Информационная культура как необходимая часть развития современного человека в условиях формирующегося глобального информационного общества

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горюнов В. С. Информационная культура как необходимая часть развития современного человека в условиях формирующегося глобального информационного общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86969.htm.
Аннотация. В настоящей статье анализируются различные точки зрения на понятие «информационная культура», рассматривается современная точка зрения на информационную составляющую культуры, затрагиваются вопросы информационного неравенства, а также необходимости «перестройки» общественного сознания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горюнов Владимир Сергеевич,Нач. инф.отд., препль НЧОУ ВО «Северный институт предпринимательства»VladGor2909@yandex.ru

Информационная культура

как необходимая часть развития современного человека в условиях формирующегося глобального информационного общества

Аннотация.В настоящей статье анализируются различные точки зрения на понятие информационная культура, рассматривается современная точка зрения на информационную составляющую культуры, затрагиваются вопросы информационного неравенства, а также необходимости «перестройки» общественного сознания Ключевые слова:информационная культура, системообразующее ядро, информационная составляющая деятельность человека, информационноенеравенство

В условиях нового этапа развития общественноэкономической формации необходимо формирование новой грани культуры общественных взаимоотношений, которая называется информационная культура.Сформировавшаяся информационная культура охватывает все остальные культурные фрагменты, формирование которых в условиях современности невозможно без взаимодействия с информационной культурой, которая выступает в роли основополагающего элемента. Для понимания смысла информационной культуры и формирования ценностноориентированной системы общественных отношений в условиях информационного общества необходимо разобраться в ее понятии. Следует обратить внимание на то, что единого подхода к понятию «информационная культура» не существует. Это связано с тем, что на каждую дефиницию в наукесуществует несколько точек зрения, которые раскрывает у того или иного понятия разные грани, в качестве аналога можно вспомнить географические названия север, юг, запад, восток, которые не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими. Первая точка зрения информационную культуру рассматривает через призму личностного развития человека и определяет ее как информационные качества личности. Представителями первой точки зрения на понятие «информационная культура» являются Вохрышева Маргарита Георгиевна[1], Зубов Юрий Сергеевич [2]. Зиновьева Нона Борисовна [3] информационную культуру считает как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации». Представители второй точки зрения на понятие «информационная культура» придерживаются следующего мнения: информационная культура выступает в качестве информационной деятельности аксиологического характера. К представителям второй точки зрения относятся Хангельдиева Ирина Георгиевна, Гречихин Александр Андреевич. Медведева Елена Александровна Михайловский В.Н. устанавливают взаимосвязь информационной культуры с определенным уровнем знаний, который позволяет человеку свободно находить ориентир в информационном пространстве, принимать участие в его становлении и благоприятствовать созданию системы информационного взаимодействия, с новым типом общения. Соснина Т.Н. под информационной культурой понимает качественную характеристику уровня развития общества. Представленные точки зрения на дефиницию «информационная культура» постараемся объединить и вывести свое определение «информационной культуры». Под информационной культурой следует понимать ценностноориентированную систему в условиях формирующегося информационного общества, которая направлена на формирование информационной составляющей каждого человека, что позволяет ему свободно ориентироваться в информационном пространстве и строить эффективные общественные взаимосвязи. В качестве признаков информационной культуры будут выступать: способность получать самую разнообразную и разнокачественную информацию; способность производить выборку необходимой информации из огромного информационного массива. Кроме того, информационную культуру следует рассматривать не только как часть общей культуры в ее социотехническом аспекте,но и как часть профессиональной культуры. Навыки работы с компьютерной техникой сопряжено со знанием информатики, математики и английского языка. Но для широкого понимания информационной культуры не стоит ограничиваться лишь рамками около компьютерной ситуации. Объем понятия «информационная культура» гораздо шире. Современное развитие информационной культуры является зеркальным отражением многовековой эволюции человечества, их знаний и деятельности. Становление информационной культуры начинается тогда, когда человечество содержательно стало понимать сигнал ситуации. Человек научился разбираться в смысловом содержании сигнала, что по сути стало толчком для развития такого специфического средства общения, как язык. С начала язык выступал в виде звука, слова,а затем язык видоизменился и стал выступать в виде письменности, документов и т.д. На современном этапе развития человечества для передачи информации может быть использовано множество средств. Появление множества средств передачи информации тесно взаимосвязано с историческим циклом развития. Информационная культура может быть представлена как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех формах жизнедеятельности.Информационная культура представляет собой целостную систему, в основе которой располагается системообразующее ядро, содержательным элементом которого является информационная деятельность. Информационная культура неразрывно связана с социальной природой человека. Эта грань культуры формируется путем сочетания разнообразных творческих способностей человека, и ее проявление выражается в следующих аспектах:в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);в способности эффективно применять в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой единицей которой являются многочисленные программные продукты;в умении получать и обрабатывать информацию из различных источников: периодическая печать,электронные средства коммуникации и умении ее эффективно применять;в умении работать с различной информацией;в знании особенностей информационных потоков в своей сфере деятельности.