«Душа и сердце» технического образования, или Уроки Достоевского для высшей профессиональной школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зинина С. М. «Душа и сердце» технического образования, или Уроки Достоевского для высшей профессиональной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 986–990. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm.
Аннотация. В статье обсуждается проблема посредничества педагога в процессе профессионального становления личности студентов технического вуза и развития мотивационно-смысловой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Посредническая функция педагога рассматривается автором с позиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского с использованием категорий «отнологии развития» Б. Д. Эльконина. В статье приводятся результаты экспериментального изучения психологических особенностей студентов, находящихся в ситуации выбора траектории профессионального образования. Психологические механизмы посредничества в ситуации личностного выбора молодого человека иллюстрируются основной сюжетной линией романа Ф. М. Достоевского «Подросток».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зинина Снежана Михайловна,Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Нижегородский государственный архитектурностроительный университет, г. Нижний Новгородsnejanazinina@mail.ru

«Душаи сердце» техническогообразования …или уроки Достоевского для высшей профессиональной школы

Аннотация.В статье обсуждаетсяпроблема посредничества педагога в процессе профессионального становленияличности студентов технического вузаи развития мотивационносмысловой составляющейих будущей профессиональной деятельности. Посредническая функция педагогарассматривается авторомс позиции культурноисторической теории Л.С. Выготскогосиспользованием категорий «отнологии развития»Б.Д. Эльконина. В статьеприводятся результаты экспериментальногоизученияпсихологических особенностей студентов, находящихся в ситуации выбора траектории профессионального образования.Психологические механизмыпосредничества в ситуации личностного выбора молодого человека иллюстрируются основной сюжетной линиейромана Ф.М. Достоевского «Подросток». Ключевые слова:уровневое образование, профессионализация личности, профессиональноличностныйвыбор, посредничество, преподаватель, студенты.

В начале XXIвекачеловечество оказалосьна пороге «четвертой технической революции», последовавшей за«цифровой»революцией.Её признаками сталисинтез технологий, стираниеграниц между физическим, цифровым и биологическиммирами. Экономические и социальныепоследствия нового витка развития техники стали предметом обсуждения на Всемирном экономическом форуме(ВЭФ)в Давосев январе 2016 года. Важно отметить, что сам основатель ВЭФКлаус Шваб среди вызовов «четвертой промышленной революции» назвал«роботизацию» человечества и угрозу утраты им «сердца и души»[1]. Необходимо отметить, что подобные «страхи» не раз посещали человечество. Видимо,каждый виток технического прогресса требуетосмысления места и роли человека в сравнительно новом для негомире вещейи технологий. Ещё А.Н. Леонтьев в 1974 г. в своих дневниковых записях зафиксировалобразчеловека«с огромной головой ималеньким, маленьким сердцем»и подметил«обнищание души при обогащении информацией,…умазнания»[2].

Не надо обладать большими познаниями в области психологии, чтобы за символами «сердца и души» не увидеть отраженные в них понятия, имеющие отношение к мотивационносмысловой стороне деятельности,аффективной составляющей сознания иэмоциональноценностной сфереличности.В противовесэтому, операционнотехническаясторонадеятельности, когнитивнопознавательнаясоставляющаясознания иинформационноинтеллектуальной сфераличностисоставляютодно понятийноеполе с «технической революцией», «роботизацией»человечества. Интересно отметить, что на форуме в Давосе, продолжая и поддерживая во многом идеи К.Шваба, президент Швейцарии ‬ШнайдерАмманн в своем программном выступлениив качестве мер противодействия негативным последствиям новой технической революции назвал образование, призвав правительства и мировой бизнес к инвестициямв него. Образование как интегрированный процесс обучения и воспитания, как процесс передачи и освоения человеком культуры общечеловеческих и профессиональных значений и смыслов, не смотря на современныетенденциивхождения в рыночныеотношенияи превращения в «услугу», попрежнему продолжает восприниматься как оплот гуманитарных ценностей, как путьдуховного воспроизводства. Общественным сознаниемобразование по определениюнаделяется «сердцем и душой». Где же«сердце идуша» современного отечественного технического образования, призванного противостоять возможной «роботизации»человека? Постараемся ответить на этот вопрос, опираясь на результаты наших исследований, выполненных в рамкахконцепциипсихологического сопровождения студентов в ситуации выбора имитраектории профессионального образования. Современный студент в условиях уровневого образования имеет возможность поэтапно прокладывать свой путь в профессиональную жизнь, выбирая на каждом этапе индивидуальную траекторию своего профессионального образования. Так процесс профессиональногообразования по направлению «Строительство»предполагает по истечению двухлет обучения необходимость выборастудентом профиля образования (строительнойспециальности), а при поступлении в магистратуру или перед трудоустройством необходимость выборавида деятельностив рамках профессии(проектной, производственноорганизационной, научнопедагогической). Результаты наших исследований, проводимых в течениеряда лет на разных выборках студентовстроителейпоказали, что большая половинастудентов при переходе на новый уровень образования,находясьв ситуации выбора траектории своего образования, переживаютэтот выбор так трудный и кризисный период своей жизни. Рассуждая в категориях теории профессиональной идентичности, можно говорить, что большинство студентовнаходятсяна стадии«моратория»или «кризиса выбора» [3].Исследованияпсихологических особенностей студентов в период выбора имитраектории профессионального образования позволилиполучить и некоторые «побочныерезультаты» (термин Я. Пономарёва[4]), имеющиеотношение к заявленной в начале статьи проблеме. Входе изучениясодержания профессиональных установокстудентов 2 курсанаправления «Строительства» в период выбора профиля обучения (строительной специальности) были получены результаты, отраженные в таблице1и на рисунке 1.



