Словообразовательные особенности имён существительных со значением ʻWegʼ в современном немецком языке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартюшова Е. В., Селезнёва М. Г. Словообразовательные особенности имён существительных со значением ʻWegʼ в современном немецком языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3596–3600. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86757.htm.
Аннотация. В статье изложены результаты исследования словообразовательных особенностей имён существительных со значением ʻWegʼ в современном немецком языке. Авторы рассматривают наиболее частотные модели и форманты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Селезнёва Мария Геннадьевна,студентка 4 курса бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык», ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имениМ.В.Ломоносова», г.Северодвинскselesnewa.marija@yandex.ru

Мартюшова Елена Валерьевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и германского языкознания ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имениМ.В.Ломоносова», г.Северодвинскe.martjushova@narfu.ru

Словообразовательные особенности имён существительных со значением ʻWegʼ в современном немецком языке

Аннотация.В статье изложены результаты исследования словообразовательных особенностей имён существительных со значением ʻWegʼ в современном немецком языке. Авторы рассматривают наиболее частотные модели и форманты.Ключевые слова: словообразование, простые, производные и сложные слова, словообразовательный формант.

Под словообразованием понимается как путь развития словарного запаса языка, так и структура слова. На сегодняшний день существует большое количество научных работ, посвященных словообразованию. Большинство исследований в области словообразованияпоследних летпосвящено уточнению места словообразования в современной науке о языке и уточнению роли словообразовательных процессов в формировании языка.Также не ослабевает интерес к изучению терминологической системы словообразования и собственно описанию словообразовательных процессов. Основная тенденция современного словообразования, как и лингвистики в целом, состоит в стремлении к интеграции различных методов, к поиску нетрадиционных точек зрения на объект исследования. Одни языковеды исследуютнестандартные способы образования лексических единиц и уточняют модели, другие –рассматривают словообразовательные модели в сопоставительном аспекте.Методом сплошной выборки из словаря «DasWörterbuchDudenonline»[1]нами было выявлено 83 лексические единицы со значением ʻWegʼ. Основанием для отбора в соответствии с выбранным в рамках данного исследования определением понятия ‘путь/дорога’ послужило наличие в дефиниции слова лексического идентификатора, номинирующего путь, а именно: Weg, Bahn, Pfad, Schneise, Route, Streckeи других лексем, синонимичных имени существительному Weg. Например:Feldbahn –schmalspurige, leicht zu verlegende Bahn.Autostraße –Straße, die nur für Kraftfahrzeuge von einer bestimmten mindestens zu fahrenden Geschwindigkeit an zugelassen ist.На материале отобранных единиц мы провели словообразовательный анализ. Нами были рассмотрены имена существительные с точки зрения строения словообразовательных моделей, а также по частотности употребления формантов. Сначала лексические единицы были распределены по типу словообразования: 1)простые, или корневые слова; 2) производные слова; 3) сложные слова. Дальнейшим этапом исследования стало выявление моделей вышеуказанных групп слов и распределение лексических единиц по группам и подгруппам в соответствии с этим анализом. В рамках нашего исследования мы придерживались классификации словообразовательных моделей, выделенной М.