Языковая репрезентация концепта «любовь» в лирике шведской рок-группы "Roxette"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шавкина Н. Л., Кочанова Е. В., Яковлева О. В. Языковая репрезентация концепта «любовь» в лирике шведской рок-группы "Roxette" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3251–3255. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86686.htm.
Аннотация. В работе представлены основные специфические представления концепта «любовь» в лирике шведской группы Roxette.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шавкина Наталия Леонидовна,

студентка

факультета

информатики, систем управления и электроэнергетикиЧебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», г. ЧебоксарыTashavkina@mail.ru

Кочанова Елена Валерьевна,студентка

факультета

информатики, систем управления и электроэнергетики Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», г. Чебоксарыlena150396@mail.ru

Научный

руководитель–Яковлева Олимпиада Валерьевна, кандидат педагогических наук,

доцент

кафедры

социальногуманитарных дисциплин Чебоксарскогополитехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», г. Чебоксарыyakol76@mail.ru

Языковая репрезентация концепта «любовь» в лирике шведской рокгруппы «Roxette»

Аннотация. В работе представлены основные специфические представления концепта “любовь” в лирике шведской группы Roxette. Ключевые слова: концепт«любовь», лирика, лингвокультурология.

Актуальность

нашего

исследования

обоснована

тем

фактом,

что

представление

о

любви относится

к

числу

значимых

ориентиров

человеческого

поведения,

при

этом

сопоставление

обиходного

понимания

любви

позволит

более

четко

представить

систему

ценностных

приоритетов.

Этот

концепт

рассматривается

в

качестве

одного

из

основных

эмоциональных

концептов.

Он

присутствует

в

любой

этнической

культуре

и

является

универсальным.Целью данной работы исследование

средств

репрезентации

концепта

«любовь»

в

рокмузыке

на

примере

текстов песен

группы

“Roxette”, выявление

дифференциальных

признаков

понятия любовь

в

иноязычной культуре. Источниками материала для исследования послужили тексты песен группы.

Для достижения поставленной цели выполнялся ряд практических задач: изучение научной литературы и текстов песенгруппы, выборка текстов с концептом «любовь», анализ и систематизация полученных результатов. В работе применялись методы лингвистического анализа: компонентного, сравнительного и сопоставительного анализа, а также элементов статистической обработки материала. В нашем исследовании мы опирались на труды Лихачева

[1],

Масловой [2]. Нами была произведена выборка песен. Общее количество исследуемых текстов составило 26 наименований. Объект

нашего

исследования

–фрагмент

языковой

системы

английского

языка,

представленный

популярным

жанром

–песнями рокгруппы.

«Концепт»

–это

семантическое

образование,

отмеченное

лингвокультурной

спецификой

и

тем

или

иным

образом

характеризующее

носителей

определенной

этнокультуры.

Это

некий

квант

знания,

отражающий

содержание

всей

человеческой

деятельности.

Концепт

не

непосредственно

возникает

из

значения

слова,

а

является

результатом

столкновения

словарного

значения

слова

с личным

и

народным

опытом

человека.

Он

окружен

эмоциональным,

экспрессивным,

оценочным

ореолом»

[1,

с.

4].Следует

отметить,

что

существует

ряд

работ,

изучающих

концепт

«любовь»

на

материале

различных

языков.

В

основном,

он

изучается

на

материале

национальной

поэзии,

песен,

литературных

произведений,

а

также

паремий.“Roxette”

–шведская

рокгруппа,

основанная

в

1986

году лидерами которой являются Пер Гессле и Мари Фредрикссон. Дискография

группы

включает

около 10

студийных

альбомов,

изданных

в

1985—2014

годах,

и

несколько сборников, которые стали популярными во всем мире.

