Проблематика регионального управления в условиях глобализации
Международная
публикация
Выпуск:
ART 96102
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев
А.
В. Проблематика регионального управления в условиях глобализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
936–940. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/96102.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена жизненно важная составляющая управления регионом. Изучено региональное управление в условиях глобализации. Исследованы основные проблемы управленческой деятельности в современных условиях. Проанализировано влияние глобализации на социально-экономическое развитие региона.
Ключевые слова:
глобализация, управление регионом, концепция управления, парадигмы управленческой деятельности, управление и мировой порядок
Текст статьи
Алексеев Алексей Викторович,Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкaav11@yandex.ru
Проблематика регионального управления в условиях глобализации
Аннотация.В статье рассмотрена жизненно–важнаясоставляющая управления регионом. Изучено региональное управление в условиях глобализации. Исследованы основные проблемыуправленческой деятельности в современных условиях.Проанализировано влияние глобализации на социальноэкономическое развитие региона.Ключевые слова:Управление регионом, глобализация, концепция управления, парадигмы управленческой деятельности,управление и мировой порядок.
В современных условиях развитие региональной экономики связана с процессами глобализации, в рамках которых осуществляется формирование экономического пространства, ускорение инновационных процессов.Внастоящее время региональные экономики можно рассматривать как специализированные элементы геоэкономической системы, а региональное экономическое пространство –как составная часть единого экономического пространства. В процессах глобализации основную роль играют информационнокоммуникационные технологии, всемирные сети переработки и передачи информации. Интенсивное протеканиеглобализационных процессов оказывает влияниеи на систему управления на региональном уровне.Проблемы управления региональной экономикой признаются деловымикругами региона, обществом в целом, что в рамках управленческой традиции составляет основу для построения механизма управления социальноэкономическим развитием региона,как на региональном, так и на национальном уровне. Между тем именно глобализация, как глобальное экономическое пространство, усиливает значимостьуправленческой деятельности. И, прежде всего, в известном аспекте –зачем, в какой мере и с какой жизненно–смысловой составляющей осуществляется управление регионом. Причем данная проблема актуальна, как для макроуправленческого уровня, так и, собственно говоря, для тех, кто считает себя непосредственно региональным звеном управления[1]. Естественно, сложившаяся управленческаятрадиция предполагает сосредоточение внимания на общеэкономическихзначенияхразвития регионов. И, исходя из этого, система управления казалось бы должна строиться на платформе максимальной экономическойэффективности по отношению к функционирующим на территории региона хозяйствующим субъектам и проживающимв них людях. Однако фактическая сторона вопроса зачастую далеко не соответствует задекларированным в программах социальноэкономического развития региона положениям. Достаточно только охарактеризовать, что одним из типичных подходов и фактически реальным смыслом управленияможет выступать банальная экономическая ресурсная эксплуатация. Причем под ресурсами в данном ключе подразумеваются, как человеческие, так и всякие иные ресурсы.Также еще одной типичной концепциейуправления регионами выступает установка на обеспечение его стабильности. Своеобразное управление ради сохранения социально–экономического застоя. Однако и данный очевидный смысл управленческой деятельности нередко вступает в противоречие с суровой жизненной реальностью. Мировая практика, как в далекой исторической ретроспективе, так и в современной политической действительности демонстрирует изрядное количество примеров, когда слишком высока заинтересованность управлять регионом таким образом, чтобы перманентно поддерживать в нем нестабильность и низкий уровень экономического развития. И в этом могут быть заинтересованы, как внутренние, так и внешние элементы системы управления социальноэкономическим развитием региона. Мало того, не секрет, что именно такое искусственное стабильное состояние обеспечивает высокиефинансово–экономическиедивиденды субъектов региональногоуправления, путем снижения платежеспособности большинства населения региона.
