Экспертная карта для определения составляющих научно-исследовательской деятельности магистрантов в процессе обучения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Завада Г. В., Грачева Е. И., Серпионова Т. Экспертная карта для определения составляющих научно-исследовательской деятельности магистрантов в процессе обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3291–3295. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86694.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию одного из вариантов определения компонентов научно-исследовательской деятельности магистрантов в вузе. Авторами предлагается описание экспертной карты, которая может быть применена для решения поставленной задачи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Завада Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и педагогики ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г.Казаньg.zavada@mail.ru

Грачева Елена Ивановна,доктор технических наук, доцент кафедры электроснабжение промышленных предприятийФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г.Казаньepp.kgeu@mail.ru

Серпионова Татьяна,магистрант кафедры электроснабжение промышленных предприятий ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», г.Казаньmega.pionova@mail.ru

Экспертная картадля определения составляющихнаучноисследовательской деятельности магистрантовв процессе обучения

Аннотация.Статья посвящена описанию одного из вариантов определения компонентов научноисследовательской деятельности магистрантов в вузе. Авторами предлагается описание экспертной карты, которая может быть применена для решения поставленной задачи.Ключевые слова:научноисследовательская деятельность, магистратура, экспертная карта.

Научноисследовательская деятельность всегда была неотъемлемой частью программ обучения в вузе. Научноисследовательская деятельность студентов нацелена на реализацию усвоенных знаний, на определение индивидуальности, а также помогает студенту самореализоваться. Как сами студенты понимают сущность научноисследовательской деятельности и пути по ее осуществлению? Проведенный нами опрос показал, что, например,в среде студентов первого курса нет четкого представления о сущности научноисследовательской работы, правильное понимание термина научное исследование обнаружили лишь 37% студентов. Всего было опрошено 74 человека. Студентам было также предложено высказать свое мнение о возможных путях реализации собственной научноисследовательской деятельности при обучении в вузе. В основном научное исследование сводится ими к участию в научных конференциях, унекоторых –к обучению в аспирантуре. 17 процента указывают в качестве элемента научноисследовательской деятельности написание статьи[1]. На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют как о достаточной разбросанности ответов, так и о непонимании студентами собственных возможностей в осуществлении научноисследовательской деятельности. Конечно, речь идет только о пришедших в вуз людях, тем не менее, становится понятным, что для развития научноисследовательской компетентности студентов необходимо создать определнные условия, в которыхбудет реализовываться полноценный процесс формирования составных элементов, качеств личности и опыта деятельности в научноисследовательской сфере.Современная ситуация, связанная с внедрением в образовательную практику ФГОС ВО, ставит проблему не только развития научноисследовательских компетенций у бакалавров и магистров, нои формализации компонентов научноисследовательской деятельности в ходе учебного процессадля того, чтобы научноисследовательская деятельность осуществлялась студентами в разных формах, отвечала запросам вуза, преподавателей и самих студентов.

Направление для подобной формализации даютбазовые требованияФедеральногогосударственногообразовательногостандарта, содержащегоперечень научноисследовательских компетенций, а также перечень задач, которые должен уметь решать обучающийся в рамках научноисследовательской деятельности.

Например, ФГОС ВО по направлению 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника»обучения в магистратуре к научноисследовательским компетенциям относит способность планировать и ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований; способность самостоятельно выполнять исследования; способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий, объектов профессиональной деятельности; способность проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов техники, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных; готовность проводить экспертизы предлагаемых проектноконструкторских решений и новых технологических решений. [2] В качестве задач, к выполнению которых должен быть подготовлен выпускник магистратуры по научноисследовательской деятельности выступают: анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;создание математических моделей объектов профессиональной деятельности;разработка планов и программ проведения исследований;анализ и синтез объектов профессиональной деятельности;организация защиты объектов интеллектуальнойсобственности и результатов исследований;формирование целей проекта (программы), критериев и показателей достижения целей,построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач.В образовательной программемагистра, согласно ФГОСу, для формирования отмеченных компетенций, предусматривается научноисследовательская практика. Детальное, этапное содержание научноисследовательской работы магистранта представлено в индивидуальном плане обучения магистранта.

