Особенности личностного развития подростков, попавших в сложные жизненные ситуации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева М. О. Особенности личностного развития подростков, попавших в сложные жизненные ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3401–3405. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86717.htm.
Аннотация. Рассмотрена проблема криминализации подростковой среды. В качестве «группы риска» представлены подростки, попавшие в сложные жизненные ситуации. На репрезентативной выборке испытуемых доказано, что осужденные за крайние проявления жестокости будут иметь высокие показатели социальной дезадаптации, граничащие с патологическими проявлениями, а также высокий уровень агрессивности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева Марина Олеговна,Магистрант Брянскогогосударственного университета имени академика И.Г. Петровского, г. Брянскmisisipi.92@mail.ru

Особенности личностного развития подростков,

попавших в сложные жизненные ситуации

Аннотация.Рассмотрена проблема криминализации подростковой среды. В качестве «группы риска» представлены подростки, попавшие в сложные жизненные ситуации. На репрезентативной выборке испытуемых доказано, что осужденные за крайние проявления жестокости будут иметь высокие показатели социальной дезадаптации, граничащие с патологическими проявлениями, а также высокий уровень агрессивности.Ключевые слова:девиантное поведение, дети «группы риска», несовершеннолетние правонарушители, агрессивность подростков.

Современные психологопедагогические и аналитикостатистические исследования[2,3,4]отмечают рост количества несовершеннолетних подростков с девиантным поведением. Характерными становятся такие проявления асоциальных действийкак наркомания, алкоголизм, хулиганство, нарушение общественного порядка, вандализм. Усиливается вызывающее, демонстративное поведение. В крайних формах могутпроявляться жестокость и агрессивность, зачастую приводящие к противоправным действиям.По данным исследований В.Г.Степанова, С.А.Соколова, Л.Н.Антоновой и др. вэтом возрасте встречается больше детей группы риска и разнообразнее ее представительство. Проблеме психологопедагогической поддержкидетей группы риска посвященыисследованияИ.Ф. Дементьева, Ю.А. Зубок, И.Л. Невского, Л.Я. Олиференко, Ю.А. Разенкова, Н.Н. Савиной, К. Уильямс, Т.К. Федоровой, В.И. Чупрова, Т.Н. Шульгии др.). Содержание понятия «дети группы риска» претерпело ряд изменений. В 90х гг. в него включались дети с девиациями разной этиологии. Важное место среди источников этих девиаций занимали «семьи риска». По заключению Л.Н. Антоновой[2], определения термина «дети и подростки группы рискавключают: • биосоциальные пренатальные, натальные и постнатальные негативные факторы, оказывающие воздействие на функционирование ЦНС;• семейные проблемы, через которые оказывают негативное воздействие на детей и подростков сложные явления социума: духовнокультурные, экономические, социальные, социальнопсихологические и социальномедицинские; • психологические и социальнопсихологические проблемы самих детей и подростков, вплоть до девиантности и деликвентности, усугубляющиеся положением в школах, в среде неформального общения, не ориентированных на взаимодействие с «трудными подростками», негативные явления в семейном воспитании, приводящие к безнадзорности, беспризорности и бегству детей и подростков из семьи, криминализация поведения». Подростки данной социальной группы, как правило, дети, попавшие в сложные жизненные ситуации. Трудные жизненные ситуации представляют собой особые психосоциальные условия, когда система отношений личности с ее окружением характеризуется неуравновешенностью, либо несоответствием между стремлениями, ценностями, целями и возможностями их реализации, либо качествами личности. Осознание нарушения равновесия между отдельными элементами ситуации квалифицируется как осознание трудности, которая несет определенный уровень угрозы личности. Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая приобретает для субъекта форму отрицательных эмоций различной модальности и силы[4]. Трудная жизненная ситуация воздействует на поведение человека главным образом через психическое отражение (перцептивное, понятийное и эмоциональное). Личность реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, какона воспринимает данную ситуацию и интерпретирует ее значение. Подростку сложно самостоятельно справиться без грамотной поддержки со стороны взрослого человека, профессионала с возникающими жизненными обстоятельствами, правильно оценить и принять необходимое решение, что зачастую приводит к асоциальным поступкам, сближению с криминальной средой.Подверженныеантиобщественной дезадаптацииподростки,попадают вразного родагруппировки, вступаютвасоциальные межличностные отношения, что не может не отразиться на их личностном развитии. Такое поведение нарушает правовые нормы, порождает проблему малолетней преступности и правонарушений.Все это требует особого внимания со стороны профессиональных воспитателей, специалистов к личным проблемам подростковправонарушителей.Как показывают исследования, воспитанники специальных учреждений отличаются не только высоким уровнем социальной опасности, но и целым рядом личностных качеств, характеризующихасоциальный образ жизни. Исследование,направленное на исследование личностных особенностей несовершеннолетних осужденных,проводилось на базе Федерального казенного учреждения "Брянской воспитательной колонии" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области (ФКУ БВК). Генеральная совокупность обследуемых составила 70 несовершеннолетних осужденных. Мы предположили, что осужденные за крайние проявления жестокости и агрессивного поведения будут иметь высокие показатели социальной дезадаптации, граничащие с патологическими проявлениями.С целью изучения личностных особенностей подростковправонарушителей нами были использованы методики «Минимульт»(MMPI), который ориентирован на обнаружение распространённых ситуаций расстройств личности, обусловленныхэкстремальными условиями жизнедеятельностии Опросник БассаДаркидля определения агрессивности, были изучены личные дела осужденных.Опросник MMPI продемонстрировал следующие результаты. Таблица 1Описательная статистика результатов методики MMPI

Ипохондрия (Hs)

Депрессия (D)

