Традиционные и новаторские тенденции в оформлении спектаклей Омского музыкального театра середины XX – начала XXI века
Выпуск:
ART 96033
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пузырева
С.
П. Традиционные и новаторские тенденции в оформлении спектаклей Омского музыкального театра середины XX – начала XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
631–635. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96033.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено оформление классических спектаклей (опер, оперетт, балетов) и современных постановок (балетов, необалетов) главными художниками Омского музыкального театра с периода его основания в 1947 году. Выявлены основные тенденции, характерные для творчества сценографов музыкального театра.
Текст статьи
Пузырева Светлана Павловна,Студент,факультет искусств,Омский государственный педагогический университет, г.Омскsvetlana.puzyreva@mail.ru
Традиционные и новаторские тенденции в сценографии Омского музыкального театрасерединыXX
началаXXIвв.
Аннотация.В статье рассмотрено оформлениеклассических спектаклей (опер, оперетт, балетов)и современных постановок (балетов, необалетов) главными художниками Омского музыкального театра с периода его основания в 1947 году.Выявленыосновные тенденции, характерные для творчества сценографов музыкального театра.Ключевые слова:сценография,музыкальныйтеатр,оперетта, балет,художники сценографыг.Омска.
Творчество художников сценографов, работавших в Омске,остается практически не исследованной специалистами темой. Опубликованный материал, посвященный Омскимтеатрам, включает в себя информацию преимущественно о режиссерах, актерах, деятельности театра в целом, и лишь в незначительной степени затрагивает темусценографии и художниковпостановщиков. В данной работе осуществлена попытка рассмотреть сценографиюглавных художников Омского музыкального театра с точки зрения наличия традиционных и новаторских тенденций в декорационном решении музыкальногоспектакля.Систематизация информации отворчествеведущих сценографов театра с учетом жанровой специфики музыкальных постановокпредпринимается впервые, в этом видится актуальность данного исследования.Источниковой базой для статьи послужили материалы фонда музея Омского музыкального театра, специализированные издания, посвященные юбилею театра, а также информация о постановкахтеатра из периодическойлитературыпрошлых лет.Оформление спектаклей в музыкальных театрах всегда было более традиционным, относительно мало,в сравнении с другими театрами, подвержено сценографическим экспериментам. Сохранению классических декорационных решений способствует сама специфика музыкальных постановок: они как правило ориентированы на красочность, зрелищность, погружение зрителя ватмосферу той или иной изображаемой эпохи. Помимо этого, на характер оформления музыкальных спектаклей влияетожидание аудитории, лучше принимающейтрадиционноерешениеизвестных оперетт, классических балетов.Доля классических постановок остается на сегодняшний день достаточно значительной в общем объеме спектаклей Омского музыкального театра. Классические балеты:©Жизельª, ©Лебединое озероª, ©Щелкунчикª,оперы©Травиатаª, ©Севильский цирюльникª, неовенскиеоперетты:©Голландочкаª, ©Королева Чардашаª
практически все идут в традиционном для этих постановок оформлении. Несмотря на некоторую жанровую предопределенность музыкального спектакля,особенности конкретного сценического решения зависят во многомот художникапостановщика.Поэтому, рассматривая сценографию музыкального спектакля, автор в первую очередь отталкивался от специфики творческих решений того или иного главного художника музыкального театра.Постановочная традиция, ориентированнаяна изобразительность, эстетичность и красоту декораций и костюмов, ярко проявилась в сценографии художниковтеатра в 1940х 1950х, а также в 1980х 1990х годах. Более лаконичное оформление, с упоромна функциональность и условность декорацийимело место в постановках музыкального театра1960х, 1970хгг. В современных постановках театра художниками используются различные декорационные решенияв рамках направления ©действенной сценографииª.Начиная с конца 1940гх гг.художникиЛогвинова М.Н. и МаринВ.С. оформляли спектаклив традиционном ключе.В этот период в музыкальном театрестарались ставитьпьесы советских авторов.Из пьесклассического репертуараЛогвиновой М.Н. оформленынеовенскиеоперетты: ©Веселая вдоваª Легара(1948г.), ©Фиалка Монмартраª Кальмана(1954г.). Художницей были созданы трехмерные декорации, дополненныезадником, написанным в реалистической манере. В целом соблюдались традиции оформления спектаклей неовенской оперетты: пышность, роскошность декорационных павильонов, изображавших парки, дворцы, эстетизированные интерьеры.Костюмы по эскизам Марина В.С.удачно сочетались сосценографиейхудожницы.
Иллюстрация1Сценография спектакля "Фиалка Монмартра" (1954 г.)
Другая тенденция в оформлении музыкальных спектаклей проявилась в сценографии ЕвдокимоваАндреяАндреевича
главного художника театра в 19561958 гг. Разрабатывая эскизы и макеты, онисходил из принципа лаконичности,болеехарактерного для оформления драматическихспектаклей.Вполне возможно, на сцене музыкального театра такие сценографические решения были не всегда уместны.Об оформлении спектакля©Черный амулетª(1958 г.)Евдокимова: ©наряду с удачами, надоотметить и просчеты, снижающиеидейное и художественное качество спектакля. Постановщику, например, явно изменят вкус, когда он бесконечно обыгрываетодну и ту жеклетку, в которую, наконец, сажают главного герояª[1
4с.].В1958г., после непродолжительного периода работы в драматическом театре,Логвинова М.Н. вновь становится главным художником театра музыкальной комедии. В 1960е годы Мария Никитичнаоформляламузыкальные спектакли в различных жанрах:героическая драма, музыкальная комедия, оперетта,водевиль. Наиболее близкими темами, созвучными внутреннему миру художницы оставалисьобразы русской природы и народные мотивы. В ©Рассвете над Иртышомª(1960 г.)Мария Никитична постаралась отразитьбескрайностьсибирскихпросторов. В декорациях раскрыт народный характер музыки Родыгина, отсюда музыкальность оформления[24с.].
Иллюстрация2Сцена из спектакля "Рассвет над Иртышом" (1960 г.)
