Технология развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ведерникова Е. А. Технология развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3306–3310. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86698.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования, по результатам исследования разработана технология работы с группой старшеклассников, у которых выявлены затруднения в выборе своего профессионального пути, отсутствуют четкие представления о профессии и мотивация к ней.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ведерникова Евгения Анатольевна,студент, ВятГГУ, г. Кировjenia.vedernikova@yandex.ru

Технология развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования

Аннотация.Статья посвящена изучению представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования, по результатам исследования разработана технология работы с группой старшеклассников,у которых выявлены затруднения в выборе своего профессионального пути, отсутствуют четкие представления о профессиях и мотивация к ней.Ключевые слова: профессиональное образование, технология.

Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования воспитания и социализации является направление по развитию представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования. Это свидетельствует о том, что учителя и школа в целом должны в течение обучения детей в школе сформировать правильное отношение, взгляды и представления у школьников к выбору профессионального образования, его продолжению и качеству, так как это залог всей будущей жизни ребенка, прямо сказывающийся на экономическом состоянии нашей страны.Вразвитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образованияважную рольиграет весь коллектив школы, непосредственно телицакоторые отвечают за профориентацию в образовательной организации. Такую роль выполняет, в том числе, и социальный педагог. Только в том случае деятельность эффективна, если работа спланирована и систематична, у обучающегося постепенно происходит формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и личностного развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретнойпрофессиональной деятельности.В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273ФЗ (ред. от 03.02.2014) ©Об образовании в Российской Федерацииª под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности [1]. Цель данного исследования: изучить особенности развития представлений у старшеклассников о перспективах своего профессионального образования и разработать технологиюдеятельности социального педагогапо данной тематике.Формирование и развитие представлений о перспективах своего профессионального образования происходит на протяжении всего обучения в школе, но пиком развития является период юности, в период 1011 классов. Это связано с тем, что потребность в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры, личностное самоопределение являются центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников. Интересно, что сегодня старшеклассник выбирает не просто профессию. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни, о выборе того контекста, того социокультурного пространства, в котором человек будет строить свою индивидуальную историю (Н. Ю. Бугакова, Г. Б. Кораблева, Е. А. Кострюкова, Т. И. Шалавина и др.).Также замечено, что в настоящее время старшеклассники ориентированы на получение высшего образования, дают ему тем самым главенствующее положение в определении дальнейшей жизни.Большинство ученыхисследователей, занимающихся изучением факторов, влияющих на выбор профессии, формировании взглядов напрофессиональное образование, выделяют 8 факторов: позиция членов семьи [1], учебные заведения, представленные на территории проживания, позиция друзей, престиж, позиция учителей и школьных педагогов, информированность, личные профессиональные планы, способности. Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей профессии в той последовательности, в которой они перечислены [2].Говоря о технологии развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования необходимо понять,что означает данные термин. Мардахаев Л. В. дает следующее определение понятию технология ©это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объектаª[4, с. 40].Ключевым звеном любой технологии являетсянаучное обоснование деятельности и детальное определение конечного результата, создающее условия для его достижения. Процесс выстроен технологично, если выяснены его основания и типичные характеристики. Заранее спрогнозированы и максимально четко определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, который максимально соответствует ожидаемому образцу.Социальнопедагогическая технология один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социальнопедагогической цели (Л. В. Мардахаев). Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социальнопедагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социальнопедагогической цели.Можно выделить следующие группы технологий:

©кабинетныеª, ©лабораторныеª (искусственно созданные во временных условиях), ©полевыеª (в реальной среде);

разработанные, адаптированные, внедренные и полностью используемые; внедренные, но используемые слабо; не внедренные;

разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик.Каждый вид социальнопедагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.Как было сказано выше, любая технология имеет свой алгоритм действий. В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Вариант Л. В. Мардахаева предполагает пять взаимосвязанных этапов:1) диагностикопрогностический;2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;4) реализационный;5) экспертнооценочный [3, c. 4852].В разработках научного коллектива под руководством И. Г. Зайнышева также выделено пять этапов технологической деятельности:1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизует свой интеллектуальный, моральнопсихологический и профессиональный потенциал.Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.3. Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.4. Процедурноорганизационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.5. Контрольноаналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.На основе анализа литературы мы выделяем собственные технологические этапы в работе социального педагога по развитию представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования.Этапы:

подготовительный этап;основной этап;рефлексивный этап.Методики исследования тест Дж. Голланда (Дж. Холланда); методика ©Незаконченные предложенияª; модифицированная тренинговаяпрограмма ©Развитие представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образованияª (Ладеева Н. Л. и Римашевская Г. В).Исследование проводилось в январе 2015 г. В качестве респондентов выступили 25 человек, учащиеся 1 курса КОГОАУ СПОСавальского политехнического техникума, из них 11 юношей и 14 девушек.Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования. В исследовании принимало участие 25 человек, учащиеся 1 курса КОГОАУ СПО Савальского политехнического техникума, из них 11 юношей и 14 девушек. Исследование проводилось с помощью теста Дж. Голланда, целью которого является определение профессиональной направленности личности, и методики©Незаконченные предложенияª, целью которой является изучение представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образовании.В результате проведенного теста Дж. Голланда выяснилось, что у 8% респондентов преобладает реалистичный тип профессиональной направленности, что свидетельствует о том, что личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. У 8% испытуемых ‬интеллектуальный тип: данная личность ориентирована на умственный труд; человек аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в, некоторой степени, эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. 48% респондентов имеют социальный тип профессиональной направленности. Данный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесный контакт с окружающей социальной средой, обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах, стремится поучать, воспитывать, способен приспосабливаться практически к любым условиям, держится в стороне от интеллектуальных проблем, активен и решает проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. 24% учащихся обладает предприимчивым типом, характеризующийся избирательностью целей, ценностей и задач, позволяющих проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Данному типу не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Люди с данным типом предпочитают руководящие роли, в которых можно удовлетворять свои потребности в доминантности и признании, активны и предприимчивы. И, наконец, у 12% респондентов ‬смешанный тип, то есть для испытуемых характерен как социальный, так и предприимчивый тип профессиональной направленности. Следует также учесть, что среди испытуемых нет артистичного и конвенционального типов профессиональной направленности личности. Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированныхпроблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Таким людям присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений, отсутствие социальности и оригинальности. В свою очередь конвенциональный тип ‬это тип, для которого характерны серьезность, настойчивость, консерватизм, исполнительность. Люди с таким типом отдают предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей среды выбирают цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. К проблемам относится стереотипно, практично и конкретно (Рис. 1).