Информационная составляющая деятельности человека позволяет функционировать и совершенствоваться информационному потенциалу общества. Непосредственно в процессе информационной деятельности и взаимодействия люди стремятся к совершенству культуры обращения с информацией, методам ее получения, обработки, хранения и своевременнойвыдачи. Своевременная выдача информации является очень важным обстоятельством, так как информация имеет свойство быстро устаревать, особенно в современном мире, являясь зеркальным отражением ускоряющегося хода общественной жизни, развития науки и промышленности, техники и способов общения людей друг с другом. Актуальная на сегодняшний день информация, которая представляет из себя большую ценность, на завтра может потерять свою ценность. Для повышения практичности и в зависимости от профессиональной сферы деятельности людей информационная культура подразделяется на научную, промышленную, политическую, художественную, образовательную и т.д., которые в дальнейшем подразделяются на более мелкие. Например, в условиях современной компании информационная культура подразделяется на четыре группы: 1.Функциональная культура. В организациях подобного рода информации отводится такая роль, как возможность влияния на других. В сфере менеджмента использование функциональной культуры позволяет использовать такой инструмент, как управление подчиненными и влияние на них. Представленная разновидность информационной культуры свойственна жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля. 2.Культура взаимодействия. Применение культуры взаимодействия возможно лишь в тех организациях, в которых менеджеры и специалисты доверяют друг другу и поэтому существует возможность обмена информацией, которая имеет особое значение для совершенствования процессов и роста эффективности. На уровне культурного взаимодействия возможен прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах, которая является необходимым условием для устранения проблем и адаптации к изменениям. 3.Культура исследования. Находясь в рамках культуры исследования, управленческийперсонал и служащие стремятся к глубокому пониманию направлений будущего развития организации и поиска наиболее подходящего инструмента для отражения возможной угрозы. В данной ситуации на передний план информационного поведения выходит предвидение. 4.Культура открытости, которая предполагает взаимодействие управленческого персонала и служащих по направлению открытости для нового взгляда на природу кризисов и радикализацию перемен, находятся на стадии совместного поиска способов прорыва к конкурентоспособности. Данный вид компаний ответственно относится к выбору подходов к бизнесу и поэтому сознательно отбрасывают устаревшие взгляды, чтобы сосредоточиться на поиске новых горизонтов и идей, сулящих обновленную линейку продукции и обновленный перечень услуг, которые по своему характеру позволят выйти на новые сегменты рынка и усовершенствовать условия конкуренции. Информационная культура является продуктом симбиоза информации и культуры. Информация и культура могут находиться в точке пересечения и образовыватьтем самым пространство, которое можно обозначить как информационная культура. Это определенный уровень культуры взаимодействия человека с информацией.Информация и культура по своему содержанию являются двумя феноменами, обладающими общими чертами. К таковым можно отнести их глобальный характер, универсальность, которые реализуются во взаимосвязи с самыми разнообразными формами человеческой жизнедеятельности. Информация и культура проникают в разные по своему характеру способы человеческой жизнедеятельности и наполняют их такими очень важными свойствами как творческий характер, целеполагание и др. Если смотреть на взаимодействие информации и культуры глубже, то следует иметь ввиду, что эти явления общественной жизни являются взаимообуславливающими: культурные процессы рассматриваются через призму информационную, и наоборот. Эффективное воздействие на человека и общество со стороны культуры возможно лишь посредством механизма сбора и распространения информации о наличной среде, в условиях которых она функционирует и о состоянии культурного развития. Информация и культура могут существовать в семиотических знаковых системах. Основным продуктом культурного воздействия на человека и общество являются артефакты, которые по своему характеру несут в себе и информационную составляющую. Еще одна грань взаимодействия информации и культуры реализуется в процессе образования. Таким образом, культура и информация представляют собой единое многоаспектное целое.Но такое единство с точки зрения диалектики противоречиво и включает различие. Различие между информацией и культурой проявляется в способах познания мира. Информация отражает мир в виде символьной формы, которая имеет числовое значение. Артефакты культуры могут проявляться в виде художественных образов, нравственных норм и других специфических культурных феноменов. Различны по своему характеру и сами внутренние идеистимулы развития: для культуры являются важными философскоэстетические нормы, для информации являются важными научнотехнические элементы. Противоречивый характер единства информации и культуры отражает возникающие противоречия между технократией и культурой, которое характеризует современное общество. Ситуация, при которой возникает противоречие между информацией и культурой, складывается по причине того, что техника и информационные технологии, с одной стороны, позволяют развивать культуру, с другой стороны, эти же явления общественной жизни оказывают пагубное влияние на духовные ценности и тем самым деградируют общество. Складывается следующая картинка: с одной стороны, получает широкое распространение и внедрение передовых достижений техники и технологии, с другой –подвергается острой критике технократии. Этот парадокс является подтверждением глубокой взаимосвязи между культурой и техникой. Лучшим воплощением данной взаимосвязи является информационная культура. Информационная культура, являясь важнейшей составляющей общей культуры, обладает глубоко гуманистической направленностью. Информационная культура выступает в качестве накопителя всего предшествующего опыта человеческой жизнедеятельности в сфере получения и использования информации. Но это вовсе не означает, что процесс популяризации информационной культуры в обществе не встречает на своем пути какихлибо проблем. В качестве одной из таких проблем, с которой общество встречает на пути овладения информационной культурой, является появление информационного неравенства.