На протяжении всего периода работы музыкального театра в репертуаре присутствовали неовенские оперетты, в частности пьесыЛегара, Кальмана, Штрауса. Сравнить сценографические решения художника Евдокимова А.А. и Логвиновой М.Н.можно на примере оперетты©Сильваª Кальмана. В спектакле, оформленномЛогвиновой М.Н.(1959 г.)первые два акта смотрелисьдостаточно традиционно.Зато оформление третьего акта было изумительно. ©Из холла отеля открывается панорама на вечерний город. Видна световая реклама варьете ©Орфейª, высокие здания большого города. Все выдержано в тонах, соответствующих духу спектакляª. В совершенстве владея композицией, она всегда искала смелые пространственные решения, четко определяя время, среду, ритмический строй и музыкальную стилистику. [33с.]
Иллюстрация3Сцена из спектакля"Сильва" (1959 г.)
Слабее оказалась следующая постановка оперетты в театрев 1971 году: ©оставляет досадное ощущение работа художника Евдокимова.Какаято разностильность, эклектика, отсутствие четкойпозиции художника, словно недосказанность. Трудно совместить отличные костюмы артистов балета, Бони ,Сильвы с безвкусными марлевыми занавесями и с еще более безвкусными платьями хора. Это досадноª.[4 3с.]Оформление Логвиновой М.Н.оказалось более гармоничным, целостным, отвечающим духу произведения Кальмана. Качественно изготовлены декорации, костюмы продуманы и сочетаются с оформлением.Творчеству Логвиновой М.Н. и Марина В.С. были присущи некоторые элементы лаконичности. В опереттеКальмана ©Мистер Иксª(1973 г.)во всех трех актах обыгрывается один и тот же станок. ©Детали скупые, но выразительные, хорошо ложатся на музыку. В оформлении условность сочеталась с достоверностью, что создавалодействию точный эмоциональный фон. Декорации первого акта удачно и остроумно воссоздавалиобстановку цирковых кулис и арену.Интерьер ресторана ©Зеленый попугайª был воспроизведен с той степенью пародийности, которая соответствовала экстравагантности ее владелицыª.[5 3с.]В 1970хг.главный художник театра музыкальной комедииЛейзерукЗ.Е. также применял принциплаконичности коформлениюмузыкальных спектаклей. Несколько дисгармоничным и пустым с прессе тех лет было названо оформление спектаклей ©МоскваПарижМоскваª(1969 г.), ©Холопкаª(1971 г.) ©Декораций почти нет, а те, что появляются на сцене, сделаны небрежно, дисгармоничны, лишены эстетической привлекательности. В работе художника нет того постановочного блеска, изобретательности, активного соучастия в сценическом действии, которое само собой напрашивается в таком спектаклеª.
Иллюстрация4Сцена из спектакля "Холопка" (1971 г.)
Были и спектакли, где лаконичность способствовала выразительности постановки: ©Черный драконª(1969 г.)(©Ринальдо вступает в бойª), ©Девчонке было двадцать летª. В©Черномдраконеª в первом действии можно было увидетьослепительно белые дома под краснойчерепицей. Во втором хорошопереданобраз Сицилии. Декорации немногочисленны и выразительны. Спектакль©Девчонке было двадцать летª(1970 г.)художникоформил просто и лаконично: достаточно условно и ясно намечен фон, на котором просторно действию.[6 3с.]Главныйхудожниктеатра музыкальной комедиив 19761982 гг., 1982 1986 гг.БоллеСергей Георгиевич, по словам современников ©ближе всех стоящий в Штраусуª. Оформленная художником оперетта Штрауса ©Летучая мышьª (1982 г.) и на сегодняшний день остается в репертуаре музыкального театра. Вцентреоформления
лаконичнаяи мобильнаяконструкция(лестницы и помост), при помощи кольца круга место действия значительно изменялось. В первом акте помост венчаетнарядныйбелыйпланшет портик, обрамленный двумя лестницами иукрашенныйизящной имитацией лепнины это гостиная Айзенштейнов. Во втором тот же станок украшалсяфигурными перилами и праздничными гроздьями канделябров; вращающиеся двери у основания конструкции, движение круга сцены создавалоощущение анфилады комнат, ритм маскарада. Третийакт ©приемное отделениеª тюрьмы, нарядной и веселой, как и подобает в оперетте: на светлокоричневом планшете в глубине сцены будут зарешеченные окна, но както добродушно. Над ними изображена парацелующихся голубков. В цветовой гамме спектаклябелое изолотое, оттененное цветовыми акцентами костюмов (красные ливреи лакеев и черные фраки гостей), голубое платье Адели, черносеросиреневое Розалинды. Декоративные элементы интерьеров закруглены, ажурны, пластичны. ©Вспектакле достигнуто редкое единство всех постановочных средствª[7 3с.].
Иллюстрация5Сцена из спектакля "Летучая мышь" (1982 г.)
