Трансформация понятия «доступная среда» в феномен социальной жизни

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисенко А. С. Трансформация понятия «доступная среда» в феномен социальной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3591–3595. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86756.htm.
Аннотация. В современном обществе, в котором право человека ценится превыше всего, вопрос инклюзии стоит очень остро и возникает необходимость создания беспрепятственной среды, в которой инвалид может жить самостоятельно, являясь равным представителем социума во всех сферах. Работа является исследованием понятия «доступная среда», мирового опыта и законодательной базы в обеспечении инклюзии и процессов взаимодействия государства и гражданского общества в сфере формирования доступной среды. Создание доступной среды невозможно без сотрудничества государства и гражданского общества. Россия должна двигаться в этом направлении, опираясь на лучший зарубежный опыт.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Борисенко Альбина Сергеевна,Студентка 4 курса направления журналистика Института журналистки, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета. albina.brsk@gmail.com

Трансформация понятия доступная среда в феномен социальной жизни

Аннотация.В современном обществе, в котором право человека ценится превыше всего, вопрос инклюзии стоит очень остро, и возникает необходимость создания беспрепятственной среды, в которой инвалид может жить самостоятельно, являясь равным представителем социума во всех сферах. Работа является исследованиемпонятия«доступная среда», мирового опыта и законодательной базы в обеспечении инклюзии и процессов взаимодействия государства и гражданского общества в сфере формирования доступной среды. Создание доступной среды невозможно без сотрудничества государства и гражданского общества. Россия должна двигаться в этом направлении, опираясь на лучший зарубежный опыт. Ключевые слова:инклюзия, доступная среда, безбарьерная среда, маломобильные группы населения

