Проект «Нужный возраст» – решение социальных проблем пожилых людей
Выпуск:
ART 86710
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатова
А.
А. Проект «Нужный возраст» – решение социальных проблем пожилых людей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3366–3370. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86710.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению основных социальных проблем граждан пожилого возраста, среди которых особо можно выделить проблемы материально-финансового характера и психологического благополучия пожилых людей. Автор предлагает социальный проект, направленный на повышение социальной значимости пожилых граждан, их самореализацию в профессиональной деятельности, а также на укрепление связи между разными поколениями.
Текст статьи
БогатоваАнна Александровна, Студентка 4 курсаФГБОУ ВПО «Магнитогорскийгосударственныйтехническийуниверситетим.Г.И.Носова», г. МагнитогорскAnna.290595@mail.ru
Маметьева Ольга Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрысоциальной работыи психологопедагогического образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорскийгосударственныйтехническийуниверситет им.Г.И.Носова», г. Магнитогорскolga_mametyeva@mail.ru
Проект «Нужный возраст» –решение социальных проблем пожилых людей
Аннотация.Статья посвящена изучению основных социальных проблем граждан пожилого возраста, среди которыхособо можно выделить проблемы материальнофинансового характера и психологического благополучия пожилых людей. Авторпредлагает социальный проект, направленный на повышение социальной значимости пожилых граждан, их самореализацию в профессиональной деятельности, а также на укрепление связи между разнымипоколениями.Ключевые слова: пожилые, социальные проблемы, проект, трудовая деятельность
В современном мире постоянно происходят изменения в составе населения. На сегодняшний день наиболее весомые изменения наблюдаются в численности пожилых граждан, увеличивается число людей преклонного возраста, аналогичные тенденции свойственны и для нашей страны. Так, в России удельный вес пенсионеров составляет более 23 %. За последние десятилетия численность лиц в возрасте 85 лет и старше увеличилась почти вдвое, в то время как численность населения России сократилось. В подобных условиях социальное обслуживание пожилых людей, направленноев основном на малоимущих и одиноких, получило новый импульс, стимул для развития. Существующая тенденция систематического роста доли пожилых граждан, фактически во всех развитых странах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль большинства опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни приводит к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни человечества, которая в настоящее время в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для населения женского пола и вовсе превысила этот показатель. Следовательно, возможность дожить до глубокой старости стала массовой.На сегодняшний день возникает необходимость усиления социальной поддержки пожилых людей, в особенности наиболее уязвимых категорий. Социально –экономический кризис довольно остро отразился на поколении пожилых людей: общество стареет; проблемы насилия в семье; генофонд нации находится под угрозой; проблемы одиночества; материальнобытовые проблемы граждан преклонного возраста. В числе наиболее важных и острых социальных проблем в России –бедность, снижение уровня и качества жизни, высокая смертность и старение человечества.Проблема помощи старикам в литературных источниках рассматривается частично в рамках развития социальной работы (М.С. Мартынова, М.В. Фирсов, Е.Е. Студенова), благотворительной деятельности (Е.В. Иванова, Ж.Е. Иванова, Т.Б. Кононова), социальной педагогики (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Т.В. Лодкина). Фрагментарно освещается в научной литературе и проблема периодизации развития института социальной защиты пожилых людей в России (В.А. Варывдин, И.П. Клемантович, Е.Е. Челурных), также данной проблемой интересовался известный демограф А. Сови.