Формирование нормативно-правовой основы деятельности прокуратуры в период ранней модернизации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пантелеева В. А. Формирование нормативно-правовой основы деятельности прокуратуры в период ранней модернизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3611–3615. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86760.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения института прокуратуры в петровскую эпоху. Делается акцент на анализе нормативных источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Отмечается особый правовой статус прокуратуры, и выявляется ее место в системе органов государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пантелеева Валерия Александровна,студентка 4 курса гуманитарноправового факультета ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»miss.leraiv2015@yandex.ru

Формирование нормативноправовой основы деятельности прокуратуры в период ранней модернизации

Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновенияинститута прокуратуры в петровскую эпоху. Делается акцент на анализнормативных источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Отмечается особый правовой статуспрокуратуры и выявляется ее место в системе органов государства. Ключевые слова: право, история, прокуратура, Правительствующий Сенат, прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации, призванная осуществлять надзор за исполнением законовивыступать гарантом прав, свобод и законных интересов граждан, имеет давнюю историю, берущуюсвои истоки в петровской эпохе. Модернизация государственного аппарата, осуществляемая Петром Великим путем радикальных преобразований на основе полного или частичного заимствования западного опыта, привела к учреждениюв России прокуратуры, которая должна былапрежде всего уделятьособое вниманиенадзору за соблюдением государственных интересов.Учредив в 1711 г. Правительствующий сенат и предоставив ему широкие полномочия, Петр I потребовал«учинить фискалов во всяких делах», осуществляющих от имени Сената надзор за местным и высшим управлением. Функции фискалов на основании указов от 5 марта 1711 г. и 17 марта 1714 г. заключались в том, что они должны были «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления должностныхлиц[1, № 2331; 2, № 2786].

Следует отметить, что одновременно с развитием фискальной службы царь стремился усовершенствовать контролирующую деятельность путем усиления ее гласности и публичности. С этой целью в 1715 г. была учреждена должность генералревизора. Тем не менееэто нововведениеоказалось неудачным: В. Зотов, назначенный на эту должность, по своим личным качествам был неспособен выполнять возложенные на него обязанности. И вскоре должность генералревизора была упразднена.Однакопроизвол и злоупотребления со стороны фискальной службыв сочетании с недостатками законодательного урегулирования их надзорной деятельности привели к тому, что 12 января 1722 г. был издан указ, предписывающий учреждениепрокуратуры в России.Кроме того, причинамипоявления нового надзорного и контролирующего органа, по мнению А.Д. Градовского, стали, с одной стороны, стремление государя поставить под контроль все государственные учреждения, в том числе и деятельность Сената, а с другой –потребность «посредствующего органа между Сенатом и верховною властью»[3, с. 270].Сходной позиции придерживаются и современные исследователи, подчеркивая, что «прокурорский надзор был сформирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата, и в первую очередьза Сенатом» [4, с. 17].По мнению Ю. Гершевского, « ... прокуратура в России сразу же приобрела свойственные только ей особенности: приоритет надзорных функций не за судебными органами, а за органами административными, не участие в рассмотрении дел и представление публичных интересов, а надзор за правильностью рассмотрения дел органами, обладающими функциями суда» [5, с. 8].Петр Iзадумал учреждение прокураторы как централизованного органа с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генералпрокурору, что было подтверждено серией указов, которые в дальнейшем составили нормативную основу ее деятельности. Так, указ от 12 января 1722 г. гласил: «Надлежит быть при Сенате генералпрокурору и оберпрокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генералпрокурору» [6, № 3877]. Таким образом, царь поставил задачу:не нарушая общего порядка управления, улучшить его центральное звено путем введения должности генералпрокурора. Его дополнял указ от 18 января, положивший начало формированию органов прокуратуры на местах, введя должности прокуроров при надворных судах [6, № 3880]. 11 мая 1722 г. была учреждена должность оберпрокурора Синода, которому предписывалось следить за законностью разрешения дел в духовном ведомстве [6, № 4001]. Необходимо подчеркнуть, что оберпрокурор напрямую подчинялся верховной власти и, следовательно, был независим и равноправен по отношению к власти генералпрокурора.Указ «О должности Сената» 1722 г., дабы ускорить рассмотрение дел в Сенате, закреплял присутствие на его заседаниях генералпрокурора, который устанавливал очередность и регламент рассмотрения дел, приостанавливал любое решение Сената, ссылаясь на соблюдение государственного интереса, доносил государю о делах в Сенате, а Сенату –волю императора [6, № 3978]. Таким образом, генералпрокурор по своему статусу приравнивался к Сенату, а при выполнении отдельных функций даже возвышался над ним, лишив его прежней самостоятельности. Главным же законодательным актом, определяющим правовойстатус прокуратуры,стал указ «О должности генералпрокурора»от 27 апреля 1722 г.Над нимв оконченном варианте,включавшем12 статей (пунктов),непосредственно работал сам император, составив пять редакций этого документа. Значение, которое придавал император генералпрокурору в государственном механизме, онвыразил следующими словами: «... Сей чин яко око наше и стряпчий в делах государственных» (ст. 11), подчеркивая, таким образом, что генералгубернатор является первым лицом после императора в государственных делах, а его власть определяетсякак высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти.Главное достоинство указа –определениестепени власти, основныхполномочийи функцийзарождающейсяроссийской прокуратуры, среди которых надзорная функция являлась приоритетной ивыделяющейпрокуратуру на фоне других государственных учреждений.

