Работа у доски: педагогические традиции и инновации

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кучерявенко С. В., Кучерявенко Д. В. Работа у доски: педагогические традиции и инновации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86943.htm.
Аннотация. Статья посвящена аналитическому обзору как традиционной педагогической методики работы у классной доски, так и инновационной с использованием IT-технологий применительно к среднему профессиональному образованию. В статье используются элементы методологии диагностического анализа, разработанные первым из соавторов и адаптированные к данному аспекту педагогической практики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кучерявенко Сергей Владимирович,кандидат философских наук, доцент, преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юрга Кемеровской областиserg_kuch60@mail.ru

Кучерявенко Дарья Валерьевна,преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юрга Кемеровской области

dashutka2603110@mail.ru

Работа у доски: педагогические традиции и инновации

Аннотация.Статья посвящена аналитическому обзору как традиционной педагогической методики работы у классной доски, так иинновационной с использованиемITтехнологий применительно к среднему профессиональному образованию. В статье используются элементы методологии диагностического анализа, разработанные первым из соавторов и адаптированные к данному аспекту педагогической практики.Ключевые слова:системнодиагностический анализ, работа у доски, среднее профессиональное образование, педагогический метод, интерактивная доска.

Продолжая традицию транслированиянаших педагогических новаций [1, 2]в соответствии с методологией диагностического анализа сложных человекоразмерных систем [3], рассмотрим некоторые аспекты такой ©древнейª педагогической традиции, как работа у доски. В наше время сама классическая зелёная (либо коричневая) доска во многих учебных заведениях становится неким анахронизмом, заменяемая современными интерактивными досками с неограниченными и почти сказочными возможностями. Но главным остаётся психологопедагогический принцип: обучающийся один на один с аудиторией у предмета учебного интерьера, так или иначе ассоциирующегося с преподавателем (учителем). Это именно его ‬учителя ‬ принадлежность, предназначенная,по устоявшемуся мнению,для записи темы урока, его даты и иной необходимой дляусвоения учащимися информации. Тем не менее, как отмечалось в одной из наших статей,©…многолетняя практика обязательного всеобщего образования обратила внимание на то, что в его системе каждый из его участников с обеих сторон ‬со стороны педагога и со стороны ученика ‬находятся в различных условиях и различном положении, составляя при этом единое целоеª [4].Именно на акцентировании данного единства и построим наши дальнейшие рассуждения.

Прежде всего, отметим, что навыки и умения публичного выражения своих мыслей, своеобразная ©самопрезентацияª является важнейшей общей компетенцией специалиста и, возможно, будущего руководителя в какойлибо хозяйственной сфере. Преподаватель как эталон для подражания не имеет морального права и сам пренебрегать возможностью на деле наглядно демонстрировать описываемое профессиональное качество. Свободное перемещение в учебном пространстве в зоне действия естественного аттрактора ‬доски ‬одно из важных требований постановки эффективного учебного процесса.

Иногда у преподавателя возникает подспудное желание, так или иначе, обойти эту нервотрёпку (как для него самого, так и для обучающегося), заменить работу у доски ответами с места или даже письменными, а не устными самостоятельными работами, тестами и т.п. Полагаем, что настоящему педагогу злоупотреблять этим не стоит. Несмотря на то, что обучающиесятак не любят отвечать у доски, это уникальный педагогический метод, позволяющийразвивать у обучающегосяответственноеотношение к учебной работе, умение держаться на людях, выстаивать связный, логический монолог и, при необходимости поддерживать диалог с преподавателем и полилогс другими учащимися. Кроме того, во время ответа у доски одного из студентов прочие, глядяи слушая его,такжеучатся, невольно ©про себяª проговариваяизучаемый материал.

В чём же, по нашему мнению, заключается сложность в использовании метода ©работа у доскиª в современном учреждении среднего профессионального образования? Прежде всего, это унаследованный большинством обучающегося у нас контингента школьного страха. Не секрет, что в техникумы и колледжи поступают далеко не ©звёздыª, которым покрасоваться в лучах собственной славы, будь то классная доска или трибуна в конференцзале очень просто и легко. ©Наш контингентª в школе предпочитал ©отсиживатьсяª и не высовываться. Многие из них по природе своей замкнуты и просто боятся выступать перед аудиторией ‬даже своей, привычной. Конечно, есть исключения. Онито как раз и составляют узкую прослойку участников всевозможных конференций, олимпиад, конкурсов и концертов в рамках ©центров эстетического воспитанияª.

