Посткроссинг и буккроссинг как особая форма коммуникации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курилова А. Н., Курамшина Ю. В. Посткроссинг и буккроссинг как особая форма коммуникации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3066–3070. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86648.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению коммуникативных особенностей таких современных социокультурных практик, как посткроссинг и буккроссинг. По мнению авторов, специфика посткроссинга и буккроссинга может быть раскрыта через понятия «монологическая коммуникация» и «конвергенция». Большое внимание в статье уделено выявлению роли интернет-технологий в формировании новых форм коммуникации и расширении коммуникативного пространства современной культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Курилова Анастасия Николаевна,студентка 2 курса магистратуры кафедры культурологиии религиоведенияТаврической академии Крымского федерального университетаим. В. И. Вернадского, г. Симферополь.anstkurilova@yandex.ru

Курамшина Юлия Владимировна,кандидат культурологии, доцент кафедры культурологиии религиоведенияТаврической академии Крымского федерального университетаим. В. И. Вернадского, г. Симферополь.jvt79@rambler.ru

Посткроссинг и буккроссинг как особая форма коммуникации

Аннотация.Статья посвящена рассмотрениюкоммуникативных особенностей таких современных социокультурных практик, как посткроссинг и буккроссинг. По мнению авторов, специфика посткроссингаи буккроссингаможет быть раскрыта через понятия «монологическая коммуникация» и «конвергенция». Большое внимание в статье уделено выявлению роли интернеттехнологий в формировании новых форм коммуникациии расширении коммуникативного пространства современной культуры. Ключевые слова: культура, коммуникация, информационные технологии, социокультурные практики, посткроссинг, буккроссинг.

Развитие информационных технологий привело к существенному расширениюкоммуникативного пространствасовременной культуры.Наиболее масштабной

