Структура и содержание творческо-конструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайнеев Э. Р. Структура и содержание творческо-конструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 251–255. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86951.htm.
Аннотация. В статье раскрываются некоторые особенности профессиональной подготовки современного рабочего в соответствии с новыми, востребованными видами профессиональной деятельности, в том числе и творческо-конструкторской деятельности, а также рассматриваются структура, содержание этой деятельности и некоторые подходы к ее комплексному формированию в дуальном взаимодействии социальных партнеров.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайнеев Эдуард Робертович,

канд. пед. наук, зав ресурсным центромУльяновского профессионально педагогического колледжа, г. Ульяновскgajneev.eduard@yandex.ru

Структура и содержание творческоконструкторской деятельности современного квалифицированного рабочего

Аннотация.Встатье раскрываются некоторые особенностипрофессиональной подготовки современного рабочего в соответствии с новыми, востребованными видами профессиональной деятельности, в том числе и деятельностью творческоконструкторской, а такжерассматриваются структура и содержание этой деятельности,и некоторые подходы к ее комплексному формированию в дуальном взаимодействии социальных партнеров.Ключевые слова:творческоконструкторская деятельность, квалифицированный рабочий, дуальное творческопедагогическое взаимодействие.

Анализ социальноэкономической ситуации в России, сферы производства показывает, что в последние годы все более возрастает роль человеческого фактора. И основной проблемой подготовки квалифицированных рабочих кадров становитсяне подготовка работника, приспособленного к определенному рабочему месту, который выполняетлишь обычные производственныезадания, аисполнителятехнических преобразований, способного к инновационной, рационализаторской, производственнотворческой деятельности. Творческоконструкторская деятельность (ТКД) обучающегося в системе подготовки рабочих кадров как одна из значимых видов его профессиональной, производственной деятельности, до недавнего времени, практически, не рассматривалась, и отношение к этому виду деятельности было, в основном, как к деятельности внеучебной, дополнительной, факультативной и необязательной, связанной, в основном, с несложными формами конструирования. На современном производстве, в условиях автоматизации техники, промышленной роботизации, усложнения производственных связей, также значительно возрастает риск экстремальных ситуаций и на первый план выходит не только способность современного работника точно выдерживать нормы производства, но и его способность профессиональноправильно и быстро действовать в указанных ситуациях, «ситуациях «нового вида» [1; 35]. Исследование, проведенное еще в конце прошлого века Международным центром профессиональнотехнического образования (г. Турин, Италия) обозначило нарастающую тенденцию, когда одним из наиболее характерных изменений в содержании труда квалифицированных рабочих становится отход от жестких схем. При этом разрыв между предписанными и фактически выполняемыми функциями у рабочих конвейера в указанный период составлял до 34%, у наладчиков, ремонтников и электромонтеров до 82% [2; 11].Проведенный нами опрос работодателей на крупнейших предприятияхмашиностроительного профиля региона (ОАО «Ульяновский автомобильный завод», АО «Ульяновский моторный завод», ЗАО «Авиастар», ОАО «Автодетальсервис» и др.) также показал, что они придают большое значение творческой, инновационной, рационализаторской деятельности современного рабочего. Более 70% респондентов отметили необходимость формирования творческоконструкторской, рационализаторской деятельностиу будущего рабочего. Все это определяет важность решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих кадров с практически освоенным опытомТКД.Актуальность проблемы формирования указанной деятельности у будущего квалифицированного рабочего обусловлена еще и тем, что в последние годы в России широко внедряется известная японская система непрерывного совершенствования, бережливого производства –система «кайдзен», в основе которой лежит пошаговый, микроэкономический подход. Данный подход,способствует пониманию принципа, согласно которому все элементы трудового процесса являются существенными, важными: например, дефект в системе труб водоснабжения ("капающий" кран) ведет к потерям, равным 6000 (!) литров воды в год [3; 22]. Поскольку система «кайдзен» внедрена на одном из профильных предприятий колледжа (ПАО «УАЗ») и является значимым видом трудовой деятельности работника завода, нами было принято решение об освоении «кайдзен» студентами нашего колледжа в совместных занятиях, проводимых и педагогами колледжа (теория), и специалистами «УАЗ» (практические занятия). На основе договора о сотрудничестве нами, совместно со специалистами завода, была составлена дорожная карта, разработана 42х часовая учебная программа (Основы бережливого производства «кайдзен»), издано распоряжение по заводу и одна из учебных групп колледжа прошла курс занятий в Центре развития персонала на территории автозавода.Изучение практики подготовкирабочихкадров, показывает преобладаниеу выпускников системы среднего профессионального образования невысокого уровня ТКД. В этих условиях, ТКД становиться одним из значимых видов в общей структуре производственнопрофессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего любого профиля и уровня квалификации, особенно рабочего, связанного с технической эксплуатацией, ремонтом иобслуживанием оборудования. Наше исследование показало, что впроцессе профессиональной деятельностирабочий выполняет два различающихся вида производственнопрофессиональной творческоконструкторской деятельности –модернизационный ирационализаторский,связанных с инновационной деятельностью на производстве. В содержании производственнопрофессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего, связанного с технической эксплуатацией, ремонтом, обслуживанием и наладкой оборудования, преобладает также и третий, специфический, вид ТКД поисковооперациональный,который проявляется при определении и устранении дефектов, неисправностей при технической эксплуатации, ремонте, обслуживании и наладке оборудования.Само понятие «рабочий» в настоящее время не имеет однозначного определения и нередко, в определении данного понятия, применяется следующий синонимический ряд: трудящийся, мастеровой, трудяга, работяга, труженик, работник, батрак, подёнщик, сотрудник, бурлак, нанятый, пролетарий профессионали др.В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «рабочий» определяется в значении

