Специфика социальных сетей как фактора социализации молодёжи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоменко А. А. Специфика социальных сетей как фактора социализации молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3491–3495. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86736.htm.
Аннотация. Статья посвященна вопросу влияния социальных сетей интернет-среды на процесс социализации на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фоменко Александр Александрович,Магистрант 2го курса, магистерская программа«Психология и социальная педагогика»,Гуманитарнопедагогическая академия(филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И.Вернадского» в г.Ялта.urbanse@yandex.ru

Специфика социальных сетей как фактора социализации молодёжи

Аннотация.Статья просвещеннавопросу влияния социальных сетей интернетсреды на процесс социализации на современном этапе.Ключевые слова:социальные сети, социализация, молодёжь, Интернет, интернетсоциализация.

Проблемы изучения условий социализации, а также характера социализации личностина разных этапах широко рассматриваются в современной социальной педагогике, однако следует отметить недостаточную разработанность на данный момент проблем интернетсоциализации молодёжи. Наблюдается дефицит исследований, посвященных качественной оценке изменений, происходящих в процессе вторичной социализации современной молодёжис учетом пространства Интернета. Уже сегодня можно констатировать факты, что использование социальных сетей зачастую не имеет достаточного научнопедагогического обоснования, создание информационных ресурсов происходит стихийно, наблюдается недостаточная изученность как положительных, так и негативных факторов использования социальных сетей. Социальные сети имеют двойственное влияние на личность человека: созидательное и разрушительное. Кроме того, отсутствует информация о влиянии социальных сетей молодежьв воспитательном процессе и необходимости учета этого фактора.Изменившаяся социокультурная ситуация требует нового осмысления социальных сетей как социальнопедагогического явления и их влияния на систему ценностных ориентаций подрастающего поколения.Сайт Brand Analyticsпредставил данные регулярного исследования активной аудитории социальных сетей в России по состоянию на зиму 20152016 г[1].Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети является число «говорящих» пользователей, открыто выражающих своюпозицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в декабре 2015 года в России было около37 млн.человек, они сгенерировали588 млн.сообщений за месяц. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.По количеству «пишущих» российских авторов(рис. 1) лидирует «ВКонтакте»–18,8 млн.уникальных авторов. У следующего на втором месте «Instagram»–невероятные темпы роста, в декабре в этой сети зафиксировано10,6 млн.авторов, практически в 5 раз больше, чем весной 2015г. Похожее соотношение по количеству новых сообщений (рис. 2).

Рис. 1.Количество авторов за месяц, млн. чел, Россия, декабрь 2015

Рис. 2. Количество сообщений за месяц, млн, Россия, декабрь 2015

По данным TNS, ежемесячная аудитория большинства социальных сетей несколько снизилась(рис. 3), но есть и ресурсы, показавшие рост. Так, аудитория «ВКонтакте»остановилась на 46,6 млн.человек, второе место –у «Одноклассников»(31,5 млн.человек). Аудитория «Facebook»в декабре 2015 г. составила21,7 млн.чел., близко далее расположился «Мой Мир»–16,6 млн.чел и «Живой Журнал», с аудиторией15,2 млн.чел. Аудитория «Instagram»к декабрю 2015г увеличилась на 2 млн и составила12,3 млн.чел. Аудитория «Twitter»осталась практически без изменений и равна7,7 млн.чел.[2].