по охвату аудитории,количеству предоставляемой и передаваемой информации сегодня является глобальная сеть Интернет, ставшая неотъемлемой составляющей практически всехсфер жизни и деятельности людей. Сформировавшаяся на ее основе интернеткоммуникация способствует возникновению различных по своему характеру и степени интерактивности способов общения и передачи информации(социальные сети, чаты, форумы, электронная почта, сайты,блоги и пр.), образованию сообществ интернетпользователей и появлению новых социальнокультурных практик.Из множества таких практик могут быть выделены посткроссинг и буккроссинг, выявление коммуникативных особенностей которых является целью данной статьи.Согласно общей теории коммуникации, предложенной канадским культурологом ГербертомМаршалломМаклюэном, именно развитие средств коммуникации определяет характер культуры и смену исторических эпох.По мнению автора, способ и тип коммуникации является определяющим фактором в формировании общества, социального мира, который Маклюэн называет «галактикой». Под такими способами и типами он подразумевает средства, с помощью которых в преобладающем количестве в определенный отрезок истории, осуществляется передача информации. Так, современную эпоху электронных коммуникаций (Маклюэн скончался в 1980 году) автор называет «Галактикой Маркони», пришедшей на смену гутенберговой «галактике» в 1884 г. с изобретением телеграфа.Благодаря телеграфу становятся возможными первые электронные сообщения, а это значит, что скорость распространенияинформации увеличиваетсяв огромное количество раз. Позже, с возникновением и развитием компьютерной техники появляется возможность не только мгновенной передачи информации, но и мгновенного отклика. Г. М. Маклюэн говорит о том, что такие новые средства сообщения как радио, телевидение и компьютер создают вовлеченность человечества в информационное поле, благодаря чему сама информация становится окружающей средой человека[1]. Г. М.Маклюэн не застал период интернеткоммуникаций, но испанский социолог Мануэль Кастельс (родился в 1942 г.) назвал нашу эпоху «Галактикой Интернета», т.к. именно Интернет становится ключевой технологией в современном миреи«универсальным социальным пространством свободной коммуникации»[2],создавая условия для общения между собой множества людей вне зависимостиот времени и расстояния. Информация и коммуникация ‬это неотъемлемые и тесно переплетенные понятия интернет пространства. Современный российский исследователь А.В.Назарчук в работе «Этика глобализирующегося общества»[3]говорит о таком явлении,как информационнокоммуникационная революция, основными характеристиками которой являются вышеперечисленные моменты ‬переход к электронным носителям, доступность информации для любого пользователя, заменатрадиционных способов коммуникации на виртуальное общение.Автор также отмечает, что в современном мире массмедиа больше не являются «средствами», средством становится то, что происходит вокруг них. Т.е. сегодня для человеканеобходимо иметь доступ к медиаинформации, иначе он, в некоторой степени,будет считать себя «выключенным» из общества. Проблему возрастания роли новых компьютерных технологий поднимает Д.В.Иванов в работе«Виртуализация общества»[4].По мнению автора, наблюдаемая в настоящее время замена реальных вещей образами«симуляциями» свидетельствует о происходящей«виртуализации» общества. В качестве примеравиртуализации повседневной жизни людей он приводит процесс покупки через Интернет, который благодаря современной компьютерной графике и другим техническим усовершенствованиям организуется как посещение виртуального магазина.Несомненно, как и у любого явления, у интернеттехнологий есть своиотрицательные стороны, самыми очевидными из которых являются обесценивание информации, отчуждение человека в виртуальную реальность, огромное количество «интернетмусора» и т.д. Но, по мнению М. Кастельса,«Интернет не определяет, что следует людям делать или как им жить. Напротив, именно люди создают Интернет, приспосабливая его к своим потребностям, интересам и ценностям» [2].Как уже отмечалось, развитие и распространение интернеттехнологий ведет к появлениюновыхспособовкоммуникации, появлениюмножества виртуальных сообществ, в которых взаимодействуют люди разных культур изразных стран, по аналогии ссуществующимив реальном пространстве. Их участники объединяются исходя из общностиинтересов, коммуникация зачастую осуществляется в режиме onlineи, как правило, согласно определенномуэтикету. М. Кастельс определяет виртуальное сообщество как «самонаправляемую организацию сети»[2], подразумевая под этимнеограниченную возможность поиска в сети групп по интересам или самостоятельного создания таковой любым пользователем.Более широким по сравнению с виртуальным сообществом является понятие интернетпрактик. В связи с проникновением Интернета вовсе сферы жизнедеятельности людей, у человека появляется возможность осуществлять многие повседневные действия при помощи интернеттехнологий (покупки, образовательные программы, фильмы, музыка ‬все это доступные сферы всети). Существуют и социокультурные интернетпрактики. Если обратиться к определению, и перенести его в виртуальное пространство, то социокультурные практики ‬это форма деятельности, ‬творческая, созидательная, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов [4]. К числу таковых с полным основанием могут быть отнесены такие уникальные проекты, как посткроссинг и буккроссинг. Посткроссинг ‬это сетевой проект, благодаря которому его участники могут обмениваться бумажными почтовыми открытками со случайными адресатами по всему миру. Посткроссинг предполагает непрямой обмен открытками, в ходе которого участник получает выбранные случайным образом пять адресов из разных стран, по которыми отправляет открытки. Получив открытки, адресаты регистрируют их на сайте https://www.postcrossing.com. Сразу после регистрации каждой открытки сайт посылает адрес отправителя другому посткроссеру. Посткроссинг предполагает обмен именно художественными почтовыми карточками без конверта, среди посткроссеров часто встречаются и ценители марок.К 2015 году проект включал в себя 520 000 человек из 213 стран. Девизом проекта, автором которогосчитается португальский программист Пауло Магальес, стали слова: «Сюрприз в вашем почтовом ящике!».Буккроссинг (дословно «книговорот») ‬это также сетевой проект, созданныйнемного ранее, в 2001 году,специалистом по интернеттехнологиям Роном Хорнбекером. Проектпредполагаетсоздание всемирного книжного клуба, а также «путешествие»книг по всему миру. Участник движения регистрируется на сайте(http://bookcrossing.ru), там же он регистрирует книги, которые собирается передать, после чего «освобождает» книгу, т. е. оставляет ее в общественном месте (в кафе, в библиотеке) для того, чтобы любой другойчеловек смог ее найти, прочитать, и,в свою очередь,также передать дальше. Количество участников проекта в мире превышает 1,5 млн человек, которыми зарегистрировано более 13 млн книг.Объединяющим для этих проектов является идея и цель, которыенаделяютособым смыслом существование печатной книги и бумажной открытки в современном мирев противовесактивно заменяющих ихэлектронным носителям.Уникальность этих проектов, с одной стороны, можноувидеть, обратившись к труду Г.М.Маклюэна «Понимание медиа», где он обращается к исследованию «горячих»и «холодных»средств коммуникации:«Горячее средство ‬это такое средство, которое расширяет одноединственное чувство до степени «высокой определенности». Высокая определенность ‬это состояние наполненности данными… Горячие средства характеризуются, стало быть, низкой степенью участия аудитории, а холодные ‬высокой степенью ее участия, или достраивания ей недостающего. Фотография, с визуальной точки зрения, обладает «высокой определенностью»[5]. Комикс же ‬«низкой определенностью», просто потому что он дает очень мало визуальной информации» [5].Примерами таких средств у него выступают радио и телефон или кино и телевидение соответственно. Таким образом, современные«продукты» информационныхтехнологий(например, электронная книга или сообщение по электронной почте) мы можем рассматривать как «горячие» средства коммуникации, т.к. они все больше вытесняют и замещают бумажные книги и почтовые открытки. А проекты посткроссинга и буккроссинга мы можем отнести к совершенно новым способам коммуникации, успешно совмещающим в себе оба варианта горячих и холодных средств коммуникации. Еще одной отличительной чертой данных проектов является то, что в них происходит слияние традиционных форм передачи информации с новейшими технологиями, что может быть рассмотрено через понятие конвергенции. К этому понятию обращается В. П. Бранский[6], разработавший типологии принципов, которыми руководствуются в борьбе носители идеалов, одним из которых и является принцип конвергенции (синтеза). «Принцип конвергенции требует для выхода из критической ситуации формирования нового идеала на основе синтеза борющихсяидеалов»[6].Такжеэтот термин представлен в словареС.Д.Лебедева и может бытьопределенкак вариациямежкультурного обмена и взаимодействия, предполагающаяпостепенное формирование нового целого в ходе синтеза (слияния) культурных систем[7].Так, впроектах посткроссинга и буккроссинга сталкиваются дваразличных способапередачи информации, происходит совмещение реального мира с миром виртуальным, в результате чего получаетсякачественно новый продукт.Не смотря на то, что основой этих практик является «бумажная» открытка и книга, Интернет здесь играет не последнюю роль: благодаря ему происходит регистрация открыток и книг, когда они находят адресата, появляется возможность отслеживанияих пути. На сайтах подобных проектов участники создают свои персональные страницы с личной информацией, по которым их идентифицируют другие пользователи. Можно сказать, что традиционные коммуникации получают «новую жизнь» посредством сетевых технологий.Еще одной отличительной чертой рассматриваемых практик является проблема прямого взаимодействия и обмена в этих проектах, т.к. сам акткоммуникацииздесь не способствует возникновению диалога между участниками. Например, в посткроссинге пользователь А отправляет открытку пользователю Б, тот ‬пользователю В, и такдалее. Обратной коммуникации между пользователями не происходит. В буккроссинге книга путешествует от одного пользователя к другому по такой же схеме. Представляется возможным обозначитьподобную коммуникацию как «монологическую», или одностороннюю. Если обратиться к понятиям «диалогическая» и «монологическая»речь, то «диалогическая речь ‬это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же ‬высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них» [8].Монологическая же речь не требует чьеголибо безотлагательного ответа и протекает независимо от реакций воспринимающего (даже если последние активны).Близким по значению в этом случае может быть и понятие «обращенный монолог» [9], что позволяет определитьмонологическую коммуникацию как процесс передачи информации в условиях массового общения, определенным образом воздействующий на адресата. Для такойкоммуникации не важен отклик, взаимодействие, она совершается с целью информирования адресата, пробуждению в нем какихлибонастроений и переживаний.Сходными характеристиками обладает понятие «линейная коммуникация», разработанное американскимиисследователями (Г.Д. Лассуэллом, К.Э.Шенноном и др.)всередине ХХ века. Обобщенная модель линейной коммуникации состоит из 5 элементов:1.кто? (передаёт сообщение) ‬коммуникатор;2.что? (передаётся) ‬сообщение;3.как? (осуществляется передача) ‬канал; 4.кому? (направлено сообщение) ‬аудитория;5.с каким эффектом? (эффективность сообщения) ‬результат.

