Исследование состояния рефлексии в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи с позиции инклюзивного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глухова О. А. Исследование состояния рефлексии в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи с позиции инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3321–3325. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86701.htm.
Аннотация. В статье раскрывается актуальность изучения состояния рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках инклюзивного образования; описывается специфика состояния данного свойства у детей с речевой патологией в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глухова Ольга Айваровна,Магистрант, Череповецкий государственный университет, Череповец

Исследование состояния рефлексии в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи с позиции инклюзивного образования

Аннотация.В статье раскрывается актуальность изучения состояния рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках инклюзивного образования; описывается специфика состояния данного свойства у детей с речевой патологией в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками.Ключевые слова:инклюзивное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, рефлексия в общении

Концепция развития системы российского образования ориентирована на общечеловеческие ценности, на признание уникальности и значимости каждого человека без исключения. В связи с этим в сфере образования происходят кардинальные изменения, а именно: переход на ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, общая стратегия ориентации российской школы на совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых сверстников[3]. Перечисленные изменения требуют поиска универсальных психологических и социальных механизмов включения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивное образовательное пространство.В концепции ФГОС базовыми компонентами содержания образования детей с ОВЗ обозначено формирование академической и жизненной компетенций. В данном контексте следует отметить, что именно формирование жизненной компетенции является «совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ» (Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Н.Н.Малофеев, О.С. Никольская) [1].Формирование жизненной компетенции призвано помочь ребенку с особыми образовательными потребностями овладеть теми знаниями, умениями и навыками, которые являются актуальными для самого ребенка в настоящий момент времени, а именно: развить адекватные представления о собственных возможностях, о способности вступать в коммуникацию; овладеть навыками коммуникации и социального взаимодействия; осмыслить свое социальное окружение и освоить соответствующие возрасту системы ценностей и социальных ролей. Перечисленные выше компоненты подразумевают под собой такие способности ребенка с ОВЗ, как осознание собственных возможностей как субъекта деятельности, расширение социальных контактов, способность к децентрации, ориентации на партнера, контроль и определение развития самосознания постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Все эти способности входят в структуру рефлексивности как универсального и системообразующего качества личности. Рефлексивность –это базовое свойство личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности (Г.П.Щедровицкий)[4].Одной из сфер проявления рефлексивности является сфера общения. Рефлексия в общении –это базовое условие и одновременно механизм болееэффективного и результативного взаимодействия людей. Рефлексия в общении определяется как сложная система рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия (Е.В.Лушпаева). Это существенная составляющая развитого общения, включающая личностнокоммуникативную, социальноперцептивную рефлексию и рефлексию ситуации, взаимодействия [2].Применительно к детям дошкольного возраста данные относительно рефлексивности разнятся от полного отрицания рефлексивных способностей у детей дошкольного возраста (Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, А.Р.Лурия, П.В.Новиков, Г.А. Цукерман и др.) до признанияналичия признаков осознанного отношения к себе, окружающему миру и своему месту в нём (Ю.В.Громыко, Н.И.Люрья, Н.Г.Салмина и др.). Некое промежуточное место занимают точки зрения Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, B.C. Мухиной, согласно которым в дошкольном возрасте существуют некие предпосылки рефлексивности, которые проявляются в разныхсферах жизнедеятельности ребенка. Одной из наиболее значимых с точки зрения необходимости включения детей с нарушениями в развитии в социокультурную среду является сфера общения. Согласно С.Ф.Жуйкову, Ф.А.Сохину,О.С.Ушаковой к старшему дошкольному возрасту развитие рефлексии в общении приводит к изменению ценностносмысловой сферы, к большей адаптированности ребенка к внешним условиям, к саморегулированию и самоконтролю поведения.Особо остро вопрос о развитии рефлексии в общении встаёт применимо к детям с нарушениями развития: любая форма дизонтогенеза сопровождается своеобразным «социальным вывихом», существенно затрудняя приобщение ребенка к социокультурному опыту (Л.С.Выготский, М.А.Галагузова,Е.М. Мастюкова, А.В.Мудрик,С.В. Устинова,Л.М.Шипицына). При этом рефлексия в общении у детей с тяжелыми нарушениями речи выступает не только как один из эффективных средств коррекции основного нарушения, но также является условием инклюзивного образования детей данной категории. В данном контексте хотелось бы отметить, что на данный момент является не изученным не только уровень развития компонентов рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста, но и уровень развития базовых предпосылок развития рефлексии в общении у старших дошкольников с ОНР.Основываясь на выше изложенных методологических положениях, нами было проведено экспериментальное изучение состояния рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Диагностическая программа состояла из двух блоков: 1 –Исследование состояния предпосылок развития рефлексии; 2 –Исследование состояния компонентов рефлексии в общении. Эксперимент был реализован на базе МДОУ «Детский сад № 131» и МБДОУ «Детский сад № 77» Вологодской области. В нем приняло участие 50 детей, среди которых 25 –нормально развивающиеся дошкольники, а 25 –дети с общим недоразвитием речи IIIуровня (по заключению ПМПК). Возраст детей на момент исследования –67 лет.Качественный и количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в табл. 1, 2.Таблица 1Результаты исследования состояния компонентов рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Результаты исследования теоретического мышления УровниКонтингент детейВысокийСреднийНизкийНормально развивающиеся дошкольники3 (12%)20 (80%)2 (8%)Дошкольники с нарушением речи1 (4%)14 (56%)10 (40%)Статистическая значимость 1,071,85**2,80*Исследование межличностного общения, способности к эмпатии УровниВысокийСреднийНизкийКонтингент детейНормально развивающиеся дошкольники19 (76%)6 (24%)

