Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе
Выпуск:
ART 86709
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыхенко
Ю.
В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3361–3365. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86709.htm.
Аннотация. В статье выделены и раскрыты этапы формирования просодической стороны речи от рождения ребёнка и до младшего школьного возраста. На основе работы исследователей автором рассматриваются особенности формирования просодики в онтогенезе. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии.
Похожие статьи
Текст статьи
Лыхенко Юлия Владимировна,Студент, ОмГПУ,г.Омскlyxenko50@mail.ru
Научный руководитель–Викжанович Светлана Николаевна,к.п.н., доцент
Особенности и этапы формирования просодической стороны речи
в онтогенезе
Аннотация.В статье выделены и раскрыты этапы формирования просодической стороны речиот рождения ребёнка и до младшего школьного возраста.На основе работы исследователей автором рассматриваются особенности формирования просодики в онтогенезе. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии.Ключевые слова:онтогенез, просодическая сторона речи, голос, интонация.
Интерес к проблеме формированияпросодической стороны речи обусловлен тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка. Она определяет эмоциональное выражение произносимой речи. Вторая причина заключается в том, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющихразличные варианты нарушений просодии.
Начальный этап жизни ребёнка считается значимым для формирования речи и всех ее компонентов, в том числе и просодической её стороны, которая отвечает за выразительность речи, разборчивость, эмоциональное оформление высказывания в процессе общения. Ребёнок ориентируется на эмоции в речи, поэтому стоит говорить о важности просодии в процессе общения. Развитие просодии, по мнению Н.А.Власовой [3], Ю.А.Флоренской [9] , оказывает влияние на эстетическое, физическое, интеллектуальное и моральное воспитание ребенка. Важна просодия и для речевого развития ребёнка, потому что кроме смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт и компенсаторную функцию, считает Е.Э. Артемова [1].Многие исследователи изучали становление просодической стороны речи в онтогенезе. Рассмотрим вопрос подробнее.Развитие просодии происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика.Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния.У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какомулибо фонетическому признаку [2]. Крикпервое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностямкрика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция.Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов [4].По мнению А.Н. Гвоздева, оно появляется в 2 –3 месяца [4]. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Эти процессы соответственно называются эхопраксией и эхолалией.Обычно, расцвет процесса гуления происходит на 4—6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка.Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 56 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период лепет становится оформленным ритмически, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка, не выходя при этом за рамки эхолалии. Этот период обычно длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение.Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до 1,5 года [4]. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию, ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова.В 1112 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции [8]. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе,однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х.Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея [10]. Это предположение основывается на том факте, что хорей преобладает в высказываниях взрослых при обращении к детям, их слова также имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Даже колыбельные песни хореичны по своей структуре. Стоит отметить, что большинство собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Очевидно, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Однако с развитием речи ребёнка, интонация и ритм приобретают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается.В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Элементы просодии отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Таким образом, стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями [5].На следующем этапе в 23летнем возрасте у детей появляетсянеплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. В это же время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексикограмматическим строем и фонетикой языка, развитиемеханизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией,обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе [7].На этапе 4х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса.В 56 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически [2]. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи [6].К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут [5]. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации.Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни.
Ссылки на источники1.Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э.Артёмова.–М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. –123 с.2.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. 165 с.3.Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя/ Т.М. Власова. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996. 240 с.4.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –М.: Детство Пресс, 2007. 36 с.5.Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. —Екатеринбург: У Фактория, 2004. —224 с.6.Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. М.: МозаикаСинтез, 2005. —64 с.7.Мещерякова, Н.П. Коррекцияречевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. –Волгоград : Учитель, 2009. 141 с.8.Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. М.: АРКТИ, 2003. —104 с.9.Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. М.: Астрель, 2006. 223 с.10.Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм младших дошкольников /Сборник статей под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 92101 с.
Научный руководитель–Викжанович Светлана Николаевна,к.п.н., доцент
Особенности и этапы формирования просодической стороны речи
в онтогенезе
Аннотация.В статье выделены и раскрыты этапы формирования просодической стороны речиот рождения ребёнка и до младшего школьного возраста.На основе работы исследователей автором рассматриваются особенности формирования просодики в онтогенезе. Данный материал будет полезен специалистам в области дефектологии, педагогики и психологии.Ключевые слова:онтогенез, просодическая сторона речи, голос, интонация.
Интерес к проблеме формированияпросодической стороны речи обусловлен тем, что эта сторона речи имеет большое значение в жизни ребенка. Она определяет эмоциональное выражение произносимой речи. Вторая причина заключается в том, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющихразличные варианты нарушений просодии.
