Особенности разрешения конфликтов в образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельник К. С. Особенности разрешения конфликтов в образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3806–3810. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86799.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проявления конфликта в образовательной среде, определена специфика организации и работы Служб примирения в России, дан анализ федеративной нормативно-правовой документации, регламентирующий деятельность Служб примирения в РФ. Представлены результаты обучения студентов разрешению конфликтов методом Сабона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мельник Ксения Сергеевна,Студентка, Мурманский арктический государственный университет, Мурманскkseniya.gladkih@bk.ru

Особенности разрешения конфликтов в образовательной организации

Аннотация.Встатье рассмотреныпроявления конфликта в образовательной среде, определена спецификаорганизации и работы Служб примирения в России, дан анализ федеративнойнормативно –правовой документации, регламентирующий деятельность Служб примирения в РФ. Представлены результаты обучения студентов разрешению конфликтов методом Сабона.Ключевые слова:конфликт,метод Сабона,Службапримирения, образовательная среда, образовательнаяорганизация.

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с раздражителями и стрессами, которые вызывают конфликтные ситуации, приводящие к конфликту. Изза огромного информационного потока личность постоянно находится с кемто в условиях конфликтной ситуации (на работе, в магазине, в образовательнойили досуговойорганизациии т.д.), что приводит к фрустрации или депрессивным проявлениям в поведении. В психологическом словаре конфликт определяется как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями». Однако, данная формулировка раскрывает лишь часть понятия «конфликт». А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов рассматриваютего как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1].Конфликт как психологическое явление имеет свои признаки. Одним из них является биполярность, которая означает взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно. Так как в основе конфликта борьба двух разных сторон, то устранение этого противоречия следующий признак конфликта, проявляющийся в активности, направленной на преодоление противоречия. Еще одним критерием конфликта выступает наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.Таким образом, конфликт это распространенная черта социальных систем, он неизбежен, так как каждому индивиду присуще свое мнение, цели, мировоззрение, желания и потребности, а потому он должен рассматриваться как естественное явление в жизнедеятельности людей.Образовательные организации как один из видов социальных систем содержит в себе большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательного учреждения.Чаще всего конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.Проблема конфликтов и их профилактики в образовательном пространстве изучается в России более 13 лет и параллельно ведется поиск оптимальных способов ее решения.1 июня 2012 года президент России утвердил национальную стратегию в интересах детей на 2012 –2017 годы [6]. Национальная стратегия действий в интересах детей предполагает масштабное внедрение инновационных подходов, которые призваны обеспечить новое качество жизни детей в обществе.Одним из таких подходов стало внедрение модели «школьных служб примирения» на федеральном уровне. Становление данных служб является результатом работы межрегионального общественного центра «Судебноправовая реформа» и его партнеров. Согласно Стратегии, программы примирения должны проводиться как для несовершеннолетних, достигших возраста уголовной ответственности, так и для детей, которые не достигли этого возраста. Национальная стратегия ставит задачу налаживания взаимодействия судов, правоохранительных органов со специалистами –психологами, социальными педагогами, медиаторами (ведущими программ примирения) с целью совместной работы по созданию системы восстановительного правосудия для несовершеннолетних. Результатом исполнения правительственного плана стала подготовка концепции развития служб медиации для несовершеннолетних. В июле 2014 года Правительство РФ утвердило документ, получивший следующее название: «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации» [3, 4].К настоящему времени накоплен огромный опыт их работы в школах, центрах ПМСС, колледжах, а также в интернатах и детских домах различных регионах страны (Пермский край, республики Саха и Карелия, Волгоградская, Красноярская, Самарская области и т. д.).Работа школьных служб примирения основывается на восстановительном правосудии, то естьвосстановительный подход является решением проблем, с которыми не работает правосудие. Так как восстановительный подход относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов, то его результатом становится не расследование и наказание, а примирение сторон, возмещение ущерба и возвращение участников конфликта в общество.Основными идеями восстановительного правосудия являются:

направленность на исцеление пострадавшей стороны;

ресоциализация правонарушителя;

восстановление сообщества [5].Восстановительное правосудие предлагает рассматривать ответственность правонарушителя как принятие на себя определенных обязанностей перед пострадавшей стороной и выполнение действий по исправлению нанесенного ей вреда. Удовлетворение потребностей жертвы является одной из главных целей программ примирения.Конфликт нарушает отношения между людьми. Участникипрограммыпримирения имеют возможность восстановить нормальные отношения. Возмещение ущерба –это средство восстановления положения обеих сторон, которое помогает достичь главной цели–примирения и восстановления отношений. Главный элемент восстановительного правосудия –это посредничество как специально организованный процесс. Программы примирения проводит нейтральный посредник –ведущий программ примирения, который помогает сторонам услышать друг друга и принять самостоятельные решения.Принципы работы программы примирения:1. Нейтральность ведущего (посредника), ведущий не защищает, не обвиняет ни одну из сторон. Самый важный показатель того, удерживает ли ведущий нейтральную позицию –это ощущения и мнение самих сторон по этому поводу.2. Добровольность участия в программе примирения. Стороны приходят на программу примирения добровольно и могут отказаться от участия в программе в любой момент. Это помогает им ощутить самостоятельность и ответственность за свои решения.3. Конфиденциальность. Этот принцип также относится к позиции ведущего. Если стороны имеют возможность говорить с ведущим откровенно, зная, что их слова не будут использоваться против них, то они смогут доверять ведущему и рассказывать о своих потребностях искренне [5].Обратим внимание на то, чтоведущий это нейтральный посредник. Он не является адвокатом, судьей или советчиком.Ведущий не несет ответственности за обязательность примирения, но он отвечает за то, чтобы обеим сторонам конфликта была понятна суть предлагаемого им восстановительного способа выхода из сложившейся ситуации и за осознанность выбора воспользоваться данным способом. Также он отвечает за то, чтобы на встрече были созданы все условия для примирения сторон и за соблюдение основных принципов организации программ примирения. Таким образом, цель ведущего в программе примирения это предоставить возможность сторонам конфликта разрешить ситуацию самостоятельно, путем переговоров.Ведущим программ примирения может стать доброволец, прошедший обучение на тренинге и имеющий практику разрешения конфликтов совместно с опытными ведущими. Добровольцами могут стать люди самых разных возрастов и профессий. Добровольцы являются незаменимыми помощниками штатныхсотрудников Службы примирения. Примирительные встречи, как правило, проводят двое ведущих, и как минимум один из них является добровольцем.Результат программы примирения должен быть ориентирован на восстановление отношений и справедливости. Какой будет конкретная договоренность между сторонами, зависит от ситуации, от потребностей и решений самих участников программы примирения.Алгоритм работы службы примирения выглядит следующим образом: в Службу примирения поступает информация о конфликте от следователя, помощника судьи (при наличии договора о сотрудничестве с данным органом), администрации школы или из других источников.Служба примирения анализирует, возможно ли по данному случаю проведение программы примирения и определяет ведущих, которые будут по ней работать.Ведущие программы примирения связываются с участниками конфликта, получают их согласие на программу примирения и проводят отдельные предварительные встречи с каждой из сторон. На встречах ведущие выясняют позицию, интересы сторон, их желание участвовать в программе и готовность к ней.При согласии и готовности сторон, ведущие проводят примирительнуювстречу, на которой обсуждаются вопросы:1. Каковы последствия ситуации для обеих сторон?2. Каким образом можно разрешить ситуацию?3. Как сделать, чтобы это не повторилось? [5].В результате встречи подписывается примирительный договор. О результатах встречи, как правило, извещается полиция, следственное управление, суд или Комиссия по делам несовершеннолетних (если указанные органы были задействованы в конфликте).Примирительный договор –это соглашение двух и более сторон по результатам обсуждения на примирительной встрече о том, как можно разрешить конфликтную ситуацию и как избежать ее повторения.Данный договор необходим для закрепления договоренности и обеспечения выполнения условий примирения, а также для учета результатов программы примирения официальными органами (администрацией образовательного учреждения, Комиссией по делам несовершеннолетних, полиции и т.д.).В рамках работы Службы примирения используются различные методы ведения переговоров. Одним из таких методов является метод Сабона.Метод Сабона разработан ООН совместно с профессором по обучению миру Йоханом Галтунгом. Данный метод используется миротворцами и специалистами, работающими в зонах конфликтов.Центральные элементы метода это видение личности с противоположными целями и прогнозирование последствий поведения. Цель Сабоныповышение управляемости встречных целей и улучшение социальных навыков.Сабона метод включает в себя 7 инструментов. Именно эти 7 концептов Сабоны составляют теоретический базис и практическую часть, оказывают помощь в правильном выборе инструментов для эффективного и быстрого выхода из конфликта.7 концептов Сабоны делятся на 2 группы инструментов. Три первые инструментаэто базис. Базис помогает и дает респондентамнавыки анализа и понимания конфликта. Четыре последующие инструментаэто практические пути решения конфликта.Существует взаимосвязь между инструментом и его порядковым номером.Инструмент 1 несовместимость целей и средств