Такая коммуникация является однонаправленной, она воздействует на адресата, который выступает в качестве объектаполучения информации, а результативность коммуникации оценивается на основании возникшего интереса к содержанию сообщения, но некак ответная реакция получателя [10].Однако представляется неверным в полной мере соотноситьее с коммуникацией, осуществляющейся в рассматриваемыхнами проектах, т.к. в представленной модели отсутствует такая важная составляющая, как цель коммуникации. В посткроссинге и буккроссингепомимо явной цели (возвращение ценности «бумажной» открытке и книге), присутствуют еще и разнообразные «частные» цели участников проектов ‬коллекционирование, игра, принадлежность к определенной группе и пр. Идея этих проектов заключается том, чтобы как можно больше людей оказались вовлеченными в процесс. Достаточно сложно сказать,является ли «монологичность»этих проектовпреимуществом или недостатком. Многие пользователи считают,что в этом основной плюс этих проектов ‬моментальная, сиюминутная, односторонняя коммуникация согромным количеством людей из разных стран. Стоит отметить, что создатели «посткроссинг»проекта предусмотрели возможность выхода на прямой обмен между двумя пользователями (через пункт «swap» на личных страницах пользователей), но осуществляться он будет уже вне рамок проекта. Такие открытки не регистрируются, не получают идентификационный номери фактически приравниваютсяк личной переписке.Каким же целям служат проекты посткроссинг и буккроссинг в современном мире помимо того, что участники движений наделяют особым смыслом открытку и книгу, возвращают им утраченную ценность?Ответ на этот вопрос может быть найден в работе итальянского мыслителя Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст» [11], где был поставлен вопрос о том, смогут ли электронные носители заменить книгу для чтения и изменить саму природу произведения для чтения. Автор считал, что средства массовой информации должны вовлекаться в культурную работу, а культура в свою очередь будет использовать возможности средств массовойинформации, т. е. разные средства коммуникации должны не противопоставляться, а сосуществовать и дополнять друг друга. У. Экоприводит примеры полезного использования средств массовой информации, информационных технологий(например, изучениеисториипосредством хорошегонаучнопопулярногофильма). С этой точки зрения, проекты посткроссинг и буккросинг могут быть рассмотрены как способы объединения различных средств в достижении цели культурной работы. Так, то с помощью посткроссинга можно улучшить уровеньанглийского языка, который является официальнымязыкомпроекта(впроекте есть аккаунты, заведенные целыми классами под руководством учителя, в которых они именно так объясняют цель своего участия). Благодаря буккроссингу появляется возможность привлечь внимание к какомулибо конкретномупроизведению (в Италиипроектраспространился в связи с анонсированным«участием» несколькихкниг Рэя Брэдбери). На наш взгляд, вышесказанное подтверждает мысль У. Экоо том, что культура должна использовать возможности средств массовой информации.Таким образом, на основании рассмотренных характерных черт посткроссингаи буккроссингапредставляется возможным говорить об особой форме коммуникации, осуществляемой в рамках данных проектов. Эта специфика во многом обусловлена слияниемсовременных высокотехнологичных средств коммуникации с ее традиционными формами, что в итоге обогащает человека новым опытом, приводит к расширению спектра коммуникативных практик и, как следствие, развитию культуры в целом.

