирование экологии государства.Росприроднодзор наделен большим кругомполномочийв сферепроверки документации, эксплуатацииочистных объектов, а в некоторых случаях ипроведениегосударственных экологических экспертиз.Федеральное агентство по недропользованию.Данная служба является следствиемадминистративной реформы, проведенной в 2004 г. Ее основные задачи: управление государственным фондом недр,предоставлениенекоторыхлицензий, контролированиедеятельностилюдей, использующих полезные ископаемые Земли,а также сборсоответствующих налогов.Федеральное агентство водных ресурсов.Несет ответственностьза ведение водного реестра, за заключение соглашенийводопользования, а также выполняет определенные виды контроля.Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.Онатолько проходит этап внедренияв структуру, возглавляемуюминистерствомприродных ресурсов.Этасистемасостоит из некоторыхэлементов: научная деятельность(наблюдение, разработкаобобщенныхкартографических схем развития),анализдолгосрочных и краткосрочныхперспектив.Санитарноэпидемиологическая служба.Была основана в марте 2004 г.Ее специализацией является надзор в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека в России.

Министерство энергетики.Начал свою работув 2008 году. Представляет собой орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в областиэнергетики.Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Этоподразделение представляет собой аварийноспасательных служб России, которое действует одновременнос территориальными службами спасения, противопожарными структурамисубъектов федерации, ведомственной пожарной охраной и аналогичнымислужбами.

Охрана экологического состоянияБрянской областиБрянскаяобласть –это субъектРоссийской Федерации, расположенный к югозападу отМосквы, граничитсУкраинойиБелоруссией. Областнымцентром являетсягородБрянск.Егоплощадьв совокупности составляет 34857 кв.км., а количество граждан, проживающих на данной территории, составляет 1225799чел. Послепроведениямуниципальной реформы 2005 года, на 1 января 2015годана территории Брянской области было расположено287 муниципальных образований, в которых насчитывается7 городских округов, 27 муниципальных районов, 30 городских поселений,а также223 сельских поселения. В области насчитывается большое количество объектовстроительной, тяжелой и перерабатывающей промышленности.Подавляющее большинствопредприятий, которые занимаютсяпроизводством, используют устаревшие технологии, низкокачественноетопливо и сырье, таким образом,загрязняя окружающую среду, аособенно воздух.По области насчитывается19 очистных сооружений, большинство из которыхнеисправныинуждаются вреконструкции иликапитальном ремонте. Очистные сооружения, нуждающиеся в ремонте,финансируются из бюджета района или области.Территория области включает33 гидротехнических сооружений (ГТС). На сегодняшний деньведетсяработа по установлениюсобственника ГТС. Каждый год осуществляетсяпредпаводковое обследование ГТС и выявляетсяих состояние, которое в дальнейшем сопоставляется с требованиямии нормами, установленными стандартами,также для сохраненияГТС в работоспособномсостоянии усилиямиЖКХ сельских администраций периодическиосуществляетсякосметическийремонт объектов.В районе осуществляетсядеятельностьпо добыче песков и мела, используемых в строительстве. Основными пользователямипесчаного карьера в районе д. Толвинка является ЗАО «Брянский заводсиликатного кирпича», ГУП ДРСУ №1, ГУ «Управление дорожного хозяйства Брянской области». Недропользователями Соколовского месторождения по добыче мела является ЗАО «Брянский завод силикатного кирпича».Факторы,влияющиенаэкологиювБрянскеиобластиИзза большого количества автотранспортных средств резко возрос уровень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Согласно данным Брянского Управления ГИБДД УВД на первый квартал2015 года официально зарегистрировано более 155 тыс. автомобилей. Такой автопарк создает проблему,котораясвязанас накоплениембольшого количестваизношенных шин,переработка которых имеет важноезначение для экономики и экологии региона.Решением данного вопроса занимаетсяГосударственное учреждение ОБ 21/1 УИН Минюста России по Брянской области.Существеннойпроблемой являетсяпереработка промышленных и бытовых отходов,которые представляютугрозу для населения данного региона и экологии страны в целом.Не теряет своей актуальности и проблема, касающаяся качествапоставляемой гражданам питьевой воды. Последние несколько лет в Брянской области небыловведено в эксплуатацию ни одногокомплекса очистных сооружений, а деятельность большинствафункционирующих предприятий признаетсянеэффективной. Главной причиной этогоявляетсяустарелость, изношенность технических конструкций, не способныхотвечать существующимтребованиямэкологической безопасности. В результатечего очистные сооружения работают неэффективно, поэтому многиенебольшиерекипревратились в сточные канавы, наполненные промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами.Со временем не улучшилась ситуация

