Музыкотерапия и изотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Неретина Т. Г. Музыкотерапия и изотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 301–305. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86961.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам сохранения психического здоровья педагогов, организации профилактики и преодоления эмоционального выгорания средствами артпедагогических технологий. Авторы предлагают использовать возможности музыкотерапии и изотерапии с целью самокоррекции и организации коррекционного направления образовательного процесса в целом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Неретина Татьяна Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г.МагнитогорскNeretinat@mail.ru

Музыкотерапия и изотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов

Аннотация.Статья посвящена вопросам сохранения психического здоровья педагогов, организации профилактики и преодоленияэмоционального выгорания средствами артпедагогических технологий. Авторы предлагают использовать возможности музыкотерапии и изотерапии с целью самокоррекции и организациикоррекционного направления образовательного процесса в целом.Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания педагога, арттерапия, изотерапия, музыкотерапия, коррекция, профилактика.

Во все периоды развития общества, люди были вынуждены адаптироваться к происходящим переменам, встраиваться в новые профессиональные и социальные структуры. Кроме того, воздействие многочисленных стрессфакторов сильно отразилось на состоянии здоровья населения.Психическое здоровье педагога в настоящее время выступает условием и гарантом успешности в образовательном процессе. Поэтому очень важно организовать в учебном заведении психологическую помощь и поддержку педагогу.Отчет исследований, посвященных «эмоциональному выгоранию» учителей ведется с работы, опубликованной К. Маслач в 1980 году. В нашей стране на эту проблему обратили внимание ещё в середине 20хгодов прошлого века.В.В. Бойко определяет «эмоциональное выгорание» как«выработанный личностью механизм» психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».Он отмечает, что эмоциональное выгораниепредставляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [1].Психологические исследования И.В. Зеленовой, Е.С. Алексеевой выявили следующую закономерность синдрома эмоциональноговыгорания[2]:1.Эмоциональное выгорание проявляется у педагогов с различнымстажем работы. Однако у молодых специалистов количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой, на более зрелом же этапе профессиональной деятельности синдром эмоционального выгорания, обусловленный кризисом среднего возраста, формированием профессиональных привычек, стереотипов, определенного стиля мышления и стиля общения, часто ведет к профессиональной деформации, профессиональному выгоранию.2.Синдром эмоционального выгорания может возникать 15 раз в учебном году. Длительность состояния эмоционального выгоранияпротекает от 3 до 7 дней.3.Синдром эмоционального выгорания «заразен», т.е. те, ктоподвержен этому синдрому, становятся негативистами и пессимистами; взаимодействуя с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, можно выделить следующие: 1)начало деятельности после отпуска, каникул, курсов, больничного листа, т.е. после того, как педагог был временно выключен из педагогической деятельности;2)ситуация эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. 3)ситуации, связанные с проведением открытых уроков, мероприятий, на которые было потрачено много времени и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончания учебного года.Средипричин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельностипедагогические работникивыделяют следующие:1)высокую эмоциональную включенность в деятельность –эмоциональную перегрузку;2)отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;3)жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, семестр, год), ограниченность времени занятиядля реализации поставленных целей;4)неумение рефлексировать собственные эмоциональные состояния;5)ответственность перед администрацией, родителями, коллегами, учащимися, обществом в целом за результат своего труда;6)отсутствие навыков коммуникации и умения выходить изтрудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией[3].Анализ симптомов эмоционального выгорания свидетельствуют о его связи со стрессом. При эмоциональном выгорании как правило, выделяют3 фазы стресса:1.Нервное напряжение, которое создает отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные студенты или родители, конфликты, что сочетается с глубокими переживаниями психотравмирующих ситуаций, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.2.Сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.3.Истощение, характеризующееся оскуднением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.В настоящее время выявлено и акцентировано, что важным средством профилактики и преодоления эмоционального выгорания личности (в том числе и педагогического работника)являются технологии арттерапивтического и артпедагогического воздействия. В рамках нашей статьи, мы остановимся на наиболее популярных, доступных, безопасных и простых в использовании технологияхмузыкотерапии и изотерапии[5, с. 67].

