Применение пороговых показателей экономического благосостояния для оценки финансово-бюджетной безопасности Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тернавщенко К. О. Применение пороговых показателей экономического благосостояния для оценки финансово-бюджетной безопасности Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3531–3535. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86744.htm.
Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения методики пороговых значений экономических показателей для оценки финансовой и бюджетной безопасности регионов. Данная методика ранее использовалась только на уровне страны. Её применение к регионам позволит выявлять скрытые проблемы и резервы для их решения, а также позволит более точно определять эффективность расходования бюджетных средств на осуществление государственных программ и прогнозировать данные параметры на будущее. С помощью данной методики также можно сравнивать между собой регионы с разным уровнем доходов по ключевым показателям обеспеченности населения социальными услугами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Марченко Дмитрий Владимирович,

студент, 4 курс, специальность Экономическая безопасность, кафедра Экономической безопасности, Факультет экономики управления и бизнеса, Кубанский Государственный Технологический Университет, город Краснодарeb2group@yandex.ru

Научный руководитель –Тернавщенко Кристина Олеговна,Кандидат экономических наук,доцент кафедры Экономической безопасности, Факультет экономики управления и бизнеса, Кубанский Государственный Технологический Университет, город Краснодарtina.ru@bk.ru

Применение пороговых показателейэкономического благосостояниядля оценки финансовобюджетной безопасности Краснодарского края

Аннотация.В статье рассматривается актуальность применения методики пороговых значений экономических показателей для оценкифинансовой и бюджетной безопасности регионов. Данная методика ранее использовалась только на уровне страны. Её применение к регионам, позволит выявлять скрытые проблемы и резервы для их решения, а также позволит более точно определять эффективность расходования бюджетных средств на осуществление государственных программ и прогнозировать данные параметры на будущее. В дополнение, с помощью данной методики можно сравнивать между собой регионы с разным уровнем доходов по ключевым показателям обеспеченности населения социальными услугами.Ключевые слова:Экономическая безопасность, финансовая политика, бюджетная политика, пороговые показатели, Валовый региональный продукт, потенциал.

В 2014 и 2015 г. негативным образом на отечественную экономику повлияливнешние и внутренние угрозы, среди которых:санкции, снижениецен на нефть, скачкообразное движениевалютных курсов, уменьшениезарубежных инвестиций,резкое снижение цен на нефть. Изза указанных причинправительству пришлось вернуться к практике планированиябюджетатолько на год вперёд, вместо трёхлетнего срока. Сейчасважно эффективное, рациональное расходование средств бюджетапо государственным программам, его оптимизация и создание резервов на будущее.Преодоление кризисных тенденций возможно, при регулировании с помощью пороговых показателей многих параметров и индикаторов экономики, как на уровне страны, так и отдельно в каждом регионе.Цельюисследования проблем финансовобюджетной безопасности и её пороговых значений являетсяоценка уровняфинансовобюджетнойбезопасности региона(на примере Краснодарского края), с помощью методикирасчёта пороговых значений показателей экономической безопасности. Для мониторинга состояния экономической безопасностина территории всей страны существует методика пороговых значений экономических показателей. В работе предлагается применять её на уровнерегионов, с целью раннего выявления существующих в экономике проблем и их решения, до того, как они станут глобальными.

В статьебыли поставлены и решены следующие задачи:1) изучить теоретическиеаспектыфинансовобюджетнойбезопасностирегиона;2)определитьеё место ирольв обеспечении экономической безопасностиРоссийской Федерации;3)исследоватьсостояние финансовобюджетнойбезопасностиКраснодарского края;4)рассчитать пороговые показатели экономической безопасностирегиона.Под экономическая безопасностью понимают: 1)совокупность условий и факторов,обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость к экзогенным и эндогенным шокам экономическогои политического происхождения;способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию,обеспечении защиты национальных интересов; 2) снижениезависимости экономикиот импорта;3)поддержание достойного уровняжизни населения; 4)сохранениеединого экономическогопространства.Финансовобюджетнаябезопасность включаетбюджетнуюи финансовуюполитику. Финансоваяполитикарегулирует финансовыеотношения,планирование долго и среднесрочной перспективы использования финансови решения задач экономическойи социальнойсферы(рисунок 1).Центральное место в финансовой политике государства занимает бюджетная политика, которая связана с рациональным использованием бюджета в интересах общества и государства, а также формированием регионального бюджета так, чтобы доходов бюджета хватало на реализацию всех государственных программ и формирование резервов будущих периодов для поддержания экономики в критических ситуациях.Финансовая безопасность является основой для осуществления самостоятельной финансовоэкономической политики в соответствии с национальными интересами государства[1].

