Культурно-антропологический портрет поколения «Y»: философско-антропологический анализ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зубарева С. С. Культурно-антропологический портрет поколения «Y»: философско-антропологический анализ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3256–3260. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86687.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются характеристики и перечисляются специфические особенности современного поколения российской молодёжи. Представлены и проанализированы теории и подходы к пониманию ментальности молодого поколения, концептуализации понятия ценности с целью изучения характера и субъектов социокультурологического пространства. Выделяются и формулируются основные качества, свойственные данному поколению. Рассматриваются способы взаимодействия с миром поколения «Y», а также обозначается философская картина мира современных молодых людей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зубарева Светлана Сергеевна,аспиранткафедры «Философия и мировые религии» ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет»,г. РостовнаДонуzubareva.ss@yandex.ru

Культурноантропологический портрет поколения «Y»: философскоантропологический анализ

Аннотация. В данной статье рассматриваются характеристики и перечисляются специфические особенности современного поколения российской молодёжи. Представлены и проанализированы теории и подходы к пониманию ментальности молодого поколения, концептуализации понятия ценность с целью изучения характера и субъектов социокультурологического пространства. Выделяются и формулируются основные качества, свойственные данному поколению.Рассматриваются способы взаимодействия с миром поколения «Y», а также обозначаетсяфилософская картина мира современных молодых людей. Ключевые слова:поколение «Y», ценности, менталитет, теория поколений, симулятивная реальность, клиповое мышление, языковая коммуникация.

В настоящее время особый резонанс в обществе вызываетконфликт наиболее активных из ныне живущих поколений, в частности, людей, родившихся с 1965 по 1979 гг. и представителей современной молодежи. Данное перманентное состояниевзаимоотношений между поколениямиотражено в рядуфилософских, социальных и психологических теорий, посвященных анализу процессов социализации и личностной самоидентификации.Однако в культурных процессах все большее значение приобретают вопросы доминантных особенностей менталитета демографического поколенияв социокультурологическом пространстве. Философскоантропологический анализ культурфилософских аспектов проблем личностной идентификации поколений народонаселения, ментальных характеристик в межпоколенческих процессах и определение смысловых значений менталитета молодого активного поколения представляется актуальным во многих отношениях.Согласно теории поколений, разработаннойамериканскими исследователямиНейлом Хоувом и Вильямом Штраусомв конце ХХ века, ценностей представителей разных исторических периодов существенно различаются[1]. Ученые связывают это с тем, что ценности индивидов формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием социальноэкономическихявлений. В зависимости от периода отрочества социологи разделили поколения на группы, XYZсоответственно. Так, на формирование ценностей поколения «Y», сформировавшегося в период с 1984 по 2000 год, оказали влияние такие события как распад СССР, теракты и военные конфликты, всемирная коммерческая глобализация и развитие цифровых технологий.Начало углубленной разработки ценностей как собственно социологической проблемы было заложено еще в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, и К. Ясперса что показывает фундаментальный характер исследования. В свою очередь классификации ценностей представлены в работах зарубежных ученых Г. Мюнстерберга, В. Штерна, Н. Гартмана, М. Шелера, Р. Мертона, С. Льюиса и многих других. Формирование ценностей представителя молодого поколения происходит в возрасте 1215 лет. На стадии отрочества индивид проходит стадию социализации, где происходит приобретение культурных норм и традиций, усваивается опыт не только окружающего общества, но и культурный опыт сетевого сообщества, с которыми приходится взаимодействоватьв виртуальной реальности. В это время индивид усваивает предшествующий культурный опыт сетевых сообществ, с которыми он взаимодействует в виртуальной реальности. Для современного представителя Поколения Y появляется возможность выбирать в виртуальном пространстве наиболее подходящий контекст и медийные площадки для вступления в сетевое сообщество. Обратим внимание на то, что представители данного поколения отдают предпочтение персонифицированным медиа, обладающим высоким уровнем социального сервиса, что обуславливает стремление к индивидуализму, наличие высоких потребностей в самореализации, самопрезентации и стремление к комфорту. Особенность вторичной социализации Поколения Y, по Эриксону, состоит в том, что, начавшись на стадии отрочества с приобретения навыков в общении, поведении и различных стратегических действий, она продолжается в виде самостоятельной генерации контента в киберпространстве. Осуществлять динамичную выработку новых паттернов взаимодействия со средой и поиск личностноориентированных смыслов[2].