Пожилые граждане –это социально уязвимая категория населения, которая находится на такой стадии жизненного цикла, где систематически происходят социальные потери и отсутствуют приобретения. Данные потери пожилых людей чаще всего связаны с физическим недомоганием и болезнями. По мере старения у человека такие потери и корреляты зависимости, изоляции и деморализации только увеличиваются, и более того довольно прогрессивно. Старость –это период в жизни каждого человека, которого невозможно избежать. К этому времени основные задачи и цели в жизни уже достигнуты, ответственность понижается, а зависимость возрастает. Всё это указывает пожилому человеку на то, что его участие в общественной жизни стремительно идёт на спад, происходит увеличение маргинальности, меняются социальные роли.По мнению современной западной цивилизации, старость вышла из моды и на сегодняшний день предпочтением пользуются молодость, энергия, энтузиазм и новаторство. Такая нравственная система передаётся в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С точки зрения данной позиции, старость предполагает утрату социальных ролей[3]. Социальные проблемы пожилых людей довольно разнообразны. А.С. Биккулов считает, что причины возникновения проблем у граждан данной категории могут зависеть как от объективных, так и от субъективных факторов. Однако, можно условно выделить из них следующие группы –это проблемы материальнофинансового характера, медикосоциальной реабилитации и психологического благополучия пожилых людей [2]. К материальным проблемам пожилых граждан России можно отнести: низкий размер минимальной пенсии по старости, высокая стоимость лекарственных средств, рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, в том числе и на услуги жилищнокоммунального хозяйства. Вместе с тем, из проблем финансового плана пожилых граждан нашей страны плавно вытекает проблема трудоустройства пенсионеров. Зачастую работодатели отказываются принимать на работу людей пенсионного возраста, выделяя такие причины как, стремительное развитие технологий, консерватизм пожилых сотрудников. По мнению значительного числа руководителей, большинство пенсионеров не могут слепо соглашаться со всеми его действиями, чаще опираются на свой жизненный опыт и не доверяют молодому начальнику, что напрямую является угрозой потери авторитета над другими подчинёнными. Однако, необходимо отметить, что существует и укоренившаяся практика приёма на работу пожилых людей по устному найму, по так называемой договорённости. Это, в свою очередь, подтверждает несерьёзное отношение к ним со стороны работодателя, а также говорит о том, что пенсионеры, принимая такие условия трудоустройства, не всегда могут рассчитывать на защиту их трудовых прав и на щадящий режим труда, что необходимо в этом возрасте.В связи с преклонным возрастом у человека заметно ухудшается самочувствие, физическое здоровье.Многие из данного контингента теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в посторонней помощи.Также в течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств пожилых людей. Падает жизненный тонус, уменьшается энергия, что приводит к обеднению эмоциональной жизни. При всём при этом, в позднем возрасте особую значимость представляют не только те изменения, которые происходят с человеком, но и отношение самого человека к этим изменениям. Так, в типологии Ф.Гизе выделены следующие типы стариков: старикнегативист, старикэкстравертированный и интровентированный тип. Пожилые люди, относящиеся к типу негативистов отрицают и не признают себя дряхлым стариком. Экстравертированные старики (в типологии К.Г.Юнга) признают наступление старости через внешние вмешательства (наблюдая за выросшей молодёжью, расхождением с нею во взглядах и интересах, за новшествами в области техники или социальной жизни, изменением положения в семье и т. д.). Интровертированный тип остро переживает процесс старения. Пожилые люди, относящиеся к данному типу, испытывают оживление прошлых воспоминаний, ослабление эмоциональной сферы, сексуальных моментов, они меньше двигаются и больше стремятся к спокойному состоянию и покою [4].
