Развитие сотрудничества семьи и дошкольного учреждения через работу семейного клуба в условиях инклюзивного пространства
Выпуск:
ART 96032
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Поступинская
Н.
Е.,
Акимова
О.
Н.,
Трифанова
Ю.
Н. Развитие сотрудничества семьи и дошкольного учреждения через работу семейного клуба в условиях инклюзивного пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
626–630. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96032.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации семейного клуба выходного дня в дошкольном учреждении в условиях инклюзивного пространства как одной из форм сотрудничества детского сада и семьи. Определены актуальность, цель, задачи, формы, этапы и направления работы семейного клуба, организационные проблемы и пути их решения.
Ключевые слова:
семья, взаимодействие, дошкольное учреждение, старший дошкольный возраст, клуб выходного дня, инклюзивное пространство
Похожие статьи
Текст статьи
Поступинская Наталия Евгеньевна,заведующий, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46», г. Череповецmdou46@bk.ru
Акимова Ольга Николаевна,воспитатель высшей квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46», г. Череповецakimovaolga74@ya.ru
Трифанова Юлия Николаевна,воспитатель Iквалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46», г. ЧереповецIulya.trifanova@yandex.ru
Развитие сотрудничества семьи и дошкольного учреждения через работу семейного клуба в условиях инклюзивного пространства
Аннотация.Статья посвящена организации семейного клуба выходного дня в дошкольном учреждении в условиях инклюзивного пространства, как одной из форм сотрудничества детского сада и семьи. Определены актуальность, цель, задачи, формы, этапы и направления работы семейного клуба, организационные проблемы и пути их решения.Ключевые слова: клуб выходного дня, семья, дошкольное учреждение, взаимодействие, старший дошкольный возраст, инклюзивное пространство.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. В МБДОУ «Детский сад № 46» города Череповца наряду с группами общеразвивающей направленности имеются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). В последние годы в группах общеразвивающей направленности появились воспитанники, имеющие статус –ограниченные возможности здоровья (РДА, нарушение слуха). Процесс обучения этих детей стал для всего коллектива новой важной задачей, решение которой возможно только при тесном сотрудничестве семьи и детского сада.
Необходимо отметить, что решение образовательных задач в дошкольном учреждении является обязательным моментом, как для детей, обучающихся вгруппах общеразвивающей направленности, для воспитанников групп компенсирующей направленности, так и для «особых» детей, обучающихся в общеразвивающих группах. Самым важным для нас стало, прежде всего, изменить существующие установки взрослых (педагогов, других членов коллектива, родителей воспитанников) на детей. Для нас явилось важным, создавая необходимые условия для «особых» детей, учитывать принцип права и для всех других воспитанников. Таким образом, в созданном инклюзивном пространстве, полноправными участниками образовательных отношений стали дети, родители и педагоги.Очевидно, что решающим фактором развития ребёнка является его семья. В своей работе мы стремимся, чтобы родители наших воспитанников стали активными, полноценными участниками воспитательнообразовательного процесса. Нами было выявлено, что родители испытывают трудности в том, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с детьми и простого общения дома, недостаточно компетентны в вопросах воспитания и организации досуга для детей, альтернативного времяпрепровождению у телевизора и компьютера. Кроме того было отмечено, что объём живого общения между родителями и детьми явно недостаточный. Родители неоднозначно относятся к тому, что в детском саду имеются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в общеразвивающих группах обучаются дети с «особыми» потребностями.Таким образом, на сегодняшний день семье нужна помощь и поддержка со стороны образовательного учреждения в освоении новых способов общения со своими детьми и принятие других детей. Одним из направлений по формированию компетентности родителей стала организация совместного досуга в выходной день педагогов с семьями воспитанников, отличного от обычного времяпрепровождения и направленного на развитие познавательноречевой активности детей и сплочения детскородительскогопедагогического коллектива.. При всём многообразии форм сотрудничества детского сада с семьёй по вопросам речевого развития нами была выбрана такая форма работы, как семейный клуб (семейный Клуб выходного дня «Череповецкий калейдоскоп»). Данный проект, в первую очередь, имеет познавательноречевую направленность и реализуетсяпри тесном сотрудничестве педагогов детского сада, семей воспитанников и