.

Рис.1. Иллюстрация инструмента №1.

Сабона определяет конфликт как несовместимость целей и средств. Этотинструмент используетсядля поиска несовместимости. Изогнутые стрелки показывают разнонаправленность целей сторон конфликта, а так же, что конфликт, как правило, включает в себя более двух сторон. Если пытаться выявить правых и виноватых, то конфликт будет только нарастать. Решить конфликт, значит согласиться с тем, что другие участники конфликта имеют свои цели и свою точку зрения. «Сабона» считает, что нет несовместимых людей, есть несовместимость целей. Используя инструмент 1, участникиищутнесовместимость, при этом не отказываются от своих взглядов и целей, не пытаютсяихизменить.Инструмент 2 это цель и средства.

Рис. 2. Иллюстрация инструмента №2.

Этотинструмент используетсядля анализа и понимания разницы и связи между целью и инструментом (способом). Цель его —определить, чтоучастник желаети чувствует, это очень важно для него. Средстваэто то, что онделаетдля достижения цели, это то, что можно наблюдать со стороны. Если действие легко увидеть, то увидеть цель спрятанную за этим непросто.Цели и средства могут быть хорошими и плохими. Установка Сабоны это анализ и четкое понимание разницы и связи между целью и средствами. Эти знания жизненно важны, так как при помощи данного инструмента за негативными средствами всегда можнонайти позитивные и законные цели, а так же удержать их.Инструмент 3треугольник ABC.

Рис. 3. Иллюстрация инструмента №3.

Это базисное понимание конфликта. Треугольник включает в себя три элемента любого конфликта. Угол Аэто цель. Столкновение целей приводит к негативным мыслям и чувствам, это то, что человек переживает и это невидимая часть. Угол Вэто средства, то есть действия. Негативные мысли и чувства приводят к негативным поступкам. И это то, что человек делает, это его поведение и это видимая часть треугольника. Угол Сэто несовместимость, это то, что произошло между А и В. Таким образом,инструмент 3 дает базисное понимание любого конфликта. С его помощью можнодетально проанализироватьконфликт.Инструмент 4 коврик разбора конфликта.

Рис. 4. Иллюстрация инструмента №4.

Это структурный план для диалога. Он состоит из 4 квадратов, построенных на двух основных осях: прошлое будущее, негативное позитивное. Каждый квадрат представляет точку зрения в конфликте Квадрат 1 положительное будущее (мечты).Квадрат 2 отрицательное прошлое (обиды), дает идеи о том, что бы мы хотели избежать в будущем.Квадрат 3 положительное прошлое, дает фокус на то, что положительного было раньше, что человекхочетвзять с собой в будущее.Квадрат 4это отрицательное будущее, страхи связанные с будущим.Выбор, который индивидделаетили не делает, имеет очень большое значение в будущем. Коврик это инструмент, который помогает определить собственную позицию и одновременно с этим дает понимание целей других. Это четыревзгляда на мир вокруг. С помощью коврика появляетсявозможность воспользоваться всеми четырьмявзглядами, чтобы увидеть решение и новые возможности.Инструмент 5 —это пятьсхем возможных результатов выхода из конфликта.