Стремительное развитие научнотехнического прогресса и массовое использование аудиовизуальных средств в повседневной жизни человека стало особым фактором, оказавшим влияние на процесс формирования типа мышления. Профессор И.А. Негодаев, отмечал, «Безусловно, снабжая нас информацией, давая нам возможность ее актуализировать, получать информацию в режиме реального времени, быстро ее обрабатывать –все эти обстоятельства делают компьютер незаменимым помощником в деятельности человека[3]. Уже сейчас многие не могут себе представить свою деятельность –научную, экономическую, финансовую и иную без этого надежного помощника. Все это так. Но нельзя пройти мимо того обстоятельства, что компьютер, в свою очередь, оказывает существенное влияние и на человека, его общение, мышление, язык». Таким образом в следствии глобальной информатизации общества изменениям подвергаются не только традиционные способы коммуникации, но и сознание человека, в первую очередь стиль мышления. Ныне живущие поколения вынуждены приспосабливаться к новым социальноэкономическим условиям для решения социальных, экономических и культурных проблем. Характерным явлением для эпохи информационного общества является «клиповое мышление», которое одним из первых описал американский футуролог Э. Тоффлер в работе «Третья волна». По мнению исследователя, в условиях информатизации общества клиповое мышление становится основной формой восприятия, так как «идея любого исчерпывающего синтеза кажется несостоятельной», и единственно возможным решением становится «собирать мир наобум, особенно самые забавные его черепки»[4]. Выдвинутая теория, также находит подтверждение в том, что ежесекундно возрастает объем информационного потока, и увеличивается потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления, что при традиционном мышлении, затруднило бы поиск действительно необходимой информации. Несмотря на то что, «клиповое мышление» предполагает распознавание лишь отдельных фактов и частей информации, оно может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку.Современные ученые в области «клипового мышления», такие как С.В. Докука отмечают, что формированию «клипового» мышления способствует то, что у человека, живущего в эпоху информационного общества растет фрагментарность сознания[5]. Как мы видим, несмотря на плюрализм мнений, ученые согласны с тем, что в условиях информатизации общества происходит трансформация сознания человека, выраженная в появлении феномена «клиповое мышление».Наглядно проявление данного феномена можно заметить у современного поколения обучающихся, и выраженно оно в возросшей способности к многозадачности, что зачастую влечет к рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания и предпочтению визуальных символов логике и углублению в текст. В тоже время нельзя не рассматривать трансформацию менталитета современного поколения в разрыве от информационной культуры под влиянием которой молодое поколение проходило стадию социализации, и инкультурацию в киберкультуре. Тем более, что в своих более поздних проявлениях, оперируя на сознательном уровне, инкультурация открывает ворота изменениям, предоставляя для этого альтернативные возможности и легализуя новые модели поведения и мышления. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что «клиповое мышление» представляет собой развитие одних когнитивных навыков за счет других, главным достоинством которого является рост скорости обработки информации. В тоже время, однозначного определения клипового мышления нет, но из всего вышесказанного следует: «клиповое мышление» —это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, и высокой скоростью переключения между фрагментами информации.В то же время в следствие широкого распространения свободного доступа к различным информационным ресурсам, в том числе социальнокоммуникативным сервисам, в современном социокультурном пространстве стало возможным наблюдать феномен симулятивной реальности.Симулятивная реальность как объект исследования является сложным, многоструктурным, динамичным и относительно новым феноменом. Труды таких ученых, как Ж. Бодрийяр, Ю.М. Лотман, М. МакЛюэн, С.А. Борчиков, С.В. Бондаренко являлись основой теории представления о направлениях, формах и степени влияния симулятивной реальности на социальную жизнь в целом, а также на отдельные её элементы, включая отдельную личность.