специалистов агентства путешествий «Вокруг света». При организации клуба мы опирались на успешный опыт работы семейного клуба, представленного детским садом № 88 города Череповца [1]. Цель работы семейного Клуба выходного дня «Череповецкий калейдоскоп»: удовлетворение прав всех участников образовательного процесса, укрепление связи между семьями воспитанников и детским садом для обеспечения единства познавательноречевого развития детей через новые формы организации и взаимодействия в условиях внедрения федерального стандарта. Исходя из цели, нами были определены задачи работы клуба.1)Оказание помощи семьям воспитанников в поиске альтернативных форм организации семейного выходного досуга.2)Формирование у воспитанников интегративных качеств.3)Развитие речевой активности и познавательных интересов старших дошкольников.4)Повышение педагогической компетентности родителей.5)Создание положительной эмоциональной средыобщения между детьми, родителями и педагогами ДОУ для обеспечения благоприятных условий развития детей.Основные принципы работы:1)Принцип непрерывности, целостности –умение работать с семьёй, выработать единую модель взаимодействия.2)Принцип вариативности –предполагает различные формы взаимодействия детского сада и семьи.3)Принцип активности и партнёрства –служит предпосылкой эффективного взаимодействия.Формы работы:1)Формы взаимодействия педагогов (воспитателей, логопедов, психолога, музыкальных руководителей): консультации, родительские собрания, индивидуальная работа.2)Формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: экскурсии, выставки, викторины, конкурсы, вечера развлечений.Проект «Череповецкий калейдоскоп» цикличный, рассчитан на 2 года. В нашем детском саду в проекте участвуют 6 групп старшего дошкольного возраста из 8, 3 из них общеразвивающей направленности и 3 компенсирующего вида. В связи с этим для координации работы над проектом назначены 2 куратора.Всего в работе над проектом выделено 3 этапа.1этап –подготовительный. На данном этапе были проведены опросы детей (устно), родителей и воспитателей (анкетирование) с целью выявить уровень представлений детей о родном крае (адаптированная методика Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» [2]), выявить особенности речи детей: связность, выразительность, последовательность изложения (адаптированная методика Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» [3]). Всего было обследовано 128 детей старшего дошкольного возраста из шести групп. Результаты обследования представлены ниже(см. таблицу 1, таблицу 2).Таблица 1Результаты обследования детей по методике Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» на сентябрь 2015 года
Уровень Количество детей Общее количествоКоличество впроцентахВысокий00Средний7357Низкий 5543
Высокий уровень –дети знают название родного города и других городов страны, свой домашний адрес, могут перечислить названия улиц, рек, достопримечательностей, имеют представление о традиционных народных промыслах, знаменитых людях, промышленности города.
Средний уровень –дети знают название родного города и страны, домашний адрес и адрес детского сада, некоторые улицы, реки.
Низкий уровень –дети затрудняются ответить на все вопросы; могут ответить только на самые простые (называние города, домашний адрес).
Обследование показало, что большая часть детей знает название родного города и страны, может назвать свой домашний адрес, некоторые достопримечательности, улицы, реки. В то же время почти половина испытуемых смогла ответить лишь на самые простые вопросы.Таблица 2Результаты обследования детей по методике Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» на сентябрь 2015 года
Уровни Количество детей Общее количество
Количество в процентахВысокий00Средний5744,5Низкий 7155,5
Высокий уровень –в своей речи дети отражают названия родного города, его достопримечательностей, главных улиц, рек; речь связная и выразительная, используются предложения с однородными и второстепенными членами, оценочные суждения; рассказ ребенка сопровождается выразительной мимикой и жестами.
Средний уровень –дети называют родной город и достопримечательности, находящиеся не только рядом с детским садом, но и некоторые из тех, которые не находятся в непосредственной близи от детского сада и места проживания ребенка, некоторые культурно –бытовые учреждения (детский сад, библиотека); используются предложения с однородными членами.
Низкий уровень –испытуемые называют родной город и достопримечательности, находящиеся рядом с детским садом, затрудняются в использовании оценочных суждений, речь не связная и невыразительная, мимика однообразная, жесты отсутствуют.
По результатам обследования большая часть испытуемых показала низкий уровень –дети смогли перечислить лишь некоторые достопримечательности, находящиеся поблизости от детского сада, составить связный и выразительный рассказ не получилось.
Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что работа по развитию познавательноречевой активности детей в рамках семейного клуба будет наиболее эффективной и целесообразной.
Конечно, сложностей на первом этапе было не избежать, в основном они касались организации. Таблица 3Мероприятия в рамках работы семейного клуба на 20152016 учебный год
Направление деятельностиСовместная деятельность родителей и детейОктябрь. «Город над синей Шексной»
обзорная экскурсия на автобусе по исторической части города с остановками на Соборной Горке и площади Металлургов.Подготовка детских рассказов о достопримечательностях города, создание на группах альбомов с фотографиями, рисунками, рассказами детей.Ноябрь. «Песни осеннего ветра»
экскурсия в Комсомольский парк и посещение музеяприроды.Обсуждение в группах по впечатлениям: выставка творческих работ с рассказами детей о выбранном растении или животном нашего края.Ноябрь. «С Днём рождения, любимый город!»
вечер развлечений к Дню города для детей и родителей.Выставка лучших книг о городе.Заучивание стихов о родном городе, крае. Участие в выставке рисунков «Мой любимый Череповец!», изготовление книг с фотографиями, рисунками и рассказами детей «Почему я люблю Череповец».Декабрь. «В гости в барскую усадьбу»
экскурсия по усадьбе Гальских.Семейное древо.Декабрь. Игравикторина «Череповецкийкалейдоскоп»между командами подготовительных групп детского сада.Заучивание стихов о городе, подготовка детей по темам к викторине.Январь. «Вертепное рождественское представление»в музее Верещагиных.Подготовка детских рассказов «Рождественские и новогодние традиции в моей семье»Январь. Участие в городском конкурсе «Знатоки родного края».Совместная с воспитателями подготовка детей к конкурсу.Февраль. «Защитники Отечества»
экскурсия в отдел ОМОН.Подготовка рассказов о родах войск, в которых служили родственники детей. Создание сводной таблицы о родах войск.Март. «Масленица в Семёнково». Посещение северной деревни, встреча масленицы с соблюдением всех традиций.Рисунки и рассказы детей «Встреча Масленицы»Апрель. «Я помню, я горжусь!»
экскурсия к памятникам Великой Отечественной войны, встреча с ветеранами СПЕЦназа.Заучивание и чтение стихов о войне, подготовка рассказов об участниках войны в семьях, изготовление открыток для ветеранов.
В первую очередь необходимо было провести подготовительную работу с педагогами: разъяснить цели и задачи нашей работы, в ходе бесед и опросов выяснить их мнение, уровень и условия работы по познавательному и речевому развитию детей, выяснить, какая помощь им нужна со стороны кураторов проекта.
Вовторых, уже вместе с воспитателями групп необходимо было провести подготовительную работу с родителями: выяснить, интересна ли им такая форма работы, заинтересовать, правильно замотивировать. Для этого кураторы выходили на родительские собрания, при необходимости проводили индивидуальные беседы, информация была размещена на сайте детского сада и в группах ВКонтакте и стендах. Ожидаемые результаты от работы клуба:Создание единой образовательной среды, построенной на взаимодействии педагогов и семей воспитанников.Повышение уровня сформированности у детей интегративных качеств.Повышение уровня развития речевой активности детей.Повышение уровня сформированности педагогической компетентности родителей. С октября 2015 года мы начали осуществлять 2 основной этаппроекта –проведение мероприятий в рамках деятельности семейного клуба «Череповецкий калейдоскоп» по разработанному плану (см.таблицу 3).Конечно, на данном этапе тоже возникают определённые трудности, но вместе с нашими социальными партнёрами мы пытаемся искать пути их решения(таблица 4).Таблица 4Проблемы организации и пути их решения