Рис. 5. Иллюстрация инструмента №5.

Из каждого конфликта есть минимум 5 выходов. Инструмент 5 помогает определить, проанализировать различные способы выхода из конфликта.

Линия 12 это диагональ «войны», она определяет кто проигралвыиграл, правыйвиноватый.Точка 3 это позиция отступления, возможность вернуться назад, подумать, сделать выводы, собрать дополнительную информацию.Точка 4 это все типы компромисса. Каждый дает или получает чтото, каждый доволен или недоволен.Линия 345 диагональ мира, когда все стороны были услышаны в конфликте.Точка 5 выход из конфликта, который устраивает всех на законных основаниях.Инструмент 6 лестница разрешения конфликта включающая 3 ступени (на каждой из которых находится по 2 фокуса).

Рис. 6. Иллюстрация инструмента №6.

Прежде чем разрешить конфликт, нужно найти всех участников конфликта.1 ступень это ступень разъяснения ситуации, процесс нахождения сторон в конфликте и через диалог нахождения целей. На этойступени используетсяковриком разбора конфликтов (инструмент 4).2 ступень это легитимность, индивид понимает, что выбранные средства и цели не нарушают основные законы общества.3 ступень это разрешение конфликта. После того как все стороны готовы к диалог и найдена цель, то принимается ключевое решение, нацеленное на надежное будущее. Инструмент 7перекресток перемирия, включающий 5 полей, 1 перекресток и один диалог.

Рис. 7. Иллюстрация инструмента №7.

Недоразумения или негативные действия создают «узелок» в отношении людей, здесь произошел конфликтсектор 1 (клетчатый квадрат) это то плохое, что случилось между людьми в прошлом.2 и 3 это секторасторон конфликта (белые поля) стрелки показывают отношения между людьми. В одном секторе (левом) находитсяобидчик, тоткто причиняет боль другому. Во втором секторе —потерпевший, тот кто пострадал, кто испытывает чувство обиды и стыда.Сектор 4 (зеленый квадрат) сектор настоящего. Это одна из сторон или представитель одной из сторон, который хочет встретиться и исправить ситуацию, в которой оказались все участники конфликта.Сектор 5 (оранжевый квадрат) сектор будущего. Обидчик и потерпевший поразному, очень субъективно смотрят на сложившуюся ситуацию. Перекресток это арена для диалога. Стороны должны сказать друг другу не только «извините», но так же иметь возможность объяснить «что» и «почему». Это, как правило, помогает «процессу заживления ран» и движению дальше.Наиболее часто демонстрируют конфликты лица подросткового и юношеского возрастов. Это связано с переживаемыми личностью кризисами развития. Поэтому личность практически постоянно находится в конфронтации с социумом и самой собой, что является почвой для возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов.Исследование проводилось в 2015 году на базеФГБОУ ВО «Мурманскийарктическийгосударственныйуниверситет» (г. Мурманск). В немприняли участие 50 респондентовв возрасте 1819 лет.Поэтому для определения индивидуальных особенностей поведения личности в ситуациях конфликтного взаимодействия были использованы тест ТомасаКилмана, а также тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга.Результаты исследованияпо тесту Томаса Килменапоказали, что самой распространенной стратегий поведения в конфликте является стратегия принуждения (борьбы) –55%, менее им свойственна стратегия ухода (5%).Выбор стратегии борьбы указывает насклонностьк агрессивному поведению в решении конфликтных ситуаций. Индивиду проще убедить или навязать свою точку зрения, нежели вести продуктивное сотрудничество с другим участником конфликта, так как для этого нужно понятие и принятие целей, желаний и взглядов другой стороны.