Текст песен в популярной музыке не всегда играет важную роль по сравнению с мелодией, ритмом, вокалом, аранжировкой, особенно когда речь идет о международном успехе. Простыеброские словосочетания, откровенная лексика, мелодичное звучание слов сделалипесни этой группызапоминающимисяи популярными. Пер Гессле, автор текстов, «играл»приглянувшимися словосочетаниями, и тексты его песен, особенно ранних, изобилуют, наравне с поэтической символикой, эффектными созвучиями и рифмами. С годами он стал уделять смыслу больше внимания; и его поздние работы отличаются глубиной, искренностью.Выбрав

26 песен

группы

с

любовной

лирикой,

мы

проанализировали

их

с

точки

зрения

способов

объективации

концепта

«любовь».

Все

песни

повествуют

о

любви

между

мужчиной

и

женщиной. Солисты группы исполняли песникак дуэтом, так и сольно.

В

проанализированных

песнях

было

замечено

очень

частое

употребление

лексемы

love. Оно

встречается

в

23

из

26

проанализированных

песен.

Всего

было

насчитано

37

употреблений

слова

love.

17

раз

был

использован

глагол

toloveи

13

–существительное

love.

Также

были

обнаружены

производныеслова

love,например,

существительные

loving:“Lovingistheocean, kissingisthewetsand, she’sgotthelook...”

и

lover



“Fire in the ice naked to the bone ia lover’s disguise”.

Лексема

love

употребляется

в

составе

выражений

tofall in

love



“Cos every time, I seem to fall in

in

love”

и

to

be

in

love



“All I knew your eyes so velvet blue,

I've been in love before? How about you?”, выражения“to build a love ”, “to make a love”

“You’ve built a love”, “When I’m making love to her”.Любовная лирика не ограничена употреблением глагола

tolove.Тексты

песен

изобилуют и

другими

глаголами.

Глагол

tofeel

является

одним

из

самых

распространенных

при

выражении

чувства

любви



“Youmademefeelstupid”.“When the day gets darkover a thousand streetsand you feel your heartis a living beat”.

“When you feel the fire is getting close to you, hey baby, you know I'm lonely too”.“ Do you feel the same way you did when it wasme?”Чтобы

выразить свои глубокие чувства по отношению к

любимой,подчеркнуть,что он

не хочет ее обидеть,

постоянно

думает

о

ней,

готов отдать

ей

всю

свою

любовь,

авторупотребляет

такие

глаголы

как

to want



“I

don’t want

to

get hurt”, “I don’t want to go blind” ,

to give



“I

give

her

all

my

love”,

to think



“Hoping that you are thinking of me too”.Употребление

глаголов

tosee,

totouch,

tokissподчеркивает гармоничное соединение любви духовной и плотской. Лирическийгеройхочет

видеть

свою

возлюбленную,

дотронуться

до

нее

и

поцеловать:

“Everywhere I look I see her smile”, “Her touch is gently conquering my mind” ,“What's she like when she turns around to kiss you goodnight?”, “And the taste of the kissing, shatterred by rain. Физический

и

эмоциональный

контакт

между

влюбленными

выражается

существительными

hand(s)



“I’ve put all my trust in your hands»,

«Now

let

me

hold

your

hand”,

eye(s)



“I get a notion from the look in your eyes”, lips

“I can read his lipsnow”, mouth, body–“When you kiss mymouth and you hold my body close”, touch–“You don’t really see that I live for your touch”. “The way that you touch, you’ve got the power to heal”.Тоска, отчаяниегероявыражаютсяглаголом

tocry–

“I don’t need another reason to cry”,

“If

I

cry.

Впесняхлирическийгеройчасто

тоскует по любимой,ждет с нетерпением встречи с ней. Сэтойцельювлирике

песен

используются

глаголы

to wait



“Sleeping single I

will wait for you”, to pray

“ I will pray for you to stay, to understand, to need “You don’t understand that I need you so much”.Употребление

глагола

toleave

указывает на

то,

что

нередко

любимая

покидает

автора, что ведет его к страданиям и увяданию



“EverytimeyouleavetheroomI’mfadinglikeaflower”.Традиционносердце

считается центром

эмоций,чувств, переживаний

в

любовной

лирике. Поэтомувтекстахпесеночевидноупотреблениелексем

heart, атакжеsoul–“Listentoyourheart”, “You’removingintomyheart, intomysoul”, “ She’scoloredallthesecretsofmysoul”.

