Манипулятивное воздействие американской литературы и кино (на примере понятия «American Dream»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стафиевская М. С. Манипулятивное воздействие американской литературы и кино (на примере понятия «American Dream») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3606–3610. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86759.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу воздействия американского кино и литературы на массовую аудиторию. В данной работе взяты художественные фильмы и литературные произведения на тему американской мечты. Автор выделяет общие элементы, стереотипы, фигуры, присущие всем работам, и пытается интерпретировать их возможное значение. В завершающей части статьи оценивается их влияние на сознание зрителей и круг читателей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стафиевская Мария Сергеевна,Студентка, бакалавриат, ФГБОУ ВПО «МГЛУ ЕАЛИ», г. Иркутскmariya_stafievskaya@mail.ru

Манипулятивное воздействие американской литературы и кино (на примере понятия «AmericanDream»)

Аннотация.Статья посвящена анализу воздействия американского кино и литературы на массовую аудиторию. В данной работе взяты художественные фильмы и литературные произведения на тему американской мечты. Автор выделяет общие элементы, стереотипы, фигуры, присущие всем работам и пытается интерпретировать их возможное значение.В завершающей частистатьи оценивается их влияние на сознание зрителей и круг читателей.

Ключевые слова: манипулятивное воздействие, Соединенные ШтатыАмерики, сознание, главный герой, Американская мечта, влияние, стереотипы.

В настоящее время всем известно, что Соединённые Штаты Америкисталиодной из ведущих мировых держав.Мы можем наблюдать расширение сфер еёполитического и экономического влияния во всех уголках земного шара. Оно затрагивает как крупных игроков на международной арене (к примеру, Китай, Россию, Францию, Германию, Японию), так и страны третьего мира (Эфиопию, Индонезию, Тунис и др). Говоря об усиленном влиянии Америки, нельзя забывать о культурном аспекте. Мы повсюду сталкиваемся с американской рекламой, смотрим американские фильмы, слушаем американскую музыку, читаем книги писателей этой страны, тем самым постепенно меняя наше мировоззрение. Можно утверждать, что жители России в настоящее времястремятсябыть похожими на граждан Америки практически во всём, начиная от одежды, предпочтений в еде и напитках и заканчивая стилем жизни, приверженностью к социальным сетям, воспитанием детей по американской системе. Постепенно мы пренебрегаем нашими корнями, теряем связь с собственной культурой. Существует точка зрения, что сейчас активно пропагандируются американские ценности, образ жизни и их мышления, как эталон, образ идеального человека и гражданина 21 века.Исходя из нее, справедливо предположить, что в настоящее время все мы постоянно сталкиваемся с манипулятивным воздействием американской культуры на сознание людей разных национальностей, возрастов, социальных статусов.Происходит это чаще всего посредством создания различных стереотипов, которые внедряются в сознание людей с учётом особенностей психики человека.

Процесс «американизации» –перенимания американских ценностей –уже «заражает» людей по всему миру. И все мы часто слышим идею о том, что Америка –лучше.И одной из подобных идей, которая представляет нам уникальность и исключительность Америки во всей ее красе являетсязнаменитая «Американская мечта». На данный момент,это –образ, идеальная модель, как человек должен жить сегодня, чтобы чувствовать себя счастливым.Она распространена уже по всему земному шару, о ней часто говорят.Варианты немного различны для разных культур, стран, индивидов, но смысл примерно один. Чтобы быть счастливым, нужно жить в большом доме,иметь бассейн с садом. Также в наличии желательны всевозможные средства развлечения(машины, яхтыи т.п.). Кроме того, нужно быть амбициозным и целеустремленным, не останавливаться на достигнутом, каждый раз ставя перед собой новые нерешенные задачи и непокоренные вершины. И в настоящее время подобного рода идея как нельзя точно отражаетпреобладание материальной стороны жизни над духовной, господство материальных благ. При этом духовные ценности невзначай отодвигаются многими на второй план.В данной работе нам предстоит выяснить, каково же на самом деле влияние «Американской мечты» на сознания людей?

