Формирование экономических знаний учащихся общеобразовательной школы (на примере МОУ СОШ № 5 г. Магнитогорска)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузина Г. В., Байтурин З. З. Формирование экономических знаний учащихся общеобразовательной школы (на примере МОУ СОШ № 5 г. Магнитогорска) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3561–3565. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86750.htm.
Аннотация. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Отсюда вытекает неизбежность «экономизации» системы образования, включая школьное обучение. В статье раскрыта сущность содержания современного образования, описаны модели образования, раскрыты особенности экономического образования школьников, исследованы технологии преподавания экономики в школе МОУ "СОШ № 5" г. Магнитогорска, разработаны рекомендации по формированию экономических знаний учащихся в школе МОУ "СОШ № 5" г. Магнитогорска.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Байтурин Зинур Зияевич, Студент гр. 050400.62

Кузина Глафира Викторовна, ст.преподаватель кафедры Экономики и маркетинга, ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И.Носова»

Формирование экономических знаний учащихся общеобразовательной школы (на примере МОУ СОШ №5 г.Магнитогорска)

Аннотация.Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Отсюда вытекает неизбежность «экономизации» системы образования, включая школьное обучение. В статье раскрыта сущность содержания современного образования, описаны модели образования, раскрыты особенностиэкономического образования школьников, исследованы технологии преподавании экономики в школе МОУ "СОШ № 5" г. Магнитогорска, разработанырекомендации по формированию экономических знаний учащихся в школе МОУ "СОШ № 5" г. Магнитогорска.Ключевые слова:образование, экономические знания, технологии преподавания, инновационное образование

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Экономические знания –главный атрибут любой деятельности, предпосылка успешной работы практически во всех сферах. Отсюда вытекает неизбежность «экономизации» системы образования, включая школьное обучение.Объектом исследования является образовательный процесс в МОУ"СОШ№5"г.Магнитогорска, предметом исследования является экономическое образование в современной российской школе. Цель исследования изучить особенности современного экономического образования в школе, на примере МОУ"СОШ№5"г.Магнитогорска.

Гипотеза исследования заключается в том, что результат полученных знаний будет гораздо выше, если в процессе обучения экономике в общеобразовательной школе педагог будет внедрять психологические и практическиеразработки с применением информационных технологий.

Задачи исследования: раскрыть сущность содержания современного образования, выявить модели образования, раскрыть особенностиэкономического образования школьников, исследовать технологии преподавании экономики в школе МОУ"СОШ№5"г.Магнитогорска, разработать рекомендации по формированию экономических знаний учащихся в школе МОУ"СОШ№5"г.Магнитогорска.

Содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебнопознавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой–оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.Сравнительная характеристика моделей образования представлена в таблице № 1.Таблица 1.Сравнительная характеристика моделей образования

Сравниваемые показатели Модель образованиятрадиционная (формирующая) гуманистическая (личностноориентированная) Цель Формирование личности с заранее заданными свойствами Развитие личности как субъекта жизнедеятельности и человека культуры Роль ЗУНов Цель обучения Средство развития личности Положение обучающегося Объект процесса обучения Субъект процесса обучения Основные дидактические средства Монолог, знания, умения, навыки Диалог, полилог, сотрудничество,творческая учебнопознавательная деятельность Аксиологическая основа Потребности общества и производства Потребности и интересы личности Роль учителя, преподавателя Источник и контролер знаний Координатор, консультант, помощник, организатор (менеджер) Основные результаты Уровень обученности и социализированности Уровень личностного развития, учебная самостоятельность, самоопределение и самореализация

Охарактеризованные модели образования обладают рядом достоинств и недостатков, по которым их можно объединить в отдельные группы. На наш взгляд, целесообразно особо выделить традиционную (формирующую) модель образования, рационалистическую же модель можно считать разновидностью традиционной.Сегодня экономическая подготовка, основы которой должны быть заложены в школе, стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Среди целей школьного экономического образования можно выделить:формирование у школьников основы системного и экономического мышления, позволяющего приобрести умения и навыки осмысления новых экономических институтов, их взаимосвязей, ина основе этого аргументировано объяснять экономические явления и прогнозировать свои действия;воспитание экономически грамотного члена общества, умеющего понимать и оценивать социальноэкономические процессы, способного включиться в экономическую жизнь страны;помощь в приобретении опыта самостоятельного принятия решений в жизненных ситуациях (как гражданина, потребителя и т. д.) и формирование готовности использовать этот опыт в дальнейшей общественной и трудовой деятельности. Однако в настоящее время существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается общеобразовательная школа. Проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе:1.Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе. 2.Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога). 3.Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа. 4.Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования. Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школеможно подразделить на пять групп: 1. Подготовка школьных учителей экономики. 2. Эффективное использование межпредметных связей. 3. Создание интегрированных обществоведческих курсов. 4. Определение места экономического образования в школьной программе. 5. Развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики.И этоявляются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.Организация образовательного процесса в МОУ «СОШ №5 г.Магнитогорска осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Формы организации образовательного процесса определяются МОУ «СОШ №5 г.Магнитогорска.Общая численностьучащихся в МОУ «СОШ №5»г.Магнитогорскав 20112014 гг. представлена в таблице 2. Таблица 2. Общая численность учащихся МОУ «СОШ № 5» г.Магнитогорска