В последние несколько лет в российском обществе происходит переосмысление отношения человека к городской среде, всё большую популярность набирает такая наука как урбанистика. Появляются новые эстетические и функциональные требования к пешеходным зона, переходам, дорогам, парковочным местам, паркам и скверам и к другим объектам урбанистического пространства. Но самое главное –всё чаще звучат такие понятия как «комфортный город», «город длялюдей». Говоря о благоприятной, удобной городской среде в контексте современного мира, в котором жизнь человека и его права стоят на первом месте, нельзя избежать разговора о наименее защищённых –маломобильных группах граждан. В России проблема безбарьерной, доступной среды сегодня одна из самых острых и наиболее обсуждаемых тем. Хотя в массовом сознании понятие «доступная среда» обозначает лишь обустройство общественно важных мест пандусами и поручнями, на самом делебезбарьерная среда является более разнообразным и широким явлением.Под термином доступная (или безбарьерная) средамы, как правило, подразумеваем среду, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут беспрепятственно использовать люди cограниченными возможностями здоровья.[1]Однако,в широком смысле доступная среда –это наиболее легкие и безопасные условия, которые способствуют независимому образу жизни маломобильных группу населения. В представлении современной урбанистики и градостроительства доступная среда должна служить не только инвалидам: согласно правовым актам Российской Федерации к маломобильным группам населения относятся также люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками, дети и т.д.То есть, несмотря на то, чтоидея создания безбарьерной среды первоначально ориентирована на лиц с ограниченными возможностями здоровья, она при этом служит каждому, кто может испытывать какиелибо трудности в передвижении, а следовательно, в её реализации должна быть заинтересована большая часть общества.Согласно определению доктора социологических наук, проф.НИУ ВШЭ Е.Р. ЯрскойСмирновой, доступная среда –окружающая человека материальная среда, в которой или при помощи которой он удовлетворяет свои жизненные потребности и которая позволяет беспрепятственно достичь нужного места. ЯрскаяСмирнова пишет: «Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, информации и каналов коммуникации является условием независимой жизни инвалидов и иных маломобильных групп населения (пожилых людей, людейс детскими колясками, детей)».[2]Со времени своего основания Организация объединенных наций(ООН)была заинтересована в улучшении жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Такая позиция основана на одном из главных принципов ООН: поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех.Существует множество правовых документов,таких как Устав ООН, Всеобщая декларации прав человека, Международный пакт по правам человека, и другие договоры в этой сфере, которые утверждают, что инвалиды равны в своих гражданских, политических, социальных и культурных правах со всеми остальными людьми. 13 декабря 2006 года были приняты «Конвенция ООН о правах инвалидов»и Факультативныйпротокол к ней. ДевятаястатьяКонвенции, «Доступность», гласит: «Чтобы наделить инвалидов возможностью вестинезависимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государстваучастники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационнокоммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах».[3]Таким образом, проблема доступной среды признаётся ООН такой же серьёзной проблемой, как и доступное образование и право на труд для инвалидов. Однако, определённые движенияв сторону формирования доступной среды и создания равных условий для маломобильных групп населения происходили задолго до появления Конвенции. Первыми за свои права начали бороться общественные организации, объединяющие инвалидов. Так, в 1960 годы в Германии началась борьба за независимое проживание инвалидов. Здесь в свое время самой активной и действенной силой стало «Движение за независимое проживание», которое зародилось в среде молодых инвалидов, недовольных тем, что отстаиванием их интересов занимались не они сами, а родители, объединившиеся в ассоциации по признаку диагноза.В основу отношения концепции их реабилитации был положен следующий принцип: «Инвалиды лучшедругих разбираются в своих нуждах, поэтому они должны сами принимать решения, а общество должно не столько руководить ими, сколько помогать им реализовать эти решения».[4]В 1982 году активисты движения познакомились с концепцией независимого проживания, принятой в США и Великобритании. В Америке движение «За независимое проживание» возникло в 1970е годы в результате борьбы общественных организаций на политику в области защиты прав и свобод инвалидов. Движение основывалось на защите прав потребителей, гражданских прав и групп самопомощи. В идеологии независимого проживания человек с инвалидностью определен как потребитель услуг, а не как пациент или клиент –а значит, равный со всеми.В рамках идеи независимого проживания проблемы рассматриваются как препятствия, существующие в самой окружающей среде, включая экономику, архитектуру, а не как результат физической и/или психической инвалидности потребителя услуг. Это мировоззрение также подчеркивает, что препятствующие свободной жизни проблемы надо искать в незащищенности прав и в сверхзависимости от окружающих, а не от физиологических недостатков индивидуума.[5]Главная суть независимости, с точки зрения движения за независимое проживание, заключается в возможности человека контролировать свою жизнь в обществе. Рождается принцип: «помоги мне сделать это самостоятельно», следуя которому общество и государство должно создать условия, в которых маломобильные граждане могут существовать без посредников. Встранах Запада формирование доступной среды началось в результате активного гражданского движения, поэтому сегодня созданнаядоступная среда может определяться как результат интеграционного творчества государства и общественности по созданию равных условий в окружающей, экономической, профессиональной и культурной среде для всех групп граждан.ВРоссии жесловосочетание «Доступная среда» это, прежде всего, название федеральной программы, инициативы государства.В 2008 году Российская Федерация подписала «Конвенцию о правах инвалидов»ООН. Этот жест показал готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов, и утвердил принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. В 2012 Конвенция была ратифицирована в России.Федеральная программа «Доступная среда», разработанная Министерством труда и социальной защиты населения в 2010 году, являлась одним из основных компонентов выполнения Конвенции ООН о правахинвалидов в России. Кроме того такое решение имело особое значение в контексте подготовки к Паралимпийским играм 2014 в городе Сочи, который стал «настоящим градостроительным полигоном, городоммоделью, где решают, как вписать современные стандарты безбарьерной среды в российские города».[6]Среди показателей эффективности –доля доступных для инвалидов приоритетных объектов в регионах; ожидалось, что их число увеличится с 16% в 2012 году до 45% в 2015м.[7]«Создание доступной среды для инвалидов позволитим реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны», говорится в тексте Постановление от 17 марта 2011 г. N 175 о государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011 2015 годы.Первый двухлетний этап программы предусматривал обследование и паспортизацию объектов и услуг для инвалидов в регионах. А с 2013 года началась практическая часть адаптация под нужды инвалидов «наиболее приоритетных объектов и услуг», среди которых спортивные учреждения, учреждения здравоохранения, образованияи культуры.[8]

