Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шадорская Л. А., Вечканова И. Г. Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3836–3840. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86805.htm.
Аннотация. В статье рассматривается игровая и социально-культурная деятельность как фактор социально-психологической адаптации людей с синдромом Дауна и их семей в общество. Изучено влияние игровых технологий совместной досуговой деятельности и культурных мероприятий на изменение отношения различных социальных групп к людям с синдромом Дауна.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шадорская Лариса Анатольевна,МагистранткафедрысурдопедагогикиРГПУ им. А.И.ГерценаСанктПетербургLarkin13@mail.ru

Вечканова Ирина Геннадьевна,Доцент кафедры основ коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена СанктПетербург

Технологии социальнопсихологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социальнокультурных условиях

Аннотация.В статье рассматриваетсяигровая и социальнокультурная деятельность как фактор социальнопсихологическойадаптации людей с синдромом Дауна и их семей в общество. Изучено влияние игровых технологий совместной досуговой деятельности и культурных мероприятий на изменение отношения различных социальных групп к людям с синдромом Дауна. Ключевые слова:социальная адаптация, инклюзия, интеграция, люди с синдромом Дауна, игровые технологии, театрализация, проектная, социальнокультурная деятельность, канистерапия.

Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ОВЗ отражается в целом ряде документов стратегическом направлении «Новой школы» «Равные и разные», вФГОСдошкольного образования. Поскольку Стандарт дошкольного образования исходит из принципа создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в том числе с синдромом Дауна (СД),то нами предпринято исследование в различных социальнокультурных условияхПроцесс педагогической реабилитацииинвалидовпредставляет собой специфическую педагогическую деятельность по повышению их социальной дееспособности, имеющую своей целью обеспечение готовности реабилитантов к реализации нормативного для конкретных общественноисторических условий стиля жизни. В этойсвязи очевидно, что повышение уровняреабилитированности и адаптации детей с ОВЗ, повышение качества жизни семьи человека с нарушениями в развитии, в том числе с синдромом Дауна,происходит за счетувеличенияактивности и участия в жизни общества, что обеспечивает нормализацию

стиля жизни.Приемлемый стиль жизни дошкольника складывается при условии реализациицелевых ориентировдошкольного образования:формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, становления самостоятельности, соблюденияобщепринятых моральных норм и правил поведения, формированияуважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. В психологопедагогической литературе описаны показателивключения в общество,инклюзиидетей с ОВЗ: инклюзивная культура, политика, практика(Зигле Л.А., Тони Бут и Мэл Эйнскоу)[4и др.][4,с.31]. Для их улучшения в методической литературе предлагаетсяразрабатывать социальные и организационные условия деятельности в отношенииразличных социальных групп и типов учреждений, участвующих в инклюзивном образовании как многостороннем процессе: макрогруппы(социальное окружение), мезогруппы(профессиональное сообщество) и микрогруппы(семьи нормативно развивающихся детей и ребенка с ОВЗ)[1].В нашем исследованиибыли поставлены и реализованы следующие задачи:Вопервых, осуществленадеятельностьпо подготовке социальных партнеровприсоздании социально значимого статуса ребенка с ОВЗ, в том числес синдромом Дауна. Организовывались проекты по повышениюролиСМИ и СМК в информировании различных слоев населения о возможностях и перспективах инклюзивного образования, ролиобщественных организаций в пропаганде идей инклюзивного обучения ипо формированию толерантного отношения к лицам этой категории. Вовторых, оказаниевлияниячерез социокультурные проектына развитиеобщественного сознания, терпимого по отношению клицамс ОВЗ, что способствуетуспешностивключения детей с синдромом Даунав общеобразовательное пространство. Недостаточность социальной рекламы в распространении и реализации инклюзивного образования