Что же следует понимать под словосочетанием «манипулятивноевоздействие?»Рассмотрим несколько определений этого термина.М. Кашапов в своем труде «Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь»(2003)определяет манипулятивное воздействие на человека как «использование различных способов, средств и приёмов воздействия на психику человека для изменения его поведения таким образом, что он начинает совершать поступки выгодные для субъекта воздействия»[3].Также довольно интересное определение можно увидеть в «Социальной психологии» М. Битяновой. Она пишет о манипуляции, как об одной из форм межличностного общения, при этом подчеркивая, что целью манипулятивного общения является стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, для достижения целей манипулятора. При этом человек, над которым осуществляется такое влияние, не должен знать об истинных целях манипулятора; они скрываются или заменяются другими[4]. Это определение немного ближе приводит нас к пониманию данного термина. Приведёмеще определение из зарубежной литературы. Согласно мнению американского психолога Харриет Бейкерпсихологическую манипуляцию можно представить как один из видов социального, психологического воздействия. В своей книге «Кто дёргает за ваши ниточки или как не позволить манипулировать собой» (2005) она называет задачей манипуляции изменение поведения или сознания других людей с помощью скрытой, обманной или насильственной тактики. Х. Бейкер, как и М. Битянова, говорит о том, что совершается манипуляция чаще всего для достижения целей манипулятора[5].Итак, проанализировав данные определения, мы обобщаем полученную информацию. Манипулятивное воздействие –этовоздействие на психику человека, при котором происходят изменения в его линии поведения или сознании, осуществляемое другим человеком (манипулятором) для выполнения поставленных целей и задач последнего. В данном случае мы имеем дело с пропагандой, а с ее помощью чаще всего осуществляются манипуляции в идеологической сфере. Постараемся выделить ключевые признаки манипуляциииз данного нами определения:1.Психологическое воздействие. 2.Скрытость этого воздействия (скрытость самого факта манипуляции).3.Наличие того, кем управляют (объекта манипуляции) и того, кто управляет (манипулятор).4.Смысл применения манипуляции –в достижении для манипулятора своих целей.Если анализировать нынешнюю «американизацию земного шара»по признакам, данным выше, то можно заметить следующее:5.Психологическое воздействие нельзя не заметить –оно осуществляется через рекламу, литературу, музыку, кино, СМИ.6.В большинстве случаев манипулятивное воздействие осуществляется скрытно, человека подводят к нужной реакции на американские ценности в неявной для него форме, непосредственно не называя их хорошими или полезными.7.Объект манипуляции выделить несложно, это народные общественные массы. Попросту говоря –это современноеобщество.Манипулятором в данном случае выступает не один человек, а правительство отдельной страны –Соединенных Штатов.8.Смысл применения.СШАпытается добиться установления собственных идеалов об обществе, образе жизни, политическом укладе (демократии), пытается установить собственную идеологию в качестве господствующей.

Поскольку манипуляция, как мы уже доказали, происходит на всех уровнях и во всех сферах жизни, претерпевают преобразование и духовныеценностинаселения мира. Существует множество различных идей в Америке, выражающих благополучие и процветание для современного человека. Но в данной работе мы остановим наше внимание на всем известном концепте «Американской мечты». Неоспорим тот факт, что «американская мечта» – одна из главнейших составляющих менталитета, культуры, истории, социальной и политической жизни США; миф, который не только глубоко укоренился в массовом сознании, но и предопределил восприятие мира американцами. «Американская мечта» сыграла важнейшую роль в становлении американского государства и нации, оказала решающее влияние на формирование американского национального характера, определила взаимоотношения США с окружающим миром.По праву «Американскую мечту» можно считать своего рода феноменом, так как, возникнув относительно недавно (в начале1930х годов), она приобрела уникальное значение. За короткий промежуток времени она стала частью менталитета, идеалом, перестав быть исключительно абстрактным понятием. «Американская мечта»стала неотъемлемой частью души каждого гражданина Америки. Однако изменилось ли понимание «Американской мечты»в настоящее время? Вспомним, что в 1931 году в своей книге «Эпос Америки» писал об этом понятии его автор, Джеймс Траслоу Адамс. Согласно первой идее этого концепта, «Это мечта о земле, на которой жизнь будет более богатой и более полноценной для всех. Где каждый имеет равные возможности и при желании может полностью реализоваться. <...> Это не только надежда на высокие заработки, но и на общество, в котором каждый сможет добиться наивысших результатов и обрести признание»[1].Такова была задумка «Американской мечты».Главное отличие «мечты» тоговремени заключалось в том, что она была гораздо шире нынешней. Дж. Адамс заключал в нее идею об обществе, «где у каждого мужчины и каждой женщины будет возможность достичь наивысшего успеха и признания благодаря своим природным способностям». Он считал, что в таком обществе все должно было способствовать саморазвитию людей. Становится понятно, что этой всепоглощающей идеи о материальном благополучии и не лежало в основе «Американской мечты». Более того, Дж. Адамс добавлял, что собственно «бизнес, прибыль и материальный комфорт не должны являться самоцелью». Он упоминал в своем «Эпосе», что за счет высокого уровня жизни должна быть достигнута истинная цель, вершина «Американской мечты» это «высокий уровень бытия человека». Под этим выражением понимается развитие ума, души каждого человека. Ему была неприятна идея о том бесконечном рвении в неизвестное будущее,которая, увы, так широко пропагандируется сегодня.В этой «мечте» автор отдавал предпочтение развитию человеческого интеллекта, сохранению духовной культуры и ценностей, моральных и нравственных принципов, а также бороться за свободу человеческой мысли.Атакже для Адамс отрицал, что государство, во главе с правительством в состоянии привести общество или жителей отдельной страны квсеобщему благоденствию и счастью. Он полагал, что амбициозные и жадные до власти и денег люди не станут хорошими лидерами дляостальной части общества. Для этого лучше подошли бы отдельные личности, которые своим желанием и целеустремленностью воспитали в себе высокий духовный и интеллектуальный уровень жизни, которые хотели бы повести за собой других[2].Но сейчас мы видим,что те благородные, немного утопичныеидеи «автора Американской мечты», Джеймса Траслоу Адамса, находят не так много поддержки.Сегодня «Американская мечта» изза господства экономики, производства, технического прогресса сводится к идее о миллионах долларахв руках человека. К тому же акцент в ней стал делатьсябольше на индивидуальное благополучие каждого гражданина в отдельности, а не на благополучие жителей страны в целом. Теперь «мечта» в современном обществе, где люди стремятся потреблять как можно больше, становится тривиальной и приземленной. Она все больше приравнивается к наличию частной собственности: своего участка земли с построенным на нем домом, с автомобилем, с возможностью проводить отпуск, путешествуя по земному шару. Ещё, как правило, включаются престижная работа, признание и уважение в общественных кругах.

