Работа у доски: педагогические традиции и инновации
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86943
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кучерявенко
С.
В.,
Кучерявенко
Д.
В. Работа у доски: педагогические традиции и инновации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
211–215. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86943.htm.
Аннотация. Статья посвящена аналитическому обзору как традиционной педагогической методики работы у классной доски, так и инновационной с использованием IT-технологий применительно к среднему профессиональному образованию. В статье используются элементы методологии диагностического анализа, разработанные первым из соавторов и адаптированные к данному аспекту педагогической практики.
Ключевые слова:
интерактивная доска, среднее профессиональное образование, системно-диагностический анализ, работа у доски, педагогический метод
Текст статьи
Кучерявенко Сергей Владимирович,кандидат философских наук, доцент, преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юрга Кемеровской областиserg_kuch60@mail.ru
Кучерявенко Дарья Валерьевна,преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юрга Кемеровской области
dashutka2603110@mail.ru
Работа у доски: педагогические традиции и инновации
Аннотация.Статья посвящена аналитическому обзору как традиционной педагогической методики работы у классной доски, так иинновационной с использованиемITтехнологий применительно к среднему профессиональному образованию. В статье используются элементы методологии диагностического анализа, разработанные первым из соавторов и адаптированные к данному аспекту педагогической практики.Ключевые слова:системнодиагностический анализ, работа у доски, среднее профессиональное образование, педагогический метод, интерактивная доска.
Продолжая традицию транслированиянаших педагогических новаций [1, 2]в соответствии с методологией диагностического анализа сложных человекоразмерных систем [3], рассмотрим некоторые аспекты такой ©древнейª педагогической традиции, как работа у доски. В наше время сама классическая зелёная (либо коричневая) доска во многих учебных заведениях становится неким анахронизмом, заменяемая современными интерактивными досками с неограниченными и почти сказочными возможностями. Но главным остаётся психологопедагогический принцип: обучающийся один на один с аудиторией у предмета учебного интерьера, так или иначе ассоциирующегося с преподавателем (учителем). Это именно его учителя принадлежность, предназначенная,по устоявшемуся мнению,для записи темы урока, его даты и иной необходимой дляусвоения учащимися информации. Тем не менее, как отмечалось в одной из наших статей,©…многолетняя практика обязательного всеобщего образования обратила внимание на то, что в его системе каждый из его участников с обеих сторон со стороны педагога и со стороны ученика находятся в различных условиях и различном положении, составляя при этом единое целоеª [4].Именно на акцентировании данного единства и построим наши дальнейшие рассуждения.
Прежде всего, отметим, что навыки и умения публичного выражения своих мыслей, своеобразная ©самопрезентацияª является важнейшей общей компетенцией специалиста и, возможно, будущего руководителя в какойлибо хозяйственной сфере. Преподаватель как эталон для подражания не имеет морального права и сам пренебрегать возможностью на деле наглядно демонстрировать описываемое профессиональное качество. Свободное перемещение в учебном пространстве в зоне действия естественного аттрактора доски одно из важных требований постановки эффективного учебного процесса.
Иногда у преподавателя возникает подспудное желание, так или иначе, обойти эту нервотрёпку (как для него самого, так и для обучающегося), заменить работу у доски ответами с места или даже письменными, а не устными самостоятельными работами, тестами и т.п. Полагаем, что настоящему педагогу злоупотреблять этим не стоит. Несмотря на то, что обучающиесятак не любят отвечать у доски, это уникальный педагогический метод, позволяющийразвивать у обучающегосяответственноеотношение к учебной работе, умение держаться на людях, выстаивать связный, логический монолог и, при необходимости поддерживать диалог с преподавателем и полилогс другими учащимися. Кроме того, во время ответа у доски одного из студентов прочие, глядяи слушая его,такжеучатся, невольно ©про себяª проговариваяизучаемый материал.