В текстах

песен

часто

используется

лексемаpain–“That’sthecall, that’sthegame, andthepainstaysthesame”,

что

в очередной раз указывает

на

ощущение боли и разбитости влюбленногогероя.

В лирике группы присутствует немало женских образов. При

описании

возлюбленной

автор

часто

использует

существительные

hair

и

eyes

—“Loveisthereinyoulaughter, inyourhair,“I thought I read his eyes», “I love the way you sway your hips next to me, атакжесловоgirl вкачествеобращения



“Oh, little girl”,

angel



“She's

an

angel

passin’ through the room”.

Одно

из

наиболее

распространенных

ласковых

обращений

к

возлюбленной

это

лексема

baby



“She’s my baby and I’m feeling all right”,

darling



“Go little

darling”, honey

“Do you caress, honey, my heart’s in a mess.Геройтекстовпесенсболезненнойостротойосознаетсвоеодиночество.

Часто повторяется прилагательное

lonely, атакжеегопроизводное

loneless—

“Itusedtobesohard, solonelyatnight”, “Iguesslonelessfoundanewfriend”. К одиночеству ведут расставания, которые переживает лирический герой.В одиночестве герой не находит себе места. Единственным спасением этому является любовь.

Но

в

то

же

время

нередко

встречаются

слова joy, happy,

которые

выражают, в данном случае, несчастье

влюбленных



“Joyofatoy, isitallthatyoucamefor?”, “Sohappyontheoutside”.

Прилагательное

true

часто

используется

в

различных

сочетаниях,

например —

“But as darkhess falls,this true love falls apart into a riddle of the heart”.

В своих текстах песен автор отождествляет любовь с красотой, волшебством,красотой, «подарком небес». Например “your little piece of heaven”, “precious moments”, the scent of magic, the beauty that’s been when love was wilder than the wind”.Любовь для героя –зависимость от любимого человека.

Например,

в

песне

“The big love”

автор

утверждает,

чтолюбовьемунужнакаквоздухивода:

“She's a miracle, she's all that I need like the water and the air that I breathe”.

Влюбленныйчеловекспособеннамногое:

“The big love is taking the wheel, the big love goes head over heels”.

В

известной композиции

“Listentoyourheart”

автор

призывает прислушаться к своему сердцу и не расставаться с любимым человеком,ни при каких обстоятельствах:“Listentoyourheartbeforeyoutellhimgoodbye”.Автор утверждает необходимость борьбы за любовь и веры всчастье с любимым человеком. Трепетное отношение к возлюбленной отражается в

песне

“Vulnarable”. В центре песне –герой с устоявшимися моральными ценностями. Автор

утверждает,

что

любимый человек –это самое главное в жизни и его нельзя предавать и обижать “IcouldneverhurttheoneIlove, she’sallIgot”. Тема неразделенной любви отражается практически во всех песняхшведской группы, когда один из партнеров предает другого. Так, например, в

композиции

“Danceaway”

мы

находим

следующие

строчки:

“There’sahiddenmeaningineverуthinghesays.Well, Icanreadhislipsnow, butIcan’treadhismind”.“Even the truth has that bitter taste of a lie”.Эти строчки говорят о том, что парень лгал любимой.Таким образом, автор испытывает противоречивые

чувства

по

отношению

к

объекту

своей

любви.

Героиня растоптана предательством, изменой любимого.Женский образ, представленный в лирике группы,наделен загадочностью, волшебством. Так, впесне

“Joyride”

автор

использует

эпитеты

и

метафоры

для

описания

своей

возлюбленной:

“She’saflower, Icanpainther”,

“She’sachildofthesun, we’areapartofthistogether, couldneverturnaroundandrun”.

Любовь –высокое, духовноечувство для героя. Лирическая героиня обладает бесспорной властью над влюбленным. В

композиции

“ What’sshelike”

автор

признается

своей

любимой,

что

он

никогда не думал, что когданибудь может любить когонибудь так нежно: “IneverknewIcouldlovesomebodyIloveyou”.