Вопере ©Цыганский баронª(1984 г.)художник Сергей Болле также верен реалистическим традициям: ©декорации яркие, интересные,выразительные. Хорошо продуманны костюмы всех исполнителей. Праздничное действо, особенно в сценах массовых, танцевальных, радует глаз, создает настроение, соответствующее музыке Штраусаª[8 3с.].С29 мая 1981 г.театр музыкальной комедиибылреогранизован в Омский музыкальный театр. С этого периода здесь началиставить балеты. Первые из нихоформлялБолле С.Г.Восновном это неклассическиебалеты. Например, спектакль©Легенда о Тилеª (1983 г.) создан по литературному произведению. Действие происходит в XVIвеке, в эпоху борьбы нидерландского народас испанскими угнетателями и католической церковью. Книга ©Легенда о Тиле Уленшпигелеª ещев детстве увлекла художникаромантическими образами Тиля и Неле, а также своейатмосферой, юмором.Так, изначально, тематика спектакля была значимадля сценографа. Как утверждал Болле, емуне хотелось точно обозначать место действия хотелось создать некую среду обитания героев.[9 3с.]Он оделсценув багровочерные грубые ткани, какнапоминание о нищих телом, но гордых духом бунтарях гезах. В глубине сценыизображение прекрасной деревушки это образ Неле, любовь к которой перекликается с любовью Тиля к Родине. Вфиналеспектаклязрелище грандиозного пожара, зажженного гезами и сжигающими тьму и гнет.[10 2с.]Костюмы к спектаклю передавали общие стилистические очертания эпохи,безэтнографической точности, в них передандух времени, колорит де Костера и Брейгеля. Вспектакле активно использовалисьцвет, свет, пиротехника, проекционные эффекты.Концепция художника носит довольно общий характер сказочный солнечный город на заднем фоне как олицетворениемечты героев о счастье.Пространство сцены свободно для действия.В балете для детей©КонекГорбунокª(1986 г.) использованы другие средства выразительности: одним из главных ©действующих лицª спектакля стала сценография, стилистически очень точно отвечающая ©скоморошьемуª замыслу балетмейстера. Каждая живописная картина находилаотклик у зрителя:будь то сказочный русский город или подводное царствоª.Художник Болле С.Г. продолжил традицию классического оформления оперетти балетов, передавая в декорацияхатмосферумузыки Кальмана, Штрауса, его сценографические решения оперетт изысканны и нарядны.В 1990е гг в репертуаре театра появляется больше классических балетов:©ЖизельªА.Адана(1987 г.),©Лебединое озероª(1989 г.), ©Щелкунчикª(1989 г.)Чайковского. Они были оформлены главным художником театрав 19861992 гг. Ториком Б.Я. Однимиз первых сценографсоздал декорации кбалету©Жизельª.Впервом актестилизованный древненемецкий пейзаж с замком и охотничьим домиком, а во втором волшебный призрачный лес и колдовское озеро с лунной дорожкой: ©казалось, этот луч рождает призраков, которые парят и играют в лунном свете…ª Сам Торик говорил о своей работе над балетом ©Жизельª: ©классика, для художника посвоему капризна. Домик Жизели должен стоять на сцене только слева и только там. Как же сделать так, что бы в полной мере донести до зрителя аромат этой прекрасной легенды? Мне казалось логичным оттолкнутьсяот старинной немецкой гравюры,итакой ход вполне оправдал себяª.[113с.] Очень емкий образ, описывающийсценографиювторого акта: ©из тьмы кладбищенских деревьев появляются бесплотные, отрешенные от мира существа. Этот мистический хоровод вскоре заполняет всю сцену. Особенно впечатляет зловещей красотой арабеск, размозженный на 34 танцовщицы и точно неведомой силой приведенный в движениеª.Одним из главных средств выразительности спектаклей Торика Б.Я. служило колористическое решение спектакля, сочетание цветовых нюансов. В балете©Лебединое озероª из недр притемненной сцены вырасталиаркады старинных строений, вспыхивалсвет и становилсявиден изысканный ©диалогª декораций и костюмов. ©Светлокоричневые аркады, голубая даль арьерсцены, белое трико Зигфрида, зеленое Шута, кремовые, палевые, нежносерые цвета в одежде поселян. Волшебный, феерический серебристосиний колорит лебединых картин взволнует созвучием с элегическистрогими белыми пачками и ©перышкамиª героини и кордебалетаª.[12
3с.]
Иллюстрация6Сцена из спектакля "Лебединое озеро" (1989 г.)
Творчество Торика Б.Я., умевшего выразить музыкальное содержание спектакляв цветовой палитре можно отнести к направлению ©живописный симфонизмª. Художник говорило своем подходек оформлению музыкального спектакля: ©для меня творения любого композитора предстают в цвете. Мусоргский чернобелый, но не графичный при этом, а живописный. В палитре Доницетти прозрачные пастельные тона. В операх Чайковского, особенно в ©Онегинеª все краски родной природы…Жизнь исподволь готовила меня к музыкальному театруª. [133с.] Колористическое решение ©Ночи в Венецииª(1991 г.)Штрауса, по словам Торика, привнеслов туманный городостров, в его серые лагуны штраусовскую светлую прозрачность. ©Венецианская улочка в волшебном мерцании огней с уходящим в голубую дымку городомсказкой, чудесный дворец
рай герцога Урбино, невольно заставляет вслед за фантазией художника окунуться вместе с героями в это пиршество красокª[там же]. Чувство цвета позволило сценографу состояться и в качестве станкового живописца. Он принималучастие в художественных выставкахс 1952 года, с 1999 года проходили ежегодные персональные выставкихудожникаª.Начиная с 2000х гг. классические постановки с традиционным оформлением начинают постепенно покидать сцену театра. В репертуаре становится большеспектаклейс авторским истолкованием классики. Новым направлением для театра становитсябалет или хореографическая фантазия по мотивам русской классики (©Страстьª(2014 г.), ©Идиотª(2015 г.)). Также в репертуарепоявляютсяоперы, оперетты классического содержания в нетрадиционном, современном оформлении (©Укрощение строптивойª (2012 г.), ©Карменª(2014г.)). Эти тенденции находят воплощение в оформлении спектаклей художникомНовиковымС.С. главнымхудожникомтеатра с 2010 гг. В оформлении балета ©Шинельª(2010г.)(по мотивам произведения Н.В. Гоголя)декорации экспрессионистически выражают восприятиеокружающегомира главным героем балета. ГородСанктПетербург предстаетхолодным и равнодушным, жестокими безразличнымк судьбе ©маленькогоª человека.
Иллюстрация7Эскиз к спектаклю "Шинель" (2010 г.)
Этуидеювоплощаютсерочерныетона мягкой декорации. Активно участвуют в действиисценографическиеперсонажи, раскрывая смысл отдельных сцен, эпизодов.Это Перо в образе прекрасной Дамы, оноолицетворяетпризрачныйи дружелюбный мир, вкотором существует геройво время переписывания текстов.В отличие от динамичного Пера, образ Шинели статичен и иллюстративен. ©Висящая на вешалкев начале спектакля, она затем трансформируется в огромный Призрак отца, который периодически появляется на сцене, а в конце спектакля, когда несчастный бросается к нему в надежде на спасение, грубо отталкивает егоª[14
32c.].
Иллюстрация8Сцена из спектакля "Шинель" (2010 г.)
