Тренды образовательных организаций, улучшающих систему менеджмента качества
Выпуск:
ART 86908
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малыгина
Л.
П.,
Рекичинская
Е.
А. Тренды образовательных организаций, улучшающих систему менеджмента качества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86908.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основных трендов образовательных организаций, улучшающих систему менеджмента качества (СМК). В процессе инновационного развития организация получает определенные выгоды, но сталкивается с угрозами, которых следует избегать. Применяет новые форматы и технологии, способствующие развитию СМК.
Текст статьи
Малыгина Людмила Павловна,зам. директора по НМР, «Отличник народного просвещения»,МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск,licey_kondratuka_nsk@mail.ru
Рекичинская Елена Анатольевна,к.п.н., Почётный работник общего образования РФ,зам. директора по УВР, МБОУ гимназия № 3 в Академгородке, г. Новосибирскrekelena3@yandex.ru
Тренды образовательных организаций,улучшающих систему менеджмента качества
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению основных трендов образовательных организаций, улучшающих систему менеджмента качества (СМК). В процессе инновационного развития организация получает определенные выгоды, но сталкивается с угрозами, которых следует избегать. Применяет новые форматы и технологии, способствующие развитию СМК.Ключевые слова:тренды, выгоды, угрозы, форматы и технологии, система менеджмента качества.
С 2011 года в Новосибирской области реализуется проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». Динамика состава участников проекта отражена в таблице 1.
Таблица 1Динамика состава участников регионального проекта по управлению качеством образования в образовательных организациях Новосибирской области
2011 год53 ОО2013 год105 ОО2014 годротация 30 ОО2015 год105 ОО
20 СП (из них 3 –консалтинговые центры)
85 ПП
Результативность реализации проекта очевидна: 20 образовательных организаций(ОО)сертифицировали системы менеджмента качества в различных сертификационных органах от регионального до международного.Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества позволяет ОО выйти на инновационный уровень развития системы управлениякачеством образования.В современных меняющихся условиях для руководителя любой образовательной организации жизненно необходимым остаётся поиск эффективных инструментов управления ОО.Проблема менеджмента в образовании остаётся актуальной. Революционная теория Деминга предлагает философию, методы и управленческие технологии, необходимые для построения устойчивого, эффективного бизнеса, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников, собственников, поставщиков, общества в целом. [1]Региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» помогает решить эту проблему на основе внедрения Международных стандартов ISO9000 в системы менеджмента качества организаций.[2,3]Для прогнозирования «будущего образа» организаций, способных эффективно решать задачи инновационного развития гимназий, лицеев, школ в условиях развивающейся СМК, необходимо определить пути и способы (тренды, форматы и технологии) достижения высокого качества образовательных услуг. В качестве основных направлений развития выделены следующие форматы и технологии, а так же выгоды и угрозы для образовательных организаций.
Первый тренд. Совершенствование моделей СМК образовательных организаций. (Таблица 2)Модели СМК образовательных организаций, в основном, внедрены или находятся в процессе внедрения, и возникает вопрос: Что делать дальше?В каком направлении развивать СМК?Таблица 2
ВыгодыСоответствие документации требованиям Закона РФ «Об образовании».Проектное управление. Формирование управленческого мышления.Повышение конкурентоспособности и имиджа ОО. Рост удовлетворённости внешних и внутренних потребителей.Рефлексия управленческой деятельности.Баланс теории и практики.Обмен опытом.УгрозыБюрократизация процесса управления.Недопонимание руководством и коллективом роли проекта.Финансовые потери и трудности.Формализованный подход к реализации проекта.Форматыи технологииИзучение изменённых стандартов. Обновление документации по СМК в соответствии с новыми стандартами в ОО.Организация и проведение семинаров по изучению новых стандартов с приглашением специалистов в области СМК. Взаимодействие с консалтинговыми центрами.Трансляция опыта (творческие отчёты, выставочная деятельность, НПК, семинары, круглые столы, консультации регионального оператора, СП, КЦ, публикации, участие в отраслевых и внеотраслевых конкурсах по качеству, независимая экспертиза (ТОП500,200,100, ЛОО, «Социальный навигатор», телеконференции с другими регионами).Внутренний аудит. Мониторинг результативности СМК.Психологическое сопровождение кадров при погружении в проект.
