Школьный музей космонавтики – центр интеллектуального развития и творчества молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сунцова Н. В., Ефанова О. В. Школьный музей космонавтики – центр интеллектуального развития и творчества молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86918.htm.
Аннотация. Статья посвящена деятельности школьного музея как центра интеллектуального развития и творчества молодежи, целью которого является создание условий для формирования осознанных позитивных ценностных качеств личности обучаемого по отношению к российской культуре, воспитание уважения к истории и культуре других народов и этносов, создание поликультурной образовательной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур, доступности и высокого качества культурного образования населения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сунцова Наталия Вительевна,руководитель музея, педагог в.к.к.,МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск licey_kondratuka_nsk@mail.ru

Ефанова Ольга Валентиновна,руководитель музея, педагог в.к.к,МБОУ АКЛ имени Ю. В. Кондратюка, г. Новосибирск licey_kondratuka_nsk@mail.ru

Школьный музей космонавтики –Центр интеллектуального развития и творчествамолодежи

Аннотация.Статья посвящена деятельности школьного музея, как Центра интеллектуального развития и творчества молодежи. Целью которого является создание условий для формирования осознанных позитивных ценностных качеств личности, обучаемого по отношению к российской культуре, воспитание уважения к истории и культуре других народов и этносов, создание поликультурной образовательной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур, доступности и высокого качества культурного образования населения.Ключевые слова:музей, молодежь, дополнительное образование, личность, космонавтика, нравственные ценности, патриотическое воспитание, коммуникативная культура, музейная педагогика.

Образование современной России провозглашается сферой производства высшей ценности и главного капитала общества –человека, причём не только как специалиста в определённой профессиональной сфере, но и как личности, человека культуры, человека духовнонравственного, воспринимающего себя как гражданина своей страны и как гражданина мира. Современная трактовка сущности поликультурного образования предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в учащихся терпимости и принятия по отношению к носителям инокультурной системы.Понимать культуру значит разбираться в ее моральных ценностях. Все мы вырастаем в среде с определенными нравственными принципами, требованиями и запретами. Мы впитываем их с воздухом родного дома и улицы, воспринимаем из фильмов и книг, которые потрясают и формируют нас. Об этом четко проговаривается в проекте «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской федерации»: «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всегообщества, а не отдельных обособленных организационноуправленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза.Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобыделать самого себя. «Личностью надо выделаться» эти слова Ф.М.Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека».Поликультурный характер России, её своеобразное географическое положениекак центра евразийского сообщества, сферы пересечения различных мировых религий, народов разных языковых групп и традиций –всё это накладывает существенный отпечаток на воспитание, образование и социальную адаптацию детей и подростков.Несмотря на несходство представлений о формах этикета и человеческого достоинства, люди во всёммире высшем смыслом своего существования определяют рождение и воспитание детей, поддержание здоровья близких, мира и благополучия.В данном контексте можно говорить о том, что необходимо формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности. Таким образом, можно говорить, что основой патриотизма является духовнонравственный и социокультурный компоненты, амузей, связанный с социальными и культурными взаимодействиями несет в себе и социологическую определенность.Музейная педагогика помогает передать молодому поколению в наследство духовные и культурные ценности, самореализоваться личности ребенка, участвуяв различных мероприятиях, проводимых музеем.Виды деятельности музея, как социокультурного центра представлены на схеме.



















Актив музеяДеятельность музея, как социокультурного центраВоспитательнообразовательнаяКультурнопросветительскаяСоциокультурнаяформирование у человека приемлемых для социокультурной среды установок, фиксированных для данного общества идеалов и ценностей как основы построения социокультурных действий и поступков;развитие мышления и способностей к самоопределению и самореализации;обеспечение реализации запросов, связанных с формированием способностей к будущей деятельности, жизнедеятельности и социальнокультурному бытию.

самоопределение личности в пользу фиксированных и изменяющихся норм;формирование культуры мышления;распространение знаний.

реализации культурных норм с использованием соответствующих средств, методов и форм.

