Социальные права и экономика
Выпуск:
ART 86806
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермаков
Д.
А. Социальные права и экономика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 11. – С.
3841–3845. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86806.htm.
Аннотация. В настоящей статье будет в общем виде рассмотрено то, как экономика и социальные права взаимодействуют, как изменение в каждом из этих явлений влияет на другое. Также будет показано исключение из этой системы, связанное с обеспечением основополагающего права человека на жизнь.
Ключевые слова:
экономика, социальные права, право на жизнь, жизненная зависимость от социального права
Текст статьи
Ермаков Дмитрий Александрович,бакалавр юриспруденции, магистрант 1 курса направления «Социальное государство: проблемы теории и юридической практики» Ивановского государственного университета, г.Ивановоermakovda1993@mail.ru
Социальные права и экономика
Аннотация.В настоящей статье будет в общем виде рассмотрено то, как экономика и социальные права взаимодействуют, как изменение в каждом из этих явлений влияет на другое. Также будет показано исключение из этой системы, связанное с обеспечением основополагающего права человека на жизнь. Ключевые слова:экономика, социальные права, право на жизнь, жизненная зависимость от социального права.
Как известно, социальные права являются такими правами, которые призваны обеспечить человека определённым набором материальных благ. Как то право на жильё, право на медицинскую помощь, право на образование и т.п. Даже если такоеправослужит получению нематериального блага (например, статуса бакалавра), оно всё равно реализуется через конкретный материальный механизм. Например, через бюджетное финансирование [1]. Обеспечить социальное право только на основе человеческого оппортунизмапредставляется проблематичным. Всё дело в том, что сама природа экономических отношений в обществе, сами отношения по производству, присвоению и распределению благ в обществе построенытаким образом, что любая лепта в передаче конкретного блага требует оплаты, требует ресурсов для своего производства. Если некое благо гражданину А. передаёт гражданинуБ., то гражданин А., даже передав это некое благо безвозмездно, потратилна его производство, приобретение некие ресурсы (денежные, продуктовые, тканевые и т.п.). То есть он фактически пожертвовал. В масштабах государства такое жертвование способно привести к «дыре» в бюджете, а потому социальные права, дающие некоторые блага материального рода или нематериальные блага(с теоретической точки зрения, как то: фиктивные, необеспеченные социальные статусы и льготы), которые,тем не менее,требуют материального обеспечения, должны быть сами обеспечены должным образом. Также необходимо отметить, что бывают случаи, когда некое благо (в приводимом нами примере не основывающееся на праве), предоставляемое от гражданина А. к гражданину Б. не потребовало никаких усилий и затрат, как то торжественное обещание от гражданина А. называть гражданина Б. «почётным своим товарищем», однако эти отношения выходят как за рамки права, так и за рамки экономики, будучи относимыми к отношениям глубоко межличностного характера. Поэтому целью настоящей статьи будет показать взаимосвязь социальных прав и экономики как сообщающихся сосудов, изменение в каждом их которых отразится на другом, а также указать на некоторые феномены в обществе, ставящие необходимость в рассмотрении связи между экономикой и социальными правами во взаимосвязанном аспекте как одного из случаев их взаимосвязи, имеющего место быть наряду со случаем, когда правило сообщающихся сосудов не действует.