Второй тренд.Развитие лидирующей роли руководителя. (Таблица 3)Одним из главных принципов в проекте является лидирующая роль руководителя (высшего руководства). Отмечаются проблемы как в стажировочных(СП), так и в пилотных площадках(ПП). Недостаточнаялидирующая роль руководства, его некомпетентность в СМК, пассивность, узость мышления не позволяют реализовывать проект результативно. Что надо сделать, чтобы преодолеть эти несоответствия?Таблица 3
ВыгодыХаризматичность лидера.Повышение компетентности управленческой команды.Инновационное развитие ОО.Повышение конкурентоспособности и имидж ОО. Рост удовлетворённости потребителя.Работа в команде.УгрозыСлабая лидирующая роль руководства, узость мышления.Стереотипы в управлении.Несформированность процессного подхода в управлении.Отсутствие системного подхода в реализации проектов.Авторитарный стиль управления. Мнимая картина успеха. Чрезмерное делегирование полномочий.Форматыи технологииЛидирующая роль руководителя, ответственность за качество результата.Освоение стандарта ISO21500 , использование материалов стандарта ISO 9004:2009 –«Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации –Подход на основе менеджмента качества» управленческой командой.Обязательное прохождение курсов участниками проекта.Активная роль руководителя в создании документов на портфель проектов.Собеседование с руководителями структурных подразделений ОО.Развитие методологии и практики проектного управления.Консолидация всех ресурсов. Освоение принципов инновационного развития. Непрерывная система совершенствования компетенций в области СМК.
Третий тренд.Взаимодействие стажировочных, пилотных площадок и консалтинговых центров.(Таблица 4)Позитивная атмосфера проекта способствует развитию профессионального сообщества в целом и появлению нового сообщества управленцев в частности. Перспективным является форма взаимодействия стажировочных и пилотных площадок. Что работает успешно, а что необходимо скорректировать в таком взаимодействии?Таблица 4
ВыгодыРасширение круга профессионального общения.Движение за лидером (СП).Появление нового сообщества управленцев.Позитивная атмосфера проекта, способствующая развитию профессионального сообщества.Информационная поддержка.Обмен опытом. Работа в команде.УгрозыНеоднородная активность участников проекта.Пассивность руководства ОО (СП или ПП), нежелание двигаться вперёд.Отсутствие ответственности у отдельных СП за результативность развития ПП.Некомпетентность в СМК. Отказ от взаимодействия с партнерами.Временные и дополнительные трудозатраты.Копирование, заимствование опыта без относительности особенностей собственной ОО.Форматыи технологииВовлечение в работу проекта персонала ОО ПП и СП (круглые столы, встречи, консультации, телеконференции, электронная почта).Повышение квалификации через курсы у регионального оператора (НИПКиПРО).Трансляция опыта через выступления, публикации, материалы СМК.Организация профессионального общения и творческие отчеты участников проекта.
Четвёртый тренд.Удовлетворённость внешних и внутренних потребителей и ПП.(Таблица 5)Основная цель качества образования –это удовлетворённость потребителей. Какие есть проблемы в этом направлении? Что можно сделать, чтобы эффективно решить данную задачу?
Таблица 5
ВыгодыЕдиное видение проекта всеми участниками образовательного процесса.Понимание потенциала проекта для развития ОО.Перспективы инновационных преобразований.Качество результатов образовательного процесса в целом и в динамике.Повышение качества образовательной услуги.УгрозыНедостаточная информированность потребителей о значении проекта.Пассивность руководства ОО, СП.Некомпетентность в СМК.Нерациональное использование временных ресурсов персоналом.Форматыи технологииКонсультации с региональным оператором и консалтинговыми центрами.Проведение встреч с руководством, персоналом школы.Активизация возможностей информационной среды через расширение каналов информирования в целом о проекте и результатах участия,открытость проекта –на сайте, стенде, через публикации.Курсовая подготовка персонала.Сертификация системы менеджмента качества ОО.Мониторинг удовлетворённости.Реклама.Привлечение внешних административных ресурсов (муниципалитет, депутатский корпус).
