Институт собственности на природные ресурсы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хворостов А. Ю. Институт собственности на природные ресурсы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86907.htm.
Аннотация. Право государственной собственности на природные ресурсы необходимо для обеспечения суверенитета РФ на всей ее территории, ее юрисдикции на территориальные моря, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. В то же время при наличии рыночной экономики необходима ликвидация монополии государственной собственности на природные ресурсы. Дальнейшее развитие института собственности на природные объекты необходимо для обеспечения их в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Александр Юрьевич Хворостов,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Новокузнецкkhvalex75@yandex.ru

Институт собственности на природные ресурсы

Аннотация.В статье рассматриваются общие вопросы формирования института собственности на природные ресурсы в РФ. Так, в России юридически признаются разные форм собственности на природные ресурсы.Однакогосударство продолжает оставаться основным собственником.Право государственной собственности на природные ресурсы необходимо для обеспечения суверенитета РФ на всей ее территории, ее юрисдикции на территориальные моря, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.В то же самое времяпри наличии рыночной экономики необходима ликвидация монополии государственной собственности на природные ресурсы.Дальнейшее развитие института собственности на природные объектынеобходимо для обеспечения их в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Ключевые слова:право собственности, природные ресурсы, природопользование, экологическое законодательство, защита права собственности.

Конституционно в России признаётся разнообразие форм собственности на природные ресурсы, а именно: частная, государственная, муниципальная, которые являются равноправными и защищаются равным образом (ст.ст. 8, 9 Конституции РФ). При этом природные ресурсы, являясь собственностью, имеют характеристики, присущие любому имуществу: имеют оценочную стоимость и государственную регистрацию в качестве объектов недвижимости. Однако некоторые природные объекты не имеют непосредственного потребительского значения, не являются объектом права собственности и их полезные свойства заключаются в самом факте их существования (атмосферный воздух, например). Кроме того, в целом, отсутствует сложившиеся практика оценки стоимости природных ресурсов и включение их в состав материальных или нематериальных активов, так как разработанных методик экономической оценки прав на природные ресурсы применительно к указанным объектам, пока не существует. Такое положение затрудняет объективную экономическую оценку права собственности, а также прав владения, пользования и распоряжения природными ресурсами недр, что не отвечает современным условиям рыночной экономики. После семидесятилетия исключительной общенародной, а по сути государственной собственности на природные ресурсы, граждане получили разнообразные права на природные ресурсы, в т.ч. и право собственности. Но российское государство продолжает оставаться основным, а в ряде случаев и исключительным собственником природных ресурсов на территории страны. Поэтому государство как легитимный представитель интересов общества обязано выполнять полномочия, возложенные на него обществом, в том числе по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами в его интересах. Однако реформа гражданского и земельного законодательства, формирование экологического права, направленные на становление рыночной экономики, продиктовала необходимость ликвидации монополии государственной собственности на землю (а также природных ресурсов связанных с землёй) и утверждение частной собственности на нее. И именно наибольшее число негосударственных собственников сосредоточено вокруг земельной собственности. Десятки миллионов семей получили право частной собственности на земельные участки, развивается частная собственность на иные природные ресурсы, расположенные на данных земельных участках [1, с. 23 24]. Земельный участок в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ рассматривается как объект земельных отношений и одновременно является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, предусмотренных ст. ст. 128 130, 260 Гражданского кодекса РФ.Сегодня частная собственность на землю рассматривается законодателем как в определенной степени приоритетный вид права собственности. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность, за исключением тех участков, которые в соответствии с федеральным земельным законодательством не могут находиться в частной собственности (ст. 15 Земельного кодекса РФ).Наиболее распространенными основаниями приобретения права собственности на землю признаются акты государственных органов и органов местного самоуправления (ст.ст. 28 –29 Земельного кодекса РФ), а также договоры и иные сделки как активные действия субъектов гражданского права (ст.ст. 22, 37 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 Гражданского кодекса РФ). Права на землю могут возникнуть и на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком (п. 2 ст. 21 Земельного кодекса РФ).Однако недра в пределах любого земельного участка на территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, продолжают оставаться в государственной собственности. Не допускается частная и муниципальная собственность на недра. Поэтому участки недр не могут быть предметом куплипродажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Отчуждаться или переходить от одного лица к другому могут лишь права пользования недрами (да и то в весьма ограниченном круге случаев) либо добытые из недр полезные ископаемые.Права, в том числе и право собственности на лес и нелесную растительность традиционно имеют для России большую важность. Это связано, прежде всего, с большими площадями территории Российской Федерации, занятыми этим видом природныхресурсов. Так, на долю нашей страны приходится свыше 22 % мировой лесопокрытой площади и 21 % расчетного мирового запаса древесины. При этом Россия занимает третье место в мире по производству деловой древесины. Местоположение и размеры лесного фонда, который составляет 69 % суши Российской Федерации, предопределяют социальноэкономическое значение российских лесов [4, с. 38].