преодолевалась через работу с фокусгруппами: педагогами, будущими специалистами (студентами) по социокультурным проектам, родителям детей в организациях, которыепосещаютдети с синдромом Дауна. Именно эти аспекты легли в основу проведения констатирующегоэксперимента, которыйбыл направлен на исследование нескольких социальных группвразличных типахучреждений: 80 студентовкафедры социальнокультурной деятельности института СПБГИК,общественная организация инвалидов (ООИ) СПб «ДаунЦентр», участники образовательных отношений ГБДОУ №5 комбинированного вида Невского районав инклюзивных и интегрированных группах. Исследовался реабилитационный ресурс различных социокультурных, игровых, арттехнологий, который заложенв этих развивающих технологияхкак фактор социальной адаптациидетей. Для развития инклюзивной политики и культуры в постиндустриальном обществе медийные технологии становятся неизбежным инструментом освоения мира взрослым и ребенком.В тоже время, игровые технологии предоставляют имвозможность прямой интериоризации чувственного опыта на основе личностного переживания, а театр, музей, театрализованная игра –еще и посредством ‘‘общения искусством’’(М.А.Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.А. Леонтьев, Е.Л. Трусова)транслирует «модель эстетического способа освоения действительности» (Е.П. Постникова) новым поколениям по словам Хейзинги, не «культура из игры, а культура как игра».Группастудентов Института СПБГИК была включена вэксперимент,поскольку в их компетенции по окончанию профессионального образованиядолжно войти созданиепрограммсовместно с общественными организациями, театрами, музеями для лиц с ОВЗ с целью их социальной адаптации в общество. Студенты СПБГИК не проявили первоначальныйинтерес к работе с данной категорией людей.

В ноябре 2014 года на базе института СПБГИК было проведено исследование студентами кафедры социальнокультурной деятельности(СКД)на тему: «Отношение студентов СПБГИК факультета социальнокультурных технологий к людям с синдромом Дауна (СД)». Первый этап проходилв виде анкетирования. Количество участников 80 человек. В опросе принимали участие студенты от 1724 лет. Целью 1 этапа исследования являлось выявление степени осведомленности студентов СПБГИК факультета СКТ о людях с СД.В ходе анализа результатов исследования, было выявлено, что большинство (51%) студентов СПбГИК факультета СКТ встречались с людьми с СД, но лишь 9% из них имели опыт общения с людьми с СД. Доминирующими чувствамипри встрече с людьми с СД у студентов СПбГИКфакультета СКТ былистрах 45% и неприязь 18%, так же большой процент набрало сострадание 29% , желание помочь 9%. Большинство студентов СПбГИК не хотели принимать участие в волонтерских движениях (67%), организованных для людей с СД.Причинойэтого являласьнеосведомленность о людях с СД, т.е. отсутствие знаний об особенностях, о способностях людей данной категории, отсутствиеопыта взаимодействия. Представлениестудентов о людях с СД построено на стереотипах. Студенты не знают о том, как общаться и вести себя с лицамис СД.

Неосведомленность играет важнейшую роль в отказе от совместной деятельностис ними.Второйэтап исследования проводился с февраля по апрель 2015 года. Были выбраны следующие методы: анкетирование, экспериментпо взаимодействию, наблюдение, интервьюирование. Целью эксперимента являлся анализ изменения отношения у студентов СПБГИК факультета СКТ к лицамс СД после личного контакта с ними. Место проведенияпо взаимодействию было выбрано с учетом социальной доступности, использованияигровых и арттехнологий в интерактивном музее.Для формирования эстетических и социальных доминант у детей музейная педагогика на современном этапе предлагает осмысление музея как интерактивного игрового пространства: разрабатывает специализированные циклы занятий для широкой дошкольной аудитории на основе драматизации (С.А.Калмыкова), тематического сценирования экскурсий в форме «сказочных путешествий» (М.В.Мацкевич).

В совместномтеатрализованномдосуговом мероприятииучаствовало 56 семей с ребенком с СД и 16 человек с СД из детского дома.Перед экспериментом с группой студентов СПБГИК факультета СКТ было проведеноповторноеанкетирование, по результатам которого было выявлено, что при отсутствии личного контакта с людьми с СД, большинство участников 38%студентов