В чём же, по нашему мнению, заключается сложность в использовании метода ©работа у доскиª в современном учреждении среднего профессионального образования? Прежде всего, это унаследованный большинством обучающегося у нас контингента школьного страха. Не секрет, что в техникумы и колледжи поступают далеко не ©звёздыª, которым покрасоваться в лучах собственной славы, будь то классная доска или трибуна в конференцзале очень просто и легко. ©Наш контингентª в школе предпочитал ©отсиживатьсяª и не высовываться. Многие из них по природе своей замкнуты и просто боятся выступать перед аудиторией даже своей, привычной. Конечно, есть исключения. Онито как раз и составляют узкую прослойку участников всевозможных конференций, олимпиад, конкурсов и концертов в рамках ©центров эстетического воспитанияª.
Как же помочь преодолеть страх публичного выступления основной массе студентов? Методик существует множество. Но с позиций системнодиагностического анализа, прежде всего, необходимо выяснить первопричины такого поведения. Дело в том, что ©…диагностический анализ выступает как специфическая система действий, из которых складывается целенаправленный познавательный процесс. Первым этапом такой деятельности является процесс анализа изучаемого объекта, который вскрывает всё многообразие входящих в него элементов, связей, отношений, их взаимодействия и взаимозависимости. Второй этап собственно процесс диагностирования, при котором происходит выявление соответствия каждого элемента установленной норме. При этом необходимо констатировать наличие тех или иных отклонений от неё по нарастающей, в виде аберраций, девиаций, аномалий и, наконец, патологий. Результатом этого этапа будет выработка диагноза, что предопределит дальнейшие действия по отношению к исследуемому объекту. Поэтому третьим этапом становится определение стратегии, позволяющей либо упорядочить, нормализовать, реконструировать и т.д. данный объект, либо найти ему адекватную замену в случае выявления патологии как совокупности необратимых измененийª [5, с. 9].
Одной из причин ©боязни доскиª может быть своеобразный психотип обучающегося, определяемый темпераментом. Преодолеть его природу бывает очень сложно вспомним упражнения Демосфена с камешками во рту на берегу бушующего моря с подвешенным у плеча острым как бритва мечом. Такие студенты просто бояться принародно выглядеть глупо, стесняются сказать чтото не то или не так. Ещё со школьных лет такие дети впадают в ступор, испытывают сильнейший стресс при необходимости отвечать ©у доскиª, демонстрировать прилюдносвои знанияи умения, оцениватьсяне только учителем, но и одноклассниками.Частоэто весьмасуровое испытание для учащегося, создающее благоприятную почву для возникновения страха отвечать у доски.Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное©Иванов, к доскеª[6].
Таким образом, в основе своей этот страх вызывается именно ситуацией публичной проверки знаний в среде сверстников, являющейся так называемой референтной группой, особенно в подростковом возрасте. ©Белой воронойª быть в школе это самая тяжёлая позиция (вспомним великолепный советский психологический триллер ©Чучелоª с юной Кристиной Орбакайте в главной роли). Стресс усиливается ещё и в результате синергетического эффекта: непреходящий страх снижает успешность ответа, новый провалусиливает ужас, и всё, круг замкнулся! Дальше больше: боясь очередной неудачи, учащийся подпадает под так называемый ©тревожный гиперконтрольª (стремление постоянно контролировать себя), а это как раз самый короткий путь к очередному фиаско. Возникает парадоксальная ситуация, которая наиболее ярко проявляется в послешкольном обучении и которая хорошо известна педагогам профессиональных учебных заведений. Заключается она в том, что письменные работы обучающийся выполняет на ©хорошоª и ©отличноª, а у доскиотвечает на ©неудовлетворительноª. И любым способом пытается избежать очередного вызова к доске. Это может быть специально ©для доскиª тихая или почти неслышная речь, или наоборот, проявление бурной эмоциональной реакции вплоть до агрессивности, у девушекслезы и истерика. Иногда эта ситуация может привести и к серьёзным нарушениям речи и даже заиканию. Понятно, что во многом такие аберрации и патологии во многом зависят от тактичности и опыта педагогов, но не надо забывать и про референтную группу, чья реакция в юношеском возрасте практически всегда является определяющей.
