Метафорическая репрезентация социального конфликта в медиадискурсе: структурные метафоры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонова Т. Г. Метафорическая репрезентация социального конфликта в медиадискурсе: структурные метафоры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3771–3775. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86792.htm.
Аннотация. В статье рассматривается метафорическая репрезентация социального конфликта в медиадискурсе. Выявляются типы структурных концептуальных метафор, задействованных в репрезентации конфликта в Греции. Исследуются смысловые эффекты метафорического моделирования. Описываются способы метафорической интерпретации социального конфликта в рамках выявленных метафорических моделей. Определяются моделируемые структурные компоненты конфликта. Анализируется влияние описанных моделей на формирование образа конфликта в медиадискурсе. Материалом для исследования послужили новостные и аналитические тексты СМИ, посвящённые конфликту в Греции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Антонова Татьяна Григорьевна,Аспирант 1го года обучения кафедры общего, славянорусского языкознания и классической филологии филологического факультета НИ Томского государственного университета, г.Томскtatgran@sibmail.com

Метафорическая репрезентация социального конфликта в медиадискурсе: структурные метафоры

Аннотация. В статье рассматривается метафорическаярепрезентация социального конфликта в медиадискурсе. Выявляются типы структурных концептуальных метафор, задействованныхв репрезентации конфликтав Греции.Исследуются смысловые эффекты метафорического моделирования.Описываются способы метафорической интерпретации социального конфликта в рамках выявленных метафорических моделей. Определяются моделируемые структурные компоненты конфликта.Анализируется влияние описанных моделей на формирование образа конфликта в медиадискурсе.Материалом для исследования послужили новостные и аналитические тексты СМИ, посвящённые конфликту в Греции.Ключевые слова: концептуальная метафора, социальный конфликт, метафорическая номинация, объект метафорического моделирования.

Социальный конфликт сложное явление, объект изучения целого ряда наук. Для лингвистики интерес представляет языковая репрезентация конфликта, когда язык выступает в качестве средства интерпретации, представления конфликта в тексте или дискурсе. Нарратив о конфликте можно рассматривать как частный случай конструирования социальной реальности, другими словами, как фрагментязыковой картины мира(ЯКМ). Как отмечаетВ.Н. Телия, языковая картина мира служит целям выражения концептуальной картины [1. С.173203], т.е. модели восприятия действительности, существующей в сознании людей [2. С.107]. Концептуальная же метафора, какинструмент познания, выступает в качестве одного из основных средств моделирования картины мира[3; 1]. Языковое моделированиеокружающего нас мираотносится к наиболее актуальным проблемам современной лингвистики, исследованиежеметафорического моделирования отдельных фрагментов действительности вносит вклад в формирование целостной метафорической картины мира.

Наше исследование строится на теоретической базе лингвокогнитивного подхода к изучению метафоры. Согласно когнитивной теории метафоры метафоризация основывается на взаимодействии когнитивных структур двух концептуальных сфер сферыисточника и сферымишени, в результате чего некоторые области менее понятной концептуальной сферымишени структурируются по образцу сформировавшихся в результате опыта взаимодействия человека с окружающим миром элементов сферыисточника [4. С.9].Когнитивная метафора, как средство познания действительности, находит своё языковое воплощение в метафорических номинациях, анализ которых даёт возможность исследовать когнитивную модель интерпретации фрагмента действительности носителями определённого языка[3. С.80].

«Устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции данного общества, получили название «концептуальных метафор»»[4. С.11].Дж. Лакофф и М.Джонсон выделяют такие типы концептуальных метафор, как структурные, ориентационныеи онтологические. Объектом исследования в данной статье является миромоделирующийпотенциал структурных метафор как одного из инструментов построения ЯКМ. Предметом анализа выступает метафорическая репрезентация социального конфликта в медиадискурсе. Цель исследования –выявление того, какие концептуальные сферы и их элементы моделируют структурные компоненты конфликта и как структурные метафоры влияют на характер интерпретации социального конфликта в СМИ. Наше исследование, находясь в когнитивнодискурсивной плоскости, направлено на изучение частных, дискурсивных особенностей употребления метафоры. Метафора представляет для нас интерес не как отдельная языковая единица, а как неотъемлемая часть дискурса, в рамках которого происходит реализация метафорических значений. Более того, отличительной чертой исследования является тот факт, что оно выполнено на материале тематического дискурса. Метафора изучается как средство образного моделирования компонентов конкретного социального конфликта, конфликта в Греции.Всё вышесказанное обусловливает актуальность нашего исследования, которое носит междисциплинарный характер, находясь на стыке метафорологии, когнитивистики, конфликтологии, что также согласуется с научной парадигмой современной лингвистики.