Рис 1. Гистограмма преобладания профессиональных установок студентов при выборе профиля обучения





012345678нерешит/решитрацион/импулпрестиж/интересоптимиз/реализмзависим/независТаблица 1Профессиональные установки студентов при выборе профиля обучения ( n=70)

ФакторВысокие значения Среднее(М)Низкие значенияСреднее (М)Нерешительностьнеуверенность, плохая информированность о специальности 2,60решительность, уверенность 4,65Рационализмрассудочность, готовность действовать по плану6,10импульсивность, неосновательность1,53Престиж ориентация на материальную оплату труда6,03интерес к специальности, независимость от материальных факторов1,76Оптимизм идеализация, «юношеский максимализм»7,34реализм профессионального выбора0,96Зависимость несамостоятельность, податливость, социальная незрелость 4,00независимость в профессиональном выборе3,15

Как видно из табл. 1и рис.1 наиболее выраженными профессиональными установками в ситуации выбора профиля обучения оказываются оптимизм, рационализм и ориентацияна престиж строительной специальности. Таким образом,большинству студентов свойственна идеализация профессионального будущего и «юношеский максимализм», а также готовность действовать по плану,рассудочность и ориентация на социальный престиж строительной специальности,высокий уровень материального вознаграждения труда.

Результаты корреляционного исследования взаимосвязи профессиональных установок отраженыв табл. 2. Таблица 2Взаимозависимость профессиональных установок студентов при выборе профиля обучения ( n=70)

Фактор

НерешительностьРационализмПрестижОптимизмРационализм0,148

1

Престиж0,184

0,391*1

Оптимизм0,380**

0.1640,315**1Зависимость0,481*

0,1050,368**0,118Примечание *P0,001; **P0,01

Как видно из табл.2наиболее сильная положительная корреляционная связь выявлена между факторами «престиж» и «рационализм»и между факторами«нерешительность» и «зависимость».Таким образом, студенты считают, что логически верно и правильно ориентироваться на социальный престиж профессииивысокий уровень материального вознаграждения, апри неуверенности в профессиональном выборе, при отсутствиичетких представлений и критериев, касающихся профессионального будущего,признаютсвою несамостоятельность, податливость и зависимостьот других.

Важным для нас «побочным» результатом исследования стало то, что в трудной ситуации выбора студентосознает необходимость помощи другогочеловека. Кто же этот другой?В чём его особая роль? Какими свойствами он должен обладать, чтобы содействовать правильному выбору? Ответына этивопросытребуют, прежде всего, полного осознанияобщих психологических механизмов любого личностного выбора, а также обоснования самой возможности вмешательства другогов процесс личностного выбора.