Рисунок 1 Взаимодействие бюджетной и финансовой политики

К основным целям финансовобюджетнойбезопасностиотносятся:1) недопущение дефицитности бюджета;2)обеспечение эффективного расходования средств бюджетана развитие производственной и социальнойсферы, государственных программи инвестиционныхпроектов;3)предотвращение чрезмерной налоговой нагрузкина средний и малый бизнес, ведущей к снижениюпроизводства и заинтересованности предпринимателей в долгосрочном развитии своего бизнеса.Система пороговых значений экономической безопасностирегиона основана на принципиальных положениях государственнойстратегии экономической безопасностиРоссийской Федерациии Концепции национальной безопасностиРоссийской Федерации [2], [3].Основу финансовобюджетнойбезопасности составляют оптимизация структуры и концентрации финансовыхресурсов отдельных элементов бюджетнойсистемы, рациональное использование её регионального потенциала.БюджетКраснодарского краяимеет «программный бюджет». Его 90% статей расходов распределены по 26 государственным программам, имеющимсоциальнуюнаправленность.В виду негативныхсобытий последних летрегиональный бюджетнуждается в корректировке и доработке. Вближайшие годыфинансированиенекоторыхгосударственных программбудетснижено[4].

Кассовое исполнение расходов бюджетаКраснодарского краяв 2014 г. составило 203млрд.руб.или 94% к уточнённой сводной бюджетнойросписи и 95,5 % к уровню2013г.Из 26 государственных программв 2014г., 18быливыполнены более чем на 90% (среди них государственные программы в сфере образования, здравоохранения, культуры, формированияусловий для духовнонравственного развития граждан(100%)). Однако, к примеру, развитие топливноэнергетического комплексасоставиловсего 72%от запланированного значения.Суммарно всегосударственные программыбыли исполнены на 95%.Неполное исполнение государственных программ связано с ненадлежащим контролем за ходом их исполнения, несвоевременностью выделения средств и неэффективностью их расходования.Заблаговременное создание финансовыхрезервов может сгладить дефицит бюджетаипомочь доведестигосударственные программыдо конца.Нужнакорректировка и более жёсткий поэтапный контроль за их осуществлением.Показатели приводимыев Государственнойстратегии экономической безопасностиРоссии (1996 г.), можно использоватьпри определении уровняфинансовобюджетной безопасности.Некоторыеиз них актуальнылишь на уровнестраны(к примеру,золотовалютные запасы или уровень ВВП).Другие применимы для мониторинга состояния финансовобюджетнойбезопасности субъектов Российской Федерации(к примеру,отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимумуили динамика Валового регионального продукта (далее ВРП).Экономическая безопасностьрегиона, зависит от внешних(зависимость от импорта)и внутренних угроз(недостаточный уровень самомобеспечения жизненно необходимой продукцией). Их критичность и возможность возникновения можно заранее спрогнозировать и оценитьспомощью метода пороговых значений, которыеустанавливаются в процессе экспертного анализастатистической информации. Важноучитывать текущее состояние экономическогосубъекта, его интересы и цели, возможности и пути их достижения, так как пороговые значения для разных регионов могут различаться[9].Метод определения пороговых значений и разработки параметров финансовобюджетнойбезопасности необходим для мониторинга состояния экономикирегиона,и обеспечения финансовобюджетнойбезопасности с помощью создания финансоворесурсного резерва. С помощью данногометода можно оценить текущее состояние экономической безопасностисубъекта экономикии спрогнозировать его дальнейшее развитие, определить порядокрасходования имеющихся средств, при которомбудет возможно создание резервов, необходимых для поддержания субъекта в период кризисных ситуаций(пороговые значения позволят более рационально использовать бюджетные средства, и перенаправлять их из сферизлишнего использования, где и так уже всё налажено в проблемные зоны и отрасли экономики).Приведённые С.Ю. Глазьевымпороговые и практические показатели экономической безопасностистраны целесообразно применить и к регионам Российской Федерации,они позволяют всесторонне оценить уровень развития продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальнойи инновационныхсфер экономикирегиона, выявить слабые места и критические проблемы. Для оценки экономической безопасностизначение имеют пороговые значения показателей. Они взаимодействуют между собой.Важно, чтобы значения одного показателя не достигались в ущерб другим[3].

Для проверки целесообразности и эффективности использования пороговых показателей, с помощью семииз них была проверена финансовобюджетнаябезопасностьКраснодарского края, Владимирской области, Южного федерального округаи Московской: Динамика ВРП[4],[5], [6], [7]. У данного критерияпорогового показателя нет. Как видно в таблице ВРПво всех регионах увеличивается, так в Южном федеральном округеза три годаон увеличилсяна 27%, а в Краснодарском краена 30%. ВРП является основойдля исследования следующих качественных показателей(таблица 1):

Таблица 1

Динамика ВРПза три года (20122014г.), млн. руб.

