Развитие эмпатии у детей 6–7 лет в процессе игровой деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Фурман Я. И. Развитие эмпатии у детей 6–7 лет в процессе игровой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86960.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научно-методические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены игры, содействующие формированию когнитивного, эмоционального и действенного компонентов эмпатии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Фурман Яна Игоревна, выпускница факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева»

Развитие эмпатии у детей 67 лет в процессе игровой деятельности

Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научнометодические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.На основе обобщения современныхдостижений педагогической теории и практики представлены игры содействующие формированию когнитивного, эмоционального и действенного компонентов эмпатии.Ключевые слова: игра,эмпатия, развитие, дошкольник, содействие, сопереживание, сочувствие

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида и предполагает:субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств, способность чувствоватьсостояние другого человека и умение вставать на его позицию. Теоретический анализ позволил выделить два подхода к пониманию и определению феномена эмпатии в науке, согласно которым она рассматривается с одной стороны, как психический процесс, с другой стороны, как способность и свойство личности. Отсутствие единого подхода к определению данного феномена свидетельствует о его неоднозначности и сложных структурных характеристиках[1213;15; 1718].В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие.В исследованиях Д.Б. Эльконина,эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации[20].В сових работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим[16].Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания[1].Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H.Обозова, который охарактеризовалэмпатиюкакпроцесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты.Соответственно представленным компонентам выделяетсятри уровня эмпатии[13].

Первый уровень когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния. Преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности характерно для адекватного понимания другой личности[13].Второй уровень эмпатии предполагаетэмоциональную эмпатию, которая может быть представлена в двух вариантах: первый вариант связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии человека; второй проявляется в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.Преобладание сочувствия как второй формы эмоциональной эмпатии может рассматриваться как переходная стадияот эмоциональной к действенной эмпатии[13].Третий уровень эмпатии представляет собой высшую форму эмпатии, которая включает в себякогнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Эмпатия на данном уровне проявляется в реальных действиях по оказанию помощи илиподдержки партнеру по общениюиливзаимодействию[13].Необходимо отметить, что H.H. Обозов рассматривает действенную эмпатию как высшую форму и заключительную фазу эмпатического акта, в котором в качестве промежуточных звеньев выступает когнитивная и эмоциональная эмпатия.В сових работах A.B. Запорожец и его ученики охарактеризовалидинамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию.Данные формыэмпатийных переживанийв отечественной психологии трактуются в следующих значениях:1) сопереживание

переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним; 2) сочувствие

переживание собственных эмоциональных состояний поповоду чувств другого человека; 3) содействие

комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии[3].Дошкольное детство является самым ответственным периодом развития ребенка, когда закладываются основы всех психических свойств личности, познавательных процессов и видов деятельности.Можно выделить 4 этапаразвития эмпатии у детей дошкольного возраста:1й этап –«язык эмоции» или «познаю себя»;2й этап –«язык чувств и переживаний» или «Я –другой человек»;3й этап –«нравственные беседы» или «содействие»;4й этап формирования –«сорадование»[17].Наиболее эффективным педагогическим средством развития эмпатии старших дошкольников с учетом выделенных особенностей современных дошкольников является игровая деятельность, которая обладает широкими педагогическими возможностями в развитии данной способности у детей старшего дошкольного возраста.С педагогической точки зрения, возможности развития эмпатии в игровой деятельности обусловлены следующими ее характеристиками:1)коллективная форма организации игры удовлетворяет потребность детей старшего дошкольного возраста в совместном сотрудничестве и совместной игровой деятельности;2)совместное игровое взаимодействие с одной стороныпредполагает наличие эмпатийных умений (договариваться, учитывая интересы друг друга; оказывать взаимопомощь; проявлять сочувствие, сопереживание), с другой в игре ребенок обогащает опыт эмпатийного поведения, обусловленый необходимостью согласовывать свои действия с действиями и интересами других участников, проживанием жизни своих героев, анализом их поступков;3)интенсивность переживаний детей в процессе игровой деятельности, влияет на характер поведения ребенка, оставляя глубокий след в его сознании;4)принимая участие в игре, ребенок берет на себя определенную роль и это дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, а также позволяет выражать собственные, присущие детям чувства и обогащать свой эмоциональночувственный опыт;5)способность к идентификации с полюбившимися героями позволяет через образы игры обеспечиватьусвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность детям не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор;6)потребность в благополучии другого, отраженная в переживаниях, полученных в игровой деятельности, может стать устойчивым мотивом поведения субъекта данной деятельности,а многократно повторяющиеся эмпатийные состояния сочувствия и сопереживания, в свою очередь становятся устойчивым свойством личности[2].Развития эмптаии у детей старшего дошкольного посредством игровой деятельности следует осуществлять поэтапно:

вначаледолжны доминироватьигры, ориентированные на констатацию эмоциональных состояний, т.е. на повышение уровня эмоционального компонента эмпатии;далее важныигры, направленные на восприятие внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека, т.е. на развитие когнитивного компонента эмпатии, а также игры, содействующее развитиюповеденческого компонента эмпатии.С целью развития эмоционального компонента эмпатии могут быть использованы игры «Два зеркала», «Немое кино», «Зеркало» и др.[67; 9].В процессе игры «Два зеркала» основные роли по очереди исполняютчетверо детей. Двое детей, которые изображаютзеркалас помощью жестов и мимики пытаютсясообщить королеве кто стоит за ней. В этой игре все дети по очереди исполняютроли то зеркал, то короля иликоролевы.В игре«Немое кино»

сначала педагог, а затем уже и сами дети по очереди исполняют роль старого телевизора без звука, а остальные являются зрителями, отгадывающими сообщение, которое до них пытался донести телевизор. Затем участники могут поделиться на две подгруппы, придумывать и изображатьсцену прощания, приглашенияилиприветствия, а дети второй группы отгадывать.В игре«Колечко» дети по выражению лица соседей пытаютсяугадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. В игре«Зеркало» дети поочередно исполняютроль зеркал и зверушек, прыгающих и изображающих разные состояния. Роль зеркал сложнее, так как они должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек. С целью формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям, способности мысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другогоможно использовать следующие игры[4; 6; 8; 19]:Игра «Именины», в которой «именинник» придумываетсебе роль какогонибудь известного героя (например, Золушки) и жестамиилимимикой сообщаетоб этом дарителям. Каждый из дарителей придумываетвоображаемый подарок и с помощью мимикиилижестов преподноситего имениннику. Дети могут даритькак волшебные предметы, так и реальные (хрустальные башмачки, карету, корону, волшебнуюфлейту, аленький цветочек, конфету, мячи т.п.), а также нравственные качества(нежность, заботу, дружбу, различные эмоциональные состояния радость, гордость).В игре«Оживший холодильник» ребенок беретна себя роль холодильника и разыгрываетсвои действия в квартире, устанавливает конструктивные отношения с членами семьи. Другие дети могут представитьсебя шкафом, буфетом, печкой и т.д. В игре«Скульптор» игровые действия выполняются в парах. Один из участников выполняет роль «скульптора», который «лепит» фигуру (любую, по своему усмотрению) из своего партнера. После этого ребенок«скульптор» рассказываето том, что он слепил и о характере того, кто изображен. Присутствующие могут задавать ему вопросы. Затем дети меняютсяролями. В игра «Барахолка» дети, выполняющиероли продавцов нахваливают свой товар, стараясь его продать, а «покупатели» его критиковали, стараясь снизить цену.При этом дети пытаютсяпродать ненужные качества(грубость, лень, злость, плохое поведение, печаль, неаккуратность, плохое настроени) и приобрести хорошие качества(доброту, дружелюбие, хорошее настроение, веселье, радость, скромность и т.д.).

С целью развития поведенческогокомпонентаэмпатииможно использовать игры[56; 10; 19]: «Расколдуй принцессу», «Поводыри» и «Сиамские близнецы» и пр.В игре«Расколдуй принцессу»дети исполняютроли рыцарей и амазонок, которые освобождают принцессу. Освободители должны продвигаться медленно и тихо. Тех из них, которых заметили, начинают движение с начала. При возникновении споров назначали судью из числа зрителей.