«человек, принадлежащий к классу наёмных работников, занятых производительным или подсобным трудом на фабричнозаводском, строительном, сельскохозяйственном или другом специализированном предприятии» [4; 638].В процессе нашего исследования было сформулировано следующее определение современного квалифицированного рабочего «рабочий это самостоятельный, творчески мыслящий работник с индивидуальным стилем деятельности, способный системно ставить и рационально решать производственные проблемы в условиях постоянной инновационной деятельности».Известно, что ТКД обучающегося не формируется самостоятельно, не является итогом, сопровождением процесса профессионального обучения и, во многом, зависит от творческопедагогического взаимодействия социальных партнеров, требует создания творческой атмосферы обучения, специального педагогического воздействия, дидактических условий, когда указанная деятельность становится системообразующей основой процесса подготовки квалифицированного рабочего [5; 252].Анализируя практику применения различных форм технического творчества, различных развивающих технологий в организации профессионального обучения, способствующих формированию творческой, рационализаторской деятельности в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров, отечественные исследователи (М.А. Галагузова, В.А. Горский, А.А. Карачев, Д.М. Комский, С.А. Новоселови др.) отмечают, что этомууделяется недостаточное внимание.Практическое обучение (учебная и производственная практика) в системе подготовки рабочих кадров организуется, как известно, по операционнокомплексной системе, и процесс подготовки включает овладение различными трудовыми приемами, операциями, их закрепление и выполнение сложных комплексных работ, где основной задачей является формирование, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.Отечественные ученые (К.А. АбульхановаСлавская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев и др.) убедительно доказали, что новые виды деятельности первоначально усваиваются во внешней, материальной форме, а затем преобразуются в форму внутреннюю, психическую. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П. Гальперин), любая деятельность человека определяется как учение, в которой у обучающегося профессиональной школы формируются и новые знания, умения (практически освоенный опыт).

Таким образом, производственное обучение, учебная практика в колледже, производственная практика на предприятии становятся одними из главных условий формирования и развития творческоконструкторской деятельности.Базовым компонентом развития творческих способностей студента колледжа и основ его производственнопрофессиональной творческоконструкторской деятельности является творческотехническое мышление, которое включает в себя семь органично взаимодействующих элементов (мотивационный, оперативный, декодирования, понятийный, образный, практический, рефлексивный):

мотивационныйэлемент –деятельность, особенно деятельность продуктивная (творческая), требует высокого уровня мотивации, как внутренней, так и внешней, и эффективна только в том случае, когда цель определяется самим субъектом данной деятельности.

оперативный элемент приспособляемость к условиям деятельности, способность быстро, вовремя исправить или направить ход дел.