Особое место для пожилого человека занимает эмоциональнопсихологическая «подпитка», которую он может получить от проявления к нему заботы. Однако, практика показывает, что чаще всего пожилые люди обделены вниманием, за ними некому присматривать ив конечном счёте они страдают одиночеством. Кроме того, в позднем возрасте отмечается резкое сужение контактов и социальных связей, что может привести к полному одиночеству пожилого человека. Уменьшение общения в жизни пожилого гражданина связано, прежде всего, с прекращением трудовой и профессиональной деятельности. Однако, важно и то, что в этом возрасте уходят из жизни многие друзья и сверстники, что также ограничивает круг общения. Таким образом, при выходе на пенсию человек «выпадает» из коллектива и больше времени проводит дома, поэтому связи теряются, а сил и возможностей найти новых друзей становится всё меньше.Из этого следует сделать вывод о том, что социальные проблемы пожилых людей–это особые специфические проблемы определённого социальнодемографического слоя людей, которые возникают в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Для пожилых людей наиболее значимыми и важными проблемами являются:поддержка приемлемого материального уровня жизни, преимущественно в условиях инфляции;получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения и другие.В преклонном возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности происходят изменения в условиях и образе жизни, в семейном и социальном положении. Пожилой человек часто отделяется от своих взрослых самостоятельных детей и в старости остается в одиночестве; вдобавок к этому связи с социальной средой, с обществом стремительно ослабевают, теряются связи с близкими, уходят из жизни друзья. Одиночество становится одной из острейших психологических проблем, которая с возрастом только усиливается. Однако, этот довольно длительный период, период пожилого возраста может быть активным и приятным. Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка..., что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности [5]. Многое зависит от самой личности и ее окружения, от состояния здоровья и физической активности, а главное от соответствующего психологического настроя. Задачей специалиста по социальной работе является его поддержание, а иногда и создание.Таким образом, пожилые люди –это особая социально уязвимая категория населения, нуждающаяся в особом внимании общества и государства. В связи с выходом на пенсию и процессом старенияу данного контингента лицвозникает довольно широкий спектр проблем, причины возникновения которых довольно разнообразны. Изменение социального статуса человека в старости связано с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, возникновением затруднений в социальнобытовой и психологической адаптации к новым условиям. Всё это порождает серьезные социальные проблемы в действительности.Значительное число пожилых людей встревожены своим материальным положением. Проблема низкого размера минимальной пенсии по старости остаётся наиболее острой. Это является основным стимулом для того, чтобы пенсионеры продолжали работать. В результате поиска путей оптимального разрешения данных проблем, нами был разработан социальный проект «Нужный возраст». Оннаправлен на повышение социальной значимости пожилых граждан, их самореализацию в профессиональной деятельности, а также на укрепление духовной связи между людьми разных поколений. Проект предполагает создание необходимых условий для продления активной жизни и здорового старения путём продолжения трудовой деятельности лиц, вышедших на пенсию, а именно бывших учителейначальных классов,подразумевает работу учителя в стенах больницы. Педагогическая деятельность в медицинских учреждениях в силу отсутствия надлежащих условий для ее организации, неразработанности методик, необходимости индивидуализации занятий, требует от учителясоответствующего опыта. Исходя из этого, преподавать в больнице может и учитель, который в связи с преклонным возрастом больше не работает в образовательном учреждении. У него за плечами достаточно опыта, он не ограничен во времени, при этом большинство из бывших учителей не могут отойти от прежней жизни, прежнего ритма и будут рады своему приобщению к социуму. В том числе многие из них малообеспечены и нуждаются в материальной поддержке.В то же время сегодня в обществе наболевшей является и такая проблема, как организация обучения детей, проходящих длительное лечение на базе медицинского учреждения. По статистике, каждому второму ребенку в возрасте до 15 лет хоть раз, но приходилось лежать в больнице. По данным Министерства здравоохранения РФ, около 6 млн. детей находятся на стационарном лечении, длительное лечение (более 21 дня) в Российских больницах ежегодно проходят около 130 тысяч детей. МУЗ «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска обслуживает все детское население города Магнитогорска, близлежащих районов Челябинской области. В среднем за год длительное стационарное лечение в МУЗ «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска проходит 7,58,5 тыс. детей [1].