Контингентучащихся ежегодно увеличиваетсявсоответствиисуровнемдемографическойситуацииистроительством новых жилыхмикрорайонов.Учебный план МОУ «СОШ №5»г.Магнитогорсканаправлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формировать и сохранять единое образовательное пространство и реализовывать национальнорегиональный компонент государственного образовательного стандарта общегообразования.Школьный учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативной (школьной). Инвариантная часть плана содержит в себе Федеральныйи национальнорегиональный компоненты. Инвариантная часть учебного плана МОУ СОШ №5 г.Магнитогорска обеспечивает выполнение государственного образовательного стандарта, обеспечивает право на полноценное образование, сохраняет единство образовательного пространства страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности жителей Челябинскойобласти и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательного учреждения обязательным минимумомсодержания образования, обеспечивающим возможности продолжения образования.Было проведено исследование технологии преподавания экономики в школе МОУ «СОШ №5»г.Магнитогорска, а также рассмотрена технологии преподавания экономики.Результатом стало представление разработкирекомендаций по формированию экономических знаний учащихся в школе МОУ «СОШ № 5» г. Магнитогорска.Целью опытноэкспериментальной работы является выявление уровня сформированности знаний у учащихся 11 «Б» класса по дисциплине «Обществознание» МОУ «СОШ №5»г.МагнитогорскаДостижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:1.Выявить уровень усвоения знаний по дисциплине «Обществознание» у учащихся 11 «Б» МОУ СОШ №5»г.Магнитогорска;2.Выявить влияние различных средств и методов обучения на уровень усвоения экономических знаний учащимися.Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:1.Изучение и анализ литературных источников;2.Тестирование;3.Статистический анализ (обработка результатов нулевого, промежуточного и контрольного срезов).Тестирование испытуемых проводилось небольшими группами в компьютерном классе. Всего в опытноэкспериментальной работе приняло участие 32 учащихся 11 «Б» класса . Исследование проводилось с25 января по 28 марта 2015 года. Данная работа состояла из 3 этапов.На первом этапе работы был проведен нулевой срез знаний учащихся 11 «Б» класса, который показал, чтоиз 32 тестируемых учащихся на «отлично» ответило 3 учащихся, на «хорошо» ответило 10 учащихся, на «удовлетворительно» ответило 12 учащихся, на «неудовлетворительно» ответило 7 учащихся.На втором этапе был проведен традиционный урок, после данного урока по пройденному материалу по дисциплине «Обществознание» МОУ «СОШ №5»г.Магнитогорска был проведен промежуточный срез знаний учащихся 11 «Б» класса, итог данного тестирования показал, что из 32 тестируемых учащихся на «отлично» ответило 4 учащихся, на «хорошо» ответило 9 учащихся, на «удовлетворительно» ответило 13 учащихся, на «неудовлетворительно» ответило 6 учащихся. Таким образом, данное тестирование показало, что уровень знаний учащихся практически не изменился.На третьем этапе опытноэкспериментальной работы проводился урокзакрепление с применением мультимедийных технологий и деловых игр.В ходе опытноэкспериментальной работы по выявлению уровня знанию учащихся предложена деловая игра.После занятий был проведен контрольный срез знаний,который показал, что из 32 тестируемых учащихся на «отлично» ответило 10 учащихся, на «хорошо» ответило 19 учащихся, на «удовлетворительно» ответило 3 учащихся, на «неудовлетворительно» ответило 0 учащихся.Таким образом, данное тестирование показало, что уровень знаний учащихся значительно повысился, практически в 2 раза, следовательно, результат полученных знаний получился выше при внедрении мультимедийных технологий и деловых игр, что подтверждает нашу гипотезу.Использование ИКТна уроках позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире, а также при проведении внеклассных мероприятий по предметам. Внедрение информационнокоммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и в частности МОУ «СОШ №5»г.Магнитогорска.На наш взгляд обучение экономике в школе должно быть выстроено на деятельностной основе непосредственно через задачный подход. Именно благодаря учебным задачам наиболееэффективно формируется мышление, практические навыки и умения. Отказ от репродуктивных методов в пользу деятельностного обучения требует разработки дидактических материалов адаптированных для школы, разработку соответствующих методик обучения.

Ссылки на источники1.Бережнов А.Э., Гаврилова К.О., Зиновьева Е.Г. Проблемы финансирования дошкольного образовательного учреждения. Вестник магистратуры. 2014. № 72 (34). С.4447.2. Кузина Г.В., Савинова Т.Л., Усманова К.Ф. Государственная поддержка инновационного предпринимательства в современных условиях. Экономика и предпринимательство. 2015. №51 (581). С. 922925.3. Рахлис Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессепрофессиональной подготовки в вузе.Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007.4. Скворцова Н.В. Аналитическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области как фактора экономического развития региона. Сб.статей Международной научнопрактической конференции: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. 2015. С. 143151.5.Усманова К.Ф., Федоров Д.Н. Организация предприятий экономики. Экономика и политика. 2012. №5 (5). С. 7677.6. Захарин А.В., Королева Е.С., Кузина Г.В. Информационные и коммуникационные технологии в преподавании экономики работникам металлургических предприятий (на примере АНО ДПО КЦПК «Персонал»). Инновационная наука. 2015. № 121. С. 1421447. Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах (на примере МОУ «СОШ №55» г.Магнитогорска). Инновационная наука. 2015. № 121. С. 6366