имело негативноеотношение к людям с СД (такие, какстрах 25%, неприязнь 18%, раздражение 5%). Среди опрошенных студентов 25% имели позитивное отношение: сострадание 20%, симпатия 5%. От ответа воздержались 27% респондентов. Послеэксперимента с группой студентов СПБГИК факультета СКТ, было проведено интервью. В ходе его анализа было выявлено, что при личном контакте с людьми с СД негативные стереотипы не подтвердились. Все студенты рассказывали о положительных эмоциях (радость, улыбки) от встречи с людьми с СД и выражали желание в дальнейшем участвовать в совместных досуговых мероприятиях вместе с ними. Наше исследование проходило и на базе общественной организации –СПб ООИ«Даун центра», членами которой являются 197 детей с СД и 350 родителей детей с СД(участвуют в различных социокультурных мероприятиях 315детей). В условиях центраосуществляется практика интеграции в общество на основе реализации следующих задач:Психологопедагогическое сопровождение семьис первых дней жизни малыша, когда родители узнают о диагнозе, который, как правило, подтверждается уже на первой неделе жизни.Рекомендации по медицинскому сопровождению в первые месяцы и годы жизни (абилитация, раннее вмешательство, оперативные консультации опытных родителей и специалистов).Пропаганда адекватного отношения к лицам с синдромом Дауна в обществе.

Подготовка, издание и распространение достоверной справочной информации о синдроме Дауна среди родителей и специалистов, работающих с этими детьми в других организациях.Гармоничное развитие личности ребенка в реальной городской среде (социализация).Подготовка детей к посещению ДОО нормальноразвивающихся сверстников. Подготовка к школьному образованию на основе инклюзивного и дифференцированного подхода к образованию (по желанию родителей).Встатье мы остановимся на некоторыхтехнологиях, используемых в Центре. Так, игровые технологии сопровождают и включаются в технологиюканистерапия(«canis» с лат. «собака»). Такое использование канистерапии способствует развитию сенсорной сферы детей с СД, т.к. организуются игрыупражненияна поглаживание и ощупывание, распознавание текстуры шерсти, ощущения разницы температуры тела на разных частях тела собаки, наблюдения за ее движениями. Присутствие собаки стимулирует поддерживающую коммуникацию. Педагог выстраивает комплекс занятий в различных образовательных областях о собаке, ее повадках, уходе. В коррекционноразвивающей работе мы выделяем следующие направления: развитие речи, формирование общения, развитие крупной моторики и пространственной ориентации, развитие мелкой моторики и зрительнодвигательной координации, когнитивное развитие[5]. Каждое из указанных направлений содержит в себе «сенсорную программу»,направленную на стимуляцию развития чувственного опыта детей. Сенсорная программа включает в себя:развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, стимуляцию тактильнодвигательной чувствительности, развитие вкусовоговосприятия и обоняния, развитие проприоцептивной, кинестетической и вестибулярной чувствительности, позволяющей осознать положение и перемещение своего тела в пространстве. В центре функционирует «Мягкая школа», на которой дети совместнос мамами или папами выполняют различные физические упражнения.

Отдельное направлениев технологиях социальной интеграции–театрализованные игры и постановки, которыепроводятся с нормально развивающимисядетьми.Те детис СД, которые не могут говорить, изображают рольс помощью жестови мимики. Оформлениедекораций, костюмовпроисходит совместно сродителями.Отдельное направлениев интеграционной работе Центра развитие комплекса основных навыков трудовых и социальных, включая навыки самообслуживания, необходимые детям для нормального функционирования в обществе. Как отмечают исследователи, одним из показателей успешной социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие так называемого «социализированного действия».