Ярмарочнокрасочно, на контрасте с основным серочерным решением оформления,разворачивается сцена на рынке. Вфинальнойсценеспектакля, где опустившиеся вниз декорации превращаются в бурлящие воды Невы, возникает силуэт Петербурга, ©на фоне которого душа маленького человека как бы стремится из чуждого ему мираª. Использование элементов персонажной системы оформления спектаклей можно увидетьвтакже балете©Страстьª(по мотивам романа Л.Н.Толстого ©Анна Каренинаª).Сценографическим персонажем здесь является маленькая игрушечная лошадкакачалка, символически изображающая героя, терпящего поражение наскачках.В спектакле©Ромео, Джульетта и тьмаª используется прием ©единойсредыª. Места для зрителей расположены в центре кольцакруга и окружены имитацией колючей проволоки, передающей атмосферу концлагеря. Активно используется прием проекционной светописина полотне, растянутом вокруг сцены, согласно действию спектакля,сменяют друг друга фотографии военных лет. Герои частично растворяютсяи выплывают из этихсветопроекционных изображений. При помощи движения кольцакругазритель динамично перемещается между сценами, эпизодами постановки.
Иллюстрация9Сцена из спектакля "Ромео, Джульетта и тьма" (2014 г.)Достаточно гибкой оказалась и классическая опера. Режиссерское переосмысление оперы ©Карменª отразилось в сценографии Новикова С.С.Действие перенесено из табачной фабрики в морской порт. ©Ноэто все та же Испания, воображаемая, ирреальная, где чувствуется вечная коррида на арене жизни, метание темпераментной женской души, неизбежность ее судьбы и любовьª.[15 4с.]По мнению художника Новикова С.С. главной задачей сталосоздание атмосферы, где можно было бы развивать современное действие, но сохранилась быистория самой Кармен. Таким образом, это не целиком ©осовремененныйª вариант оперы.Материалом для костюмов послужилачерная проклепаннаякожа, которая символизировалабунтарский духперсонажейконтрабандистов.Многозначна и иронична сценография оперыбуффЖ.Оффенбаха©Прекрасная Еленаª.©Место действия подножие Эйфелевой башни. Здесь развернулосьцелое шоу шуточное представление на подмостках варьете.Париж город свободной страстной любви, здесь может случиться всё, что угодно. Весёлые, подвыпившие музы, богини, цари все радостно и беззаботно живут. Они играют в жизнь. А игра это веселье. Возвышение низкого и принижение высокого. Гротеск нашей жизни. Добрая пародия на современное человеческое обществоª.[164с.]Даже незначительные детали оформления также пропитаныметафорами и аллегориями: на ширмев комнате Елены изображена копия утраченной картины Микеланджело ©Леда и лебедьª.Онауказывает на историю самой героини, согласно греческому мифу рожденнойот союза земной женщины Леды и Зевса, обратившегося лебедем. Елена обращается к ширмекак к образу матери, спрашивает ее совета. Изображение имеет самостоятельное значениеи играет роль сценографического персонажа. Всцене ©снаª Елены и Париса красное полупрозрачное полотнище, покрывающее сцену, погружает героев в грезы любви. Платье Елены в этой сцене носит игровой характер: его подолы постепенно отстегиваютсястановятся короче по меретого, как онастановится все доступнейчарам Париса. Детали оформления оперыбуфф конкретизируют, раскрывают режиссерский замысел, являются квинтэссенциейзначения отдельных сцен, все подчинено действиюспектакля.Таким образом, большинство главных художников Омского музыкального театра(Логвинова М.Н., Марин В.С., Болле С.Г., Торик Б.Я.)оформляло постановки в традиционнойманере, свойственной музыкальному спектаклю. Сценическое пространство решалосьтрехмернойдекорацией, кулисной декорацией, использовалисьмногочисленныеживописные задники, изображающие конкретные места действия. Большая выразительная роль в таких постановках отводиласьколористическому решению спектакля, созвучию цвета и музыки. Наиболее тонкое сочетаниецветовых нюансов можно увидеть в сценографииТорика Б.Я. Тенденция к лаконичности, освобождению сценыот лишних элементов оформления характерна для сценографииЛейзерукаЗ.Е., ЕвдокимоваА.А.,немного затронула и придала выразительности некоторым постановкам Логвиновой М.Н., БоллеС.Г.Лаконичное оформление,часто использовавшееся в драматических постановках,не всегда бывало уместным в музыкальном спектакле.Часто в репертуаре музыкального театра можно увидеть балеты и музыкальные драмы, мюзиклыпо мотивампроизведенийрусских классиков: Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.Сюжеты произведений достаточно свободно трактуются режиссером и обогащаются современными сценографическими приемами (балет ©Шинельª, балет ©Идиотª).Наличие постановок с традиционным оформлением реализуется за счет сохранения в репертуаре театра спектаклей прошлых лет (©Летучая мышьª, ©Королева Чардашаª, ©Жизельª, ©Щелкунчикª).В некоторых классических спектаклях, в соответствии с режиссерским замыслом, действие частично или целиком переносится в современную эпоху. Сценографические решения об изменения места действия в операх ©Карменª Новикова С.С., ©Севильский цирюльникª АлександроваС.достаточно эффектны, современный музыкальный спектакльобогащаетсяновыми сценическими эффектами: проекционными, световыми, компьютерными. Это делает оформлениепостановкиболее ярким и динамичным.
Ссылки на источники1.Театр. Тема и ее воплощение//Омская правда 18.07.1958г. 4с.2.Театр. Музыка для глаз. Заметки о художнике, оформляющем спектакль //Омская правда 24.02.1961г. 4с.3.Театр. Премьера. Сильва // Омская правда 19.12.1959 г. 3с.4.Театр. Сильва // Вечерний Омск 15.09.1971 г. 3с.5.Театр постигает Кальмана // Омская правда 24.6.1973 г. 3с.6.Театр. Девчонке было двадцать лет // Омская правда 7.02.1971 г. 3с.7.Сотворение праздника // Вечерний Омск 29.06. 1982 г. № 150(1050) 3с.8.Злотина.Е. Праздник музыки Штрауса / Злотина.Е. // Омская правда 25.03.1984 г. 3с. 9.Время и герои Шарля Костера//Молодой Сибиряк 03.1983 г. № 3 3с.10.Накануне премьеры. Возвращение Тиля // Вечерний Омск 19.02.1983 г. №42 (1242) 2с.11.Восхождение к Жизели // Омск театральный 1987 №2 10с.12.Театр. Ошибка гения // Омская правда 25.11.1989г. 3с.13.Как стать театральным художником // Омск театральный 1988г. №6 3с.14.Человек в шинели и без // Балет 2011г.№1 32с.Омичи восхищены новой ©Карменª // Аргументы и факты. Омск 07.05.2014 г.15. Премьера ©Прекрасная Еленаª // Аргументы и факты. Омск 08.04.2015 г. №15 4с.16. Фонд музея Омского государственного музыкального театра
Традиционные и новаторские тенденции в сценографии Омского музыкального театрасерединыXX
началаXXIвв.