Тем не менее, в результате исследований школьных психологов выяснилась довольно отчётливая картина. Самуюсильную степеньтревожности во времяпроверки знаний у доски испытывают обучающиесяу педагогов, которые используютрассуждающеметодический стиль педагогики,характеризующийсяодинаково высокой требовательностью учителя к ©сильнымª и ©слабымª ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося[7]. Именно в таких условиях обучающиеся не любятвыходить к доске, боясьошибиться при устном ответе. Бывают случаи, когда в ©страхе перед доскойª виноваты некоторые родители со своими завышенными требованиями, когда их ребёнок ©не имеет праваª принести домой оценку ниже ©отличноª или ©хорошоª.Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за ©двойкиª, страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.
Страх работыу доски у многих обучающихся часто носит не только психический, но и соматический характер: возникает напряжение в теле, покраснение или побледнение кожных покровов, тошнота, тремор, нарушение нормального дыхания и сердцебиения, сопровождающиеся повышенным потоотделением, непроизвольными позывами к дефекации (©У плохого солдата всегда перед боем поносª цитата из к/ф ©Освобождениеª). Такую ситуацию легко на себе может испытать и учитель, внезапно вызванный к строгому директору. Тем более, если есть повод для серьёзного разговора. Вот и примерьте на себе этот душераздирающий липкий страх ребёнка, прекрасно выучившего урок, но как чёрт ладана боящийся проклятой школьной доски.
В заключении диагностики феномена страха перед доской ещё раз сделаем акцент на том, что его формирование во многом (если не всегда) зависит от такой индивидуальнойпсихологической особенностичеловека, как степень тревожности. С возрастной точки зрения этот страх выше у младших школьниковсо слабым развитием т.н.вербального интеллекта умениявыражать свои мысли словамииоперировать понятиями.
А как побороть страх отвечать у доски? Удетских психологов есть масса приёмов и практических советов.Приведём некоторые из них.
Если страх работы у доски связан с конкретным преподавателем, можно провести с ребёнком психологический опыт по переключению напряжения. Для этого попросить, например, изобразить данного учителя на рисунке, с которым потом можно сделать всё, что угодно. Или предложить ребёнку отыскать в нелюбимом учителе какиелибо положительные качества, пусть даже одно.
Можно применить ролевую игру ©в школуª, причём ребёнку предложить роль ©злого учителяª и попросить её исполнить наиболее грозно и страшно. А родителю в это времянадоподыграть ребенку,©отвечая у доскиª дрожать, нервничать, делать нелепые ошибки при ответах на вопросыи т. п.
Если воспитанникуверенно отвечает на вопросы письменного контроля знаний,но испытывает затруднения в случае ответа у доски, можно продумать варианты по ©сближениюª двух этих видов контроля.
В случае, когдастрах выходить кдоскесвязан с боязнью плохой оценки, нужно детально обсудить с ребёнком сам смысл оценивания знаний, акцентируя внимание на том, что люди учатся не для оценок, а для того, чтобы приобрести необходимые знания и умения. А оценки это всего лишь некие ориентиры, помогающие не сбиться с правильного пути. Однакотакойразговор с ребенком будет эффективным только в случае вашего собственного адекватного отношения к оценкам именно как к ориентирам, а не как к высшемусмыслу посещения учебного заведения.
Замечательным вариантом может стать приобретение классной доски (можно б/у) в свою квартиру, причём ещё до поступления ребёнка в школу. Привычная вещь домашнего обихода, на которой ваш ребёнок с младенчества чтото рисовал и писал никогда не станет неким пугалом. Однако придётся с ребёнком и в этом случае поиграть в школу в ситуации, близкой к реальной.