Рис. 3.Аудитория за месяц, млн. чел, Россия 1264 лет, ноябрь 2015

Эти количественные показатели во многом связаны с развитием коммуникации в социальных сетях. После начала мирового бума социальных сетей в 2003–2004 гг. рост пользования ими близок к экспоненте,при этом начиная с 2009 года по степени 0,110,831,041,11,410,618,7Живой ЖурналМой МирTwitterОдноклассникиFacebookInstagramВконтакте5 4564 84393 92516 14357 04877 227279 510050 000100 000150 000200 000250 000300 000Живой ЖурналМой МирTwitterОдноклассникиFacebookInstagramВконтакте7 75012 30515 18016 63621 68431 51446 617TwitterInstagramЖивой ЖурналМой МирFacebookОдноклассиникиВконтактевключенности в данный процесс Россия обгоняет остальной мир: в различных социальных сетях сегодня зарегистрированы82% пользователей Рунета, из которых четверть составляют дети до 14 лет.На сегодняшний день в социальных сетях недостаточно высок удельный вес страниц, несущих образовательную или научнопопулярную информацию, по сравнению с огромным количеством страниц развлекательного характера. В Интернете уделяется огромное внимание прибыли, поэтому авторы стараютсяудержать посетителя на своей странице любыми способами. Различные флешигры, множество пестрых картинок и забавных фотографий –все это основано на пассивном восприятии зрителя, не требует больших физических и умственных затрат и позволяет задержать внимание людей довольно долгое время. Если же взрослый человек, как правило, может ограничить поток информации из социальных сетей, то подростки, обладающиепсихической неустойчивостью, высокой внушаемостью, повышенной активностью и противоречивым сознанием находится в довольно уязвимом состоянии.Значит, социальные сети способны оказывать влияние, манипулировать сознанием молодых людей посредством информации, в них содержащейся. Одной из главных проблем Интернета является его обширность, необхватность, как следствие –при столь существующей необходимости, его невозможно полностью контролировать.Нужно помнить, что современная молодежь –это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур во многом зависят от сети Интернет. А. Фетисовасчитает,чтонеобходима четкая позиция со стороны государства как в отношении контроля над пространством социальных сетей в частности, так и Интернета в целом. Важно оптимально использовать их потенциал для воспитания такого молодого поколения, которое могло бы достойно встретить вызов будущего [7].С. Скрипниковназывает следующие признаки социальной сети: образ в ней должен давать представление о цельной личности (это должен позволять сервис), в ней должны быть выстроены связи между участниками, а также вход в нее должен быть предельно облегчен: «Стать членом той или иной сети? Нет ничего проще! Дватри щелчка мыши —и вы в матрице»[6]. В. Климентьев полагает, что термины «сообщество» и «социальная сеть» не тождественны друг другу. Социальная сеть является промежуточной стадией существования группы между аудиторией и сообществом. Отличие аудитории от социальной сети –отсутствие связей между членами группы, отличие сообщества –совместные действия его членов для достижения общей цели. Поскольку социальная сеть –переходная форма, она должна постоянно воспроизводить саму себя, т. е. должно поддерживаться взаимодействие. Основные признаки социальной сети, по мнению исследователя, таковы: наличие совокупности позиций пользователей в системе (администратор, модератор, участник и т. д.), наличие отношений между позициями, наличие потока ресурсов[4].Социальная сеть –едва ли не идеальная площадка для размещения любительского СМИ в Интернете: публикация происходит автоматически и требует минимальных знаний, аудитория сервисавелика, а пользователь за размещение информации обычно ничего не платит. Не нужно забывать и о псевдонимности пользователя (о полной анонимности говорить не стоит). Присоединение к социальной сети обычно бесплатно. Эта модель характерна для подавляющего большинства вебсайтов, однако сервисы социальных сетей идеально подходят для того, чтобы привлечь максимальную аудиторию –ведь у пользователя есть двойная мотивация для присоединения. Вопервых, это желание найти новых друзей и единомышленников, восстановить старые связи и поддержать существующие –вполне естественные для любого живого человека, социального существа по определению. А вовторых, пользователи с радостью готовы сами создавать интересное содержимое Веба (калькированный термин «контент», однако, и короче, и определеннее), привлекая тем самым других пользователей и втягивая их в этой процесс. От владельцев сервиса требуется только дать им возможность для размещения контента –текстов, фотографий, аудиои видеозаписей, анимации, ссылок на внутренние или внешние ресурсы и т. д., а также возможность общения между собой. Поэтому каждая социальная сеть предоставляет широкие возможности для публикации всевозможной информации, ограничивая ее только по содержанию (обычно запреты не отличаются от законодательных).Основным отличием виртуальных сетевых сообществ от реально существующих социальных групп является следующее: социальный статус пользователей интернета, участвующих в какомлибо обсуждении, перестает быть фактором, определяющим их поведение. В реальном же социальном пространстве любая социальная роль накладывает на действия актора различные формальные ограничения. В отличие от реального мира, в виртуальном, словами Н. Корытниковой, «социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых лиц»[5]. Коммуникация в социальных сетях осуществляется посредством текстовых сообщений. На сегодняшний день становится популярной их визуализация: текст может сопровождаться различными «смайликами» (смайлик –«графическое изображение для передачи эмоций или действия, формируемое с помощью знаков, имеющихся на клавиатуре»), картинками, фотографиями и пр. В последнее время приобрело широкое распространение общение посредством интернетмемов, т.е. «слов, фраз или картинок (и т.д.), которые спонтанно приобрели популярность в интернетсреде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами».Социальные сети представляют собой уникальную среду, предоставляющую своим пользователям не только возможность коммуникации, но и ресурсы для самовыражения и самоидентификации. В основном подобная деятельность реализуется в рамках функции самопрезентации.Самопрезентация понимается исследователями как сознательная управляемая передача собеседнику определённой информации о себе, или как «поведенческое выражение эмоциональных и когнитивных элементов Яконцепции» [3].Однако в самопрезентации могут быть отражены как компоненты реального «Я», так и бессознательные компоненты, что не позволяет нам говорить о самопрезентации как о полностью контролируемом личностью процессе. Поэтому целесообразнее понимать под самопрезентацией процесс «осознаваемого или неосознаваемого, целенаправленного или стихийного предъявления определённых аспектов своего «Я» окружающим».Для самопрезентации в социальных сетях существуют разнообразные каналы:

никнейм (ник) –индивидуальное имя пользователя, идентифицирующее его в Сети. Может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя; нередко представляет собой прозвище пользователя в «оффлайновой жизни»;аватар (или юзерпик) –фотография или картинка, служащая визуальным выражением образа пользователя;индикатор текущего состояния (например, статус);размещение продуктов собственного творчества;размещение фотои видеоматериалов, как правило, имеющих отношение к пользователю.Особое место в структуре самопрезентации в социальных сетях занимают различные разделы, посвящённые личной информации; в первую очередь, в таких разделах размещается следующая информация:интересы, убеждения;информация, отражающая социальнодемографические, статусные и иные характеристики пользователя (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, место работы и т.д.).Таким образом, основные каналы самопрезентации в социальных сетях представлены текстуальными и мультимедийными практиками (в первую очередь, визуальными) –размещение фотои видеоматериалов. Исследовательский интерес к проблематике виртуальных сетевых сообществ обусловлен тем, что по мере увеличения количества пользователей Интернета возросла не только социальная значимость сетей, но и проявились многочисленные проблемы, связанные с самоидентификацией личности в этих сообществах, социальными практиками, нормативноценностными установками и возможностями социального контроля над ними. С одной стороны, сетевые интернетсообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором развивается новое качество повседневной жизни.Можно сделать вывод, что Интернет и социальные сети сам по себе вреда не несет, но лишь при правильном применении. Необходимо контролировать время, проведенное в нем и не верить на слово всему, что там пишут, необходимо профильтровывать получаемую в социальных сетях информацию. Для этого целесообразно проводить в учебных заведениях специальные занятия среди учащихся, посвященные выработке умения у них адекватно воспринимать и фильтровать информацию в социальных сетях.

Ссылки на источники1.Статистика социальных сетей // BrandAnalyticsURL: http://branalytics.ru/statistics/ (дата обращения: 20.02.2016).2.Данные по аудитории // TNS URL: http://www.tnsglobal.ru/services/media/mediaaudience/internet/information/ (дата обращения: 20.02.2016). 3.Жичкина А.Е., Блинская Е.П. Стратегии самопрезентации в интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL::http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy(дата обращения 17.09.2015)4.Климентьев В. Социальные сети: от реальности к вебсервису. URL: http://www.webplanet.ru/knowhow/service/wklim/2007/11/12/social_sitebuilding.html(дата обращения: 20.02.2016).5.Корытникова Е.В. Виртуализация общества и интернет как средство производства сетевых коммуникаций // Социологические исследования. 2007. №2. С. 8593.6.СкрипниковС. // RELGA URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1345&level1=main&level2=articles(дата обращения: 20.02.2016).7.Фетисова А.С. Влияние социальных сетей интернет на формирование ценностных ориентаций молодежи // Организация работы с молодежью. –2012. –№ 12;URL:www.es.rae.ru/ovv/212948(дата обращения: 21.02.2016).