Становление и развитие судебных органов Чеченской Республики (1991–2014 гг.): историко-правовой аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мамакаев Х. В., Линько В. В. Становление и развитие судебных органов Чеченской Республики (1991–2014 гг.): историко-правовой аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3526–3530. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86743.htm.
Аннотация. В данной статье проводится анализ функционирования судебной системы в Чеченской Республике в период с 1991 по 2014 г., ее полное разрушение и воссоздание в правовом поле Российской Федерации, а также на примере действия «комиссии по примирению кровников» рассматривается возможность рецепирования обычного права в отдельных регионах страны, что, по нашему мнению, окажет положительный результат.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мамакаев Хамзат Висханович,Студент СКФ ФГБОУ «РГУП» г. Краснодарmamakaev.khamzat@mail.ru

Линько Виталий Васильевич,к.ю.н., доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин, СКФ ФГБОУ «РГУП»,г.Краснодар

Становление и развитие судебных органов Чеченской Республики (19912014гг.): историкоправовой аспект

Аннотация.В данной статье проводится анализ функционировая судебной системы в Чеченской Республике в период с 1991 по 2014г., ее полное разрушение и воссоздание в правовом поле Российской Федерации, а так же на примере действия «комиссии по примирению кровников» рассматриваетсявозможность рецепирования обычного права в отдельных регионах страны, что по нашему мнению окажет положительный результат.

Ключевые слова:Адатское право, рецепирование, суд, судебная система, Чеченская Республика, шариатское судопроизводство.

Без полноценной судебной власти, полностью соответствующей конституционным требованиям и потребностям гражданского общества деятельности судов, остальные ветви государственной власти не могут быть должным образом эффективны, а, следовательно, может быть неустойчивой и государственная система в федеральном центре и субъектах. Судебные органы Чечни самый молодой правовой институт. Его познание позволяет выявить состояние, роль и место в системе разделения властей, уроки, пути реформирования. Совершенствование деятельности судебных органов Чеченской Республики должно учитывать исторически сложившиеся политические, национальные, социально экономические условия. Актуализация видится и в отсутствии научных работ, которые бы в комплексе раскрывали уроки, тенденции и проблемы эволюции судебной системы Чеченской Республики Цель работы –историкоправовое исследование становления, развития судебных органов в Чеченской Республике с 1991 по 2014г. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:Думается, можно выделить 4 этапаэволюции судов Чечни: 1й –1991 1995 г. Судебная система при правлении Д. Дудаева носила лишь представительский характер, большинство приговоров, решений по гражданским делам принимались под контролем режима на советской нормативноправовой базе. К тому же судебная система потеряла свою независимость, свидетельством этому может служить УказПрезидента ЧРИот 25.02.1992г. «Об исполнении решений иностранных судов и арбитражей в Чеченской Республики». В 1994г. начала функционировать Чеченская судебная безапелляционная комиссия для безапелляционного рассмотрения уголовных дел в военных условиях. Она могла казнить любого человека даже за подозрение в трусости. Слом и разрушение духовных ценностей под воздействием негативных процессов способствовали расширению сфер влияния маргинализированной части общества и снятию всех моральноволевых запретов. Это привело к беззаконию и вседозволенности.

В 1995 –1996 гг (2 –й этап).