Несмотря на преобразование «Американской мечты», она попрежнему имеет удельный вес в жизни каждогогражданина Соединенных Штатов.На протяжении нескольких десятилетиймы находимеёотражение в произведениях литературы, кинематографии, современной музыке.В данной работе прежде всего мы останавливаем свое внимание преимущественно на киноиндустриии литературе,поскольку большинство людей обладают развитой зрительнойи образнойпамятью, в их подсознании чаще всего остаются готовые образы. Эти образы воссоздаются на телеэкранах фильмов, словно показывая человеку, как нужно правильно жить и выживать в современном обществе, в бесконечной рутине. Таким образом, современная киноиндустрия Соединенных Штатов содержит в себе своего рода агитацию, стереотип об образе жизни, американском образе жизни, который сделает любого человека счастливым, при условии, что человек будет стремиться «показанную в кино картинку» претворитьв реальность. Канадский философ Г.М. Маклюэн в своей книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» полагал, что в процессе просмотра определенного фильма зритель невольно ассоциирует себя с главным героем кинопленки. Он писал, что это происходит на подсознательном уровне, так как все зрительское восприятие направлено исключительно на показываемый фильм. Следовательно, при просмотре неизбежно происходит воздействие на подсознание человека. Благодаря этому можно справедливо полагать, что кино является одним из эффективныхсредств манипуляциина сознание человека[6].Если проводить сравнительный анализ фильмов, где затронута тема «Американской мечты»и ее претворения в жизнь, то можно заметить сходствамежду ними. Сюжет везде примерно одинаковый. Главный герой–это всегда простой человек, только недавно начавший самостоятельную жизнь, неопытный, но целеустремлённый, с детства лелеет какуюлибо мечту или цель. Этот герой начинает работать, не покладая рук, удивляет коллег и начальников, постепенно приобретает популярность. Он поднимается по карьерной лестнице, или же просто становится звездой–не так важно; важно, что он оказывается на самой вершине и получает все, о чем мечтал. Итог –перед нами успешный независимый, популярный и просто достойный восхищения человек, который добился всего сам, за счет упорного труда, веры в себя и в лучшее. Нам на каждом шагу, все чаще попадаются подобные фильмы. Возможны некоторые «отступления от сценария», но общий смысл многих фильмов конца 20 –начала 21 веков примерно таков.Полагают, что стремление к мечте особенно заметно стало проявляться в начале XX века, когда миллионы людей приезжали в Америкув поисках лучшей жизни, зачастую не имея ни копейки в кармане. И неслучайно, что именно вэто же время своё становление начинает целая фабрика по производству мечт –Голливуд. Естественно, кинематограф сразу взял «американскую мечту» на вооружение, в самой своей основе заложив принцип: герой –его желания –трудности –достижение желаемого. Конечно, не всегда всё идёт отлично и твои мечты сбываются. Тезисы «сделай себя сам», «добейся успеха» неизбежно обрастали негативными ассоциациями. Величайший фильм об американской мечте –«Гражданин Кейн», вышедший на экраны в 1941 годц, показывает, что мечта может стать губительной как длячеловека, так и для человечности внутри него.Фильм рассказывает историю жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, прототипом которого послужил Уильям Рэндольф Хёрст. Изначально Кейн посвящает свою жизнь идее о службе обществу через предоставление ему новостей, но неумолимо превращается в человека, использующего свои громадные деньги и власть для постоянного удовлетворения потребностей собственного эго.Далее мы постараемся ответить на вопрос, почему именно в американскихфильмахвсе чаще преобладает одинаковый сюжет.Мы выделимосновные похожие элементы в каждом из фильмов: фигура главного героя, концепция мечты, способы еёдостижения, на вершине мира (когда мечта уже достигнута)и дальнейшая судьба главного персонажа.1.Фигура главного героя.В фильмах об«Американской мечте»мы почти всегда видим главного героя, как самого обычного молодого человека(реже –девушку). Персонаж чаще всего выходециз бедной семьи (TheGreatGatsby, 2012; LittleMissSunshine, 2006), иногда –из среднего класса (TheWolffromWallStreet, 2013). У него не слишком счастливое детство(TheGreatGatsby, 2012), или же он неудовлетворен своим настоящим (ThePursuitofHappiness, 2006), ноу персонажаопределенно есть мечта, что однажды все изменитсяк лучшему. Все станет иначе.Остановимся более подробно на фильме TheGreatGatsby, 2012.Джей Гэтсби, он же Джеймс Гэтс, чьи родители были бедными фермерами из Северной Дакоты, упоминал, что никогда не считал их своей настоящей семьи, поскольку знал, что ему уготована не такая судьбаи не такая жизнь, как его родным. Он уже с самого детства верил, что он –сын самого Бога и что свыше ему уготовано чтото большее, чтото великое.Естественно, что детские годы его жизни проходили в постоянном сопровождении бедности и нищеты. Пока в 16 лет он не принял решение оставить свой дом, чтобы найти свою судьбу, свое предназначение. Впоследствии, миллионер, которого молодой парень спас от смерти, научил его всему необходимому, чтобы выйти в свет и стать представителем светского общества.