Стратегия партнерства, как возможная форма поведения в конфликте, была выявлена всего у 10% респондентов, но кроме нее у респондентовбыли диагностированы сопутствующие:примирение (15%) и компромисс (15%). Это свидетельствуето неумении правильно и результативно, с минимальной затратой сил и нервных ресурсов респондентами выходить из конфликта.Результаты полученные по тестуфрустрационных реакций С. Розенцвейга показали, что в юношеском возрастепревалируютимпунтивные реакции (9,9 ± 3,1). Это свидетельствует о том, что респонденты сводят к минимальному значению фрустрирующие ситуации или же не придают им значения вовсе, а так же не принимают ответственности за случившееся на себя. Наиболее частым типом реакции в фрустрирующей ситуации являетсяреакция «с фиксацией на препятствие» (11,45 ± 2,6), что указывает наминимизациюпричин фрустрации, или принятие фрустрирующего препятствия как своего рода благо. В юношеском возрасте доминирует открытое проявление агрессии, стремление обвинить окружающих в возникновении фрустрирующих ситуаций, что рассматривается как способ защиты своего собственного «Я», а так же как уход от ответственности за собственные решения.Работа по разрешению конфликтов проводилась спомощью метода Сабона. Всего было проведено 10 занятий (1 занятие в неделю). В обучающий курс входили теоретические занятия и практические, на которых осуществлялся анализ и разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций.По окончанию обучения респондентов основным шагамразрешения конфликтов с помощью метода Сабона, были получены следующие результаты. Доминирующей стратегией поведения в конфликтах, по методике Томаса –Киллмена,стала стратегия сотрудничества (40%), что свидетельствует о переоценке используемых средств поведения в конфликте, более грамотном и осознанном выборе стратегии поведения в конфликте, а также определении рамок конфликтной ситуации. Преобладающим типом реакции теперь стала реакция «с фиксацией на удовлетворении потребности» (10,9±2,4), а превалирующей направленностью реакцииинтропунтивная (10,1±2,8).Таким образом, применение методаСабона при разрешении конфликтных ситуаций и конфликтов способствует развитию чувства ответственности за собственные решения и поступки, а так же инициативности в решении конфликтных ситуаций, повышаеткоммуникативную компетентность испытуемых, стимулируетвыработкунаиболее рациональный и эффективный способовповедения в конфликтных ситуациях. Концепты Сабоны способствуют правильному, то естьмирному разрешению конфликтов, что позволяетсохранитьпсихическиересурсылиц как юношеского, так и любого другого возраста.

Ссылки на источники1. Анцупов,А.Я. Шипилов А.И.Словарь конфликтолога[Текст] : / Анцупов,А.Я. Шипилов А.И.

СПб.: Питер, 2006.2. Гришина, Н. В. психология конфликта [Текст] : / Н. В. Гришина. –СПб.: Питер, 2005. –464с.3. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916р«Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916р О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 гг.» [электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный.4. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. №1430р«Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ»[электронный ресурс]. –Режим доступа: http://base.garant.ru, свободный.5. Рогаткин, Д. В. Как создать службу примирения?: сборник материалов [Текст] : /авт. –сост.: Рогаткин, Д. В. и др.; пер.с фин. яз.: Давыдов, В., Кюлленнен, И. –Петрозаводск: 2014. –95 с.6. Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 —2017 годы» [электронный ресурс]. –Режим доступа : http://минобрнауки.рф, свободный.7. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] : / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. —365 с..8.A.Marie and S.Faldalen, V.R.Faldalen and L.Thyholdt Sabona Searching for Good Solutions. Learning SolvingConflicts. Kolofon Press, 2011.9. Dag Hareide.Conflict mediationa Nordic Perspective. Helsinki, 200610. Johan Galtung.Conflict transformation by Peaceful Means. United Nations, 2000.