Так какстрах отвечать у доски являетсямодусомстраха публичноговыступления, можно напомнить ребёнку о том, что у него такой опыт уже имеется, например, чтение стихов на утренниках в детском саду или перед гостями на праздниках и днях рождения, а затем предложить ему представить, что он отвечает в классе перед аудиторией. Если такого опыта по какимлибо причинам не было, нужно обязательно его создать. В ход пойдёт и вокальный кружок, и спортивная секция, и театральная студия.
Весьмаполезно обучить ребёнка навыкам психосоматическойрелаксации.Как уже отмечалось выше,телесные и эмоциональные реакции находятся в диалектическом единстве, и как тело откликается на эмоции, так и психическое состояние реагирует на физические изменения.Еслиребенок научится правильно расслабляться, то,выходя к доске, сможет осознанно снимать мышечное напряжениеи чувствовать уверенность при ответах.
Непременно стоит наладить контакт с учителем, которого боится ребёнок, для информирования о психосоматических особенностях последнего.
Посоветовать ему, сначалавызвать к доске ребенка, а потом ужепредлагать пообщатьсяв свободном, лучше интерактивном режиме.Например,придуматьситуацию, котораябы иллюстрировалаизучаемую тему,или сформулироватьвопрос ученической аудитории [8].
В век господства ITтехнологий на наших глазах формируется новая генерация молодёжи, не мыслящая своё существование без всевозможных гаджетов и Всемирной паутины. Большинство отечественных профессиональных учебных заведенийдовольно неплохо укомплектованы средствами ИКТ, в том числе интерактивными досками, имеющими неограниченные возможности для оптимизации процесса обучения.Вот возможные направления их использования.1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 2. Активное вовлечение и мотивация обучающихся. 3. Улучшение процесса планирования занятия, ускорениетемпа его течения.
Таким образом, интерактивная доска это современный визуальный ресурс, помогающийпреподавателям излагать учебныйматериал намногоживееи увлекательнее,позволяющийпредставить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов.Преподаватели и обучающиесямогут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся лучше взаимодействовать с изучаемым предметом, являются ценнейшиминструментом при объяснении абстрактных идей, например, в математике.Интерактивная доскапозволяетлегко передвигать объекты или изменять информацию, создаватьновые связи.
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.
И самое важное для темы нашей статьи: правильноорганизованная работа с интерактивной доской реально и комфортно помогаетпреподавателям проверитьи оценить знания обучающихся. Адекватные вопросы для прояснения появляющихсяидей вызываютдискуссию, позволяющуюстудентамлучше усвоить тему занятия.Преподаватель, в свою очередь, управляя обсуждением, может организовать работу обучающихся в малых группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей студенческой аудитории[9].
Ссылки на источники1.Кучерявенко С.В., Тащиян И.Н., Кучерявенко Д.В. Активные иинтерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования// Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85092. URL: http://ekoncept.ru/2015/85092.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X. [Дата обращения 13.01.2016].2.Кучерявенко С.В., Кучерявенко Д.В. Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам ©Основы философииª и ©Психология общенияª // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54289. URL: http://ekoncept.ru/2014/54289.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.[Дата обращения 13.01.2016].
3.Кучерявенко С.В., Быстрова А.Н. Диагностический анализ как методология познания сложных систем (монография). Томск, Издво ТПУ, 2012. 131 с.4.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Методология диагностического анализа психологопедагогического процесса // Концепт. 2013. №01 (январь). ART13005. 0,4 п.л. URL: htpp:/www.covenok.ru/Concept/2013/13005/htm. Гос.рег. Эл.№ ФС7749965. ISSN 2304120X.[Датаобращения13.01.2016].5.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Применение методологии диагностического анализа в сфере гражданского образования (монография)Томск, Издво ТПУ, 2014. 146 с.6.Василишин Н.А. Работа у доски. URL: http://paidagogos.com/?p=2496#hcq=ExYsxyp. [Дата обращения 13.01.2016].