Итак, прежде всего, связь социальных прав с экономикой связана с необходимостью их обеспечения со стороны экономики. Если мы будем смотреть Конституцию РФ 1993 года, то социальное государство в ней предусмотрено всё же раньше (ст. 7), чем свобода собственности и связанное с нею свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств (ст.8) [2].Это позволяет говорить о том, что в нашей стране всё же социальные права не связываются с личным успехом в экономике и, более того, важнее его.В этой связи представляется справедливой позиция, например,С.С.Симоновой, которая после исторических исследований социальной функции в России делает вывод о том, что «перед Российской Федерацией стоитглобальная задача формирования модели социального государства, страны всеобщего благосостояния. Обязательным условием успеха является превращение социальной функции в приоритетное направление государственной деятельности, ее распространение на основные сферы государственной политики» [3]. То есть, государство должно использовать всю свою экономическую мощь (или значительную её часть) для обеспечения социальных прав (здесь необходимо сделать оговорку, что С.С.Симонова призываетиспользовать отечественный и зарубежный опыт [4]). Однако в настоящее время ситуация выглядит несколько иначе. Так, П.Н.Байматов, говоря о праве на социальноеобеспечение ободном из социальных прав (что,тем не менее,показательно), отмечает, следующее: 1) федеральные власти России просто передали полномочия по некоторым социальным правам (право социального обеспечения) региональным властям, даже не разработав никаких рекомендаций, чем создали угрозу разрушения единого социального пространства в стране [5]; 2) такой подход создал нагрузку (вернее потенциальную нагрузку для случая, когда регион не решил развивать делегированное ему социальное право) на субъекты федерации, вынужденные заняться обеспечением социального права [6]; 3) такой подход создал неравные условия для граждан (в тему разрушения единого социального пространства в России) [7]; 4) Россия старается освободиться от социального бремени, от материального обеспечения социальных прав, стараясь подключить к социальному обеспечению россиян бизнес и переложить с себя на граждан, выбирающих сторону, предоставляющую социальные права, ответственность за обеспечение социальных прав [8]. Иными словами, Российская Федерация, затрудняется обеспечить социальные права, о чём ещё в 2013 году прямо заявил В.В.Путин, президент России [9].Таким образом, сложности финансового обеспечения социальных прав, попытки переложить их обеспечение на других субъектов, служат живым, демонстрируемым самой практикой общественных отношений, доказательством зависимости социальных прав от экономики(здесь такая зависимость: при проблемах с финансированием проблемно обеспечивать социальные права). Вовторых, необходимо отметить, что социальные праватакже способны влиять на экономику.Так, необходимость их обеспечения может пагубно сказаться на бюджете. Вспомним, ранее приводимый факт о делегировании (фактически полной передаче) в регионы права на социальное обеспечение (особенно в связи с Законом о «монетизации» льгот от 22.08.2004г. №122ФЗ) [10]. Очевидно, что в бюджете это убыточная статья, откоторой не прочь избавиться (здесь такая зависимость: обеспечение социальных прав является затруднением для экономики). Втретьих, движения развития или нивелирования социальных прав связаныс прогрессивными для экономики достижениями и зависят от этих достижений. К примеру, компания Н. научилась производить лекарство «Икс», позволяющее отдалить наступление старости, то есть служащее геропротектором. Из этого вытекаетследующее: 1) экономика, к которой принадлежит компания Н.,получила явную выгоду и теперь сможет получатьдоход от продажи препарата «Икс» или лицензии на его производство; 2) конкретное благо в виде отдаления старости и неблагоприятных последствий старости стало достижимым в конкретной стране, где находится компания Н.; 3) может быть включено в право на медицинскую помощь предоставление препарата «Икс», который может оказаться дорогостоящим для населения; 4) если препарат «Икс» включён в социальное право на медицинскую помощь и при этом имеет высокую стоимость, то государство увеличивает свои расходы на социальные нужды, и, следовательно, увеличивает расходы бюджета, нагружая экономику. То же будет, если некая страна будет закупать препарат «Икс» и поставлять его в рамках права на медицинскую помощь своим гражданам. Как мы видим, обеспеченные технологиями возможности могут оказаться недоступными для государства, которое не сможет их обеспечить. Отсюда вывод: даже технологически обеспеченное благо, имеющее в нашем примере жизненную необходимость (геропротекторы позволяют людям жить, дольше не умирать от старости), может оказаться не включённом в систему социальных прав; оно окажется доступно только состоятельным общественным стратам. Если же государство решит закупать недешёвый препарат, то, случись чтолибо с его экономикой, такое государство, может оказаться вынужденным прямо или косвенно в дальнейшем отказаться от подобных закупок. В связи с этим нужно отметить, что лишь достаточно крепкие экономики способны «потянуть» самую современную версию социальных прав. На основании вышеприведённых примеров можно утверждать о взаимозависимости социальных прав и экономики с позиции их связи с материальным обеспечением, но избегнув рассмотрения вопроса о том, насколько большую пользу экономике принесёт излеченный работник, чьёлечение и восстановление было включено в его социальные права. Теперь же следует сказать об исключении из проиллюстрированной выше системы. Существуют случаи, когда право на социальное обеспечение затрагивает более важную группу прав неотчуждаемые права человека. Прежде всего, право на жизнь. Как обеспечить выживание нерождённого ребёнка, которому уготовано быть жертвой абортария? Мы не можем, даже невзирая на известные данные о развитии и человечности эмбрионов людей[11], даже зная обопыте защиты ихжизни в прошлом [12]или в других странах [13], не можем никак непосредственно защитить их. Единственный способ их эффективной защиты кроется в социальном обеспечении их матери, в создании для неё достаточно хороших условий жизни, чтобы бедность не стала причиной аборта или фактором психотравмирующей ситуации, способной привести её к убийству новорождённого[14]. То же, на наш взгляд, является справедливым и для нуждающихся в особом лечении людей, их право на медицинскую помощь должно быть сообразно расширено с целью поддержания их жизни. И вообще, учитывая принцип гуманизма, государство должно стремиться расширять социальные права человека, способные оказать влияние на право на жизнь, опираясь не столько на экономические возможности, сколько на потребностьжизненно зависящих от такого права людей и технологическую доступность его материального осуществления. Такой подход, с учётом ранее изложенной взаимозависимости социальных прав и экономики, может казаться лишь благим пожеланием, но он способен стать стимулом к удешевлению жизненно важных препаратов или систем временного активного социального обеспечения (как то материальная помощь беременным женщинам), снизив в будущем нагрузку для экономики в части подобных затрат.