Аннотация.В статье рассмотрено оформлениеклассических спектаклей (опер, оперетт, балетов)и современных постановок (балетов, необалетов) главными художниками Омского музыкального театра с периода его основания в 1947 году.Выявленыосновные тенденции, характерные для творчества сценографов музыкального театра.Ключевые слова:сценография,музыкальныйтеатр,оперетта, балет,художники сценографыг.Омска.
Творчество художников сценографов, работавших в Омске,остается практически не исследованной специалистами темой. Опубликованный материал, посвященный Омскимтеатрам, включает в себя информацию преимущественно о режиссерах, актерах, деятельности театра в целом, и лишь в незначительной степени затрагивает темусценографии и художниковпостановщиков. В данной работе осуществлена попытка рассмотреть сценографиюглавных художников Омского музыкального театра с точки зрения наличия традиционных и новаторских тенденций в декорационном решении музыкальногоспектакля.Систематизация информации отворчествеведущих сценографов театра с учетом жанровой специфики музыкальных постановокпредпринимается впервые, в этом видится актуальность данного исследования.Источниковой базой для статьи послужили материалы фонда музея Омского музыкального театра, специализированные издания, посвященные юбилею театра, а также информация о постановкахтеатра из периодическойлитературыпрошлых лет.Оформление спектаклей в музыкальных театрах всегда было более традиционным, относительно мало,в сравнении с другими театрами, подвержено сценографическим экспериментам. Сохранению классических декорационных решений способствует сама специфика музыкальных постановок: они как правило ориентированы на красочность, зрелищность, погружение зрителя ватмосферу той или иной изображаемой эпохи. Помимо этого, на характер оформления музыкальных спектаклей влияетожидание аудитории, лучше принимающейтрадиционноерешениеизвестных оперетт, классических балетов.Доля классических постановок остается на сегодняшний день достаточно значительной в общем объеме спектаклей Омского музыкального театра. Классические балеты:©Жизельª, ©Лебединое озероª, ©Щелкунчикª,оперы©Травиатаª, ©Севильский цирюльникª, неовенскиеоперетты:©Голландочкаª, ©Королева Чардашаª
практически все идут в традиционном для этих постановок оформлении. Несмотря на некоторую жанровую предопределенность музыкального спектакля,особенности конкретного сценического решения зависят во многомот художникапостановщика.Поэтому, рассматривая сценографию музыкального спектакля, автор в первую очередь отталкивался от специфики творческих решений того или иного главного художника музыкального театра.Постановочная традиция, ориентированнаяна изобразительность, эстетичность и красоту декораций и костюмов, ярко проявилась в сценографии художниковтеатра в 1940х 1950х, а также в 1980х 1990х годах. Более лаконичное оформление, с упоромна функциональность и условность декорацийимело место в постановках музыкального театра1960х, 1970хгг. В современных постановках театра художниками используются различные декорационные решенияв рамках направления ©действенной сценографииª.Начиная с конца 1940гх гг.художникиЛогвинова М.Н. и МаринВ.С. оформляли спектаклив традиционном ключе.В этот период в музыкальном театрестарались ставитьпьесы советских авторов.Из пьесклассического репертуараЛогвиновой М.Н. оформленынеовенскиеоперетты: ©Веселая вдоваª Легара(1948г.), ©Фиалка Монмартраª Кальмана(1954г.). Художницей были созданы трехмерные декорации, дополненныезадником, написанным в реалистической манере. В целом соблюдались традиции оформления спектаклей неовенской оперетты: пышность, роскошность декорационных павильонов, изображавших парки, дворцы, эстетизированные интерьеры.Костюмы по эскизам Марина В.С.удачно сочетались сосценографиейхудожницы.
Иллюстрация1Сценография спектакля "Фиалка Монмартра" (1954 г.)
Другая тенденция в оформлении музыкальных спектаклей проявилась в сценографии ЕвдокимоваАндреяАндреевича
главного художника театра в 19561958 гг. Разрабатывая эскизы и макеты, онисходил из принципа лаконичности,болеехарактерного для оформления драматическихспектаклей.Вполне возможно, на сцене музыкального театра такие сценографические решения были не всегда уместны.Об оформлении спектакля©Черный амулетª(1958 г.)Евдокимова: ©наряду с удачами, надоотметить и просчеты, снижающиеидейное и художественное качество спектакля. Постановщику, например, явно изменят вкус, когда он бесконечно обыгрываетодну и ту жеклетку, в которую, наконец, сажают главного герояª[1
4с.].В1958г., после непродолжительного периода работы в драматическом театре,Логвинова М.Н. вновь становится главным художником театра музыкальной комедии. В 1960е годы Мария Никитичнаоформляламузыкальные спектакли в различных жанрах:героическая драма, музыкальная комедия, оперетта,водевиль. Наиболее близкими темами, созвучными внутреннему миру художницы оставалисьобразы русской природы и народные мотивы. В ©Рассвете над Иртышомª(1960 г.)Мария Никитична постаралась отразитьбескрайностьсибирскихпросторов. В декорациях раскрыт народный характер музыки Родыгина, отсюда музыкальность оформления[24с.].
Иллюстрация2Сцена из спектакля "Рассвет над Иртышом" (1960 г.)
На протяжении всего периода работы музыкального театра в репертуаре присутствовали неовенские оперетты, в частности пьесыЛегара, Кальмана, Штрауса. Сравнить сценографические решения художника Евдокимова А.А. и Логвиновой М.Н.можно на примере оперетты©Сильваª Кальмана. В спектакле, оформленномЛогвиновой М.Н.(1959 г.)первые два акта смотрелисьдостаточно традиционно.Зато оформление третьего акта было изумительно. ©Из холла отеля открывается панорама на вечерний город. Видна световая реклама варьете ©Орфейª, высокие здания большого города. Все выдержано в тонах, соответствующих духу спектакляª. В совершенстве владея композицией, она всегда искала смелые пространственные решения, четко определяя время, среду, ритмический строй и музыкальную стилистику. [33с.]