краткосрочное воссоздание судебной системы в правовом поле Российской Федерации. Заключение Хасав юртовских соглашений, хотя и остановило войну, но привело к правовому и политическому хаосу в Чеченской Республике,беспределу боевиков и федералов. Банды боевиков вершат самоуправство в районах республики, контролируют добычу нефти, вершат суды, грабят людей, крадут детей и взрослых, требуя за них выкуп. В исследуемый период «только чеченцев было похищено 1217 человек».1Ичкерийские власти, хотя и использовали такие понятия как фикх, шариат, шариатское судопроизводство, но не относились к ним как к ценностям мусульманской культуры, призванной защищать интересы законопослушных граждан.На третьем этапе (1996 1999 г).трансформация светской судебной системы в шариатскую.16.12.1996г. Указом №247 «О реорганизации судебной системы в ЧРИ» была ликвидирована деятельность всех светских судов.ВИчкерии учреждаются 20 шариатских судов,114 шариатских судей.2Они действовали по принципу талиона, а если у потерпевшего не было родственников, которые могли бы отомстить, государство брало на себя эту роль. Казнь была 3х видов: 1. отсечение головы 2. тем же способом, каким лишил преступник свою жертву. 3. забиванием камнями: виновного кидали в яму и забрасывали камнями.Яндарбиев навязывает Уголовный кодекс Судана 1983г, не адаптированный под особенности чеченского менталитета. С 1996г. был учрежденВерховный Шариатский Суд ЧРИ, которыйрассматривал дела: об убийствах, прелюбодеяниях, разбоях, крупные ссоры между ведомствами и организациями, преступления против государства и обладал правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Шариатские судьи не имели необходимого теологического образования для толкования норм мусульманского права, происходила частая смена судейского корпуса, что привело к устойчивому недоверию к шариатским судам, которые в обществе воспринимались как карательная машина действовавшего руководства. Первая публичная казнь по приговору шариатского суда была проведена 3.09.1997г.3Наблюдается взрыв недовольства людей. А. Масхадов пытается противостоять ваххабитскому влиянию в ЧР и освобождает 44 судей от своих должностей, нона него оказывается давление и не дают ему привести судебную систему в порядок. В 1998г.АхматХаджи Кадыров, будучи Муфтием,выступаетоткрыто против ваххабизма итребует прекратить это насилиенад народом.После этоговыступления, боевикипровозглашают его национальным предателем, кем он никогда не являлся, а всегда готов был отдать свою жизнь за мир и процветание своего народа. Это приводит к гражданской войне. Положительнымрезультатом, которой становится: расформированию шариатской гвардии, исламского полка особого назначения, региональных шариатских судов, реорганизации Верховного шариатского суда.Восстановление федерального конституционного правопорядка, судебной системы в Чеченской Республике (2000 2014г)проходило в сложных условиях контртеррористической операции. Отсчетом возрождения судебной системы в федеральном правовом поле стала встреча в 2000 г. АхматаХаджи Кадырова с В.В. Путиным и В.М. Лебедевым,гдебылпоставлен вопрос о возобновлении работы судов общей юрисдикции.АхматомХаджи были приложены все усилия, чтобы воссоздать независимую судебную власть в Чеченской Республики и был положен фундамент для дальнейшего развития правового поля. Первые суды насчитывали 57 судей –12 женщин,18человек

судьи в отставке, приехавшие издругихрегионов страны.4С принятием 24 мая 2006г. РКЗ 1Гаврилов Ю. Цвет истины различишь не сразу. «Бархатные» террористы в Чечне надели правозащитные маски // Российская газета. Федеральный выпуск №3440. 27.03.2004г.2Приложение к Указу Президента ЧРИ №377 от 16 августа 1997г.3См.: Сайдумов Д.Х. Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (1820вв.). Грозный, 2014. С. 3844См.: Встать! Суд идет в Чечню. Стенограмма прессконференции в «Московском комсомольце», 19.10.2005 Url.: http:// www.mk.ru/editions/daily/article/2005/10/20/190249vstatsudidetvchechnyu.html(дата обращения 18.12.2014г.)«О Конституционном Суде Чеченской Республики» начал свою деятельность Конституционный суд Чеченской Республики. 19 марта 2008г. Законом ЧР №5НР «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Чеченской республике» создано и действует 66 мировых участков.Ныне в субъекте работают Верховный, Конституционный, Арбитражный суд, 15 судов общей юрисдикции, 66 мировых участков. Рассмотрено 25 тысяч уголовных ,250 тысяч гражданских дел, административных материалов, 10 тысяч ходатайств в порядке ст.108,109 УПК РФ. Судебными коллегиями по уголовным и гражданским делам Верховного Суда рассмотрено по 3 тысячи жалоб, представлений на приговоры, решения судов по гражданским делам. На личном приеме побывало 200 тысяч граждан. Однако несмотря на такие высокие показатели обращения в суд, народ Чечни все же больше доверяет нормам адата и шариата. Только за 2011г. в одном Веденском районе рассмотрены 128 заявлений граждан по различным вопросам без обращения в официальные органы правосудия. Среди них поступившие из духовного управления мусульман 49. Совершено бракосочетаний по шариату 211. Урегулированы 129 конфликтов между жителями района1.