Все вышеуказанное многократно повторяется в фильмах, так какуже было замечено в данном исследовании, чтопримерно одинаковые образы с наибольшей вероятностью отложатся в подсознании зрителя. Фактически, это закладывание стереотипов. С первых же минут фильма мы узнаём о таких моментах в жизни главного героя, которые способствуют формированию симпатии, определённого рода отношенияк нему (в большинстве случаев –положительного). Необходимо повториться, что на некоторых минутах фильма мы просто проживаем те же эмоции, чувства, проникаемся его мыслями, так как мы неосознанно начинаем узнавать в нем черты нас самих. И это очень важно, поскольку это сближает нас с главным персонажем.2.Концепция мечты. Чего главный герой хочет достичь?Здесь немного больше вариаций. Одни хотят славы и известности(LittleMissSunshine, 2006; ABeautifulMind, 2001; AmericanDreamz, 2006), другие –денеги материального достатка(TheWolffromWallStreet, 2013), третьи –счастливую семью, любви,благополучия близких (ThePursuitofHappiness, 2006).А некоторые –всего вместе (TheGreatGatsby, 2012).Эти варианты разные для разных персонажей, поскольку и стремления у каждого из нас неодинаковы. Но каждый человек, сидящий перед экраном,так или иначенайдет крупицу своих желаний и стремлений в необъятной мечте главного персонажа.Ведь в человеке на уровне подсознания заложено стремление стать счастливым.И это абсолютно нормально, потому что использованоэтодлядостижения эффектасближения зрителя с его личностью.3. Способы достижения мечты.Как главный персонажидет к своей мечте? Как показывают фильмы, существует два пути. Первый путь –посредством долгого и упорного труда,бессонных ночей, преодоления жизненных препятствий, различных трудных жизненных ситуаций(ThePursuitofHappiness, 2006; ABeautifulMind, 2001). Подобная схема закладывает в сознание человека идею о жизненной борьбе, целеустремленности. Этот факт нельзя не принимать во внимание. Но, соответственно, есть и другой путь –который всёже показывается в фильмах и потому имеет право на существование –через махинации, грабёж, криминал. (Scarface, 1983;TheWolffromWallStreet, 2013). Разумеется, сказочных высот «Американской мечты»достигнуть непросто. Но наличие этого «ответвления сюжета» показывает зрителю, что всёже, в крайних случаях (и не только) к такому пути тоже можно прибегать. И вот мы видим как полюбившийся уже персонаж совершает разные противоправные, противозаконные деяния. Конечно, подсознательно взрослый зритель понимает, что таких действий в реальной жизни предприниматьне стоит.Но внастоящее время подобные фильмы смотрятся также детьми и подростками, мировоззрениекоторых можно считать неустоявшимся. Изза их неопытности, эмоциональности, повышенной внушаемости их сознание гораздо проще и быстрее заполняется такими «неверными» образами. Ну, как может не вызвать восхищение у 12летнего мальчика богатый, уверенный в себе, целеустремлённый, успешный наркодилер или брокер (TheWolffromWallStreet, 2012; Scarface, 1983), который вот уже несколько лет выходит сухим из воды и надувает полицию? 4.Вспомогательный персонаж.