Проблемы организацииПути решенияФинансовые трудности в оплате экскурсионного обслуживанияГибкая система скидок и бонусов от социальных партнёров. Предусмотрено бесплатное посещение мероприятий для семей, имеющих детейинвалидов.Низкая мотивация родителей на проведение выходных совместно со своим ребёнкомПредоставление информации: выходы на собрания, индивидуальные беседыфотоотчёты и отзывы Недостаточная включённость всех воспитателей в проектКонсультации для педагогов, перспектива включения проекта в вариативную часть основной общеобразовательной программы ДО Хочется отметить и положительные моменты нашей работы: появились постоянные члены клуба, которые посещают все мероприятия, с каждой поездкой к нам присоединяются новые семьи, родители отмечают, что благодаря встречам увеличился объём общения между родителями и детьми, между семьями, а также значительно улучшились знания у детей и взрослых о родном городе, речь детей стала более содержательной и эмоционально окрашенной, в речи детей появились рассказы из личного опыта от экскурсий, родители активно подключились к проведению совместных мероприятий(таблица 5, таблица 6).Таблица 5Промежуточные результатыобследования детей по методике Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» на январь 2016 года
Уровень Количество детей Общее количествоКоличество в процентахВысокий64,7Средний8768Низкий 3527,3
Таблица 6Промежуточные результаты обследования детей по методике Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» на январь 2016 года
Уровни Количество детей Общее количествоКоличество в процентахВысокий32,4Средний6248,4Низкий 6349,2
Таким образом, за короткий промежуток времени встречи в семейном клубе позволили создать комфортную атмосферу общения между взрослыми и детьми. В ходе клубных встреч дети и взрослые имеют возможность стать ближе друг к другу, понять интересы другой семьи, принять друг друга. Встречи в клубе способствовали положительному отношению к познанию, а взрослые, в свою очередь, поддерживают речевую инициативу детей, задают вопросы, требующие развёрнутых ответов, и просто наравне со своими детьми знакомятся с родным городом, его историей и культурой.Таким образом, семейный клуб способствует созданию благоприятных в эмоциональном плане, более доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, что помогает достичь лучшего развивающего эффекта, когда ребёнок ощущает себя полноценным участником процесса, наряду со взрослыми, имеет возможность узнать и обсудить чтото вместе с ними. 3 этап –заключительный. На данном этапе предполагается провести итоговую диагностику детей подготовительных к школе групп, опросы педагогов и родителей с целью выявить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста, подвести итоги первого года работы клуба. В настоящее время работа в клубе продолжается.
Ссылки на источники1.Бучилова И.А., Поступинская Н.Е., Шаркунова В.В., Чадромцева О.Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Концепт. –2013. № 9 (сентябрь) –ART 13181. –0,6 п.л. URL: http: // ekoncept.ru/2013/13181.htm. –Гос. рег. Эл. № ФС 7749965. –ISSN2304120Х. –[Дата обращения 08.02.2016].2.Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов/ Дмитриев Ю.А., Газина О.М., Суслова Э.К. и др. –М.: А.П.О.,1994. –72 с. 3.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. –М.: Издательский центр «Академия», 1996 –96 с.
Акимова Ольга Николаевна,воспитатель высшей квалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46», г. Череповецakimovaolga74@ya.ru
Трифанова Юлия Николаевна,воспитатель Iквалификационной категории, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46», г. ЧереповецIulya.trifanova@yandex.ru
Развитие сотрудничества семьи и дошкольного учреждения через работу семейного клуба в условиях инклюзивного пространства
Аннотация.Статья посвящена организации семейного клуба выходного дня в дошкольном учреждении в условиях инклюзивного пространства, как одной из форм сотрудничества детского сада и семьи. Определены актуальность, цель, задачи, формы, этапы и направления работы семейного клуба, организационные проблемы и пути их решения.Ключевые слова: клуб выходного дня, семья, дошкольное учреждение, взаимодействие, старший дошкольный возраст, инклюзивное пространство.
Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. В МБДОУ «Детский сад № 46» города Череповца наряду с группами общеразвивающей направленности имеются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). В последние годы в группах общеразвивающей направленности появились воспитанники, имеющие статус –ограниченные возможности здоровья (РДА, нарушение слуха). Процесс обучения этих детей стал для всего коллектива новой важной задачей, решение которой возможно только при тесном сотрудничестве семьи и детского сада.