В период информатизации всего общества основное противоречие возникает на границе между теми, кто обладает высокими интеллектуальными способностями и имеет навыки работы с информацией и способен обладать ею, и теми, кто таковыми способностями не обладает. Между этими двумя конгломератами образуется то, что называется «цифровым барьером» или «цифровым разрывом». Данные термины констатируют то, что основной информационный массив люди в современных условиях в основном получают через компьютер, цифровые устройства. Социальная значимость человека и гражданина определяется уровнем его информированности, которая выступает в качестве главного социального богатства и переводит на второй план производство материальных товаров и обладание деньгами. Самым главным является то обстоятельство, что информационное неравенство возникает между субъектами одного и того же поколения. В условиях одной и тойже кафедры образовательного учреждения может возникнуть конфликтная ситуация по причине того, что одна часть работников кафедры работает на компьютере и эффективно применяет современные информационные технологии, а другая часть работников кафедры не работает на компьютере и вследствие этого не применяет современные информационные технологии. Вторая точка различия между информированными и не информированными субъектами располагается между представителями старого и молодого поколения. Представителей старогопоколения характеризует консерватизм и трудно поддающееся информационной «перестройке» сознание, что приводит к возникновению компьютерной безграмотности. Представителей молодого поколения можно с уверенностью назвать «компьютерным поколением». Молодые люди с упоением приступают к освоению информационной технологии, обладают навыками ее использования в своей учебе и работе. В результате данного противоречия между поколениями представители молодого поколения живут одной культурой, а преподаватели –другой.Третий точка информационного неравенства располагается во внутренней оболочке развитых стран, где основным ядром стала индустрия знаний. Ввиду вытеснения традиционных культурных ценностей со стороны информационных ценностей видоизменяются границы среднего класса. Все большее число представителей общества существует в границах бедности, так как их уровень квалификации обуславливается появлением современных технологий; одновременно из обладателей знаний и интеллектуальных технологий формируется новая элита. Представители новой элиты формируют информационную среду. Кроме того, существует прослойка населения, которая делает первые шаги в сторону формирующейся информационной среды, слой населения, отчужденный от новой информационной среды, и часть населения, которая выступает против нововведений, считающая их вредными для общества. Такой цифровое расслоение населения развитых стран оказывает влияние на их социальную структуру или социальную стратификацию.Четвертой точкой информационного неравенства является различие между развитыми и развивающимися странами. На данный момент разница между развитыми и развивающимися странами проявляется в следующем: менее 5 % компьютеров с доступом в Интернет находятся в развивающихся странах, в то время как 88% пользователей Интернет находятся в развитых странах. Возможные последствия такого информационного неравенства видны не вооруженным взглядом, так как недостаточный уровень развития информационных технологий может привести к замедлению темпов экономического развития в огромном регионе земного шара.Итак, явное информационное неравенство может привести к возникновению конфликта между представителями одного и того же поколения, представителями различных поколений, обострению социальной напряженности между населением развитых стран и между развитыми и развивающимися странами. Указанные обстоятельства усиливают экономическое неравенство между отдельными людьми, слоями населения и странами. Жесткое расслоение людей и общественных групп, исходя из степени их участия в получении, обработке, передачи и использовании информации приводит к тому, что наряду с тенденциями интеграции и глобализации постепенно формируются противоположные тенденции –разделение людей, народов, стран и регионов, поэтому над миром возникла угроза разделения на «информационное сообщество» и всех остальных. Указанное обстоятельство может сводиться к следующему: происходит не только замедление прогресса за пределами развитых стран, но и складывается тенденция к необратимой социальной и финансовой деградации отсталых стран. Процесс расслоения общества с каждым днем становится все быстрее и быстрее, который накладывает свой отпечаток на социальную структуру общества и взаимоотношения между людьми. Информатизация общества исходит из интеллектуальной активности некоторых личностей и, обозначая её из общей массы людей на первом плане, способствует возрастанию процессов расслоения общества.

Ссылки на источники1.Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. –М.: ЛиберияБибинформ, 2007. –104 с.2.Библиография искусства: учебник для библиотечных факультетов интов культуры / Зубов Юрий Сергеевич. –Москва: Книга, 1973 –89178.–17. –355. –Методический отдел бки ГГУ: 0.00.3.Н.Б. Зиновьева, А.В. Мельникова О разработке новых педагогических методик преподавания вузовских дисциплин в сетевых условиях