Симулятивная реальность создает иллюзию метапространства, где индивид может сам строить свой жизненный цикл. Вступая во взаимодействие в симулятивной реальности с другими симулякрами, индивид становится автором ситуационных событий, последовательно выстраивающихся в синхронносимулякративный сценарий. Возможностьсоздания симулякров, отождествленных или неотождествлённых с собственным «Я», расширяет границы сознания, чтовесьма существеннодля понимания специфики симулятивной реальности. Феномен симулятивной реальности характеризуется взаимодействием симулякров в новой фантасмагоричной реальности таким образом, что осуществляемые действия объективируются во внешней для субъекта среде, которая своей данностью как бы оказывает влияние на существующее, но в то же время открывает новые возможности для межличностных коммуникаций.В социальной философии симулякризация –категория, посредством которой может быть обозначен феномен, который основан на социальном взаимодействии и выступает как комплекс практик, направленных на наполнение абстрактной реальности символами и симулятивными образами социальной реальности ее упрощенным подобием –симулятивной реальностью. В основе модели создания симулякра лежит дополненное восприятие социальной реальности, которое можно представить, как средство поддержания, и разрушения социального мироустройства. Данная модель способна на время сохранять существующий образ мира. Сущность данного социального явления составляют определяют:–социальные процессы как внедрение принципов видимости в общественное сознание;–абстрагирование от рациональности, включающее деформацию принятого значения социальной реальности в коммуникативном пространстве;–фактор конструирования символической реальности[6].Проблематика виртуальной реальности в истории философской мысли нередко предварялась теоретическими концептами, использующимися в качестве сущностных в современных исследованиях. Данная концепция, зародившаяся в античности, на наш взгляд, относится к феноменам, позволяющим проиллюстрировать не только глубинные, фундаментальные аспекты симуляции, но и нарративные моменты зарождения и функционирования последнего.Современное общество нередко представляют, как общество симуляции, это связано с тем, что устранена соотнесенность с действительностью –общество удовлетворяется искусственными знаковыми системами, заменой реального. Симулятивная реальность современного общества разрушает ценности социального пространства изнутри, точнее, трансформирует социальные коммуникации и межличностные отношения. По причине того, что пространственновременная грань между реальностью и симуляцией постепенно исчезает, индивид и связь между ними постепенно лишаются принципа реальности, которая больше не переживается, а лишь симулируется. На первый план, выходят функции как в случае с реальными вещами сколько с настоящими функциональными симулякрами. Вещи заменяют конкретные межличностные и социальные отношения. Так, вещь перестает быть просто способом решения определенной практической проблемы, она вполне способна разрешить и социальную проблему. В ситуации, когда для каждой проблемы есть своя вещь, она даже не столько разрешает эти конфликты, сколько подменяет их иллюзией благополучного разрешения. Механическое решение выступает на место социального решения или симулятивной адаптации. То есть, современное общество ломает традиционную систему понимания вещей, теряет идентичность, индивидуальность.

Популярность данного феномена среди индивидов обусловлена тем, что симулятивная реальностьпозволяет создать кажимую среду, в которой существуют лишь желаемые симулякры созданные или спроецированные индивидом. Данную точку зрения подтверждает выдвинутая гипотеза Ж. Дилез, он говорит о том, что наблюдатель становится частью самого симулякра, а его точка зрения трансформирует и деформирует последний [7].Существование индивида в симулятивной среде может привести к отчуждению от реального мира в пользу симулятивной реальности. Представители Поколения «Y»легко приспосабливаются к новым условиям, готовы к переменам, способны быстро развиваться и решать несколько задач одновременно.