Мы считаем, что для педагогов владение данными технологиями приобретает особое значение, т.к. в процессе профессиональной деятельности, они систематически могут включаться в совместную творческую деятельность с учащимися. При этом они не только будут успешно реализовывать коррекционноразвивающую направленность образовательного процесса, но и будут активно заниматься самокоррекцией и профилактикой нарушений своей психоэмоциональной сферы.Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервнопсихических расстройств. Психиатр С.С.Корсаков, отмечал, что музыка влияет «благотворно на настроение, а так как расстройство настроения составляет важный элемент душевных болезней, то полезное её влияние весьма возможно. Современными исследователями установлено, что музыка влияет на колебательные процессы внутри клетки и на биоэлектрическую активность мозга. Вибрация музыкальных звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клетку нашего организма. Человекпоглощает«музыкальную энергию», и она нормализирует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снижает мышечное напряжение и т.д.[4].Клинические исследования показали, что лечит душу и тело специально подобранная, мелодичная музыка, чаще классическая или народная. Наиболее мощный оздоровительный эффект оказывает классическая музыка В.Моцарта, И.Баха, П.Чайковского.В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии –музыкотерапия. Многочисленные методики предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего лечебного фактора (здесь также возможно включение иных видов искусства), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.Во многих исследованиях по музыкотерапии (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.Р.Тарханов, В.И.Петрушин, В.С.Шушарджан и др.) в качестве проявлений лечебно и коррекционного воздействия музыки выделяются следующие:регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;активизация творческих проявлений[7].Таким образом, нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния. Поэтому музыкотерапия может и должна стать благоприятным средством профилактики эмоционального выгорания педагога.В нашей педагогической практикеодной из форм оздоровительной работы стали сеансы музыкотерапии. Сложились определенные подходы к их проведению. Так, при первой встрече обязательна вступительная беседа об оздоровительном воздействии музыки на организм человека, его психоэмоциональную сферу. Важно найти убедительные, интересные примеры такого воздействия. Например, слушателей всегда привлекает информация об «эффекте Моцарта», особенно, когда приводится случай из жизни известного французского актера Ж. Депардье. Очень важным является установлениес педагогами доверительных отношений. Необходимо их настроить на открытость музыке, позволяющую свободно принимать звуки сердцем, всем существом.Ввести в особую атмосферу доверия помогает спокойный голос ведущего, просьба сесть удобно, расслабиться, прикрыть глаза, сосредоточитьсякакоето время на дыхании.Занятиене долженобыть слишком долгим, утомительным. Необходимо так выстроить «музыкальную драматургию», чтобы участники сначала смогли расслабиться, постепенно входя в музыкальный поток, следя за мелодией, становящейсясвоеобразной, как писал В.И. Петрушин,«тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаённые уголки души». Следующим фрагментом сможет стать более активная музыка. Завершить сеанс может более спокойная музыка[10]. Выбор произведений зависит от цели сеанса, первоначального состояния участников, их потребностей. Например, возможен такой музыкальный ряд: К.СенСанс «Лебедь», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», Iчасть, Ф.Шопен Концерт для фортепиано с оркестром №1, IIчасть. В течение сеанса может звучать и одно произведение, например, В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», Iчасть.Эффективные формулы внушения предложены В.И. Петрушиным.Но обычно ведущий идет от собственного восприятия музыки, от тех ощущений, которые возникают в нем самом, от желания помочь людям зарядиться радостью или обрести душевный покой. При проведении сеанса мы пользуемся формулами внушения (самовнушения), которые произносятся ведущим на фоне музыки, или используем поэтические фрагменты,предваряющие музыку[10].Одной из форм сеанса музыкотерапии может стать просмотр видеопейзажей на фоне музыки. Большой оздоровительный эффект имеют те сюжеты, где видео и музыкальный ряд гармонично выстроены, учитываются психологические особенности восприятия. От спокойного созерцания красоты природы через напряженный накал страстей к «очищению» водой и успокоению –такова драматургия зрительного и слухового ряда, такова драматургия эмоциональных состояний.Важным этапом является завершение сеанса. Необходимо помочь «пациентам» вернуться из мира воображаемого в мир реальный. Поэтому вновь обращается внимание на дыхание, на ощущения своего тела. Желателен этап рефлексии, когда каждый участник может поделиться своими ощущениями, новым состоянием. Это новое, обретенное во время сеанса состояние, отражается на просветленных лицах, в сияющих глазах, как правило, переживается необычный, незабываемый опыт изменения внутреннего состояния под воздействием музыкальных звуков, и опыт этот благотворно отражается как нафизическом, так и душевном состоянии. Анализ проводимых музыкотерапевтических сеансов в разных возрастных и социальных группах, результаты опросов и их участников подтверждают значимость и необходимость данной формы профилактической работы по преодолениюэмоционального выгорания педагога.Как комплексно с музыкотерапией, так и самостоятельно в качестве коррекционной технологии используется изотерапия. Под изотерапией понимают терапию изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В более широком смысле, это форма творческого (художественного) самовыражения с применением рисования, живописи в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления (по Н. Роджерсу)[9].В многочисленных исследованиях отмечено, что в процессе рисования, разукрашивания, создания собственных образов и рисунков, личность оказывается в ситуации коррекционного эффекта, который проявляется в следующих моментах: 1)предоставляютсяпрактически неограниченныевозможностидля самовыражения и самореализации личности в продуктах собственного творчества;2)эстетические продукты объективируют в себе чувства и переживания человека, то есть являются символическим выражением его отношения к миру, проекциейличности;3)Последовательноразвивается состояниеаффекта и изменяетсяего психологического содержания от актуализации негативного аффекта и его эмоционального отреагирования