Пятый тренд.Кадровая политика. Менеджмент персонала.(Таблица 6)Кадры решают всё и поэтому выстроенная руководством школы гибкая, кадровая политика определяет возможность и способность любой организации работать в инновационном режиме. Как воспитать педагогов, открытых для инноваций и направить их деятельность на реализацию задач инновационного развития ОО и данного проекта?Таблица 6
ВыгодыСамообразование. Формирование управленческого мышления.Рефлексия управленческой деятельности.Материальное стимулирование участников проекта.Готовность кадров к принятию стандартов.Повышение компетентности кадров.Сплоченность коллектива –одно правовое поле.Привлекательность для потребителя.УгрозыНеготовность руководителя активно вовлекать персонал в проект.Неоднородная активность участников проекта.Меркантильное отношение к участию в проекте, без ответственности закачество результата.Стагнация кадров.Эмоциональное выгорание.Психологическая перегрузка.Уход подготовленных кадров.Форматыи технологииМатрица ответственности на участников проекта.Анализ и прогноз развития ОО на основе мониторинга, диагностики с использованием методов УКО.Обучение персонала. Вовлечение в деятельность персонала.Стимулирование педагогов.Формирование мотивации педагогов через своевременное информирование, разъяснение значимости проекта.Использование современных технологий повышения квалификации.Психологическое сопровождение педагогов, работающих в инновационном режиме.
Шестой тренд.Проектное управление. Развитие проектного мышления руководителя.(Таблица 7). В конце 90х годов и начале 21 века управление проектами получило широкое распространение как управленческая технология в бизнесе и превратилось из более теоретической области знаний в практически применимую дисциплину. [4]В образовательных организацияхактивно развивается проектная деятельность от школьного до международного уровней. При этом в ОО наблюдается разобщенность управления проектами или полное его отсутствие. Перспективность данного тренда очевидна.[4]Однако для некоторых ОО существует проблема –как управлять проектами?Рядом авторов [4,5,6] в работах приведена методология управления инновационными проектами, процессами и программами. Подробно описаны все этапы жизненного цикла инновационного проекта. Приведена классификация международных инациональных стандартов управления проектами, даны их математические и инструментальные модели. Рассмотрены технологии реализации инноваций. Уделено внимание вопросам бизнеспланирования, финансирования и финансового анализа, рискам, проблемам защиты интеллектуальной собственности. Даны основы методологии управления пакетами проектов, что может служить инструментарием для руководителей ОО.Таблица 7
ВыгодыИзучение международных стандартов ISO21500 Управление проектами.Единое видение проекта и его потенциала развития. Проектное управление.Инновационное развитие образовательной системы региона.УгрозыРазобщенность проектов, отсутствие координации.Отсутствие анализа развития проекта в соответствии с циклами. Отсутствие предупреждающих и корректирующих действий.Некоторое отставание методических служб в понимании проблемы внедрения СМК и проектного управления.Форматыи технологииУправление портфелем проектов.Формат мультипроектов. Программа развития как мультипроект.Продвижение идей проектного управления в ОО на федеральный уровень.
Рефлексивное осознание путей развития образовательных организаций при реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» позволяет выстроить «ментальную карту» развития проекта УКО как ресурса инновационного облика управления организациями.
В современной системе управления качеством образования, определяющую роль стали играть организационные механизмы обеспечения качества продукта, удовлетворяющие запросам потребителей. Решающее значение стали придавать роли высшего руководства, которое создает в организации все необходимые условия для того, чтобы ее персонал, каждый на своем рабочем месте, становился гарантом достижения требуемого качества продукции,что соответствует концепции Эдварда Деминга.Основным условием обеспечения качества он считал создание в организации такой среды, в которой каждый сотрудник мог бы получить удовольствие от своего труда. Онутверждал, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой управления и только 4% ошибками исполнителей.[7,8]В модели оценки качества образования использовалась методика Г.И. Скворцовой [9,10], которая позволила провести мониторинг совершенствования СМК на примере Аэрокосмического лицея. Результат мониторинга представлен на диаграмме.[11]
Участие в проекте позволяет сформировать сообщество руководителей нового типа, трансформировать образовательное пространство региона, наполнив его инновациями в системе управления качеством образования.ГлоссарийТренды–направления, требующие внимания.Выгоды–то, что организация получит в итоге.Угрозы–то, что необходимо учесть для получения результата.Форматы и технологии–эффективные способы решения задач.