радиоактивной загрязненности области, связаннойс аварией на Чернобыльской АС. Большая часть территорииобласти подвергласьвоздействию техногенных радионуклидов.На экологиютакже влияет территориальное расположенияодного из крупнейшихарсеналов химического оружия.Злободневной остаетсяпроблема сокращения площадей, отведенных под сельскохозяйственныеугодья, по причине их ухудшениявследствие эрозий

или снижения плодородия почв, а также большого количествавредных веществ находящихся в ней.Актуальнымфактором, оказывающим воздействиена экологию Брянской области, являются лесные пожары.На территории области важной проблемой является утилизации твердых бытовых и опасных отходов. По статистическим данным официально зарегистрировано137 санкционированных свалок, 4 полигона и более 150 свалок, не имеющихсоответствующего обустройствапотребованиям СНиП. Лицензиюна деятельность, касающуюся обращения и утилизации вредных отходовсреди предприятий ЖКХ имеют лишь Брянское МУП «Спецавтохозяйство», «ЖЭУ» Дятьковского района, МУП г. Дятьково, Новозыбковское МКП «Жильё», МУП «Фокинское УЖКХ», Жуковское МУП «Жилкомхоз». Следует отметить, что полигоны и санкционированные свалки не соответствуюттребованиям, указаннымв природоохранных нормах и правилах.В

регионев 2015 годунаблюдаетсяувеличение выбросов в атмосферу по сравнению с прошлымгодом. От стационарных источников в атмосферный воздух поступило 16,9 тысячтонн вредныхвеществ. Из всехзагрязняющихвеществ, выбрасываемых в атмосферу, газообразные и жидкие вещества составили 72%,атвердые –28 %[6].

Таблица 1Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2015 года

Тыс. тоннв % кпредыдущему годуВсего по Брянской области16,8100,7в том числе по веществам:

твердые4,892,0газообразные и жидкие12,0104,6в том числе пог. Брянску

Всего3,4124,2в том числе по веществам:

твердые0,6107,4газообразные и жидкие2,8128,0Из общего объёма выбросов по

отраслям экономики:

сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и предоставление услуг в этих областях

2,6

141,8обрабатывающие производства8,283,2производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,0