Истерия (Ну)

Психопатия (Pd)Паранойяльностъ (Ра)

Психастения (Pt)Шизоидность (Sc)

Гипомания (Ма)

Среднее48,1855,4553,896657,095359,3647,18Медиана4656516457535847Мода4349516457495747Стандартное отклонение7,285,096,674,312,433,663,513,22Уровень надежности (95,0%)4,893,484,482,891,632,462,352,16

Как видно из таблицы, у58% обследуемых подростков наблюдаются высокие показатели психопатии, социальной дезадаптации, что позволяет делать предположение об агрессивности, конфликтности, обследуемыенесовершеннолетниеподростки игнорируют нормы и ценностипринятыев обществе. Настроение у них подвержено изменениям, неустойчиво, свойственна возбудимостьи обидчивость. У 33% обследуемых обнаружены высокие показатели по шкале«паронойальность». Это говорит о том, что главной чертой людей с высокими нормативами в этой шкале является подверженность к возникновению сверхценных идей. Это люди агрессивныи злопамятны, не приемлющие точки зрения, отличной от их собственной. Свои мнение пытаются навязать окружающим и малейшие удачи они всегда переоценивают. Причиной возникновения паронойальности является диспозиция личности, нахождение в специфической травмирующей среде.Таблица 2Корреляционные связи между шкалами методики

Ипохондрия (Hs)Депрессия (D)Истерия (Ну).Психопатия (Pd)Паранойяльностъ (Ра)Психастения (Pt).Шизоидность

(S c)Ипохондрия (Hs)1



Депрессия (D)0,323921



Истерия (Ну).0,3424360,0262371



Психопатия (Pd)0,095580,702010,006951

Паранойяльностъ (Ра)0,1518270,084680,2973730,5445371

Психастения (Pt).0,112610,032220,065480,4750640,4277011

Шизоидность (S c)0,091350,5850890,2898180,311310,3017290,4057911Гипомания (Ма)0,3527170,1715490,1552480,1584570,778370,5600610,428348

Для данной выборки rкритич.= 0,6319 для р0,05; и rкритич.= 0,7646 для р0,01.Среди выявленных корреляционных связей значимыми для р0,05оказались связи между шкалами депрессия и психопатия (0,70201); а также гипомания и паранойяльностъ (0,77837). Правонарушителиподросткового возраста в своем психическом развитии отличаются сложностью и трудностью, в развитии личности наблюдается и выделяется множество проблем и противоречий разного характера, одна из них агрессивность в поведении.Агрессивность подростков обнаруживается в ряде свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Правонарушители подросткового возраста отличаются импульсивностью, раздражительностью, вспыльчивостью, что затрудняет их общение с окружающими людьми и создает значительные трудности в их перевоспитании. В научной и научно–методической литературе вопрос взаимосвязи уровня агрессивности и личностных особенностей подростков раскрывается в следующих авторских аспектах: Бэрон Р., Ричардсон Д., Запорожец А.В., Лалаянц И, Каган М.С, Лоренц К., А.М. Матюшкова изучили теорию агрессивности. Н.Д Левитов исследовал психологическое состояниечеловека в период агрессии. Особенности развития детей в подростковом возрасте, исследовали Божович Л.И., Выготский Л.С., Мухина В.С., Эриксон Э. Личко А.Е. изучила вопросы психопатии и акцентуации характера у подростков. Бандура А., Уолтерс Р. раскрыли подростковую агрессию.Опираясь на данные научные исследования[1],мы проанализировали особенности агрессивного поведения данной выборки испытуемых.Таблица 3Общий уровень агрессивности

Уровень развитияВысокийСреднийНизкийпараметры%%%Физическая агрессия52%35%13%Косвенная агрессия 24%42%24%Раздражение 48%28%24%Вербальная агрессия56%40%4%Обида 32%20%48%Подозрение 68%28%4%Негативизм 68%20%12%Чувство вины30%42%28%Индекс агрессивности58%32%10%Индекс враждебности 42%46%12%

Анализируяполученные результаты, следует отметить, что для данной выборки характерны высокие показатели проявления агрессии практически по всем формам проявления. Физическаяагрессия, характеризующаясяиспользованием физической силы против другого лица,отмечена у 52% респондентов. Косвенная агрессия, понимается как агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки) или как агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами и т. п.),выявлена у 24%. Раздражение, как готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), отмечено у 48%. У 56% испытуемых отмечены высокие показатели вербальнойагрессии.

Методика показала, что данной группе правонарушителей свойственны обидчивость и подозрительность.Негативизм понимается как оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета. Это поведение может проявляться в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Высокий количественный показатель характерен для 68%подростковданной выборки. При этом высокие показатели чувствавиныкаквозможное убеждение подростка в том, что он является плохим человеком, делает зло, а также ощущаемые им угрызения совести, отмечены лишь у 30%.Высокий индекс агрессииотмечен у 58% и индекс враждебности 42% подростков.Таким образом,проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что осужденные за крайние проявления жестокости и агрессивного поведения будут иметь высокие показатели социальной дезадаптации,граничащие с патологическими проявлениями, а также высокий уровень агрессивности.

Ссылки на источники 1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей. –М.: Издательский центр «Академия» 2008. 128 с. 2. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социальнопедагогический феномен//Педагогика. —2010 № 9, 28–33 с.3. Башкатов И. П. Психология асоциальнокриминальных групп подростков и молодежи. –М.: МОДЭК, МПСИ, 2002.

4. Володина Ю.А., Матяш Н.В., Юшкова Н.М. Влияние стресса и кризисных ситуаций на развитие детейсирот//Современные проблемы науки и образования. –2014, №6. С. 1538.