В ноябре 2015 года кабинет министров принял решение о продлении программы «Доступная среда» до 2020 года. За это время Правительство намерено расширить доступность социальных объектов для инвалидов. Планируется, что к 2020 году две трети таких зданий должны стать доступными. Например, доля общеобразовательных организаций с безбарьерной средой для инклюзивного образования детейинвалидов составит 25%, в то время как в 2014 году были оборудованы лишь 12,8 процента.[9]Сравнивая зарубежный и российский опыт, мы уже можем отметить существенную разницу: создание доступной среды стало инициативой государства, а не гражданского общества.1 сентября 2015 года международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад о состоянии инклюзивного образования в России. Отмечая ряд важных шагов, предпринятых российским правительством за последние годы для развития инклюзивного образования, авторы доклада признали, что на данный момент длямногих детей и взрослых с инвалидностью качественные образовательные услуги всё же остаются недоступными.Доклад «Оставшиеся за бортом» был подготовлен по итогам опроса 200 респондентов: детей и взрослых с инвалидностью, их родственников, волонтёров, активистов родительских организаций и чиновников Министерства образования РФ. Среди причин, затрудняющих в России доступ к образованию для людей с инвалидностью, авторы доклада называют отсутствие в общеобразовательных школах необходимых условий: пандусов,современных ассистивных технологий, тьюторов для детей с нарушениями зрения, слуха или ментальной инвалидностью.[10]Согласно данным Министерства образования РФ, в России всё же происходит формирование полноценного инклюзивного образования: общее число детей с инвалидностью, обучающихся в общеобразовательных школах, с 2012 года увеличилось более чем на 15%.[11]В свою очередь в том же 2015 году Центр «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта признал реализуемую программу неэффективной. Проведённые при участии экспертов из разных регионов России исследования показали существенную разницу между официальными отчетами и оценками простых граждан, в интересах которых и создавалась эта программа. В ходе проведённого опроса были получены следующие результаты: 46% экспертов считают, что ситуация с доступностью социальных объектов за последнее время (больницы, поликлиники, социальные магазины, объекты обслуживания и пр.) улучшилась незначительно и требуется еще проделать много работы, а 18% экспертов считают, что доступность повысилась значительно. Также 33% экспертов сообщили, что адаптированный транспорт сегодня попросту отсутствует, но пояснили, что частично такие функции берет на себя служба социальных такси. Из числа опрошенных экспертов 57% сообщили, что в их регионе есть маршруты, по которым ходит адаптированный общественный транспорт, но лишь 10% отметили, что на нем можно добраться до всех социальнозначимых объектов, остальные 47% опрошенных считают, что такого транспорта очень мало.[12]К сожалению, многие проблемы, с которыми маломобильные группы граждан сталкиваются в повседневной жизни, попрежнему связаны в первую очередь с отсутствием безбарьерной среды, а, следовательно, и доступности к окружающему миру. На практике это означает, что около 13 миллионов россиян с ограниченными возможностями здоровья зачастую просто не способны самостоятельно покинуть свой дом и добраться до поликлиники, кинотеатра или института, что является ущемлением их прав на свободное передвижение и доступ к инфраструктуре. По мнению аналитиков «Народной экспертизы», причины расхождений между официальными данными и реальностью связаны с тем, что в программе «Доступная среда на 2011–2015 гг.» должным образом не были отражены критерии оценки эффективности и качества комплекса мероприятий, проводимых в ее рамках.[13]Директор Центра «Народная экспертиза» Николай Николаев отметил, что все меры госпрограммы должны содержать чёткие формулировки и иметь конкретные показатели их эффективности. В противном случае к 2020 году официальные представители власти будут говорить о достигнутом прогрессе в улучшении качества жизни инвалидов, в то время как они «все еще будут оставаться «невыездными» даже из собственного подъезда».[14]Неточности в формулировки требований к доступной среде и поверхностное понимание путей реализации правительствами регионов России самой Программы основные причины медленного развития и воплощения в жизнь безбарьерной среды в России.Так, по словам активистов саратовского общества родителей детейинвалидов «Радость движения», зачастую чиновники разных уровней сводят тему безбарьерной среды к сооружению пресловутых пандусов, не вникая в нюансы. По подсчетам саратовского Министерства соцразвития, за два года съездами для колясочников оборудовали более 400 учреждений соцсферы (это 70% от имеющихся). Обществом «Радость движения» был проведен общественный рейд: родители детейинвалидов вместе с журналистами объехали больницы и проверили, пригодны ли эти пандусы к использованию. Для инвалидаколясочника важны многиемелочи: угол наклона пандуса, приемлемое нескользкое покрытие, перила, находящиеся с двух сторон в случае, если человек предпочитает держаться двумя руками или одна рука не функционирует, и прочее. Как выяснилось, в большинстве зданий пандус —это два металлических профиля, уложенные поверх ступенек.[15]Используя описанные выше акциидвижения «Радость движения» и исследование Центра «Народная экспертиза» в качестве наглядных примеров повсеместной проблемы, справедливо утверждать, что лишь при взаимодействии властии заинтересованного гражданского общества можно создать разноплановую и полноценную безбарьерную среду, затрагивающую все сферы жизнедеятельности человека.

