Динамика развития национального самосознания народов России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Липина Е. А. Динамика развития национального самосознания народов России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 586–590. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96024.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме национального самосознания народов России. Автор рассматривает историю развития национального самосознания, проблему соотношения национальной самоидентичности и чувства принадлежности к единой нации, анализирует научные работы исследователей и выступления президента Российской Федерации по данной проблеме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Липина Елена Андреевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьlena_tyumen@inbox.ru

Динамика развития национального самосознаниянародов России

Аннотация.Статья посвящена проблеменационального самосознания народов России. Автор рассматриваетисторию развития национального самосознания,проблему соотношения национальной самоидентичности и чувства принадлежности к единой нации,анализирует научные работы исследователей и выступления президента Российской Федерации поданной проблеме.Ключевые слова: нация, национальное самосознание,Россия, историческая память народа, славянофильство, этническая толерантность, этноцентризм, национализм.

В мире множество многонациональных государств. И все же Россия стоит в этом ряду особняком. Нигде на планете на одной территории не проживает более 180 народностей и этносов, причем все эти народности не эмигрировавшие из других мест, как, например, в Соединенных Штатах Америки, а проживающие на территории страны исконно. При этом на сегодняшний день следует констатировать тот факт, что ситуация, сложившаяся в российском обществе далека от идеала: в национальном самосознании народов, наблюдается стремление к национальной изоляции и агрессия. В связи с этим раскрытие закономерностей развития и формирования национального самосознания как средства сохранения нации требует всестороннего анализа. Прежде чем детально говорить о национальном самосознании народа, следует дать определение понятию «нация». Нация ‬это особое качество социального образования, возможного на определенном уровне социальноэкономического развития общества; нация характеризуется общностью территории, в рамках которой разворачивается история народа, общностью языка, культуры и ментальности [1].Подчеркивая проблему межнациональных отношений,А.Г. Здравомыслов, под национальным самосознанием понимает «определение себя в контексте значимого присутствия «других», но не любых «других» и не любых произвольныхситуаций, а исторически общих. В русской культуре было несколько доминантных, значимых «других», определяя которые, конструируя их узнаваемые образы, формировалась собственная русская идентичность [10].