элементдекодированиеили «язык техники» связан с умениями соотнесения графически буквенных схематических обозначенийс реальностью (деталями, механизмами, узлами, аппаратами и др.).

понятийный элемент

обеспечивает сформированность технических понятий, знание условных обозначений чертежей, различных схем, понятий, владение «языком техники», условными графическими, буквенными обозначениями;

образныйэлемент

должен способствовать возникновению системы образов: отдельных узлов и элементов схемы, чертежа, взаимосвязь отдельных составляющих схемы во время переключений в оборудовании;

практический элемент

является практической (эмпирической) проверкой версий, вариантов при поиске и выявлении дефектов и предполагает обязательную проверку практикой полученного решения.

рефлексивный элемент –размышление, самонаблюдение, осмысление человеком собственных действий и их закономерностей, процесс самопознания отдельным субъектом внутренних психических состояний.Поскольку мышлениевзаимосвязано с деятельностью, то формирование и развитие указанных элементов творческоконструкторского технического мышления является базовым условием формирования основ практически освоенного опыта деятельности творческоконструкторской.

Посхеме 1 видно, что структура и содержание ТКД современного квалифицированного рабочего включает два вида модернизационный и рационализаторский виды ТКД, которые связаны с инновационной деятельностью современного работника. Модернизационный подвид ТКДсовременного рабочего рассматривается как его инновационная деятельность, как постоянный процесс совершенствования производственнотехнологических процессов оборудования и т.п., с изменяющимися, новыми требованиями, условиями, показателями. Рационализаторскийподвид ТКД

рассматривается как непрерывная инновационная деятельность, как процесс повышения эффективности производства при минимальных капитальных вложениях за счет улучшения организации производства, ликвидации потерь, улучшения качества и повышения производительности труда. Эти два вида ТКД присущи современному работникулюбого профиля и уровня квалификации(разряда),независимо от вида профессиональной деятельности.Поисковооперациональный

третий подвид ТКД связан с деятельностью современного рабочего, связанного с технической эксплуатацией, ремонтомпромышленного оборудования и проявляется при определении дефектов, неисправностей при технической эксплуатации оборудования и механизмов (схема 1).Ввиду того, что мышление человека тесно взаимосвязано с его деятельностью, то формирование и развитие творческого, конструкторского, рационализаторского мышления является базовым условием формирования любой деятельности, в том числе и деятельности творческоконструкторской. Как указано в схеме 1 структура и содержание ТКД рабочего современного рабочего включает три вида ТКД: модернизационныйи рационализаторский виды ТКД, которые связаны с инновационной деятельностью современного рабочего на производствеи поисковооперациональныйвид, как особый вид ТКД, который является основой труда монтеров, ремонтников, наладчиков. Схема. 1 –Структура и содержание ТКД квалифицированного рабочего

Основными критериями и показателями сформированности ТКД у современного квалифицированного рабочего выступают:модернизационный вид (качество и время выполнения работ с оборудованием, механизмами, изделиями, деталями, электрическими аппаратами нового или другого, ранее неизвестного для обучающегосятипа); участие студента в модернизационной деятельности на производстве в период производственной практики на предприятии и др.;рационализаторский вид

(количество и качество предложений по микрорационализации, рационализации, кайдзенпредложениям, количество и качество идей при проведении различных вариантов брейнсторминг («мозгового штурма»), методДельбека, метод «утопических игр»и др.). поисковооперациональныйвид (время и качество определения и устранения дефектов при технической эксплуатации, ремонте, обслуживании и наладке оборудования промышленных предприятий; время и качество выполнения пусконаладочных работ и др.).С учетом указанных критериев и показателей было определенопять уровней сформированности основ творческоконструкторской деятельности квалифицированного рабочего: алгоритмический уровень, алгоритмическипроблемный, вариативнопоисковый, проблемнопоисковый, творческоконструкторский, объединенных в две основные группы: репродуктивный и продуктивный. Поскольку первоначальным этапом, основой любого вида деятельности, в том числе и ТКД,является деятельность алгоритмическая(репродуктивная), то формирование и мониторинг ТКД начинается с этого уровнядеятельности (табл. 1).Таблица 1 Качественнаяхарактеристика уровнейсформированности творческоконструкторской деятельности рабочего