Любое содействиеили воздействие‬это, по сути, вмешательство в жизнь человека, в данном случае ‬вмешательство в процессличного выбора. Однако выбор ‬это ситуация проявление свободы человека, его самобытности, только его возможности прокладывать в жизни свой неповторимый индивидуальный путь.Нередко, говоря о ситуациивыбора в жизни человека, возникает образ дороги и развилки на ней. Устойчивые выражения типа: «выбрать свою дорогу в жизни», «идти своим путем», только подтверждают это. Чтобы выбрать правильную дорогу, надо знать,куда вообще ты идешь, надо знать общее направление. На реальной дороге нам помогают не сбиться с путиориентиры или указатели. Если нет их на развилке дорог, то возникает задержка в пути, мучительные переживания и вопросы: «Куда идти? Что делать?» Вот образ, которыйдан в работахЛ. С. Выготского: когда не знают, как поступить и чтобы прекратить мучительные переживания, связанные с выбором,дляпринятия какоголибо решения,бросают жребий: « …орел или решка?»[5]. Примеры из реальной жизни показывают, что во всех ситуациях выбор человека опосредован. Такие психические явления,как знания, принципы, идеи, цели, мотивы, образы будущего, личностные смыслы,являясь психологическимисвойствами, могут внутренне опосредовать выбор личности. Психологическая сущность переживания трудности процесса выбора ‬это мучительные поиски ориентира, поискипосредника. Личностные смыслы, идеи, ценности и принципы не могут быть найдены как вещи, внешние объекты, так как они суть ‬психологические (внутренние) свойства, но их носителями являются вполне реальные люди. В «Кредо» Эриха Фромма есть такие строки: «Я убежден, что воспитание означает знакомство молодежи с лучшим из наследия человечества. Но так как большая часть этого наследия выражается словами, то воспитание эффективно, если эти слова обрели реальность в лице учителя, в практике и в устройстве общества. Только материализованная во плоти идея может оказать влияние на человека; идея, которая осталась лишь словами, способна изменять только слова»[6, С.214].Поэтому поиск ценностей и принципов, как внутренних средств в ситуации выбора,оборачивается поиском их носителя. Посредникв ситуации выбора ‬это другой человек. Идея поиска человека как поиска живогоидеала в ситуации принятия жизненно важного решения нашласвое блестящее художественное воплощение в романе Ф. М. Достоевского «Подросток», в основе сюжетакоторого духовнонравственные искания молодого человека, девятнадцатилетнегоюноши Аркадия Версилова[7].

Самимназваниемромана ‬«Подросток»автор подчеркивал открытость и душевную чистоту героя, а такжевозможность и необходимость для молодого человека девятнадцатилет расти, но расти,прежде всего,не физически, а нравственно.

Зачин романа это приезд главного герояв Петербург для того, чтобы впервые увидетьсвоего настоящего отца. Интрига романа в том, чтовподкладке сюртукаАркадияВерсиловазашито важное письмо, и многиепереживания Аркадия связываются с необходимостью принятия решения о том, кому же передать это письмо. Ему предстоит сделать непростой выбор,от исхода которого зависит будущностьиего самого и многих влиятельных жителей севернойстолицы. Но для принятия столь важного решения подростку необходима «руководящая идея», еёто и пытается найти герой романа. И хотя герой романа приезжает в Петербург с изначальной идейбыстрого обогащения, но верный ей скорее на словах, чем в реальном поведении,он отчаянно пытается найти подлинную руководящую идею вреальном обществе. Смущаясь от хаоса общественной жизни, подростокищет руководящего совета, ищет опору в конкретном человеке. Поиск и желание встречи с отцом приобретает для молодого человека характер поиска «духовного отцовства». Живые диалоги с фактическими приемным отцамистановятся урокамидуховных исканий, и именно они подвигают его к окончательномунравственномурешению.Из процесса непосредственного общения зарождается в герое образжелаемого будущего.В итоге трудная нравственная проблема, связанная с припрятанным письмом, «Что делать? Какпоступить?»,легкои по совести разрешается АркадиемВерсиловым. Великая идея не может быть эгоистическойи корыстной, не может лежать вне общего со всем народом дела, не может лежать вне исторического путиродины

это те мысли, к которым,по мнению исследователя творчества великого писателя, Ю.И. Селезнёва,подводит Достоевский своего героя и читателей романа[8].

Современныедевятнадцатилетние «подростки», как показали результаты вышеизложенныхисследований,удивительным образом психологически схожи с героем романа Достоевского. Им свойственната же открытость мируи оптимистичность в восприятии будущего, та же конформная ориентация на социальный престижи материальный достаток,но и та же потребность в помощи другогов трудной ситуации неопределенности.