Дошкольники с нарушением речи3 (12%)20 (80%)2 (8%)Статистическая значимость 4,98*4,20*

Диагностика речевого развития Уровни Контингент детейВысокийСреднийНизкийНормально развивающиеся дошкольники17 (68%)8 (32%)

Дошкольники с нарушением речи6 (24%)19 (76%)

Статистическая значимость 3,23*3,83*

Результаты исследования компонентов самосознанияКатегория детейКоличество ответов (средний показатель)Дети с нарушением речи4Нормально развивающиеся дошкольники7* различия значимы на уровне p0.01, ** различия значимы на уровне p0.05

Качественный анализ результатов исследования теоретического мышления позволяет нам говорить о низкой способности детей с ОНР к обобщающим операциям. Анализ результатов исследования межличностного общения позволяет нам сделать вывод о том, что данный виддеятельности у детей с нарушением речи развит значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дошкольники с речевой патологией (92%) проявляли эмпатию и сочувствие, но при этом они были сдержанны в выражении чувств. У детей с ОНР наблюдались явные трудности в способности поставить себя на место другого, децентрироваться. Анализ результатов речевого развития также показал, что речевое развитие детей с ОНР значительно ниже развития речи нормально развивающихся дошкольников. В целом хотелось бы отметить, что в процессе диагностики общения детям с ОНР часто требовалась помощь взрослого, наводящие вопросы, несколько повторений самого задания, а также больше времени для его выполнения.В процессе исследования самосознания у детей с нарушением речи можно отметить не только меньшее количество ответов, но также их поверхностное содержание. У дошкольников с ОНР наблюдается более низкая способность фокусировать свое сознание на собственном Я, что подтверждается диапазоном ответов от 3 до 5. Широта диапазона самоописания у детей с нарушением речи в своем большинстве ограничивалась перечислением эмоциональных состояний или личностных характеристик.Таблица 2Результаты исследования состояния компонентов рефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Результаты исследования состояния социальноперцептивной рефлексииРезультаты исследования способности к оцениванию/самооцениванию УровниКонтингент детейЗаниженнаяАдекватнаяЗавышеннаяНормально развивающиеся дошкольники1618Дошкольники с нарушением речи988Статистическая значимость (φ)3,12*0,63***2,9*Результаты исследования условнодинамической позицииСпособность понимать позиции других субъектов в нагляднодейственном плане

Количество детей, проявивших способностьНормально развивающиеся дошкольники25Дошкольники с нарушением речи17Статистическая значимость (φ)4,25*Способность понимать позиции других субъектов на вербальной основе

Количество детей, проявивших способностьНормально развивающиеся дошкольники23Дошкольники с нарушением речи11Статистическая значимость (φ)3,94*Результаты исследования рефлексии ситуации/взаимодействияСпособность оценить ситуацию взаимодействия в нагляднодейственном плане

Адекватное восприятиеНеадекватное восприятиеНормально развивающиеся дошкольники232Дошкольники с нарушением речи196Статистическая значимость (φ)1,58***1,58***Способность оценить ситуацию взаимодействия на вербальной основе

0 баллов1 балл2 балла3 баллаНормально развивающиеся дошкольники02716Дошкольники с нарушением речи35152Статистическая значимость (φ)

1,25***2,32*4,52*Результаты исследования личностнокоммуникативной рефлексии

0 ответов1 ответ2 ответа3 ответа4 ответа5 ответовНормально развивающиеся дошкольники0003517Дошкольники с нарушением речи244735Статистическая значимость (φ)

1,44***0,78***3,57** различия значимы на уровне p0.01, ** различия значимы на уровне p0.05, *** различия статистически не значимы

Качественный анализ результатов исследования социальноперцепивной рефлексии, а именно способности к оцениванию/самооцениванию позволяет нам сделать вывод о том, что у детей возникают трудности при самооценивании. Самооценка ребенка с ОНР не эмансипированаот оценочных суждений о нем, полученных от окружающих. Механизм «социального сравнения», характерный для нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста, у детей с ОНР не выработан (Ваня С.: «Друзья поставят меня на нижнюю ступеньку, потому что они злые»).Качественный анализ результатов исследования условнодинамической позиции позволяет нам сделать вывод о ее дефицитарности у детей с ОНР, что связано с их неспособностью фокусировать свое сознание на собственном Я, анализировать его и сопоставлять с другими субъектами социальной действительности. Это свидетельствует о неспособности старших дошкольников с нарушением речи преодолеть эгоцентризм в собственном сознании.Качественный анализ результатов исследования личностнокоммуникативной рефлексии позволяет нам сделать вывод о том, что старшие дошкольники с ОНР не способны к анализу своего социального положения. Исследование состояниярефлексии в общении у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет нам сделать вывод о дефицитарности как компонентов рефлексии в общении, так и предпосылок ее развития у дошкольников с речевой патологией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, поиск механизма инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство и значимость формирования жизненной компетенции для социализации детей данной категории определяет необходимость дальнейшего решения проблемы изучения и формирования у детей с нарушениями речи предпосылок развития рефлексии в общении и ее компонентов в рамках инклюзивного образования.