7.Рассуждающеметодический стиль (РМС) деятельности. URL: http://refegrad.ru/index.php?id=3586. [Дата обращения 13.01.2016].8.Василишин Н.А. Как поборот страх отвечать у доски? URL:http://5psy.ru/roditeliideti/kakpoborotstraxotvechatudoski.html. [Дата обращения 13.01.2016].9.Использование интерактивной доски на уроках. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index193424.html. [Дата обращения 13.01.2016].
Кучерявенко Дарья Валерьевна,преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юрга Кемеровской области
dashutka2603110@mail.ru
Работа у доски: педагогические традиции и инновации
Аннотация.Статья посвящена аналитическому обзору как традиционной педагогической методики работы у классной доски, так иинновационной с использованиемITтехнологий применительно к среднему профессиональному образованию. В статье используются элементы методологии диагностического анализа, разработанные первым из соавторов и адаптированные к данному аспекту педагогической практики.Ключевые слова:системнодиагностический анализ, работа у доски, среднее профессиональное образование, педагогический метод, интерактивная доска.
Продолжая традицию транслированиянаших педагогических новаций [1, 2]в соответствии с методологией диагностического анализа сложных человекоразмерных систем [3], рассмотрим некоторые аспекты такой ©древнейª педагогической традиции, как работа у доски. В наше время сама классическая зелёная (либо коричневая) доска во многих учебных заведениях становится неким анахронизмом, заменяемая современными интерактивными досками с неограниченными и почти сказочными возможностями. Но главным остаётся психологопедагогический принцип: обучающийся один на один с аудиторией у предмета учебного интерьера, так или иначе ассоциирующегося с преподавателем (учителем). Это именно его учителя принадлежность, предназначенная,по устоявшемуся мнению,для записи темы урока, его даты и иной необходимой дляусвоения учащимися информации. Тем не менее, как отмечалось в одной из наших статей,©…многолетняя практика обязательного всеобщего образования обратила внимание на то, что в его системе каждый из его участников с обеих сторон со стороны педагога и со стороны ученика находятся в различных условиях и различном положении, составляя при этом единое целоеª [4].Именно на акцентировании данного единства и построим наши дальнейшие рассуждения.
Прежде всего, отметим, что навыки и умения публичного выражения своих мыслей, своеобразная ©самопрезентацияª является важнейшей общей компетенцией специалиста и, возможно, будущего руководителя в какойлибо хозяйственной сфере. Преподаватель как эталон для подражания не имеет морального права и сам пренебрегать возможностью на деле наглядно демонстрировать описываемое профессиональное качество. Свободное перемещение в учебном пространстве в зоне действия естественного аттрактора доски одно из важных требований постановки эффективного учебного процесса.
Иногда у преподавателя возникает подспудное желание, так или иначе, обойти эту нервотрёпку (как для него самого, так и для обучающегося), заменить работу у доски ответами с места или даже письменными, а не устными самостоятельными работами, тестами и т.п. Полагаем, что настоящему педагогу злоупотреблять этим не стоит. Несмотря на то, что обучающиесятак не любят отвечать у доски, это уникальный педагогический метод, позволяющийразвивать у обучающегосяответственноеотношение к учебной работе, умение держаться на людях, выстаивать связный, логический монолог и, при необходимости поддерживать диалог с преподавателем и полилогс другими учащимися. Кроме того, во время ответа у доски одного из студентов прочие, глядяи слушая его,такжеучатся, невольно ©про себяª проговариваяизучаемый материал.
В чём же, по нашему мнению, заключается сложность в использовании метода ©работа у доскиª в современном учреждении среднего профессионального образования? Прежде всего, это унаследованный большинством обучающегося у нас контингента школьного страха. Не секрет, что в техникумы и колледжи поступают далеко не ©звёздыª, которым покрасоваться в лучах собственной славы, будь то классная доска или трибуна в конференцзале очень просто и легко. ©Наш контингентª в школе предпочитал ©отсиживатьсяª и не высовываться. Многие из них по природе своей замкнуты и просто боятся выступать перед аудиторией даже своей, привычной. Конечно, есть исключения. Онито как раз и составляют узкую прослойку участников всевозможных конференций, олимпиад, конкурсов и концертов в рамках ©центров эстетического воспитанияª.
