«Столица мусульманского мира»: развитие Каира в XIX веке

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петрунина Ж. В. «Столица мусульманского мира»: развитие Каира в XIX веке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 546–550. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96015.htm.
Аннотация. В предлагаемой статье рассмотрены изменения, которые произошли во внешнем облике Каира в XIX в. На протяжении столетия европейская цивилизация оказывала влияние на развитие Каира, достижения которой получили отражение в архитектурном наследии города. Статья написана на материале мемуаров российских путешественников и периодической печати XIX в.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Петрунина Жанна Валерьяновна,Доктор исторических наук, профессор кафедры «История и архивоведение», КомсомольскийнаАмуре государственный технический университетpetrunina71@bk.ru

«Столица мусульманского мира»: развитие Каирав XIXвеке

Аннотация.В предлагаемой статье рассмотрены изменения, которые произошли во внешнем облике Каира в XIXв. На протяжении столетияевропейская цивилизация оказывала влияние на развитие Каира, достижения которой получилиотражение в архитектурном наследиигорода.Статья написана на материалемемуаров российских путешественников и периодической печати XIXв. Ключевые слова: Каир, Египет, Наполеон Бонапарт, Мухаммед Али, диалог культур, российские путешественники, периодическая печать.

В современном мире, где широко развиты средства массовой информации и коммуникации, получить представление о странах и городах различных регионов практически не составляет труда. Активное взаимодействие культур на разных уровнях стирает границы, позволяя укрепить и расширить диалог между народами. Люди, не имеющие возможности побывать в тойили иной части света, черпают сведения из рассказов и впечатлений очевидцев. В XIXв. основным источником получения информации в России были преимущественно материалы газетижурналов, опубликованные мемуары отечественных и зарубежных путешественников. Именно эти источники позволяли образованной части русского общества знакомиться с Ближним Востоком, активное изучение которого в России началось в XIXстолетии. Активизация интересажителей России и европейцев к Египту была связана стеми событиями, которые произошли в пашалыке в конце XVIII‬первой половине XIXв.:французской экспедицией Наполеона (1798 ‬1801 гг.), реформами англичан, закрепившихся в пашалыке сразу после ухода французов, а главное ‬с трансформациями, которые пережил пашалык в связи с деятельностью выдающегося правителя Мухаммеда Али (1805 ‬1849 гг. правления). В первой половине XIXв. Египет был подвергнут кардинальному переустройству в духе европейских тенденций того времени. Изменения затронули социальноэкономическую и политическую структурупашалыка, были они заметны и во внешнем облике крупных ближневосточных городов. Важнойзадачейфранцузов было сделать привлекательными египетские города для европейских купцов, мануфактуристов и разного рода специалистов.В случае закрепления французов на севере Африки это принесло бы им значительные экономические выгоды. Для решения поставленной задачи следовало приложить немало усилий для изменениявнешнего вида городов Египта. С начала XIXв. представители администрации и специалисты занимали лучшие здания на улице квартала анНасирийа. В Каире работали гостиницы и кофейные дома. Наряду с уже существующими кожевенными заводами, предприятиями по производству шляп, платьев, сапог, заведениями для возгонки душистых вод, появлялись золотошвейни, новые мастерские по производству предметов роскоши. Улицы Каира оживились, стали шумными, привлекательными для торговцев.В условиях жары город просыпался около шести часов утра, а к обеду население находилось в помещениях. На улицахс самого утраразворачивалась торговля, оживали базары, которых в Каире было около шестидесяти. Базары имели свою специализацию. Так, на базаре Гурнех торговали иностранными полотнами, кашемировыми шалями и кисеями, базар эльАшрафиех сла 2вился качественной писчей бумагой, а на базаре Наххассин продавались известные во многих странах ювелирные изделия, оружие стоило приобретатьна базаре СукэльСеллат. Французы модернизировали инфраструктурупашалыка. В Египте началось строительство дорог (наиболее крупной стала дорога, соединившая Каир и Булак), активно работали ветряные мельницы, что позволило увеличить производство муки, использовались механизмы для собирания воды и орошения полей. Был учрежден монетный двор, действовали пороховые мельницы. Подобные преобразования способствовали экономическому развитию Египта и делали его привлекательным для более развитой Франции. В условиях ведения боевых действий крайне необходимо было создать сеть медицинских учреждений. Во времена французской