В анализе мы опираемся на данные социологических работ о структуре социального конфликта, к основным компонентам которого можно отнести его участников, объект конфликта, его предмет и конфликтную ситуацию, т.е.среду, в которой происходит развитие конфликта [5]. Как свидетельствуют материалы ассоциативных экспериментов, устойчивые элементы конфликта актуальны вязыковом сознании говорящих [6. С. 3442]. Мы выделяем те компоненты конфликта, которые находят отражение в системе метафорических репрезентаций.Источником материала послужили новостные и аналитические тексты газет и информационных служб, информирующие о конфликте в Греции с 2010 по 2013 год. Проанализированы 94 статьиобщим объёмом 34 627 слов из 8 СМИ –«Литературная газета», вебсайты медиаисточников: ВВС Русская служба, «Вести. Экономика», телеканал Euronews Греция, ИА Оружие России, «Греция от Greek.ru» ЕС Сегодня, NEWSru.com, «DeutscheWelle».Социальный конфликт в Греции–это затяжной конфликт, характеризующийся сложными структурными отношениями. Участники конфликта, недовольное население Греции, правящая элита Греции иведущие страны Евросоюза (прежде всего Германию),вступают в сложные отношения между собой. Имеет место конфликт между недовольным населением Греции и правящей элитой, которая несколько раз сменилась по ходу развития конфликта. В этом конфликте Германия и другие ведущие страны ЕС выступают к роли посредника. По мере развития конфликта недовольство граждан Греции перемещается с правящей элиты на правительство Германии, таким образом,Германия становится субъектом конфликта. Параллельно имеет место конфликт между правительством Греции и правительствами ведущих стран ЕС, которые оказывают влияние на развитие ситуации в Греции. Предметомконфликта является неэффективная экономическая политика, проводимаягреческим правительством, а также давление, оказываемое на ГрециюведущимистранамиЕС (в первую очередь Германией) по поводу проводимых в стране реформ.Объектом конфликта выступают дефицит материальных ресурсов и способ их распределения. Конфликт назревает и развивается в условиях социальной напряжённости на фоне экономического кризиса. Причиной начала конфликта становится усиление депривациинаселения, вызванное политикой сокращения расходов бюджета. Как и в любом конфликте, имеют место иррациональные элементы, проявляющиеся в повышенной эмоциональности при восприятии ситуации и в субъективном видении противоборствующей стороны и конфликта в целом, чему способствует интерпретацияданного конфликта в различных СМИ.В анализируемых текстах конфликт представлен на первой (латентной)и второй (открытой) стадияхразвития.Массовые протесты (чаще всего организованные забастовки) являются наиболее характерной формой поведения в конфликте со стороны населения Греции. Конфликтное поведение населения Греции характеризуется повышенной эмоциональностью, вызванной нарастающей психологической усталостью. Основной стратегией поведения в данном конфликте является «напористость», хотя в отношениях между правительствами Греции и ЕС можно выделить и периоды конгруэнции.В качестве единиц анализа нами рассматриваются различные метафорические номинации: живые образные узуальные метафоры, окказиональные/авторские метафоры, генетические/стёртые метафоры, фразеологические метафоры, участвующие в моделировании социального конфликта в Греции, что обусловлено единством когнитивных процессов, моделей метафорического уподобления, лежащих в их основе (см. обоснование такого подходав когнитивной лингвистике [7;3]).

Методом сплошной выборки было выявлено 840 метафорических номинаций, 444из которых репрезентируют концептуальные структурные метафоры, что составляет 52,9%от общего числа метафор.В результате анализа мы выделили наиболее продуктивные концептуальные метафоры (КМ): КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ –ЭТО БОЛЕЗНЬ (22,5% выделенных нами структурных метафор), СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ –ЭТО ВОЙНА (16%), РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА –ЭТО ПУТЬ (15,1%), КОНФЛИКТ –ЭТО СТИХИЯ (10,4%), КОНФЛИКТ –ЭТО НОША (7,5%), КОНФЛИКТ –ЭТО СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (6,8%), КОНФЛИКТ –ЭТО ИГРА (6,3%) и КОНФЛИКТ –ЭТО ОТСУТСТВИЕ ПОРЯДКА (6,3%).

Первые три модели (КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ –ЭТО БОЛЕЗНЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ –ЭТО ВОЙНА иРАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА –ЭТО ПУТЬ) относятся к ключевым дискурсивным метафорам и были рассмотрены нами ранее (см.[8]). В данной статье мы продолжаем исследовать продуктивные концептуальные структурные метафоры, задействованные в репрезентации социального конфликта в Греции.Рассмотрим их подробнее.