Ссылки на источники1.Деминг У.Э. Выход из кризиса. –Изд. фирма Альба, 2010.2.Международный стандарт по управлению проектами ISO21500:2012. [Электронный ресурс] // Простое управление сложными проектами. URL: http://www.splaniroval.ru/blog/bestpractice/352.html3.Международный стандарт ISO9001:2015. [Электронный ресурс]. URL: http://intexunion.ru/wpcontent/uploads/2014/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0 %B4%D0%B0%D1%80%D1%82%20ISO%2090012015.pdf4.Белозеров А. Управление портфелем проектов. Новые методологические подходыи инструменты. [Электронный ресурс] // Портал iTeam. Технологии корпоративного управления. URL: http://iteam.ru/publications/project/section_38/article_32585.Туккель И., Сурина А., Культин Н. Управление инновационными проектами. –БХВ –Петербург, 2011.6.Софонов М. Корпоративные тренинги управления проектами. [Электронный ресурс] // Софонов и партнеры. Обучение управлению комплексными проектами. URL: http://www.sofonov.ru/7.Иванов Д.А. Управление качеством образования в ОУ. [Электронный ресурс] // Московский центр качества образования. URL: http://www.sinergi.ru/DswMedia/mat1.ppt8.Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. –М.: Издво Academia, 2008.9.Скворцова Г.И. Рекомендации по внутришкольномууправлению качеством образования. Справочник заместителя директора школы. –2009. –№ 2.10.Скворцова Г.И. Рекомендации по внутришкольному управлению качеством образования. Справочник заместителя директора школы. –2009. –№ 3.11.Тумаева Т.М., Малыгина Л.П. Постоянное улучшение системы менеджмента качества на основе анализа результатов самооценки [Электронный ресурс] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». URL: http://ekoncept.ru/2015/85011.htm?view
02468101. Лидирующая роль руководства2. Политика и стратегия3. Менеджмент персонала4. Ресурсы и партнеры5. Менеджмент процессов6. Удовлетворенность потребителей7. Удовлетворенность персонала8. Влияние ОУ на общество9. Результаты деятельности ОУИтоговая диаграмма результатов самооценки критериев СМК2014-201520132014 июнь20132014 сен20122013 июнь20122013 сен
Рекичинская Елена Анатольевна,к.п.н., Почётный работник общего образования РФ,зам. директора по УВР, МБОУ гимназия № 3 в Академгородке, г. Новосибирскrekelena3@yandex.ru
Тренды образовательных организаций,улучшающих систему менеджмента качества
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению основных трендов образовательных организаций, улучшающих систему менеджмента качества (СМК). В процессе инновационного развития организация получает определенные выгоды, но сталкивается с угрозами, которых следует избегать. Применяет новые форматы и технологии, способствующие развитию СМК.Ключевые слова:тренды, выгоды, угрозы, форматы и технологии, система менеджмента качества.
С 2011 года в Новосибирской области реализуется проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». Динамика состава участников проекта отражена в таблице 1.
Таблица 1Динамика состава участников регионального проекта по управлению качеством образования в образовательных организациях Новосибирской области
2011 год53 ОО2013 год105 ОО2014 годротация 30 ОО2015 год105 ОО
20 СП (из них 3 –консалтинговые центры)
85 ПП
Результативность реализации проекта очевидна: 20 образовательных организаций(ОО)сертифицировали системы менеджмента качества в различных сертификационных органах от регионального до международного.Разработка, внедрение и сертификация системы менеджмента качества позволяет ОО выйти на инновационный уровень развития системы управлениякачеством образования.В современных меняющихся условиях для руководителя любой образовательной организации жизненно необходимым остаётся поиск эффективных инструментов управления ОО.Проблема менеджмента в образовании остаётся актуальной. Революционная теория Деминга предлагает философию, методы и управленческие технологии, необходимые для построения устойчивого, эффективного бизнеса, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников, собственников, поставщиков, общества в целом. [1]Региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» помогает решить эту проблему на основе внедрения Международных стандартов ISO9000 в системы менеджмента качества организаций.[2,3]Для прогнозирования «будущего образа» организаций, способных эффективно решать задачи инновационного развития гимназий, лицеев, школ в условиях развивающейся СМК, необходимо определить пути и способы (тренды, форматы и технологии) достижения высокого качества образовательных услуг. В качестве основных направлений развития выделены следующие форматы и технологии, а так же выгоды и угрозы для образовательных организаций.