Как же помочь преодолеть страх публичного выступления основной массе студентов? Методик существует множество. Но с позиций системнодиагностического анализа, прежде всего, необходимо выяснить первопричины такого поведения. Дело в том, что ©…диагностический анализ выступает как специфическая система действий, из которых складывается целенаправленный познавательный процесс. Первым этапом такой деятельности является процесс анализа изучаемого объекта, который вскрывает всё многообразие входящих в него элементов, связей, отношений, их взаимодействия и взаимозависимости. Второй этап ‬собственно процесс диагностирования, при котором происходит выявление соответствия каждого элемента установленной норме. При этом необходимо констатировать наличие тех или иных отклонений от неё по нарастающей, в виде аберраций, девиаций, аномалий и, наконец, патологий. Результатом этого этапа будет выработка диагноза, что предопределит дальнейшие действия по отношению к исследуемому объекту. Поэтому третьим этапом становится определение стратегии, позволяющей либо упорядочить, нормализовать, реконструировать и т.д. данный объект, либо найти ему адекватную замену в случае выявления патологии как совокупности необратимых измененийª [5, с. 9].

Одной из причин ©боязни доскиª может быть своеобразный психотип обучающегося, определяемый темпераментом. Преодолеть его природу бывает очень сложно ‬вспомним упражнения Демосфена с камешками во рту на берегу бушующего моря с подвешенным у плеча острым как бритва мечом. Такие студенты просто бояться принародно выглядеть глупо, стесняются сказать чтото не то или не так. Ещё со школьных лет такие дети впадают в ступор, испытывают сильнейший стресс при необходимости отвечать ©у доскиª, демонстрировать прилюдносвои знанияи умения, оцениватьсяне только учителем, но и одноклассниками.Частоэто весьмасуровое испытание для учащегося, создающее благоприятную почву для возникновения страха отвечать у доски.Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, ‬все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное©Иванов, к доскеª[6].

Таким образом, в основе своей этот страх вызывается именно ситуацией публичной проверки знаний в среде сверстников, являющейся так называемой референтной группой, особенно в подростковом возрасте. ©Белой воронойª быть в школе ‬это самая тяжёлая позиция (вспомним великолепный советский психологический триллер ©Чучелоª с юной Кристиной Орбакайте в главной роли). Стресс усиливается ещё и в результате синергетического эффекта: непреходящий страх снижает успешность ответа, новый провалусиливает ужас, и всё, круг замкнулся! Дальше ‬больше: боясь очередной неудачи, учащийся подпадает под так называемый ©тревожный гиперконтрольª (стремление постоянно контролировать себя), а это как раз самый короткий путь к очередному фиаско. Возникает парадоксальная ситуация, которая наиболее ярко проявляется в послешкольном обучении и которая хорошо известна педагогам профессиональных учебных заведений. Заключается она в том, что письменные работы обучающийся выполняет на ©хорошоª и ©отличноª, а у доскиотвечает на ©неудовлетворительноª. И любым способом пытается избежать очередного вызова к доске. Это может быть специально ©для доскиª тихая или почти неслышная речь, или наоборот, проявление бурной эмоциональной реакции вплоть до агрессивности, у девушек‬слезы и истерика. Иногда эта ситуация может привести и к серьёзным нарушениям речи и даже заиканию. Понятно, что во многом такие аберрации и патологии во многом зависят от тактичности и опыта педагогов, но не надо забывать и про референтную группу, чья реакция в юношеском возрасте практически всегда является определяющей.