Программа научноисследовательской практикиподробно описывает необходимые составляющие деятельности студентов. В частности, научноисследовательская практика магистранта по направлению подготовки «Проектирование развивающихся систем электроснабжения» предусматривает: изучение специальной литературы и другой научнотехнической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области электроэнергетики, энергоресурсосбережениея, электроснабжения; выбор направления исследования, анализ актуальности; сбор, обработку, анализ и систематизацию научнотехнической информации по теме работы, составление обзора литературы, постановку задачи; участие в создании экспериментальных установок, отработку методики измерений и проведении научных исследований по теме работы; участие в составлении отчета (разделов отчета) по теме или ее разделу, подготовку доклада и тезисов доклада на конференции, подготовку материалов к публикации[3].Тем не менее, на наш взгляд, современная ситуация, связанная с формированием образовательных программ, требует предоставления магистрантам возможностей проектирования индивидуальных траекторий образования. Осуществление указанной возможности может быть осуществлено при создании условий выбора компонентов научноисследовательской деятельности, с учетом личных предпочтений и потребностей, требований вуза, а также возможностей и интересов преподавателя, научного руководителя магистранта. В ходеданного исследования с целью более детального определения компонентов научноисследовательской деятельности программы подготовки в магистратуре былаосуществлена разработка экспертной карты. Основой для разработки стали результаты исследования [4], выполненного в Казанском государственном энергетическом университете под руководством профессора Матушанского Г.У.Данная экспертная карта включает в себя компоненты, которые необходимы для освоения исследовательской составляющей программы и трудоёмкость освоения данных компонентов, и их значимость по 10ти балльной шкале. При работе с экспертной картой респонденты должны каждому компоненту присвоить определенный балл, а также отметить, в каком семестре обучения данный вид деятельности целесообразно реализовывать. Таким образом, помимо задачи выявления наиболее значимых компонентов научноисследовательской деятельности, определяются варианты индивидуальных образовательных траекторий.Таблица 1Экспертная карта по определению компонентов научноисследовательской деятельностимагистрантовв процессе обучения

Компоненты научноисследовательской деятельности магистрантаЭкспертный балл Годы обученияIIIсеместрысеместры12341.Выбор направления исследования, анализ актуальности



2.Определение цели, объекта, предмета и постановка задач исследования



3.Формулировка гипотезы



4.Определение методов экспериментальной работы



5.Изучение литературы, различной научнотехнической информациипо теме исследования



6.Обработка, обобщение и анализ полученных данных литературного обзора



7.Сбор, обработка, анализ и систематизациянаучнотехнической информации по теме работы



8.Построение плана эксперимента. Выбор и описание методики и технологий проведения эксперимента



9.Самостоятельное проведение исследования



10.Анализ и обработка результатов эксперимента



11.Научнаяпубликация в отечественных журналах



12.Материалы доклада, опубликованные в сборниках конференций



13.Выступление сдокладомна научной конференции



14.Обсуждение результатов исследования на магистерскихсеминарах



15.Заочное участие в научных конференциях и семинарах



16.Презентация доклада на иностранном языке



в зарубежной или отечественной конференции17.Глава в монографии, изданная в России



18.Глава в монографии, изданная за рубежом



19.Участие в венчурных фондах



20.Участие в составе исполнителей по выполнению научноисследовательских и опытноконструкторских работ(НИОКР)



21.Член коллектива, выигравшего грант на проведение научного исследования



22.Поиск

по источникам патентной информации



23.Проведение определенияпатентнойчистотыразрабатываемых объектов техники



24.Подготовка первичныхматериаловк патентованию изобретений



25.Регистрацияпрограмм для электронных вычислительных машин и баз данных



26.Оценивание рискови определение мерпо обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий



27.Проведение экспертизы предлагаемых проектноконструкторских решений и новых технологических решений



28.Создание

математических моделей объектов профессиональной деятельности



29.Участие в создании экспериментальных установок



30.Отработка

методики измерений



31.Участие в составлении отчета (разделов отчета) по теме или ее разделу



32.Написание рукописи магистерской диссертации и приведение её в соответствие с требованиями



33.Защита диссертации



34.Участие в организации научной конференции, семинара



35.Участие в программах академической мобильности



Дальнейшее применение экспертной карты будет связано с проведением педагогической экспертизы, включающей следующие этапы: апробация и доработка экспертной карты; проведение опроса среди магистрантов по разработанной экспертной карте; проведение опроса среди преподавателей по разработанной экспертной карте; сбор данных; обработка и получение коллективного решения. Подобная работа, на наш взгляд, позволит взвешенно подходить к определению индивидуальной научноисследовательской траектории магистранта, с учетом его потребностей, требованиями стандарта, направлением интересов преподавателя.

Ссылки на источники:1.СерпионоваТ.А. Проектирование образовательной среды для научноисследовательской деятельности студента технического вуза/ Т.А.Серпионова, Г.В.Завада, Е.И.Грачева // Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Материалы IXМеждународной научнопрактической конференции (23 октября 2015 г.): Сборник научных трудов. –М.:Перо, 2015.–С.6265.2.ФГОС ВО по направлению 13.04.02.–Электроэнергетика и электротехника. –Эл. ресурс: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/130402.pdf –дата обращения: 18.02.2016.3.Научноисследовательская практика магистранта по направлению подготовки «Проектирование развивающихся систем электроснабжения»: рабочая программа дисциплины –[Электронный ресурс] –Режим доступа: http://kgeu.ru/Sveden/Informacija_po_obrazovatelnoj_programme?idProfil=539&idGos=3&idUchPlan=2176–дата обращения: 18.02.2016.4.Матушанский Г.У. Экспертная карта для определения трудоемкости исследовательской составляющей образовательной программы российской аспирантуры / Г.У. Матушанский, А.Р. Сулейманова, О.Р. Кудаков // Вестник Казанского государственного энергетического университета. –2012, N 3(14), С. 143145.