Необходимо отметить, что решение образовательных задач в дошкольном учреждении является обязательным моментом, как для детей, обучающихся вгруппах общеразвивающей направленности, для воспитанников групп компенсирующей направленности, так и для «особых» детей, обучающихся в общеразвивающих группах. Самым важным для нас стало, прежде всего, изменить существующие установки взрослых (педагогов, других членов коллектива, родителей воспитанников) на детей. Для нас явилось важным, создавая необходимые условия для «особых» детей, учитывать принцип права и для всех других воспитанников. Таким образом, в созданном инклюзивном пространстве, полноправными участниками образовательных отношений стали дети, родители и педагоги.Очевидно, что решающим фактором развития ребёнка является его семья. В своей работе мы стремимся, чтобы родители наших воспитанников стали активными, полноценными участниками воспитательнообразовательного процесса. Нами было выявлено, что родители испытывают трудности в том, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с детьми и простого общения дома, недостаточно компетентны в вопросах воспитания и организации досуга для детей, альтернативного времяпрепровождению у телевизора и компьютера. Кроме того было отмечено, что объём живого общения между родителями и детьми явно недостаточный. Родители неоднозначно относятся к тому, что в детском саду имеются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а в общеразвивающих группах обучаются дети с «особыми» потребностями.Таким образом, на сегодняшний день семье нужна помощь и поддержка со стороны образовательного учреждения в освоении новых способов общения со своими детьми и принятие других детей. Одним из направлений по формированию компетентности родителей стала организация совместного досуга в выходной день педагогов с семьями воспитанников, отличного от обычного времяпрепровождения и направленного на развитие познавательноречевой активности детей и сплочения детскородительскогопедагогического коллектива.. При всём многообразии форм сотрудничества детского сада с семьёй по вопросам речевого развития нами была выбрана такая форма работы, как семейный клуб (семейный Клуб выходного дня «Череповецкий калейдоскоп»). Данный проект, в первую очередь, имеет познавательноречевую направленность и реализуетсяпри тесном сотрудничестве педагогов детского сада, семей воспитанников и специалистов агентства путешествий «Вокруг света». При организации клуба мы опирались на успешный опыт работы семейного клуба, представленного детским садом № 88 города Череповца [1]. Цель работы семейного Клуба выходного дня «Череповецкий калейдоскоп»: удовлетворение прав всех участников образовательного процесса, укрепление связи между семьями воспитанников и детским садом для обеспечения единства познавательноречевого развития детей через новые формы организации и взаимодействия в условиях внедрения федерального стандарта. Исходя из цели, нами были определены задачи работы клуба.1)Оказание помощи семьям воспитанников в поиске альтернативных форм организации семейного выходного досуга.2)Формирование у воспитанников интегративных качеств.3)Развитие речевой активности и познавательных интересов старших дошкольников.4)Повышение педагогической компетентности родителей.5)Создание положительной эмоциональной средыобщения между детьми, родителями и педагогами ДОУ для обеспечения благоприятных условий развития детей.Основные принципы работы:1)Принцип непрерывности, целостности –умение работать с семьёй, выработать единую модель взаимодействия.2)Принцип вариативности –предполагает различные формы взаимодействия детского сада и семьи.3)Принцип активности и партнёрства –служит предпосылкой эффективного взаимодействия.Формы работы:1)Формы взаимодействия педагогов (воспитателей, логопедов, психолога, музыкальных руководителей): консультации, родительские собрания, индивидуальная работа.2)Формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: экскурсии, выставки, викторины, конкурсы, вечера развлечений.Проект «Череповецкий калейдоскоп» цикличный, рассчитан на 2 года. В нашем детском саду в проекте участвуют 6 групп старшего дошкольного возраста из 8, 3 из них общеразвивающей направленности и 3 компенсирующего вида. В связи с этим для координации работы над проектом назначены 2 куратора.Всего в работе над проектом выделено 3 этапа.1этап –подготовительный. На данном этапе были проведены опросы детей (устно), родителей и воспитателей (анкетирование) с целью выявить уровень представлений детей о родном крае (адаптированная методика Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» [2]), выявить особенности речи детей: связность, выразительность, последовательность изложения (адаптированная методика Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» [3]). Всего было обследовано 128 детей старшего дошкольного возраста из шести групп. Результаты обследования представлены ниже(см. таблицу 1, таблицу 2).Таблица 1Результаты обследования детей по методике Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» на сентябрь 2015 года
Уровень Количество детей Общее количествоКоличество впроцентахВысокий00Средний7357Низкий 5543
Высокий уровень –дети знают название родного города и других городов страны, свой домашний адрес, могут перечислить названия улиц, рек, достопримечательностей, имеют представление о традиционных народных промыслах, знаменитых людях, промышленности города.