Уровеньсформированности ТКДКачественная характеристика уровня ТКДПРОДУКТИВНЫЙТворческоконструкторскийVуровень (высший)Деятельность творческоконструкторская. Профессиональное мастерство. Творческоконструкторское отношение к труду.Выполнение творческого проекта с элементами изобретения.Участие в научнопрактической конференции.Доклад. Экспонат.Статья.Производственная система кайдзен «Кайдзен –менеджмент». Конкурс профессионального мастерства окружного уровня финалист.ПроблемнопоисковыйIVуровень (высокий)Деятельность проблемнопоисковая.Профессиональная самостоятельность.Выполнение творческого проекта с рацпредложением.Участие в научнопрактической конференции. Доклад. Экспонат.Производственная система кайдзен. Рационализаторское предложение. Конкурс профессионального мастерства регионального уровня призер.ВариативнопоисковыйIIIуровень (средний)Деятельность поисковооперациональная.

Качество выполняемой работы. Диагностика. Пусконаладочные работы.Выполнение творческого проекта с элементами рационализации.Участие в научнопрактической конференции. Доклад.Производственная система кайдзен «Метод 5 почему?».Конкурс профессионального мастерства регионального уровня –участник.РЕПРОДУКТИВНЫЙ

Алгоритмическипроблемный

IIуровень (низкий)Деятельность алгоритмическипроблемная.Производительность труда. Основы бережливого производства.Выполнение проекта с элементами микрорационализации.Участие в научнопрактической конференции. Доклад.Микроэкономический эффект. Решение проблемных задач, ситуаций.Конкурс профессионального мастерства уровня учебной группы –призер.Алгоритмический Iуровень (начальный, основной, базовый)Деятельность алгоритмическая, репродуктивная.Основы культуры труда, рациональная организация труда.

Репродуктивная деятельность.Воспроизведение фиксированных знаний и способов деятельности, предъявленных образцов. Выполнение задач по заданным эталонам, по точно описанным правилам (алгоритмам) и в известных условиях. Копированиеизделия, модели, экспоната. Конкурс профессионального мастерства уровня учебной группы –участник.

Таким образом, критериальными показателями сформированности уровней основ технической творческой деятельностиобучаемых в профессиональной школе являются практикоориентированные критерии и показатели, соответствующие требованиям реального производства: рационализаторская и модернизационная деятельность, решение проблемных производственных задач и ситуаций,показатели по освоению системы бережливого производства («кайдзен»)и др. При оценке уровня сформированности ТКД учитываются и творческие достижения студентов: результаты участия в конкурсах «Мастер –золотые руки», выполнение творческих проектовс различными уровнями сложности и новизны(алгоритмический, алгоритмическипроблемный, рационализаторский, изобретательскийи т.п.), участие в научнопрактических конференциях и др.Экспериментальное исследование на протяжении 12 лет (4 выпуска уровня НПО) подтвердилоэффективность комплексного формирования основ ТКД будущего рабочего в процессе его профессионального обучения.Результатыитоговой аттестации (выпускного квалификационного экзамена) свидетельствуют о высоком уровне теоретической и практической подготовки испытуемых экспериментальной группы в сравнении с аналогичными показателями испытуемыхв контрольной группе (табл. 2, диаграмма 1).Таблица 2

Результаты выпускного квалификационного экзаменаобучающихся экспериментальной и контрольной групп(балл)

ГруппаиспытуемыхКолвочеловекОценка (баллы, %)Среднийбаллудовлетворительнохорошоотличноn%n%n%