С момента запуска программы «Доступная среда» в стране активировались различные общества, объединения, союзы инвалидов, индивидуальные инициативы, к тому же начали появляться и новые. Подобная отзывчивость вызвана либо ощущением растущей поддержки со стороны государства и стремлением внести свою лепту, или же недостаточно высоким качеством воплощения целей и задач, поставленных на государственном уровне.

Так, например, уже вышеупомянутая общественная организация «Радость движения» смогла в 2010 году совершить так называемую «революцию колясок». Предоставляемые Фондом социального страхования за счёт бюджетных средств дешёвые инвалидные коляски не соответствовали требованиям для обеспечения комфортной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, но побеждали в госзакупках, поэтому семьи ни на что другое рассчитывать не могли. Тогда родители детейинвалидов, заручившись поддержкой СМИ, пришли в кабинетсаратовскогообластного министра соцразвитияи принесли китайскую инвалидную коляску, и наглядно продемонстрировали: усадить «тяжелого» ребенка в такую коляску невозможно —он упадет. Чиновники не пожелали, чтобы скандал был освещён в прессе. Для того, чтобы выяснить все требования недовольных родителей Министерство устроило выставку различных моделей колясок. В течение нескольких дней был проведён «тестдрайв» предложенных моделей, родителии дети заполнили анкеты с пожеланиями, согласно которым прошли последующие госзакупки.[16]

Другой пример, история Сергея Яркова, жителягорода Строитель Белгородской области. Сергей страдает спинальной амиотрофией Верднига—Гоффмана –редким заболеванием,при котором не растёт мышечная масса.