Как же помочь преодолеть страх публичного выступления основной массе студентов? Методик существует множество. Но с позиций системнодиагностического анализа, прежде всего, необходимо выяснить первопричины такого поведения. Дело в том, что ©…диагностический анализ выступает как специфическая система действий, из которых складывается целенаправленный познавательный процесс. Первым этапом такой деятельности является процесс анализа изучаемого объекта, который вскрывает всё многообразие входящих в него элементов, связей, отношений, их взаимодействия и взаимозависимости. Второй этап собственно процесс диагностирования, при котором происходит выявление соответствия каждого элемента установленной норме. При этом необходимо констатировать наличие тех или иных отклонений от неё по нарастающей, в виде аберраций, девиаций, аномалий и, наконец, патологий. Результатом этого этапа будет выработка диагноза, что предопределит дальнейшие действия по отношению к исследуемому объекту. Поэтому третьим этапом становится определение стратегии, позволяющей либо упорядочить, нормализовать, реконструировать и т.д. данный объект, либо найти ему адекватную замену в случае выявления патологии как совокупности необратимых измененийª [5, с. 9].
Одной из причин ©боязни доскиª может быть своеобразный психотип обучающегося, определяемый темпераментом. Преодолеть его природу бывает очень сложно вспомним упражнения Демосфена с камешками во рту на берегу бушующего моря с подвешенным у плеча острым как бритва мечом. Такие студенты просто бояться принародно выглядеть глупо, стесняются сказать чтото не то или не так. Ещё со школьных лет такие дети впадают в ступор, испытывают сильнейший стресс при необходимости отвечать ©у доскиª, демонстрировать прилюдносвои знанияи умения, оцениватьсяне только учителем, но и одноклассниками.Частоэто весьмасуровое испытание для учащегося, создающее благоприятную почву для возникновения страха отвечать у доски.Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное©Иванов, к доскеª[6].
Таким образом, в основе своей этот страх вызывается именно ситуацией публичной проверки знаний в среде сверстников, являющейся так называемой референтной группой, особенно в подростковом возрасте. ©Белой воронойª быть в школе это самая тяжёлая позиция (вспомним великолепный советский психологический триллер ©Чучелоª с юной Кристиной Орбакайте в главной роли). Стресс усиливается ещё и в результате синергетического эффекта: непреходящий страх снижает успешность ответа, новый провалусиливает ужас, и всё, круг замкнулся! Дальше больше: боясь очередной неудачи, учащийся подпадает под так называемый ©тревожный гиперконтрольª (стремление постоянно контролировать себя), а это как раз самый короткий путь к очередному фиаско. Возникает парадоксальная ситуация, которая наиболее ярко проявляется в послешкольном обучении и которая хорошо известна педагогам профессиональных учебных заведений. Заключается она в том, что письменные работы обучающийся выполняет на ©хорошоª и ©отличноª, а у доскиотвечает на ©неудовлетворительноª. И любым способом пытается избежать очередного вызова к доске. Это может быть специально ©для доскиª тихая или почти неслышная речь, или наоборот, проявление бурной эмоциональной реакции вплоть до агрессивности, у девушекслезы и истерика. Иногда эта ситуация может привести и к серьёзным нарушениям речи и даже заиканию. Понятно, что во многом такие аберрации и патологии во многом зависят от тактичности и опыта педагогов, но не надо забывать и про референтную группу, чья реакция в юношеском возрасте практически всегда является определяющей.