Иллюстрация3Сцена из спектакля"Сильва" (1959 г.)
Слабее оказалась следующая постановка оперетты в театрев 1971 году: ©оставляет досадное ощущение работа художника Евдокимова.Какаято разностильность, эклектика, отсутствие четкойпозиции художника, словно недосказанность. Трудно совместить отличные костюмы артистов балета, Бони ,Сильвы с безвкусными марлевыми занавесями и с еще более безвкусными платьями хора. Это досадноª.[4 3с.]Оформление Логвиновой М.Н.оказалось более гармоничным, целостным, отвечающим духу произведения Кальмана. Качественно изготовлены декорации, костюмы продуманы и сочетаются с оформлением.Творчеству Логвиновой М.Н. и Марина В.С. были присущи некоторые элементы лаконичности. В опереттеКальмана ©Мистер Иксª(1973 г.)во всех трех актах обыгрывается один и тот же станок. ©Детали скупые, но выразительные, хорошо ложатся на музыку. В оформлении условность сочеталась с достоверностью, что создавалодействию точный эмоциональный фон. Декорации первого акта удачно и остроумно воссоздавалиобстановку цирковых кулис и арену.Интерьер ресторана ©Зеленый попугайª был воспроизведен с той степенью пародийности, которая соответствовала экстравагантности ее владелицыª.[5 3с.]В 1970хг.главный художник театра музыкальной комедииЛейзерукЗ.Е. также применял принциплаконичности коформлениюмузыкальных спектаклей. Несколько дисгармоничным и пустым с прессе тех лет было названо оформление спектаклей ©МоскваПарижМоскваª(1969 г.), ©Холопкаª(1971 г.) ©Декораций почти нет, а те, что появляются на сцене, сделаны небрежно, дисгармоничны, лишены эстетической привлекательности. В работе художника нет того постановочного блеска, изобретательности, активного соучастия в сценическом действии, которое само собой напрашивается в таком спектаклеª.
Иллюстрация4Сцена из спектакля "Холопка" (1971 г.)
Были и спектакли, где лаконичность способствовала выразительности постановки: ©Черный драконª(1969 г.)(©Ринальдо вступает в бойª), ©Девчонке было двадцать летª. В©Черномдраконеª в первом действии можно было увидетьослепительно белые дома под краснойчерепицей. Во втором хорошопереданобраз Сицилии. Декорации немногочисленны и выразительны. Спектакль©Девчонке было двадцать летª(1970 г.)художникоформил просто и лаконично: достаточно условно и ясно намечен фон, на котором просторно действию.[6 3с.]Главныйхудожниктеатра музыкальной комедиив 19761982 гг., 1982 1986 гг.БоллеСергей Георгиевич, по словам современников ©ближе всех стоящий в Штраусуª. Оформленная художником оперетта Штрауса ©Летучая мышьª (1982 г.) и на сегодняшний день остается в репертуаре музыкального театра. Вцентреоформления
лаконичнаяи мобильнаяконструкция(лестницы и помост), при помощи кольца круга место действия значительно изменялось. В первом акте помост венчаетнарядныйбелыйпланшет портик, обрамленный двумя лестницами иукрашенныйизящной имитацией лепнины это гостиная Айзенштейнов. Во втором тот же станок украшалсяфигурными перилами и праздничными гроздьями канделябров; вращающиеся двери у основания конструкции, движение круга сцены создавалоощущение анфилады комнат, ритм маскарада. Третийакт ©приемное отделениеª тюрьмы, нарядной и веселой, как и подобает в оперетте: на светлокоричневом планшете в глубине сцены будут зарешеченные окна, но както добродушно. Над ними изображена парацелующихся голубков. В цветовой гамме спектаклябелое изолотое, оттененное цветовыми акцентами костюмов (красные ливреи лакеев и черные фраки гостей), голубое платье Адели, черносеросиреневое Розалинды. Декоративные элементы интерьеров закруглены, ажурны, пластичны. ©Вспектакле достигнуто редкое единство всех постановочных средствª[7 3с.].
Иллюстрация5Сцена из спектакля "Летучая мышь" (1982 г.)
Вопере ©Цыганский баронª(1984 г.)художник Сергей Болле также верен реалистическим традициям: ©декорации яркие, интересные,выразительные. Хорошо продуманны костюмы всех исполнителей. Праздничное действо, особенно в сценах массовых, танцевальных, радует глаз, создает настроение, соответствующее музыке Штраусаª[8 3с.].С29 мая 1981 г.театр музыкальной комедиибылреогранизован в Омский музыкальный театр. С этого периода здесь началиставить балеты. Первые из нихоформлялБолле С.Г.Восновном это неклассическиебалеты. Например, спектакль©Легенда о Тилеª (1983 г.) создан по литературному произведению. Действие происходит в XVIвеке, в эпоху борьбы нидерландского народас испанскими угнетателями и католической церковью. Книга ©Легенда о Тиле Уленшпигелеª ещев детстве увлекла художникаромантическими образами Тиля и Неле, а также своейатмосферой, юмором.Так, изначально, тематика спектакля была значимадля сценографа. Как утверждал Болле, емуне хотелось точно обозначать место действия хотелось создать некую среду обитания героев.[9 3с.]Он оделсценув багровочерные грубые ткани, какнапоминание о нищих телом, но гордых духом бунтарях гезах. В глубине сценыизображение прекрасной деревушки это образ Неле, любовь к которой перекликается с любовью Тиля к Родине. Вфиналеспектаклязрелище грандиозного пожара, зажженного гезами и сжигающими тьму и гнет.[10 2с.]Костюмы к спектаклю передавали общие стилистические очертания эпохи,безэтнографической точности, в них передандух времени, колорит де Костера и Брейгеля. Вспектакле активно использовалисьцвет, свет, пиротехника, проекционные эффекты.Концепция художника носит довольно общий характер сказочный солнечный город на заднем фоне как олицетворениемечты героев о счастье.Пространство сцены свободно для действия.В балете для детей©КонекГорбунокª(1986 г.) использованы другие средства выразительности: одним из главных ©действующих лицª спектакля стала сценография, стилистически очень точно отвечающая ©скоморошьемуª замыслу балетмейстера. Каждая живописная картина находилаотклик у зрителя:будь то сказочный русский город или подводное царствоª.Художник Болле С.