КГ 1042423383742403,98ЭГ1261613241986684,55

Диаграмма 1

Сравнительный анализ квалификационного экзамена и разрядов попрофессиипозволил сделать вывод об эффективности влияния приобретенного испытуемыми экспериментальной группы опыта ТКД на формирование профессиональной компетентности. В контрольных группахдо 40% обучающихся сдали выпускную квалификационную работу (экзамен)на оценку «отлично», однако ни один из них не достиг уровня высокой квалификации (пятого квалификационного разряда). Эффективность формирование и развития ТКД будущего работника, во многом, зависит от степени взаимодействия социальных партнеров, взаимодействия учебного заведения с представителем работодателя, где основной фигурой является педагог профессионального обучения, причем, взаимодействия на уровне более высокого порядка уровне творческопедагогическом. Подобное взаимодействие проявляется, например,при совместной (мастер производственного обучения колледжа и руководитель практики, наставник на предприятии, автозаводе) подготовке студента колледжа к профессиональным конкурсам«Мастер –золотые руки», подготовке экспоната для выставки, разработке рацпредложений и др.[5; 255].Исследование также показало, положительное влияние творческую, рационализаторскую деятельностьобучающегося на качество профессиональной подготовки, влияние на формирование и развитие таких профессионально значимых качеств как творческое отношение к труду, рациональность деятельности, творческое техническое мышление, мобильность, самостоятельность и др. Показателем уровня профессиональной подготовленности рабочего, как известно,является квалификационный разряд. Сравнительный анализ этого показателя у выпускников экспериментальной и контрольнойгрупппроводился по результатам итоговой аттестации (табл.3, диаграмма 2).Таблица 3Квалификационные разряды обучающихсяэкспериментальной и контрольной групп (разряд)

ГруппыиспытуемыхКоличество человекКвалификационный разрядСреднийразрядIIIIVVn%n%n%

КГ 10463614139003,39ЭГ1262822766022173,95

Диаграмма 2







КГ 104 чел. (средний разряд 3,39) ЭГ 126 чел. (средний разряд 3, 95)

Анализируя проблему достоверности результатов диссертационных исследований, опытноэкспериментальной работы в педагогике, А.М. Новиков справедливо указывална необходимость получения более отдаленныхрезультатов организованных педагогических воздействий [6; 55]. В связи с этим приведем результаты многолетнего мониторинга (19992014 г.г.) профессиональной деятельности выпускников высокой квалификации (5го разряда) экспериментальной группы (профессии «Электромонтер») Ульяновского профессиональнопедагогического колледжа после выпускаи трудоустройства.В результате экспериментальной работы нами получены следующие данные по постколледжной деятельности выпускников из 14ти выпускников (19982001 г.г.) освоивших уровень высокой квалификации(5й разряд):

повысили квалификацию до 6го квалификационного разряда и работают по избранной профессии «Электромонтер» 9 выпускников;

продолжили обучение на энергетическом факультете технического университета

3 выпускников

поступили в ВУЗы не по профилю профессии 2 выпускника;Приведем примеры по некоторымвыпускникамэкспериментальной группы:Дмитрий К. выпускник экспериментальной группы. Победитель областного конкурса профессионального мастерства«Мастер –золотые руки». Призер Всероссийского конкурса «Артпрофифорум». Опыт ТКД сформирован в полном объеме, по итогам итоговой аттестацииему был присвоен разряд высокого уровня квалификации (5й разряд). Через два года, в условиях реального производства, сдалэкзамены на высший уровень квалификации (6й разряд)по профессии «Электромонтерпо ремонту и обслуживанию электрооборудования». Окончил энергетический факультет Ульяновского технического университета и в настоящее время работает в должности начальника отдела в Ульяновском управлении электрических сетей.Максим И. –выпускник экспериментальной группы. Победитель областного конкурса профмастерства, участник Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, призер предметной олимпиады по химии. Опыт ТКД сформирован в полном объеме, порезультатам итоговой аттестации ему был присвоен 5й разряд. Через два года сдал экзамены и ему был присвоен 6й разряд по профессии «Электромонтер». Заочно окончил энергетический факультет Ульяновского технического университета и в данное время работает на предприятии ОАО «УАЗ» в должности старшего мастера электроремонтного цеха.Фарит М. –выпускник экспериментальной группы. Победитель областного конкурса профессионального мастерства и участник Всероссийской олимпиадыпрофессионального мастерства. Призер Всероссийского конкурса «Артпрофифорум». Опыт ТКД сформирован в полном объеме, по результатам итоговой аттестации ему был присвоен 5й разряд. Через три года, на производствена базовом предприятии УППК –ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (ОАО «УАЗ»), сдал экзамены и ему был присвоен 6й разряд по профессии «Электромонтер». Заочно, без отрыва от производства, окончил энергетический факультет Ульяновского государственного технического университета. В настоящее время работает в должности начальника лаборатории релейной защиты в управлении главного энергетика ОАО «УАЗ».Руслан Г. –выпускник экспериментальной группы. Победитель областного конкурса профессионального мастерства, призер Всероссийского конкурса профессионального мастерства. Опыт ТКД сформирован в полном объеме. по результатам итоговой аттестации ему был присвоен 5й разряд. Через три года по результатам экзамена ему был присвоен 6й разряд по профессии «Электромонтер». Заочно обучается на энергетическом факультете Ульяновского технического университета и в данное время работает на ОАО УАЗ в должности бригадира электромонтеров. Показателем эффективности творческоконструкторской деятельности обучающихся являются также их достижения, высокие результатыучастия в конкурсах профессионального мастерства «Мастер –золотые руки» (табл. 4).Таблица 4Результаты участия в региональных конкурсахпрофессионального мастерства «Мастер золотые руки» (19992014 г.г.)