Первый тренд. Совершенствование моделей СМК образовательных организаций. (Таблица 2)Модели СМК образовательных организаций, в основном, внедрены или находятся в процессе внедрения, и возникает вопрос: Что делать дальше?В каком направлении развивать СМК?Таблица 2
ВыгодыСоответствие документации требованиям Закона РФ «Об образовании».Проектное управление. Формирование управленческого мышления.Повышение конкурентоспособности и имиджа ОО. Рост удовлетворённости внешних и внутренних потребителей.Рефлексия управленческой деятельности.Баланс теории и практики.Обмен опытом.УгрозыБюрократизация процесса управления.Недопонимание руководством и коллективом роли проекта.Финансовые потери и трудности.Формализованный подход к реализации проекта.Форматыи технологииИзучение изменённых стандартов. Обновление документации по СМК в соответствии с новыми стандартами в ОО.Организация и проведение семинаров по изучению новых стандартов с приглашением специалистов в области СМК. Взаимодействие с консалтинговыми центрами.Трансляция опыта (творческие отчёты, выставочная деятельность, НПК, семинары, круглые столы, консультации регионального оператора, СП, КЦ, публикации, участие в отраслевых и внеотраслевых конкурсах по качеству, независимая экспертиза (ТОП500,200,100, ЛОО, «Социальный навигатор», телеконференции с другими регионами).Внутренний аудит. Мониторинг результативности СМК.Психологическое сопровождение кадров при погружении в проект.
Второй тренд.Развитие лидирующей роли руководителя. (Таблица 3)Одним из главных принципов в проекте является лидирующая роль руководителя (высшего руководства). Отмечаются проблемы как в стажировочных(СП), так и в пилотных площадках(ПП). Недостаточнаялидирующая роль руководства, его некомпетентность в СМК, пассивность, узость мышления не позволяют реализовывать проект результативно. Что надо сделать, чтобы преодолеть эти несоответствия?Таблица 3
ВыгодыХаризматичность лидера.Повышение компетентности управленческой команды.Инновационное развитие ОО.Повышение конкурентоспособности и имидж ОО. Рост удовлетворённости потребителя.Работа в команде.УгрозыСлабая лидирующая роль руководства, узость мышления.Стереотипы в управлении.Несформированность процессного подхода в управлении.Отсутствие системного подхода в реализации проектов.Авторитарный стиль управления. Мнимая картина успеха. Чрезмерное делегирование полномочий.Форматыи технологииЛидирующая роль руководителя, ответственность за качество результата.Освоение стандарта ISO21500 , использование материалов стандарта ISO 9004:2009 –«Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации –Подход на основе менеджмента качества» управленческой командой.Обязательное прохождение курсов участниками проекта.Активная роль руководителя в создании документов на портфель проектов.Собеседование с руководителями структурных подразделений ОО.Развитие методологии и практики проектного управления.Консолидация всех ресурсов. Освоение принципов инновационного развития. Непрерывная система совершенствования компетенций в области СМК.
Третий тренд.Взаимодействие стажировочных, пилотных площадок и консалтинговых центров.(Таблица 4)Позитивная атмосфера проекта способствует развитию профессионального сообщества в целом и появлению нового сообщества управленцев в частности. Перспективным является форма взаимодействия стажировочных и пилотных площадок. Что работает успешно, а что необходимо скорректировать в таком взаимодействии?Таблица 4
ВыгодыРасширение круга профессионального общения.Движение за лидером (СП).Появление нового сообщества управленцев.Позитивная атмосфера проекта, способствующая развитию профессионального сообщества.Информационная поддержка.Обмен опытом. Работа в команде.УгрозыНеоднородная активность участников проекта.Пассивность руководства ОО (СП или ПП), нежелание двигаться вперёд.Отсутствие ответственности у отдельных СП за результативность развития ПП.Некомпетентность в СМК. Отказ от взаимодействия с партнерами.Временные и дополнительные трудозатраты.Копирование, заимствование опыта без относительности особенностей собственной ОО.Форматыи технологииВовлечение в работу проекта персонала ОО ПП и СП (круглые столы, встречи, консультации, телеконференции, электронная почта).Повышение квалификации через курсы у регионального оператора (НИПКиПРО).Трансляция опыта через выступления, публикации, материалы СМК.Организация профессионального общения и творческие отчеты участников проекта.