Нередко в фильмах можно наблюдать, что на начальном этапе пути к мечте главному герою ктото помогает. Обычно это более опытный человек, достигший успехов, тот, кто сумел дотянуться до своей мечты. И он, как правило, даёт главному герою подсказки, учит его тому, что сам знает. Его роль в фильме –усиление мотивации персонажа, внушение веры в себя и свои силы, помощь при первых падениях, радость от первых успехов и достижений. А что касается зрителей, то этот положительный образ лишь доказывает им, что раз есть человек, сумевший добиться успеха в этой жизни, тоэто все же возможно. Пусть очень непросто, но вполне реально. 5.На вершине мира.Часть фильмов об«Американской мечте»так и заканчивается:персонаж достиг, чего хотел. Он проделал этот непростой путь к исполнению своей почти недосягаемой мечты. Главный герой счастлив –собственно, для этого момента фильм и снимался со всеми мгновениями жизненной суеты и рутины, всеми минутами отчаяния и невыносимой боли. (ThePursuitofHappiness, 2006; LittleMissSunshine, 2006). Однако, как показывается периодически на экранах кинотеатров и телевизоров, это только начало. Начало вседозволенности, когда герои занимаются тем, что «пробуют мечтуна вкус». Дело в том, что главный герой в этот момент показывается абсолютно счастливым. Это наживка, которую зритель проглатывает целиком. В этот момент происходит влияние многих факторов: эффектной фоновой музыки, быстро меняющихся картиноки иллюзии бесконечного счастья. Сознание человека в этом потоке поступающей информации хватается за повторяющийся образ. И,конечно же, это будет образ главного героя. Героя, который сделал все мыслимое и возможное (а гдето и немыслимое), чтобы достигнуть этогосостояния счастья, ощущения удовлетворенности от собственной жизни. Как выясняется, таким образом,осторожно и ненавязчиво зритель фильма подводится к мысли, что стать счастливым можно, если «брать от жизни всё».А постоянное наличие в кадрах таких предметов, как пачки денег, дорогие автомобили, особняки и дома способствуют постепенной перестройке ценностных ориентаций. Чем чаще это все мелькает рядом с обеспеченным персонажем, тем больше в сознании закрепляется установка о важности, преимуществахматериальных составляющих.6.Судьба персонажа.Теперь перед нами –счастливый главный герой, независимый и исполнивший свой долг –приблизить к себе когдато далекую мечту о лучшей жизни. Человек добивается признания, известности, находит верных друзей, встречает свою любовь. Разумеется, существуют фильмы, которые заканчиваются на этом моменте, оставляя чувство радости за сложившуюся судьбу главного персонажа (ThePursuitofHappiness, 2006; ABeautifulMind, 2001).После просмотра таких фильмов зрители, как правило, остаются под впечатлением еще какойто период времени. Появляется чувствосильнейшей мотивации, стремление к активности, к работе и достижению своих целей.Важно, что подобные фильмы зарождают у человека веру в себя, в свои силы и возможности. Однако, иногда возможен и другой вариант: главного героя начинают преследовать, он случайно наживает себе серьезных врагов. Возникают сложности и неприятности, но уже полюбившийся на экране персонаж пытается защитить себя, своих близких, старается удержать свою мечту и не потерять ее.(TheGreatGatsby, 2012; TheWolffromWallStreet, 2013)Это лишний раз напоминает о том, чтоза своёсчастье необходимо бороться.Подобное развитие сюжета может привести к тому финалу, о котором мы говорили выше. Но изза разнообразия фильмов, вероятны и случаи, когда главный персонаж погибает в попытке сохранить всёто, к чему онтак долго шел. Или же, если всёпришло к нему не совсемчестным путем, то он теряет всё, попадая в тюрьму. Не исключено, что подобные моменты присутствуют в кинопленках очень часто, чтобы зритель, переживая за героя и эмоционально сливаясь с ним, помнил о необходимости ценить, что имеет, помнить о торжестве справедливости. Также,чтобы помнить о недолговечности счастья. Как бы фильм ни заканчивался –по первому варианту или по второму –телезритель остаётся с чувством того, что счастье или достижение мечты все же имеет цену. И в каждом случае –она своя. Дело лишь в том, готов ли человек заплатить за свою мечту и благополучие.Как известно, многие шедевры киноиндустрии создаются на основе написанных книг. Этот факт позволяет сделать вывод, что не одними лишь фильмами жива сегодня «Американская мечта», не только за счет них эта идея была распространена по всему земному шару. Мы можемвстретить множество художественных книг, посвященных или хотя бы частично затрагивающих эту тему.Очень важно отметить, что помимо частой пропаганды американского образа жизни в литературе также имеет место идея своего рода рока, возмездия свыше за неправильно прожитую жизнь, за жадность, алчность и стремление к богатству.Кроме того, идею о вознаграждении человека за его честные труды, благородные стремления, старания, терпения и веру тоже можно встретить в книгах.