Д.С. Александров под термином «национальное самосознание» понимает как «осознание себя принадлежащим к той или иной национальной группе со своими культурными, семейнобытовыми и общественными отношениями; оно не зависит от территориального проживания того или иного человека» [2].Поскольку национальное самосознание является сложным явлением, то его определение должно отражать всю многоаспектность. Национальноесамосознаниепонимается как «совокупность оценок, отношений и представлений членов национальноэтнической общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем месте среди других общностей и характере взаимоотношений с ними»[7; 9; 17].Национальное самосознание имеет сложную структуру, являясь итогом длительного исторического развития народа. Она включает: 1) осознание представлений доминирующей части нации о самой себе (о родном языке, традициях, обычаях, истории, выдающихся деятелях народа, символах и т.д.); 2) осознание представлений доминирующей части нации о других; 3) межнациональные отношения как продукт этого осознания; 4) понимание социальногосударственной общности[17].Н.Н. Целищев отводит особое место в структуре национального самосознанияисторическойпамятироссийского народа, а именно представлениям об общности исторического прошлого, о территориальной общности, о государственной общности при определенных конкретноисторических условиях [16].Д.С. Александров выделяет две основные функции национального самосознания: 1) объединительную (ононаделяетиндивидов осознанием принадлежности к этносу или нации); 2)разделительную (дает возможность осознать свою отличительныечерты, отделяющиепредставителей данного народаот других) [1].Другие исследователи выделяют несколько основных функций национального самосознания: 1) функцию национального мироощущения, которое обеспечивает нации восприятие ее естественного и социального мира; 2) функцию национальной самоидентификации, закрепляющей представления нации о своей этнической принадлежности, историческом прошлом, национальной территории, религии и т.д. 3) функцию национальной преемственности, обеспечивающей связь между самостоятельными периодами в жизни нации, создающей единую связанную цепь исторического развития глобальных событий в его жизни; 4) защитную функцию, обеспечивающую защиту нации в первую очередь ‬от отрицательного внешнего воздействия, способного разрушить ее целостность и уникальность; 5) познавательную функцию, преследующую цель познать народом свою собственную сущность и сущность тех народов, в межнациональные отношения с которыми приходится вступать в силу исторических и геополитических процессов; 6) приспособительную функцию, которая позволяет найти оптимальные пути адаптации к той специфике национальной жизни, которую создают условия проживания народа; 7) регулятивную функцию, обеспечивающую направление усилий народа на достижение единой, важной для всех ее членов общенациональной цели [17]. Генезис национального самосознания представляет собой длительный и неравномерный исторический процесс.Первоначально основополагающей детерминантой развития национального самосознания являлисьэтнопсихологические факторы (деление общества на «своих» и «чужих»), материально и исторически обусловленные потребности развития народа. Экономическая, территориальная и историческая общность народов, усиливавшая психологическую общность «мы», консолидировала разделенные национальноэтнические общности в единые нации и вела их к более рациональному осознанию себя как единого целого. Апротивостояние своей национальноэтнической группы иным общностям способствовалоформированиюнационального самосознания: осознания своей принадлежности к общности, сопричастности к судьбе своего народа,осознание единства интересов и целейи необходимости совместной борьбы за их осуществление.Российский народ в разные этапы своей истории переживал периоды подъема и спада национального самосознания. Начало этого подъема восходит к XI в., к истокам национального духа христианской Руси. Христианство создало широкую основу для объединения членов древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих нравственных и духовных принципов и оказало влияние на все стороны жизни людей. Не смотря на то, что общественное сознание Древней Руси не было поглощено религией, русское православие ориентировало людей на самосовершенствование, приближение к христианским идеалам. Это способствовало появлению духовности. Кроме того, древнерусское общество строилось на принципах коллективизма с общинной основой, которая определила ментальность русского человека: стремление к братству народов. Переломным в Древней Руси стал XIII век, когда в русских пределах появились монголотатары, истрана стала испытывать давление с Востокаи с Запада. Куликовская битва (1380 г.) вызвала новый подъем национального самосознания в XIVXV вв., связанный с возрождением русской средневековой культуры после ликвидации монголотатарского ига на Руси[8].Следующий этап развития национального самосознания связан с реформами Петра Великого. Переворот Петра и последовавшее господство немецких порядков. По определению В.Г. Белинского, «отсюда для России начинается время сознания, она начинает осознавать себя в европеизме»[Цит. по 8]. Прогрессивный процесс европеизации России сопровождался ломкой установившегося строя жизни и насильственным насаждением чужеземных обычаев. Вту эпоху русский народ потерял свою национальную идею. Реформы Петра I привели к образованию в России противоположных укладов, расколовших российское обществона две части. Первый уклад был ориентирован на уравнительные принципы социальной справедливости, общинности, смирения и всечеловечности. Второй уклад характеризовался западным типом развития. Его идеалы формировались под влиянием европейских мыслителей и были основаны на личностном начале, рационализме, индивидуализме[8]. Первая четверть XIX в. характеризуется распространением просветительской мысли. Невозможность по политическим условиям непосредственного социального преобразования привела к тому, что вся активность перешла в литературную и философскую мысль. Этот период можно определить как новый этап подъема национального самосознания русского народа. Новый подъем духа нации мыслился уже не в узких этнических рамках, а в более широком контексте (идея славянофилов о возрождении славян)[8]. Славянофилы призывали ксознательному возвращениюк народным истокам своей национальной культуры. В основе их воззрений лежало непосредственное знакомство с Европой и критическое отношение к ней. Они сформулировали типичные черты различия России и Европы, русской и западноевропейской культуры. Противопоставление «своих» и «чужих» и связанная с нимэтническая напряженность сталоестественным социальным явлениеммногонациональной страны. В период существования СССР этническая нетерпимость так же, естественно, имела место, однакоэта проблема была искусственно снята введением антропологического нонсенса «советский человек». Проблемы межэтнического взаимодействия обрели патологический характерпосле развала СССР: все подавленные тенденции стали очевидны[12]. Ухудшение положения в стране, изменение идеалов, неопределенность ситуации привели к тому, что многие потеряли нравственные, идеологические, материальные и жизненные ориентиры. Перестав быть гражданами СССР, люди не смоглиосознатьсебягражданами России. Наступил кризис национального самосознания, продолжающийся до сих пор.Этническое насилие по отношению к нерусским в России стало приобретать угрожающие формы. Возникшее в90е гг.понятие «лицокавказской национальности», которое до сих пор находит место даже в лексиконе политических деятелей России, представляет собой следствие потери национального самосознания и прогрессирования негативных этнических установок.На психологическом уровне перерабатываются изменения идеологических конструкций, сопряженных с переходом от понятия «дружбы народов» к понятию «многонациональногогосударства». Сегодня национальное самосознание населения России, как и в любой переходный период, носит нестабильный характер. С одной стороны, внешнее воздействие на страну в виде угроз, санкций и отказа от сотрудничества способствует сплочению российского народа и росту доверия к руководителю страны.С другой стороны, оно претерпевает серьезный кризис, вызванный растущими межнациональными рознями коренного населения и мигрантов, недовольством по отношению к власти, а точнее к его бездействию.Доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра по изучению консерватизма Воронежского госуниверситетаА.Ю. Минаков достаточно критично высказываетсяо том, что «руководство страны, называя русских «государствообразующей нацией», игнорирует их интересы. Слабо ведется работа по совместному решению проблем чрезмерной миграции, связанного с ней криминала и вызывающего поведения приезжих, что приводитк лавинообразному росту агрессивных проявлений со стороны коренного населения, грозит отчуждением русских от государства и его руководства и,в конце концов,может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущимугрозу фундаментальным основам нашей цивилизации» [13].