Ссылки на источники1.См.: Федеральныйзакон от 01.12.2014 №384ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»// Официальный портал опубликования правовой информации. URL
http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.02.2016г.).2.Конституция Российской Федерации // Официальный портал опубликования правовой информации. URL
http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.02.2016г.).3.Симонова С. С. Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ // Концепт, 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53309. URL: http://ekoncept.ru/2013/53309.htm.4.Там же. 5.Байматов П.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: федеральный и региональный аспекты правовой политики // Государство и право, 2014, №8. С. 88 97.С. 91.6.Там же. С. 94.7.Там же. 8.Байматов П.Н. Социальные права граждан Российской Федерации: современные угрозы и вызовы // Государство и право, 2014, №10. С. 117 122.С. 120, 121, 122.9.См.: Там же. С. 120. 10.БайматовП.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: федеральный и региональный аспекты… С. 94.11.Киселева М. Посягательство на жизнь эмбриона // Законность, 2010, №1. С. 53 55. С. 54 55. 12.Беседкина Н.И. Права неродившегося ребёнка // Государство и право, 2006, №4. С. 54 60. С. 54. 13.Малешина А.В. Перспективы и возможности уголовноправовой охраны «будущей жизни» (сравнительноправовой анализ) // Правоведение, 2011, №3. С. 132 152. С. 132 149. 14.См., например: Алёнкин Н.Е. Система привилегированных составов убийства в уголовном праве России: вопросы совершенствования // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право, 2012, №4. С. 44 54. С. 52.
Социальные права и экономика
Аннотация.В настоящей статье будет в общем виде рассмотрено то, как экономика и социальные права взаимодействуют, как изменение в каждом из этих явлений влияет на другое. Также будет показано исключение из этой системы, связанное с обеспечением основополагающего права человека на жизнь. Ключевые слова:экономика, социальные права, право на жизнь, жизненная зависимость от социального права.
Как известно, социальные права являются такими правами, которые призваны обеспечить человека определённым набором материальных благ. Как то право на жильё, право на медицинскую помощь, право на образование и т.п. Даже если такоеправослужит получению нематериального блага (например, статуса бакалавра), оно всё равно реализуется через конкретный материальный механизм. Например, через бюджетное финансирование [1]. Обеспечить социальное право только на основе человеческого оппортунизмапредставляется проблематичным. Всё дело в том, что сама природа экономических отношений в обществе, сами отношения по производству, присвоению и распределению благ в обществе построенытаким образом, что любая лепта в передаче конкретного блага требует оплаты, требует ресурсов для своего производства. Если некое благо гражданину А. передаёт гражданинуБ., то гражданин А., даже передав это некое благо безвозмездно, потратилна его производство, приобретение некие ресурсы (денежные, продуктовые, тканевые и т.п.). То есть он фактически пожертвовал. В масштабах государства такое жертвование способно привести к «дыре» в бюджете, а потому социальные права, дающие некоторые блага материального рода или нематериальные блага(с теоретической точки зрения, как то: фиктивные, необеспеченные социальные статусы и льготы), которые,тем не менее,требуют материального обеспечения, должны быть сами обеспечены должным образом. Также необходимо отметить, что бывают случаи, когда некое благо (в приводимом нами примере не основывающееся на праве), предоставляемое от гражданина А. к гражданину Б. не потребовало никаких усилий и затрат, как то торжественное обещание от гражданина А. называть гражданина Б. «почётным своим товарищем», однако эти отношения выходят как за рамки права, так и за рамки экономики, будучи относимыми к отношениям глубоко межличностного характера. Поэтому целью настоящей статьи будет показать взаимосвязь социальных прав и экономики как сообщающихся сосудов, изменение в каждом их которых отразится на другом, а также указать на некоторые феномены в обществе, ставящие необходимость в рассмотрении связи между экономикой и социальными правами во взаимосвязанном аспекте как одного из случаев их взаимосвязи, имеющего место быть наряду со случаем, когда правило сообщающихся сосудов не действует.