До 2010г. Чеченская Республика была единственным субъектом РФ, где отсутствовал суд присяжных, однако с 22 января 2010г. суды присяжных в Чеченской Республике считаются сформированными. Причиной столь длительного отсутствия в ЧР суда присяжных являлось отсутствие избранных органов муниципальной власти. Необходимость данного суда в Чеченской Республике можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это функциональнаяобязанность каждого субъекта федерации, с другой стороны будет ли данный институт эффективен в Чеченской Республике, можно ли будет говорить о объективности принимаемых решений, если в обществе главную роль играют родственные узы и клановые отношения.Анализ мнений, которые были высказаны до его создания и после, приводит к мнению о том, что главная цель может быть не достигнута.Учитывая историкоюридический характер выполняемого нами исследования, считаем важным отметить, что суд присяжных в современной форме которой он существует, хотя и схож в конечных целях с адатским судом, но по форме и содержанию все же очень сильно разнится с последним. Потому чточеченское адатское право –это такая же уникальная система, как и римское право, шариатское право, с той лишь разницей, что указанные системы права развивались параллельно развитию государственности, где использовались эти системы. Право чеченцев не является спорадическим явлением. Суд состоял из 715 присяжных в крупных населенных пунктах, 3 присяжных –в малых населенных пунктах. Судопроизводство по обычному праву чеченцев основывалось на адатах. Судьи, осуществлявшие правосудие, избирались на один год, на народном совете из числа уважаемых и почитаемых членов разных тейпов, умевших трактовать горский адат, с безупречной репутацией, в то время как в присяжных не всегда сидят люди с правовой подготовкой.Функционирование судебной власти в Чеченской Республике является позитивным фактором общего социальнополитического климата. Однако проблемы коррупции, сильная практика протекционизма, телефонного права свойственно не только судам Чеченской Республики, но и весьма распространено по всей стране. Это обстоятельство, по нашему мнению и заставляет обращаться граждан ЧР к адатскошариатской системе правосудия, с целью поиска ненайденной справедливости.Мы солидарны с мнением Д.Х. Сайдумова, в том что "по всей значимости современногозаконодательства, и его общеобязательности и 1См.: Отчет о проделанной работе кадием Веденского района А.Н. Джафаровым за 2011г. Url: http://www.islamtuday.com/главная/работакадиичр/веденский/(дата обращения 20.12.2014г.)

главенстве нельзя отрицать то, что и адат, и шариат не присутствуют в жизни чеченского народана современном этапе как негласные правовые нормы, что является нерациональным и неверным»1. В качестве примера можетслужить созданиепо Указу главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова,комиссии по примирению кровников в Чеченской Республике, выступая как альтернатива третейскому судуза время своей работы урегулировала 451 конфликт посредством использования норм адата и шариата. На наш взгляд это более чем высокая результативность.Правовые пробелы в регламентации отдельных социальных отношений толкают региональные общности воссоздавать обычные нормы права. Обычное право сложно поддаётся внешней рецепции. Поэтому на региональном уровне рецепция выражается, как правило, не в заимствовании, а в возрождении соответствующих правовых норм и конструкций, применении ретроспективных норм обычного права.

Главная проблема рецепирования осуществление социокультурной инверсии – развитие ценностей модернизации на основе традиционализма и ценностей традиционализма на базе модернизации, определение сегментов, модели регионального правового пространства, источника рецепции (донора), идеологии донора и реципиента, предмета, пределов, объема рецепции. Методами региональной рецепции могут быть санкционирование и субсидиарное применение. В выявлении качественных параметров регионального правового пространства, рецепирования обычного права должна сыграть свою позитивную роль деятельность региональных парламентов, конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ. В этой связи нам кажется, что создание третейского суда без введенияв его название принадлежности к адату и шариатуне противоречит ФЗ от 24 июля 2002 г. N 102ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации"

и является реализуемой задачей. Ведь как справедливо отмечают отдельные исследователи, национальные устои, формировавшиеся на протяжении многих столетий, не могут не оказать благоприятного влияния при рациональном отношении на законодательство такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия. Ведь законодательство так или иначе подверженоэтнокультурному влиянию, в том числе традициям обычного права2.Хотелось бы подчеркнуть, что говоря о интеграции адатскошариатской системы права в рамках данного исследования, нами не ставилась задача легализовать внеправовые обычаи и традиции, а мы исходим из современных реалий, и возможностью управления этими процессами во благо нашего государства.В переломные эпохи россияне всегда обращались к первичным организационным институтам, более понятным, доступным, комфортным им,способным по сложившимся традициям в большей степени, нежели государство, обеспечить защиту прав и свобод личности.Утверждать, что современная правовая система России должна быть свободна от обычаев, думается, преждевременно. Скорее наоборот, она должна их учитывать и координировать, в зависимости от местных условий.

Ссылки на источники1.Гаврилов Ю. Цвет истины различишь не сразу. «Бархатные» террористы в Чечне надели правозащитные маски// Российская газета. Федеральный выпуск №3440. 27.03.2004г. 1См.: Сайдумов Д.Х. Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (1820вв.). Грозный, 2014. С. 4372См.: Зенько М.А Государственное и обычное право: соотношение в теории и на практике. М., 1999. С.732.Зенько М.А Государственное и обычное право: соотношение в теории и на практике. М., 1999.3.Сайдумов Д.Х. Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (1820вв.). Грозный, 2014.