Тем не менее, в результате исследований школьных психологов выяснилась довольно отчётливая картина. Самуюсильную степеньтревожности во времяпроверки знаний у доски испытывают обучающиесяу педагогов, которые используютрассуждающеметодический стиль педагогики,характеризующийсяодинаково высокой требовательностью учителя к ©сильнымª и ©слабымª ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося[7]. Именно в таких условиях обучающиеся не любятвыходить к доске, боясьошибиться при устном ответе. Бывают случаи, когда в ©страхе перед доскойª виноваты некоторые родители со своими завышенными требованиями, когда их ребёнок ©не имеет праваª принести домой оценку ниже ©отличноª или ©хорошоª.Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за ©двойкиª, страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.
Страх работыу доски у многих обучающихся часто носит не только психический, но и соматический характер: возникает напряжение в теле, покраснение или побледнение кожных покровов, тошнота, тремор, нарушение нормального дыхания и сердцебиения, сопровождающиеся повышенным потоотделением, непроизвольными позывами к дефекации (©У плохого солдата всегда перед боем поносª цитата из к/ф ©Освобождениеª). Такую ситуацию легко на себе может испытать и учитель, внезапно вызванный к строгому директору. Тем более, если есть повод для серьёзного разговора. Вот и примерьте на себе этот душераздирающий липкий страх ребёнка, прекрасно выучившего урок, но как чёрт ладана боящийся проклятой школьной доски.
В заключении диагностики феномена страха перед доской ещё раз сделаем акцент на том, что его формирование во многом (если не всегда) зависит от такой индивидуальнойпсихологической особенностичеловека, как степень тревожности. С возрастной точки зрения этот страх выше у младших школьниковсо слабым развитием т.н.вербального интеллекта умениявыражать свои мысли словамииоперировать понятиями.
А как побороть страх отвечать у доски? Удетских психологов есть масса приёмов и практических советов.Приведём некоторые из них.
Если страх работы у доски связан с конкретным преподавателем, можно провести с ребёнком психологический опыт по переключению напряжения. Для этого попросить, например, изобразить данного учителя на рисунке, с которым потом можно сделать всё, что угодно. Или предложить ребёнку отыскать в нелюбимом учителе какиелибо положительные качества, пусть даже одно.
Можно применить ролевую игру ©в школуª, причём ребёнку предложить роль ©злого учителяª и попросить её исполнить наиболее грозно и страшно. А родителю в это времянадоподыграть ребенку,©отвечая у доскиª дрожать, нервничать, делать нелепые ошибки при ответах на вопросыи т. п.
Если воспитанникуверенно отвечает на вопросы письменного контроля знаний,но испытывает затруднения в случае ответа у доски, можно продумать варианты по ©сближениюª двух этих видов контроля.
В случае, когдастрах выходить кдоскесвязан с боязнью плохой оценки, нужно детально обсудить с ребёнком сам смысл оценивания знаний, акцентируя внимание на том, что люди учатся не для оценок, а для того, чтобы приобрести необходимые знания и умения. А оценки это всего лишь некие ориентиры, помогающие не сбиться с правильного пути. Однакотакойразговор с ребенком будет эффективным только в случае вашего собственного адекватного отношения к оценкам именно как к ориентирам, а не как к высшемусмыслу посещения учебного заведения.
Замечательным вариантом может стать приобретение классной доски (можно б/у) в свою квартиру, причём ещё до поступления ребёнка в школу. Привычная вещь домашнего обихода, на которой ваш ребёнок с младенчества чтото рисовал и писал никогда не станет неким пугалом. Однако придётся с ребёнком и в этом случае поиграть в школу в ситуации, близкой к реальной.
Так какстрах отвечать у доски являетсямодусомстраха публичноговыступления, можно напомнить ребёнку о том, что у него такой опыт уже имеется, например, чтение стихов на утренниках в детском саду или перед гостями на праздниках и днях рождения, а затем предложить ему представить, что он отвечает в классе перед аудиторией. Если такого опыта по какимлибо причинам не было, нужно обязательно его создать. В ход пойдёт и вокальный кружок, и спортивная секция, и театральная студия.
