Анализ региональной практики применения норм прекращения уголовного дела органами следствия и дознания (на примере Брянской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Герасенков В. М. Анализ региональной практики применения норм прекращения уголовного дела органами следствия и дознания (на примере Брянской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 906–910. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96095.htm.
Аннотация. В настоящей статье приводится анализ практики применения уголовно-процессуального законодательства в части прекращения уголовных дел органами предварительного расследования по различным основаниям на примере Брянской области с представлением соответствующей статистической информации, непосредственно связанной с исследуемыми в данной публикации вопросами. Также в публикации приведены организационное построение и структура следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области, обобщенная структура органов прокуратуры по Брянской области, а также представлена краткая информация по истории становления и развития региональных органов предварительного расследования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Герасенков Вадим Михайлович,старший преподаватель кафедры гражданскоправовых дисциплин, ЧОУ ВО «Брянский институт управления и бизнеса», г. Брянскmr.va.ger@mail.ru

Анализ региональной практики применения нормпрекращения уголовного дела органами следствия и дознания(на примере Брянской области)

Аннотация. В настоящей статье приводится анализ практики применения уголовно –процессуального законодательства в части прекращения уголовных дел органами предварительного расследования по различным основаниям на примере Брянской области с представлениемсоответствующей статистической информации, непосредственно связанной с исследуемыми в данной публикации вопросами. Также в публикации приведены организационное построение и структура следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Брянской области, обобщенная структура органов прокуратуры по Брянской области, а также представлена краткая информация по истории становления и развития региональных органов предварительного расследования. Ключевые слова:прекращение уголовного дела, следственные органы, органы прокуратуры, органы дознания, прокурор, следователь, дознаватель.

