Влияние личностных способностей и сферы деятельности на выбор профессии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксин В. Н. Влияние личностных способностей и сферы деятельности на выбор профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86925.htm.
Аннотация. В статье рассматривается влияние личностных особенностей индивида, а также сферы выбранной деятельности на дальнейший выбор профессии. При создании определённых условий у человека формируется отношение к внешнему миру через призму своего мироощущения, через активизацию заинтересованности в выполняемой профессиональной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вараксин Владимир Николаевич,Кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования,Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Станция Юных Техников №2, г. Таганрогvnvaraksin@yandex.ru

Влияние личностных способностей и сферы деятельности

на выбор профессии

Аннотация.Встатье рассматривается влияние личностных особенностей индивида, а также сферы выбранной деятельности на дальнейший выбор профессии. При создании определённых условий у человека формируется отношение к внешнему миру через призму своего мироощущения, через активизацию заинтересованности и любознательности к выполняемой профессиональной деятельности.Ключевые слова:профессия, профессионализм, индивидуальные способности, трудолюбие, психологические качества, интеллект, индивид, результативность.

Профессия является частью осознанной жизни человека, которую он выбирает, опираетсяна свои способности, желания и природные данные, а также общественную потребность в этой профессии в тот или иной период времени. Актуальность выбора направлениясвоего профессионального роста,важна даже в том случае, когда человек не учитываетсвои физическиевозможности, и ему приходится преодолевать эти ограничения с помощью внешних средств облегчающих и увеличивающих способности и возможности личности на выполнение этой деятельности. Наиболее часто встречающееся физическое ограничение –зрение, которое необходимо либо усиливать,либо уменьшать, чтобы достичь эффективного результатав выполняемой деятельности, например конструктора, модельера, архитектора идругих видов деятельности.Таким образом, актуальность рассматриваемой темы очевидна, поскольку необходимость личностного развития должна учитывать не только способности, нои вид деятельности в которой будет находиться конкретный индивид, что в свою очередь сможет нивелировать проблему профессиональной подготовленности.А.Н. Леонтьев писал, что «Индивид формирует свой внутренний мир путём освоения, интериоризации историческисложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериориоризирует свои психические процессы» [1].Уже в раннем детстве человек сталкивается с проблемой выбора профессии и в этом ему просто обязаны оказать помощь его родители. Ведь выбор профессии это выбор будущей жизниребёнка, поэтому отдавая его в кружки различных направлений необходимо тщательно анализировать его заинтересованность, способности и успехи, когда все эти качества проявятся в какомто одном направлении, тогда необходимо приложить все усилия для более полного погружения в будущую профессию. Чем больше будет проявляться профессионализма унашего ребёнка, тем более счастливая жизнь ждёт его впереди.Чтобы у ребёнка не пропала любознательность, необходимо вовлекать его, или организовывать специально для таких учащихся олимпиады. Выводить их на специальные встречи в высшие учебные заведения, предоставляя тем самым возможность проявления своих способностей, и закрепления самостоятельности в выборе занятий [2].Учитывая вышесказанное, позволило более полно сформулировать проблему исследования с опорой на социальнопедагогическую значимость–какличностные особенности и выбранная деятельность сможет обеспечить дальнейший выбор профессии.Цель исследования направлена на изучение профессии,которая начинает формироваться в раннем детстве,являясь будущей основой стабильности.Объект исследования: личностные способности и сфера деятельности индивида.Предмет исследования направлен на выбор профессии взависимости от личностных способностей индивида и созданных для него условий.Гипотеза исследования. Влияние личностных особенностей индивида, а также сфера выбранной деятельности будут эффективными при:

своевременном выявлении способностей индивида и включении его в творческую трудовую деятельность;

обеспечении индивида, занимающегося творческой деятельностью полной информациейо профессиональной деятельности различного направления.Задачи исследования:1.Выявить сущность личностных способностей индивидаи сферы деятельности, способствующих профессиональному росту.2.Доказать эффективность формирования профессиональной деятельности в сочетании способностей и сферы деятельности.Мы уже говорили, что выбор профессии зависит от индивидуальных способностей и склонностей индивида от условий, предоставляемых ему обществом. Условия могут быть положительными, а могут быть и отрицательными, попадая в них человек, оправдывает свои поступки тем, что общество предложило ему такой выбор, и он с ним согласился, поскольку другого варианта не было. Давайте вспомним немного истории –государство предложило молодёжи поучаствовать в строительстве БайкалоАмурской Магистрали и молодёжь, особо не задумываясь, откликнулась на этот призыв. После завершения строительства многие остались в городахи посёлках созданных вдоль Магистрали. Или взять «лихие» 90е годы, когда рейдерские захваты и агрессивное поведение стало основой выживания. Поэтому создавая ребёнку условия с положительным акцентом, мы создаём положительное будущее страны. Для этого мы должны уже сегодня задуматься о том, чтобы:

информация о различных профессиях,их направленности ивозможностях профессионального роста, учебных заведениях,была доступной и честной;

формирование трудолюбия, ответственности детей и подростков находилось под присмотром государства;

учебные учреждения, занимающиеся элементами начальной профессиональной подготовки, клубы, кружки, объединения, станции были обеспечены оборудованием, материалами и достойным финансированием;

дети и подростки могли заниматься профессиональным развитием личностипо своему выбору и без внешнего принуждения.Выполняя эти условия необходимо учитывать психологические качества индивида и сопоставлять их с выбором той или иной направленности профессиональной деятельности. Личностные качества, возникающие при выполнении профессиональной деятельности, совмещаютсяс психологическими особенностями личности, поведением иявляются базовой основой при выборе будущей профессиидля конкретной личности.Следовательно,необходимо отслеживать степень корреляции этих качеств, привлекая дополнительно и интеллектуальные способности индивида. Филип Райс один из мастеров практической психологии в своих работах объективно раскрывает современный мировой уровень развития психологии пубертатного возраста –одного из сложнейших и социально значимых разделов возрастной психологии.Он говорит, что концепция Гарднера уникальна, поскольку онаутверждает, что в нервной системе человека независимо друг от друга существуют различные интеллекты. Он призывает прекратить оценивать людей по единой мерке, которую называют «интеллектом». Вместо этого он предпочитает мыслить в рамках концепции множественности интеллектов, имеющих различную силу [3]. Мы говорим о различных направлениях профессиональной деятельности человека, которая зависит отмежличностного взаимодействия,сформулированных целях и поставленных задачах, по психологопедагогической направленности и мотивациии конечно результативности и контроле.Однако профессиональная деятельность, являясь социально обусловленной и осознанной, остаётся основным видом деятельности, к которому стремится каждый индивид.Многие учёные, давая определение труда, считают,что труд оказывает влияние на формирование личности среди них: С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и многие другие. И действительно, приучая ребёнка с малых лет к интересной, творческой трудовой деятельности мы формируем у него позитивное отношение к различным видам трудовой деятельности, у него не возникает отторжения и критического позиционирования относительно труда.