Ссылаясь на выступление Святейшего Патриарха Кирилла на XVIII Всемирном русском народном Соборе 2013 г., А.Ю. Минаков пишет, что «благополучие и целостностьрусского народа, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Русский народ является важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин» [13].

А.Ю. Минаков утверждает: «Будет в России хорошо русскому большинству ‬будет хорошо и всем другим этносам. Но это отнюдь не предполагает подавление национальнокультурной идентичности других этносов, напротив, их культурные достижения должны органически включаться в общероссийскую идентичность. Только таким и никаким другим путем можно создать эффективную российскую идентичность.Единое государство и единое общество возможны только тогда, когдаотдельные граждане и регионы будут обладать равными политическими и экономическими правами, что предполагает соблюдение реального равноправия в политической, экономической, правовой, культурной сфере ‬соблюдение элементарных пропорций [там же].

Соблюдаются и будет ли соблюдаться эти пропорции в будущем, если сегодня согласно миграционной статистике первыестрочкирейтинговрегионовРоссиипопривлекательностидлямиграциизанялиСанктПетербургсприлегающимиобластями,Московскаяобласть,Краснодарскийкрай, Ставропольский край, Республика Татарстан, Тюменская область, Новосибирская область, Амурская область и т.д. [11]. Авцелом Россия занимает 2 место по количеству только официально зарегистрированных мигрантов, главная цель которых ‬заработать деньги в сферах торговли, строительства и ЖКХ.

Все вышесказанное говорит о том, что в условиях фактической болезненной заменыкоренного славянского, финноугорского и тюркского населения мигрантами, образования мигрирующим населением в ответ на недовольство коренного населения своих национальнорелигиозные общин, их отказа ассимилироваться и адаптироваться в обществе,возрождение здорового национального самосознания россиян и единства народов нашей страны представляется крайне сложным. Негативное отношение коренного населения к происходящим этносоциальным процессам в российском обществе подтверждаются результатами научных исследований других ученых. Обратимся к анализу отношений коренного населения России к мигрантам А.Г. Зравомыслова, изложенного в работе «Национальное самосознание россиян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены»[10]. Опрос населения показал крайне негативное отношение местного населения к чеченцам. Онообъясняется военной ситуацией в регионе чеченского кризиса,в котором оказались жертвами сотни российских солдат. Вина за жертвы в массовом сознании была возложена на чеченцев как народ. Помимо чеченцев преобладание антипатий распространилось на азербайджанцев. Это объясняется значительным удельным весом азербайджанской диаспоры на рынках крупных городов. Сравнительно высокой оказалась и доля антипатий, высказанных по отношению к евреям. Что касается симпатий, то они направлены в любых национальных группах в основном на собственную национальность. Это означает, чтосегодня всем национальностям, в том числе и русским, присущ этноцентризм. Более того, нетерпимая группа (русские) в гораздо большей степени согласна с тем, что «Россия должна быть государством русских людей».