Тем не менее, в результате исследований школьных психологов выяснилась довольно отчётливая картина. Самуюсильную степеньтревожности во времяпроверки знаний у доски испытывают обучающиесяу педагогов, которые используютрассуждающеметодический стиль педагогики,характеризующийсяодинаково высокой требовательностью учителя к ©сильнымª и ©слабымª ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося[7]. Именно в таких условиях обучающиеся не любятвыходить к доске, боясьошибиться при устном ответе. Бывают случаи, когда в ©страхе перед доскойª виноваты некоторые родители со своими завышенными требованиями, когда их ребёнок ©не имеет праваª принести домой оценку ниже ©отличноª или ©хорошоª.Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за ©двойкиª, страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Страх работыу доски у многих обучающихся часто носит не только психический, но и соматический характер: возникает напряжение в теле, покраснение или побледнение кожных покровов, тошнота, тремор, нарушение нормального дыхания и сердцебиения, сопровождающиеся повышенным потоотделением, непроизвольными позывами к дефекации (©У плохого солдата всегда перед боем поносª ‬цитата из к/ф ©Освобождениеª). Такую ситуацию легко на себе может испытать и учитель, внезапно вызванный к строгому директору. Тем более, если есть повод для серьёзного разговора. Вот и примерьте на себе этот душераздирающий липкий страх ребёнка, прекрасно выучившего урок, но как чёрт ладана боящийся проклятой школьной доски.

В заключении диагностики феномена страха перед доской ещё раз сделаем акцент на том, что его формирование во многом (если не всегда) зависит от такой индивидуальнойпсихологической особенностичеловека, как степень тревожности. С возрастной точки зрения этот страх выше у младших школьниковсо слабым развитием т.н.вербального интеллекта ‬умениявыражать свои мысли словамииоперировать понятиями.

А как побороть страх отвечать у доски? Удетских психологов есть масса приёмов и практических советов.Приведём некоторые из них.

Если страх работы у доски связан с конкретным преподавателем, можно провести с ребёнком психологический опыт по переключению напряжения. Для этого попросить, например, изобразить данного учителя на рисунке, с которым потом можно сделать всё, что угодно. Или предложить ребёнку отыскать в нелюбимом учителе какиелибо положительные качества, пусть даже одно.

Можно применить ролевую игру ©в школуª, причём ребёнку предложить роль ©злого учителяª и попросить её исполнить наиболее грозно и страшно. А родителю в это времянадоподыграть ребенку,©отвечая у доскиª ‬дрожать, нервничать, делать нелепые ошибки при ответах на вопросыи т. п.

Если воспитанникуверенно отвечает на вопросы письменного контроля знаний,но испытывает затруднения в случае ответа у доски, можно продумать варианты по ©сближениюª двух этих видов контроля.

В случае, когдастрах выходить кдоскесвязан с боязнью плохой оценки, нужно детально обсудить с ребёнком сам смысл оценивания знаний, акцентируя внимание на том, что люди учатся не для оценок, а для того, чтобы приобрести необходимые знания и умения. А оценки ‬это всего лишь некие ориентиры, помогающие не сбиться с правильного пути. Однакотакойразговор с ребенком будет эффективным только в случае вашего собственного адекватного отношения к оценкам именно как к ориентирам, а не как к высшемусмыслу посещения учебного заведения.

Замечательным вариантом может стать приобретение классной доски (можно б/у) в свою квартиру, причём ещё до поступления ребёнка в школу. Привычная вещь домашнего обихода, на которой ваш ребёнок с младенчества чтото рисовал и писал никогда не станет неким пугалом. Однако придётся с ребёнком и в этом случае поиграть в школу в ситуации, близкой к реальной.

Так какстрах отвечать у доски являетсямодусомстраха публичноговыступления, можно напомнить ребёнку о том, что у него такой опыт уже имеется, например, чтение стихов на утренниках в детском саду или перед гостями на праздниках и днях рождения, а затем предложить ему представить, что он отвечает в классе перед аудиторией. Если такого опыта по какимлибо причинам не было, нужно обязательно его создать. В ход пойдёт и вокальный кружок, и спортивная секция, и театральная студия.

Весьмаполезно обучить ребёнка навыкам психосоматическойрелаксации.Как уже отмечалось выше,телесные и эмоциональные реакции находятся в диалектическом единстве, и как тело откликается на эмоции, так и психическое состояние реагирует на физические изменения.Еслиребенок научится правильно расслабляться, то,выходя к доске, сможет осознанно снимать мышечное напряжениеи чувствовать уверенность при ответах.