Сергей колясочник и живёт на втором этаже.Его коляска довольна простая,не была оборудована так называемым ступенькоходом, механизмом, позволяющим спускаться на коляске по лестнице. То есть по факту Сергей оказался заложником собственной квартиры без какойлибо возможности покинуть её самостоятельно. Фонд социального страхования, куда в начале 2014 года был направлен запрос о предоставлении нужной коляски, отказался предоставлять таковую, поскольку она отсутствует в Федеральном перечне технических средств реабилитации. Ярков обратился в суд, судья Яковлевского районного суда Белгородской области Ирина Польшикова вынесла решение в его пользу. Но вскоре Фонд соцстразования подал апелляцию. Белгородский областной суд в предоставлении коляски Сереже отказал.Тогда 1 июня 2014г.Ярков создал на сайте change.org петицию «Прекратите пытки: выдайте мне специальную инвалидную коляску» и отправил письмо со своей историей в редакцию «Новой газеты». В течение десяти дней петиция собрала 100 000 подписей. В июле2014г.в №75 «Новой газеты» вышел материал Виктории Ивлевой «Коляска», написанный после встречи с Сергеем, в ответ на статью фонд прислал в редакцию письмо: коляска не полагается, необходимо приобретать за свой счёт 395 000 рублей.«Новая» направила запрос на имя заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец. Это решение оказалось правильным. 5 сентября редакция получила сообщение за подписью первого заместителя губернатора Белгородской области Валерия Сергачева: правительством области была достигнута договоренность с Гуманитарным фондом Андрея Скоча «Поколение» о приобретении инвалидной коляскиступенькохода для Сергея Яркова.[17]

Это одни из многих примеров самостоятельной деятельности активистов и гражданского общества. Сегодня общественные и образовательные учреждения, ассоциации инвалидов составляют брошюры, пособия, посвящённые формированию доступной среды, проводят мероприятия, несущие просветительский характер в этой сфере, составляютрекомендации для исполнительной власти.

Также в реализации доступной среды в России оказались заинтересованы и крупные компании. Например, в преддверии Паралимпиады в Сочи,компания «Мегафон» запустила проект по переоборудованию салонов сотовой связи пандусами; по заказу РЖД к Паралимпийским играм были разработаны вагоны со специальными купе для инвалидов и подъемниками; «Группа ГАЗ» поставила в Сочи около 600 специальных автобусов, часть которых теперь используется на маршрутах вПодмосковье и СанктПетербурге.[18]Однако активность общественных организаций, компаний и отдельных людей на данный момент всё ещё остаётся невысокой. Об этом и о необходимости соучастия общества вформировании доступной среды активистов в мае 2013 года говорил в интервью изданию «Коммерсант» Артём Моисеенко, Президент Дальневосточной межрегиональной организации инвалидов «Ковчег». По его словам, для продуктивной работы общественных организаций, способных выявлять проблемы и решать их, являясь связующим звеном между нуждающимся в помощи населением и государством, нужны новые, активные, неравнодушные люди: «Сегодня в самой крупной всероссийской структуре, объединяющей инвалидов и получающей государственные средства, сидят люди старого поколения, они мыслят постарому, у них даже слова старые: «первички», «съезды» и т. д. И все, что делают эти люди для инвалидов в большинстве регионов,—это чаепития в Декаду инвалидов. А средства выделяются. <…> Миллиарды в год тратятся на решение проблем инвалидов —по федеральным программам и напрямую на всероссийские организации инвалидов. А до реальных потребителей, которые нуждаются в помощи, деньги просто не доходят. Колясок нет, реабилитации нет, спорта нет, различных мероприятий, которые хоть както людей поднимали бы с постели, нет —чтобы человека вытащить на улицу, вовлечь его в активную жизнь. Это проблема номер один».[19]В своём интервью он отметил, что понастоящему ситуация в стране изменится только тогда,когда общественные организации и инициаторы будут активно действовать, принимать участие в системе взаимодействия с государством и обществомСогласно словарю Ожегова, феномен –это «выдающееся явление, исключительное в какомнибудь отношении».[20]Инклюзия, интеграция инвалидов в общество, как таковая является феноменом, так как подразумевает важный, широкомасштабный процесс их вовлечения во все спектры общественных отношений: образование, труд, общение, развлечения. Для этого должна быть создана доступная, безбарьерная и доброжелательная среда. Инклюзия станет возможна только при соучастии общества в её формировании. Поэтому, считаем важным рассматривать доступную среду не только как программу или комплекс действий по созданию и распространению инструментов, способствующих независимой жизни маломобильных групп населения (среди которых не только инвалиды, но и беременные женщины, женщины с колясками, дети, пожилые люди и др.), но и как целую систему взаимодействия государства и гражданского общества для воплощения совместных или индивидуальных инициатив по созданию безбарьерного пространства. Основываясь на опыте США и Европы, где правозащитная деятельность в отношении инвалидов началась благодаря активным действиям общественных организаций, и на формирующемся опыте России, где население начинает замечать слепые зоны действующей Программы «Доступная среда» и стремится к совершенствованию реализации заложенных в ней идей, было бы справедливо отметить, что пока люди с ограниченными возможностями здоровья не будут услышаны обществом и государством, качественная реализация идеи безбарьерной среды будет невозможна. В противном случае любая инициатива «сверху», не получившая отклика –будь то критика или благодарность –по факту уйдёт в никуда, не повлечёт за собойблагоприятных последствий и вряд ли получит грамотное развитие.