В связи с этим мы предлагаеморганизовать индивидуальные занятия бывших преподавателей с детьми начальной школы г. Магнитогорска, которые проходят длительное стационарное лечение в МУЗ «Детская городская больница № 3». Поиск учителей, вышедших на пенсию и желающих принять участие в реализации социального проекта «Нужный возраст» будет проведён через средства массовой информации, а также посредством сотрудничества с Магнитогорским Домом учителя. Вместе с тем, необходимо будет учесть самочувствие пожилых, наличие или отсутствие у них какихлибо заболеваний. Поэтому обязательным условием участия в проекте будет предъявление документа, свидетельствовавшего о прохождении медицинской комиссии. Для того, чтобы оплата услуг учителя была максимально доступна для любой семьиеё нужно минимизировать, поэтому половина суммы для оплаты труда учителя предположительно будет выделена из Магнитогорского Городского Благотворительного Общественного Фонда«Металлург».Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев, то есть на учебный год.Основныеметодыреализации данного социального проекта–это установление контакта с учреждениями, которые участвуют в проекте; организация индивидуальных занятий по основным школьным предметам на базе медицинского учреждения; проведение групповых тренингов совместно с детьми; осуществление индивидуальных психологических консультаций пожилых людей.В конечном итоге, данный проект позволит:улучшить психологическое состояние людей преклонного возраста,создать у людей старшего поколения чувство востребованности, укрепить духовную связь между разными поколениями(между пожилыми гражданами и детьми начальной школы), а также сократить количество неработающих пенсионеров и привлечь внимание населения нашего города к проблемам пожилых людей.В том числе проект предоставит возможностьразрешить такие проблемы, как второгодничество, неуспеваемость ребёнка в школе, а также ликвидировать нежелательные последствиядлительного пребыванияшкольникав оздоровительном учреждении.
Таким образом,стремительный рост числа пожилых людей повышает ответственность государства и общества за удовлетворение их базовых потребностей, а также благосостояние. Для решения социальных проблем граждан преклонного возраста требуется помощь государства, квалифицированных специалистов, общества, а также особое внимание к пожилым людям и их проблемам. Именно поэтому социальное благополучие пожилых граждан Российской Федерации является важнейшим и наиболее значимым направлением социальной политики нашей страны.Старость является периодом жизни каждого человека, которого невозможно избежать. И для того, чтобы сделать этот довольно длительный период активным и приятным, достаточно лишь каждому из нас осознать необходимость и полезность любого человека, в том числе и пожилого.
Ссылки на источники1. Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска.: портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgb374.ru/aboutjoomla.html. [Дата обращения: 28.11.2015]2. Биккулов А. С. Общество для всех возрастов // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 1601623. Панина Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 2009.169с.
4. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. канд. дисс. М.,2010.195с.5. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. –М.: Дашков и Ко, 2009. –344с.
Маметьева Ольга Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрысоциальной работыи психологопедагогического образования ФГБОУ ВПО «Магнитогорскийгосударственныйтехническийуниверситет им.Г.И.Носова», г. Магнитогорскolga_mametyeva@mail.ru
Проект «Нужный возраст» –решение социальных проблем пожилых людей
Аннотация.Статья посвящена изучению основных социальных проблем граждан пожилого возраста, среди которыхособо можно выделить проблемы материальнофинансового характера и психологического благополучия пожилых людей. Авторпредлагает социальный проект, направленный на повышение социальной значимости пожилых граждан, их самореализацию в профессиональной деятельности, а также на укрепление связи между разнымипоколениями.Ключевые слова: пожилые, социальные проблемы, проект, трудовая деятельность
В современном мире постоянно происходят изменения в составе населения. На сегодняшний день наиболее весомые изменения наблюдаются в численности пожилых граждан, увеличивается число людей преклонного возраста, аналогичные тенденции свойственны и для нашей страны. Так, в России удельный вес пенсионеров составляет более 23 %. За последние десятилетия численность лиц в возрасте 85 лет и старше увеличилась почти вдвое, в то время как численность населения России сократилось. В подобных условиях социальное обслуживание пожилых людей, направленноев основном на малоимущих и одиноких, получило новый импульс, стимул для развития. Существующая тенденция систематического роста доли пожилых граждан, фактически во всех развитых странах, обусловлена успехами здравоохранения. Взятие под контроль большинства опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни приводит к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни человечества, которая в настоящее время в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для населения женского пола и вовсе превысила этот показатель. Следовательно, возможность дожить до глубокой старости стала массовой.