Современное состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых компаний в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Штеба Т. В. Современное состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых компаний в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3246–3250. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86685.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная для современной России тема рекрутинговых агентств. Проанализирована правовая база по данной теме и современное состояние рынка рекрутинговых услуг в России. В итоге выяснено, что какие бы сложности ни претерпевал рынок труда, потребность в высококвалифицированных сотрудниках всегда будет оставаться актуальной, а значит, деятельность рекрутинговых агентств будет еще более востребованной.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Штеба Татьяна Васильевна,магистрант факультета управления,ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодарtanusha1004@ya.ru

Современное состояние и тенденции развития рынка рекрутинговых компаний в России

Аннотация.В статье рассмотрена актуальная для современной России тема рекрутинговых агентств. Проанализирована правовая базапо данной темеи современное состояние рынка рекрутинговых услуг в России.В итоге выяснено, что какие бы сложности ни претерпевал рынок труда, потребность в высококвалифицированных сотрудниках всегда будет оставаться актуальной, а значит, деятельность рекрутинговых агентств будет еще более востребованной.Ключевые слова:рекрутинг; рекрутинговые услуги; подбор персонала; рынок труда; кадровые агентства, реестр аккредитованных агентств, технология рекрутинга.

Развитие современной России напрямую зависит от нормального функционирования экономики, которое в свою очередь так же испытываетнекие серьезныеизменения. Постоянное изменение экономических условий в России напрямую влияет не только на появление постоянной потребности в квалифицированных работниках, вследствие роста значимости «человеческого фактора», но и на появление, наряду с различными стандартными бизнесуслугами, новой отрасли услуг по подбору персонала –рекрутменту.

В современных условиях на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: наряду с высоким уровнем безработицы, наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Поэтому компании вынуждены для того, чтобы выжить в таких конкурентных условиях, привлекать лучших работников различными методами.Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из наиболее эффективных механизмов подбора персонала в настоящее время становятся рекрутинговые агентства. Ключевое достоинство обращения в такие организации заключается в том, что агентство осуществляет подбор в соответствии с требованиями и предпочтениями заказчика, пользуясь при этом собственной базой кандидатов, наработанной годами. Общаясь с каждым кандидатом лично, оно выбирает лишь тех, кто наиболее соответствует критериям, которые важны для работодателя, при этом значительно экономит время компании, отсеивая всех неподходящих кандидатов. Ректутеры, конечно, не смогут в полноймере оценить профессиональные знания кандидата, но они с высокой степенью достоверности оценят активность потенциального работника, готовность брать на себя ответственность, его мотивацию для работы на предложенной позиции в данной компании[2].Существенным преимуществом рекрутинговых агентств является оперативность предоставления кандидатов, а также большое количество различных способов их поиска: начиная с работы на поисковых сайтах, заканчивая прямым поиском, поиском по рекомендациям.Рекрутинговое агентство осуществляет отбор кандидатов, который состоит из нескольких этапов. Первоначально отбор осуществляется на этапе телефонного интервьюирования. Затем отобранные кандидаты проходят очное собеседование в кадровом агентстве. На этом этапе оцениваются психологические и деловые качества соискателя, соответствие его профессионального опыта и навыков предлагаемой вакантной должности, в том числе и путем проведения психологических и профессиональных тестирований, проверяются документы, рекомендательные письма. Затем результаты очных собеседований и тестов кандидатов сопоставляются. Информация о наиболее успешных кандидатах с приложением необходимых документов направляется работодателю. В итоге перед работодателем предстают не все возможные кандидаты, а только те из них, опыт, личные и деловые качества которых наиболее соответствуют требованиям работодателя. Кадровое агентство выступает своего рода фильтром, что позволяет работодателю существенно сэкономить время на отсев неподходящих кандидатов и сбор информации о кандидатах[3].На сегодняшний день рекрутинговые агентства предоставляют разнообразный ассортимент услуг: подбор руководящих кадров, специалистов среднего звена и линейного персонала; составление обзоров заработных плат; обучение и развитие персонала; кадровый консалтинг; оценка персонала; организационное консультирование; профессиональное тестирование; обучение специалистов кадровых служб; тренинги; проведение ярмарок вакансий; поиск рабочего персонала; лизинг временных работников; составление и рассылка резюме; аутплейсмент; выполнение функций по управлению персоналом; коучинг; интернетрекрутинг; аутстафинг [1, С. 8].Становление рынка рекрутмента проходило наряду с потребностью экономики страны в новых источниках и методах поиска и отбора персонала.Рекрутинг как вид предпринимательской деятельности, состоящий в оказании услуг по подбору персонала, сравнительно молод. Местом его возникновения считаются США, а временем –начало 50х годов прошлого века. История рекрутмента в России начинается с 1989 года. За сравнительнонебольшой период времени отрасль услуг по подбору персонала прошла серьезный путь: с нуля до состояния, когда по уровню применяемых технологий она сравнима с фирмами США и Европы [3].Российский рынок рекрутинговых услуг имеет несколько отличительных особенностей, несмотря на то, что данный вид услуг берет начало формирования с Запада.В современной России на рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: при достаточно высоком уровне безработицы наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Поэтомукомпании, чтобы выжить в столь тяжелых конкурентных условиях, необходимо привлекать лучших работников. На сегодняшний день нет универсальной технологии каким же способом поиска воспользоваться в той или иной ситуации, как наиболее быстро, т.е. за небольшой период времени закрыть вакансию для компании –заказчика. Сейчас в компаниях существуют четкие регламенты, высокая ценность всех ресурсов, используются различные стратегии по оптимизации бизнеса (например, бережливое производство). Бизнес становится всеболее высоко технологичным и в связи с этим у компаний есть стратегия по передаче в агентства функций подбора персонала. При этом компании профилируются в своем узком направлении, а непрофильные функции передаются в другие компании.Но, тем не менее, в практике рынка рекрутинга сложились типовые технологии и стратегии, учитывающие сложность и основные особенности каждой закрываемой позиции. Наиболее распространенными технологиями по поиску и подбору персонала являются: скрининг (массовый подбор), классический рекрутинг, executive search (прямой поиск), headhunting (хедхантинг). Также в настоящее время очень распространены Graduate Recruitment и Digital Recruitment [1, С. 10].Сегодня большинство работодателей знают, что такое рекрутинговое агентство, и охотно пользуются его услугами. Использование внешних рекрутинговых услуг, т. е. обращение в агентства по подбору персонала, является одним из характерных признаков развития бизнескультуры компании.Сейчас в России ведется активная политика по созданию правовой базы для регулирования деятельности организацийпо предоставлению труда работников. Так с 1 января 2016 года в силу вступил закон ФЗ116, регулирующий деятельность таких организаций. Согласно данному закону, все частные агентства занятости, предоставляющие свой персонал другим организациям, обязаны иметь аккредитацию Федеральной службы по труду и занятости.В свою очень для получения аккредитации юридические лицо должно соответствовать ряду требования:

размер уставного капитала агентства должен составлять не менее 1 млн. руб.;

у юр. лица должна отсутствовать задолженность по уплате налогов и сборов;

руководитель организации обязан иметь высшее образование и стаж работы в области трудоустройства не менее 2 лет за последние 3 года;

обязательно отсутствие у руководителя судимости за совершение преступлений против личности и преступлений в сфере экономики[4].Помимо этого, аккредитация предоставляется не более чем на 3 года, после чего она может быть продлена на основании заявления агентства.Реестр аккредитованных агентств будет публиковаться на сайте Роструда.Итак, на сегодняшний день прошли аккредитацию порядка 171 юр. лица(рис. 1). Примечательно, что первым зарегистрированным юр. лицом в данном реестре является международное агентство по подбору персонала «Kelly Services», что на прямую связано с активной деятельностью агентства по созданию правовой базы по регулированию деятельности по предоставлению труда работников, создание принципов и стандартов работы индустрии, а также разработкумеханизмов аккредитации участников рынка.

Рисунок 1 Реестр аккредитованных агентств, согласно закону ФЗ116

Итак, сделав анализ реестрааккредитованных агентств2016 г., можно сделать вывод, что основное число зарегистрированных агентств приходиться на г. Москва и МО это 61 агентство или 35,7% отобщего числа зарегистрированных агентств. Также в тройку городовлидеров входит г. СанктПетербург –39 агентств или 22,8%6139196413209г.Москва и МОг. СанктПерербургг. Ижевскг. Пермьг. СамараДр. города с колвом агентств (1) в каждом городеДр. города с колвом агентств (2) в каждом городеДр. города с колвом агентств (3) в каждом городеот общего числа зарегистрированных агентстви Республика Удмуртскаяг. Ижевск19 агентств или 11,1% от общего числа зарегистрированных агентств. Ситуация же складывающаяся в других субъектах и городах России иная. Прежде всего хотелось отметить, один из положительных фактов, что рынок рекрутинговых услуг не сконцентрирован только в центральном районе страны, а сеть рекрутинговых агентств размещена по всей России. Также в основном агентства действуют только в административных центрах субъектов РФ, причем по количеству агентств этот цифра варьируется от 1 до 3х агентств в одном субъекте РФ. Но зная специфику данного рынка, нельзя оценивать эти показатели не эффективными, в связи с тем, что у крупных рекрутинговых агентств с ген. офисом в одном городе (Нр, Москва) есть сеть филиалов, размещенных по всей России. Так крупнейшая международная компания«Kelly Services», предоставляющая решения по аутсорсингу и управлению персоналом, имеет 16 офисов в таких крупных городах России, как: Москва, СанктПетербург, Великий Новгород, Владивосток, Екатеринбург, Казань, Калуга, Краснодар, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, РостовнаДону, Самара, Тюмень, Уфа.Рынок подбора персонала активно развивается, появляются как новые инструменты поиска кандидатов, как и новые способы взаимодействия между компаниями –заказчиками и рекрутинговыми агентствами (рекрутерами). Так в феврале 2015 года запустился новый российский сервис по подбору персонала JungleJobs, в июне 2015 года компания перечислила рекрутерам около 1 млн. рублей.Несмотря на то, что рекрутинг в России существует сравнительно небольшой период времени, российские рекрутинговые агентства достигли высокого уровня по качеству оказания услуг и могут конкурировать с западными агентствами.Таким образом, какие бы сложности ни претерпевал рынок труда, потребность в высококвалифицированных сотрудниках всегда будет оставаться актуальной, а значит, деятельность рекрутинговых агентств будет еще более востребованной.

Ссылки на источники1.БаскинаТ.В. Техники успешного рекрутмента. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. –С. 68.2. Зелинская М.В., Пронин Е.С. Системный подход при отборе персонала: основные этапы и критерии. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2015. –№ 108. –С. 10931106.3. Куприянов А.Н. Основные тенденции и перспективы развития рекрутингового бизнеса в России// «Социальная политика и социальное партнерство», №6, 20104. Сайт Федеральной службы по труду и занятости РОСТРУД [Электронный ресурс].режим доступа: http://www.rostrud.ru/