Кстати, в этом ключе глобализация существенно модифицировала не столько принципы управления, сколько усовершенствовала мобильность, скажем так, финансовой составляющей самого процесса управлениярегиональной экономики. Можно утверждать, чтоназначение системы управлениярегионом заключается в поддержании определенногопорядка, стабильности в регионе. Однако в условиях сохранения общеглобальной парадигмы прибыльности, как ключевой основы и показателя эффективности управления,данное обстоятельство рискует сохранить свою, и качественную, и количественную распространенность.Поскольку мы специально затронули проблему значимостиуправлениярегиональной экономикой, которая вполне очевидно задает и соответствующую управленческую тональность на региональном уровне, заметим, что любой экономистпридерживается мнения, чтоглобализация по–прежнему идет в русле конкурентно–технологизированной парадигмы. А, следовательно, общий смысл и общая установка регионального звена управления –это экономическая эффективность. Однако, одним из результатов управленческой деятельности в региональной системе является увеличение уровня благосостояния каждого человека, проживающего на территории данного региона. Известно, что мировые субъекты управления экономикой все чаще и чаще начинают вводить критерии оценки (обычно на уровне государств) эффективности управленческой деятельности, в основу которых лежат не экономические, а социальные компоненты.
Федеральные и региональные органы власти в Российской Федерации в своей практике при решении проблем организации эффективной системы управления ориентируются на результаты достижения социальных, экономических, политических целей зарубежных управленческих институтов[2].А значит уже сегодня необходимо формироватьсистемыуправлениярегиональной экономикой исходя из общемировых, тщательно разработанных критериев, что позволяет построить информационное, высокотехнологичное, сетевое общество. В противном случае, значительнаячасть управленческой элиты, как на региональном уровне, так и на национальном уровне, будут препятствовать проведению реформы государственного управления, а их деятельность сведется к выполнению распоряжений, требований властных, деловых институтов российского общества, а в некоторых случаях и интересах мировых элит.Регион, с точки зрения глобализации рассматривается не как определенное территориальноеобразование, а как независимое пространственно локализованное сообщество, в основе которого лежит единство корпоративной, организационной и политической культур, действующее в рамках единого экономического пространства, позволяющее сообществу самообеспечиваться и самосовершенствоваться[3].
В связи с этим, и повышается и оценка управленческой деятельности органов государственной власти региона. Прежде всего, оценивается успешность или не успешность управленческих мероприятий, направленных на достижение социальных, экономических целей развития региона. Стремления же сохранять испытанные управленческие схемы могут быть и не оценены теми, кто в своих представлениях выстраивает иную жизненную концепцию функционирования системы управления региональной экономикойи начинает понимать (или воспринимать)управленческие механизмы, как чуждые, ограниченные и ограничивающие. Ведь многие общественные настроения в условиях широкой развитости коммуникационных и информационных технологий на региональных уровнях определяются (вольно или невольно) зачастую исходя из перспективныхкритериев, образцов. Особенно это касается молодого поколения управленцев, значительный процент представителей которогоуже мало может удовлетворить работа ради работы или абстрактной прибыльности. Тем более, когда и достойная работа отсутствует (или вообще отсутствует как таковая), а прибыль фигурирует только в общих отчетах хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов властиили отражается исключительно на материальном достатке их руководителей[4]. Усложняется региональное управление, включая и его смысловое измерение, в связи с глобализацией еще и потому, что одним из ее проявлений выступает развитие транснациональнойкооперации и усиление влияния известных международных компаний. В последнее время этому аспекту уделяют огромное внимание значительное число специалистовв области регионального управления, региональной экономики, влияния на социальноэкономическое развитие региона процессов глобализации. Фактически мы находимся в процессе, когда отдельные регионы могут быть в значительной мере исключеныиз общегосударственной системы управления. Парадокс заключается еще и в том, что центральные органы власти сами инициируют и даже строго спрашивают с местных руководителей за отсутствие инициатив по привлечению стратегических инвесторовв регионы. Самоочевидно, что парадигма ответственности между центром и регионами всегда очень подвижна, размыта. Но здесь появляется внешний по отношению к региональной и национальной системе управления региональной экономикойуправленческий субъект, который еще более рассредоточивает зоны влияния и ответственности. Появление и бурное развитие транснациональных корпораций давно внесло в систему регионального управления еще один нелегкий смысловой пункт. И если раньше целый ряд регионов развивался, как часть в прямом значении национального промышленного комплекса, то сегодня вполне реальной может становиться ситуация, когда развитие региона, его функционирование–суть и прерогатива наднациональных корпораций, без жесткой экономической привязки к государственной системе. В мировой научной литературы, посвященной процессам глобализации и ихроли в региональном развитии, независимость, суверенность современных государств становиться прерогативой представителей национальной системы управления, то, что уж говорить об отдельных регионах, которые сами же государства подталкивают к своеобразной финансово–экономической самостоятельности.