На сегодняшний день возникает необходимость усиления социальной поддержки пожилых людей, в особенности наиболее уязвимых категорий. Социально –экономический кризис довольно остро отразился на поколении пожилых людей: общество стареет; проблемы насилия в семье; генофонд нации находится под угрозой; проблемы одиночества; материальнобытовые проблемы граждан преклонного возраста. В числе наиболее важных и острых социальных проблем в России –бедность, снижение уровня и качества жизни, высокая смертность и старение человечества.Проблема помощи старикам в литературных источниках рассматривается частично в рамках развития социальной работы (М.С. Мартынова, М.В. Фирсов, Е.Е. Студенова), благотворительной деятельности (Е.В. Иванова, Ж.Е. Иванова, Т.Б. Кононова), социальной педагогики (Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, Т.В. Лодкина). Фрагментарно освещается в научной литературе и проблема периодизации развития института социальной защиты пожилых людей в России (В.А. Варывдин, И.П. Клемантович, Е.Е. Челурных), также данной проблемой интересовался известный демограф А. Сови.Пожилые граждане –это социально уязвимая категория населения, которая находится на такой стадии жизненного цикла, где систематически происходят социальные потери и отсутствуют приобретения. Данные потери пожилых людей чаще всего связаны с физическим недомоганием и болезнями. По мере старения у человека такие потери и корреляты зависимости, изоляции и деморализации только увеличиваются, и более того довольно прогрессивно. Старость –это период в жизни каждого человека, которого невозможно избежать. К этому времени основные задачи и цели в жизни уже достигнуты, ответственность понижается, а зависимость возрастает. Всё это указывает пожилому человеку на то, что его участие в общественной жизни стремительно идёт на спад, происходит увеличение маргинальности, меняются социальные роли.По мнению современной западной цивилизации, старость вышла из моды и на сегодняшний день предпочтением пользуются молодость, энергия, энтузиазм и новаторство. Такая нравственная система передаётся в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С точки зрения данной позиции, старость предполагает утрату социальных ролей[3]. Социальные проблемы пожилых людей довольно разнообразны. А.С. Биккулов считает, что причины возникновения проблем у граждан данной категории могут зависеть как от объективных, так и от субъективных факторов. Однако, можно условно выделить из них следующие группы –это проблемы материальнофинансового характера, медикосоциальной реабилитации и психологического благополучия пожилых людей [2]. К материальным проблемам пожилых граждан России можно отнести: низкий размер минимальной пенсии по старости, высокая стоимость лекарственных средств, рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, в том числе и на услуги жилищнокоммунального хозяйства. Вместе с тем, из проблем финансового плана пожилых граждан нашей страны плавно вытекает проблема трудоустройства пенсионеров. Зачастую работодатели отказываются принимать на работу людей пенсионного возраста, выделяя такие причины как, стремительное развитие технологий, консерватизм пожилых сотрудников. По мнению значительного числа руководителей, большинство пенсионеров не могут слепо соглашаться со всеми его действиями, чаще опираются на свой жизненный опыт и не доверяют молодому начальнику, что напрямую является угрозой потери авторитета над другими подчинёнными. Однако, необходимо отметить, что существует и укоренившаяся практика приёма на работу пожилых людей по устному найму, по так называемой договорённости. Это, в свою очередь, подтверждает несерьёзное отношение к ним со стороны работодателя, а также говорит о том, что пенсионеры, принимая такие условия трудоустройства, не всегда могут рассчитывать на защиту их трудовых прав и на щадящий режим труда, что необходимо в этом возрасте.В связи с преклонным возрастом у человека заметно ухудшается самочувствие, физическое здоровье.Многие из данного контингента теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в посторонней помощи.Также в течение позднего возраста наблюдаются изменения личностных свойств пожилых людей. Падает жизненный тонус, уменьшается энергия, что приводит к обеднению эмоциональной жизни. При всём при этом, в позднем возрасте особую значимость представляют не только те изменения, которые происходят с человеком, но и отношение самого человека к этим изменениям. Так, в типологии Ф.Гизе выделены следующие типы стариков: старикнегативист, старикэкстравертированный и интровентированный тип. Пожилые люди, относящиеся к типу негативистов отрицают и не признают себя дряхлым стариком. Экстравертированные старики (в типологии К.Г.Юнга) признают наступление старости через внешние вмешательства (наблюдая за выросшей молодёжью, расхождением с нею во взглядах и интересах, за новшествами в области техники или социальной жизни, изменением положения в семье и т. д.). Интровертированный тип остро переживает процесс старения. Пожилые люди, относящиеся к данному типу, испытывают оживление прошлых воспоминаний, ослабление эмоциональной сферы, сексуальных моментов, они меньше двигаются и больше стремятся к спокойному состоянию и покою [4].