Любовь –необъяснимое чувство, которое вызывает много вопросов, на которые,к сожалению,очень часто нет ответов. В

композиции

“Youdon’tundersandme”

героиня

изображает

своего возлюбленного, как человека,который не понимает

свою

возлюбленную:

“You don’t understand me, my feelings, the reason I’m breathin, my love”. “You don’t really see that I live for your touch”.Песня подобна «крику души», надеждевосстановить отношения. Из монолога песни вырисовываются трагедия и больлирического героя. Обвинение в безразличии, равнодушии, непонимание между влюбленными создают ощущение обреченности отношений.В

композиции

“I amsorry ”

авторописываетромантическуюлюбовьспервоговзгляда:

“The first time we met time stood still you left me breathless suddenly speechless”. Вновьвозникаеттематрагическогоодиночества. Герой

страдает

от

того,чтоиногдасосвоейлюбовьюприходитсярасставаться:

“Love is lifting you up and draggin' you down makes you go round and round and round time makes a stop then it's all gone funny how memories keep lingering on”.

Лирический герой часто в своих отношениях подробно

описывает

свои

чувства

и

поступки.

В

песне

“Chances”

герой

просит

свою

любимую

вернуться

к

нему,воспользоватьсяшансом,бытьсчастливой–

“Got to got you got to got, to take your chances on me, like the river will lead the water to the sea.Take on me, take your chances on me”. Авторподчеркивает, что

емунужнавозлюбленная: “And I say that I love you, and I say that I need you”.

В

песне

“I’msorry”

героиня впервые

встретила

своегопарня. Намгновение онисталиоднимцелым:

“The first time we mettime stood still. Within the hour we were one, two total strangers kissing the moonlight.”Автор говорит, что с одной стороны любовь тебя делает счастливым, а с другой стороны она губит: “Loveisliftingyouupanddraggin’ youdown” . Образ, заключенныйв композиции

“Sleepingsingle”банален в толковании.Геройпризнается,

что

когда любимая оставит его, он будет страдать и плакать:

“WhenyouwillleaveIwillbreakdownandcry”. Наиболее ярко и образно концепт «любовь» раскрывается в последних альбомах группы. Именно в них отражаются глубокие, искренние чувства. В

песне

“Thebiglove”

герой

признается, что

он

безумно

любит девушку и, что он познал, что такое «большая любовь»:

“She’sthetop, she’sgottheworldonthestring, shemakesmeboogie, makesmedoanything, yea, yea.. “And I know what love can do, Yes I know what hearts can do”.

Герой не жалеет ни о чем, что случилось в его жизни. Впесне“Queenofrain” героиняпризываетсвоеговозлюбленногоксчастливойжизни, взаимопониманию:

“There’s a time for the good in life, a time to kill the pain in life, dream about the sun you queen of rain”.

Обращаясь

к

возлюбленному,

автор

прибегает

также

к такому

приему

как

риторический

вопрос:

“ButI’vebeeninlovebefore, howaboutyou?”Подводя

итоги

исследования

можно

сделать

вывод,

что

понимание концепта «любовь» в лирике

группы

“Roxette”получает определенныетрактовки. В частности: 1)любовь приносит страдания, как духовные, так и физические; 2) любовь –это загадочное, волшебное чувство, котороеокрыляет влюбленного, делает его счастливым.

Понимание данного концепта в песнях группы “Roxette” росло и эволюционировало. Особое внимание в лирике уделялось описанию внутреннего мира героя, его чувствам, которые эмоциональны и откровенны.

Ссылки на источники1.Лихачев,

Д.С.

Концептосфера

русского

языка

//

Русская

словесность:

Антология.

М.:

Academia,

1997.



С.

28—37.2.Маслова,

В.А.

Введение

в

когнитивную

лингвистику.

М.:

Флинта:

Наука,

2006.



296

с.3.Рокгруппа

“Roxette”.

Официальный

сайт.



[Электронный

ресурс]



Режим

доступа.



URL:

http://www.roxette.se/

(дата

обращения

12.11.2015).