Средний уровень –дети знают название родного города и страны, домашний адрес и адрес детского сада, некоторые улицы, реки.
Низкий уровень –дети затрудняются ответить на все вопросы; могут ответить только на самые простые (называние города, домашний адрес).
Обследование показало, что большая часть детей знает название родного города и страны, может назвать свой домашний адрес, некоторые достопримечательности, улицы, реки. В то же время почти половина испытуемых смогла ответить лишь на самые простые вопросы.Таблица 2Результаты обследования детей по методике Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» на сентябрь 2015 года
Уровни Количество детей Общее количество
Количество в процентахВысокий00Средний5744,5Низкий 7155,5
Высокий уровень –в своей речи дети отражают названия родного города, его достопримечательностей, главных улиц, рек; речь связная и выразительная, используются предложения с однородными и второстепенными членами, оценочные суждения; рассказ ребенка сопровождается выразительной мимикой и жестами.
Средний уровень –дети называют родной город и достопримечательности, находящиеся не только рядом с детским садом, но и некоторые из тех, которые не находятся в непосредственной близи от детского сада и места проживания ребенка, некоторые культурно –бытовые учреждения (детский сад, библиотека); используются предложения с однородными членами.
Низкий уровень –испытуемые называют родной город и достопримечательности, находящиеся рядом с детским садом, затрудняются в использовании оценочных суждений, речь не связная и невыразительная, мимика однообразная, жесты отсутствуют.
По результатам обследования большая часть испытуемых показала низкий уровень –дети смогли перечислить лишь некоторые достопримечательности, находящиеся поблизости от детского сада, составить связный и выразительный рассказ не получилось.
Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что работа по развитию познавательноречевой активности детей в рамках семейного клуба будет наиболее эффективной и целесообразной.
Конечно, сложностей на первом этапе было не избежать, в основном они касались организации. Таблица 3Мероприятия в рамках работы семейного клуба на 20152016 учебный год
Направление деятельностиСовместная деятельность родителей и детейОктябрь. «Город над синей Шексной»
обзорная экскурсия на автобусе по исторической части города с остановками на Соборной Горке и площади Металлургов.Подготовка детских рассказов о достопримечательностях города, создание на группах альбомов с фотографиями, рисунками, рассказами детей.Ноябрь. «Песни осеннего ветра»
экскурсия в Комсомольский парк и посещение музеяприроды.Обсуждение в группах по впечатлениям: выставка творческих работ с рассказами детей о выбранном растении или животном нашего края.Ноябрь. «С Днём рождения, любимый город!»
вечер развлечений к Дню города для детей и родителей.Выставка лучших книг о городе.Заучивание стихов о родном городе, крае. Участие в выставке рисунков «Мой любимый Череповец!», изготовление книг с фотографиями, рисунками и рассказами детей «Почему я люблю Череповец».Декабрь. «В гости в барскую усадьбу»
экскурсия по усадьбе Гальских.Семейное древо.Декабрь. Игравикторина «Череповецкийкалейдоскоп»между командами подготовительных групп детского сада.Заучивание стихов о городе, подготовка детей по темам к викторине.Январь. «Вертепное рождественское представление»в музее Верещагиных.Подготовка детских рассказов «Рождественские и новогодние традиции в моей семье»Январь. Участие в городском конкурсе «Знатоки родного края».Совместная с воспитателями подготовка детей к конкурсу.Февраль. «Защитники Отечества»
экскурсия в отдел ОМОН.Подготовка рассказов о родах войск, в которых служили родственники детей. Создание сводной таблицы о родах войск.Март. «Масленица в Семёнково». Посещение северной деревни, встреча масленицы с соблюдением всех традиций.Рисунки и рассказы детей «Встреча Масленицы»Апрель. «Я помню, я горжусь!»
экскурсия к памятникам Великой Отечественной войны, встреча с ветеранами СПЕЦназа.Заучивание и чтение стихов о войне, подготовка рассказов об участниках войны в семьях, изготовление открыток для ветеранов.
В первую очередь необходимо было провести подготовительную работу с педагогами: разъяснить цели и задачи нашей работы, в ходе бесед и опросов выяснить их мнение, уровень и условия работы по познавательному и речевому развитию детей, выяснить, какая помощь им нужна со стороны кураторов проекта.
