Оценка и формы проверки знаний студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Валеева Р. Р., Шагвалиев Т. Р., Садыков А. Р. Оценка и формы проверки знаний студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3626–3630. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86763.htm.
Аннотация. В статье затронуты вопросы организации контроля в образовательной деятельности учащихся. Представлены возможные критерии оценивания их знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы в процессе обучения. Показаны разные подходы к оцениванию знаний студентов. Подчеркивается полемический характер вопроса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шагвалиев Тимур Радикович,студент 2 курса института радиоэлектроники и телекоммуникаций КНИТУ им.А.Н.Туполева –КАИ, г.Казаньshagvalievtim@gmail.com

Садыков Адель Рустемович,студент 2 курса института радиоэлектроники и телекоммуникаций КНИТУ им.А.Н.Туполева –КАИ, г. Казаньpro3452011@mail.ru

Валеева Рузанна Ринатовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков КНИТУ им. А. Н. Туполева –КАИnana933@list.ru

Оценка и формы проверки знаний студентов

Аннотация.В статье затронуты вопросыорганизации контроля в образовательной деятельности учащихся. Представлены возможные критерии оценивания их знаний,умений и навыков,которые могут быть использованы в процессе обучения.Показаны разные подходы к оцениванию знаний студентов. Подчеркивается полемический характер вопроса.Ключевые слова: образование, оценка, обучение, критерии оценивания.

Оценивание результатов обучения является одним из ключевых аспектов в образовании. Он обсуждается в профессиональных кругах широко и беспрестанно. Отсутствие единого легитимного подхода свидетельствует о сложности и неоднозначности данного вопроса.Оценка знаний –это сопоставление со стандартом, которыйопределен Министерством образования Российской Федерации. Это один из ключевых вопросов в реализации какойлибо образовательной программы. Результаты контроля учебнопознавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Причем, следует различать понятия «оценка» и «отметка». Оценка –качественный показатель, оценить значит установить уровень, степень или качество чеголибо. Отметка –количественный показатель (пяти или десятибалльная шкала, проценты)[1]. Самый высокий уровень требований преподавателя может быть как на уровне стандарта, так и находиться выше,и,как правило,у каждого преподавателя он свой. Традиционная классификация предусматривает следующие уровни обученности: репродуктивный, предполагающий знание базовых правил, понятий, терминов, формул, дат; алгоритмический, что подразумеваетприменение понятий, законов, правил, формул, алгоритмовпри выполнении стандартных заданий; эвристический, требующий использованиязнаний из различных областей, тем, применение нескольких алгоритмов, поиск решений;и, наконец, творческийуровень, который требует от студентов умения конструировать новые, не известные ранее алгоритмы решения, исследовать возможные варианты решений, действовать в нестандартной ситуации[2].Шкалу оценок можно применять следующим образом.

Таблица 1Шкала оценок



В нашей стране пятибалльная система оценки знанийбыла принята в 1937 году,ик 70ым годам в ней установились следующие значения:«Отлично»

студент основательно (глубоко) изучил учебный материал; на вопросы отвечает уверенно, ясно и исчерпывающе; свободно применяетполученные знания на практике; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет правильно, без допущения ошибок, своевременно.«Хорошо»

студент твердовладеет учебным материалом; отвечает без наводящих вопросов и без серьёзных ошибок; умеет применять полученные знания на практике; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет верно, без ошибок.«Удовлетворительно»

студент владеет материалом на среднем уровне; на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и неуверенно, что требует дополнительных и уточняющих вопросов от преподавателя; практические, лабораторные и курсовые работы выполняет с ошибками, но которые не отражаются на качестве выполненной работы.«Неудовлетворительно»

студент плохо владеет изученным материалом; не может полно и достоверно ответить на заданные вопросы, при ответах допускает грубые ошибки; практические, лабораторные и курсовые работы не выполнены или выполнены с грубыми ошибками.Оценка и проверка знаний, навыков и умений студентов является крайне важныммоментом процесса обучения и проводится втечение учебного года. Этим объясняются различные формыпроверки знаний. Основными из них являются:

устный опрос:

индивидуальный (ответы на вопросы по пройденному материалу)

фронтальный (разделение пройденного материала на сравнительно мелкие вопросы с целью проверки знаний большего количества студентов)

уплотненный (параллельно с устным ответом одного студента у доски на отдельных листочках отвечают еще тричетыре студента на заранее подготовленные вопросы по пройденному материалу)

поурочный балл (оценка студента за работу в течение всего занятия: активное участие в устных опросах других студентов, ответы на вопросы преподавателя при изложении нового материала и т.д.)