145,1транспорт и связь1,799,4прочие виды экономической деятельности2,3120,1

Все статистические данные должны иметь свое отражение в соответствующей документации, главной из которых является экологический учет и отчетность[5].Экологическая отчетность предприятия это весьма большой и трудоемкий кластер итоговой отчетности нормально работающего предприятия.Экологическая отчетность имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые из них.Преимущества экологической отчетности:1.Повышение проводимых природозащитных мероприятий;2.Предоставление работникам дополнительных рабочих мест;3.Усиление ответственности у организаторов в сфере защиты окружающей среды;4.Положительное, конфеденциальное отношение среди людей, пользующихся данной отчетностью (персонала, покупателей и иных лиц);5.Возможность повышения доходов в будущем (достоверная и полная информация в отчетности позволяет проводить глубокий и качственный анализ эффективности природоохранных мероприятий и выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации в области окружающей среды).Недостатки экологической отчетности:1.Абстрагирование от производственной и хозяйственной деятельности организации;2.Излишние затраты, сопряженные с составлением, понятием и публикацией отчетности;3.Возможное увеличение недоверия пользователей (покупателей, трейдеров и иных лиц);4.Увеличение документооборота;5.Чрезмерная доступность данных.Согласно требованиям действующего природоохранного законодательства Российской Федерации каждое предприятие обязано составлять и представлять на согласование в органы исполнительной власти отчетность, установленную нормативноправовыми актами, в частности:ежеквартально производить расчет и вносить плату за отрицательное влияние на окружающую среду;ежегодно оформлять и представлять в уполномоченные государственные органы государственную статистическую отчетность по формам 2ТП (отходы), 2ТП (воздух) и 2ТП (водхоз);ежегодно оформлять и представлять отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства;ежегодно представлять сведения для ведения региональных кадастров отходов.Годовая форма федерального статистического наблюдения № 2ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Проводится ежегодно до 01.02 после отчетного периода.Форму федерального статистического наблюдения№ 2ТП (отходы)"Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления"предоставляют юридические лица, частные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Проводится ежегодно до 15.01 следующего за отчетным периодом.Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) представляют субъекты малого и среднего предпринимательства.Расчет платы за отрицательное влияние на биосферу проводится ежеквартально. До 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.Данный расчет представляют плательщикиза негативное воздействие на окружающую среду, которыми являются хозяйствующие субъекты, оказывающиенегативное воздействие на окружающую среду, в том числе: выбросы в атмосферу отравляющих веществ и других элементов, выбросы загрязняющих веществ, микроорганизмов в Мировой океан, загрязнение недр, почв, распространение отходов производства и потребления [2].Компании выплачивают платы за загрязнение окружающей среды в случаях, если осуществляются такие виды загрязнения:Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными объектами. Например, работа котельных, заводских цехов (п. 3Порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867, далее —Порядок № 867);Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Например, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты (озера, водохранилища, пруды, реки) (ст. 5 Водного кодекса РФ);Размещение отходов производства и потребления. Например, хранение и захоронение отходов (отработанных люминесцентных ламп, бытового мусора) на полигонах, шлам хранилищах,хвост хранилищах, отвалах горных пород (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89ФЗ) [3].Продуктивность организации природоохранного управления определяется и регулируется следующими документами, которые объединяются в три основные группы:документы, в которых изложены положения о создании и использовании систем экологического менеджмента (EMS);документы, в которых определены инструменты природоохранного контроля и способы оценки, экологические показатели работы предприятия;стандарты, направленные на оценку качеств, производимой продукции.Раскрытие данных о природозащитной деятельности предприятия в ее годовом бухгалтерском отчете может помочь собственникам производить оценку работы управления, обеспечивать широкий социальный контроль, содействует развитию положительного имиджа компании [1].Экологическая бухгалтерская отчетность –этодокументы:по вкладам в природозащитную деятельность;по общефирменным затратам в службу охраны окружающей среды и уровни их воздействия на финансовые результаты деятельности;по расходам исследования и разработки в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;по расходам на управление деятельностью по планированию и охране окружающей среды;по затратам, связанным с возмещением убытка, после причиненного ущерба;по возмещаемым расходам, уплачиваемым добровольно или по постановлению суда;по экономическим результатам в ходе проведенных мероприятий в сфере охраны окружающей среды будущих периодов.Экологический отчет отражает:виды экологических проблем, связанных с деятельность данной организации и отрасли, которой оно принадлежит;официальную политическую деятельность и программы, выработанные компанией в отношении природоохранных мер; улучшения в основных областях, произошедших со времен принятия экологической политики;уровни выбросов в окружающую среду, установленные организацией, и то, как деятельность предприятия соответствует этим показателям;основные разбирательства в соответствии с законом об охране окружающей среды: руководство должно предоставлять информацию о серьезной экологической проблеме;финансовые последствия мероприятий по охране окружающей среды для капитальных вложений из чистой прибыли организации в отчетном периоде и любые значимые последствия для будущих периодов.ЗаключениеВ деятельности компаний осознание важности экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, что влечет за собой необходимость экологического учета на предприятии, уровень качества информации, которая может оказывать большое влияние на принятие управленческих решений. Причем эти решения должны учитывать не только интересы своей организации, но и общественноэкономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья нации.Экология Брянской области в последние десятилетия подверглась серьезным воздействиям химическими веществами, что послужило резкому ухудшению ситуации в регионе

Ссылки на источники1.Дерягина, С.Е., Астафьева, О.В., Струкова, М.Н., Струкова Л.В.Экологический менеджмент на / Дерягина С.Е., Астафьева О.В., Струкова М.Н., Струкова Л.В. Екатеринбург: ИПЭ УрО РАН УГТУ УПИ, 2007. –144 с.2.Разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета / под ред. Чхутиашвили Л.В. –М.: ИНФРАМ. 2014.3.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. (ред. от 27.12.09г.).4.Перспективы развития и нормативноправовое регулирование экологического аудита в РФ. / под ред. Чхутиашвили Л.В. –М.: ИНФРАМ. 2012.5.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области [Электронный ресурс] // URL:http://bryansk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/ru/statistics/environment/(Дата обращения: 12.02.2016).6.Экология в Брянске [Электронный ресурс] / Электронный журнал –Greenologia.ru, 2013 режим доступа к журналу: http://greenologia.ru/ekoproblemy/goroda/bryansk.html(Дата обращения: 12.02.2016).