Начальный этап жизни ребёнка считается значимым для формирования речи и всех ее компонентов, в том числе и просодической её стороны, которая отвечает за выразительность речи, разборчивость, эмоциональное оформление высказывания в процессе общения. Ребёнок ориентируется на эмоции в речи, поэтому стоит говорить о важности просодии в процессе общения. Развитие просодии, по мнению Н.А.Власовой [3], Ю.А.Флоренской [9] , оказывает влияние на эстетическое, физическое, интеллектуальное и моральное воспитание ребенка. Важна просодия и для речевого развития ребёнка, потому что кроме смысловой, коммуникативной и эмоциональной функции она несёт и компенсаторную функцию, считает Е.Э. Артемова [1].Многие исследователи изучали становление просодической стороны речи в онтогенезе. Рассмотрим вопрос подробнее.Развитие просодии происходит с рождения, начинаясь с младенческого крика.Крик –самая первая реакция ребёнка, окрашенная интонационно. Речь предполагает присутствие голоса, поэтому в зависимости от того, какое состояние у ребёнка, крик приобретает обертональную окраску, тон его крика может быть различным, в зависимости от его состояния.У здорового ребёнка в спокойном состоянии крик обычно средний по силе и громкости, не напряжён. В этот момент у него происходит тренировка органов голосового аппарата. Крики младенцев вариативны по акустическим свойствам: у каждого ребёнка крик индивидуален по окраске, то есть, нет двух совершенно одинаковых младенческих криков. Их невозможно воспроизвести или запомнить, четко классифицировать по какомулибо фонетическому признаку [2]. Крикпервое коммуникативное взаимодействие с взрослым, с помощью него ребёнок может общаться и выражать своё эмоциональное состояние. По характерным особенностямкрика мать может узнать состояние своего ребёнка, обычно это происходит, начиная с 3его месяца его жизни. В последующие месяцы жизни крик становится более разнообразным интонационно, следовательно, у ребёнка начинает сформировываться коммуникативная функция.Следующим этапом в процессе развития речи у ребёнка появляется гуление протяжное, певучее произношение отдельных звуков или слогов [4].По мнению А.Н. Гвоздева, оно появляется в 2 –3 месяца [4]. С этого времени ребёнок может выражать состояние радости и удовольствия, окрашенные интонационно. Видя эмоциональное состояние взрослого при общении с ним, малыш неосознанно считывает и копирует мимику лица и подражает интонации голоса взрослого. Эти процессы соответственно называются эхопраксией и эхолалией.Обычно, расцвет процесса гуления происходит на 4—6 месяце жизни, потому, что именно в этот момент ребёнок овладевает спецификой вокализма родного языка.Следующим уровнем развития речи в онтогенезе является лепет, который начинает появляться в возрасте 56 месяцев. Он представляет собой повтор отдельных слогов. В этот период лепет становится оформленным ритмически, начинают появляться интонации, и закладывается ритмическая основа речи, копируемая у взрослого. Ребёнок начинает реагировать на интонации, а вскоре и на ритм услышанной речи. Воспринимая на слух речь на родном языке, ребёнок начинает воспроизводить в общении особенности ритма родного языка, не выходя при этом за рамки эхолалии. Этот период обычно длится до 9 месяцев. Ко второму году жизни ребёнок начинает понимать мимику, жесты, интонацию голоса, движения и действия взрослого. На основе понимания этих характеристик речи и строится общение.Начальный этап усвоения родного языка проходит в период от 9 месяцев до 1,5 года [4]. В этот период развивается слуховое восприятие, восприятие ритма речи. Значительную роль играют жесты, мимика, интонация, так же в этот период начинает формироваться интонация просьбы. В этих компонентах речи начинает появляться семантическая смысловая нагрузка. Ребёнок охватывает интонацию, ритм и звуковой рисунок, т.к. они являются более простыми элементами слова.В 1112 месяцев ребёнок произносит свои первые слова, усваивает просодемы (ударение, мелодику, интенсивность голоса). По мере общения с взрослым, ребёнок осознанно начинает использовать средства выразительности речи, в частности интонации. Этот период характеризуется тем, что ребёнок с трудом может менять высоту и громкость собственного голоса. При этом характерные черты голоса ребёнка отличаются от взрослого. Голосовые складки короче и колеблются с меньшей амплитудой, поэтому голос ребёнка более тихий и высокий, чем у взрослого. Тембр голоса тихий т.к. резонаторная система у детей менее развита. Эти параметры голоса зависят от функционирования желез внутренней секреции [8]. На формирование голоса влияет также состояние дыхательной системы, она обеспечивает в частности силу голоса. Дети этого возраста имеют медленный темп речи, потому что с трудом справляются с проговариванием слов и звуковых сочетаний. По мере взросления темп ускоряется, в особенности при эмоциональном возбуждении ребёнка, он овладевает беглой речью. Постепенно ребёнок начинает овладевать ритмической структурой слова. О ритмической структуре первых речевых высказываний нет данных в научной литературе,однако данные из родительских дневников детей позволили учёному Н.