Вовторых, уже вместе с воспитателями групп необходимо было провести подготовительную работу с родителями: выяснить, интересна ли им такая форма работы, заинтересовать, правильно замотивировать. Для этого кураторы выходили на родительские собрания, при необходимости проводили индивидуальные беседы, информация была размещена на сайте детского сада и в группах ВКонтакте и стендах. Ожидаемые результаты от работы клуба:Создание единой образовательной среды, построенной на взаимодействии педагогов и семей воспитанников.Повышение уровня сформированности у детей интегративных качеств.Повышение уровня развития речевой активности детей.Повышение уровня сформированности педагогической компетентности родителей. С октября 2015 года мы начали осуществлять 2 основной этаппроекта –проведение мероприятий в рамках деятельности семейного клуба «Череповецкий калейдоскоп» по разработанному плану (см.таблицу 3).Конечно, на данном этапе тоже возникают определённые трудности, но вместе с нашими социальными партнёрами мы пытаемся искать пути их решения(таблица 4).Таблица 4Проблемы организации и пути их решения
Проблемы организацииПути решенияФинансовые трудности в оплате экскурсионного обслуживанияГибкая система скидок и бонусов от социальных партнёров. Предусмотрено бесплатное посещение мероприятий для семей, имеющих детейинвалидов.Низкая мотивация родителей на проведение выходных совместно со своим ребёнкомПредоставление информации: выходы на собрания, индивидуальные беседыфотоотчёты и отзывы Недостаточная включённость всех воспитателей в проектКонсультации для педагогов, перспектива включения проекта в вариативную часть основной общеобразовательной программы ДО Хочется отметить и положительные моменты нашей работы: появились постоянные члены клуба, которые посещают все мероприятия, с каждой поездкой к нам присоединяются новые семьи, родители отмечают, что благодаря встречам увеличился объём общения между родителями и детьми, между семьями, а также значительно улучшились знания у детей и взрослых о родном городе, речь детей стала более содержательной и эмоционально окрашенной, в речи детей появились рассказы из личного опыта от экскурсий, родители активно подключились к проведению совместных мероприятий(таблица 5, таблица 6).Таблица 5Промежуточные результатыобследования детей по методике Сусловой Э. К. «Беседа с ребёнком о родном городе и стране» на январь 2016 года
Уровень Количество детей Общее количествоКоличество в процентахВысокий64,7Средний8768Низкий 3527,3
Таблица 6Промежуточные результаты обследования детей по методике Урунтаевой Г. А. «Рассказ о родном городе» на январь 2016 года
Уровни Количество детей Общее количествоКоличество в процентахВысокий32,4Средний6248,4Низкий 6349,2
Таким образом, за короткий промежуток времени встречи в семейном клубе позволили создать комфортную атмосферу общения между взрослыми и детьми. В ходе клубных встреч дети и взрослые имеют возможность стать ближе друг к другу, понять интересы другой семьи, принять друг друга. Встречи в клубе способствовали положительному отношению к познанию, а взрослые, в свою очередь, поддерживают речевую инициативу детей, задают вопросы, требующие развёрнутых ответов, и просто наравне со своими детьми знакомятся с родным городом, его историей и культурой.Таким образом, семейный клуб способствует созданию благоприятных в эмоциональном плане, более доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, что помогает достичь лучшего развивающего эффекта, когда ребёнок ощущает себя полноценным участником процесса, наряду со взрослыми, имеет возможность узнать и обсудить чтото вместе с ними. 3 этап –заключительный. На данном этапе предполагается провести итоговую диагностику детей подготовительных к школе групп, опросы педагогов и родителей с целью выявить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста, подвести итоги первого года работы клуба. В настоящее время работа в клубе продолжается.
Ссылки на источники1.Бучилова И.А., Поступинская Н.Е., Шаркунова В.В., Чадромцева О.Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Концепт. –2013. № 9 (сентябрь) –ART 13181. –0,6 п.л. URL: http: // ekoncept.ru/2013/13181.htm. –Гос. рег. Эл. № ФС 7749965. –ISSN2304120Х. –[Дата обращения 08.02.2016].2.Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов/ Дмитриев Ю.А., Газина О.М., Суслова Э.К. и др. –М.: А.П.О.,1994. –72 с. 3.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. –М.: Издательский центр «Академия», 1996 –96 с.