ОбъёмВРП на душу населения даёт представление о количестве товарови услуг, приходящихся в среднем на одного жителя региона(таблица 2):Таблица 2Объём ВРП на душу населения (авторская таблица)

ПоказательПороговые значенияФактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.Объём ВРП на душу населения, руб.100% от среднего показателя по Российской ФедерацииРоссия317515348641376383ЮФОНе соответствует200306229214253152Краснодарский крайНе соответствует236751274996301436Московская областьНе соответствует314893336651359799Волгоградская областьНе соответствует195464220755235290Показательво всех проанализированных регионах не соответствуетпороговому значению: по Южному федеральному регионуна 33%, в Краснодарском краена 20%.УвеличениеобъёмаВРП на душу населения, говорит о том, что жители региона смогут позволить себе приобретениебольшего количества товаров и услуг.Объёминвестицийв основной капитал по отношению к ВРП. Онипредопределяют увеличениеэкономики, увеличение еёпроизводственногопотенциала,служатосновой для осуществления расширенноговоспроизводства, ускорения научно технического прогресса, развития социальнойсферы, обеспечения охраны природной среды(таблица 3):Таблица 3

Объём инвестиций в основной капитал (авторская таблица)

ПоказательПороговые значенияФактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.Объём инвестиций в основной капитал, % к ВРП25% от ВРПЮФОСоответствует38,8539,4040,49Краснодарский крайСоответствует57,1854,7156,07Московская областьНе соответствует20,6621,9322,52Волгоградская областьНе соответствует20,4723,8221,91

В Южном федеральном округеобъёма инвестицийв основной капиталдостигают40%от ВРП;Краснодарском крае

56%. Отсюда можносделать вывод, что вэкономикупоступает достаточно инвестицийдля развитияи поддержания её роста. Необходимо скорректировать их использование, увеличитьего эффективность[8].Доля населения с доходаминиже прожиточного минимума(таблица 4):Таблица 4Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (авторская таблица)

ПоказательПороговые значенияФактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.Доля населения с доходами ниже прожиточного минимумаМенее 8%ЮФОНе соответствует18,0715,3716,05Краснодарский крайНе соответствует13,511,210,4Московская областьСоответствует9,66,97,7Волгоградская областьНе соответствует15,113,613,4

В период с 2012по 2014г. уровеньнаселения сдоходами ниже прожиточного минимума уменьшилсяпо всем регионам:в Южномфедеральном округе до16%, Краснодарском крае 10%, Владимирской области 13%, Московской области 8%Не смотря на повсеместное снижениедоли населения с доходаминиже прожиточного минимума, показательдо сих пор выше порогового значения, как по Южному федеральному округу, так и в отдельно взятых регионах края. Данный негативныйпоказатель с каждым годом снижается, и в ближайшее время может достичь благоприятного уровнядля экономики. Если этому не помешают экономическиефакторы. Уровеньбезработицы важный показательэкономикистраны ирегиона(таблица 5):



Таблица 5

Уровень безработицы (авторская таблица)

Фактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.ЮФОСоответствует7,06,26,5Краснодарский крайСоответствует5,95,66,1Волгоградская областьСоответствует6,96,06,6Московская областьСоответствует3,72,92,8

В Краснодарскомкрае уровень безработицы составил6%, а в общем поЮжномуфедеральномуокругуон чуть выше 6,5%.

Отношение среднедушевых денежных доходовк прожиточному минимуму.Данный показатель позволяет определить может ли обеспечить экономическиактивное население, а именно работающая его часть,общество приемлемым уровнемпроизводства, позволяющим получать доходына одного жителя не ниже прожиточного минимума. К тому же данный показатель долженсампревышать минимум в 3,5 раза. Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, по ЮФО ниже порогового значения, хотя в Краснодарском крае и в Волгоградской области, среднедушевые доходы более чем в 3,5 раза превышают прожиточный минимум(таблица 6):Таблица 6

Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму (авторская таблица)

ПоказательПороговые значенияФактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.Отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, разБолее 3,5 разЮФОНе соответствует2,372,662,72Краснодарский крайСоответствует3,193,543,83Московская областьСоответствует4,324,964,66Волгоградская областьСоответствует7,227,968,74Скаждым годом растутсреднедушевые доходы. Это подтверждают, сделанные ранее выводы, о малом уровнебезработицы, снижениичисла населения с доходаминиже прожиточного минимума иувеличениеВРП.Ожидаемая продолжительность жизни при рождении является показателем общего качества жизни в регионе и уровнесмертности во всех возрастных группах. Она может также служить индикатором потенциального возврата инвестицийв человеческийкапитал(таблица 7):

