О персонификации содержания высшего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ибадулаева А. Ю. О персонификации содержания высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3826–3830. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86803.htm.
Аннотация. В статье раскрывается понятие персонификации, рассматриваются некоторые особенности современного содержания образования в контексте персонификации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ибадулаева Анна Юрьевна,Магистрант 1 курса Института Педагогики и Психологии, РГПУ им.А.И.ГерценаIBANNA@yandex.ru

О персонификации содержания высшего образования

Аннотация.В статье раскрывается понятие персонификации, рассматриваются некоторые особенности современного содержания образования в контексте персонификации.Ключевые слова:персонификация, содержание высшего образования.

Одной из характеристик развития современного общества является утверждение центральной роли индивида: человек освобождается от обязательных групповых связей, выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия и несёт личную ответственность за собственные поступки.Это актуализирует необходимость изменений в образовании. В создании новых, гибких организационных стратегий, способствующих мобильности человека, повышению его квалификации в профессиональном образовательном пространстве для решения формулы ©образование через всю жизньª. Современные направления развития высшего образования рассматриваются в контексте персонификации.Термин ©персонификацияª изначально использовался только в психологической литературе и его перенесение в педагогику связано с развитиемподходов к построению содержания образования на основе индивидуализации образовательного процесса ‬с учетом самобытности и уникальности личности, а также развития различных проявлений ее ©самостиª в регуляции образовательных процессов.В нашей статье мы будем опираться на определение персонификации, связанное с пониманием ее не только как обращение к индивидуальности, но и как форму, позволяющую видеть новые резервы в стратегии обучения, направленного на активное включение личности обучающегося не только в процессы самообучения, но и в процессы самосозидания [3].Проведенный контентанализ научно‐педагогической литературы позволил выделить смежные понятию ©персонификацияª слова: самобытность, самообучение, самосозидание, самоактуализация, саморазвитие, самостоятельность. Таким образом, человек сам определяет и принимает решение, определяющее, что ему нужно и к чему стремиться в образовании.К факторам, определяющим ориентацию на персонифицированный подход в построении содержания высшего образования, следует отнести: социальноэкономические условия развития сферы профессиональной деятельности, развитие системы профессиональных компетенций; требования к построению непрерывного образования; личностнопрофессиональные потребности специалистов в развитии адаптивности к изменениям на рынке труда, овладении новой квалификацией, специализацией, стремление специалиста к профессиональноличностному росту, повышению своей конкурентоспособности на рынке труда (Никитина Н.И. и др.).Исторически во многих университетах Европы сложилась полисубъектность образовательного процесса. Полисубъектность вытекала из осознания того, что активность личности и ее потребность в самореализации получает наиболее полное воплощение в условиях сотрудничества с педагогом и коллективом. Полисубъектность воспитания, основанная на принципе уважения личности и прав обучаемого и равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии к друг другу, создает необходимые предпосылки для самоактуализации индивидуума. В этой связи, утверждает Р.А.Валеева, возрастает, с одной стороны, роль педагога, который не учит и воспитывает, а стимулирует стремление к самосовершенствованию и создает условия для его личностного роста; с другой стороны, педагогических условий, обеспечивающих формирование чувства собственного достоинства, самореализацию личности в учебе и жизни. Это определило формирование в ведущих университетах Европы персонифицированной среды и персонифицированных систем обучения [1].Примером реализации персонифицированного подхода к построению содержания образования может служитьопыт Оксфордского университета. Образовательный процесс здесь реализуется в таких формах обучения, как лекции, семинары, тьюториалы и самостоятельная работа. Тьюториал представляет собой индивидуальные занятия студента с преподавателем. Такие формы работы обеспечиваются соотношением количества преподавателей к количеству студентов один к четыремпяти. Самостоятельная работа предполагает, прежде всего, письменные работы, которые анализируются в составе малых групп и в рамках индивидуальных занятий. Такая организация образовательного процесса позволяет развивать навыки и потребность к самообучению, мотивирует обучающихся к развитию и саморазвитию, что составляет суть персонификации образовательного процесса.

Персонификация в системе высшего образования,отражая гуманистическую парадигму, представляет собой специфическую самоорганизацию студентом своего личностного образовательного пространства (Кленова Ш.М.). Нам близка также позиция Галкиной Т.Э., определяющейперсонифицированный подход как неотъемлемую составляющую общего теоретикометодологического и научнометодического обеспечения целостного образовательного процесса в системе профессионального образования специалистов социальной сферы. ©Персонифицированный подход постулирует понимание субъекта обучения как сложной, многоуровневой, открытой, самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые формы организации своей жизнедеятельностиª [2].Программа педагогической подготовки, реализуемая в Университете Принстона является прикладной программой и направлена на максимальное привлечение студентов в образовательную среду школы. В программу педагогической подготовки включен целый ряд существенныхкомпонентов. В частности, частью прикладной программы магистерской подготовки является так называемый вводный практикум. Он реализуется в первом семестре освоения программы и позволяет студенту включиться в наблюдения реального образовательного процесса. Данный практикум осуществляется по индивидуальной программе для каждого студента. Вторым важным компонентом в программе подготовки педагогов является специальный курс по методике обучения, включающий лабораторный компонент и практикум в школе. Существенно,что один семестр из двух лет обучения по программе полностью посвящен практике студентов в качестве педагога школы. Это позволяет студенту полностью включиться в реализацию образовательного процесса, попробовать себя в роли учителя, выстроить свой профессиональный маршрут [5].