Следует отметить, что руководство большинства бывших советских республик, таких как Украина, Эстония или Грузия,стремится к финансовой, энергетической, политической независимости от Российской Федерации, самоопределению в формировании своего тренда социальноэкономического развития, ориентированного на повышение уровня благосостояния населения указанных государств до уровня развитых европейских государств. При этом, зачастую такая политика руководства бывших советских республик приводит к росту националистических настроений, что приводит к разрушению национальной экономики, ухудшению значений основных экономических показателей состояния и развития региональной экономики, снижению платежеспособности населения государства, разрыву межхозяйственных связей как внутри государства, так и между предприятиями и хозяйствующими субъектами, функционирующими на территории разных государств.Однако, процессы глобализации крупного бизнеса и финансов нарушают принципы независимости указанных государств и регионов и требуют формирования мирохозяйственных, внешнеэкономических связей как с государствами ближнего, так и дальнего зарубежья.Страныс развивающейся экономикойиспытывают воздействие со стороны транснациональных корпораций, иностранных инвесторов, зарубежных бизнес структур, вынужденыим передать во временное илипостоянноевладение часть своих активов, территории, ресурсов, независимости в решении внутренних проблем и испытывать экономические и культурные взаимодействия и взаимопроникновения. Кроме того, некоторые отечественные и иностранные исследователи отмечают размываниероли традиционных государственных систем управления [5].Таким образом, процессы глобализации обострили, ускорилии модифицировалирегиональное измерение управленческих противоречий, процессы совершенствования отношений федерального центра с региональными властными, деловыми структурами, населением России, а также отношений России с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. И, прежде всего в системе национальных и наднациональных значений системы управления региональной экономикой.Регионы становятся все более уязвимыми для воздействия внесистемных способов влияния, вплоть до возможности перехода на внешнее, по сути наднациональноеуправление. Но они же в тоже время могут выступать точками роста национальной экономики и территориями реализации стратегий межрегиональных и международных отношений.Конструктивные особенностиуправления на региональном уровне заключаются в необходимости, с одной стороны, поддерживать общий уровеньстабильного развития региона. Однако, с другой стороны, в этом развитии уже необходимо определять все более социальные, все более экономическиекритерии и значимые перспективы. Особенности системы управлениярегиональной экономикой должны включатьв себя новые общественные требования, требования бизнес структур, состоящие уже не в системе удовлетворения базовых потребностей, а включать в себя стремления к более полноценной самореализации и самосовершенствованию. В связи с этим, в настоящее время для российского сообщества, а тем более отдельных регионов нашегогосударстваданные подходы носят рекомендательный характер. Однако,для решения указанных проблем регионального управления в условиях глобализации необходимо разработатьконцепциюуправления экономикой региона в условиях активного использования ресурсов региона в мировой экономике, основанная на структурных взаимосвязях модели взаимодействия федерального центра с региональными властными и бизнес структурами для достижения устойчивого социальноэкономического развития регионов. Основным элементом концепции регионального управления является экономическая, пространственная политика региона, в рамках которой осуществляется формирование системы планированиясоциальноэкономических процессовв регионе, ориентированная на снижение негативных последствий воздействия процессов глобализации и повышения конкурентоспособности регионов России.
Ссылки на источники1.Бердина М.Ю.Регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. / М.Ю. Бердина, А.В. Даюб, Ю.С. Кузьмова. –СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. –101 с.2.Александрова Е.Н. Внешнеэкономическая стратегия развития России: сущность, направления и ключевые составляющие. / Е.Н. Александрова, В.Н. Маровгулов, И.В. Дорошенко. // Теория и практика общественного развития. –2012. –№4. –С. 319 –322.3.Чуб А.А. Регионы России: факторы устойчивости и институциональные предпосылки развития в условиях глобализации: Монография. / А.А. Чуб. –М.: ИНФРАМ, 2015. –232 с.4.Тимонина И.Л. Развитие международного бизнеса. / И.Л. Тимонина, И.В. Колесникова, Э.Г. Мартиросян. –М.: Издво «Дело» РАНХиГС, 2011. –152 с.5.Котляров Н.И., Левченко Л.В. Глобализация и региональная интеграция стран –членов Таможенного союза. // Экономические науки. –2013. –№7(104). –С. 109.