Д. Степановой[2]:1)корневые слова;2)производные слова, образованные безаффиксным путём;3)сложные слова (результат процессов словосложения и сращения);4)производные слова как результат суффиксации;5)производные слова, образованные с помощью полуаффиксов;6)сложносокращённые словаРассмотримгруппыподробнее.Сложные слова Имена существительные, являющиеся сложными, представлены в нашем корпусе примеров наиболее ярко. Нами была выявлена 51 лексическая единица, образованная в результате словосложения, сращения и по модели сложносокращенных слов. Примером сложных слов могут послужить такие лексемы как: dieAutobahn, derReitweg, derHufschlagи другие.Наиболее ярко представлены в нашем корпусе примеров единицы, образованные словосложением (49 лексем), например:dieAschenbahn, derFußwegи другие. Согласно классификации по структурногенетическому типу большая часть слов данной группы являются полносложными соединениями (40 имен существительных), например: dieRingstraße, dieSackgasse, dieFeldbahn, derTrampelpfadи другие.Рассмотрим некоторые примеры подробнее: субстантив derFluchtwegобразован путём сложения двух простых слов, имён существительных: der Fluchtweg: Flucht+ Weg,смотритетакже: derBergpfad: Berg+ Pfad.Примераминеполносложныхсоединениймогутслужить9 именсуществительных, какdie Aschenbahn, die Handelsstraße, der Höhenweg, die Leitungsbahn, der Plattenweg, der Seitenweg, der Seitenpfad, die Aschenbahn, die Handelsstraße.Например, субстантивdieHandelsstraßeобразован в результате сложения двух корневых словHandelиStraße, соединенных связующим элементомs.В ходе анализа неполносложных соединений было выявлено, что в нашем корпусе примеров чаще встречается соединительный элемент en, например: Aschenbahn, Plattenwegи другие. Соединительный элемент sприсутствует в структуре двух сложных слов, это Leitungsbahn, Handelsstraße. Нами не было обнаружено субстантивов с соединительным элементом er.Анализируя сложные слова по синтаксикосемантическому принципу, мы пришли к выводу, что все немецкие имена существительные со значением „Weg“ являются определительными, например derSandweg«песчаная дорога», derRadweg«велосипедная дорожка» и другие. Это может быть связано с тем, что первая основа в сложном слове служит для конкретизации типа дороги, уточнения ее назначения, локальной характеристики и тому подобное. Например, в сложном слове Hauptwegпервая, характеризующая основа указывает на значимость дороги. Первая основа в субстантиве Sandwegуказывает на тип покрытия дороги. В свою очередь, первая основа композита Uferwegрепрезентирует локальную характеристику, а именно, место для прогулок. Нами были выявлены следующие модели сложных слов, образованных в результате словосложения:1)«субстантив + субстантив»,35 существительных:die Ausfahrtstraße, die Autostraße,der Eiskanal,die Prachtstraße,die Sackgasse,der Sandweg,derSommerwegитакдалее.Например, субстантив derWaldwegобразован путём сложения двух простых слов «Wald+ Weg», поэтому имеет структуру слова «субстантив + субстантив».2)«глагол+ субстантив», 9 лексем: die Fahrstraße, die Flaniermeile, der Spazierweg,der Trampelpfad, der Wanderweg.Например, субстантив derSpazierwegобразован от основы глагола spazierenи основы простого слова Weg.3)