Ст.1 указа так обосновывала необходимость присутствиягенералпрокурора при Сенате: «смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил, и во всех делах, которые к Сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно ... по регламентам и указам отправлял ...».При этом деятельность Сената осуществлялась строго в рамках закона: «накрепко смотреть, чтобы в Сенате не настоле только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись»[6, № 3979].

В случае выявления нарушения закона генералпрокурор мог приостановить незаконное действие Сената с последующим донесением императору в письменном виде, воспользовавшись так называемым правом «протестации».При этом указ предостерегал генералпрокурора от поспешныхрешений в этой сфере, «дабы напрасно кому бесчестия не учинить».Средством контроля над деятельностью Сената было обязательное ведениегенералпрокурором официальных делопроизводственных документов.В частности, он обязан был заполнятьособый журнал, где протоколировал «какой указ состоялся», сроки его исполнения или причину неисполнения.Для своевременной помощи и исполнения всей совокупности возложенных обязанностей генералпрокурору вверялась Сенатская канцелярия, впоследствии замененнаясобственной генералпрокурорской канцелярией. «Россия была приказана двум учреждениям, тесно соединенным между собой и составляющим, в сущности, одно учреждение –Сенату и генералпрокурору»,–так выразил свое отношениеА.Д. Градовскийпо поводу учреждения должности генералпрокурора при Сенате[7, с. 161].Постепенно сформировалась иерархия нового ведомства, базировавшаяся на принципе единоначалия.Ее возглавлял генералпрокурорПравительствующего сената, подчинявшийся непосредственно главе государства. Предусматривалась и должность оберпрокурора(заместителя). Действуя от имени генералпрокурораи под его покровительством, прокуроры губернского уровня находились в подчинении непосредственно генералпрокурора.Кроме того, генералпрокурор следил за деятельностью нижестоящих прокуроров с целью недопущения противозаконных отклонений. «...Кисходу 1722г. под началом у Генералпрокурора находились прокуроры десяти коллегий, Главного магистрата ишести надворных судов...» [8, с. 28]. По утверждению В. Шобухина, «прокуратура выстраивалась как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генералпрокурору, что сохранилось по сей день» [9, с. 15].