Уже на ранних этапах развития США американские религиозные и политические деятели, критики и писатели обращались к «американской мечте». Так, первые положения, которые впоследствии вошли в понятие «американской мечты», были сформулированы в канонических публицистических текстах проповедей, памфлетов и дневников «отцовоснователей» США. В дальнейшем с развитием литературы «американская мечта» стала находить свое отражение и в художественном сознании американской нации. На всем протяжении истории американской литературы возникают произведения, непосредственно связанные с темой «американской мечты». Среди них –«Американский претендент» М. Твена, «Сын Америки» Р. Райта, «Американская трагедия» Т. Драйзера, «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда, «Американская земля» Э. Колдуэлла, «Путешествие с Чарли в поисках Америки» Дж. Стейнбека, «Американская мечта» Э. Олби, «Американская мечта» Н. Мейлера, «Реквием по мечте» X. Сэлби, «Страх и отвращение в ЛасВегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты» X. Томпсона.В данной работе мы решили сосредоточитьсвое внимание как на литературных произведениях начала XX века, так и на современных работах. Одной из задач исследования было сравнить работы, написанные в разные исторические периоды и проанализировать особенности изображения американской мечты.Книги выдающегося американского писателя Теодора Драйзера(18711945) довольно популярны на сегодняшний день.Одно его знаменитых произведений –«Трилогия желания» может свидетельствовать о высокой цене достижения своей «Американской мечты». Эта трилогия состоит из 3 книг: «Финансист», «Титан», «Стоик». Все три книги повествуют нам о жизни Фрэнка Коупервуда. Человека, чьей мечтой было стремление преуспеть в финансовом плане и стать одним из самых влиятельных людей в своей стране. Он воспитывался в семье обычного банковского служащего, живя в Филадельфии. Судьба благоволит ему, и он, будучи молодым, становится успешным финансистом, постепенно вливаясь в круг крупнейших финансовых магнатов штата. Уже в 21 год он обзаводится семьей, покупает дом в самом лучшем районе города. Главный герой имеет все –семью, дом, перспективную карьеру. Но, к сожалению, он теряет себя, становясь хищником, жаждущим наживы и денег. Всеготого, что у него есть ему не хватает, и он охотится за большим. Такой ошеломительный успех опьяняет Фрэнка, он не останавливается ни перед чем. Его любовницей становится Эйлин, дочь крупного подрядчика Батлера. Спустя какоето время происходит пожар на бирже, персонаж оказывается в больших долгах городу. Еще позже его связь с любовницей всплывает, и изза мести Батлера, Фрэнк попадает в тюрьму. Однако, спустя один год его выпускают по причине смерти Батлера, и он снова крадет деньги во время биржевой паники. И, снова став миллионером, но,уже испортив свою репутацию, Коупервуд бросает семью и уезжает со своей новой возлюбленной Эйлин в «прекрасное далеко», надеясь попытать счастья в другом месте. Так и заканчивается «Финансист».В следующей части трилогии «Титане» главные герои оседают в Чикаго. Наш удачливый финансист и спекулятор попрежнему одержим желанием наживы и престижа среди людей. Он становится богаче за счет раскрутки газовых компаний и улучшения городского транспорта. Однако его отношения с женойстановятся все дальше от идеала, и он начинает приобретать все большее количество любовниц. Постепенно он настраивает против себя часть финансовых кругов города. В конце романа он помогает одной женщине содержать богатый публичный дом, надеясь при этом соблазнить ее молодую дочь, Беренис. Ему это удается, но эта его мечта негативно отражается на всех тех, кто находится рядом. Его жена Эйлин безуспешно пытается покончить с собой. Но ясно, что изза амбиций мужа ее жизнь разрушена. Вскоре противники Коупервуда лишают его возможности «наживать добра» в Чикаго, и он покидает его.В заключительной книге Т. Драйзера из этой трилогии «Стоике» главный герой переносит свою незаконную деятельность в сердце самой Англии –Лондон. Там он решает заняться строительством линий метро. По пути к цели, естественно, обольщая новых женщин –в том числе и свою собственную двадцатилетнюю племянницу. Становится четко видно, что попытки исполнить свою заветную мечту о несметном богатстве привели нашего персонажа к практически полнейшему моральному разложению. В некоторых случаях такова бывает цена за воплощение «Американской мечты». Заканчивается все смертью Коупервуда по причине болезни. Автор трилогии уже в самом названии «Трилогия желания» показывает нам, что руководило действиями главного героя на протяжении трех романов. Это бесконечное, всепоглощающее желание, эта разлагающая мечта разбогатеть и стать влиятельным уничтожила Фрэнка Коупервуда, как в моральном смысле, так и в физическом. В течение всей жизни в погоне за мечтой, он оставлял руины там, где пребывал. И он же изменил жизни многих окружающих его людей, но в положительную ли сторону? А самое главное, был ли сам финансист понастоящему счастлив втечениевсей своей жизни? Ответ очевиден.Разумеется,существуют и литературные произведения, в которых судьба главного героя складывается не так трагично, когда персонаж сумел вовремя остановиться, добившись поставленных целей. Таковой книгой можно назвать небезызвестного «Форреста Гампа» Уинстона Грума, которая вышла в 1986 году. В этом романе мы знакомимся с Форрестом Гампом, мальчиком с отклонениями в развитии, из города Гринбоу в Алабаме. На пути к успеху Форресту приходится столкнуться сомногими неприятностями и испытаниями. Но кроме того, и сомногими важными историческимисобытиями и авторитетными личностями. Необходимо упомянуть, что наш главный герой очень удачливый, оказываясь зачастую в нужное время в нужном месте.