Ссылки на источники1.Маклюэн, Г. M. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. канд. филол. наук А. Юдина. ‬К. : НикаЦентр; Эльга; Издательский дом Дмитрия Бураго, 2003. ‬432с.2.Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс ; пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. ‬Ек. : УФактория (при участии издва Гуманитарного унта), 2004. ‬328 с.Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества / А. В. Назарчук. ‬М. : Директмедиа, 2002. ‬ 381 с.3.Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. ‬СПб. : Петербургское Востоковедение, 2000. ‬96 с.4.Социокультурные практики [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа : http://studopedia.ru/2_35404_sotsiokulturniepraktiki.html[дата обращения: 17. 02. 2016]5.Маклюэн, Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн ; пер. с англ. В. Г. Николаева. ‬М. ; Жуковский : КАНОНпрессЦентр, Кучково поле, 2003. ‬464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).6.Бранский, В. П. Теоретические основания социальной синергетики / В. П. Бранский // Вопросы философии. ‬2000. ‬№ 4. ‬С.112‬129.7.Лебедев, С. Д. Словарь [Электронный ресурс] / С. Д. Лебедев. ‬Режим доступа : http://www.socionav.narod.ru/monograf/slovar.htm [дата обращения: 17. 02. 2016]8.Диалогическая и монологическая речь [Электронный ресурс]. ‬Режим доступа : http://www.litdic.ru/dialogicheskayaimonologicheskayarech/[дата обращения: 16. 02. 2016]9.Введение в литературоведение: Учеб. Пособие / Л. В. Чернец [и др.]. ‬М. : Высш. шк., 2004. ‬680 с.10.Модель Лассуэлла[Электронный ресурс]. ‬Режим доступа : http://studopedia.ru/7_178825_modellassuella.html[дата обращения: 18. 02. 2016]11.Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст / У. Эко ; пер. с итал. Е. Костюкович // Новое литературное обозрение. ‬1998. ‬№ 32. ‬С.5‬14. (отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г.)