Весьмаполезно обучить ребёнка навыкам психосоматическойрелаксации.Как уже отмечалось выше,телесные и эмоциональные реакции находятся в диалектическом единстве, и как тело откликается на эмоции, так и психическое состояние реагирует на физические изменения.Еслиребенок научится правильно расслабляться, то,выходя к доске, сможет осознанно снимать мышечное напряжениеи чувствовать уверенность при ответах.
Непременно стоит наладить контакт с учителем, которого боится ребёнок, для информирования о психосоматических особенностях последнего.
Посоветовать ему, сначалавызвать к доске ребенка, а потом ужепредлагать пообщатьсяв свободном, лучше интерактивном режиме.Например,придуматьситуацию, котораябы иллюстрировалаизучаемую тему,или сформулироватьвопрос ученической аудитории [8].
В век господства ITтехнологий на наших глазах формируется новая генерация молодёжи, не мыслящая своё существование без всевозможных гаджетов и Всемирной паутины. Большинство отечественных профессиональных учебных заведенийдовольно неплохо укомплектованы средствами ИКТ, в том числе интерактивными досками, имеющими неограниченные возможности для оптимизации процесса обучения.Вот возможные направления их использования.1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 2. Активное вовлечение и мотивация обучающихся. 3. Улучшение процесса планирования занятия, ускорениетемпа его течения.
Таким образом, интерактивная доска это современный визуальный ресурс, помогающийпреподавателям излагать учебныйматериал намногоживееи увлекательнее,позволяющийпредставить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов.Преподаватели и обучающиесямогут комментировать материал и изучать его максимально подробно.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся лучше взаимодействовать с изучаемым предметом, являются ценнейшиминструментом при объяснении абстрактных идей, например, в математике.Интерактивная доскапозволяетлегко передвигать объекты или изменять информацию, создаватьновые связи.
Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.
И самое важное для темы нашей статьи: правильноорганизованная работа с интерактивной доской реально и комфортно помогаетпреподавателям проверитьи оценить знания обучающихся. Адекватные вопросы для прояснения появляющихсяидей вызываютдискуссию, позволяющуюстудентамлучше усвоить тему занятия.Преподаватель, в свою очередь, управляя обсуждением, может организовать работу обучающихся в малых группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей студенческой аудитории[9].
Ссылки на источники1.Кучерявенко С.В., Тащиян И.Н., Кучерявенко Д.В. Активные иинтерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования// Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85092. URL: http://ekoncept.ru/2015/85092.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X. [Дата обращения 13.01.2016].2.Кучерявенко С.В., Кучерявенко Д.В. Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам ©Основы философииª и ©Психология общенияª // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54289. URL: http://ekoncept.ru/2014/54289.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.[Дата обращения 13.01.2016].
3.Кучерявенко С.В., Быстрова А.Н. Диагностический анализ как методология познания сложных систем (монография). Томск, Издво ТПУ, 2012. 131 с.4.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Методология диагностического анализа психологопедагогического процесса // Концепт. 2013. №01 (январь). ART13005. 0,4 п.л. URL: htpp:/www.covenok.ru/Concept/2013/13005/htm. Гос.рег. Эл.№ ФС7749965. ISSN 2304120X.[Датаобращения13.01.2016].5.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Применение методологии диагностического анализа в сфере гражданского образования (монография)Томск, Издво ТПУ, 2014. 146 с.6.Василишин Н.А. Работа у доски. URL: http://paidagogos.com/?p=2496#hcq=ExYsxyp. [Дата обращения 13.01.2016].
7.Рассуждающеметодический стиль (РМС) деятельности. URL: http://refegrad.ru/index.php?id=3586. [Дата обращения 13.01.2016].8.Василишин Н.А. Как поборот страх отвечать у доски? URL:http://5psy.ru/roditeliideti/kakpoborotstraxotvechatudoski.html. [Дата обращения 13.01.2016].9.Использование интерактивной доски на уроках. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index193424.html. [Дата обращения 13.01.2016].