Опыт нашей работы показывает, что коррекционноразвивающая работа, проводимая в Центре, благоприятное окружение родителей, которые делятся своим опытом, могут оказывать позитивное влияние на развитие познавательной сферы ребенка с СД, его коммуникативной сферы и личностных качеств, а также на психоэмоциональное состояние их родителей, которые начинают с оптимизмом смотретьна своего ребенка и его возможности. В инклюзивном проекте участвовало также ГБДОУ №5 Невского района. В соответствие с ФГОС дошкольного образования реализация программы в ГБДОУ №5 проходит у дошкольника в форме игры и творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое и социальнокоммуникативное развитиеребенка. Для адаптации в социуме важно овладеть не только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой. Ввиду широких развивающих возможностей игры и специфики игровой деятельности у детей с ОВЗ, она рассматривается как средство коррекционного воздействия [2,3]. И.Г. Вечкановой экспериментально подтверждено, что сочетание различных видов деятельности в процессе развивающих игр, построенных на определенном сюжете, способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной и познавательной сфер у дошкольников с ОВЗ [3]. В связи с этим особую значимость приобретает использование в ДОУ игровых технологий, позволяющих совмещать в себе элементы познавательной, исследовательской и творческой деятельности в рамках проектов и организации интерактивных детскородительских событий: квесты, викторины, родительские собранияконференции в форме телемарафона, флешмобов в поддержку здоровьесозидающего поведения [2]. Театрализованные и исследовательские игры с разрешением проблемных ситуаций на дороге в сюжетах послужили основой осуществления проектасовместно с родителями«Культурной столице –культурных водителей и пешеходов». Педагогами подбирается материал для чтения, просмотров, театрализованных постановок, рекомендуется родителям создание видеотеки, где наличествует образец для подражания, биологические нормы поведения, отсутствуют инверсии и амбивалентность. Эффективно осуществляется совместная деятельность детей с разным уровнем развития с применением технологий формирования основ безопасного и адаптационного поведения на основеиспользования детских игровых комплектов «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука дорожного движения», «Азбука железнодорожной безопасности» [2].Представленный опыт в методическом пособии [2]

и на сайте ГБДОУ № 5 виртуальная игротека какварианты модели проектной деятельности позволили специалистам обогатить формы, пути и средства взаимодействия родителей и детей с различным уровнем интеллектуального, сенсомоторного и речевого развития в условиях совместного образования. На сайте ГБДОУ открытавиртуальная игротека, виртуальный родительский клуб, интерактивная мастерская, рубрика виртуального музея "Пойдем, дружок, со мной в музей"

в которой родители детей с СД могут получить рекомендации по использованию игровых технологий дома.Данное исследование показывает, что совместная деятельность с людьми с синдромом Даунаменяет к ним отношение в лучшую сторонуразличных социальных групп. Увеличив количество социальнокультурных мероприятий,в которых будет осуществляется процесс тесноговзаимодействия со здоровыми людьми, эффект интеграции людей с ОВЗ в социум усиливается, члены общества, различные мезогруппы (студенты, специалисты, родителиздоровыхдетей)учатсяпринимать людей с СД. В социальнокультурной деятельности заложены значительные социализирующие возможности. Эти возможности обусловлены ее самодеятельной природой и творческим характером, позволяющим дополнить процесс социальной адаптации личности. Однако данный аспект проблемы недостаточно разработан в специальной литературе. Трактуется социальнокультурная деятельность преимущественно как средство самореализации и рекреации и происходит недооценка ее социализирующих и социальноинтеграционных возможностей.

Наше исследование показывает, что успешность социальнокультурной интеграции во многом зависит от реализации ресурсов и потенциалов культурнодосуговой деятельности,использования в полной мере форм, методов и средствсоциальнокультурной деятельности. Такие методы как: игровые технологиисказкокоррекции, посещение театров, музеев, галерей, организованных в том числе в детском саду (И.Н.Лебедева), различные спортивные и культурнопросветительные мероприятия становятся эффективными средствами в социальной адаптации людей с синдромом Даунав общество.

Ссылки на источники1.Инклюзивное образование лиц с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной и двигательной сферы: Программа повышения квалификации. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. –67 с.2.Баряева, Л. Б., Вечканова, И. Г., Демина, В. Е. и др. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности / Под общ. ред. И.Г. Вечкановой. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. 208 с.3.Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В. Театрализованные игры в коррекционноразвивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. СПб.: КАРО, 2009. 256 с.4.Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. 144 с.5.Кантор В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2004. 150 c.6.Лебедева И.Н.Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.175 c.7.Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО. [Электронный ресурс]. —режим доступа: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/11/Met_rek_realiz_OOP.pdf(дата обращения: 26.06. 2015).8.Технологии инклюзивного (совместного) образования в дошкольных учреждениях (рекомендации для руководителей, учителейдефектологов и воспитателей дошкольных учреждений на примере инклюзивного образования детей с нарушением слуха)/ Под общ. ред. Е.П.Микшиной, Л.А.Зигле. –СПб.: РЕМДОМ, 2011. –200 с. 9.

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. —режим доступа: минобрнауки. рф (дата обращения: 11.11. 2013).

10.Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010.