оккупации в Каире появились четыре военных госпиталя. Действовали французские бани, фабрика по производству пива, пекарня, табачная фабрика и винный завод. Бонапарт активно пропагандировал научные достижения. В походе приняли участие 165 французских ученых, которые накануне экспедиции вошли в состав Комиссии наук и искусств, обладавшей в то время наилучшими средствам для научных исследований[1]. Французский командующий называл Египет «колыбелью искусств и наук. Там можно видеть самые большие и самые древние сооружения, вышедшие из рук человеческих. Если бы мы имели ключ к иероглифам, которыми они покрыты, то мы узнали бы неизвестные сейчас вещи относительно первого периода развития общества»[2]. В августе 1798 г. был подписан декрет об учреждении Египетского Института, первыми сотрудниками которого стали французские ученые. Деятельность ученых была направлена как на изучение Египта, так и на улучшение жизни в пашалыке. Среди обсуждаемых вопросов были вопросы о составлении подробной карты Египта, об исследованиях проблем распространения моровой язвы, об улучшении качества выпечки хлеба, очистке нильской воды.В одном из домов Каира французами была создана библиотека, в фондах которой хранились Французская энциклопедия, учебники военной истории и военного искусства, научные труды Академии и записки путешественников, книги по физике, химии и астрономии. Доступ к книгам получили все жители Каира. Новшеством в пашалыке стало появление периодической печати. В августе 1798 г. вышел первый номер газеты на французском языке «Курье де л‱Эжипт»,а для читающих только поарабски выпускался информационный листок «атТанбих».В 1799 г. в Каире начала работать арабская типография. Несмотря на то, что появление прессы в Египте было практически символическим, появление газет способствовало расширению кругозора египтян и распространению грамотности среди населения. Мухаммед Али продолжил преобразования, начатые европейцами. В период правления Мухаммеда Али развитие Каира получило новый импульс. Этот город стал преображаться и соответствовать статусустоличного. Изменения города соответствовали потребностям пашалыка. Мухаммед Али активно приглашалевропейских специалистов для работы в Египте в разных сферах, стремился привлечь путешественников из разных частей света. Подобные меры позволяли не только почерпнуть различного рода информацию, но главное ‬распространить сведения об успехах реформирования самого Мухаммеда Али. На протяжении всего XIXв. европейские путешественники с восхищением отмечали эволюционные изменения, которые пережил Каир. Российский историк православной церкви, религиозный писатель, дипломат А.Н. Муравьев во время путешествия по Палестине в 1830 гг. указывал навеликолепие Каира, который «с первого взгляда является истинной столицей востока, во всем очаровании столь громкого имени…»[3]. Подобное мнение высказал и побывавший в Египте в 1840х гг. про 3фессор СанктПетербургского университета В. Диттель. Он полагал, что по красоте и уровню жизни населения Каир можно сравнить с Константинополем, а сам город с уверенностью считать столицей «всего мусульманского мира»[4]. Тепло встретил Каир и русского писателя Е.П. Ковалевского, оказавшегося в столице Египта в 1847 ‬1848 гг. по приглашению Мухаммеда Али.Е.П. Ковалевский отметил величие Каира как города мусульманского Востока времен праведных халифов[5].Многих очевидцев поразила многолюдность города (по разным оценкам в Каире проживало примерно 400000 человек), придающая ему пестроту, движение и живость. Впечатления русских путешественников дополнили материалы, содержавшиеся вработеизвестного француза Клотбея «Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии», опубликованной в России в 1843 г. Приближенный к египетскому паше французский врач детально описал географическое положение Каира, территориальное деление и представилсведения о численности населения города, проживавшего в первой половине XIXв. Познавательной частью повествования Клотбея стала легендао появлении старого Каира. Легенда гласила, что завоеватель Египта Амру во время осады города увидел на своем шатре гнездо, свитое голубем. Амру не стал разорять гнездо, посчитав это небесным предзнаменованием. Отправившись для завоевания Александрии, Амруоставил свой шатер раскинутым, а по возвращении‬основал вокруг него новую столицу Египта, которую назвал МизрФостат. В 1167 г., опасаясь приближения крестоносцев, губернатор дал приказ сжечь город, а жители были вынуждены поселиться недалеко от города эльКагеры, основанного в 958 г. Именно этот город и стал новой столицей Египта. Впоследствии из эпитета эльКагера, что значит «победоносный», в Европепоявилось название Каир.Эта легенда встречается и в путевых заметках Е.П. Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку»[6].