КМ КОНФЛИКТ –ЭТО СТИХИЯКонцептуальное поле сферыисточника «стихия» характеризуется сложной структурной организацией, так как концепт «стихия» объединяет в себе две основные смысловые реализации: «стихия» как основной элемент природы (вода, земля, воздух, огонь) и «стихия» как явление природы, отличающееся разрушительной силой. В рамках же концептуального поля сферыисточника «стихия» эти смысловые реализации сосуществуют как целостный гештальт.Метафорическому моделированию в рамках данной модели подвергаются такие структурные компоненты конфликта, как конфликтная ситуация, участники конфликтаи их действия. Проблема метафорической репрезентации участников социального конфликта в медиадискурсе была изучена нами ранее (см.[9]), поэтому в этой статье мы не будем касаться подробного анализа данного компонента конфликта, а ограничимся лишь общими выводами. В рамках модели КОНФЛИКТ –ЭТО СТИХИЯ греческий народ и его действия в конфликте ассоциируются с разбушевавшейся стихией, в то время как действия властей Греции и сильных стран ЕС репрезентируются как направленные на борьбу с этой стихией, хотя и не всегда успешную. Для метафорической же репрезентации конфликтной ситуации оказывается задействованным слот «вода»: «спровоцируетновую волнубезработицы»; «на волнеэкономического кризиса»; «у истоковэтих проблем стояли сами греки». В первых двух примерах актуализируются такие характеристики волны, как «интенсивность» и «внезапность», связанные с разрушительной силой воды. В последнем примере указывается на причину конфликта, но не явно выраженную. Таким образом, метафорическая интерпретация конфликта в рамках КМ КОНФЛИКТ –ЭТО СТИХИЯ связана с актуализацией образа ничем не сдерживаемой разрушительной силы разного рода стихий. В результате,конфликт представляется как крайне опасное явление с непредсказуемыми и разрушительными последствиями, которое практически невозможно контролировать и сдерживать. В связи с чем, особую значимость приобретает помощь стран ЕС, т.к. они представлены в образе спасателя.Ассоциирование же их со стихией ветра указывает на то значительное влияние, которое они оказываютна развитие конфликта в Греции.КМ КОНФЛИКТ –ЭТО НОШАОсновным объектом метафорического моделирования в рамках модели КОНФЛИКТ –ЭТО НОША становится конфликтная ситуация. В результате метафоризации в сферемишени высвечиваются такие элементы когнитивной структуры сферыисточника, как «тяжёлый», «переносить на себе». Сложившаяся экономическая ситуация в метафорической интерпретации предстает настолько сложной, что её переживание сравнивается с физическим ощущением тяжести, которую приходится «нести» народу Греции: «большая часть бремени ложитсяна плечи рабочих и служащих»; «несущие на себе тяжестьдолгового кризиса»; «тяжелыеэкономические трудности у людей»; «терпеть неподъемныедолги». «Груз» настолько велик, что Грецию сравнивают с мощным титаном: «Греция не Атланти не может держатьвсе проблемы ЕС на своих плечах». Данная метафора актуализирует такое свойство интерпретируемого конфликта, как несправедливость сложившейся ситуации (ведь Атлант удерживал небесный свод на своих плечах в качестве наказания, а Греция не является Атлантом, она не имеет его грехов, за которые надо расплачиваться, «удерживая тяжёлый груз»). Перенос тяжёлой ноши вызывает желание «снять её с плеч»: «Участники акции… потребовали от правительства переложить бремявыхода из финансового кризиса».Если конфликтная ситуация представлена как некая ноша, которую приходится «нести» греческому народу, то действия правительства Грециирепрезентируются как направленные на уменьшение «переносимого груза»: «С греческого народа снимают груз»; «облегчение бремени»; «способ скинуть долговое бремя».КМ КОНФЛИКТ –ЭТО СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕВ рамках данной модели объектами метафорического моделирования выступают конфликт и этапы его развития, участники конфликтаи их действия. Сам конфликт репрезентируется посредством актуализации метафоризирующего фрейма «жанр представления»: метафоры «драма», «трагедия» высвечивают в сферемишени такие элементы когнитивной структуры сферыисточника, как «тяжелое событие», «страдания», «напряжённая борьба», «гибельный исход». Метафорическая номинация «Кризисная мыльная опера» акцентирует внимание читателя на длительности или даже затянутости развития конфликта. Этапы развития конфликта представлены через актуализацию слота сферыисточника «сюжетная схема представления» и находят своё отражение в таких метафорических номинациях, как «главной интригойстала»; «кульминация сюжета откладывается до ноября»; «сценарийповторяется» и пр., которые представляют конфликт, с одной стороны, как динамически развивающееся событие, исход которого не всегда можно предугадать, что придаёт ему остроты, с другой стороны, как прописанный неким автором эпизод. Что касается участников конфликта и их действий, то в рамках КМ КОНФЛИКТ –ЭТО СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ власти Греции и сильные страны ЕС представлены как лица, задействованные в постановке представления, в то время как греческому народу отводится роль пассивного зрителя, неспособного повлиять на ход событий.