В соответствии с указом от 27 апреля 1722 г. в полномочия генералпрокуроравходил надзор за исполнением служебных обязанностей фискалами,состоящимипри коллегиях и судебных инстанциях.В то же время вслучае выявления правонарушения фискалы обязаны были доложить об этом генералпрокурору, а тот должен был ходатайствоватьперед Сенатом о рассмотрении «доношения»в кратчайшие сроки. Фискалы могли доносить на местных прокуроров, тормозивших ход дел по фискальным доносам, оберфискалу, а тот –генералпрокурору.Фактически институт фискаловстал той организационной основой, на которой и началаформироваться деятельность прокуратуры.В связи с этим можно говорить о существовании в течение краткого временногоотрезка –с января 1722 г. по 1729 г. –своеобразного симбиоза двух систем государственного контроля–старой, фискальной,системы и новой, формирующейся прокурорской,системы.Никаких особых требований для занятия прокурорской должности законодателем в то время не выдвигалось, кроме как избирать прокуроров следовало «из всяких чинов», но непременно из «лучших». Нижестоящие прокуроры утверждались Сенатом по рекомендации генералпрокурора. Поэтому и мера ответственности за совершенныепрокурором проступок или преступление была в юрисдикции Сената. Генералпрокурор П. Ягужинский в одном из писем Петру I признавался: «...Воистину трудно было людей достойных сыскивать» [10, с. 37].

Сам же генералпрокурор занимал свой пост в силу личного доверия императора.Говоря об учреждении и деятельности прокуратуры на начальном этапе, нельзя обойти вниманием личность первого в истории России генералпрокурора. Им стал Павел ИвановичЯгужинский,человек талантливый, деятельный, честный, «за один день делающийстолько, сколько другой не успевал за неделю» [11, с. 32],и приобретший тем самым отличную репутацию. Иностранцы характеризовали его как«второе после императора лицо в государстве по своейсиле и значению» [13]. Анализируя его деятельность на этой должности, следует отметить, что П. Ягужинскому удалось поднять престиж прокуратуры, укрепить ее положение в бюрократическом аппарате.«Генералпрокурор и оберпрокурор ни чьему суду не подлежат, кроме нашего», что обеспечивало их независимость от других органов государственного управления. Сенату в отсутствииимператора лишь надлежало в отношении высших прокурорских чинов устраивать розыск и арест, но без применения к ним пыток. За умышленные преступления генералпрокурор должен был нести ответственность как «явный разоритель государства».Таким образом, появление в России прокуратуры, осуществлявшей общий надзор за действиями и решениями центральных и местных государственных учреждений,было обусловлено комплексом взаимосвязанных причин. Основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII столетия оставался указ «О должности генералпрокурора» 1722 г., оформившийправовой статус прокуратуры и ее исключительное положение в государственном механизме.

Ссылки на источники1.Полное собрание законов Российской империи (далее –ПСЗ). Собр.1е. Т. IV. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1830. –890 с.2.ПСЗ. Собр. 1е. Т. V. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1830. –782 с.3.Градовский, А.Д. Начала русского государственного права / А.Д. Градовский. –СПб: Тип. М. Стасюлевича, 1876. –Том II. –363 с.4.Ванькаев, А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы / А.Н. Ванькаев. –История государства и права. –2007.–№ 15. –С. 1619.5.Гершевский, Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России / Ю. Гершевский // Законность. –2008. –№ 12. –С. 712.6.ПСЗ. Собр. 1е. Т. VI. –СПб.: Тип. II Отдния Собствен. Его Импер. Величества канцелярии, 1830. –817 с.7.Градовский, А. Высшая администрация России в XVIII ст. и генералпрокуроры / А. Градовский. –С. Петербург: Тип. И. Бочкарева, 1866. –303 с.8.Серов, Д. Прокуратура России: начало пути / Д. Серов // Законность. –2005. –№ 12. –С. 2730.9.Шобухин, В. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России / В. Шобухин // История государства и права. –2007. –№ 14. –С. 1518.10.Соловьев,С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. –М.: Издво АСТ, Фолио, 2003. –Т.18. –83 с.11.Звягинцев, А.Г. "Понеже сей чин –яко око наше...". П. И. Ягужинский –первый российский генералпрокурор / А.Г. Звягинцев // Прокурор. –2012. –№ 1. –С. 3037.12.Пыльцина, М.В. История правоохранительных органовРоссии (IX –XX вв.): учеб. пособие / М.В. Пыльцина, Е.М. Полянская, Т.Ю. Сафонова. –Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2010. –172 с.13.Сухарева, О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I / О.В. Сухарева. –М.:АСТ: Астрель: Люкс, 2005. –704 с.