Проблематика регионального управления в условиях глобализации
Аннотация.В статье рассмотрена жизненно–важнаясоставляющая управления регионом. Изучено региональное управление в условиях глобализации. Исследованы основные проблемыуправленческой деятельности в современных условиях.Проанализировано влияние глобализации на социальноэкономическое развитие региона.Ключевые слова:Управление регионом, глобализация, концепция управления, парадигмы управленческой деятельности,управление и мировой порядок.
В современных условиях развитие региональной экономики связана с процессами глобализации, в рамках которых осуществляется формирование экономического пространства, ускорение инновационных процессов.Внастоящее время региональные экономики можно рассматривать как специализированные элементы геоэкономической системы, а региональное экономическое пространство –как составная часть единого экономического пространства. В процессах глобализации основную роль играют информационнокоммуникационные технологии, всемирные сети переработки и передачи информации. Интенсивное протеканиеглобализационных процессов оказывает влияниеи на систему управления на региональном уровне.Проблемы управления региональной экономикой признаются деловымикругами региона, обществом в целом, что в рамках управленческой традиции составляет основу для построения механизма управления социальноэкономическим развитием региона,как на региональном, так и на национальном уровне. Между тем именно глобализация, как глобальное экономическое пространство, усиливает значимостьуправленческой деятельности. И, прежде всего, в известном аспекте –зачем, в какой мере и с какой жизненно–смысловой составляющей осуществляется управление регионом. Причем данная проблема актуальна, как для макроуправленческого уровня, так и, собственно говоря, для тех, кто считает себя непосредственно региональным звеном управления[1]. Естественно, сложившаяся управленческаятрадиция предполагает сосредоточение внимания на общеэкономическихзначенияхразвития регионов. И, исходя из этого, система управления казалось бы должна строиться на платформе максимальной экономическойэффективности по отношению к функционирующим на территории региона хозяйствующим субъектам и проживающимв них людях. Однако фактическая сторона вопроса зачастую далеко не соответствует задекларированным в программах социальноэкономического развития региона положениям. Достаточно только охарактеризовать, что одним из типичных подходов и фактически реальным смыслом управленияможет выступать банальная экономическая ресурсная эксплуатация. Причем под ресурсами в данном ключе подразумеваются, как человеческие, так и всякие иные ресурсы.Также еще одной типичной концепциейуправления регионами выступает установка на обеспечение его стабильности. Своеобразное управление ради сохранения социально–экономического застоя. Однако и данный очевидный смысл управленческой деятельности нередко вступает в противоречие с суровой жизненной реальностью. Мировая практика, как в далекой исторической ретроспективе, так и в современной политической действительности демонстрирует изрядное количество примеров, когда слишком высока заинтересованность управлять регионом таким образом, чтобы перманентно поддерживать в нем нестабильность и низкий уровень экономического развития. И в этом могут быть заинтересованы, как внутренние, так и внешние элементы системы управления социальноэкономическим развитием региона. Мало того, не секрет, что именно такое искусственное стабильное состояние обеспечивает высокиефинансово–экономическиедивиденды субъектов региональногоуправления, путем снижения платежеспособности большинства населения региона.
Кстати, в этом ключе глобализация существенно модифицировала не столько принципы управления, сколько усовершенствовала мобильность, скажем так, финансовой составляющей самого процесса управлениярегиональной экономики. Можно утверждать, чтоназначение системы управлениярегионом заключается в поддержании определенногопорядка, стабильности в регионе. Однако в условиях сохранения общеглобальной парадигмы прибыльности, как ключевой основы и показателя эффективности управления,данное обстоятельство рискует сохранить свою, и качественную, и количественную распространенность.Поскольку мы специально затронули проблему значимостиуправлениярегиональной экономикой, которая вполне очевидно задает и соответствующую управленческую тональность на региональном уровне, заметим, что любой экономистпридерживается мнения, чтоглобализация по–прежнему идет в русле конкурентно–технологизированной парадигмы. А, следовательно, общий смысл и общая установка регионального звена управления –это экономическая эффективность. Однако, одним из результатов управленческой деятельности в региональной системе является увеличение уровня благосостояния каждого человека, проживающего на территории данного региона. Известно, что мировые субъекты управления экономикой все чаще и чаще начинают вводить критерии оценки (обычно на уровне государств) эффективности управленческой деятельности, в основу которых лежат не экономические, а социальные компоненты.