В работе А.В. Дмитриева «Стереотипизация мигрантов как социальная проблема» [7]рассматривается проблеманеприязни коренных жителей по отношению к мигрантам и ответнойреакциипоследних, проявляющихся в устойчивых национальных стереотипах. В качестве примеров можно привести следующие представления резидентов страны о мигрантах и наоборот, соответственно: 1) «Быстроразмножающиеся» индивиды, которые скоро вытеснят нас с нашей земли / Вырождающиеся индивиды, которые уделяют больше внимания домашним животным, чем родственникам; 2) Они приносят с собой наркотики и различные болезни / Они порочны, больны алкоголизмом и венерическими заболеваниями; 3) Они не имеют никакого намерения найти какуюлибо работу, бродяжничают и нищенствуют / Они не хотят трудиться, тяжелую работу предоставляют приезжим; 7) Они чужие нам люди, говорящие на непонятном языке и не признающие нашей культуры / Они чрезмерно гордятся культурой и языком, не признают нашей культуры и обычаев; 8) Они создали преступные группы на этнической основе / Они эгоистичны, заражены потребительствоми не помогают нам и т.д. Следует отметить, что подобные стереотипы неприятия «чужого» уходят корнями в древнюю историю (вспомним сопротивление русского народа нововведениям Петра I), поэтому до сих пор имеют место в русской культуре, а значит в русском национальном сознании. Некоторыми учеными в последние десятилетия проводились исследования этноконфессиональных отношений в отдельных многонациональных регионах России. Материалы исследований позволиливыявить тенденции развития и описать динамику процессов в сфере этнического сознания и межэтнического взаимодействия жителей. Исследования показали, что больше половины респондентов, состоящих из коренного населения, проявляют негативизм,прежде всего,в отношении представителейКавказа, Центральной Азии, цыганам и чеченцам. Растет мигрантофобия; русский национализм и национализм «приезжих»; звучат требования соблюдения «чистоты расы», защиты от «черных» кавказцев, «жидомасонов», о соблюдении особогостатусарусских[3]. Этнонационализм не всегда и не обязательно проявляет себя в форме открытого противостояния или конфликтов. Приходится признать, что в средствах массовой информации в последние годы искусственно подогревался интерес к межэтнической вражде, так что при одном упоминании явно «нерусской» фамилии моментально наводит общественность на мысль о «понаехавших». Лексемы, употребляемые журналистами («Лицо кавказской национальности»), уничижительные этнические стереотипы, внедряемые в массовое сознание через заголовки газет («Второе пришествие чеченцев», «Второе пришествие татар», «Чернокожие конкуренты», «Лица бандитской национальности», «Чужие в городе»), способствуют нарастанию враждебности к различным этническим группам.Риторика правоохранительных органов ориентирована на «расистские» установки, что аргументируетсяследующими причинами: 1) ростом количества тяжких преступлений, совершаемых мигрантами; 2) осложнением социальной обстановки изза неконтролируемого притока мигрантов; 3) ухудшением санитарноэпидемиологической обстановки в стране; 4) безнаказанным асоциальным поведением мигрантов (закалыванием и расчленением живого барана на детской площадке перед благоустроенным домом в центре города в национальный религиозный праздник) и неполиткорректными высказываниями в сторону коренного населения («чтото русских в Тюмени развелось» и т.д.); 5) захватом ключевых позиций в социальноэкономической сфере посредством коррупции; 6) анклавным образом жизни и отказом от принятия социальных норм коренных народов и т.д.В сфере правопорядка принято сегментировать криминальное пространство по национальноэтническому признаку. Так, закрепилось представление о преобладании граждан стран Центральной Азии среди лиц, совершающих преступления, связанныес наркотиками, сексуальным насилием, педофилиейиубийствами на национальной почве[6]. Сотрудники полиции подтверждают этот факт официальными статистическими данными, приписывая тем самым перечисленным преступлениям кавказскую национальность. Однако, добавляют, что другие преступления (грабежи, квартирные и другиекражи, домашнее насилие, убийства) совершаются в основном представителями коренного населения.При этом освещение в средствах массовой информации с использованием устойчивых негативных стереотипов получают, как правило, инциденты, связанные с нерезидентами.Таким образом, профессиональная характеристика криминальной сферы становится основой для обывательской стереотипизации, закрепляясь в сознании граждан неизменно в отрицательном ключе: «кавказцы ‬члены организованных бандитских группировок», «мигранты ‬насильники и убийцы» и т.д. Для большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетным источником информации, поэтому даже если человек критически ее воспримет, она все равно закрепится в его сознании. Феномен авторитета средств массовой информации заключается в возможности снять ответственность за свое решение Сегодня достаточно открыть любой поисковый браузер, и по тегу «убийство» возникнет множество публикаций ксенофобского содержания. Для интернетисточников, как и для других средств массовой информации,характерна ориентация на освещение национальной принадлежности преступника и описание жертвы как исключительно мирного, случайного прохожего.Национальное самосознание развивается не само по себе и не стихийно. Оно формируется длительным ходом развития общественных отношений, и на этот процесс оказывают большое влияние социальноэкономические и культурные своеобразия, этнодемографические и этнопсихологические факторы. В конечном счете, национальное самосознание является продуктом духовного творчества правящего слоя страны, который не только формулирует смысл «бытия» исторической общности, но и осуществляет проектирование социального будущего нации, то есть проводит определенную политическую волю [2].Поэтому наряду с результатами мониторинга мнений населения и результатами теоретических исследований разных научных сфер касательно проблемы становления и сохранения национального самосознания российского народа, целесообразно представить позицию руководителя страны и осветить предлагаемые им пути решения данной проблемы.На пленарной сессии XIзаседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент Владимир Путин подтвердил исключительную важность национальноговопросамногонациональной России ввиду ростамежэтнической и межконфессиональной напряженности, котораяявляются результатом колоссальныхмиграционных потоков. В то же время президент пояснил объективные причины массовой миграции ‬колоссальное неравенство в развитии и условиях существования. В связи с этим одну из важнейших задач страны глава государства видит в создании для людей возможность достойно жить и развиваться на их исторической Родине[14].Между тем,В.В. Путин уверен, что российский народ «давно самоопредилился благодаря длительному уникальному российскому опыту государственного развития. Историческая Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, дружеском и служебном уровне. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. При этом стержень, скрепляющий ткань этой уникальной цивилизации ‬русский народ и русская культура. Русский народ является государствообразующим ‬по факту существования России. Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности.При этомпрезидент убежден, что попытки проповедовать идеи построения русского «национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности. Если многонациональное общество поражают «бациллы национализма», оно теряет силу и прочность. Национализмом российское общество «заразилось» в период распадаСССР, по сути, исторически ‬большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке» [14].Президент констатирует факт недостаточногоурегулированияправ национальных меньшинств с гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом, что приводит к возникновению замкнутых национальнорелигиозныхобщинмигрантов, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Ответная реакция на такую модель поведения ‬рост ксенофобии среди коренного населения, попытка защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага[4; 5].