Г. продолжил традицию классического оформления оперетти балетов, передавая в декорацияхатмосферумузыки Кальмана, Штрауса, его сценографические решения оперетт изысканны и нарядны.В 1990е гг в репертуаре театра появляется больше классических балетов:©ЖизельªА.Адана(1987 г.),©Лебединое озероª(1989 г.), ©Щелкунчикª(1989 г.)Чайковского. Они были оформлены главным художником театрав 19861992 гг. Ториком Б.Я. Однимиз первых сценографсоздал декорации кбалету©Жизельª.Впервом актестилизованный древненемецкий пейзаж с замком и охотничьим домиком, а во втором волшебный призрачный лес и колдовское озеро с лунной дорожкой: ©казалось, этот луч рождает призраков, которые парят и играют в лунном свете…ª Сам Торик говорил о своей работе над балетом ©Жизельª: ©классика, для художника посвоему капризна. Домик Жизели должен стоять на сцене только слева и только там. Как же сделать так, что бы в полной мере донести до зрителя аромат этой прекрасной легенды? Мне казалось логичным оттолкнутьсяот старинной немецкой гравюры,итакой ход вполне оправдал себяª.[113с.] Очень емкий образ, описывающийсценографиювторого акта: ©из тьмы кладбищенских деревьев появляются бесплотные, отрешенные от мира существа. Этот мистический хоровод вскоре заполняет всю сцену. Особенно впечатляет зловещей красотой арабеск, размозженный на 34 танцовщицы и точно неведомой силой приведенный в движениеª.Одним из главных средств выразительности спектаклей Торика Б.Я. служило колористическое решение спектакля, сочетание цветовых нюансов. В балете©Лебединое озероª из недр притемненной сцены вырасталиаркады старинных строений, вспыхивалсвет и становилсявиден изысканный ©диалогª декораций и костюмов. ©Светлокоричневые аркады, голубая даль арьерсцены, белое трико Зигфрида, зеленое Шута, кремовые, палевые, нежносерые цвета в одежде поселян. Волшебный, феерический серебристосиний колорит лебединых картин взволнует созвучием с элегическистрогими белыми пачками и ©перышкамиª героини и кордебалетаª.[12
3с.]
Иллюстрация6Сцена из спектакля "Лебединое озеро" (1989 г.)
Творчество Торика Б.Я., умевшего выразить музыкальное содержание спектакляв цветовой палитре можно отнести к направлению ©живописный симфонизмª. Художник говорило своем подходек оформлению музыкального спектакля: ©для меня творения любого композитора предстают в цвете. Мусоргский чернобелый, но не графичный при этом, а живописный. В палитре Доницетти прозрачные пастельные тона. В операх Чайковского, особенно в ©Онегинеª все краски родной природы…Жизнь исподволь готовила меня к музыкальному театруª. [133с.] Колористическое решение ©Ночи в Венецииª(1991 г.)Штрауса, по словам Торика, привнеслов туманный городостров, в его серые лагуны штраусовскую светлую прозрачность. ©Венецианская улочка в волшебном мерцании огней с уходящим в голубую дымку городомсказкой, чудесный дворец
рай герцога Урбино, невольно заставляет вслед за фантазией художника окунуться вместе с героями в это пиршество красокª[там же]. Чувство цвета позволило сценографу состояться и в качестве станкового живописца. Он принималучастие в художественных выставкахс 1952 года, с 1999 года проходили ежегодные персональные выставкихудожникаª.Начиная с 2000х гг. классические постановки с традиционным оформлением начинают постепенно покидать сцену театра. В репертуаре становится большеспектаклейс авторским истолкованием классики. Новым направлением для театра становитсябалет или хореографическая фантазия по мотивам русской классики (©Страстьª(2014 г.), ©Идиотª(2015 г.)). Также в репертуарепоявляютсяоперы, оперетты классического содержания в нетрадиционном, современном оформлении (©Укрощение строптивойª (2012 г.), ©Карменª(2014г.)). Эти тенденции находят воплощение в оформлении спектаклей художникомНовиковымС.С. главнымхудожникомтеатра с 2010 гг. В оформлении балета ©Шинельª(2010г.)(по мотивам произведения Н.В. Гоголя)декорации экспрессионистически выражают восприятиеокружающегомира главным героем балета. ГородСанктПетербург предстаетхолодным и равнодушным, жестокими безразличнымк судьбе ©маленькогоª человека.
Иллюстрация7Эскиз к спектаклю "Шинель" (2010 г.)
Этуидеювоплощаютсерочерныетона мягкой декорации. Активно участвуют в действиисценографическиеперсонажи, раскрывая смысл отдельных сцен, эпизодов.Это Перо в образе прекрасной Дамы, оноолицетворяетпризрачныйи дружелюбный мир, вкотором существует геройво время переписывания текстов.В отличие от динамичного Пера, образ Шинели статичен и иллюстративен. ©Висящая на вешалкев начале спектакля, она затем трансформируется в огромный Призрак отца, который периодически появляется на сцене, а в конце спектакля, когда несчастный бросается к нему в надежде на спасение, грубо отталкивает егоª[14
32c.].
Иллюстрация8Сцена из спектакля "Шинель" (2010 г.)
Ярмарочнокрасочно, на контрасте с основным серочерным решением оформления,разворачивается сцена на рынке. Вфинальнойсценеспектакля, где опустившиеся вниз декорации превращаются в бурлящие воды Невы, возникает силуэт Петербурга, ©на фоне которого душа маленького человека как бы стремится из чуждого ему мираª. Использование элементов персонажной системы оформления спектаклей можно увидетьвтакже балете©Страстьª(по мотивам романа Л.Н.Толстого ©Анна Каренинаª).Сценографическим персонажем здесь является маленькая игрушечная лошадкакачалка, символически изображающая героя, терпящего поражение наскачках.В спектакле©Ромео, Джульетта и тьмаª используется прием ©единойсредыª. Места для зрителей расположены в центре кольцакруга и окружены имитацией колючей проволоки, передающей атмосферу концлагеря. Активно используется прием проекционной светописина полотне, растянутом вокруг сцены, согласно действию спектакля,сменяют друг друга фотографии военных лет. Герои частично растворяютсяи выплывают из этихсветопроекционных изображений. При помощи движения кольцакругазритель динамично перемещается между сценами, эпизодами постановки.