Итак, прежде всего, связь социальных прав с экономикой связана с необходимостью их обеспечения со стороны экономики. Если мы будем смотреть Конституцию РФ 1993 года, то социальное государство в ней предусмотрено всё же раньше (ст. 7), чем свобода собственности и связанное с нею свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств (ст.8) [2].Это позволяет говорить о том, что в нашей стране всё же социальные права не связываются с личным успехом в экономике и, более того, важнее его.В этой связи представляется справедливой позиция, например,С.С.Симоновой, которая после исторических исследований социальной функции в России делает вывод о том, что «перед Российской Федерацией стоитглобальная задача формирования модели социального государства, страны всеобщего благосостояния. Обязательным условием успеха является превращение социальной функции в приоритетное направление государственной деятельности, ее распространение на основные сферы государственной политики» [3]. То есть, государство должно использовать всю свою экономическую мощь (или значительную её часть) для обеспечения социальных прав (здесь необходимо сделать оговорку, что С.С.Симонова призываетиспользовать отечественный и зарубежный опыт [4]). Однако в настоящее время ситуация выглядит несколько иначе. Так, П.Н.Байматов, говоря о праве на социальноеобеспечение ободном из социальных прав (что,тем не менее,показательно), отмечает, следующее: 1) федеральные власти России просто передали полномочия по некоторым социальным правам (право социального обеспечения) региональным властям, даже не разработав никаких рекомендаций, чем создали угрозу разрушения единого социального пространства в стране [5]; 2) такой подход создал нагрузку (вернее потенциальную нагрузку для случая, когда регион не решил развивать делегированное ему социальное право) на субъекты федерации, вынужденные заняться обеспечением социального права [6]; 3) такой подход создал неравные условия для граждан (в тему разрушения единого социального пространства в России) [7]; 4) Россия старается освободиться от социального бремени, от материального обеспечения социальных прав, стараясь подключить к социальному обеспечению россиян бизнес и переложить с себя на граждан, выбирающих сторону, предоставляющую социальные права, ответственность за обеспечение социальных прав [8]. Иными словами, Российская Федерация, затрудняется обеспечить социальные права, о чём ещё в 2013 году прямо заявил В.В.Путин, президент России [9].Таким образом, сложности финансового обеспечения социальных прав, попытки переложить их обеспечение на других субъектов, служат живым, демонстрируемым самой практикой общественных отношений, доказательством зависимости социальных прав от экономики(здесь такая зависимость: при проблемах с финансированием проблемно обеспечивать социальные права). Вовторых, необходимо отметить, что социальные праватакже способны влиять на экономику.Так, необходимость их обеспечения может пагубно сказаться на бюджете. Вспомним, ранее приводимый факт о делегировании (фактически полной передаче) в регионы права на социальное обеспечение (особенно в связи с Законом о «монетизации» льгот от 22.08.2004г. №122ФЗ) [10]. Очевидно, что в бюджете это убыточная статья, откоторой не прочь избавиться (здесь такая зависимость: обеспечение социальных прав является затруднением для экономики). Втретьих, движения развития или нивелирования социальных прав связаныс прогрессивными для экономики достижениями и зависят от этих достижений. К примеру, компания Н. научилась производить лекарство «Икс», позволяющее отдалить наступление старости, то есть служащее геропротектором. Из этого вытекаетследующее: 1) экономика, к которой принадлежит компания Н.,получила явную выгоду и теперь сможет получатьдоход от продажи препарата «Икс» или лицензии на его производство; 2) конкретное благо в виде отдаления старости и неблагоприятных последствий старости стало достижимым в конкретной стране, где находится компания Н.; 3) может быть включено в право на медицинскую помощь предоставление препарата «Икс», который может оказаться дорогостоящим для населения; 4) если препарат «Икс» включён в социальное право на медицинскую помощь и при этом имеет высокую стоимость, то государство увеличивает свои расходы на социальные нужды, и, следовательно, увеличивает расходы бюджета, нагружая экономику. То же будет, если некая страна будет закупать препарат «Икс» и поставлять его в рамках права на медицинскую помощь