Рис. 1. Проявление типов профессиональной направленности личности на констатирующем этапе эксперимента8%8%24%12%48%РеалистичныйИнтеллектуальныйПредприимчивыйДанные результаты позволили лишь определить профессиональную направленность каждого из испытуемых, а как она сказывается на представлениях о профессиональном образовании, рассмотрим ниже.По методике ©Незаконченные предложенияª результаты получились следующие:Продолжая утверждение ©Профессиональное образование ‬это…ª 40% респондентов ответили, что профессиональное образование ‬дорога в будущее, для 28% испытуемых профессиональное образование это, в первую очередь, получение среднего и высшего образования, 24% учащихся ответили, что профессиональное образование ‬это хорошая профессия в будущем, 4% затрудняется ответить и 4% респондентов считает, что профессиональное образование ‬это значит быть профессионалом в своем деле.Из анализа результатов можно сказать, что для большинства ребят профессиональное образование является необходимый помощник в построении своей будущей жизни.Анализируя ответы по методике на второе утверждение ©Профессиональное образование позволяет … ª ответы получились следующие: 52% ‬устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу, 16% ‬затрудняются ответить, 16% ‬добиться цели, 12% ‬получить знания о профессии, 4% ‬быть лучшим. Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые получают профессиональное образование для обеспечения себя работой с высокой заработной платой.Предложение ©Мое профессиональное образование состоит из…ª испытуемые продолжили следующим образом: 44% ‬теория и практика, 16%‬обучение в университете; 32% ‬затрудняются ответить; 12% затрата денег. Результаты получились настолько различны, что однозначный вывод невозможно сделать, стоит только отметить, что высокий процент по ответу мое профессиональное образование состоит из теории и практики, связан с тем, что дети обучаются в техникуме, где уделяется равнозначное, а где то и в сторону практики, внимание.На утверждение ©Свое профессиональное образование я хочу продолжить …ª актуальным ответом стало ‬высшее учебное заведение 44%учащихся, 32% хотят продолжить, работая, 12% ‬затрудняются ответить и 8% не хотят продолжать свое профессиональное образование. Эти данные лишь подтверждают, что на современном этапе старшеклассники в большей мере стремятся к получению высшего образования, видят в нем залог благополучной будущей жизни.Что касается профессий, которые нравятся учащимся, то 44% затрудняется дать однозначный ответ, 32% отдают предпочтения профессии газовика, профессия врача привлекает 8% , 4% профессия полицейского и 12% ‬профессия бухгалтера. Информацию о профессиях испытуемые получают: интернет ‬40%, учителя 32% , СМИ ‬12%, друзья ‬4% , родители ‬8%, буклеты ‬4%. Информационные технологии, ставшие неотъемлемой частью современной жизни помогают и в выборе профессии. Старшеклассник, который проводит большое количество времени за монитором ©не выходя из домаª может получить полную интересующую его информацию.В выборе профессии большинство опрошенных руководствуется мнением родителей ‬‬мнением друзей. Эти данные являются лишь показателями того, что несмотря на то, что для старшеклассников характерно стремление к самостоятельному решению жизненных ситуаций, в таком важном вопросе как выбор профессии большинство все же прибегают к мнению и помощи старшего поколения.По мнению большинства старшеклассников ‬60%, профессия должна быть интересной; выгодной ‬32% , востребованной ‬8%. Эти данные стали наиболее интересными для нас, как для исследователей, так как укоренившийся в обществе стереотип, что профессию выбирают согласно востребованности на рынке труда, занимает лишь третье место после таких критериев как интерес работы и выгодность.На вопрос ©Кем я вижу себя в будущем…ª 40% ответили, что видят себя ©простымª рабочим, 40% ‬успешными в бизнесе, 20% ‬затрудняются ответить. Эти данные характеризуют испытуемых как реально оценивающих социальноэкономическую ситуацию личностей.Исходя их полученных данных, можно сделать следующий вывод, что представления старшеклассников о перспективах своего профессионального образования носят в целом качественный характер, можно сказать, что большинство учащихся четко определяют свой дальнейший профессиональный путь, осознают необходимость получения высшего образования для получения высокооплачиваемой профессии в дальнейшем. Одновременно с этим, выявилось число испытуемых, которые затрудняются дать ответы на поставленные вопросы и утверждения. У старшеклассников, нет представлений о своей будущей профессии, о том, как планировать свое направление образования, не представляютвсех трудностей связанных с продолжением учебы в колледже или вузе, не в полной мере владеют информацией о будущем направлении учебы, особенностях построения образовательного процесса профессионального учреждения. С этой группой испытуемых необходима дальнейшая работа с подбором или разработкой технологии по выявленным проблемам.Анализ теоретических и эмпирических данных позволил заключить, что необходима целенаправленная работа на технологической основе, направленная на развитие представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования. С учетом индивидуальных особенностей старшеклассников и выявленными проблемами на этапе констатирующего эксперимента нами была подобрана и модифицирована программа,авторами которой являются педагогпсихолог Ладеева Н. Л. и социальный педагог Римашевская Г. В. При выборе данной технологии мы руководствовались в первую очередь ее целесообразностью, так как тренинг способен выявлять потребности, находить действенные способы достижения цели. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чегото похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг ‬это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.Программа занятий с подростками выстроена таким образом, что основной акцент в ней делается на активизацию процесса профессионального и личностного самоопределения, на повышение уровня профессиональной зрелости у старшеклассников, т. е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.В программе использовались профориентационные игры и игровые профориентационные упражнения. Смысл использования данных методик ‬в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.Осуществление данной программы происходило в соответствии с этапами (подготовительный, основной и рефлексивный), которые мы выделили из типового алгоритма деятельности социального педагога, рассмотренный выше.