Пряжников Н.С., говорит, что всовременном варианте главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки (включая и курсы по выбору) связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределению учащегося», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу[4].Однако в современной школе эту задачу оставляют на последок или вовсе не решают, поэтому выпускник школы не может отличить крупную метрическую резьбу от мелкой и пытается соединить несовместимое. Этот пример самый простой не говоря уже о более сложных и трудных они считают, что всё можно сделать в местах обслуживания населения.Платонов К.К.,рассматривая формирование личности, делает акцент на отклоняющемся поведении, которое зависит от условий, в которые попадает тот или иной индивид, то есть: «Различают нормы биологические, относящиеся к организму человека, и социальные –к его поведению в группе людей. Нарушениесоциальных норм личностью влечётосуждение или даже наказание еёгруппой. Среди многих социальных норм (партийных, профессиональных, трудовых, эстетических, религиозных и других.) для отклоняющегося поведения особое значение имеют нравственные и правовые нормы. В силу этого понятие отклоняющегося поведения нередко связывают только с поведением, нарушающим эти нормы»[5].Когда отклоняющееся поведение имеет в своём основании трудовую основу, то это также является дополнением к нравственным и правовым основам. Бездельник не умеющий заработать себе на жизнь, пытается паразитировать на окружающем его социуме, что в свою очередь вызывает отторжение такого индивида этим социумом.Рубинштейн С.Л.говорит, чтодеятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Обычно различают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия. Рефлекторных действийвне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия.Инстинктивные действия в собственном смысле слова, это действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо отсознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве (както: сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют.Таким образом, по существу при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) –с волевыми и импульсивными[6].Волевые и импульсивные действия воспитываются,личность человека осознанно подходит к этим действиям. Человек воспитывает волю, начиная выполнять какуюто деятельность в запланированный срок, стараясь добиться определённого результата и качества. Импульсивные действия способствуют развитию эмоций, в которые попадает индивид, не контролирующий свои поступки в данный отрезок.ШадриковВ.Д.,рассматривая способности, говорит, что это проявление личности.Они всегда выражаются в уровне мастерства, в «искусстве» искусности человека. Мы оцениваем, как правило, уже реализацию способностей, а не сами способности как таковые.И эта реализация способностей может существенно искажаться в зависимости от того, свободен ли человек в самореализации,так же как свободен ли он в творчестве. Эта реализация детерминирована внешним миром.Но способности человека могут входить и нередко входят в противоречие с требованиями внешнего мира. Казалось бы, на первый взгляд, что человек «долженживя в данном мире, считаться с ним. Но, может быть, творческое начало способностей заключается именно в том, чтобы выйти за границы этого мира. Между тем наши способности находятся как бы в оковах. И тот, кто свыкся с этими оковами, ктоподчинил свои способности внешним требованиям, может проявлять способности к исполнению лучше и удачливее того» кто пытается вырваться из оков. Однако лучший исполнитель, как правило,не способен на творчество. Это способности исполнения в определенных условиях, а не свободного творчества[7].Деятельность в жизни человека является своеобразным механизмом удовлетворения потребностей человека. Сам же человек выступает как член общества его органической частью, поэтому, выполняя ту или иную деятельность, человек достигает поставленных целей, которые порой противоречат общей идее, а лишь удовлетворяют минутную потребность индивида. Выполняемая деятельность служит центром внутреннего мира индивида, что в свою очередь позволяет наблюдать его извне. Известно, что,не проявляя личностной активности, находясь в заторможенном состоянии, не может осуществляться наблюдение за личностью. Когда человек занят активной деятельность он проявляет личностные качества и свойства, чувства и мысли, темперамент и творческие способности. По этим проявлениям внешний наблюдатель судит о глубине личности её достоинствах. Когда человек относится творчески, к выполняемой деятельности, то именно в таком проявлении он может изменять окружающий мир и создавать новые материальные ценности. Деятельность способствует изменению личности. Приведу пример из собственной практики. Первого сентября мнедали в школе заброшенный класс и сказали, что дети там учиться не хотят,половина из них учатся на тройки остальные второгодники, даже есть третьегодники, но когда произошла встреча,у всех детей были после летних каникул живые глаза здоровый азарт и любопытство.В нашем разговоре дети задали вопрос –«А мы пойдём в поход с ночёвкой?». Конечно пойдём только нам надо научиться строить вигвамы и шить мокасины. А что это такое? Был следующий вопрос, ответ был очень простой: «Об этом хорошо пишет Фенимор Купер», в нашей библиотеке его на всех хватит. На следующий день ко мне обратилась библиотекарь, «Что у Вас в классе творится?», а, что такое спросил я, да они всего Ф.Купера разобрали! Радуйтесь, говорил я, что дети книгу в руки взяли. В конце учебного года вклассе было 15 отличников остальные «хорошисты». В поход мы пошли, но это уже другая история.Климов Е.А., определяя структуру профессиональной деятельности,делает акцент на личность субъекта, мотивы, в которые входят деятельностные и социально ориентированные направления, отношения к социуму и лично к себе, проявления в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Помимо таких общих качеств личности он также обращает внимание на индивидуальные, которые проявляются в профессиональном умении, исполнительских способностях и готовности к незамедлительным действиям [8].

Следовательно, реализуя личностные действия человек, используетнакопленный ранее опыт, приобретённыйв практической деятельности. А результат такой деятельности зависитотеё направленности,насыщенности, знаний, что в совокупности создаёт её фундамент. Современныйчеловек, находящийся в сложных экономических условияхнеудовлетворён своим трудом, поскольку является подверженным желаниям, возникающими от недостатка информации или, наоборот, от переизбытка её.Таким образом, научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыта сущность средств формирования профессионализма детей и подростков, начало которых начинается при погружении в детское техническое творчество.Практическая значимостьисследования заключается в том, что результатами можно воспользоваться при разработке рабочих программ, которые в дальнейшем можно использовать при обучении детей и подростков как в специализированных центрах, а также на площадках общеобразовательных школ.Высокоинтеллектуальные технологии изменили характер труда современного человека, это происходит за счёт внедрения во все виды деятельности, творческой конфигурации,сама деятельность приобрела вид совершенства.Человек, стал легко адаптироваться в современных видах любой деятельности, другиеже индивиды, которые пустили на самотёк трудовое обучение, с трудом преодолеваюттребования современной действительности. Следовательно, чтобы каждый человек мог эффективно выполнять требования той или иной деятельности его необходимо учить, готовить ктворческому интеллектуальному труду.

Ссылки на источники1.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.2.Вараксин В.Н. Одарённый ребёнок –помощь в развитии потенциальных возможностей. // Научный журнал ВЕСТНИК Саратовского Областного Института Развития Образования. №3 /9/. –Саратов. 2015. С.2229. 184с. 3.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. –СПб.: Издво «Питер», 2010. 816с.4.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры,упражнения, опросники.- Москва: Вако, 2005. 288 с.5.ПлатоновК. К. Методологические проблемы медицинской психологии.Т. 4. М.: 1977. С. 317.6.РубинштейнС.Л. Основыобщейпсихологии. СПб.: Питер, 2013.7.ШадриковВ.Д., Мазилов В. А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.8.КлимовЕ.А. Психологияпрофессиональногосамоопределения. М.: Академия, 2004 304с.quality, intelligence, individual, performance.