В Каире проживали люди разныхконфессий, поэтому во внешнем убранстве нашлось место как мусульманским архитектурным традициям, так и традициям других религий.Большое впечатление на очевидцев оказали мечетиКаира, отличавшиеся изящной простотой, величавостью и легкостью. В XIXв. в городе насчитывалось около четырехсот мечетей. Одной из наиболее важных мечетей египетского пашалыка и знаменитых в мусульманском мире была мечеть альАзхар. Мечеть была построена в 970 ‬972 гг. по распоряжению фатимидского военачальника Джаухара. С 988 г. мечеть альАзхар стала известнымрелигиознымуниверситетомКаира, где все желающие могут заниматься изучением Корана, арабского языка и литературы, разнообразных религиозных дисциплин.В АльАзхаре на протяжении длительного времени находили приют странникии гонимые, в ней селились преподаватели, прибывшие из других государств. Мечеть несколько раз перестраивали и реставрировали. Очевидцам XIXв. мечеть предстала во всем великолепии. Онабыла серая,состояла из полови крыши, державшейся«аркадами колонн», по углам располагались «громадные сталактиты из узорчатого дерева». Свидетельством того, что мечеть посещают паломники, явились ступени, обтертые ногами правоверных[7].Привлекла внимание путешественников и мечеть Мухаммеда Али, которая была построена с учетом мусульманских обычаев по типу константинопольского храма Святой Софии. Мечеть Мухаммеда Али была достроена после смерти пашиидо сих пор она относится к числу великолепныхпамятниковархитектуры. В Каире были представлены и христианские церкви, число которых год от года увеличивалось. Путешествующий по Святым местам в1820 ‬1821 гг. Кир Бронников сообщал толькоо двух православных церквях в новом Каире ‬Синайском метохе с часовнею и церкви Святителя и Чудотворца Николая, а в старом ‬о церкви Великомученика Георгия[8]. Однако по свидетельству Клотбея, к 1840м годам в Каире насчитывалось уже до тридцати православных церквей и часовен[9].Они были вы 4держаны в архитектурном стиле православных храмов.Особой красотой отличалась Церковь Св. Николая,которая, как полагал русский путешественник К. Павлович,и в Петербурге «была бы …из числа богатейших»[10]. Внешний облик Каира изменился и под влиянием реформаторской деятельности Мухаммеда Али. В городе появились отсутствовавшие ранее медицинские учреждения ‬госпитали и больницы, родильные дома и акушерская школа, дом для сумасшедших. В Каире при Мухаммеде Али постоянно велось строительство фабрик, мастерских, военных заводов, работала типография и монетный двор.Продолжали работать бани. Были открыты частные школы. Поистине украшением модернизированного Каира стали дворцы Мухаммеда Али, АббасПаши, Ибрагимпаши, ДефтердарБея, которые отличались по своему стилю и архитектуре от других застроек города. Однако к концу XIXстолетия эти дворцы, испытавшие влияние европейской архитектуры, потеряли свой восточный колорит и стали «скучны до тошнотворности»[11].Они практически ничем не отличались от зданий европейских городов. Центральное место во всех путевых заметках XIXв. занимала одна из главных достопримечательностей города Цитадель, которая с XIIв. являлась резиденцией султановмамлюков. Она была построена к XIIв. и располагалась в восточной части Каира. В 1824 г. цитадель была разрушена изза взрыва порохового магазина. Спустя пять лет по приказу Мухаммеда Али цитадель стала возводиться вновь. В южной части цитадели была построена мечеть, которая является достопримечательностью и для современных путешественников. Цитадель была достаточно благоустроена. Наряду с великолепным дворцом, где египетский паша мог останавливаться на отдых, посещая Каир, здесь находился колодец Иосифа. Уровень технической оснащенности поразил европейских путешественников. Колодец использовался для снабжения цитадели нильской водой в случае любых повреждений водопровода. Вконце XIXстолетия русский путешественник В. Андреевский сообщал детали: колодец был вырыт в скале и имел глубину 88 метров, что соответствовало уровню Нила. В арсенале, расположенном в цитадели, трудились около тысячи работников, которые были заняты производством оружия ‬пистолетов, ружей, конной сбруи[12].В воспоминаниях очевидцев встречаются рассказы о двух садах, отличавшихся необычайной красотой, которые располагались в деревне Шубре и на острове Рода. К сожалению, уже к концу XIXв. достойный вид садов не удалось сохранить. Путешественники отмечали и воздействие европейской культуры на внешний облик населения Каира. Жители города стали носить европейскую одежду, а женщины получили возможность посещать те места, куда раньше вход был разрешен толькомужчинам. Несмотря на очевидные измененияв облике Каира, которые обычно связывались с попыткой Мухаммеда Али вывести страну из восточного невежества, российские и европейские путешественники отмечали, что большинство улицКаира были узки и кривы, а дома‬«дикой архитектуры»[13]. Сам Каир на протяжении всего XIXстолетия оставался городом контрастов, на улицах которого можно было встретить и богачей, и деловых людей,и очень бедных жителей.Тем не менее, все преобразования, которым был подвергнут Каир в XIXв. послужили толчком для его развития, способствовали формированию крупного политического, промышленного и культурного центра на Ближнем Востоке на долгие годы.