Таким образом, конфликт в рамках данной модели представлен как трагическое событие, связанное со страданиями, невзгодами греческого народа, развивающееся по кемто написанному «сценарию».Развитие конфликта в большей степени зависит от действий властей Греции, зачастую скрытых от глаз греческого народа. Действия же ведущих стран Евросоюза, как посредников в разрешении конфликта, метафорически интерпретируются как скрытые, недоступные пониманию народа Греции, и, вместе с тем, менее действенные, чем хотелось бы Греции.КМ КОНФЛИКТ –ЭТО ИГРАОсновными объектами метафорического моделирования в рамках данной модели становятся действия властей Греции и Германии, которые в основном репрезентируются посредством фрейма сферыисточника «азартная игра», высвечивающего в этих действиях элемент риска и необдуманности. Негативное отношение к происходящему выражается и через номинацию «игра не очень чистая», указывающую на нарушение правил, неотъемлемой части любой игры, «игроками». Также в рамках КМ КОНФЛИКТ –ЭТО ИГРА имеет место метафорическое моделирование конфликтной ситуации, реализованное через такие фреймы сферыисточника «игра», как «спортивная игра» и «настольная игра». В целом, актуализация элементов смысла исходной концептуальной области репрезентирует ситуацию, в которой развивается конфликт как крайне неблагоприятную («изза рекорднойбезработицы»), опасную («возможен ‮эффект домино”»). Итак, ситуация в Греции в рамках данной модели представлена как крайне опасная для греков и Европы в целом.Метафоризация высвечивает такие признаки конфликта, как рискованность, необдуманность действий, зависимость его развития от фактора везения. Метафорические номинации несут негативную коннотацию.КМ КОНФЛИКТ –ЭТО ОТСУТСТВИЕ ПОРЯДКАОсобенностью данной модели является то, что в качестве исходной понятийной области выступает концепт макроуровня, который реализуется через систему различных фреймов: «чистота», «налаженность», «уклад», «нормы права» и др. Концепт «порядок» ассоциируется с таким положением дел, при котором все находится на своем месте и правильно функционирует. «Порядок» является доминирующей идеей человеческой цивилизации, именно поэтому отсутствие порядка вызывает у человека чувство беспокойства, опасности. Отсюда стремление всё исправить, навести порядок, прибраться. В рамках модели КОНФЛИКТ –ЭТО ОТСУТСТВИЕ ПОРЯДКА метафорическому моделированию подвергаются участники конфликтаи их действия, и в отдельных случаях конфликтная ситуация. Действия греческого народа представлены как приводящие к «беспорядку» («Массовые беспорядкипродолжаются не первый день»; «правительство не может спокойно взирать на происходящий хаос» и пр.), в то время как действия властей репрезентируются как направленные на наведение порядка: «усилий по упорядочиваниюсвоего бюджета»; «Мы пытаемся из всех сил навести порядокв стране»; «спецназ очистилсегодня утром от забастовщиков». Некоторые метафорические номинации несут негативную окраску этих действий: «на скорую руку залатать дыру» (стремление исправить ситуацию как можно скорее может не дать желаемых результатов изза спешки).Наиболее активно при репрезентации Германии и властей Греции оказывается задействованным фрейм сферыисточника «нормы права». В качестве основания метафорического ассоциирования выступают слоты «вид преступления», «лицо, совершающее преступление» и «лицо, карающее за преступление», которые высвечивают, с одной стороны, крайне негативное отношение к действиям властей Греции и Германии, а, с другой стороны, доминирующую позицию Германии по отношению к Греции[9. C. 89].Имеют место также отдельные случаи моделирования конфликтной ситуации: «воцарится хаос»; «Катастрофунужно прекратить немедленно», которые указывают на полное отсутствие порядка в стране и, соответственно, ассоциируются с тяжёлыми условиями существования людей. Таким образом, конфликтные действия, интерпретируются в рамках данной модели как негативные, нежелательные, деструктивные. Действия же направленные на решения конфликта, напротив, ассоциируются с процессом наведения порядка, т.е. рассматриваются как конструктивные, желательные. С другой стороны, власти Греции и Германии, усилия которых якобы направлены на решение конфликта, репрезентируются СМИ в основном в образе преступников.Ванализируемых нами контекстах были выделены и другие, менее продуктивные метафорические модели, задействованные в репрезентации конфликта в Греции, такие как КОНФЛИКТ –ЭТО КОММУНИКАЦИЯ (2,6%), РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА –ЭТО ФИНАНСОВАЯ СДЕЛКА (1,8%). Самыми малочисленными (всего по две метафорические номинации) оказались метафоры, построенные на базе моделей РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА –ЭТО МЕХАНИЗМ и КОНФЛИКТ –ЭТО КАРТИНА. Следует отметить, что ограниченность исследуемого нами текстового материала не позволяет нам делать выводы о непродуктивности данных моделей при репрезентации конфликта в медиадискурсе в целом. Подведём некоторые итоги. В проанализированном нами текстовом материале 444 метафорических словоупотребления неравномерно распределяются на 12 моделей, с явно выраженным доминированием трёх моделей (более 15% реализаций) и с явно выраженным отставанием 4 моделей (менее 3% реализаций), промежуточное положение занимают 5 моделей (от 10,4% до 6,3% реализаций). Большинство метафорических моделей репрезентируют конфликт как опасное, деструктивное, неприятное, тяжело переживаемое социальное явление.Тем не менее, категория оценки оказывается заложенной лишь в четырёх моделях (КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ –ЭТО БОЛЕЗНЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ –ЭТО ВОЙНА, КОНФЛИКТ –ЭТО НОША и КОНФЛИКТ –ЭТООТСУТСТВИЕ ПОРЯДКА),в остальных моделях она актуализируетсяв условиях дискурса,в контексте.