Однако современное состояние лесопользования, в том числе осуществляемое собственником, характеризуется низким уровнем использования лесных ресурсов и недостаточной его экономической эффективностью. Из возможного объема лесопользования (500 млн куб. м в год) используется только 145 млн. куб. м.[2, с. 19]. В качестве главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России, отмечаются такие, как несовершенство правовых и организационных механизмов эффективной борьбы с незаконными вырубками леса, недостаточно надежная защита прав на использование земель лесного фонда, отсутствие специализированной машиностроительной базы и др.[3].В Лесном кодексе Российской Федерации устанавливается правовой режим лесов, в соответствии с которым владение, пользование и распоряжение лесами осуществляются с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств (ст. 1).Однако действующий Лесной кодекс РФ определил только форму собственности (федеральную) на леса, расположенные на землях лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются, как указано в кодексе, в соответствии с земельным законодательством. Правоотношения по поводу иной растительности регулируются гражданским, земельным, водным законодательством, а также законодательством о растительном мире и собственником растительности становится собственник земельного участка, на котором они произрастают, если иное не установлено законом. Водные объекты в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 8). В собственности же субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским и водным законодательством.Например,применение понятия «владение» к водным объектам является неполным, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Предмет права собственности, по существу, находится в «текучем» состоянии, да еще и с довольно трудно определяемыми границами.Принятие Водного кодекса Российской Федерации ознаменовало новый этап правового регулирования водных отношений, характерный большим учетом частных интересов. Законодатель, сохраняя частную собственность на рукотворные водоемы (пруды и обводненные карьеры), в тоже время оптимизирует условия частного пользования остальным водным фондом, делает попытку разграничить законные интересы собственника водных объектов (как правило, государства) и земли (другой недвижимости), имеющей иного собственника.Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель предлагает, по существу, привлекать частные инвестиции на основе договорного водопользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу. Такой подход российского законодательства схож с подходами законодательства зарубежных государств. В государствах Евросоюза и Северной Америки публичные формы собственности (государственная или муниципальная собственность) также доминируют, частная собственность возможна лишь на небольшие по площади и нередко рукотворные водные объекты.Дальнейшее увеличение и развитие частной собственности, прежде всего на землю, а также на некоторые другие природные объекты, при сохранении прав государства на большинство их, предполагают взвешенное выравнивание способов защиты различных форм собственности, в том числе государственной,на природные ресурсы, обеспечение их в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, учет тенденций модернизации экономики, обычаев, традиций и общественного мнения. Защита права государственной собственности на природные ресурсы важна не только в плане взаимодействия и соперничества с иными формами права собственности на них, но и в аспекте обеспечения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, ее юрисдикции на территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, где обнаружены минеральные и имеются биологические ресурсы мирового масштаба. Попытки передела мирового океана и его дна обусловливают установление законодательством Российской Федерации повышенной защиты и ответственности за правонарушения, совершенные в отношении природных ресурсов и объектов в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.Итак, развитие законодательства в области регулирования отношений собственности на природные ресурсы ориентировано в целом на стратегию устойчивого развития Российской Федерации, как современного демократического федеративного государства, обладающего развитым гражданским обществом и экономикой рыночного типа, и исходит из единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Поэтому, для природных ресурсов, являющихся фундаментом жизни и деятельности народов России, базисом национальной и экологической безопасности, национальным богатством Российского государства, определяется их правовой статус, основанный на универсальных принципах, отражающих в полной мере общественные и государственные интересы, а с целью сохранения природноресурсного потенциала страны и обеспечения экологической безопасности законодательно ограничиваются правомочия по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, в том числе и государством. Однако использование природных ресурсов с целью получения прибыли не является исключением и для государства (для пополнения бюджета) как субъекта права собственности. В настоящее время для России продажа природных ресурсов, в основном на внешний рынок, является определяющим фактором развития экономики государства и выполнения его социальных функций. Соотношение и перспективы развития различных форм собственности на природные ресурсы, прогнозирование эффективности их использования, законодательная регламентация, применение разнообразных и, возможно, приоритетных способов защиты прав наприродные ресурсы, создание условий для наиболее эффективного регулирования использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов и сохранения природных богатств России для настоящего и будущих поколений в настоящее время является целью дальнейшего реформирования отношений собственности на природные ресурсы.

Ссылки на источники1.Земельные участки: основания и порядок приобретения / под ред. М. Ю. Тихомирова, М., 2008. 2.Лесохозяйственная информация: сборник научнотехнической информации по лесному хозяйству. М., 2008. 3.Маренков В. О. Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России //Лесной вестник. 2003. № 5 . С. 5053.4.Павлов П. Новый Лесной кодекс России и рыночная экономика // Российская юстиция. 2010. №2. С. 38.