Четвёртый тренд.Удовлетворённость внешних и внутренних потребителей и ПП.(Таблица 5)Основная цель качества образования –это удовлетворённость потребителей. Какие есть проблемы в этом направлении? Что можно сделать, чтобы эффективно решить данную задачу?
Таблица 5
ВыгодыЕдиное видение проекта всеми участниками образовательного процесса.Понимание потенциала проекта для развития ОО.Перспективы инновационных преобразований.Качество результатов образовательного процесса в целом и в динамике.Повышение качества образовательной услуги.УгрозыНедостаточная информированность потребителей о значении проекта.Пассивность руководства ОО, СП.Некомпетентность в СМК.Нерациональное использование временных ресурсов персоналом.Форматыи технологииКонсультации с региональным оператором и консалтинговыми центрами.Проведение встреч с руководством, персоналом школы.Активизация возможностей информационной среды через расширение каналов информирования в целом о проекте и результатах участия,открытость проекта –на сайте, стенде, через публикации.Курсовая подготовка персонала.Сертификация системы менеджмента качества ОО.Мониторинг удовлетворённости.Реклама.Привлечение внешних административных ресурсов (муниципалитет, депутатский корпус).
Пятый тренд.Кадровая политика. Менеджмент персонала.(Таблица 6)Кадры решают всё и поэтому выстроенная руководством школы гибкая, кадровая политика определяет возможность и способность любой организации работать в инновационном режиме. Как воспитать педагогов, открытых для инноваций и направить их деятельность на реализацию задач инновационного развития ОО и данного проекта?Таблица 6
ВыгодыСамообразование. Формирование управленческого мышления.Рефлексия управленческой деятельности.Материальное стимулирование участников проекта.Готовность кадров к принятию стандартов.Повышение компетентности кадров.Сплоченность коллектива –одно правовое поле.Привлекательность для потребителя.УгрозыНеготовность руководителя активно вовлекать персонал в проект.Неоднородная активность участников проекта.Меркантильное отношение к участию в проекте, без ответственности закачество результата.Стагнация кадров.Эмоциональное выгорание.Психологическая перегрузка.Уход подготовленных кадров.Форматыи технологииМатрица ответственности на участников проекта.Анализ и прогноз развития ОО на основе мониторинга, диагностики с использованием методов УКО.Обучение персонала. Вовлечение в деятельность персонала.Стимулирование педагогов.Формирование мотивации педагогов через своевременное информирование, разъяснение значимости проекта.Использование современных технологий повышения квалификации.Психологическое сопровождение педагогов, работающих в инновационном режиме.
Шестой тренд.Проектное управление. Развитие проектного мышления руководителя.(Таблица 7). В конце 90х годов и начале 21 века управление проектами получило широкое распространение как управленческая технология в бизнесе и превратилось из более теоретической области знаний в практически применимую дисциплину. [4]В образовательных организацияхактивно развивается проектная деятельность от школьного до международного уровней. При этом в ОО наблюдается разобщенность управления проектами или полное его отсутствие. Перспективность данного тренда очевидна.[4]Однако для некоторых ОО существует проблема –как управлять проектами?Рядом авторов [4,5,6] в работах приведена методология управления инновационными проектами, процессами и программами. Подробно описаны все этапы жизненного цикла инновационного проекта. Приведена классификация международных инациональных стандартов управления проектами, даны их математические и инструментальные модели. Рассмотрены технологии реализации инноваций. Уделено внимание вопросам бизнеспланирования, финансирования и финансового анализа, рискам, проблемам защиты интеллектуальной собственности. Даны основы методологии управления пакетами проектов, что может служить инструментарием для руководителей ОО.Таблица 7
ВыгодыИзучение международных стандартов ISO21500 Управление проектами.Единое видение проекта и его потенциала развития. Проектное управление.Инновационное развитие образовательной системы региона.УгрозыРазобщенность проектов, отсутствие координации.Отсутствие анализа развития проекта в соответствии с циклами. Отсутствие предупреждающих и корректирующих действий.Некоторое отставание методических служб в понимании проблемы внедрения СМК и проектного управления.Форматыи технологииУправление портфелем проектов.Формат мультипроектов. Программа развития как мультипроект.Продвижение идей проектного управления в ОО на федеральный уровень.