к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения от цвета, формы, сочетания цветов в форме изодеятельности; 4)появляется возможность побыть наедине с собой, своими мыслями, чувствами, переживаниями; в процессе рисования, человек анализирует значимые для него моменты и ситуации, которые произошли в течение дня, рефлексирует и гармонизирует свое психоэмоциональное состояние;5)взрослый обращается к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по какимлибо причинам затруднительно обсуждать вербально;6)на символическом уровне происходит экспериментирование с самыми различными чувствами, которые в последствие исследуютсяи выражаютсяв социально приемлемой форме;7)работа над рисунками являетсябезопаснымспособомразрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам)и позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять;8)проведенные исследования подтверждают, что рисование способствует согласованию межполушарных взаимоотношений, т.к. напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрения, двигательная координация, речь, мышление), изобразительная деятельность не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой;9)в традиционном понимание, которое также имеет важное значение, изотворчество способствует творческому самовыражению, развитию воображения, этического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом[5, с. 72].В настоящее время описано достаточное количество техник изотерапии, среди них большой популярностью пользуются:техника медитативного рисунка (разукрашивание, создание, выкладывание, созерцание мандал –рисунка в круге);техника направленной визуализации (направление потока воображения в определенное русло, рисунок на абстрактную тему);техника изотворчество –рисунок на свободную тему под музыку в технологии развивающейся кооперации, группа, как правило, доводиться до 16 и более человек;«пальчиковая» и «ладонная» техники»;техника «Оттиск» («Печатка») (отпечаток графического изображения на бумаге, картоне или другом материале, полученный передачей краски с печатной формы под давлением);техника тампонирование;техника монотипия (вид графики; краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы; полученный оттиск всегда бывает единственным);техника рисование с помощью выдувания краски (понимаются несколько близких техник, основанных на использовании трубочек для коктейля и жидко разведенной краски).В учебнометодической литературе систематизированы и постоянно дополняются приемыизотерапии(работа с красками, карандашамии природным материалом): марания, штриховка, каракули, рисунок на стекле, рисование пальцами, рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами), рисование мыльными пузырями, прием свободного рисования, коммуникативного рисования, совместного рисования, дополнительного рисования идр.[8].Особое значение в коррекционной работе отводится анализупроцессаи результатарисования. Мы предлагаем анализировать работу по изотворчествупо следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски –творческое начало, позитивное эмоциональное состояние, преобладание постельных тонов –свидетельство чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок –это свой особый индивидуальный язык, здесь нет однозначно принятых иустановленных правил, это больше рисунок души, ее состояния, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало», «детское» начало (в хорошем понимании)в человеке и наоборот. Чем быстрее заполняет участникизотворчества лист красками, чем больше его запас творческих духовных сил и наоборот. Чем пластичнее, округлее, плавней на рисунке линии, тем пластичнее, мобильнееи гибчепсихика человека, тем он более приспособляеми легче адаптируемк окружающим условиям и наоборот.К одним из значимых условийиспользования изотворчества относят создание при рисовании музыкального «неразрушительного» фона.Поэтому и музыкотерапия, и изотворчество могут и должны реализовываться комплексно, дополняя и взаимообогащая коррекционную работу в целом.Таким образом, мы отмечаем, что при профилактикеи преодолении эмоционального выгорания личности наиболее доступными, безопасными, простыми в использовании являются такие коррекционные артпедагогические технологии, как музыкотерапии и изотерапии.Для педагогов владение данными технологиями приобретает особое значение, т.к. включаясь в совместную творческую деятельность с учащимися, они не только реализуется коррекционную направленность образовательного процесса, но и имеют возможность заниматься самокоррекцией и профилактикой нарушений своей психоэмоциональной сферы.

Ссылки на источники1.Бойко В. В. Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» [Электронный ресурс]. URL: http://www. b17.ru/article/4338/2.Зеленова М. Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 6980.3.Золотова Т.Н. Профилактика и коррекция синдрома «эмоционального выгорания» как один из путей оптимизации педагогической деятельности // Коррекционная педагогика. №1. –2007. –С.50524.Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. –СПб.: Речь, 2005. –256 с.5.НеретинаТ.Г., КлевесенковаС.В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе : учебное пособие /под общ. ред. Т.Г.Неретиной. 3е изд., перераб. и доп. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 276 с. 6.Овсянникова Е.А. Социальнопсихологический тренинг: теория, методика и практика. Магнитогорск, 2011. 152 с.7.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. –176 с.8.Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. –СПб.: Речь, 2007. –152 с.9.Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арттерапия для всех. –СПб.: Питер, 2007. –96 с.10.Элькин В.М. Чудомузыки. Заметки практикующего музыкального психотерапевта // Музыкальная психология и психотерапия. 2008.

№2. С. 118131.