Особое место для пожилого человека занимает эмоциональнопсихологическая «подпитка», которую он может получить от проявления к нему заботы. Однако, практика показывает, что чаще всего пожилые люди обделены вниманием, за ними некому присматривать ив конечном счёте они страдают одиночеством. Кроме того, в позднем возрасте отмечается резкое сужение контактов и социальных связей, что может привести к полному одиночеству пожилого человека. Уменьшение общения в жизни пожилого гражданина связано, прежде всего, с прекращением трудовой и профессиональной деятельности. Однако, важно и то, что в этом возрасте уходят из жизни многие друзья и сверстники, что также ограничивает круг общения. Таким образом, при выходе на пенсию человек «выпадает» из коллектива и больше времени проводит дома, поэтому связи теряются, а сил и возможностей найти новых друзей становится всё меньше.Из этого следует сделать вывод о том, что социальные проблемы пожилых людей–это особые специфические проблемы определённого социальнодемографического слоя людей, которые возникают в связи с выходом на пенсию и процессом старения. Для пожилых людей наиболее значимыми и важными проблемами являются:поддержка приемлемого материального уровня жизни, преимущественно в условиях инфляции;получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения и другие.В преклонном возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности происходят изменения в условиях и образе жизни, в семейном и социальном положении. Пожилой человек часто отделяется от своих взрослых самостоятельных детей и в старости остается в одиночестве; вдобавок к этому связи с социальной средой, с обществом стремительно ослабевают, теряются связи с близкими, уходят из жизни друзья. Одиночество становится одной из острейших психологических проблем, которая с возрастом только усиливается. Однако, этот довольно длительный период, период пожилого возраста может быть активным и приятным. Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка..., что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности [5]. Многое зависит от самой личности и ее окружения, от состояния здоровья и физической активности, а главное от соответствующего психологического настроя. Задачей специалиста по социальной работе является его поддержание, а иногда и создание.Таким образом, пожилые люди –это особая социально уязвимая категория населения, нуждающаяся в особом внимании общества и государства. В связи с выходом на пенсию и процессом старенияу данного контингента лицвозникает довольно широкий спектр проблем, причины возникновения которых довольно разнообразны. Изменение социального статуса человека в старости связано с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, возникновением затруднений в социальнобытовой и психологической адаптации к новым условиям. Всё это порождает серьезные социальные проблемы в действительности.Значительное число пожилых людей встревожены своим материальным положением. Проблема низкого размера минимальной пенсии по старости остаётся наиболее острой. Это является основным стимулом для того, чтобы пенсионеры продолжали работать. В результате поиска путей оптимального разрешения данных проблем, нами был разработан социальный проект «Нужный возраст». Оннаправлен на повышение социальной значимости пожилых граждан, их самореализацию в профессиональной деятельности, а также на укрепление духовной связи между людьми разных поколений. Проект предполагает создание необходимых условий для продления активной жизни и здорового старения путём продолжения трудовой деятельности лиц, вышедших на пенсию, а именно бывших учителейначальных классов,подразумевает работу учителя в стенах больницы. Педагогическая деятельность в медицинских учреждениях в силу отсутствия надлежащих условий для ее организации, неразработанности методик, необходимости индивидуализации занятий, требует от учителясоответствующего опыта. Исходя из этого, преподавать в больнице может и учитель, который в связи с преклонным возрастом больше не работает в образовательном учреждении. У него за плечами достаточно опыта, он не ограничен во времени, при этом большинство из бывших учителей не могут отойти от прежней жизни, прежнего ритма и будут рады своему приобщению к социуму. В том числе многие из них малообеспечены и нуждаются в материальной поддержке.