В настоящее время специалисты и ученые, анализируя процессы, происходящие в музеях мира, считают необходимым изменить социальную роль музеев, пересмотреть формы и методы музейной деятельности, совершенствовать направления работы усиливая эффективность взаимодействия музеев с обществом, с социальными институтами.Современная социокультурная роль музеев в современном обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят,изучают, экспонируют подлинные экспонаты –свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры. Из этого следует вывод: независимо от направленности музея, вся его деятельность работает на конечный результат. Этим результатом является создание условий для формирования осознанных позитивных ценностных качеств личности, обучаемого по отношению к российской культуре, воспитание уважения к истории и культуре других народов и этносов, создание поликультурной образовательной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур, доступности и высокого качества культурного образования населения. В данном контексте можно говорить, что музей –это современный центр интеллектуального развития и творчества учащихся. В проекте «Концепции развития дополнительного образования» он приравнивается к ЦИРиТ –центрам интеллектуального развития и творчества детей и молодежи». При планировании работы музея мы учитываем опыт работы подобных центров, а потому наши задачи аналогичны задачам, прописанным в Концепции: привлечение детей и подростков к занятиям научными изысканиями и творчеством, поддержка талантливой молодежи, развитие их инициативности, творческого мышления, способности к нестандартным решениям. Именно они в будущем станутквалифицированными специалистами, развивающими отечественную науку, кадры и производство.Разработка и реализация рабочего плана музея ведется с учетом следующих базовых принципов.

научностькачествопостроение образовательногопространства

доступность и демократичностььинновационностьИнтерес

Базовые принципыинтерес –содержание и форма подачи материалов экспозиции, методики, формы работы с учащимися мотивируют посетителей и Совет музея на исследовательскую и творческую деятельность;инновационность –сама суть организации работы музея, как интерактивного центра является инновационной, что и поддерживается содержанием экспозиций, сценариями работы с учащимися и взрослыми посетителями;доступность и демократичность –возможность обучения в музее, использования его образовательной и развивающей компоненты не зависит от достатка родителей обучающегося и является бесплатной.

построение образовательного пространства обеспечивает комфортное пребывание учащихся различных возрастов, интересов и способностей;качество –все представленные музеем образовательные программы, экскурсии, видеолектории, игрыобеспечены необходимыми информационными материалами и пособиями; 

научность –все экспонаты направлены на развитие конкретных компетентностей, знаний или навыковобучающихся и посетителей, на получение конкретного результата исследований, имеютнаучно обоснованные сценарии.

Особенности организации деятельности музея





привлечение управленческих структур лицея (Попечительский Совет, Совет учреждения, Совет лицеистов, Советы классов), что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения;

создание условий для повышения роли органов самоуправления в решении проблем образования лицеистов;

обеспечение высокого уровня самоопределения, социальной и профессиональной ориентации и адаптации школьников;

определение новых более эффективные форм взаимодействия с социальными партнерами и использования педагогических ресурсов социального окружения.

Ядро музея –это «интерактивный научный центр», экспонаты которого позволяют в интересной форме рассказывать об истории, астрономии,географии, экологии, технике, космонавтике. Работа

музеяцентраподразделяется на постоянный и переменный разделы. «Постоянные»разделыне меняются в течение длительного времени, напротив, «переменные» меняются каждые 13 месяца и представляют собой переносные экспозиции, интерактивные игры, видеолекторий. Наш музей имеет, на первый взгляд узконаправленную тематику деятельности–история авиации и космонавтики. Отсюда складывается ошибочное мнение о том, что мы работаем с детьми исключительно по этому направлению.Если исходить из того, что существует четкая классификация, нашмузей идентифицируется, как историкокраеведческий, апо сути своей являетсямузеем:политической истории (знакомство посетителей с политическим положением в нашей стране);военноисторическим (знакомство с летчиками, конструкторами авиационной техники, работой авиационных заводов и аэроклубов в период ВОВ);историкобытовым (воссоздаем и рассказываем о быте населения нашей страны в разные годы, играх и игрушках, одежде, делаем акценты на социальнопсихологические особенности быта, которые проявляются в интерьерах жилища);художественным (поскольку имеем в своих фондах и экспозициях коллекцию плакатов, малых художественных форммарок, значки, фотографии);литературным (экспонируются отдельные редкие книги);автографов(в фондах имеются автографы космонавтов, конструкторов и родственников известных людей, например внуков и правнуков К.Э. Циолковского, А.Л.Чижевского, племянницы Ю.А.Гагарина).