Он воспитывается матерьюодиночкой, обладая при этом хорошим покладистым характером, а также жизненным стержнем. Эти качества становятся помощниками в его пути. Юный Форрест учится в школе, несмотря на насмешки и издевательства со стороны одноклассников, старается и желает достичь большего. Изза случайности в выпускном классе, Гамп попадает в Алабамский университет, при этом еще и став членом футбольной команды при универе. После учебы он попадает в армиюиотправляетсяна Вьетнамскую войну, где благодаря его находчивости, быстрой реакции и доброму сердцу, им оказывается спасено около половины собственного взвода, в том числе и его командир лейтенант Дэн. Сам главный герой, к сожалению, получает ранение, что не позволяетему потом вернуться в армию, но из рук самого президента США он получает Медаль Почета, которая тогда считалась наивысшей наградой в стране. На протяжении всего фильма у Форреста есть единственный друг –девушка Дженни, с которой они знакомы со школьной скамьи. Он хочет быть с ней вместе, но при всей ее видимой симпатии к нему она постоянно кудато исчезает. После армии Гамп начинает играть в настольный теннис, к которому у него оказывается просто невероятный талант. Результатом его рвения, упорства и целеустремленности становится победа на международном турнире в Китае. Затем героя войны принимает президент Ричард Никсон, но снова благодаря случайности он становится виновником скандала в Уотергейте. После этого Форрест вместе с бывшим лейтенантом Дэном занимаются ловлей креветок на судне Гампа, при этом они наживают себе неплохое состояние. После смерти матери Дженни снова появляется в жизни главного персонажа, но снова оставляет его. В отчаянии он совершает трехгодовую пробежку по штатам, став знаменитым. Спустя определенный период времени желание Форреста, наконец, сбывается –Дженни сама находит егоизнакомитс их сыном,Форрестом младшим. Они живут все вместе, и хотя скоро Дженниумирает от СПИДА, главный герой остается счастлив вместе со своим сыном. Эта книга показывает нам, что для исполнения собственной мечты необходимо обладать такими качествами, как смелость, трудолюбие, стремление, упорство, целеустремленность, принципиальность, упрямство, чтобы иногда быть способным идти против общего течения. Также необходимо быть стойким, надеяться, верить и никогда не сдаваться и не впадать в отчаяние. Не стоит забывать и про доброе благородное сердце Гампа, которое подчас помогло ему сделать правильный выбор в жизни и привело его к исполнению его «Американской мечты». Становится видно, что один из аспектов «Американской мечты» следующий –абсолютно любой человек способен добиться желаемого, дело только в его желаниях, стремлениях и амбициях.Примерно подобную идею можно увидеть в книге Джин Квок «Девушка в переводе». Это автобиография самой Джин, так как она являлась иммигрантом из ГонгКонга. История 11летней девочки, переехавшей с мамой из Китая в Америку. Оставшисьбез отца,Ким (американское имя –Кимберли) поселяется в Бруклине, штат НьюЙорк. Ее тетя Пола подыскивает им убогую квартирку, позже девочка идет в школу, а мать –работать на фабрику. Становится ясно, что начинать все с чистого листа в чужой стране будет отнюдь непросто. В школе изза незнания языка подросток испытывает проблемы приобщении с учениками и преподавателями. Она помогает матери на работе, старается изучить язык, иногда заводя новые знакомства.Переходя в новую элитную школу Харрисон, юная Кимберли переживала многие значимые события в жизни, первые взлеты, первые падения, недопонимания. Но была и первая любовь к Мэту, настоящая дружба с Аннет, поддержка матери. И даже зависть тети не могла сбить девушку с намеченного пути. Она твердо решила, что они с матерью смогут благополучно жить в Америке.И девушка во всем добивается успеха, поступает в Йельский университет. Заканчивает его, много работает. У нее появляется сын, но сохранить отношения с его отцом ей не удается. Кимберли выбирает карьеру и впоследствии становится кардиохирургом, чтобы лечить больных детей от порока сердца. Ее усердие, трудолюбие, вера в себя и свои силы, а также обещание, данное когдато матери помогают ей добиться всего желаемого, пройдя через многие испытания, при этом сохранив силу духа.Это вдохновляет читателя, мотивирует его на то, чтодостигнуть «Американской мечты» может каждый, вне зависимости от пола, расы, социальногостатуса, происхождения семьи. Таким образом, справедливым можно назвать предположение, что внедрение американской культуры и ее повсеместная пропаганда может являться скрытым манипулятивным воздействием на людей, прежде всего на жителей других стран и представителей других культур и народов.В данной работе мы определили манипулятивное воздействие кактип психического воздействия на человека, при котором происходят изменения в его поведении и сознании, осуществляемое манипулятором, имеющим свои цели и задачи. Такжебыли выделено, что сегодня воздействие на сознание людей происходит на всех уровнях: через СМИ, литературу, музыку, кино, рекламу. Соединенные Штаты Америки таким образом пытаются внушить свои ценности людям. Одной из главных ценностей на протяжении нескольких десятилетий была и остается сегодня –идея «Американской мечты». Идеясчастья иблагополучия каждого гражданина при его работе и упорстве, при труде и вере в собственные силы. Хотя в настоящее времяона немного уклоняется в сторону материальных ценностей, «Американская мечта», претерпев трансформации, попрежнему неотделима от души граждан Соединенных Штатов. Еёотражение мы до сих пор находим в книгах, музыке и фильмах. Многие фильмы об «Американской мечте»имеют похожие компоненты, которые в скрытой форме оказывают влияние на сознание зрителя.