В игре «Поводыри» играющие разбиваютсяна пары. Один из участников исполняет роль «слепого», второй –его «поводыря», который должен был провести слепого через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья или другие люди). «Поводырь» сначала медленно передвигаетсяпо помещению, «слепой» следуетза ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличивается. После прохождения маршрута, участники меняютсяролями.В игре «Сиамские близнецы» дети разбиваются на пары, представляя, что они сросшиеся близнецы, у которых 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Они встают плечом к плечу, обнимаяядруг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставятрядом. Таким образом,они ходятпо помещению, пытались присесть, чтото сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Итак, развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться посредством игровой деятельности эффективно, если правильно подобраны игры с учетом возрастных особенностей детей, их воспитательной ценности и возможности вовлечения дошкольников в разнообразную увлекательную совместную деятельность, содействующую формированию эмпатии и внимания друг к другу; осуществляется поэтапная реализация методики использования игр в воспитательной работе, направленной на формирование у детей способности эмоционально откликаться на состояние другого, умений правильно распознавать эмоциональное состояние человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию и, наконец, оказывать реальное содействие и пр.

Ссылки наисточники1.Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. –1975. №2. –С. 147168.2.Голдаева, Г. Педагогика переживания / Г. Голдаева // Дошкольное воспитание. –2001. №6. –С. 9597.3.Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелелева. –М., 1986. –203 с.4.Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://osyka.ru/igrovaya.5.Игры детства [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/igrydetstva.html. –MAAM.RU6.Игры и тренинги на развитие эмпатии[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/28/organizatsiyarabotysluzhbyprimireniyavlitseeigryitreningina.7.Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/kartotekaigrdljaformirovanijaudeteinavykovneverbalnogoobschenija.html. 8.Клуб «Планета детства», направленный на формирование у дошкольников положительного образа семьи [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/klubplanetadetstvanapravlenyinaformirovanieudoshkolnikovpolozhitelnogoobrazasemi.html. –MAAM.RU. 9.Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/komunikativnyeigryiuprazhnenijadljadeteistarshegodoshkolnogovozrasta.html. –MAAM.RU. 10.Конспект социально –психологического тренинга для подготовительной группы «Давайте жить дружно» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspektsocialnopsihologicheskogotreningadljapodgotovitelnoigrupydavaitezhitdruzhno.html. –MAAM.RU. –(Дата обращения:17.11.2015).11.Кондрашова, Н. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок / Н. В. Кондрашова, А. А. Турбаева // Концепт [Электронный ресурс]: электронный журнал. –2014. –№ 03. Режим доступа: http://ekoncept.ru/2014/ 14057.htm

12.Кондрашова, Н. В. Развитие у детей эмпатии в условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования / Н. В. Кондрашова, А. А. Турбаева//Современные научные исследования. Выпуск 2 –Концепт [Электронный ресурс]: электронный журнал. –2014. Режим доступа:http://ekoncept.ru/2014/54781.htm

13.Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. –Лыбидь, 1990. –192 с.14.Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. –СПб, 2009. –656 с.15.Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детскородительских отношений[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.practic.childpsy.ru/diagnostics/articles.php?ID=10385. 16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Госучпедтиз, 2000. –704 с.17.Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/formirovaniechuvstvayempatiudeteistarshegodoshkolnogovozrasta.html. –MAAM.RU. 18.Эмпатия –один из важнейших этапов развития личности ребенка [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.uaua.info/ot3do6/psihologiyaivospitanieot3do6/article38788empatiyaodinizvazhneyshihetapovrazvitiyalichnostirebenka/.–UAUA.info. 19.Юсупов, И.М. Психология эмпатии:теоретич. и прикладн. аспекты: Автореф. Дис. дра психол. Наук / И.М. Юсупов. –СПб., 1995. –120 с.20.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. –М.: Владос, 1999. –358 с.