Федеральные и региональные органы власти в Российской Федерации в своей практике при решении проблем организации эффективной системы управления ориентируются на результаты достижения социальных, экономических, политических целей зарубежных управленческих институтов[2].А значит уже сегодня необходимо формироватьсистемыуправлениярегиональной экономикой исходя из общемировых, тщательно разработанных критериев, что позволяет построить информационное, высокотехнологичное, сетевое общество. В противном случае, значительнаячасть управленческой элиты, как на региональном уровне, так и на национальном уровне, будут препятствовать проведению реформы государственного управления, а их деятельность сведется к выполнению распоряжений, требований властных, деловых институтов российского общества, а в некоторых случаях и интересах мировых элит.Регион, с точки зрения глобализации рассматривается не как определенное территориальноеобразование, а как независимое пространственно локализованное сообщество, в основе которого лежит единство корпоративной, организационной и политической культур, действующее в рамках единого экономического пространства, позволяющее сообществу самообеспечиваться и самосовершенствоваться[3].
В связи с этим, и повышается и оценка управленческой деятельности органов государственной власти региона. Прежде всего, оценивается успешность или не успешность управленческих мероприятий, направленных на достижение социальных, экономических целей развития региона. Стремления же сохранять испытанные управленческие схемы могут быть и не оценены теми, кто в своих представлениях выстраивает иную жизненную концепцию функционирования системы управления региональной экономикойи начинает понимать (или воспринимать)управленческие механизмы, как чуждые, ограниченные и ограничивающие. Ведь многие общественные настроения в условиях широкой развитости коммуникационных и информационных технологий на региональных уровнях определяются (вольно или невольно) зачастую исходя из перспективныхкритериев, образцов. Особенно это касается молодого поколения управленцев, значительный процент представителей которогоуже мало может удовлетворить работа ради работы или абстрактной прибыльности. Тем более, когда и достойная работа отсутствует (или вообще отсутствует как таковая), а прибыль фигурирует только в общих отчетах хозяйствующих субъектов, государственных и муниципальных органов властиили отражается исключительно на материальном достатке их руководителей[4]. Усложняется региональное управление, включая и его смысловое измерение, в связи с глобализацией еще и потому, что одним из ее проявлений выступает развитие транснациональнойкооперации и усиление влияния известных международных компаний. В последнее время этому аспекту уделяют огромное внимание значительное число специалистовв области регионального управления, региональной экономики, влияния на социальноэкономическое развитие региона процессов глобализации. Фактически мы находимся в процессе, когда отдельные регионы могут быть в значительной мере исключеныиз общегосударственной системы управления. Парадокс заключается еще и в том, что центральные органы власти сами инициируют и даже строго спрашивают с местных руководителей за отсутствие инициатив по привлечению стратегических инвесторовв регионы. Самоочевидно, что парадигма ответственности между центром и регионами всегда очень подвижна, размыта. Но здесь появляется внешний по отношению к региональной и национальной системе управления региональной экономикойуправленческий субъект, который еще более рассредоточивает зоны влияния и ответственности. Появление и бурное развитие транснациональных корпораций давно внесло в систему регионального управления еще один нелегкий смысловой пункт. И если раньше целый ряд регионов развивался, как часть в прямом значении национального промышленного комплекса, то сегодня вполне реальной может становиться ситуация, когда развитие региона, его функционирование–суть и прерогатива наднациональных корпораций, без жесткой экономической привязки к государственной системе. В мировой научной литературы, посвященной процессам глобализации и ихроли в региональном развитии, независимость, суверенность современных государств становиться прерогативой представителей национальной системы управления, то, что уж говорить об отдельных регионах, которые сами же государства подталкивают к своеобразной финансово–экономической самостоятельности.