№п/пГодМастерпроизводственного обученияСтудент119991122000313200111420021152003116200411720051182006149200711102008121120091112201011132011111420123115201312162014мастера не участвуют1

Как видно по таблице, творческая, рационализаторская деятельность способствует повышению как профессионального (по рабочей профессии), так и педагогического мастерства и самого педагога практического обучения, мастера (табл. 1).Отметим, что в нашей практике участия студентов экспериментальной группы были и такие уникальные достижения, как три победителя областных конкурсов «Мастер золотые руки» профессии «электромонтер» и одной (!) учебной группы:2001 год (1 курс) –1 место занял Кузнецов Андрей,2002 год (2 курс) –1 место занял Иванов Антон,2003 год (3 курс) –1 место занял Мулюков ФаритЭкспериментальная работа по формированию ТКД обучающихся ступени начального профессионального образования (НПО) проводилась на базе ОГБПОУ «Ульяновский профессиональнопедагогический колледж» с 1998 по 2014 г.г. Показателем эффективности ТКД студентов являются и другие творческие достижения в экспериментальной группе. В таблице 5приведены результаты сравнительного анализа творческой деятельностигруппыодного выпуска (19982001г.г.)/

Таблица 5

Итоги по видам деятельности испытуемыхконтрольнойи экспериментальной группывыпуска 19982001г.г.

ДеятельностьГруппаКонтрольнаяЭкспериментальнаяКоличество рацпредложений219Победители областных конкурсов

3Выставки технического творчества (место)71Участие в научнопрактических конференциях

4Участие в «Артпрофифорум»

2Публикации в научнотехнических изданиях

4Диплом с отличием15Дипломы на «4» и «5»314Квалификационный разряд (пятый)

7Квалификационный разряд (четвертый)618

Анализ структуры и содержания творческоконструкторской деятельности современного рабочего позволяет определить ТКД как одну из составляющихего профессиональной компетентности, относительно самостоятельного и интегративного вида его профессиональной деятельности, направленной на непрерывную модернизацию и рационализацию производственнотехнологических процессов. Особенность ТКД рабочего, связанного с технической эксплуатацией, ремонтом иобслуживанием оборудования, заключается в преобладании в ее содержании поисковооперационального вида ТКД,который проявляется при поиске, определениидефектов при технической эксплуатации, ремонте иобслуживании оборудования.Следовательно, модернизация системы подготовки рабочихкадров, особенно в условияхэкономического кризиса, объективно требует приведения её в соответствие среальными запросами современного производства и,формирования у будущего рабочего значимых видов производственнопрофессиональной деятельности, к числу которых относится и ееинновационная составляющая –ТКД.

Ссылки на источники1. Новоселов,С.А. Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования: системный подход. [Текст] / С.А. Новоселов. –Екатеринбург, 1997.–371 с.2. Балашов, Ю. К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма [Текст] / Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. М.: Высш. шк., 1987.176 с.3. Шушански, Я. Методология рационализации [Текст] / Я. Шушански. –М.:1987.–248 с.4. Ожегов, С. И., Шведова, Н.И. Толковый словарь русского языка: / С. И. Ожегов,Н. Ю. Шведова. Российская акад. наук 4е изд., доп. –М. : ИНФОТЕХ, 2009. 938 с. 5. Галагузова, М.А., Творческопедагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С.252257.6. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией [Текст] : пособие для начинающего педагогаисследователя / А. М. Новиков. М. : Эгвес, 2003. –104 с.