В своей речи президент обозначил следующие пути решения «национального вопроса» в стране: 1) каждому, в том числе приезжему, датьобязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа; в первую очередь повыситьрольтаких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история в контексте всего богатства национальных традиций и культур; 2) развивать стратегию национальной политики, основаннойна гражданском патриотизме; каждый человек при сохранении любви к своей вере и этнической принадлежности должен быть, прежде всего, гражданином России и гордиться этим; никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства, так же как и законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности каждого; 3) в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов; 4) искоренять пороки правоохранительной системы, неэффективность работы некоторых представителей власти, коррупцию, способствующихросту конфликтов на национальной почве, ведь когда речь заходит о том, что в России ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют свои прямые задачи ‬не защищают жизнь, права и безопасность граждан; 5) контролировать работусредств массовой информации; 6) минимизировать миграционные потоки посредством эффективной деятельности миграционных служб; 7) разработать дифференцированнуюполитикув отношении легальной миграции, что, в свою очередь, предполагает «положительную селекцию» в плане квалификации, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости; 8) посредством деятельности правоохранительных органов пресекать неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное поведение соответствующими законами (выяснить, все ли необходимые для контроля такого поведения людей нормы содержатся в Административном и Уголовном кодексах, в регламентах органов внутренних дел Российской Федерации); 9) ужесточитьправиларегистрации и санкций за их нарушение, не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства; 10) не допускать возникновение замкнутых, обособленных национальных анклавов, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия» и коррупция; 11) обеспечить цивилизованную интеграцию и социализацию мигрантов (речь должна идти,прежде всего,о высоких стандартах отечественного образования, привлекательностиобразования и его ценности какмощногомотиватораинтеграционного поведения для мигрантов; 12) в обязательном порядке для приобретения или продления миграционного статуса проводить экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права[4; 5; 14].Что касается отдельныхпредложенных путей решения «национального вопроса»,то здесь возникают сомнения относительно их реализуемости. Так, например, формулировка о«высоких стандартахотечественного образования и привлекательности образования как мощного мотиватора интеграционного поведения,представляется возможной лишь в очень далекой перспективе ввиду того, что система образования сегодня разрушается, подвергаясь парадоксальным экспериментам. Ее характерными чертами являются: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты работников образовательной сферы, нецелесообразные и непродуктивные учебные программы, необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия; система ЕГЭ привела к тотальной коррупции и разрушению образованности как таковой. Выпускники школ не умеют удовлетворительно читать и писать и не владеют элементарными нормами коммуникативной этики.Затем такой контингент поступает в высшие образовательные учреждения, где существуют те же системные проблемы: слабое моральное и интеллектуальное развитие абитуриентов, низкие зарплаты профессорскопреподавательского состава, старение основной массы преподавательского корпуса и т.д.