Следует отметить, что руководство большинства бывших советских республик, таких как Украина, Эстония или Грузия,стремится к финансовой, энергетической, политической независимости от Российской Федерации, самоопределению в формировании своего тренда социальноэкономического развития, ориентированного на повышение уровня благосостояния населения указанных государств до уровня развитых европейских государств. При этом, зачастую такая политика руководства бывших советских республик приводит к росту националистических настроений, что приводит к разрушению национальной экономики, ухудшению значений основных экономических показателей состояния и развития региональной экономики, снижению платежеспособности населения государства, разрыву межхозяйственных связей как внутри государства, так и между предприятиями и хозяйствующими субъектами, функционирующими на территории разных государств.Однако, процессы глобализации крупного бизнеса и финансов нарушают принципы независимости указанных государств и регионов и требуют формирования мирохозяйственных, внешнеэкономических связей как с государствами ближнего, так и дальнего зарубежья.Страныс развивающейся экономикойиспытывают воздействие со стороны транснациональных корпораций, иностранных инвесторов, зарубежных бизнес структур, вынужденыим передать во временное илипостоянноевладение часть своих активов, территории, ресурсов, независимости в решении внутренних проблем и испытывать экономические и культурные взаимодействия и взаимопроникновения. Кроме того, некоторые отечественные и иностранные исследователи отмечают размываниероли традиционных государственных систем управления [5].Таким образом, процессы глобализации обострили, ускорилии модифицировалирегиональное измерение управленческих противоречий, процессы совершенствования отношений федерального центра с региональными властными, деловыми структурами, населением России, а также отношений России с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья. И, прежде всего в системе национальных и наднациональных значений системы управления региональной экономикой.Регионы становятся все более уязвимыми для воздействия внесистемных способов влияния, вплоть до возможности перехода на внешнее, по сути наднациональноеуправление. Но они же в тоже время могут выступать точками роста национальной экономики и территориями реализации стратегий межрегиональных и международных отношений.Конструктивные особенностиуправления на региональном уровне заключаются в необходимости, с одной стороны, поддерживать общий уровеньстабильного развития региона. Однако, с другой стороны, в этом развитии уже необходимо определять все более социальные, все более экономическиекритерии и значимые перспективы. Особенности системы управлениярегиональной экономикой должны включатьв себя новые общественные требования, требования бизнес структур, состоящие уже не в системе удовлетворения базовых потребностей, а включать в себя стремления к более полноценной самореализации и самосовершенствованию. В связи с этим, в настоящее время для российского сообщества, а тем более отдельных регионов нашегогосударстваданные подходы носят рекомендательный характер. Однако,для решения указанных проблем регионального управления в условиях глобализации необходимо разработатьконцепциюуправления экономикой региона в условиях активного использования ресурсов региона в мировой экономике, основанная на структурных взаимосвязях модели взаимодействия федерального центра с региональными властными и бизнес структурами для достижения устойчивого социальноэкономического развития регионов. Основным элементом концепции регионального управления является экономическая, пространственная политика региона, в рамках которой осуществляется формирование системы планированиясоциальноэкономических процессовв регионе, ориентированная на снижение негативных последствий воздействия процессов глобализации и повышения конкурентоспособности регионов России.
Ссылки на источники1.Бердина М.Ю.Регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. / М.Ю. Бердина, А.В. Даюб, Ю.С. Кузьмова. –СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011. –101 с.2.Александрова Е.Н. Внешнеэкономическая стратегия развития России: сущность, направления и ключевые составляющие. / Е.Н. Александрова, В.Н. Маровгулов, И.В. Дорошенко. // Теория и практика общественного развития. –2012. –№4. –С. 319 –322.3.Чуб А.А. Регионы России: факторы устойчивости и институциональные предпосылки развития в условиях глобализации: Монография. / А.А. Чуб. –М.: ИНФРАМ, 2015. –232 с.4.Тимонина И.Л. Развитие международного бизнеса. / И.Л. Тимонина, И.В. Колесникова, Э.Г. Мартиросян. –М.: Издво «Дело» РАНХиГС, 2011. –152 с.5.Котляров Н.И., Левченко Л.В. Глобализация и региональная интеграция стран –членов Таможенного союза. // Экономические науки. –2013. –№7(104). –С. 109.