Происходит это с учетом особенностей человеческого восприятия, запоминания часто повторяющихся образовна экранах. После сравнительного анализа фильмов были выделены некоторые особенности. В фигуре главного персонажаобычно предстает простой человек, который начинает самостоятельную жизнь. За счет истории о его жизни, о его детстве, о его мечтах о будущем достигается сближение зрителя с главным героем на подсознательном уровне, зарождается положительное отношение к персонажу.Мечты главного героя чаще всего соотносятся с мечтами и стремлениями каждого из нас. В современных фильмах это способствует тому, что мы постепенно ставим себя на место главного героя, вместе с ним проживая его жизнь. Происходит эмоциональное влияние на зрителя, которое также сближает нас с главным персонажем. Пока персонаж стремится к своей мечте, закладываются правильные стереотипы о ценности труда, жизненной борьбе, о здоровой конкуренции. Но помимо этого сейчас все чаще в скрытом виде пропагандируется достижение целей любой ценой –через преступление закона, что негативно может повлиять на подростков и детей, смотрящих современные фильмы, потому что такая аудитория обладают повышенной внушаемостью.Такжев фильмах можно увидеть счастливого главного героя в окружении всевозможных благ. Наличие собственного дома, автомобиля, неиссякаемого количества денег и развлечений направлено на то, чтобы данные образы опять же скрыто обратили внимание зрителя на необходимость этих компонентов, постепенно перестраивая его ценностные ориентиры на более приземленные и материальные. Это может привести к тому, что у современных и последующих поколений можетизмениться формула счастья и само понимание этого слова.Наличие счастливой или приемлимой развязки для зрителя в фильмах является и на сегодняшний день важным компонентом. Причина в том, что зрителю напоминается идея победы добра и справедливости (если в фильме главный герой противозаконно добивался своих целей). Или, при счастливом конце, чтобы напомнить о цене счастья, необходимости в работе, активности, чтобы побудить человека к деятельности, мотивировать его идти вперед. Рассматривая американскую литературу, мы видим, что произведения на тему «Американской мечты» очень распространены. К примеру, творенияТеодора Драйзера о финансисте Коупервуде и о трагедии в жизни Гриффитса показывают читателям, что иногда за свою «Американскую мечту» о счастье и благополучии приходится очень дорого платить. И это может привести к страданиям близких тебе людей.Эти несчастные люди продали себя, свою совесть и моральные принципы этой самой недостижимой мечте. Но в итоге возмездие за ложные стремления и «дешевые» ценности настигло их. К сожалению, многие книги с такими прототипами главных персонажей ничем хорошим не заканчиваются. Однако, в этом и состоит цель, все же напомнить читателю, что все тайноенезаконное со временем вскроется, и каждому придется ответить за содеянное.

Но также есть и положительные стороны «Американской мечты» в книгахписателей США. Например, мы все знаем историю Форреста Гампа, мальчика, который хоть и был похож на своих ровесников, не искал славы и известности, стал обладателем приличного состояния. Также показал свои таланты в спорте, проявил храбрость и показал свое доброе сердце на войне. Именно сердце человека, а также его внутренний стержень может помочь ему в достижении его мечты, при этом сохранив его человеческий облик.

Как мы видим в книге «Девушка в переводе», достичь вершины мира, исполнить свою «Американскую мечту» имеют доступ все, каждый человек, вне зависимости от пола, социального статуса, расы, заработка. Это одна из главных идей книги. Главная героиня, Ким, будучи эмигранткой из Гонконга,сумела подняться по карьерной лестнице. Такжеобзавелась семьей и добилась всех поставленныхв детствецелей. Она смогла в итоге обеспечить себе и своей матери счастливое стабильное будущее в другой стране. Трудолюбие, целеустремленность, упорство, решительность сделали из нее успешного детского кардиохирурга, бывшую выпускницу Йельского университета. В результате анализахудожественной литературы исовременных фильмов об «Американской мечте»было выявлено, что при их просмотре происходит влияние на сознание людей. На подсознательномуровне имеет место процесс закладывания как хороших стереотипов (о ценности труда, стремлении добиваться жизненного успеха, о торжестве добра и справедливости), так иногда и ложных (о ценности материальных благ, важности развлечений в жизни человека, в некоторых случаях –о безнаказанности перед властями и законом).

Ссылки на источники1.Американская мечта [Электронный ресурс]/ Адамс Дж.Т. Эпос Америки, 1931. Режим доступа: http://www.livelib.ru/selection/4056(Дата обращения:25.02.2015).2.Американские размышления. Сайты Стивена Лаперуза [Электронный ресурс]/ В поисках Американской мечты. Режим доступа: http://www.americanreflections.net/essays/the_search_for_the_american_dream_ru.html(Дата обращения: 01.03.2015).3.Кашапов М.М.Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Текст] –М: ЯрославльРемдер, 2003. –183 с.4.Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст] Учебное пособие [Текст] –М: Издво ЭКСМОПресс, 2001. –576 с.5.Бэйкер Х. Кто дергает за ваши ниточки или как не позволить манипулировать собой [Текст] –М: ГрандФаир, 2005. –256 с.6.МаклюэнГ.М.Понимание медиа: Внешние расширения человека [Текст] –М.: Гиперборея, 2007.–464 с.