В то же время сегодня в обществе наболевшей является и такая проблема, как организация обучения детей, проходящих длительное лечение на базе медицинского учреждения. По статистике, каждому второму ребенку в возрасте до 15 лет хоть раз, но приходилось лежать в больнице. По данным Министерства здравоохранения РФ, около 6 млн. детей находятся на стационарном лечении, длительное лечение (более 21 дня) в Российских больницах ежегодно проходят около 130 тысяч детей. МУЗ «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска обслуживает все детское население города Магнитогорска, близлежащих районов Челябинской области. В среднем за год длительное стационарное лечение в МУЗ «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска проходит 7,58,5 тыс. детей [1].В связи с этим мы предлагаеморганизовать индивидуальные занятия бывших преподавателей с детьми начальной школы г. Магнитогорска, которые проходят длительное стационарное лечение в МУЗ «Детская городская больница № 3». Поиск учителей, вышедших на пенсию и желающих принять участие в реализации социального проекта «Нужный возраст» будет проведён через средства массовой информации, а также посредством сотрудничества с Магнитогорским Домом учителя. Вместе с тем, необходимо будет учесть самочувствие пожилых, наличие или отсутствие у них какихлибо заболеваний. Поэтому обязательным условием участия в проекте будет предъявление документа, свидетельствовавшего о прохождении медицинской комиссии. Для того, чтобы оплата услуг учителя была максимально доступна для любой семьиеё нужно минимизировать, поэтому половина суммы для оплаты труда учителя предположительно будет выделена из Магнитогорского Городского Благотворительного Общественного Фонда«Металлург».Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев, то есть на учебный год.Основныеметодыреализации данного социального проекта–это установление контакта с учреждениями, которые участвуют в проекте; организация индивидуальных занятий по основным школьным предметам на базе медицинского учреждения; проведение групповых тренингов совместно с детьми; осуществление индивидуальных психологических консультаций пожилых людей.В конечном итоге, данный проект позволит:улучшить психологическое состояние людей преклонного возраста,создать у людей старшего поколения чувство востребованности, укрепить духовную связь между разными поколениями(между пожилыми гражданами и детьми начальной школы), а также сократить количество неработающих пенсионеров и привлечь внимание населения нашего города к проблемам пожилых людей.В том числе проект предоставит возможностьразрешить такие проблемы, как второгодничество, неуспеваемость ребёнка в школе, а также ликвидировать нежелательные последствиядлительного пребыванияшкольникав оздоровительном учреждении.
Таким образом,стремительный рост числа пожилых людей повышает ответственность государства и общества за удовлетворение их базовых потребностей, а также благосостояние. Для решения социальных проблем граждан преклонного возраста требуется помощь государства, квалифицированных специалистов, общества, а также особое внимание к пожилым людям и их проблемам. Именно поэтому социальное благополучие пожилых граждан Российской Федерации является важнейшим и наиболее значимым направлением социальной политики нашей страны.Старость является периодом жизни каждого человека, которого невозможно избежать. И для того, чтобы сделать этот довольно длительный период активным и приятным, достаточно лишь каждому из нас осознать необходимость и полезность любого человека, в том числе и пожилого.
Ссылки на источники1. Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница № 3» г. Магнитогорска.: портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dgb374.ru/aboutjoomla.html. [Дата обращения: 28.11.2015]2. Биккулов А. С. Общество для всех возрастов // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 1601623. Панина Н. В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера // Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 2009.169с.
4. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Автореф. канд. дисс. М.,2010.195с.5. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. –М.: Дашков и Ко, 2009. –344с.