Ссылки на источники

1. См.: М. Новиков, В. Школьников, Н. Присецкая, П. Обиух. Иллюстрированное справочное пособие «Доступная среда для инвалидов». М.:, 2003 г. –С.4

2. Романов П. В., ЯрскаяСмирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. –Саратов:, 2006 –С.106.

3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года 4. См.: Урядницкая Н. А. Самоопределение и самостоятельная жизнь // Синдром Дауна XXI век, №2, 2009 –С.37405. См.: Сафронов К. Э. «Безбарьерная городская среда», учебное пособие 2е издание. –Омск:, 2011 г. –С.366. См.: Черных А. Игры неограниченных возможностей [Электронный ресурс] Точный адрес статьи: http://www.kommersant.ru/doc/2177979 [29.10.2015]7. См.: Грицюк М. Среда становится доступней [Электронный ресурс] Точный адрес статьи: http://www.rg.ru/2012/12/08/sredasite.html [29.10.2015]8. См.: НевиннаяИ. Полоса препятствий//Российская газета Неделя, №5352 (273), 2010. –С.129. См.: Кузьмин В. Под диктовку экономики//Российская газета Федеральный выпуск, №6805 (234), 2015 –С.310. См.: Алленова О. Образование с ограниченными возможностями//Коммерсантъ, №159, 2015 –С.511. См.: Алленова О. Образование с ограниченными возможностями//Коммерсантъ, №159, 2015 С.5

12. См.: Стала ли среда «доступней»? [Электронный ресурс] Точный адрес статьи: http://narexpert.ru/stalalisredadostupnej/ [1.12.2015]

1314. См.: Проект программы «Доступная среда на 2011–2020 гг.» после доработки в кабмине сохранил недостатки [Электронный ресурс] Точный адрес статьи: http://narexpert.ru/ekspertyonfproektprogrammydostupnayasredana20112020ggposledorabotkivkabminesoxranilnedostatki/ [1.12.2015]1516.См.: Андреева Н. Легкий доступ в интернат//Новая газета, № 2, 2013 –С.8917. См.: Жилин И. Коляска приедет//Новая газета, № 102, 2014 –С.2318. См.: Шлыков А. Без барьеров [Электронный ресурс] Точный адрес статьи: http://expert.ru/russian_reporter/2014/10/bezbarerov/ [23.11.2015]

19.См.: Алленова О. До реальных потребителей, которые нуждаются в помощи, деньги просто не доходят//Коммерсантъ Власть, №18, 2013 –С.29

20.См.: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», издание 16е, исправленное под редакцией доктора филологических наук, профессора Н. Ю. Шведовой. М.:, 1984.–С.739