Социальный опыт у детей формируетсятолько в реальной деятельности.Успех деятельности заключаетсявсовместной организации работы с предметными творческими кружками, факультативами.Они дают наиболее подготовленных обучающихся, имеющих широкий круг знаний и умений в тех или иных областях наук и обладающих определенными интересами.Музей является базой для работы кружков и факультативов, клубов, тематических экспедиций.Музейный актив не замкнут и не претендует на монопольное положение в этой деятельности. В ходе работы неизбежно привлекаются ктем или иным работам и обучающиеся, не входящие в состав актива; в дальнейшем они включаются в систематическую работу, становятся членами постоянного музейного актива или организаторами отдельных дел.У музеянет проблемы осуществления постоянной связи с обучающимися, поскольку, несмотря на имеющийся отдельный план работы музея, руководствуемся общелицейским планом воспитательной работы, а потому к музейным мероприятиям(их организации и проведению) привлекаются лицеисты разных возрастных групп.Ученики совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.В современном обществе человек должен уметь ориентироваться в социальной, культурной и профессиональной среде, понимать сущность общественных явлений и перспективу эволюцииприроды и человечества, осознавать свою роль в едином процессе. На это направлены все мероприятия, проводимые музеем: организация конференций и праздников, постановка спектаклей и проведение мастерклассов,классных часов, участие в городских культурных и патриотических мероприятиях.













Научноисследовательская работа

Организация посещения музеев

Постановка спектаклей

Экспозиция, экскурсииКосмические урокиВидеолекторииВыставкиТематические поездкиБалыФормы работыФормы работы с учащимися показаны на схеме выше. Они позволяютрешать комплексные задачи.Совместная работа лицеистови педагогов разнопланова и переходит от одной формы в другую, дополняя ее и расширяя сферы познавательной деятельности. Так, например,

после экскурсии часто у детей возникают вопросы, на которые мынаходимвместе ответы. Это инициирует поисковую и исследовательскуюдеятельность.Как следствиедальнейший выход –

новая экспозиция в музее, спектакль, хрестоматия, конференция, космические уроки, классные часы.



Заметим, чтопоисковая работа в других музеях и архивах ценна тем, что учащиеся подкрепляют впечатления о предметах документами, освещающими эти события. Подчеркивая, что у современных школьников, которые пользуются различными источниками зрительно воспринимаемой информации: кино, телевидение, телефоны и смартфоны, способность к наблюдению притупляется. Они привыкают видеть готовую, кемто обработанную картинку, где расставлены все основные акценты, в том числе голосовые и световые, использованы все известные способы работы с подсознанием. Нам, взрослым надо учить детей СМОТРЕТЬ.Работа с архивным материалом, музейными фондами требует особого навыка, вдумчивости, внимательности и умения анализировать.Для педагога это должно стать постулатом –дать работу глазам, приучить смотреть и постараться научить видеть.Понятно, что экспонаты вызывают у посетителей яркие эмоции. Созданию особого эмоционального настроя способствует и особое поведение, то, что в музее считается регламентированным поведением –медленное движение по залу, сосредоточенное рассматривание экспонатов. Познание через эмоции –наиболее эффективный путь для воспитания убеждений. Представление экспозиции, подача материала должны вызывать ответный отклик у посетителей.

Маленькие зарисовки с экскурсий в наш музей. Всегда вызывает восхищение экспозиция, рассказывающая о космическом питании, о Байконуре, но особый восторг с играми и елочными игрушками. Многие дети говорят «такая игрушка есть у нас дома», взрослые, сопровождающие детей,вспоминают о своем детстве или своей молодости. Как правило, после таких экскурсий наш музей пополняется новыми экспонатами.Однажды педагог нашего лицея, разбирая архив своих умерших родителей, наткнулась на фотографию с Ю.А.Гагариным. Именно с этой фотографии началась новая поисковая и исследовательская работа. В итоге мы узнали, что снимок сделан во время пролета Юрия Алексеевича в Японию, а фотографировал Павел Барашев, который объездил с Гагариным полмира. Он наш новосибирец и мы встречались с его сестрой. Таким образом,можно говорить о том, что любой экспонат может дать импульс к дальнейшей работе.Музеем совместно с педагогическим коллективом лицея проводится много интересных дел.























Тематические поездки очень важны для учащихся. Они позволяют решать ряд проблем. После таких поездок рождаются исследовательские работы, экспозиции, появляются экспонаты. Дети проводят классные часы и уроки не только на русском, но и на английском языках.подготовка экскурсоводов совместно с педагогами кафедры гуманитарногообразования(английский, французский, немецкий языки)участие в творческих конкурсахвыступление в средствахмассовойинформации(газеты «Планета лицей», «Дзержинскийпроспект», телевидение)

устройство балов (пушкинские и лермонтовские)

постановка спектаклей («Маленький принц», «ДорогиПушкина», «Мой Пушкин», «Моя маленькая», «Два имени одной судьбы», «Лицей, который не кончается», «В гостях у Энгельгардта», «Имя розы»,литературномузыкальные композициипроведение классных часов, видеолекторияучастие в мероприятиях, проводимых музеямигорода, филармонией, театрами, планетарием.