своим гражданам. Как мы видим, обеспеченные технологиями возможности могут оказаться недоступными для государства, которое не сможет их обеспечить. Отсюда вывод: даже технологически обеспеченное благо, имеющее в нашем примере жизненную необходимость (геропротекторы позволяют людям жить, дольше не умирать от старости), может оказаться не включённом в систему социальных прав; оно окажется доступно только состоятельным общественным стратам. Если же государство решит закупать недешёвый препарат, то, случись чтолибо с его экономикой, такое государство, может оказаться вынужденным прямо или косвенно в дальнейшем отказаться от подобных закупок. В связи с этим нужно отметить, что лишь достаточно крепкие экономики способны «потянуть» самую современную версию социальных прав. На основании вышеприведённых примеров можно утверждать о взаимозависимости социальных прав и экономики с позиции их связи с материальным обеспечением, но избегнув рассмотрения вопроса о том, насколько большую пользу экономике принесёт излеченный работник, чьёлечение и восстановление было включено в его социальные права. Теперь же следует сказать об исключении из проиллюстрированной выше системы. Существуют случаи, когда право на социальное обеспечение затрагивает более важную группу прав неотчуждаемые права человека. Прежде всего, право на жизнь. Как обеспечить выживание нерождённого ребёнка, которому уготовано быть жертвой абортария? Мы не можем, даже невзирая на известные данные о развитии и человечности эмбрионов людей[11], даже зная обопыте защиты ихжизни в прошлом [12]или в других странах [13], не можем никак непосредственно защитить их. Единственный способ их эффективной защиты кроется в социальном обеспечении их матери, в создании для неё достаточно хороших условий жизни, чтобы бедность не стала причиной аборта или фактором психотравмирующей ситуации, способной привести её к убийству новорождённого[14]. То же, на наш взгляд, является справедливым и для нуждающихся в особом лечении людей, их право на медицинскую помощь должно быть сообразно расширено с целью поддержания их жизни. И вообще, учитывая принцип гуманизма, государство должно стремиться расширять социальные права человека, способные оказать влияние на право на жизнь, опираясь не столько на экономические возможности, сколько на потребностьжизненно зависящих от такого права людей и технологическую доступность его материального осуществления. Такой подход, с учётом ранее изложенной взаимозависимости социальных прав и экономики, может казаться лишь благим пожеланием, но он способен стать стимулом к удешевлению жизненно важных препаратов или систем временного активного социального обеспечения (как то материальная помощь беременным женщинам), снизив в будущем нагрузку для экономики в части подобных затрат.
Ссылки на источники1.См.: Федеральныйзакон от 01.12.2014 №384ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»// Официальный портал опубликования правовой информации. URL
http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.02.2016г.).2.Конституция Российской Федерации // Официальный портал опубликования правовой информации. URL
http://pravo.gov.ru (дата обращения: 21.02.2016г.).3.Симонова С. С. Этапы становления социальной функции Российского государства: историкоправовой анализ // Концепт, 2013. Современные научные исследования. Выпуск 1. ART 53309. URL: http://ekoncept.ru/2013/53309.htm.4.Там же. 5.Байматов П.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: федеральный и региональный аспекты правовой политики // Государство и право, 2014, №8. С. 88 97.С. 91.6.Там же. С. 94.7.Там же. 8.Байматов П.Н. Социальные права граждан Российской Федерации: современные угрозы и вызовы // Государство и право, 2014, №10. С. 117 122.С. 120, 121, 122.9.См.: Там же. С. 120. 10.БайматовП.Н. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: федеральный и региональный аспекты… С. 94.11.Киселева М. Посягательство на жизнь эмбриона // Законность, 2010, №1. С. 53 55. С. 54 55. 12.Беседкина Н.И. Права неродившегося ребёнка // Государство и право, 2006, №4. С. 54 60. С. 54. 13.Малешина А.В. Перспективы и возможности уголовноправовой охраны «будущей жизни» (сравнительноправовой анализ) // Правоведение, 2011, №3. С. 132 152. С. 132 149. 14.См., например: Алёнкин Н.Е. Система привилегированных составов убийства в уголовном праве России: вопросы совершенствования // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право, 2012, №4. С. 44 54. С. 52.