Особый интерес для нас представляет опыт реализации системы педагогического образования Норвегии, поскольку данная система находится в состоянии модернизации и по основным своим компонентам может быть соотнесена с системой педагогического образования нашей страны. Целью процессов изменения в системе педагогического образования Норвегии является повышение качества образования учителей и, как следствие, повышение уровня образовательных результатов учащихся. Обратимся к опыту Университета Агдера (UniversityofAder,UiA). За два года освоения магистерских программ, реализуемых Отделением педагогического образования (TeacherEducationUnit) студенту необходимо освоить необходимые профессиональные знания, сформировать навыки, необходимые для планирования, осуществления и оценивания образовательного процесса. В программу обязательных для освоения дисциплин входят такие предметы, как ©Педагогикаª и ©Методика преподавания предметаª. Данные дисциплины изучаются на протяжении года. Выбор студента заключается в выборе школьного предмета или предметов, которые будут его специальностью. В течение одного семестра реализуется практика на базе школы. Руководителями практики являются двое человек ‬преподаватель педагогики или методики предмета и учитель школы. Программа практики состоит из двух частей. Первая часть длится три месяца и посвящена знакомству студента со школой, погружение в образовательную среду, наблюдение и анализ уроков учителянаставника. Вторая часть ‬три месяца ‬отведена для формирования навыков организации образовательного процесса у студента через проведение им уроков. В результате освоения программы практики студент должен сформировать знание: этические основы педагогической деятельности и уметь осуществлять профессиональную педагогическую деятельность в соответствии с ними; уметь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; обсуждать и анализировать результаты преподавания и обучения; осуществлять оценивание собственной деятельности и деятельности других на основе теоретических знаний; осуществлять взаимодействие между учителем и учеником; получать и использовать обратную связь от других субъектов образовательного процесса для коррекции собственной деятельности; работать в команде. Одной из составляющих результата прохождения практики является сформированное умение осуществлять самообучение, строить собственный образовательный маршрут [5].

Персонифицированный подход в построении содержания высшего образования должен предполагать наличие некоторых условий: выбор обучающимся вариантов образовательных программ, построение индивидуального образовательного маршрута, обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами будущего специалиста.В качестве одного из примеров реализации вышеназванных условий персонифицированного образования приведем организацию научноисследовательской работы магистрантов по направлению ©Педагогическое образованиеªв РГПУ им. А.И.Герцена. Система научноисследовательской работы способствует включению магистрантов в различные виды деятельности в рамках решения научноисследовательских задач; позволяет организовывать как аудиторную, так и внеаудиторную самостоятельнуюработу магистрантов, учитывающую профессиональные интересы; предполагает отношения партнерства и сотрудничества, организацию группового взаимодействия, поскольку современная научноисследовательская деятельность часто связана с осуществлением командных и коллективных исследований; способствует осуществлению метапознавательной деятельности магистрантов в рамках научноисследовательской деятельности; реализации субъектной позиции магистранта; позволяет решать научноисследовательские задачи в непосредственной связи с реальной практикой образования, что способствует ориентации будущих специалистов сферы образования на построение собственного профессионального маршрута [4].Данный пример показывает, что персонифицированное профессиональное образование предполагает ряд условий, связанных с организацией образовательного процесса на основе индивидуализированного подхода, обеспечение вариативности содержания и возможности выбора образовательного маршрута; практикоориентированность технологий обучения; приоритетность коммуникативной модели построения образовательного процесса и эффективную организацию самообразования обучающихся. Реализация данных условий в системе подготовки будущих педагогов требует дальнейшего исследования.

Ссылки на источники1.Валеева, Р.А., Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике, первая половина XX века. // Дисс. ... дра пед.наук: 13.00.01. Казань, 1997. 387 c.2.Галкина, Т.Э., Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. // Автореф. дис. … доктора пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования. ‬М., 2011. ‬40 с.3.Есаулова М.Б., Развитие высшего профессионально педагогического образования: аспект персонификации // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО ©Человек и образованиеª. ‬2012. № 4 (33). ‬С.2931.4.Синицына А.И., Особенности организации научноисследовательской деятельности магистрантов в современном вузе // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Реализация образовательных программ в образовательной среде вуза: Сборник статей по материалам научной конференции, 5 марта 2014 года. ‬СПб.: Издво ©Лемаª, 2014. ‬253 с. ‬С. 140 ‬145.5.Синицына А.И., Подготовка учителей для развивающейся школы в прикладной магистратуре // Педагогическая нива. Научнопрактический журнал. ‬2013. ‬№ 4. ‬С. 24 ‬28.