Рефлексивное осознание путей развития образовательных организаций при реализации регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» позволяет выстроить «ментальную карту» развития проекта УКО как ресурса инновационного облика управления организациями.
В современной системе управления качеством образования, определяющую роль стали играть организационные механизмы обеспечения качества продукта, удовлетворяющие запросам потребителей. Решающее значение стали придавать роли высшего руководства, которое создает в организации все необходимые условия для того, чтобы ее персонал, каждый на своем рабочем месте, становился гарантом достижения требуемого качества продукции,что соответствует концепции Эдварда Деминга.Основным условием обеспечения качества он считал создание в организации такой среды, в которой каждый сотрудник мог бы получить удовольствие от своего труда. Онутверждал, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой управления и только 4% ошибками исполнителей.[7,8]В модели оценки качества образования использовалась методика Г.И. Скворцовой [9,10], которая позволила провести мониторинг совершенствования СМК на примере Аэрокосмического лицея. Результат мониторинга представлен на диаграмме.[11]
Участие в проекте позволяет сформировать сообщество руководителей нового типа, трансформировать образовательное пространство региона, наполнив его инновациями в системе управления качеством образования.ГлоссарийТренды–направления, требующие внимания.Выгоды–то, что организация получит в итоге.Угрозы–то, что необходимо учесть для получения результата.Форматы и технологии–эффективные способы решения задач.
Ссылки на источники1.Деминг У.Э. Выход из кризиса. –Изд. фирма Альба, 2010.2.Международный стандарт по управлению проектами ISO21500:2012. [Электронный ресурс] // Простое управление сложными проектами. URL: http://www.splaniroval.ru/blog/bestpractice/352.html3.Международный стандарт ISO9001:2015. [Электронный ресурс]. URL: http://intexunion.ru/wpcontent/uploads/2014/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0 %B4%D0%B0%D1%80%D1%82%20ISO%2090012015.pdf4.Белозеров А. Управление портфелем проектов. Новые методологические подходыи инструменты. [Электронный ресурс] // Портал iTeam. Технологии корпоративного управления. URL: http://iteam.ru/publications/project/section_38/article_32585.Туккель И., Сурина А., Культин Н. Управление инновационными проектами. –БХВ –Петербург, 2011.6.Софонов М. Корпоративные тренинги управления проектами. [Электронный ресурс] // Софонов и партнеры. Обучение управлению комплексными проектами. URL: http://www.sofonov.ru/7.Иванов Д.А. Управление качеством образования в ОУ. [Электронный ресурс] // Московский центр качества образования. URL: http://www.sinergi.ru/DswMedia/mat1.ppt8.Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. –М.: Издво Academia, 2008.9.Скворцова Г.И. Рекомендации по внутришкольномууправлению качеством образования. Справочник заместителя директора школы. –2009. –№ 2.10.Скворцова Г.И. Рекомендации по внутришкольному управлению качеством образования. Справочник заместителя директора школы. –2009. –№ 3.11.Тумаева Т.М., Малыгина Л.П. Постоянное улучшение системы менеджмента качества на основе анализа результатов самооценки [Электронный ресурс] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». URL: http://ekoncept.ru/2015/85011.htm?view
02468101. Лидирующая роль руководства2. Политика и стратегия3. Менеджмент персонала4. Ресурсы и партнеры5. Менеджмент процессов6. Удовлетворенность потребителей7. Удовлетворенность персонала8. Влияние ОУ на общество9. Результаты деятельности ОУИтоговая диаграмма результатов самооценки критериев СМК2014-201520132014 июнь20132014 сен20122013 июнь20122013 сен