Чтобы привлечь внимание современной молодежи необходимо выступить ориентиром на успех и предложить современному поколению свое представление об успехе, став его источником. Помимо этого,необходимо оказывать помощь современному поколению при определении целей и ценностей с помощью различных критичных методик. При подаче информации обращенной к Поколению «Y»рекомендуется использовать нестандартный, креативный подход, а также учитывать вовлеченность современного поколения в попкультуру[8]. Проанализировав историю своей страны, Н. Хоув и В. Штраус сделали вывод, что в систему ценностей современной молодежи входят: свобода, веселье, результат как таковой и немедленное вознаграждение, гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом присутствуют наивность и умение подчиняться. Приведенные выше данные были получены путем анализа истории Соединенных Штатов Америки, и отражение данного представления мира можно наблюдать в языковом аспекте. Наглядно демонстрируют особенности восприятия картины мира поколения «Y» используемые изобразительновыразительные средства в языковой коммуникации. Молодежная языковая ментальность как способ восприятия мира вообще и способ артикулировать свое отношение к действительности и формировать собственную картину мира включает в себя традиционные особенности, характерные для любого человеческого сообщества. В ярко молодежном контексте к ней могут быть отнесены и различные современные молодежные феномены: сленг, сокращенные слова и выражения, smsстиль, замена значений, иностранные заимствования, в том числе и англицизмы. Эту особенность подчеркивают, как актуальную для подростковой и молодежной среды многие лингвисты. Так, в обращении к данной социальной группе принято использовать “модные”, частотные в разговорной речи слова и выражения, к примеру слоган «Не тормози, сникерсни!» является не только напоминанием о знаменитом шоколадном батончике, но и обращением с целью подбодрить и призвать к действию. В речи молодого поколения так же встречаются синонимы“супер”, “высший класс,классный, самый замечательный” которые придают большее значение предмету или событию связанных с ним. Употреблениеметафор и метонимийобъясняется тяготением к экспрессивности и стремлением к конкретным образам. В связи с популярностью хипстерского движенияв молодежной среде, возникшего в СШАв 40х годах, затем снова набравшего популярность в Великобритании,особенностью языковой ментальности данного поколения стала распространенностьанглицизмов. В словарном запасе представителей данной субкультуры встречаются: санскрин (солнцезащитный крем), воркшоп (лекторий), митболы (мясные тефтели), барбершоп (парикмахерская), кост(смета),тру (правильный выбор). Разумеется, в любой молодежной субкультуре сленг —это один из способов самовыражения, однако так как к поколению Yотносят людей в возрасте от 16 до 34 лет, применениесленгизмов, отражает не только эмоциональное состояние, но и профессиональныепотребности, а также общебытовой словарь.Как мы видим, в лингвистической картине мира поколения «Y» достаточного много стилистически окрашенной лексики. Свежесть, оригинальность –обязательный атрибут молодежных замен, а значит экспрессивность молодежных слов и выражений внутренне присуща лексической единице.В заключение отметим, что изучение картины мира поколения «Y» приобретает возрастающую актуальность в условиях трансформации личностной идентификации данного поколения в социокультурологическом пространстве и способов взаимодействия различных поколений. Среди наиболее существенного качественного измененияПоколения Y: столкновение принципиально различных подходов к информационному контенту; усиление групповой солидарности, основанной на групповых интересах; создание форм публичного подтверждения успеха, особенно проявившихся в социальных сетях. Предоставляя для этого альтернативные возможности и легализуя новые модели поведения и мышления. Понимание и знание языкового менталитета приобщает к естественной языковой среде, способствует развитию коммуникативной компетенции, представляет собой уникальную возможность для включения в активный диалог поколений. Незнание же особенностей языковой ментальности ведет при осуществлении акта межпоколенческой коммуникации к разного рода курьезам и речевым ошибкам, коммуникативным “сбоям”, предупреждению которых необходимо уделить особое внимание.

Конфликт между представителями между поколениями вызывает живой интерес у современного общества. И это обусловлено тем, что это самобытное и интересное явление. «Поколение Y» вызывают пристальный интерес и у педагогов, работодателей и других представителей бизнесиндустрии. Данной проблеме посвящают мастерклассы, коучинги и HRконференции, вот почему данная тема нуждается в философскоантропологическом анализе.

Ссылки на источники1.Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y., 1991.2.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. —М.: Прогресс, 1996.3.Негодаев И. А. Информатизация культуры: моногр. –Ростов н/Д: Книга, 2003.4.Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. –М.: АСТ, 2002.5.Докука С.В. «Клиповое мышление как феномен информационного общества» // «Общественные науки и современность». 2013. № 2.6.Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013. 7.Делез, Ж. Логика смысла. М., 1995. 8.Пазина Л.О., Зубарева С.С. Феномен инкультурации «поколения y» в виртуальной реальности //Гуманитарные и социальные науки 2015. № 4