Использование различных метафорических моделей авторами медиатекстов позволяет им высвечивать различные качества конфликта, акцентируя внимание читателей на его конкретных характеристиках, что обеспечивает многомерную, «объёмную» интерпретацию социального конфликта. Так, в рамках модели КОНФЛИКТ –ЭТО СТИХИЯ главным образом актуализируются такие качества конфликта как опасность, неконтролируемость, конфликт представляется читателю как явление, от которого лучше уйти. Действия, направленные на урегулирование конфликта, зачастую репрезентируются как нечестные, непродуманные, со скрытыми мотивами в рамках таких моделей, как КОНФЛИКТ –ЭТО ИГРА, КОНФЛИКТ –ЭТО СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА –ЭТО ФИНАНСОВАЯСДЕЛКА и т.д.Структурные метафоры используются в аналитических и публицистических материалах СМИ, однако, в публицистических текстах они чаще репрезентируются живыми образными метафорами, что позволяет лучше выразить позицию автора текста.Структурные метафоры характеризуются многообразием объектов метафорического моделирования. Они оказываются задействованными для репрезентации большого количества структурных компонентов конфликта: конфликтной ситуации, участников конфликта, их действий, этапов конфликтана латентной и открытой стадиях развития конфликта.Чаще других метафорически репрезентируются участники конфликта (45,5%).Заданная медийная репрезентация конфликта значительным образом влияет на формирование у читателя определённой картины происходящего, и ключевую роль в этих процессах играют используемые в медиадискурсе метафоры.Использование различных метафор позволяет представить различные стороны конфликта в необходимом свете.

Ссылки наисточники1. Телия В.Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М, 1988. С. 173203.2. Мишанкина Н.А . Метафорическое моделирование саундшафта романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»// Миромоделирование в языке и тексте: Сборник науч.трудов. Томск: Издво Том. унта, 2003. С.106116.3. Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А. Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты. Часть 1. –Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003.4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004.5. Анцупов А. Эволюционномеждисциплинарная теория конфликтов// Хрестоматия по конфликтологии. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Konflikt/index.php. [Дата обращения 15.10.2015].6. Резанова З.И. Конфликтная ситуация в языковом сознании носителей русского языка (по данным ассоциативного эксперимента)// Вестник Томского государственногоуниверситета. Филология. Томск, 2013. №3 (23). С. 3442.7. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (19912000). URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov01.htm. [Дата обращения 02.08.2015].8. Антонова Т.Г. Метафорическое моделирование социального конфликта в медиадискурсе: ключевые дискурсивные метафоры // Язык и культура. Приложение. Научный периодический журнал. Томск, 2013. №2. C. 518.9. Антонова Т.Г. Метафорическая интерпретация участников социального конфликта в медиадискурсе// Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2014. № 1. С. 131135.