Формирование социальной активности у детей с ограниченными возможностями в процессе освоения культурного пространства родного города

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вассерберг В. В. Формирование социальной активности у детей с ограниченными возможностями в процессе освоения культурного пространства родного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3741–3745. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86786.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальной активности у детей с ограниченными возможностями, возможные пути решения указанной проблемы с помощью освоения социокультурного пространства родного города детьми с ограниченными возможностями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вассерберг Валерия Владимировна,Аспирант, ГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена"

Формирование социальной активности у детейс ограниченными возможностями

в процессе освоения культурного пространства родного города

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальной активности у детей с ограниченными возможностями, возможные пути решения указанной проблемы с помощью освоения социокультурного пространства родного города детьми с ограниченными возможностями.Ключевые слова:социальное взаимодействие, социальная активность, социокультурное пространство, дети с ограниченными возможностями, социокультурные учреждения

Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требованияк уровню социальной активности личности, поэтому формирование социальной активности удетейс ограниченными возможностями

одна из актуальных проблем, где важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которыев будущемпозволят данной категории детейстать полноценными членами общества и занять в нем достойное место наряду со здоровыми людьми.

Важнейшую сферу и особый уровень активности человека как субъекта общества составляет социальная активность. Исследователи поразному трактуют понятие социальной активности, автор статьи остановился на определении, которое дают отечественные психологи Л.Н. Жилина и Н.Т. Фролова, определяя социальную активность как психологическое качество личности, а именно: «Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только рядом, в коллективе, но и поселке, городе, деревне, и стране, во всем мире, неравнодушие, сказывающееся во всем поведении личности в ее труде, опыте, в общественной работе и в отношениях с друзьями, это и есть социальная активность».Формирование социальной активности, как психологически важного качества, происходит, прежде всего, через установление социальных связей, которые возможно инициировать через творческий процесс и социальное взаимодействие.

Всем известное выражение –«дети –наше будущее», приобретает особый смысл, еслиречь заходит об «особых» детях,ведьизза инвалидности они не перестают быть детьми, будущим своего общества, города и страны,нашим будущим. В отличие от взрослых инвалидов, инвалидность в детском возрасте накладывает ограничения не только на проявление его личности, но и на ее формирование. Отличие детской инвалидности состоит также в том, что она возникает у лиц, имеющих проблемы социальной интеграции и адаптации, поэтому ребенок нуждается в дополнительных условиях по включению его в общество.

Дополнительномуусловиювключенияв общество и формирования социальной активности уребенка с ограниченными возможностями может способствоватьиспользованиебогатейшего наследиякультурного пространствародногогорода,которое открываетдля маленького человека все самое прекрасное, что есть в нашей общей истории, побуждаяего к взаимодействиюи налаживанию связейс окружающим миром. Уребенка с ограниченными возможностями эти связи нарушены, за счет ограничений, который накладывает на него инвалидность: специфические барьеры, бедностьконтактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступк культурным ценностям.Коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями зачастую весьма ограничена —практика их общения со сверстниками и взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках. Данные проблемы носят сугубо личностный характер и болезненно переживаются ребенком, который чувствует свою отверженность, непризнание ближайшим окружением, социальную незащищенность, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания.На психологическом уровне они проявляются как внутренний дискомфортличности, рождают в ребенке чувство тревожности, незащищенности, комплекс неполноценности. Источник этих проблем —не столько физические или психические нарушения, ограничивающие возможности ребенка, сколько равнодушное или негативное отношение здоровых людей к инвалидам, рождающее душевную боль.Во многом указанные проблемы социальной дезадаптированности и сегрегации детей с ограниченными возможностями можно решить при помощи различных технологий социально –культурной деятельности, которые в основе своейнаправлены на освоение культурного пространства города детьми с ограниченными возможностями, например в рамках проведения творческих встреч, фестивалей и конкурсов. Такое взаимодействие выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности ребенка, с другой как средство ее воспитания, посредством сопереживания, сопричастности к мировому художественноисторическому опыту, значимым отношениям к деятельности других людей, в результате творческой фантазии у детей формируется особый уровень мироотношения, отличающийся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.Анализируя практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями, можно сделать выводы о том, что врезультатекультурного взаимодействиядетистановятсяболее общительными,уверенными, инициативными, охотно откликаютсяна различные события вжизни.Детиучатсяоптимально соотносить собственные интересы с интересами группы, в которой у ребенка есть возможностьприносить пользу не только близким, но и обществу в целом, чтоспособствует его личностной и социальной независимости. Возможность реализовать свои духовные запросы, организовать культурный досуг, общение —такова главная задача социальных и культурно досуговых учрежденийгорода, его потенциала и культурного наследия, которые способны разорвать «оковы» отчужденности ребенка от внешнего мира и вернуть его к полноценной жизни в обществе.

Ссылки на источники1. Жилина, Л.Н. Проблемы потребления и воспитание личности / Л.Н. Жилина, Н.Т. Фролова. –Москва : Мысль, 1969. –174 с. 2. Левкина Т. И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественнотворческой деятельности дис. ... канд. пед. наук. Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, 2000.3.Эрик С.Ф. Актуальность проблемы формирования социальной активности подростков в процессе художественноэстетической деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18931.php(дата обращения 10.02.2016)