Ссылки на источники1.Петрунина Ж.В. Наполеон в Египте. 17981801 гг…//Вопросы истории. 2008. № 10. С. 145. 2.Наполеон Бонапарт. Египетский поход. СПб., 2000. С. 31. 3.Муравьев А.Н.Путешествие ко святым местам в 1830 году. Ч. 1. СПб., 1832. С. 114.4.Диттель В. Очерк путешествия по Востоку с 1842 по 1845 //Библиотека для чтения. Т. 95, СПб., 1849. С. 49.

55./Ковалевский Е.П./ Путешествие во внутреннюю Африку Е. Ковалевского. Ч. 1. СПб., 1849. С. 24. 6.Клотбей. Египет в прежнем и нынешнем своем состоянии. Ч. I. С. 158 ‬159; /Ковалевский Е./. Указ. соч. Т. 2. С. 158 ‬159.7.Юрьев М.Мои письма. (4 декабря 1893 ‬15 мая 1894 г.). М., 1895. С. 86 ‬87. 8.Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824. С. 132. 9.Клотбей. Указ. соч. С. 162.10.Павлович Константин. Заметки путешественника по Востоку //Журнал для чтения воспитанникам военноучебных заведений, № 141. 1842. С. 57. 11.Андреевский В. Египет. Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. М.СПб., 1886. С. 79. 12.Путешествие из Парижа в Иерусалим через Грецию, и обратно из Иерусалима в Париж через Египет, Варварию и Испанию, г. Шатобриана. Т. 3. СПб., 1815. С. 103. 13.Павлович Константин. Указ. соч. С. 55.