Исследуя практику применения норм прекращения уголовного дела органами следствия нельзя обойти стороной, такой федеральный государственный орган как Следственный комитет РФ, который осуществляет предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступленийпротив правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и других.В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какоголибо органа государственной власти, ни в какуюлибо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей[1].Что касается, в частности, следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области его внутренняя структура,следующая:Первый отдел по расследованию особо важных дел (о преступленияхпротив личности и общественной безопасности).Второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступленияхпротив государственной власти и в сфере экономики).Отдел процессуального контроля.Отдел криминалистики.Отдел кадров.Отдел по приему граждан и документационному обеспечению.Старший помощник руководителя управления по организационным вопросам и контролю исполнения.Старший помощник руководителя (по информационностатистическому обеспечению).Старший помощник по взаимодействию со СМИ.Старший помощник руководителя управления по вопросам собственной безопасности.Отдел материальнотехнического обеспечения.Финансовоэкономический отдел.Следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области включает 11ть межрайонных следственных отделов.В результате анализа работы Навлинскогомежрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области за 2012 –2013 гг. было установлено, что за указанный период следователями Навлинского МСО, от общего числа прекращенных уголовных дел, 70% было прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, 15% по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, 10% по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого и 5% уголовных дел было прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.Нельзя не заметить, что за два года не было прекращено ни одного уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), также не применялась ст. 28 УПК РФ (прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием), ст. 427 УПК РФ (прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего обвиняемого с применением принудительных мер воспитательного воздействия) и другие. В целом можно указать на тот факт, что следователями уголовные дела прекращаются только в тех случаях, когда закон прямо указывает на невозможность дальнейшего производства по делу и необходимость его прекращения. В иных же случаях, когда применение оснований прекращения уголовного дела, при явном их присутствии, остается на усмотрение следователя, уголовные дела будут направлены в суд с обвинительным заключением.Анализируя работу следственных органов г. Брянска, следует указать, что именно следователи органов внутренних дел расследуют 70% всех зарегистрированных преступлений и проводят более 90% предварительных расследований.Еще в 1963 году были сформированы следственные подразделения в УМВД России по Брянской области. Следственный отдел УВД Брянского облисполкома состоял из 15 сотрудников, 38 следователей работали в территориальных ОВД. Именно на следственный отдел УВД Брянского облисполкома было возложено осуществление функций управления и организации работы на местах, а также расследование сложных уголовных дел.Следственный аппарат возглавлял Александр Петрашов, который ранее занимал должность прокурора Брянского района. В 1965 году Александр Петрашов предложил организовать постоянное дежурство следователей при дежурной части УВД области. Это предложение оказало положительное влияние на раскрытие преступлений «по горячим следам». В дальнейшем этот опыт получил распространение по всей республике.Конечно, фигура следователя является центральной в органах внутренних дел, т.к. следствие представляет собой завершающий этап в раскрытии преступления. Именно по количеству раскрытых преступлений, числу уголовных дел, направляемых в суд, количеству лиц, привлеченных к уголовной ответственности и понесших заслуженное наказание, судят о работе служб и подразделений органов внутренних дел.За 2013 год следователями Брянска было возбуждено около 12 тыс. уголовных дел. Более 3000 доведено до суда. Из них:По кражам –562;По грабежам –137;По разбойным нападениям –63;По мошенничествам –67;По незаконному обороту наркотиков –126;По незаконному обороту оружия –16.Привлечено к уголовной ответственности 3500 человек.В процессе предварительного следствия выявлено и раскрыто дополнительно 1239 преступлений.Также, внесено следователями около 5000 представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.В процессе предварительного следствия, еще до направления уголовных дел в суд, возмещен материальный ущерб,причиненный преступлениями насумму более 115 млн. руб.Рассматривая практику процедуры прекращения уголовного дела, уже упоминалось, что одним из субъектов процесса прекращения уголовного дела является прокурор. Ведь, именно прокуратура осуществляет функцию уголовного преследования и надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания в соответствии с установленными уголовнопроцессуальным законодательством полномочиями.Прокуратура Брянской губернии начала действовать еще с 1 ноября 1922 года. А с момента существования непосредственно Брянской области с 1944 года, стала действовать прокуратура области.В настоящее время в Брянской области насчитывается 30 районных и городских прокуратур:4 прокуратуры в г. Брянск на правах районных;1 природоохранная на правах межрайонных прокуратур;1 прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области на правах межрайонных прокуратур.Общая численность работающих –431 человек, в том числе 321 оперативных сотрудников.К профессиональному уровню сотрудников прокуратуры применяются высокие требования: знание всех отраслей права, основ экономики, управления, широкий кругозор.В 2013 году органами прокуратуры области принимались последовательные меры по защите прав и свобод человека и гражданина, исполнению законодательства органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами, обеспечению соответствия законам издаваемых ими правовых актов.Прокурорами в 2013 году в целях устранения выявленных нарушений закона в сфере соблюдения прав и свобод граждан опротестован 2801 незаконный правовой акт, в суд направлено в интересах граждан 7057 заявлений, внесено представлений 4906.По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 170 уголовных дел.Более значительное внимание органами прокуратуры уделяется повышению эффективности координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.В результате таких мер по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, отмечается незначительный рост общего количества зарегистрированных преступлений, меньше зарегистрировано убийств, мошенничеств, хулиганств, вымогательств. Также, что немало важно, зарегистрировано меньшее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Также снизилось количество преступлений, совершенных в составе групп, наркопреступлений.В ходе надзора за исполнением законов на досудебном этапе уголовного судопроизводства выявлено более 22 тыс. нарушений, около 4000 при производстве следствия и дознания. Отменено 2989 постановлений о приостановлении предварительного расследования и 212 –о прекращении.Такой показатель отмененных постановлений о прекращении уголовных дел говорит о значительном количестве нарушений в работе органов предварительного следствия.В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные,в частности линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в структуру межрайонные, городские (районы) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности;

органы Федеральной службы судебных приставов;

начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.В каждом районе Брянской области в структуре органов внутренних дел функционирует подразделение дознания, которые осуществляют расследование уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, перечисленными в ч. 3 ст. 150 Уголовнопроцессуального кодекса РФ, в том числе по ст.ст. 112, 115, 116, 117 части 1, 119, 158 части 1, 159 части 1, 213 части 1, 222 части 1 и 4, 228 части 1, 260 части 1 и др.Функциями по контрольнометодическому обеспечению деятельности дознавателей УОВДобласти возложены на отдел организации дознания УВД по Брянской области (ООД УВД), который возглавляет начальник, одновременно являющийся заместителем начальника МОБ УВД по Брянской области.Служба дознания Брянской области обеспечивает расследование преступлений, по которым не обязательно предварительное следствие, т.е. преступлений небольшой и средней тяжести.Образована служба дознания Брянской области 16 октября 1992 года. Для повышения эффективности работы подразделений дознания по расследованию преступлений 16 октября 1992 года министром внутренних дел Российской Федерации был подписан приказ «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно». Именно с этого момента специализированное дознание считается самостоятельным структурным подразделением милиции общественной безопасности.Тогда, на подразделения дознания и были возложены задачи по обеспечению личной безопасности граждан и защите собственности от противоправных посягательств путем предупреждения и расследования преступлений, производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и соблюдение при этом законности.Инспектора по дознанию были переименованы в дознавателей, которымустановлены предельные специальные звания на уровне следователей органов внутренних дел. К началу 1993 года за счет дополнительно выделенной штатной численности подразделения ГОРОВД области выросли до 73 единиц, а в аппарате УВД было образовано отделение с функциями контрольнометодического обеспечения дознания.В настоящее время штатная численность сотрудников подразделения дознания МОБ ГРУОВД Брянской области составляет около 200 человек.Сотрудники проводят дознание по 93м статьям о преступлениях из 275–ти, предусмотренными Уголовным кодексом Российской Федерации.Сейчас дознавателями расследуется более половины всех зарегистрированных преступлений на территории области, и объем работы постоянно растет.В 2013 году в производстве дознавателей находилосьболее 10000 уголовных дел.Конечно, существенно увеличилась нагрузка на дознавателей, в том числе и по выездам на места происшествий в составе следственнооперативных групп. В среднем по области дознаватель дежурит в составе следственнооперативной группы6 8 раз в месяц, на место происшествия выезжает за смену 2 –4 раза, а в отделах с интенсивной нагрузкой –до 6 раз.Такая тенденция говорит о том, что объем процессуальной работы по преступлениям, по которым предварительное следствие не обязательно, в ближайшее время будет возрастать.Таким образом, необходимо совершенствовать организацию управления, нормативноправового, кадрового и материальнотехнического обеспечения подразделений дознания.Важнейшее значение сейчас в решении вопроса системного обучения сотрудников, повышения их квалификации. Однако, еще не в полной мере соответствует нормам положительности материальнотехническая оснащенность службы. На оперативность и эффективность деятельности подразделения дознания существенно влияет отсутствие инфраструктуры удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел.Тем не менее, при наличии всех существующих проблем и сложностей оперативной обстановки, подразделения дознания Брянской области с момента своего создания всегда имеют стабильно высокие показатели оперативнослужебной деятельности. Отдел организации дознания УМВД России по Брянской области является базовым подразделением.В деятельности Федеральной службы судебных приставов основным направлением является работа органов дознания. К полномочиям органов дознания Федеральной службы судебных приставов относятся обязанности по осуществлению уголовного преследования лиц, совершивших преступления, которые отнесены УПК РФ к компетенции Федеральной службы судебных приставов, а также применение комплекса мер по раскрытию данных уголовных дел.Органами дознания Федеральной службы судебных приставов по Брянской области возбуждено 452 уголовных дела. Из них:По ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи и аресту либо подлежащее конфискации» 2 уголовных дела;По ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» 11;По ч. 1 ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей» 437;По ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» 1.Рассматривая и анализируя работу органов следствия и дознания, выявлено, что органами следствия Брянска за 2013 год возбуждено около 12000 уголовных дел, из них доведено до суда около 3000, из них прекращено уголовных дел –148, что составляет приблизительно 5% от общего количества. От общего числа прекращенных уголовных дел, 66% было прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, 19% по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, 6% по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого и 9% уголовных дел было прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.В данном случае также наблюдается ситуация, в которой такие основания прекращения уголовного дела, как примирение сторон и деятельное раскаяние, вовсе не применяются. Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать обоснованный вывод, что указанные основания фактически оказались «под негласным запретом». Представляется, что причиной этому служит то, что применение данных оснований связано с усмотрением следователя и потенциально содержит гипотетическую угрозу коррумпированного применения этих оснований, а также небезосновательное мнение следователей, согласно которому позитивную оценку получаеттолько количество дел, направленных ими в суд, тогда как прекращенные дела рассматриваются, скорее, как брак в их работе.

Ссылки на источники1. История создания Следственного комитета Российской Федерации и его современный правовой статус // [Э݁ле݁кт݁ро݁н݁н݁ы݁й ресу݁рс]. Ре݁ж݁и݁м досту݁па: www.sledcom.ru. [дата обращения 14.04.2015]