«субстантив + n(соединительный элемент)+субстантив»,5 лексем: dieAschenbahn, derHöhenweg, derPlattenweg, derSeitenweg, derSeitenpfad.Например, словообразовательная структура субстантива derSeitenwegвыглядит следующим образом: «Seite+ n+ Weg».4)«субстантив+ s(соединительныйэлемент) + субстантив»,4 существительных: die Durchfahrtsstraße, die Durchgangsstraße, dieHandelsstraße,die Leitungsbahn.Например, субстантив dieDurchfahrtsstraßeсостоит из основы производного слова Durchfahrt, соединительного элемента sи основы простого слова Straße.5)«прилагательное + субстантив»,2 лексемы: dieFernstraße, derHohlweg

Например, существительное dieFernstraßeобразовано сложением основ имени прилагательного fernи основы простого слова Straße.6)

«числительное + субстантив + субстантив»,одно слово –dieEinbahnstraße. К его образованию привело сложение числительного ein, и основ 2 простых существительных Bahnи Straße.7)«числительное + субстантив + n+ субстантив»,одна лексема–dieEinschienenbahn.Его структура выглядит так: основа числительного ein, основа простого существительного Schiene, соединительный элемент nи основа простого слова Bahn. Сложносокращёнными словамив нашем корпусе примеров являются 2 единицы. Субстантив derWechselсокращен от derWildwechsel. Также сюда относится существительное dieBahn(сокращение от dieEisenbahn).Что касается частотных формантов, то наиболее ярко в исследуемом материале представлены сложные слова, в структуру которых в качестве форманта входит единица Weg(23 имени существительных). КнеймыможемотнеститакиеименасуществительныекакderFluchtweg,der Fußgängerschutzweg, der Gartenweg,der Kiesweg, der Reitweg, der Rennweg, der Seitenweg, der Waldwegидругие.ВторуюпочисленностигруппуобразуютлексемысосновойStraße(14 единиц), такиекакdie Ausfahrtstraße, die Autostraße, die Durchgangsstraße, die Handelsstraße,die Heerstraße,die Passstraße, die Prachtstraßeидругие.Третья группа объединяет 7 субстантивов с основой Pfad. Этосубстантивы: der Bergpfad, der Dschungelpfadder Saumpfad, der Treidelpfad идругие.Четвертую группу составляют существительные, словообразовательная структура которых содержит формант Bahn(6 лексем), такие как dieAschenbahn, dieAutobahn, dieLeitungsbahnи так далее.Частотность именно вышеуказанных формантов можно объяснить тем, что эти основы являются репрезентантами интегральной семантики в рамках нашего исследования, а именно обозначают различные типы дорог. Мы также выявилиосновы, неоднократно встречающиеся в нашем корпусе примеров в качестве первой, характеризующей основы. Самой многочисленной группой сложных слов являются композиты, в структуру которых в качестве первого форманта входит основа Auto: Autobahn, Autostraße.Вторую группу составляют лексемы с основой Fuß, такие как Fußweg.По два раза встретились основы:–Berg: Bergpfad, Bergstrasse.–Fahr: Fahrweg, Fahrstraße.–Land: Landweg, Landstraße.–Seite:Seitenpfad, Seitenweg.Производные словаСреди слов, составляющих корпус примеров данного исследования, 8 единиц являются производными. Они являются результатом следующих процессов: бессуффиксальное словопроизводство, конверсия (субстантивация), префиксация, суффиксация и полуаффиксация.Бессуфиксальное производствоможет быть проиллюстрировано единицей: Aufstieg.ЛексемаAufstiegобразована от глагола aufsteigenпутем изменения корня. Сюда мы может также отнести такие субстантивы как:derAnstieg, derAufgang, derDurchgang.В качестве словообразовательной основы для существительных данной подгруппы выступают глаголы: aufsteigen, ansteigen, aufgehen, durchgehen.1 субстантив со значением ʻWegʼ,образован в результате субстантивации. Лексическая единица derSchlenkerобразована от глагола schlenkernпутем перехода глагола в класс существительного. Лишь 2 имени существительных образованы суффиксальным путём. ЭтоdieDurchfahrtиdieZufahrt. Они были образованы то глаголов zufahrenи durchfahrenпутём присоединения к основе глагола суффикса t:Zufahrt

–zufahr+ t

Durchfahrt

–durchfahr+ tСогласно проведённому анализу, 1 имя существительное образовано путём полуаффиксации. Это субстантив dieNebenstraße,образованный с помощью полупрефикса nebenот простого словаStraße.Полупрефикс nebenпривносит в семантику производного слова сему ʻвторостепенностьʼ.В рамках нашего исследования не было выявлено существительных, образованных путем полусуффиксации и префиксации.Простые слова Простые или корневые слова представлены в нашем корпусе примеров незначительно. Намибыловыявлено7простыхслов. Этоdie Gasse, die Meile, der Pass, der Pfad, der Steig, die Straße, der Steg.Кроме тогок простым словам относятся заимствованные слова, которые не являются результатом словосложения или словопроизводства на немецкой почве. Этотакиеслова, какdie Allee, die Avenue, der Boulevard, der Chaussee, die Loipe, die Pikade, die Piste, die Serpentine, die Taxiway, der Trail.Следует отметить, что большее количество заимствований в нашем корпусе примеров это заимствования из французского языка, например, diePiste, dieAvenue, derBoulevardи другие. 2 лексемы были заимствованы из английского языка(derTaxiway, derTrail) и лишь одна лексема из норвежского языка –dieLoipe.Таким образом, мы предприняли попытку изучить особенности словообразовательной структуры имён существительных со значением ʻWegʼи классифицировать их. Как показывает наше исследование, большая часть единиц нашего корпуса примеров является сложными словами. Это подтверждает утверждение лингвистов о том, что данный способ словообразования является в немецком языке наиболее продуктивным.

Ссылки на источники1.Степанова, М.Д. Словообразование современного немецкого языка / М.Д.Степанова. –М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1984. –С.37375.2.Dudenonline[Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.duden.de/(Дата обращения: 22.01.2016).