Х.Швачкину сделать вывод о том, что первые ритмические высказывания имеют структуру хорея [10]. Это предположение основывается на том факте, что хорей преобладает в высказываниях взрослых при обращении к детям, их слова также имеют двусложную структуру с ударением на первый слог. Даже колыбельные песни хореичны по своей структуре. Стоит отметить, что большинство собственных имён в уменьшительном значении имеют форму хорея (Ваня, Катя, Таня). Очевидно, что на первом году жизни ребёнок окружён словами с хореическим ритмом. Однако с развитием речи ребёнка, интонация и ритм приобретают служебную роль, то есть становятся подчинены слову, поэтому количество слов с хореической структурой в речи снижается.В связи с вышесказанным, просодическая активность ребёнка развивается и корректируется в стихотворном творчестве. Элементы просодии отрабатываются в речи с помощью потешек, сказок. Таким образом, стихотворное творчество так же, как и речь переживает период ритмического перелома, когда интонация и ритм уступают главенствующее место слову. Прогрессом является то, что слово начинает обозначать смысл, а просодия окрашивает речь эмоциями [5].На следующем этапе в 23летнем возрасте у детей появляетсянеплавность речи, паузы, повторы слов и частей слова, дыхательные итерации. В это же время в речи детей появляется выделительное словесное ударение. Наряду с этим происходит овладение лексикограмматическим строем и фонетикой языка, развитиемеханизмов взаимодействия между фонацией, дыханием и артикуляцией,обеспечивающее формирование нормального речевого дыхания. Эти процессы являются фазой начального становления речевого дыхания. Обычно без овладения этими процессами, ребёнок произносит фразы в любую фазу дыхания. Внешне это выражается в «захлёбывании», речью на выдохе и вдохе [7].На этапе 4х летнего возраста начинает формироваться тип мелодического оформления речи, сходный с взрослым типом. В это же время у ребёнка появляется шёпотная речь, сокращаются показатели неплавности речи, пауз и повторов слов, происходит овладение интонацией повествования по подражанию. Однако для полного овладения интонацией необходима тренировка по изменению её тона и высоты голоса.В 56 лет ребёнок овладевает «порождением» текста (контекстной речью). В этот период могут наблюдаться «сбои» дыхания в момент речи при произнесении сложных и длинных фраз паузы, связанные с затруднением оформления высказывания лексически и грамматически [2]. Дети усваивают образец, переносят его на предложение. Далее, в шестилетнем возрасте можно переходить к овладению интонацией вопросительного предложения. Развитию интонации способствует развитость речевого слуха. Его развитие идёт неравномерно. Однако дети начинают понимать определённые изменения в голосе (различают звук по высоте, эмоциональной окраске, тембру, ритму, темпу). В последующем ребёнок начинает различать разные звуки, чему способствует развитость фонематического слуха. При нарушениях в его развитии может возникать интонационная невыразительность речи [6].К младшему школьному возрасту дети начинают правильно произносить безударные и ударные слоги в слове, но выделить их пока не могут [5]. Этот процесс происходит интуитивно и становится основой для обучения постановке логического ударения в предложении. Неправильная интонация в общении может привести к неадекватному пониманию речи собеседника и нарушению процесса коммуникации.Важно сделать вывод о том, что голос формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. В дальнейшем голос может изменяться на протяжении всей жизни.
Ссылки на источники1.Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э.Артёмова.–М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. –123 с.2.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. М.: Просвещение, 1987. 165 с.3.Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя/ Т.М. Власова. М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996. 240 с.4.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. –М.: Детство Пресс, 2007. 36 с.5.Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить/ М.М. Кольцова. —Екатеринбург: У Фактория, 2004. —224 с.6.Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максаков. М.: МозаикаСинтез, 2005. —64 с.7.Мещерякова, Н.П. Коррекцияречевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / Н.П. Мещерякова, Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. –Волгоград : Учитель, 2009. 141 с.8.Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс/ Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. М.: АРКТИ, 2003. —104 с.9.Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. М.: Астрель, 2006. 223 с.10.Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм младших дошкольников /Сборник статей под ред. А.Н. Леонтьева, Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 92101 с.