контрольные работы(письменные или практические контрольные работы после изучения отдельных тем или разделов учебной программы)

проверка домашних работ(проверяется уровень самостоятельной работы студентов, отношение их к учебе, качество усвоения пройдённого материала)

программированный контроль(предлагается несколько вопросовс несколькими вариантами ответов, среди которых только один является правильным)

выпускные и переводные экзаменыПриоценке знаний учащихся

должны учитываться:характеристики ответа студента (правильность,логичность, обоснованность, целостность), качество знаний (полнота, глубина, гибкость, системность, прочность), сформированность общеучебных и предметных умений и навыков.Уровень владения умственными операциями: умение анализировать материал, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.;опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы);самостоятельность оценочных суждений.

Характеристики качества знаний взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.Гибкость знаний

умение использовать накопленные запас информации в разных ситуациях, умение сочетать новые методы решения задач с уже существующим.Полнота знаний

объем содержательной информации, который требуется учебной программой. Гибкость знаний

умения учащихся применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; находить вариативные способы использования знаний, умение комбинировать новый способ деятельности с уже известными.Системность знаний

осознание структуры знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других.Прочность знаний

продолжительность сохранения их в памяти, воспроизведение их в необходимых ситуациях.

Рассмотрим подробнее понятия «знания», «умения» и «навыки». Знанияпроявляются в различных видах деятельностии подразделяются на умственные и практические.Знания не должны становиться самоцелью, так как, как показывает практика, наличие знаний не является залогом успешности человека.Что касается умения,одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какуюлибо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какоелибо действие, операцию. У них умения предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.Далее, навыки–действия, доведенные до автоматизма в результате выполнения упражнений. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения.Ценностные отношениявыражают личный опыт учащихся, их действия, переживания, чувства, которые проявляются в отношениях к окружающему (людей, явлений, природы, познания и т.д.). В контексте компетентностей образования это проявляется в ответственности учащихся, стремлении закреплять позитивные достижения в учебной деятельности, росте требований к своим знаниям.Упомянутые выше ориентиры положены в основучетырех уровней знаний :начального, среднего, достаточного, высокого.Они определяются по следующим характеристикам:Первый уровень начальный.Ответ студента фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения.Второй уровень средний.студентвоспроизводит основной учебный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности.Третий уровень достаточный.Студент знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, обладает мыслительными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением и т.д.), умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответ студента правильный, логичный, обоснованный, хотя ему не хватает собственных суждений.Четвертый уровень высокий.Знания студента являются глубокими, прочными, системными; студент умеет применять их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию.Двенадцатибалльная шкала оценки предполагает знание и умение в рамках учебной программы и не предусматривает участия школьников в олимпиадах, творческих конкурсах и т.п. (таблица).Каждый следующий уровень требований включает в себя требования к предыдущему, а также добавляет новые характеристики. Критерии оценки знаний реализуются в нормах оценок, которые устанавливают чёткое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах. Таблица 2Уровни знаний и критерии оценки

Уровень учебных достиженийБаллыОбщие критерии оценки знаний учащихсяI. Начальный1Студент различает объекты изучения2Студент запоминает незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения3Студент воспроизводит часть учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задачиII. Средний4Студент с помощью преподавателя воспроизводит основной учебный материал, может повторить по образцу определенную операцию, действие5Студент воспроизводит основной учебный материал, способен с ошибками и неточностями дать определение понятий, сформулировать правило6Студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала. Ответ его точный, но недостаточно осмысленный (похож на зубрежку)

III. Достаточный7Студент правильно воспроизводит учебный материал, знает основополагающие теории и факты, умеет приводить отдельныесобственные примеры в подтверждение определенных мыслей, частично контролирует собственные учебные действия8Знание студента являются достаточными, он применяет пройденный материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать, устанавливать существенные связи, делать выводы; ответ логичен, но не имеет целостности 9Студент хорошо владеет изученным материалом, применяет знания в обычных ситуациях, умеет анализировать и систематизировать полученную информациюIV. Высокий10Студент имеет достаточнополные, глубокие знания, способен использовать их в практической деятельности, подводить итоги11Студент имеет достаточные знания в рамках учебных программ, аргументированно использует их в различных ситуациях, умеет находить информацию и анализироватьее, ставить и решать проблемы12Студент имеет прочные знания в полном объеме и в рамках учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать пройденный материал, самостоятельно пользоваться источниками информации, для решения поставленных задач

Таким образом, представленный в статье обзор подводит к выводу, что широкий спектр подходов и критериев оценок свидетельствует о важности и неисчерпаемости данного компонента образования.

Ссылки на источники1.Чернявская А.П. Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения. –URL: http://avkrasn.ru/article489.html.[Дата обращения 21.02.2016]2.Безух К. Е., Казакова С. С. Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы. –URL: http://www.festival.1september.ru/[Дата обращения 20.02.2016]3.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2003 г.). –URL: http://www.centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm.[Дата обращения 18.02.2016]4.http://studopedia.ru/[Дата обращения 18.02.2016]