организация образовательного туризма.

Совместные делаНе секрет, что изучение мемуарной литературы, публицистической, статей в журналах «Новости космонавтики», «Авиация и космонавтика» могут дать прекраснейший материал для исследований. После изучения такой литературы у нас появились спектакли о С.П.Королеве, Ю.А.Гагарине и Ю.В.Кондратюке.Обучение школьников на музейных коллекциях –традиционная, исторически сложившаяся форма, с помощью которой мы формируем художественноэстетический вкус. Вставки –это одна из возможностей знакомства с ними. В нашем лицее выставки организуются совместно с педагогами, родителями и учащимися. Это и выставки прикладного творчества, где каждый ребенок может рассказать о технике исполнения того или иного выставочного экспоната, и выставки «Из семенных архивов».Однако мы гордимся тем, что сотрудничаем с Музеем Николая Рериха и Севастопольским обществом « Чистый исток». Они с удовольствием, размещают тематические выставки на территории нашего лицея. Это такие выставки, как «Дорогами Рериха», «К 700летию Сергия Радонежского», «Русь Победная», «Народосвободитель», «Женщины России».Музейявляетсяорганизаторомвыставок и представляетэкспонаты на различные выставочные площадки города и музеи. Например, в Художественном музее выставка технического творчества «Скорость. Маневр. Успех»; выставка ёлочных игрушек, детских игрушек и игр в Музее города Новосибирска; «Крылья Победы» –в Музее Дзержинского района» и другие. Сочетание в музее предметной деятельности, наглядности с эмоциональной выразительностью является основой для эстетического воспитания. Это реальная возможность организации свободного времени учащихся в рамках внеурочной деятельности. Музей в данном случае выступает и местом общения школьников, формирования у них коммуникативной культуры.

Лицеисты с летчикомкосмонавтом, дважды Героем Советского Союза Савиных В.М.



Члены совета музея монтируют экспозицию, посвящённуюЮ.А. Гагаринупервому космонавту

Следует напомнить еще об одной роли музея –работа с родителями, работа с семьей. При проведении всех своих образовательных мероприятий работники музея опираются на помощь родителей обучающихся и членов их семей. Это и помощь в поисковой и исследовательской работе, и присутствие родителей на экскурсиях, и организация образовательного туризма. Определяется отношение семьи к образовательной и просветительской деятельности музея:родители принимают участие в мероприятиях, проводимых музеем;родители рассматривают участие своих детей в работе лицейского музея как необходимое условие их полноценного развития, профессиональной ориентации и социализации;

они имеют доступ к полной объективной информации о конкретных организациях с кем контактирует музей и программах дополнительного образования, включая рекомендации по выборутого или иного направления деятельности: экскурсовод, исследователь, поисковик, специалист по техническому оснащению экспозиции. И все это исходя из возраста, интересов и особенностей ребенка;родители осуществляют совместно с детьми при поддержке педагогов музеяответственное планирование индивидуальных траекторий дополнительного образования;семьям с низкими доходами предоставляются бесплатный доступ к работе в музее, участии в конкурсах, конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.Во всех направлениях деятельности музеяобеспечиваются возможности для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.

Выводы:

1.Современный школьный музей,являясь Центром интеллектуальногоразвития и творчества лицеистов,строит свою образовательновоспитательную деятельность, ориентируясь на различные возрастные группы обучающихся, родителей, ветеранов.2.Музей формируетисторическое сознание, ценностные ориентиры, коммуникативную культуру.3.Создает условия для жизненного взросления обучающихся, поиска нравственных идеалов, профессиональной ориентации.4.Интегрирует формальное, неформальное и информальноеобразования

Согласно Концепции развития дополнительного образования в России «Деятельность музея, как ЦИРиТ механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей».

Опираясь на Концепцию, музей, являясь частью системы дополнительного образования в лицее,основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнёрстве, уважении достоинства каждой личности, выполняет задачи гражданскопатриотического воспитания, развития творческих и интеллектуальных способностей детей, создает условия для социализации, разработки стратегии индивидуального развития, проектирования и формирования будущих качеств личности обучающихся.

Ссылки на источники1.Концепция развития дополнительного образования детей вРоссийской Федерации, 2014