Иллюстрация9Сцена из спектакля "Ромео, Джульетта и тьма" (2014 г.)Достаточно гибкой оказалась и классическая опера. Режиссерское переосмысление оперы ©Карменª отразилось в сценографии Новикова С.С.Действие перенесено из табачной фабрики в морской порт. ©Ноэто все та же Испания, воображаемая, ирреальная, где чувствуется вечная коррида на арене жизни, метание темпераментной женской души, неизбежность ее судьбы и любовьª.[15 4с.]По мнению художника Новикова С.С. главной задачей сталосоздание атмосферы, где можно было бы развивать современное действие, но сохранилась быистория самой Кармен. Таким образом, это не целиком ©осовремененныйª вариант оперы.Материалом для костюмов послужилачерная проклепаннаякожа, которая символизировалабунтарский духперсонажейконтрабандистов.Многозначна и иронична сценография оперыбуффЖ.Оффенбаха©Прекрасная Еленаª.©Место действия подножие Эйфелевой башни. Здесь развернулосьцелое шоу шуточное представление на подмостках варьете.Париж город свободной страстной любви, здесь может случиться всё, что угодно. Весёлые, подвыпившие музы, богини, цари все радостно и беззаботно живут. Они играют в жизнь. А игра это веселье. Возвышение низкого и принижение высокого. Гротеск нашей жизни. Добрая пародия на современное человеческое обществоª.[164с.]Даже незначительные детали оформления также пропитаныметафорами и аллегориями: на ширмев комнате Елены изображена копия утраченной картины Микеланджело ©Леда и лебедьª.Онауказывает на историю самой героини, согласно греческому мифу рожденнойот союза земной женщины Леды и Зевса, обратившегося лебедем. Елена обращается к ширмекак к образу матери, спрашивает ее совета. Изображение имеет самостоятельное значениеи играет роль сценографического персонажа. Всцене ©снаª Елены и Париса красное полупрозрачное полотнище, покрывающее сцену, погружает героев в грезы любви. Платье Елены в этой сцене носит игровой характер: его подолы постепенно отстегиваютсястановятся короче по меретого, как онастановится все доступнейчарам Париса. Детали оформления оперыбуфф конкретизируют, раскрывают режиссерский замысел, являются квинтэссенциейзначения отдельных сцен, все подчинено действиюспектакля.Таким образом, большинство главных художников Омского музыкального театра(Логвинова М.Н., Марин В.С., Болле С.Г., Торик Б.Я.)оформляло постановки в традиционнойманере, свойственной музыкальному спектаклю. Сценическое пространство решалосьтрехмернойдекорацией, кулисной декорацией, использовалисьмногочисленныеживописные задники, изображающие конкретные места действия. Большая выразительная роль в таких постановках отводиласьколористическому решению спектакля, созвучию цвета и музыки. Наиболее тонкое сочетаниецветовых нюансов можно увидеть в сценографииТорика Б.Я. Тенденция к лаконичности, освобождению сценыот лишних элементов оформления характерна для сценографииЛейзерукаЗ.Е., ЕвдокимоваА.А.,немного затронула и придала выразительности некоторым постановкам Логвиновой М.Н., БоллеС.Г.Лаконичное оформление,часто использовавшееся в драматических постановках,не всегда бывало уместным в музыкальном спектакле.Часто в репертуаре музыкального театра можно увидеть балеты и музыкальные драмы, мюзиклыпо мотивампроизведенийрусских классиков: Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.Сюжеты произведений достаточно свободно трактуются режиссером и обогащаются современными сценографическими приемами (балет ©Шинельª, балет ©Идиотª).Наличие постановок с традиционным оформлением реализуется за счет сохранения в репертуаре театра спектаклей прошлых лет (©Летучая мышьª, ©Королева Чардашаª, ©Жизельª, ©Щелкунчикª).В некоторых классических спектаклях, в соответствии с режиссерским замыслом, действие частично или целиком переносится в современную эпоху. Сценографические решения об изменения места действия в операх ©Карменª Новикова С.С., ©Севильский цирюльникª АлександроваС.достаточно эффектны, современный музыкальный спектакльобогащаетсяновыми сценическими эффектами: проекционными, световыми, компьютерными. Это делает оформлениепостановкиболее ярким и динамичным.
Ссылки на источники1.Театр. Тема и ее воплощение//Омская правда 18.07.1958г. 4с.2.Театр. Музыка для глаз. Заметки о художнике, оформляющем спектакль //Омская правда 24.02.1961г. 4с.3.Театр. Премьера. Сильва // Омская правда 19.12.1959 г. 3с.4.Театр. Сильва // Вечерний Омск 15.09.1971 г. 3с.5.Театр постигает Кальмана // Омская правда 24.6.1973 г. 3с.6.Театр. Девчонке было двадцать лет // Омская правда 7.02.1971 г. 3с.7.Сотворение праздника // Вечерний Омск 29.06. 1982 г. № 150(1050) 3с.8.Злотина.Е. Праздник музыки Штрауса / Злотина.Е. // Омская правда 25.03.1984 г. 3с. 9.Время и герои Шарля Костера//Молодой Сибиряк 03.1983 г. № 3 3с.10.Накануне премьеры. Возвращение Тиля // Вечерний Омск 19.02.1983 г. №42 (1242) 2с.11.Восхождение к Жизели // Омск театральный 1987 №2 10с.12.Театр. Ошибка гения // Омская правда 25.11.1989г. 3с.13.Как стать театральным художником // Омск театральный 1988г. №6 3с.14.Человек в шинели и без // Балет 2011г.№1 32с.Омичи восхищены новой ©Карменª // Аргументы и факты. Омск 07.05.2014 г.15. Премьера ©Прекрасная Еленаª // Аргументы и факты. Омск 08.04.2015 г. №15 4с.16. Фонд музея Омского государственного музыкального театра