Непременно стоит наладить контакт с учителем, которого боится ребёнок, для информирования о психосоматических особенностях последнего.

Посоветовать ему, сначалавызвать к доске ребенка, а потом ужепредлагать пообщатьсяв свободном, лучше интерактивном режиме.Например,придуматьситуацию, котораябы иллюстрировалаизучаемую тему,или сформулироватьвопрос ученической аудитории [8].

В век господства ITтехнологий на наших глазах формируется новая генерация молодёжи, не мыслящая своё существование без всевозможных гаджетов и Всемирной паутины. Большинство отечественных профессиональных учебных заведенийдовольно неплохо укомплектованы средствами ИКТ, в том числе интерактивными досками, имеющими неограниченные возможности для оптимизации процесса обучения.Вот возможные направления их использования.1. Презентации, демонстрации и создание моделей. 2. Активное вовлечение и мотивация обучающихся. 3. Улучшение процесса планирования занятия, ускорениетемпа его течения.

Таким образом, интерактивная доска это современный визуальный ресурс, помогающийпреподавателям излагать учебныйматериал намногоживееи увлекательнее,позволяющийпредставить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов.Преподаватели и обучающиесямогут комментировать материал и изучать его максимально подробно.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся лучше взаимодействовать с изучаемым предметом, являются ценнейшиминструментом при объяснении абстрактных идей, например, в математике.Интерактивная доскапозволяетлегко передвигать объекты или изменять информацию, создаватьновые связи.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии.

И самое важное для темы нашей статьи: правильноорганизованная работа с интерактивной доской реально и комфортно помогаетпреподавателям проверитьи оценить знания обучающихся. Адекватные вопросы для прояснения появляющихсяидей вызываютдискуссию, позволяющуюстудентамлучше усвоить тему занятия.Преподаватель, в свою очередь, управляя обсуждением, может организовать работу обучающихся в малых группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей студенческой аудитории[9].

Ссылки на источники1.Кучерявенко С.В., Тащиян И.Н., Кучерявенко Д.В. Активные иинтерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования// Современные научные исследования. Выпуск 3 Концепт. 2015. ART 85092. URL: http://ekoncept.ru/2015/85092.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X. ‬[Дата обращения 13.01.2016].2.Кучерявенко С.В., Кучерявенко Д.В. Организация аудиторной самостоятельной работы на занятиях по дисциплинам ©Основы философииª и ©Психология общенияª // Современные научные исследования. Выпуск 2 Концепт. 2014. ART 54289. URL: http://ekoncept.ru/2014/54289.htm Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.‬[Дата обращения 13.01.2016].

3.Кучерявенко С.В., Быстрова А.Н. Диагностический анализ как методология познания сложных систем (монография). ‬Томск, Издво ТПУ, 2012. ‬131 с.4.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Методология диагностического анализа психологопедагогического процесса // Концепт. ‬2013. ‬№01 (январь). ‬ART13005. ‬0,4 п.л. URL: htpp:/www.covenok.ru/Concept/2013/13005/htm. Гос.рег. Эл.№ ФС7749965. ‬ISSN 2304120X.‬[Датаобращения13.01.2016].5.Кучерявенко С.В., Холопова Л.А. Применение методологии диагностического анализа в сфере гражданского образования (монография)‬Томск, Издво ТПУ, 2014. ‬146 с.6.Василишин Н.А. Работа у доски. ‬URL: http://paidagogos.com/?p=2496#hcq=ExYsxyp. ‬[Дата обращения 13.01.2016].

7.Рассуждающеметодический стиль (РМС) деятельности. ‬URL: http://refegrad.ru/index.php?id=3586. ‬[Дата обращения 13.01.2016].8.Василишин Н.А. Как поборот страх отвечать у доски? ‬URL:http://5psy.ru/roditeliideti/kakpoborotstraxotvechatudoski.html. ‬[Дата обращения 13.01.2016].9.Использование интерактивной доски на уроках. ‬URL: http://do.gendocs.ru/docs/index193424.html. ‬[Дата обращения 13.01.2016].