Некоторые из перечисленных стратегий все же успешно реализуются в разных регионах нашей страны. ВТюменском регионе патриотические инициативы властей направлены в сторону восстановления в глазах общественности статуса России как сильного и самостоятельного государства. Отсюда ‬популярность разного рода патриотических проектов («Имя России», «Георгиевская ленточка» и т.д.) с общероссийским ценностным смыслом, с апеллированием к героическому прошлому страны и т.д.[6].В Оренбурге создаются и развиваются национальные радио, телевидение, различные формы общественнополитической организации этнических групп, обеспечивается доступк власти их представителей. Создаютсянациональнокультурные центры, просветительские общества, призванныеспособствовать сохранению родного языка, народных традиций, сохранять и развивать национальную культуру, сохранятьстабильности в обществе, развивать межкультурноесотрудничество, укреплятьмежэтническиеотношения. Проводятся дни национальных культур, религиозные торжества разных национальностей и диаспор. Развиваются национальные печатные средства массовой информации. В образовательных учрежденияхдетей вовлекаются в систему национального образования через изучения родного языка, национальной культурыипредметные олимпиады[3]. Все эти процессы демократизации российского общества способствуют активизации национального самосознания.В основе сохранениянационального самосознания и успешного сосуществования разных национальностей на территории одной многонациональной страны лежит этническая толерантность, которая в широком смысле понимается как отсутствие или ослабление реагирования на какойлибо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Говоря об этнической толерантности, следует иметь ввиду следующее: это признание не только других культур, но и принятие двух основных принципов ‬социального единства человечества и отличия каждого из нас от каждого другого. Единство и многообразие являются двумя основными феноменами, с которым сталкивается каждый человек в течение своей жизни. Признавая другого, его этническую принадлежность, культуру и быт, мы тем самым освобождаемся от агрессивного отношения к этому другому, от ненависти к тем, кто отличается от нас[12].Часто мы путаем два понятия ‬толерантность и терпимость. На первый взгляд эти понятия тождественны. На самом же деле между ними есть семантическая разница. Понятие «терпимость» предполагает нечто негативное, сдерживание агрессии по отношению к чемуто или комуто отличному от нас. Говоря об этнической терпимости, мы призываем не проявлять агрессию по отношению к какомуто конкретному этносу. Говоря же об этнической толерантности, мы имеем в виду социальную и психологическую готовность личности принимать иную культуру в качестве самобытной ценности, имеющей право на существование, точно такое право, каким обладаем мы сами. В контексте религиозного восприятия мира понятие «толерантность» тождественно понятию «милосердие».Толерантность в любом ее проявлении, в том числе и в этническом, предполагает определенные «границы». С одной стороны, этопредставляется нонсенсом, так как толерантность не должна иметь границ и, отражая принцип принятия и прощения, не может быть ограничена сферой своей функциональности. С другой стороны, понятие «границы этнической толерантности» должно существовать в силу того, что онаможет трансформироваться в отрицание своей собственной этнической самобытности, во вседозволенность со стороны «другого». Иными словами, человек должен осознавать свое отличие от других, но этоне должно ему мешать принимать культуру других. Когда человек осознает свое отличие от другого, когда один этнос осознает свою самобытность и принимает уникальность других этносов, они способны подняться над собственной этнокультурной ограниченностью. Именно в этом смысловом поле и возможно понятие «границы толерантности».Важным условие при этом представляется взаимно толерантное отношение, взаимоуважение и прочие взаимные процессы [15].Вообще любое социальное явление имеет границы: так, часто патриотизм имеет на другом полюсе ненависть к другому этносу и способен породить этноцентризм и даже национализм, если он формируется на фоне «образа врага». И наоборот, национализм может рассматриваться как позитивное явление, если оно рассматривается как проявление любви к Родине. При обсуждении проблемы миграции В.В. Путин назвал себя «самым большим националистом в России», считая самый большим и самым правильным национализмом выстраивание действий и политики таким образом, чтобы это пошло на благо народу. А если под национализмомпонимается нетерпимость к другим людям, это будет разрушать нашу страну, которая изначально складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство [14].