Теоретикометодологической основой психологической концепциипомощи студенту в ситуации выбора, на наш взгляд,может стать культурноисторическая теория психического развития Л. С. Выготского, а психологические механизмы принятия личностью решения в ситуации выбора и механизмы психологического сопровождения этогопроцесса рассмотрены в категориях онтологии развития, выделенныхБ.Д. Элькониным[9]. Ситуация необходимости принятия решения студентом при выборе им траектории профессионального образования ‬это «социальная ситуация развития», это событие, как вызванный внешними социальными условиями поворотный, кризисный этап жизнедеятельности личности, на котором происходит некий «скачок», вызванныйконфликтом«наличной» и «идеальной» форм. Процесс выбора, ярко переживаемый личностьюкак трудный и мучительный процесс принятия решения ‬есть субъективное отражение самого процесса развития как результата внутренней работы субъекта по овладению регуляторами, ориентирами своего поведения (процесс ценностносмысловой перестройки личности), как процесс преодоления «наличной, реальной» формы «идеальной» формой. Согласно Б.Д. Эльконину, «событие» как синоним акта развития, и как явление «идеальной» формы, не может быть следствием естественного разворачивания жизни, а знаменует разрыв в нем и требует усилий, средств и специальной организации. Это и может быть воплощено в процессе психологического сопровождения личности в ситуации выбора. Сущность психологического сопровождения студента в ситуации выбора ‬процесс осуществления посредничества или посреднического действия.Рассмотрение жетеоретической сущности осуществления посреднического действия позволит сформулировать и принципы реализации психологического сопровождения студента в ситуации выбора. В частности, преподавателяв ситуации выбора можно рассматривать как посредника,который согласно Б. Д. Эльконину, «одновременно двуадресованная персона», так как он обращен к другим людям и к Идеалу. Это позволяет констатировать необходимость, с одной стороны, активной позиции преподавателякак посредника в ситуации выбора, а неотстраненности,как это показали наши исследованияреального состояния дел в вузе[10], а с другой стороны,воплощения преподавателем своей личностью «идеальной» формы, как «пересечение совершенства с наличностью».

Таким образом, впроцессе профессионального самоопределения и профессионального становления,особенно в кризисные периоды, студент нуждается в другом человеке, которыйвыступает живым носителем профессиональных ценностей и общечеловеческих смысловтруда, как общественно полезного дела,который воплощает собойдля студента образ желаемого будущего, будущего, в котором современная техника и технологии не становятся самоцелью, а являются средствами совершенствования человека, приближенияего кнравственному идеалу, особыми путями раскрытия«исторической, общественной, подлинно человеческой сущности человека»[11]. Преподаватель вуза, занимающий активную, а не отстраненную позицию по отношению к вопросам профессионального самоопределения студентов, имеющий четкие моральнонравственные принципы, воплощающий своей личностью ценности профессии может выполнять посредническую функцию в ситуации выбора студентом траектории профессионального пути. И если передача профессиональных знаний может быть переложена на вещественные информационные источникии даже роботизирована, то передача профессиональных и общечеловеческих ценностей и смыслов труда может быть осуществлена только в процессе непосредственного человеческого взаимодействия, и именно внем«душа и сердце» профессиональногообразования, в нем противодействие «роботизации» человечества.

Ссылки на источники1.Мануков, С. Четвертая промышленная революция грозит взорвать мир/ Сергей Мануков // www.expert.ru/2016/01/21/chetvertayapromyishlenayarevolyutsiaya/2016 [Дата обращения 27.01.2016].2.Леонтьев,А.Н. Избранные психологические произведения в 2т [Текст ] / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика.1983г. Т.2. ‭320 с.3.Зинина, С.М. Профессиональная идентичность студентов и их отношение к профессиональному будущему [Текст]/ С.М. Зинина // Приволжский научный журнал, ‬2015. №4. ‬С. 183188.4.Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст ] / Я.А. Пономарёв. М.: Наука. ‬1976. ‬304с. 5.Выготский, Л. С. Собрание сочиненийв 6 т. [Текст ] /Л.С. Выготский,под ред. А. В. Запорожца. ‭М.: Педагогика, 1982‭1984. Т. 3: Проблемы развития психики / Под. ред. А. М. Матюшкина. ‭1983. ‭369 с.6.Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм СПб.: Азбукаклассика. ‬2004. ‬222с.7.Достоевский, Ф.М. Подросток [Текст]/ Ф.М. Достоевский. ‬М.: Современник.1987.544с.

8.Селезнев,Ю.И. Мысль семейная мысль народная :предисловие к роману// ДостоевскийФ.М. Подросток: Роман М.: Современник. 1987. С.520. 9.Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст]/ Д.Б. Эльконин. М.: Тривола. ‬1994.‭168 с.

10.Зинина, С. М. Роль преподавателя в повышении эффективности профессиональноличностного самоопределения студентов [Текст] / С. М. Зинина // Великие реки 2014: Труды конгресса 16го Международного научнопромышленного форума: в 3х томах. Том. 2/ Нижегор. архитектур.строит. унт. Н. Новгород, 2014. Т. 3. С. 244246.11.Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. М.: АН СССР.1957.