1 этап: подготовительный.На подготовительном этапе проведения технологии мы осведомилиту группу респондентов, которые нуждаются в работе, выбрали кабинет, подходящий всем требованиям проведения тренинга, предусмотрели время, не мешающее учебному процессу. Также необходимо было обсудить все организаторские вопросы с представителями образовательной организации (договоренность и обсуждение вопросов с администрацией, директором).Для реализации данной технологии нам необходимо было подготовить оборудование: компьютер, проектор, доска, мяч, листы А4, ручки, фломастеры.Время проведения: 2 недели по 3 занятия.2 этап: основной Основной этап работы предполагаетреализацию шести тренинговых занятий, включающих различного вида упражнений (индивидуальные, групповые). Целью первого занятия является создание благоприятных условий для работы группы; знакомство с основными принципами тренинга, погружение в тему посредством использования различных упражнений. Занятие включает в себя следующие упражнения: ©Приветствиеª, ©Самопрезентацияª, ©Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессийª, ©Мечтыª, ©Саморекламмаª.Целью второго занятия является подробное представление о различных профессиях. Данная цель может быть реализована с помощью упражнений ©Стражаª, ©Покажи, кто он?ª, ©Надпись на спинеª, ©Скульпторª, ©Крокодилª, ©Барьерª.Следующее занятие нацелено на научение старшеклассников аргументировано высказывать свою точку зрения, осознать свои ожидания, взгляды и отношение к профессиональной карьере. Упражнения: ©Ваши мнения о профессииª, ©Хвастовствоª, ©Диалог о профессияхª, ©Встреча через 5 летª, Мое внутренне состояниеª.На четвертом занятии, целью которого являетсяотработка уверенного поведения, предлагается набор упражнений как: ©Мои достоинстваª, ©Приемная комиссияª, ©Комплиментª, ©Реклама товараª, ©Убеди родителейª. Пятое занятие основывается наутверждении, что в формировании жизненных планов старшеклассников играют ценностные ориентации, поэтому мы считаем, что необходимо уделитьвнимание и этому аспекту. Нами предлагаются упражнения ©Движение по кругуª, ©Конверт откровенийª, ©Что у меня на спинеª, ©Анкета голубых воротничковª, ©Мой портрет в лучах солнцаª ©Железное алибиª, ©Клубок проблемª. Данное занятие не имело отличия от других, прошло успешно.Заключительное занятие нацелено на получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий. В течение данного занятия используются упражнения: © Ловля молиª, Сбор чемодана в дорогуª, ©Лимонадникª. На этом этапе огромная роль отводитсявпечатлениям ребят от в целом проделанной работы, результатам, к которым пришли, благодаря упорной совместной работе.3 этап: рефлексивныйНа данном этапе реализации технологии проверяется: достигнута ли цель, выполнены ли все задачи технологии, каковы итоги проведенных занятий.Для оценки проведенной технологии можно использовать ©смайликиª (грустный, веселый, нейтральный), спомощью которых ребята выражаютсвое отношение к проведенным занятиям. Другим не менее значимым показателем положительной результативности программы развития представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования можно оценить предложив учащимся продолжить предложение© Данные занятия позволили мне …ª. После реализациипрограммы,с детьми, испытывающими трудности, было проведено повторное исследование, которое показало, что дети стали понимать суть своего профессионального образования, разобрались из чего оно складывается и что обеспечивает.

Экспериментальная работа позволила сделать выводы, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Мы считаем, что наша исследовательская работа имеет научную ценность, заключающуюся в том, что нами получены эмпирические факты, которые подтверждают применение апробированной программы по развитию представлений у старшеклассников о перспективах своего профессионального образования.

Ссылки на источники1. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. ‬М., 2004. ‬275с.2. НургатинаО. Н., Соломахин О. Б., Султанова Н. Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы выбора / О. Н. Нургатина, О. Б Соломахин, Н. Д. Султанова // Современные проблемы науки и образования. ‬Пенза: Издательство ©Академия Естествознанияª, 2014. ‬№ 2. ‬С. 260.3.Мардахаев Л. В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В.Мардахаев. М., 2002. 192 с.4.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. ‬5е изд., испр. и доп. ‬М. : Издательский центр ©Академияª, 2008. ‬272 с.