Как данность необходимо принять то, что монокультурное общество и формирование «чисто» русского национального самосознанияв России непродуктивно. И не только потому, что российское общество стало разнороднее изза миграционных процессов, а в силу того, чтоРоссийскаяФедерациявключает89 многонациональных субъектов, в каждом из которых историческипроживают до 100 и более представителей этнических групп ‬россиян.

Ссылки на источники1.Александров Д.С. Трансформация национального самосознания в условиях глобализации. Автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.11 / СевероКавказский федеральный университет. Ставрополь, 2013.2.Александров Д.С. Теоретикометодологические подходы исследования национального самосознания. Теория и практика общественного развития. 2013. №10.3.Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 1.

4.Владимир Путин обсудил проблемы миграции с представителями религиозных и общественных организаций. URL:http://www.1tv.ru/news/social/180914.5.Владимир Путин. Россия: национальный вопрос. URL: http://www.ng.ru/politics/20120123/1_national.html. 6.Галактионова Н.А. Особенности освещения криминальной хроники: ксенофобия как ориентир современных СМИ. Вестник Тюменского института повышения квалификации. Выпуск № 2(3), 2014. 7.Дмитриев А.В. Стереотипизация мигрантов как социальная проблема. Власть. №11. 2014. Издво: Редакция журнала «Власть» (Москва). 8.Жигунова В.Г. Национальное самосознание русского народа в философии славянофильства. Вестник МГТУ, том 9, №1, 2016 г. 9.Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм. Вестник института цивилизации. Издво: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт цивилизации (Владикавказ). №4. 2001. 10.Здравомыслов А.Г. Национальное самосознание россиян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Издво: Всероссийский центр общественного мнения (Москва). №2. 2002. 11.Миграция населения в России: Где больше всего мигрантов? URL: http://toprf.ru/places/155migratsiyanaseleniyavrossii2014rejtingza8mesyatsev.html. 12.МикаелянЛ. О проблеме этнической толерантности. URL: http://www.ysu.am/files/08L_Mikaelyan.pdf. 13.Минаков А.Ю. Проблема общероссийской идентичности и русский вопрос. URL: 4pera.ru/. 14.Остановить глобальный хаос (стенограмма речи президента Владимира Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 2014 г.). URL: http://www.rg.ru/2014/10/24/putin.html. 15.Формирование межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного образования: учебное пособие / под ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2014. 16.Целищев Н.Н. Язык, этническая идентичность и национальное самосознание. Аграрное образование и наука. Издво: Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург. №1, 2014. 17.Шаймарданов Р.Х. Национальное самосознание и технология его формирования в педагогике народа ханты. Российский гуманитарный журнал. 2014. Т.3. №6.