Таблица 7

Ожидаемая продолжительность жизни населения (авторская таблица)

ПоказательПороговые значенияФактические показателиСубъектФО2012г.2013г.2014г.Ожидаемая продолжительность жизни, летБолее 75 летЮФОНе соответствует70,6571,2671,76Краснодарский крайНе соответствует71,271,772,3Московская областьНе соответствует70,3670,470,78Волгоградская областьНе соответствует70,570,9971,42В Южномфедеральномокруге средняя продолжительность жизнисоставляет почти 72 года, в Краснодарском краечуть больше 72 лет.Средняя продолжительность жизни, как по Российской Федерации, так и в Южном федеральном округене достигает уровняв 75 лет, в ближайшее десятилетие стоит ожидать преодоления этой планки. Для этого необходимыразвитие социальнойподдержки граждан имодернизация системы здравоохранения.Экономическая безопасностьКраснодарского краясоответствует 4 из 7 представленных пороговых показателей. Это говорит о существующих проблемах, на которыеследуетобратить внимание: 1)ОбъёмВРП на душу населения; 2)Доля населения с доходаминиже прожиточного минимума; 3)Ожидаемая продолжительность жизни населения. Представленные показатели взаимосвязаны между собойивлияют на производственный и технологическийпотенциал, социальнуюобеспеченность, и в целом на финансовуюи бюджетную безопасность. Для борьбы с данными негативнымитенденциями, необходим ростВРП и увеличениеденежных доходовна душу населения. Решение поставленных задач требует развития производств, создания новых рабочих мест, оказание социальнойподдержки и помощи малоимущему населению. Для этих целей в бюджетКраснодарского краявнесены государственные программынаправленные на улучшение условий жизни населения края, среди которых: 1)государственная программа«Развития образования». Эффективному использованию современного оборудования и увеличениюпроизводительности труда, могут поспособствовать не только инвестициив основной капитал, но и вложения в человеческий потенциал, в тех, кто в будущем станет работать на благо края. 2)государственная программа«Развития здравоохранения»(её цель –обеспечение населения современнымиуслугамимедицины, увеличениеэффективностилечения и снижениязаболеваемости, профилактические мероприятия для предотвращения сезонных и острых болезней). 3) государственная программа«Развития социальнойполитики»(социальнаяподдержкаотдельныхкатегорийграждан, поддержкаматеринства и детства, финансированиевыполнения государственныхзаданий по оказанию государственныхуслуг домаминтернатамдля престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатам);4)государственная программа«Развитие агропромышленного комплекса» (обеспечениеразвитиярастениеводства, увеличениеконкурентоспособности продукции растениеводства, субсидирование привлеченных юридическимилицамии индивидуальными предпринимателямикредитов, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства).Проведённый анализ позволил определить состояниефинансовойи бюджетнойбезопасности региона, оценить эффективность пороговых значений экономическихпоказателей на уровнерегиона при выявлении точек риска в продовольственной, производственной, инфраструктурной, финансовой, социальнойи инвестиционныхсферах экономики, за гранями которыхвозникает угроза нарушения равновесия и развития составных элементов региональной системы с последующим наступлением кризисных явлений.Пороговые значения показателей экономической безопасностирегиона, а также методика расчёта налогового потенциала, позволяют оценить текущее состояние финансовойи экономическойбезопасности субъекта Российской Федерации, проанализировав, как текущие показатели, так и отследив их динамику в ретроспективном применении, изучив их за прошлые периоды. Полученные данные могут помочь скорректировать бюджетнуюполитику региона, обратить внимание на проблемные зоны, выявить возможные угрозы и слабости в будущем.

Ссылки на источники1. Указ президента Российской Федерации «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред.указа президента Российской Федерацииот 25.07.2014 № 529);2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390ФЗ "О безопасности";3. Указ президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях) от 29.04.1996 N 608;4. Проект закона Краснодарского края «Об исполнении краевого бюджета за 2014 год», 2015 г.;5. Московская областная дума постановление от 19.06.2014 № 4/93№ «О Законе Московской области «Об исполнении бюджета Московской области за 2013 год»;6. Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета Волгоградской области за 2014 год (с учетом бюджета территориального внебюджетного фонда);7. Статистический ежегодник за 2015 г. Дата публикации:(02.06.2015 г.);8. Сайт: «Единая межведомственная информационностатистическая система», www.fedstat.ru.9. Управление системой стратегических приоритетов развития производственного потенциала региона: Электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. №65 (10), 2010г., http://ej.kubagro.ru/2011/01/pdf/26.pdf